Четыре интересных игры для застолья
Корчма казачья

Когда гости уже наелись досыта, им обязательно захочется развлечься. Создать веселое настроение помогут незамысловатые игры. Все, что для них понадобится, найдется в любом доме.


Мост Леонардо да Винчи

Потребуется побольше однообразных палочек. Идеально подойдут сделанные из древесины, например, большие спички или карандаши. Степень сложности задания зависит от толщины, длины, материала, устойчивости к скольжению и т. д.


настольные игры
Мост Леонардо да Винчи собирается без единого гвоздя

настольные игры
Схема сборки моста


Задача непростая: разделенные на группы участники должны построить мост Леонардо да Винчи. Палочки необходимо расположить так, чтобы конструкция напоминала известный проект универсального гения. При этом нельзя пользоваться вспомогательными средствами, например, клеем или скотчем.

Мост сооружается на участке определенной длины. Выделяется время на подготовку и реализацию. Чтобы усложнить работу, можно запретить переговариваться во время строительства.


настольные игры
Самый простой вариант моста можно сделать даже из палочек печенья


Сдувание карт

Для этой игры необходимы колода игральных карт, бутылка и спиртное, лучше всего не слишком крепкое.

Подготовка:

  1. Карты складывают так, чтобы чередовались черная и белая масти.
  2. В центре ставят бутылку и кладут на нее стопку лицевой стороной вверх. Всем участникам наливают напиток.

Основные правила:

  1. Игроки по очереди пытаются сдуть с колоды карту. Каждый из них делает за ход по одной попытке.
  2. Если удалось сдуть одну штуку, то ход переходит к следующему участнику. Упало две — штрафной глоток, а ни одной — два глотка.
  3. Если с бутылки рухнула вся колода, то выпить придется все, что осталось в стакане.
  4. Упавшая стопка возвращается на место, и игра продолжается.


настольные игры
Сдувание карт со стопки


Дополнительные правила:

  1. Когда в колоде осталось три карты, сдувший их делает единственный глоток.
  2. В случае ошибки игроку дается дополнительный шанс. Получится у него сдуть одну карту — пить не нужно, а потерпел неудачу — стакан до дна.

Игра хороша тем, что имеет варианты. Можно модифицировать правила так, что пить придётся не очень часто:

  1. Выпить должен тот, кто сдует туза.
  2. Если на стол лицевой стороной вверх упадет валет, игра продолжается не по часовой, а против часовой стрелки.
  3. Чтобы страсти быстрее накалились, используется 21 карта.
  4. Можно превратить это развлечение в игру в фанты: кто сдует последнюю карту, задает задание.


Ловец

Правила игры просты.

Игроки держат руки под столом и передают друг другу монету (не по очереди). Один участник — это ловец, который через какое-то время выкрикивает команду. Монета должна побывать до этого у нескольких человек.

Команду выполняют все, включая того, у кого она оказалась. Игрок не выпускает добычу из рук, а ловец пытается угадать, у кого монета. Если получилось, обладатель монеты занимает его место, и процесс продолжается.


настольные игры
Во время выполнения команд владелец монеты пытается спрятать её от ведущего.
Если ловец легко находит монету, возьмите другую — поменьше


Примеры команд:

  1. Изобразить паука: обе руки касаются стола кончиками пальцев и "ползают" туда-сюда.
  2. Показать лося: ладони с сомкнутыми пальцами (рога) приложить к голове, повернув их внутренней стороной вперед, и зареветь.
  3. Шлепок: быстро стукнуть открытыми ладонями по столу. Спрятавший монету старается выполнить задание так, чтобы не раздался звон.

Варианты:

  1. Чтобы создать напряжение, ограничивают время передачи из рук в руки.
  2. Когда людей много, увеличивают число монет.


Слепой художник

Понадобятся бумага, карандаши, повязка на глаза.


настольные игры
Картины, нарисованные «слепым художником», можно сохранить на память или повесить на стену


Подготовка:

Ведущий подбирает простой одноцветный рисунок и делает карточки, на которых написаны команды: вверх, вниз, налево, направо, карандаш убрать, карандаш приставить, стоп.

Как играть:

Одному из участников завязывают глаза и дают в руки карандаш и бумагу. Только после этого рисунок оказывается у команды поддержки. «Слепой» должен «скопировать» изображение, не получая никаких словесных указаний от своих помощников. Им разрешено лишь поднимать вверх карточки с командами, которые зачитывает вслух ведущий. «Художник» рисует, следуя указаниям.