Домой Ягоды Как ликвидировать некоммерческую организацию. Ликвидация автономной некоммерческой организации

Как ликвидировать некоммерческую организацию. Ликвидация автономной некоммерческой организации

Под автономной некоммерческой организацией (АНО) понимается хозяйственный субъект без членства. Существование такого предприятия поддерживается за счет взносов, которые поступают на добровольной основе. Основной целью организаций автономного типа является не получение прибыли, а обеспечение специфических направлений инфраструктуры. АНО сегодня это учреждения здравоохранения, спорта и культуры. Некоммерческие организации имеют особый налоговый статус, присвоение которого дает право получения государственных льгот.

Основы деятельности автономных некоммерческих организаций:

  • Лица из состава учредителей, которые внесли имущество в качестве взноса в уставный капитал, теряют на него право. Объекты переходят в собственность курируемых ими организаций;
  • Учредители и сама организация не являются взаимозависимыми, в связи с чем не несут ответственности по результатам деятельности (обязательствам);
  • Юридические владельцы АНО согласно законодательству, осуществляют надзор за созданными ими предприятиями. Эта норма применяется и в том случае, если учредителями являются юридические лица (субъекты Федерации или муниципальные образования). Основное требование к органу управления – это наличие в коллегии не мене двух человек. Также должен быть создан исполнительный орган (директор).

Решение о ликвидации автономной организации

В случае, если возникает необходимость в прекращении деятельности АНО с некоммерческим уклоном, придется соблюсти установленную законодателем процедуру. Алгоритм ликвидации из реестра юридических лиц подразумевает проверку финансового-хозяйственной деятельности, уведомление контрагентов и подготовку пакета документов. Особое внимание к деятельности АНО объясняется применением льготного режима налогообложения. Правда, за учредителями сохраняется право не разглашать реальных причин закрытия предприятия.

Тем не менее, частыми причинами закрытия автономных некоммерческих предприятий являются отклонение от основной цели, невозможность выполнения основных задач, нарастающая финансовая нестабильность и даже банкротство.

Полный перечень условий, при которых становится возможной ликвидация автономного некоммерческого предприятия:


  • Подготовленные документы;
  • Запротоколированное собрание участников, на котором принято решение о прекращении деятельности АНО;
  • Поданное в установленном порядке уведомление в средства массовой информации о предстоящей ликвидации;
  • После того, как объявление будет активировано, отсчитывается начало процесса закрытия. Срок, установленный законодателем, составляет два месяца;
  • Формирование комиссии, которая будет наблюдать за процессом прекращения деятельности. Также назначается ликвидатор АНО (ответственное лицо, управляющий);
  • Подготовка бухгалтерской отчетности, составление ликвидационного баланса;
  • Составление промежуточного баланса.

Законодательно предусматривается несколько алгоритмов, которые могут использовать учредители для исключения АНО из единого государственного реестра:

  • Предприятие можно закрыть в режиме добровольной ликвидации. Решение принимается учредителями;
  • Прекратить деятельность некоммерческой организации можно с использованием альтернативного варианта. Например, можно закрыться способом поглощений более крупным предприятием;
  • Для АНО подходит вариант реструктуризации;
  • Для автономных некоммерческих организаций допускается закрытие способом смены состава учредителей.

Автономное предприятие некоммерческого профиля может ликвидироваться по решению судебных органов. Тесное взаимодействие с другими организациями на фоне ослабевающего финансирования нередко приводит руководство в тупик. Кредиторы, которые опасаются за свои средства, могут инициировать обращение в суд с требованием принудительно закрыть организацию, которая стоит на пороге банкротства. В этом случае учредители избавляются от необходимости проводить все этапы добровольной ликвидации, ведь причина закрытия становится очевидной.

После того, как управляющий орган АНО получает соответствующее решение, ему следует направить документ в налоговый орган, после чего предприятие будет снято с учета.

В ходе ведения хозяйственной деятельности предприятия тесно сотрудничают с другими юридическими лицами. Нередко единственным выходом из ситуации является закрытие с целью погашения накопившихся долгов. в этом случае может быть инициирована как руководством предприятия, так и кредиторами. Для начала оформления документов на закрытие и подачу объявления необходимо решение суда.

В отличие от обществ с ограниченной ответственностью, в АНО учредители не несут ответственности, в том числе за наличие долгов.

Пошаговая инструкция ликвидации АНО

Закрытие автономных некоммерческих предприятий имеет много общего с действиями при ликвидации остальных типов юридических лиц. Вместе с тем, требование к четкому оформлению документов остается таким же. Наличие ошибок или мелких недочетов может спровоцировать затягивание процесса и повышение внимания со стороны государственных органов, которые осуществляют надзор за сменой юридического статуса предприятий. Ознакомиться с перечнем мероприятий, которые проводят предприятия АНО при ликвидации, можно в актуальной версии Гражданского Кодекса:

  • Учредители оформляют свое решение о ликвидации некоммерческой организации. Именно с протокола начинается процесс подготовки документов для внесения изменений в реестр юридических лиц. На заседании автономной организации принимается ответственное решение, которое заверяется всеми участниками. В последующем протокол должен быть передан в Министерство юстиции. Документируется не только завершающий этап голосования, но и сам процесс голосования;
  • На следующем этапе создается специальная комиссия, в ведении которой будет проверка финансово-хозяйственной деятельности, надзор за оформлением отчетных бухгалтерских документов. На этот же период назначается ликвидатор – независимый эксперт, который отвечает за сопровождение всего процесса;
  • Руководитель проекта ликвидации инициирует обращение в средства массовой информации о намерении закрыть автономное некоммерческое предприятие. С момента официального опубликования проходит два месяца, в течение которых формируется список дебиторов и кредиторов. Намечается план истребования дебиторской задолженности и список очередности погашения имеющихся за АНО долгов;
  • Главным бухгалтером юридического лица проводится проверка финансовых показателей, сводные данные служат для формирования промежуточного баланса;
  • Имеющиеся активы предприятия используются для погашения кредиторской задолженности в порядке установленной очередности;
  • По истечении двух месяцев с момента официального оповещения предпринимателей в средствах массовой информации, подается заявление в налоговую инспекцию. Пакет документов, который прикладывается к заявке, внимательно изучается инспекторами, принимается решение.

После того, как проведены все мероприятия, ликвидатор АНО получает соответствующее уведомление об исключении предприятия из единого государственного реестра.

Документы для ликвидации АНО

Закрытие организации всегда сопровождается сбором целого пакета документов. Этому этапу процесса следует уделить особое внимание, если руководитель АНО не желает попасть в неприятную ситуацию, связанную с затягиванием ликвидации. Стандартный перечень документов, которые должны быть отработаны безупречно. В налоговую инспекцию представляются:

  • Оригинал свидетельства, подтверждающего факт государственной регистрации (ОГРН);
  • Заявление, в котором предприятие выражает свое намерение прекратить существование;
  • Завершающий баланс автономной некоммерческой организации. На отчете уже должна стоять отметка налогового органа, подтверждающая проверку финансово-хозяйственной деятельности;
  • Квитанция или иной документ, который подтвердит уплату государственной пошлины;
  • Справка об изъятии печати, принадлежавшей юридическому лицу или распоряжение о передаче печати;
  • Подтверждения о полных расчетах с негосударственными фондами;
  • Выписка из публикации о ликвидации предприятия;
  • Реквизиты всех учредителей АНО и главного бухгалтера, паспортные данные, ИНН как физических лиц. Особенное внимание следует уделить смене участников в течение отчетного налогового периода;
  • Копии устава организации и государственного реестра.

Стоимость закрытия

При наличии в штате квалифицированных сотрудников, таких как юрист и бухгалтер, процесс оформления документов при ликвидации АНО пройдет без затруднений. Однако при отсутствии таких работников нелишним будет обратиться в специализированные организации. Там не только предоставят опытного юриста, но и предоставят гарантию прохождения всех этапов добровольной ликвидации. Стоимость таких услуг обычно варьируется, составляет от 30000 рублей. Максимальная стоимость договора аутсорсинга может меняться в зависимости от объема работ и уровня фирмы. АНО с долгами надо будет готовить большую сумму.

Государственная пошлина за совершение официальной регистрации юридических лиц остается в разумных пределах. Так, в числе документов для снятия с учета квитанция об оплате 400 рублей. Именно столько понадобится для оплаты.

Последствия ликвидации АНО в сравнении с другими видами некоммерческих предприятий

По общему правилу, руководящий состав автономных некоммерческих предприятий не может быть привлечен к ответственности. Вместе с тем, конкретный перечень взысканий можно изучить в руководящих документах, которые регламентируют порядок существования того или иного типа предприятия:

  • Для общественных и религиозных объединений, фондов, некоммерческих партнерств и потребительских кооперативов. Члены и участники не отвечают по обязательствам предприятия (притязаниям кредиторов);
  • Для частных учреждений предусматривается ответственность по обязательствам, которые стали следствие ведения предприятием финансов-хозяйственной деятельности. Если для погашения кредиторской задолженности недостаточно средств в активе юридического лица, на возвращение долгов могут привлекаться средства учредителей или их имущество;
  • АНО независимы от финансового состояния своих участников;
  • Ассоциации или союзы не отвечают по финансовым обязательствам своих учредителей, но участники несут субсидиарную ответственность по долгам своих предприятий. Уровень взысканий определяется учредительным договором;
  • По товариществам собственников недвижимости также не предусматривается наступление ответственности по обязательствам организации.

Ликвидация АНО – установленный законодателем порядок исключения организации из списка юридических лиц. Основной причиной для принятия такого решения является стратегический просчет руководства. Вместе с тем не стоит воспринимать закрытие в качестве спасительного круга при наступлении кредиторов. Ликвидация всегда сопровождается тотальной налоговой проверкой. По этой причине руководителям коммерческих (некоммерческих) проектов всегда стоит думать о своей репутации при ликвидации предприятия и стараться сдать организацию налоговой без последствий.

Юлия Чувикина, руководитель отдела регистрации и ликвидации ЮЛ и ИП Юридического бюро ""Константа""

Некоммерческие организации создаются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено их учредительными документами. Они могут осуществлять свою деятельность сколько угодно долго, но также может возникнуть необходимость деятельность прекратить и начать ликвидацию некоммерческого образования.

Если возникает такая необходимость, для начала нужно понять, какой результат Вы хотите получить в итоге. Под ликвидацией действующее законодательство понимает прекращение деятельности юридического лица без передачи прав и обязанности третьим лицам. Простыми словами в результате проведения процедуры ликвидации в реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации и не остается правопреемника. В других случаях, когда подобной записи нет, о ликвидации говорить нельзя, все остальное псевдоликвидация. К такого рода псевдоликвидации можно отнести предложения реорганизовать НКО или просто сменить руководителя и адрес НКО.

Сначала о ликвидации НКО

Ликвидация некоммерческой организации осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях", ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Вообще ликвидацию некоммерческой организации можно разделить на два вида: добровольная и принудительная ликвидация.
Официальная добровольная ликвидация подразумевает ликвидацию НКО по решению органов управления НКО. Процедура очень схожа с добровольной ликвидацией коммерческих организаций, но отличается значительно большими сроками и проведением тщательной проверки со стороны Минюста. Важно помнить основные этапы при добровольной ликвидации НКО:
– необходимо уведомить о принятии решения о закрытия НКО и пройти проверку в следующих инстанциях: управление Минюста, инспекция ФНС по месту учета и регистрации некоммерческой организации, территориальных подразделениях внебюджетных фондов;
– разместить объявление о ликвидации в Вестнике государственной регистрации;
– осуществить расчеты с кредиторами (при их наличии);
– пройти налоговую проверку, сдать промежуточный и ликвидационный балансы.

Следует обратить внимание, что по некоторым формам НКО решение о ликвидации может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц. Речь идет о фондах. Особенности принятия решения о ликвидации также могут быть установлены и уставом организации.
Заканчивается процедура ликвидации внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ее из реестра в связи с ликвидацией.

Принудительная ликвидация является последствием юридических действий государственных органов: суда, прокуратуры, федеральной налоговой службы и иных органов. Причинами принудительной ликвидации могут послужить неоднократные и значительные нарушения закона некоммерческой организацией, например, осуществление неразрешенной для данной организационно-правовой формы деятельности, противоречие деятельности организации ее уставным целям, нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц иными способами, наличие неустранимых ошибок, допущенных при регистрации юридического лица. Особое внимание следует обратить на такое основание как осуществление деятельности, противоречащей уставным целям некоммерческой организации.

Реорганизация НКО

Процедура прекращения деятельности (закрытия) НКО через реорганизацию в форме присоединения или слияния так же очень похожа на слияния/присоединение коммерческого общества. То есть желающая прекратить деятельность НКО прекращает свою деятельность путем передачи всех свои обязанностей, прав и долгов другой НКО – правопреемнику. При данной процедуре налоговая проверка на сегодняшний день не проводится. Порядок реорганизации:

– принятие решения о реорганизации;
– уведомление регистрирующих и налоговых органов о реорганизации;
– размещение двух объявлений о реорганизации с периодичностью в один месяц в Вестнике государственной регистрации.

Отличие от слияния/присоединения коммерческих организации – это сроки процедуры: общий срок будет больше в два раза (5-6 месяцев), ну и, конечно, для подобной процедуры нужно иметь в наличии или предварительно зарегистрировать некоммерческую организацию той же формы, что и прекращающая деятельность (в пару под реорганизацию).

В качестве альтернативной формы закрытия НКО можно также рассматривать и реорганизацию в форме преобразования. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Преобразование НКО в коммерческую организацию можно рассматривать и как предварительный этап перед реорганизацией в форме слияния/присоединения, для того, чтобы избежать сложностей при регистрации НКО (в пару перед реорганизацией). Т.е. после преобразования НКО в хозяйственное общество (например – ООО, АО) далее проводить реорганизацию уже двух коммерческих организаций. Вот здесь есть ряд ограничений, установленных ФЗ "О некоммерческих организациях". Законодатель четко обозначил формы некоммерческих организаций, которые могут быть преобразованы в хозяйственное общество: это некоммерческие партнерства, частные учреждения, фонды (не всех типов, нужно смотреть направленность фонда, например, благотворительный фонд по закону о благотворительности не может быть преобразован в хозяйственное общество).


Краткая сводка, по некоторым (наиболее распространенным) формам НКО


Форма НКО

Инициатор ликвидации / реорганизации

Имущество ликвидируемой НКО

Формы реорганизации

Фонд

Заинтересованные лица путем подачи соответствующего заявления в суд

Имущество направляется в соответствии с учредительными документами фонда на цели, в интересах которых он был создан, и (или) на благотворительные цели

Преобразование – необходимо смотреть направленность фонда, (например, если это благотворительный фонд, то по закону о благотворительности фонд не может быть преобразован в хозяйственное общество)

Некоммерческое партнерство (НП)

Имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом

Слияние, присоединение, разделение, выделение.

Преобразование возможно в фонд, автономную некоммерческую организацию, в хозяйственное общество

Автономная некоммерческая организация (АНО)

По решению высшего органа управления

Слияние, присоединение, разделение, выделение.

Преобразование возможно только в фонд

Учреждения (частные)

По решению собственника

Передается его собственнику

Слияние, присоединение, разделении, выделение.

Преобразование возможно в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество

Ассоциации/ союзы

По решению высшего органа управления

Имущество направляется в соответствии с учредительными документами организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели

Слияние, присоединение, разделение, выделение.

Преобразование возможно в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию, некоммерческое партнерство или фонд

Смена руководителя, адреса в НКО

Для закрытия коммерческих организаций часто предлагается простое переоформление компании на трех лиц (смена учредителей, исполнительного органа и адреса). Такая форма закрытия сама по себе сомнительна, плюс не во всех некоммерческих организациях возможно провести подобные изменения.
Например, если есть привязка к территориальности организации, такие как ТСЖ (признак территориальности обязателен), адрес уже сменить невозможно.

Смена учредителей также не везде возможна. В НКО, основанных на членстве (некоммерческое партнерство, ассоциации, союзы), после государственной регистрации учредители принимают статус членов организации, и организацией ведется внутренний реестр. В таких организациях смена членов вполне возможна. Что до остальных, то нужно рассматривать конкретную форму НКО, чтобы понять насколько это возможно. Для примера, в частных учреждениях, учредитель одновременно является и собственником имущества, которое он передает учреждению на праве оперативного управления.
Относительно смены исполнительного/руководящего органа в НКО, такое возможно. Единственное ограничение, практически по всем формам НКО исполнительным/руководящим органом не может выступать Управляющая организация, что так распространено на сегодняшний день в коммерческих организациях.

Процедура ликвидации некоммерческой организации представляет собой сложный и многоэтапный процесс, который требует знаний законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.
Каждая ликвидация некоммерческой организации имеет свои нюансы и особенности, в зависимости от ее организационно-правовой формы.
В нашей статье речь идет, прежде всего, о добровольной ликвидации. Ликвидация считается добровольной, если решение о ликвидации самостоятельно принято на то органом юридического лица или учредителями.

Упрощенно процедуру ликвидации можно разделить на следующие этапы:
Принятие решение о ликвидации→формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора)→публикация сообщения о ликвидации в органах печати→составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса→осуществление расчетов с кредиторами→составление и утверждение ликвидационного баланса→государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

После принятия решения о ликвидации у некоммерческой организации возникает обязанность в течение трех дней сообщить об этом в уполномоченных государственный орган для внесения в реестр юридических лиц сведений о том, что некоммерческая организация ликвидируется.

При реализации первого этапа ликвидации некоммерческой организации в уполномоченный орган подаются следующий комплект документов:
1. Уведомление о ликвидации (в настоящее время в одном уведомлении есть возможность подать сведения, как о самой ликвидации, так и сведения о ликвидационной комиссии (ликвидаторе)*. Оригинал, заверенный нотариально и копия, заверенная заявителем.
2. Решение органа юридического лица, принявшего решение о ликвидации – 2 экземпляра (всего необходимо изготовить три экземпляра решения, так как один должен остаться в организации). Результат первого этапа: получения листа записи о том, что организация находится в процессе ликвидации

Желательно заранее, с целью экономии времени, подготовить расписку нового образца, которую можно скачать с нашего

Второй этап ликвидации представляет собой размещение в органах печати сообщения о ликв идации некоммерческой организации. Таким органом печати является журнал «Вестник государственной регистрации».
Проще всего для размещения сообщения о ликвидации некоммерческой организации воспользов аться специальным сервисом указанного журнала, в котором сообщение о ликвидации формируется в автоматическом режиме.
Сообщение о ликвидацию должно содержать сведения о ликвидируемой некоммерческой организации, такие как наименование, адрес местонахождения организации, а также порядок и срок предъявления требований кредиторов. При этом срок предъявления требований кредиторов к ликвидируемой некоммерческой организации не может быть менее двух месяцев со дня публикации сообщения о ликвидации некоммерческой организации.
После истечения срока для предъявления требований кредиторов составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах рассмотрения требований кредиторов.

На втором этапе ликвидации некоммерческой организации в полномочный орган предоставляются следующие документы:
1. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (оригинал+копия).
2. Протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса – 2 экземпляра (всего необходимо изготовить 3 экземпляра, чтобы один остался в организации).
3. Промежуточный ликвидационный баланс – 2 экземпляра с отметками территориального налогового органа.
4. Документ, подтверждающий публикацию сообщения о ликвидации некоммерческой организации в журнале «Вестник государственной регистрации» (выписка из журнала).
5. Расписка (опись документов). Рекомендуется заполнить расписку заранее (бланк расписки можно скачать выше).

Внимание! Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и сам промежуточный ликвидационный баланс составляются и подаются в уполномоченный орган только после истечения срока для предъявления требований кредиторов (не менее двух месяцев).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который также как и промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями ликвидируемой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

На третьем завершительном этапе ликвидации некоммерческой организации в уполномоченный орган предоставляются следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией, заверенное в нотариальном порядке+копия.
2. Протокол об утверждении ликвидационного баланса – 2 экземпляра (всего изготавливаем три экземпляра).
3. Ликвидационный баланс – 2 экземпляра.
4. Документ об уплате госпошлины за государственную регистрацию ликвидации, которая составляет в настоящее время - 800 руб.
5. Справка из Пенсионного фонда, подтверждающая отсутствие задолженности по обязательным платежам.
6. Копия листа из журнала «Вестник государственной регистрации», в котором опубликовано сообщение о начале процедуры ликвидации – 2 экземпляра.
7. Документ об уничтожении печати – 2 экземпляра.
8. Подлинник Устава ликвидируемой организации и Свидетельства о государственной регистрации.
9. Расписка (опись документов).

После принятия решения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации субъекта РФ в связи с ликвидацией некоммерческой организации документы направляются в регистрирующий налоговый орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
В общем случае имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, в интересах которых была создана некоммерческая организация или на благотворительные цели. Однако существуют исключения для отдельных видов некоммерческих организации. Например, имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено учредительными документами учреждения, а имущество некоммерческого партнерства подлежит распределению между его членами пропорционально их имущественным взносам.
Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация-прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

*Подготовить соответствующие уведомления и заявления, необходимые при ликвидации некоммерческой организации поможет "Программа подготовки документов для государственной регистрации", которую можно скачать с сайта Федеральной налоговой службы.

Ликвидация некоммерческой организации - пошаговая инструкция 2018 – 2019 года, которой посвящена наша статья. Мы расскажем обо всех основных действиях при ликвидации и особенностях, предусмотренных для НКО. Они касаются имущественных вопросов.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2018 - 2019 году

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия - формирование, состав, полномочия» .
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Полномочие

Срок осуществления

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

После ее создания

П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Публикация объявления о начале процедуры

После направления уведомления о ликвидации

П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде

В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве

П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ

Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке

По истечении 2 месяцев после публикации

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

П. 1 ст. 49 НК РФ

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/25@

В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.

Участники (учредители) обязаны:

  • В 3-дневный срок сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
  • Утверждать ЛБ (пп. 3, 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ). При уклонении от этого ликвидатор вправе обратиться в суд (см. решение Снежинского горсуда Челябинской обл. от 21.09.2017 по делу № 2а-482/2017).

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Возникает вопрос: как поступить в этом случае?

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.

Распределение имущества НКО после ликвидации

Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
  2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
  3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Порядок регистрации ликвидации НКО

Завершая процедуру, ликвидатор обязан представить в Минюст:

  • заявление по ф. 16001, подпись в котором должна быть заверена нотариусом;
  • квитанцию или платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины в размере 400 руб. (подп. 1, 3 п. 1 ст. 333 НК РФ);
  • подтверждение подачи в ПФ РФ сведений пенсионного учета (согласно п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ представляются в течение 1 месяца после утверждения промежуточного ЛБ) и информации о допвзносах, перечисленных в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах…» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.

Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст. 8 закона № 129-ФЗ). Порядок взаимодействия Минюста и ФНС РФ утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343.

Отказ в приеме документов не допускается (п. 47 Адмрегламента), однако возможен отказ в предоставлении госуслуги по регистрации ликвидации в случае, если решение принято неуполномоченным органом и по др. основаниям, предусмотренным ст. 23 закона № 129-ФЗ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Таким образом, добровольная ликвидация НКО проводится на основании решения ее учредителей (участников). Основные действия при проведении процедуры (публикация, расчеты, распродажа имущества, представление документов и др.) возлагаются на избранного участниками ликвидатора.

При недостатке имущества он обязан инициировать банкротство. Оставшееся после ликвидации имущество, как правило, не распределяется между участниками, а направляется на уставные или благотворительные цели, если иное не предусмотрено специальными нормами.

Новое на сайте

>

Самое популярное