Домой Болезни и вредители Классный час на тему развитие интеллектуальной культуры. Классный час "интеллектуальные заморочки". Составление тематического планирования

Классный час на тему развитие интеллектуальной культуры. Классный час "интеллектуальные заморочки". Составление тематического планирования

Программа интеллектуального воспитания действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса. Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося и помощь особо одаренным ученикам класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

интеллектуального воспитания

учащихся 5 «г» класса на 2013 - 2014 учебный год.

Программа интеллектуального воспитания действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса.

Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося и помощь особо одаренным ученикам класса.

Важнейшим направлением данной проблемы является реализация предложенной программы, которая показывает, что каждый ученик должен знать, что любое его увлечение, любой его интерес всегда будут приветствоваться в стенах нашей гимназии, и поддержаны всеми учителями.

Большая роль в нашей программе отводится внеурочной работе, что позволяет нам развивать познавательную активность ученика в различных образовательных областях: умственное воспитание; экологическое воспитание; физическое воспитание.

Цель воспитания: раскрытие, развитие и реализация творческих способностей в максимально благоприятных условиях учебно-воспитательного процесса.

Программа интеллектуального воспитания является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенные формы, методы и приемы. Решение проблем интеллектуального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы и игры и т.п.

Введение

Процесс познания является практически основной частью любого вида деятельности ученика (трудовая, художественная, учебная, прикладная, экологическая и др.) Познавательная деятельность на внеурочных занятиях способствует накапливанию и совершенствованию знаний, а также обогащению досуга ученика, наполняя его социально-ценностным содержанием. Внеурочная познавательная деятельность строится с учётом интересов ученика, на свободном выборе и меняется в зависимости от изменений, происходящих в увлечениях, личных предпочтениях. Реализация данной программы позволяет в свободной, ненавязчивой форме воспитывать учеников читательские вкусы, интерес к знаниям, создаёт атмосферу интеллектуального поиска.

1. Общие положения

Интеллектуальное воспитание является составной частью общего воспитательного процесса нашей гимназии и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность гимназии.

Программа представляет собой документ, отражающей цель, задачи, направления, содержание, и план мероприятий для осуществления работы интеллектуального воспитания учеников класса гимназии на 2013-2014 годы.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными учениками:

1. Принцип создания комфортных условий для совместных работы ученика и учителя.

2. Принцип создания условий для самопознания и реализации каждой одаренной личности.

3. Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.

4. Принцип свободы выбора учениками предметных и творческих кружков, спортивных секций.

5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

2. Цель и задачи интеллектуального воспитания учеников 5 «г» класса.

Цели и задачи Программы

Цель: создать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков ученика во время занятий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Создать целенаправленную систему отбора одарённых учеников;

Создать максимально-благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития учеников класса;

Стимулировать творческую деятельность учеников класса;

Создать условия одарённым ученикам для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности;

Создать условия для становления развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся.

Всесторонне поощрять инициативу учеников, их самостоятельность в учебе, саморазвитии и самовоспитании.

Организовать и провести работу по выявлению и развитию познавательных интересов.

Определить индивидуальные качества и их реализация в образовательном процессе. Роль знаний в жизни человека. Учеба – наш главный труд. Анализ успеваемости за месяц, четверть, год. Что мешает нам хорошо учиться? Роль книги в жизни Роль компьютера в жизни школьника. Учение и школа в жизни великих людей. НОТ школьника. Азбука умственного труда. Участие в предметных олимпиадах, международных интеллектуальных играх.Участие в школьных и районных конкурсах сочинений и др. Постоянный контакт с учителями – предметниками.

3.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ


Интеллектуально-познавательный классный час «Знаешь ли ты…»

5 класс

Классный час проводится в форме игры

Цель:

Развивать познавательные способности учащихся, интерес к познанию окружающего мира.

Задачи:

    Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.

    Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.

Предварительная подготовка:

    Учащиеся определяют игроков команд, выбирают капитанов, названия своих команд.

    Учащиеся готовят оформление класса. Сувениры.

    Определяют темы областей знаний для игры. Например, сказки, страны, природа, литература.

Ход классного часа.

Вступительное слово ведущего.

Представление команд (название команды, девиз).

Гейм1. Кто больше?

Проверяются общие знания участников.

    Назовите символы олимпийского движения. (пять переплетенных колец: белое, красное, желтое, зеленое. черное.)

    Назовите первое животное, побывавшее в космосе. (Собака.)

    Каких полководцев вы знаете? (Суворов, Кутузов, Жуков.)

    Кого можно назвать настоящим туристом? (Того, кто бережет природу.)

    Назовите прибор для определения сторон горизонта. (Компас.)

Гейм 2. Сказки мира.

    Какие сказочные существа живут в сказках? (Великаны, гномы, тролли.)

    Герой, какой сказки пострадал за свое хвастовство? (Колобок.)

    Назовите писателей-сказочников мира. (Гримм, Андерсен, Перро, Гауф.)

    Назовите главных персонажей Солнечного города. (Незнайка, Знайка и т. д.)

Гейм 3. Страны.

    Что такое герб? (символ страны.)

    Назовите главное символьное отличие стран друг от друга. (Герб, флаг, гимн.)

    Назовите цвета флага России. (белый, синий, красный.)

    Что означает СНГ? (Содружество независимых государств.)

    Кто и когда основал Санкт-Петербург? (Петр1, 1703г.)

Гейм.6. Искусство и литература.

    Великий русский баснописец. (И А. Крылов.)

    Великие русские поэты. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.)

    Назовите писателей, произведения которых о природе вы читали в учебниках? (Чарушин, Пришвин, Бианки.)

    Дайте определение слова «пейзаж». (Картина, изображающая природу.)

Гейм 5.

Команды задают друг другу вопросы.

    Назовите хищных птиц. (Орел, ястреб, коршун, беркут.)

    Как зовут домовенка из мультфильма? (Кузя.0

    Цвета радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий. фиолетовый.)

    Происхождение слова «Гостиница». (Гость.)

    Расшифруйте аббревиатуру США. (Соединенные штаты Америки.)

    Чем отличается самка снегиря от самца? (Оперением.)

Конкурс капитанов.

Время для ответов – 1 минута. Победитель определяется по количеству правильных ответов за одну минуту.

    Первый космонавт мира. (Ю. Гагарин.)

    Сколько дней в неделе? (Семь.)

    Количество дней в году. (365 или 366.)

    Продолжительность уроков в школе. (40 минут.)

    Окружение Маугли. (Звери.)

    Любимая мелодия учеников. (Звонок.)

    Столица Англии. (Лондон.)

    Колючий цветок. (Кактус.)

    Животное с самой длиной шеей. (Жираф.)

    Горбатый корабль пустыни. (Верблюд.)

    Сколько часов в сутках? (24 ч.)

    Поющие птицы леса. (Соловей, иволга, дрозд.)

    Откуда появился Хоттабыч? (Из бутылки.)

Поведение итогов, награждение команд и капитанов.

До сих пор одной из приоритетных форм внеклассной воспитательной работы в школе с 1 по 11 класс, выбираемой педагогами и учениками, остается классный час. Это мероприятие, имеющее различные формы и технологии в зависимости от возраста, особенностей учащихся, опыта педагога, а также школьных условий, способствующих самовоспитанию и самореализации детей.

При этом необходимо помнить, что классный час - это не урок , а свободное творческое общение педагога и его воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.

Чтобы определить тематику классных часов , необходимо выделить круг интересующих тем и вопросов из пожеланий учащихся, а затем уже составлять воспитательную программу на учебный год.

Для этого обучающимся, например, в виде анкеты можно предложить несколько тематических направлений, чтобы каждый ученик сделал свой выбор или предложил что-то свое. Очень важно, чтобы в классе был доверительный психологический микроклимат, где дети не боятся высказывать свое мнение или остаться вовсе непонятыми. При таком подходе, классному руководителю удастся узнать больше о проблемах, которые интересуют детей, а не навязывать свою точку зрения.

Естественно, что в начальной школе, учителю придется подталкивать ребят к формулированию своей точки зрения и обозначению круга проблем, но уже к 5 классу дети будут говорить свободно о том, что их волнует и интересует.

При умело поставленной организации воспитательной работы в школе старшеклассники сами будут не только выбирать актуальные темы классных часов, но и готовиться к ним, поднимая вопросы, из которых, по их мнению, они «не выросли».

После этого, можно смело планировать классные часы на весь учебный год, согласно выбранным тематическим направлениям воспитательной работы. Они могут быть такими:

1. Классные часы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников .

Данные классные часы разрабатываются с целью развития умственных способностей обучающихся и повышения интереса к получению новых знаний и образования в целом.

Историческая эстафета

Своя игра по окружающему миру

Брейн-ринг по физике

Интеллектуальная игра: «О, математики!»

Экономическая игра «Морской бой»

Деловая игра: Проценты

Путешествие в страну Информатики

2. Классные часы по трудовому и семейному воспитанию .

Их цель: вовлечение учащихся в различные виды труда и передача опыта, а также осуществление начальной профориентации. Семейное воспитание направлено на укрепление престижа и роли семьи в обществе.

Примерные темы классных часов:

Путешествие в город мастеров

Мир профессий и твое место в нем

Деловая игра: Мы лучшие в своей профессии

3. Классные часы по формированию здорового образа жизни

Они нацелены на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Примерные темы:

Здоровье свое сбережём с малых лет - оно нас избавит от болей и бед

Способы борьбы со стрессом

Хлеб да каша - пища наша

Как Иван был пожарным

Великая тайна господина Витамина

Уважая правила движенья, к Гене мы идем на день рожденья!

4. Классные часы о нравственном воспитании

Целью данных мероприятий является формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, гуманного отношения к окружающим и культуры общения, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, потребности в труде, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Например, такие темы:

Ты и твои друзья

Жизнь дана на добрые дела

Все люди разные, а права у всех одинаковые

Мы в мире вещей

Поведение в театре

Обида. Взаимоотношения с окружающими

5. Классные часы военно-патриотического и правового воспитания

Здесь основной целью является формирование и развитие патриотической личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Примерные темы классных часов:

Урок толерантности с писательницей Ордем Гали

И шли на фронт сибиряки

Дети войны

Легко любить все человечество, соседа любить сумей

Подвигу народа жить в веках

Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается

6. Праздничные классные часы

Это самый популярный вид классных часов в школах. Подготовка к праздникам начинается еще задолго до торжественного дня, и как правило, классные руководители, стараются рассказать об истории возникновения праздника в занимательной форме - конкурсы, КВН, викторины, вечера и т.д. Одним словом, учи и воспитывай, играя!

7. Классные часы по экологическому воспитанию

Это направление становится приоритетным в воспитательной работе школы . Сегодня очень важно воспитание экологически-культурной личности, формирования в ней экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде.

Примеры тем для классных часов:

Экологический КВН

Путешествие в страну экологии

Новогодняя экологическая сказка

Экозанятие: национальная экологическая безопасность

Экологическая сказка: Лес полный чудес!

Земля - наш дом родной!

Игра по экологии: Про зеленые леса, и лесные чудеса!

Подробнее о формах внеклассной работы по экологии можно прочитать

Далеко не секрет, что у классных руководителей не хватает времени на составление и разработку всех школьных мероприятий, поэтому приходится прибегать к поиску информации в сети Интернет.

Надеемся, что наша коллекция классных часов, ориентированная на все возрастные группы детей поможет вам достойно подготовиться к предстоящему мероприятию:

Помните о том, что интересно составленный классный час не только порадует учащихся, пополнит вашу методическую копилку, но и позволит получить от Конспект.ру

Классный час "Интеллектуальные заморочки"

Цели:

Способствовать формированию творческих способностей и интереса к творческой деятельности.

Развивать мышление и речь.

Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами будем с вами работать над развитием речи и мышления. Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Группа делится на команды.

1. “Разминка”

Ответить на вопросы. Вопросы командам задаются по очереди.

1 команда

1.Сколько ножек достаточно стулу, чтобы он не качался? (3)

2. Сколько единиц в дюжине? (12)

3. Часы показывают без 15 минут 12.

4. Меняем часовую и минутную стрелку местами – который час? (9)

5.Приспособление для увеличения скорости плавания (ласты)

6. Ячейка для хранения меда у пчел (соты)

7. Секретное условное слово (пароль)

8.Антоним слова “победа” (поражение)

9. Обладатель языка без костей (болтун)

2 команда

1. Продолжение романа А. Дюма “Три мушкетера” – “… лет спустя” (20)

2.Наименьшее двузначное число (10)

3. Порядковый номер января в своем сезоне? (2)

4. Какая нога собаке ни к чему? (5)

5. Вязкий осадок на дне водоема. (ил)

6. Место в пустыне, где есть вода (оазис)

7. Место захоронения египетских фараонов (пирамида)

8. Ее надел вместо шапки человек рассеянный с улицы Бассейной (сковорода)

2. “Узнай слово”

(Развитие логического мышления)

Вспомните, какие буквы называются гласными. Сколько их в алфавите? Перечислите их. А теперь я предлагаю вам восстановить слова, в которых пропущены гласные буквы. Ответы записываете на листочке. Как только одна из команд заканчивает выполнение этого задания, все прекращают писать слова.

ГР – З - , Г – Л – С, - КЛ – Д, З – М – К, ДР – В - ,

ДР – М - , Ц – Г – Н,

РГ – Н, Л – М – Н

Листочки сдать. Устно проговорить слова.

3. «Необычное чтение»

Команды получают тексты. И дается задание: «прочитать строчки наоборот по словам», «чтение строчек наоборот по буквам», «поочередное чтение слов нормально и наоборот», «чтение только второй половины слов».

Текст 1.

Текст 2.

Текст 3.

После уроков пришла Ира:

Текст 4

Текст 5.

Текст 6.

Переменка “Знаете ли вы?”

Послушайте интересную информацию из раздела “Знаете ли вы?”

Неделя названа так потому, что число 7 (дней) неделимое, т.е. не делящееся без остатка. Потому и назвали период времени, равный 7 дням, НЕДЕЛЕЙ.

Понедельник – это день, который идет после недели, вторник – 2 день недели, среда – третий, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота на языке древний вавилонян значит – шесть.

4. Замените слова в скобках так, чтобы равенство было верным:

1. /МЕРА ВЕСА, РАВНАЯ 16 КГ./ + /НОВОГОДНЕЕ ДЕРЕВО/ (ЕЛЬ) = ПОРОДА СОБАКИ (ПУДЕЛЬ).

2. /ЛЮБИМОЕ СЛОВО ВОРОНЫ/ + /ГЛАВНАЯ КАРТА В КОЛОДЕ/ = ГОЛОВНОЙ УБОР (КАРТУЗ)

КУСОЧЕК (ЛОМТИК ).

4. /НОТА/ + /КОНЕЧНОСТЬ/ = РЫБА (МИНОГА).

СОРТ КОНФЕТ

ФРУКТ (ВИНОГРАД).

АНТИЛОПА (ГАЗЕЛЬ).

8. /ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ СТРАНЫ/ + /ЧАСТЬ СВЕТА/ = УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ГИМНАЗИЯ).

5. Проговори поговорки.

Ребята должны быстро и правильно проговорить скороговорки.

1.ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.

3 . СШИТ КОЛПАК НЕ ПО - КОЛПАКОВСКИ, ВЫЛИТ КОЛОКОЛ НЕ ПО - КОЛОКОЛОВСКИ, НАДО КОЛПАК ПЕРЕКОЛПАКОВАТЬ И ПЕРЕВЫКОЛПАКОВАТЬ, НАДО КОЛОКОЛ ПЕРЕКОЛОКОЛОВАТЬ, ПЕРЕВЫКОЛОКОЛОВАТЬ.

4. НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА, ДВА ДРОВА, ТРИ ДРОВА, ДРОВА ВДОЛЬ ДВОРА, ДРОВА ВШИРЬ ДВОРА. НЕ ВМЕСТИТ ДВОР ДРОВ, ДРОВА ВЫДВОРИТЬ.

5. ПРИШЕЛ ПРОКОП, КИПИТ УКРОП, КАК ПРИ ПРОКОПЕ КИПЕЛ УКРОП, ТАК БЕЗ ПРОКОПА КИПИТ УКРОП.

6. «Грибной кузовок».

Команды получают по «корзинке» - пакету для «сбора грибов», где находится карточка со слогами:

КА – РО – МАС – ЛЕ – СЫ – ЕЖ – ВИК

НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК

КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО

НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» - это слоги, из которых следует «собрать» названия грибов.

(Ответы: масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка).

7. Расшифровщики.

Участникам предлагаются карточки с вариантами шифровок. Необходимо определить «ключ» к шифру. Учитываются время и количество правильных ответов.

Вариант 1.

  1. Вти хомом утеч ертив одят ся
  2. Поодежкеп ротяг ивайн ож ки

Ответы: 1. Всяк кулик на своём болоте велик.

2. В тихом омуте черти водятся.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4. Кто платит деньги тот музыку заказывает.

5. По одежке протягивай и ножки.

6. Свято место пустым не бывает.

Вариант 2.

Н В Р Ш А О И

А О Е А К Г Р Т

КО А О С А Т О У О П Д Е

Т Р Н В Т Е Т М Б Г О А Т

Н Х З А А Т Х Е

О Д Е Ж Й А Н Р

В Р Й И А Р Е Я

Ы У Н В С Ы Т И

Б Б О А И В А Б

Ы Ы Т Л Т С Я О

Л О А А С Я Р Т

А Х З Д Я К А А

В О Е Т О Е

С Е Н Р М Т

Я У Ь У Д С

К М Е Д А Я

Б Е И О О О Т

Е Л Т Л Н К И

З А Ь Ь Е О Т

Д Ж Т К Б П Ь

Ответы: 1. На воре и шапка горит.

2. Кто рано встает тому бог подает.

3. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

4. Была- бы охота заладится всякая работа.

5. Всякое уменье трудом дается.

6. Без дела жить только небо коптить.

Вариант 3.

УТЕЛОП ОП АЦИТП

АНДИВ

ТЕН ЫНЕЦ УГУРД

УМОНРЕВ

ЯИНЕЧУ ТЕН

ЯИНЕПРЕТ ЗЕБ

АДЕБО И ТЕ ДУБЕН – АБЕЛХ

ТЕДУБЕН

ИМАБУЗ А З КЫЗЯ

ИЖРЕД

ТЕДЕВОД ЕН АРБОД ОД АРОСС

Ответы: 1. Видна птица по полету. 2. Верному другу цены нет.

3. Без терпения нет учения. 4. Не будет хлеба – не будет и обеда.

5. Держи язык за зубами.

6. Ссора до добра не доводит.

Вариант 3.

Фразы читаются справа налево.

УТЕЛОП ОП АЦИТП

АНДИВ

ТЕН ЫНЕЦ УГУРД

УМОНРЕВ

ЯИНЕЧУ ТЕН

ЯИНЕПРЕТ ЗЕБ

АДЕБО И ТЕ ДУБЕН – АБЕЛХ

ТЕДУБЕН

ИМАБУЗ А З КЫЗЯ

ИЖРЕД

ТЕДЕВОД ЕН АРБОД ОД АРОСС

Вариант 2.

Н В Р Ш А О И

А О Е А К Г Р Т

КО А О С А Т О У О П Д Е

Т Р Н В Т Е Т М Б Г О А Т

Н Х З А А Т Х Е

О Д Е Ж Й А Н Р

В Р Й И А Р Е Я

Ы У Н В С Ы Т И

Б Б О А И В А Б

Ы Ы Т Л Т С Я О

Л О А А С Я Р Т

А Х З Д Я К А А

В О Е Т О Е

С Е Н Р М Т

Я У Ь У Д С

К М Е Д А Я

Б Е И О О О Т

Е Л Т Л Н К И

З А Ь Ь Е О Т

Д Ж Т К Б П Ь

Вариант 1.

Предложения с произвольными интервалами внутри текста.

  1. Вс яккули кнас во ембол отеве лик
  2. Вти хомом утеч ертив одят ся
  3. Неим ейст оруб лейаи мейст одру зей
  4. Кт оплат итдень гитот муз ыкуза казы вает
  5. Поодежкеп ротяг ивайн ож ки
  6. Свя том ест оп усто неб ыва ет.

КА – РО – МАС – ЛЕ – СЫ – ЕЖ – ВИК - НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК - КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО - НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О

  1. ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.

2. ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.

4. СШИТ КОЛПАК НЕ ПО - КОЛПАКОВСКИ, ВЫЛИТ КОЛОКОЛ НЕ ПО - КОЛОКОЛОВСКИ, НАДО КОЛПАК ПЕРЕКОЛПАКОВАТЬ И ПЕРЕВЫКОЛПАКОВАТЬ, НАДО КОЛОКОЛ ПЕРЕКОЛОКОЛОВАТЬ, ПЕРЕВЫКОЛОКОЛОВАТЬ.

5. НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА, ДВА ДРОВА, ТРИ ДРОВА, ДРОВА ВДОЛЬ ДВОРА, ДРОВА ВШИРЬ ДВОРА. НЕ ВМЕСТИТ ДВОР ДРОВ, ДРОВА ВЫДВОРИТЬ.

6. ПРИШЕЛ ПРОКОП, КИПИТ УКРОП, КАК ПРИ ПРОКОПЕ КИПЕЛ УКРОП, ТАК БЕЗ ПРОКОПА КИПИТ УКРОП.

ГР – З - , Г – Л – С,

КЛ – Д, З – М – К,

ДР – В - , ДР – М -,

Ц – Г – Н, - РГ – Н,

Текст 1.

На полке стояли две кастрюли. Одна большая, блестящая, другая поменьше и постареет.

Большая редко покидала своё место, а та, что поменьше, то и дело спрыгивала на плиту. Большая считала себя хозяйкой полки и очень важничала. Вот и на этот раз она подбоченилась, мигнула блестящим боком и фыркнула…

Другая кастрюлька не любила ссорится. Но тут она не выдержала:

Ты боком сверкаешь да бездельничаешь! А я каждый день людей кормлю. Вот и подумай, кто из нас важнее.

Текст 2.

Каждое время года по-своему хорошо, но лето я люблю большое всего. Лето – самое лучшее время года!

Во-первых, летом не нужно ходить в школу и учить уроки, а можно делать, что хочется.

Во-вторых, летом можно целые дни проводить на свежем воздухе. Как отдыхает тело от тёплой одежды, пальто, ботинок!

И наконец, летом так много удовольствий: купание в речке, походы с рюкзаком за плечами и ночёвки у костра, прогулку в лес за грибами и ягодами! Да разве перечислишь все летние развлечения!

Теперь, надеюсь, вы согласитесь со мной, что лето – самая лучшая пора.

Текст 3.

Люда не пошла в школу: просидела вечер у телевизора, забыла про уроки. А двойку получать стыдно, двоек у Люды не было с 1 класса.

Утром, когда папа и мама ушли на работу, люда позвонила подружке:

Ира, я не пойду сегодня в школу. Если спросят – придумай что-нибудь. Ну. Скажи, что ли: заболела. Погода вон какая гриппозная. А на улице действительно сеял нудный дождик и ветер рябил лужи.

Время до обеда пролетело незаметно. Люда читала. Слушала музыку, перебирала старые тетрадки.

После уроков пришла Ира:

Всё в порядке! Сказала, что у тебя ангина. Проверили!

Текст 4

Однажды я пришла в школу поздно вечером, чтобы встретить свою маму, которая должна была возвратиться с родительского собрания.

Двери школы были открыты, я поднялась по лестнице на второй этаж, где находился наш класс. В коридоре было темно и тихо. Неужели все уже разошлись? Я решила всё же зайти в класс. Подошла к двери, остановилась, прислушалась… И вдруг я услышала разговор. Говорили наши парты, наша доска, стул… Одним словом, разные вещи, которые «живут» в нашем классе и на которые я честное слово, раньше не обращала никакого внимания.

Текст 5.

Вечером отец сказал дочери, чтобы она принесла посуду для ужина. Когда она протянула руку к шкафу за чайником, на нее свалилась со шкафа змея. Дочь вскрикнула от страха. И тут на змею прыгнул кот. Завязалась отчаянная борьба. На помощь поспешил отец, но кот справился со змеёй сам, перекусив ей шею.

Текст 6.

Солнце прогрело воду в речной заводи. Насквозь просвечена теплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин. Лежат на воде листья кувшинок. Не шелохнуться. Смотри – ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки – плотвички и верхоплавки.

1 ./ МЕРА ВЕСА, РАВНАЯ 16 КГ./ + /НОВОГОДНЕЕ ДЕРЕВО/ (ЕЛЬ) =

2./ЛЮБИМОЕ СЛОВО ВОРОНЫ/ + /ГЛАВНАЯ КАРТА В КОЛОДЕ/ =

3. /ТО, ПРОТИВ ЧЕГО НЕТ ПРИЁМА/ + /НЕРВНОЕ ПОДЕРГИВАНИЕ/ =

4. /НОТА/ + /КОНЕЧНОСТЬ/ =

5. /НАКАЗАНИЕ/ + /НЕГЛУБОКОЕ МЕСТО/ =

6. /АЛКОГОЛЬНЫЙ НАПИТОК/ + /АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ/ =

7. /ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ КИСЛОРОД/ + /ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО/ =

8./ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ СТРАНЫ/ + /ЧАСТЬ СВЕТА/ =

Формы организации деятельности учащихся младших классов в системе внеурочной работы являются основой воспитания у школьников мотивации к творчеству и расширяют их круг действия и общий кругозор. Познавательный интерес как мотив учения приобретает социальнозначимое содержание и входит в структуру умственной воспитанности, если он связан с социальными мотивами.

Стимулом к формированию у учащихся способностей к творческой деятельности может быть один или несколько мотивов учения (социальные, нравственные, национальные, познавательные интересы либо мотивы общения). Любой мотив в структуре личности, направленный на формирование способностей к творческой деятельности, служит побудителем активности субъекта в нескольких видах деятельности.

Особенности развития познавательных способностей учащихся

Традиционная система обучения в начальной школе и система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова являются развивающими, но каждая из них имеет преимущества в развитии тех или иных познавательных способностей, которые обусловлены теоретическими основаниями и методической сущностью каждой из систем.

Конкретные закономерности развития познавательных способностей для каждой системы обучения, прежде всего - в отношении понятийного мышления, способности к обобщению, внимания, уровня развития операционных механизмов мнемических способностей.

Знание особенностей развития познавательных способностей можно использовать в организации учебного процесса, а также в управлении механизмами развития познавательных функций. Таким образом, можно комбинировать развивающие элементы в различных системах обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Проблема способностей является в психологической науке одной из наиболее неоднозначных, интересных и противоречивых. В ходе ее исследования складывалось, отвергалось и вновь возрождалось немало спорных точек зрения на природу, генезис, детерминацию способностей.



Как известно, первый и в течение долгого времени основной эмпирический подход к изучению интеллектуальных способностей человека был основан на тесте. Его рождение и начало развития связывают с именем Ф. Гальтона. Он впервые выдвинул тезис о существовании индивидуальных различий в умственных способностях, полагая, что интеллектуальные возможности закономерно обусловливаются особенностями биологической природы человека и, соответственно, рядоположены его физическим и физиологическим данным. Сенсорная различительная чувствительность рассматривалась как общая интеллектуальная способность. Первая исследовательская программа, разработанная и реализованная в конце XIX века в Лондоне, была ориентирована на выявление способностей к различению размера, цвета, высоты звука, времени реакции на свет наряду с определением веса, роста и других сугубо физических характеристик испытуемых. Несколько лет спустя Дж. Кеттелл разработал, развивая систему Ф. Гальтона, батарею специальных процедур, обеспечивающих измерение остроты зрения, слуха, чувствительности к боли, времени двигательной реакции, предпочтения цветов и т.п. На начальном этапе познавательные способности отождествлялись с простейшими психофизиологическими функциями, при этом подчеркивался врожденный (органический) характер интеллектуальных различий между людьми.

Сам термин «способность» многозначен: в словаре Д.Н.Ушакова он толкуется как: 1) природное дарование и 2) возможность, умение что-либо делать. Тем самым отражены два основных взгляда на проблему способностей, существующих в психологической науке: как на деятельность и как на индивидуальные различия. Представители одного подхода понимают способности как проявления индивидуальных различий, представители другого - как общечеловеческие «сущностные силы», которые можно и должно развивать в процессе обучения. В то же время исследователи отмечают необходимость не противопоставления, а, наоборот, взаимодополнения этих подходов.

Способность является сложным, синтетическим образованием личности, включающим ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности. В основе этого образования лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков» , под которыми подразумеваются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека. Задатки, как подчеркивал ученый, многозначны и могут развиваться в различных направлениях, поскольку являются лишь предпосылками развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же не функцией задатков как таковых, а функцией их развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, преобразуются и изменяются Посредством овладения в процессе обучения содержанием культуры и формируются способности ребенка. «Юные годы, отмечает С.Л. Рубинштейн, исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей. Перед педагогом стоит задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. В процессе постоянной практической и теоретической деятельности человечества вырабатываются новые знания, способы действия, носящие общественный характер. Для освоения этих знаний и способов действия индивиду необходимо общение, которое осуществляется в процессе обучения и воспитания

Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром, и результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, являются «строительным материалом» для развития способностей

Именно вопрос о развитии способностей занимает основное место в последних работах С.Л. Рубинштейна, где он в качестве первого положения обосновывает мысль о том, что «вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способностях - с вопросом об умственном развитии.

Развитие человека, в отличие от накопления опыта... - это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека - это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений»

Проблема способностей анализируется и в работах других отечественных исследователей: Б.Г. Ананьева; А.Г. Ковалева; В.Н. Мясищева; Н.Д. Левитова, B.C. Мерлина; А.А. Бодалева; К.К. Платонова; Т.Н. Артемьевой; Э.А. Голубевой; В.Н. Дружинина; В.Д. Шадрикова и др..

Особое значение для развития способностей, по Б. Г. Ананьеву, имеют обучение и воспитание, в процессе которых следует различать обученность как сформированность знаний, умений, навыков и обучаемость как одну из способностей, готовность к обучению

Стимулом к формированию способностей является и познавательный интерес ребёнка, либо мотив общения. « Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…» - говорил В.А. Сухомлинский.

Каким вырастет ребёнок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, сможет ли проявить свои интеллектуальные и творческие способности в современном обществе?

Это во многом зависит от личности учителя, от его каждодневного труда, такта, душевной щедрости, содержания программы и технологии обучения. Возраст учеников начальной школы наиболее сензитивен для целенаправленного формирования личности ребёнка, для

Развития его интеллектуальных и творческих способностей, для становления его ценностных ориентаций. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся – важнейшая задача начальной школы, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативу, самостоятельность, привычку к самовыражению, уверенность в себе.

Американский психолог Блюм доказал, что в возрасте до 7-8 лет складываются и проявляются до 70% личностных качеств. 6-7 летний ребёнок обладает наиболее высокой способностью мыслить целенаправленность нестандартно. Отсутствие творческого начала в младшем школьном возрасте становится препятствием в старшем, когда требуется принимать самостоятельное решение, уметь применять свои интеллектуальные способности в нестандартных ситуациях.

В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к

учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Стойкий и познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приёмами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно – ролевые игры, мини – викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами., использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников.

Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъёму, волевым устремлениям школьника. Именно интерес и комплекс связанных с ним состоянии личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для полноценного учения.

Характеризуя структуру учебно–познавательной деятельности школьников, Ш.А. Амонашвили выделяет её следующие компоненты:

Осознание и принятие школьником учебно – познавательной задачи;

Построение плана её разрешения;

Практическое разрешение задачи;

Контроль за процессом разрешения задачи;

Оценка результата в соответствии с эталоном;

Постановка задач дальнейшего совершенствования приобретённых знаний, умений и навыков.

Выпадение любого из этих компонентов делает учебно – познавательную деятельность

неполноценной. Опираясь на интерес и зная, что составляет субъективную значимость для школьника, можно так строить учебный процесс, чтобы вызывать, укреплять и совершенствовать познавательные интересы учащихся. Создание же внутренней среды при наличии в ней познавательного интереса всегда продуктивно для протекания деятельности, вызывает подъём сил учащихся. Таким образом, формируя познавательный процесс, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу обучения, движения своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением. Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность и личность школьника многозначно. В учебном процессе он выступает в различных выражениях.

Психологической наукой давно доказан тот факт, что психическое развитие человека, особенно интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления «препятствий», интеллектуальных трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях. Эти условия психологи связывают с понятием «проблемная ситуация», которое характеризует психологическое состояние субъекта и, прежде всего, начало его мыслительной деятельности. «Начало мышления – в проблемной ситуации», подчёркивал С.А. Рубинштейн. В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе обучения математике, выступают учебные задания.

Включение проблемных заданий в обучение требует принятия определённых позиций.

В понимании процесса усвоения знаний, которые связаны с ответом на вопросы «Как предлагать ученику знания, которые он должен усвоить?» и «Что ученик должен сделать для того, чтобы усвоить эти знания?» в зависимости от ответа на эти вопросы можно выделить две позиции. При принятии одной из них знания (приёмы, понятия, способы действий) предлагаются ученикам в виде известного учителю образца, который учащиеся запомнить и воспроизвести, а затем отработать соответствующие умения и навыки. В другом случае ученик прежде всего включается в деятельность, в процессе которой у него возникают потребности в усвоении нового знания, и он сам или с помощью учителя «открывает» их. Таким образом, проблемное задание – необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащихся.

Заключение.

Формирование мировозрения и развитие умственных способностей младших школьников, очень хрупкий процесс, в котором учитель должен интегрировать учебную и внеклассную деятельность для лучшего результата обучения. Однако педагогу следует правильно балансировать эти компоненты интеграции для всестороннего обучения ребенка.

Таким образом интеграции учебной и внеклассной деятельности является оптимальной основой обучения для современной школы.

Список использованной литературы:

1.Гуревич М.К. , Дубровина И.В. – Психологическая коррекция умственного развития учащихся. – М., 1990. – 124 с.

5.Г. И. Щукина. Активизация познавательной деятельность учащихся в учебном процессе// М., Просвещение. 1979

15. Психология. - Умственное воспитание личности. Его цель и задачи. Понятие о мировоззрении, его виды и функции. Педагогические условия и средства осуществления умственного воспитания учащихся. – 2011. – 1 с.

13. Тайлор Э. "Первобытная культура" .- M., 1872,-352

17.Сеченов И.М., Элементы мысли, СПб, «Питер», 2001 г. – 416 c .

Новое на сайте

>

Самое популярное