Домой Цветы Католические монашки в риме. Франциск ассизский был тем человеком, который принес в мир средневековой западной европы образ милующего христа. Помогла ему в этом тяжелая депрессия

Католические монашки в риме. Франциск ассизский был тем человеком, который принес в мир средневековой западной европы образ милующего христа. Помогла ему в этом тяжелая депрессия

Луне суждено было стать тем небесным телом, с которым связаны едва ли не самые эффективные и впечатляющие успехи человечества за пределами Земли. Непосредственное изучение естественного спутника нашей планеты началось со старта советской лунной программы. 2 января 1959 года автоматическая станция «Луна-1» впервые в истории осуществила полет к Луне.

Первый запуск спутника к Луне (Луна-1) был огромным прорывом в области освоения космоса, но главная цель, перелет с одного небесного тела на другое так и не была достигнута. Запуск Луны-1 дал очень много научной и практической информации в области космических полетов к другим небесным телам. При полете «Луны-1» впервые была достигнута вторая космическая скорость и получены сведения о радиационном поясе Земли и космическом пространстве. В мировой печати космический аппарат «Луна-1» получил название «Мечта».

Все это было учтено при запуске следующего спутника Луна-2. В принципе Луна-2 практически полностью повторяла свою предшественницу Луну-1, те же научные приборы и оборудование позволяли заполнять данные о межпланетном пространстве и корректировать данные, полученные Луной-1. Для Запуска так же использовался РН 8К72 Луна с блоком «Е». 12 сентября 1959 года в 6:39 с космодрома Байконур РН Луна была запущена АМС Луна-2. И уже 14 сентября в 00 часов 02 минуты 24 секунды по московскому времени Луна-2 достигла поверхности Луны, совершив первый в истории полет с Земли на Луну.

Автоматический межпланетный аппарат достиг поверхности Луны восточнее «Моря Ясности», вблизи кратеров Аристил, Архимед и Автолик (селенографические широта +30°, долгота 0°). Как показывает обработка данных по параметрам орбиты, последняя ступень ракеты также достигла поверхности Луны. На борту Луны-2 были помещены три символических вымпела: два в автоматическом межпланетном аппарате и один - в последней ступени ракеты с надписью «СССР сентябрь 1959». Внутри Луны-2 находился металлический шар, состоящий из пятигранников-вымпелов, и при ударе о лунную поверхность шар разлетался на десятки вымпелов.

Размеры: Полная длина составляла 5.2 метра. Диаметр самого спутника 2.4 метра.

РН: Луна (модификация Р-7)

Масса: 390,2 кг.

Задачи: Достижение поверхности Луны (выполнена). Достижение второй космической скорости (выполнена). Преодолеть тяготение планеты Земля (выполнена). Доставка вымпелов «СССР» на поверхность Луны (выполнена).

ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС

«Луна» - наименование советской программы исследования Луны и серии космических аппаратов, запускаемых в СССР к Луне начиная с 1959 года.

Космические аппараты первого поколения («Луна-1» - «Луна-3») совершали перелет с Земли к Луне без предварительного выведения на орбиту искусственного спутника Земли, проведения коррекций на траектории Земля - Луна и торможения вблизи Луны. Аппараты осуществили пролет Луны («Луна-1»), достижение Луны («Луна-2»), ее облет и фотографирование («Луна-3»).

Космические аппараты второго поколения («Луна-4» - «Луна-14») запускались с использованием более совершенных методов: предварительного выведение на орбиту искусственного спутника Земли, затем старт к Луне, коррекции траектории и торможение в окололунном пространстве. При запусках отрабатывались полет к Луне и посадка на ее поверхность («Луна-4» - «Луна-8»), мягкая посадка («Луна-9» и «Луна-13») и перевод на орбиту искусственного спутника Луны («Луна-10», «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14»).

Более совершенные и тяжелые космические аппараты третьего поколения («Луна-15» - «Луна-24») осуществляли перелет к Луне по схеме, используемой аппаратами второго поколения; при этом для увеличения точности посадки на Луну предусмотрена возможность проведения нескольких коррекций на траектории полета от Земли к Луне и на орбите искусственного спутника Луны. Аппараты «Луна» обеспечили получение первых научных данных о Луне, отработку мягкой посадки на Луну, создание искусственных спутников Луны, взятие и доставку на Землю проб грунта, транспортировку на поверхность Луны лунных самоходных аппаратов. Создание и запуск разнообразных автоматических лунных аппаратов является особенностью советской программы исследования Луны.

ЛУННАЯ ГОНКА

Начал «игру» СССР, запустив в 1957 году первый искусственный спутник. США сразу же включились в нее. В 1958 году американцы поспешно разработали и запустили свой ИСЗ, а заодно и образовали «во благо всех» - так звучит девиз организации - НАСА. Но к тому времени Советы обогнали соперников еще больше - отправили в космос собаку Лайку, которая хоть и не вернулась, но зато собственным героическим примером доказала возможность выживания на орбите.

На разработку спускаемого модуля, способного доставить живой организм обратно на Землю, ушло почти два года. Требовалось доработать конструкции, чтобы они выдерживали уже два «путешествия сквозь атмосферу», создать качественную герметичную и устойчивую к высоким температурам обшивку. А главное - нужно было рассчитать траекторию и спроектировать двигатели, которые бы обезопасили космонавта от перегрузок.

Когда же это все было сделано, возможность проявить героическую собачью натуру получили Белка и Стрелка. Они со своей задачей справились - вернулись живыми. Меньше чем через год по их следам полетел Гагарин - и тоже вернулся живым. Американцы в том 1961-м в безвоздушное пространство отправили только шимпанзе Хэма. Правда, 5 мая того же года суборбитальный полет совершил Алан Шепард, но международным сообществом это достижение космическим полетом признано не было. Первый «настоящий» американский астронавт - Джон Гленн - в космосе оказался только в феврале 62-го.

Казалось бы, США безнадежно отстали от «мальчишек с соседнего континента». Триумфы СССР следовали один за другим: первый групповой полет, первый человек в открытом космосе, первая женщина в космосе… И даже до естественного спутника Земли советские «Луны» добрались первыми, заложив основы столь важной для нынешних исследовательских программ методики гравитационных маневров и сфотографировав обратную сторону ночного светила.

Но выиграть в такой игре можно было, лишь уничтожив команду противника, физически или морально. Американцы же уничтожаться не собирались. Напротив - еще в 1961-м году, сразу после полета Юрия Гагарина, НАСА с благословления свежеизбранного Кеннеди взяла курс на Луну.

Решение было рискованным - СССР добивались своего шаг за шагом, планомерно и последовательно, и все равно не обходилось без провалов. А космическое агентство США решило сделать прыжок через ступеньку, если не через целый лестничный пролет. Но Америка компенсировала свою, в известном смысле, наглость тщательной проработкой лунной программы. «Аполлоны» тестировались на Земле и на орбите, в то время как ракеты-носители и лунные модули СССР «проверялись боем» - и не выдерживали проверок. В итоге тактика США оказалась результативнее.

Но ключевым фактором, ослабившим Союз в лунной гонке, был раскол внутри «команды с советского двора». Королев, на воле и энтузиазме которого держалась космонавтика, сперва, после своей победы над скептиками утратил монополию на принятие решений. Конструкторские бюро вырастали, как грибы после дождя на неиспорченном сельхозобработкой черноземе. Началось распределение задач, и каждый руководитель, что научный, что партийный, считал себя наиболее компетентным. Поначалу само утверждение лунной программы запоздало - отвлекшиеся на Титова, Леонова и Терешкову политики занялись ею только в 1964-м, когда американцы уже три года как размышляли над своими «Аполлонами». А затем отношение к полетам на Луну оказалось недостаточно серьезным - они не имели таких военных перспектив, как запуски ИСЗ Земли и орбитальных станций, а финансирования требовали куда большего.

Проблемы с деньгами, как это обычно бывает, «добили» грандиозные лунные проекты. С самого старта программы Королеву посоветовали занижать цифры перед словом «рублей», потому что реальные суммы никто бы не одобрил. Если бы разработки шли столь же успешно, как и прежние, такой подход себя бы оправдал. Партийное руководство все же умело считать и не стало бы закрывать перспективное дело, в которое уже вложено слишком много. Но в сочетании с бестолковым разделением труда нехватка средств привела к катастрофическим отставаниям от графика и экономии на испытаниях.

Возможно, впоследствии ситуацию удалось бы выправить. Космонавты горели энтузиазмом, даже просили отправить их к Луне на кораблях, не выдержавших тестовых полетов. Конструкторские бюро, за исключением находившегося под руководством Королева ОКБ-1, продемонстрировали несостоятельность своих проектов и сами собой тихо ушли со сцены. Стабильная в 70-х годах экономика СССР позволяла выделить дополнительные средства на доработку ракет, особенно если к делу подключились бы военные. Однако в 1968-м американский экипаж облетел Луну, а в 1969-м Нил Армстронг сделал свой маленький победный шаг в космической гонке. Советская лунная программа для политиков утратила смысл.

Как на православном Востоке, так и на Западе и по всему католическому миру, монашество всегда играло и продолжает играть очень крупную роль. Без преувеличения можно сказать, что монашеские ордена создали в Европе ту почву, на которой выросла христианская культура.

Цель католического монашества: соблюдая три основных обета послушания, целомудрия и нестяжательства, стремиться к собственному духовному совершенствованию и нравственному оздоровлению народа путем исполнения всех заветов Христа Спасителя и посильного подражания Ему. Но так как Иисус Христос бесконечно свят и дал нам пример всех совершенств, а люди ограничены в своих возможностях, то и монашеские ордена бывают разных "уставов", смотря по тому, к какой форме благочестия и служения ближнему призванные к монашеской жизни чувствуют больше благодатного влечения и имеют больше способностей.

Различают ордена "созерцательные" и "деятельные". Первые имеют в виду освящение себя и других главным образом через молитвенные и аскетические подвиги, вторые — через самоотверженное служение ближнему. Разница, конечно, только в некоем соотношении видов подвижничества, ибо молитва без интереса к спасению ближнего столь же мало угодна Господу Богу, как и "деятельность", мало поддерживаемая молитвой. Есть очень много разнообразия в видах и способах служения ближнему католических монахов и монахинь.

Монашеских орденов много, и мы не имеем даже возможности хотя бы только перечислить здесь названия разных теперь существующих католических монашеских содружеств. Всех католических монахов и монахинь на земном шаре около 1,500,000, а между тем некоторые ордена насчитывают всего несколько сот членов.

В нашем кратком очерке мы не будем говорить о многочисленных монашеских обителях местного значения, учрежденных в той или иной епархии и тесно с нею связанных. Скажем только несколько слов о некоторых орденах, имеющих мировое значение, сверх-епархиальных по своим заданиям и потому непосредственно зависящих от Св. Престола. Впрочем в отношении пастырского служения, проповедования и совершения свв. таинств, все иеромонахи непосредственно зависят от местного епископа.

Трапписты, камальдулы, картузианцы и другие монахи "созерцательного" типа живут довольно замкнуто в своих тихих монастырях, соблюдая строгий пост, много молясь днем и ночью и занимаясь тяжким трудом, преимущественно физическим, но также и умственным.

Бенедиктинцы — древнейший на Западе монашеский орден, основанный в VI веке св. Венедиктом — занимаются научно-историческими исследованиями, много заботятся о чистоте и благочинии обряда, живут "литургическим благочестием", иногда содержат общежития для воспитания юношества. Их заслуги в деле распространения и углубления христианской культуры в средневековой Европе бесспорно огромны.

Доминиканцы, духовным родоначальником которых был св. Доминик (+ в 1221 году), отличаются точностью и чистотою своего богословского учения и строгостью жизни. Будучи выдающимися проповедниками, они много сделали для предохранения католических стран от еретических учений.

Последователи св. Франциска Ассизского, современника св. Доминика, образовали несколько монашеских орденов, из которых наиболее известен, пожалуй, орден капуцинов; суровостью своей жизни, радушием, простотою в обращении с людьми и большою нестяжательностью капуцины всегда оказывали благотворное влияние на народные массы; из их среды вышло не мало замечательных архипастырей.

Орден иезуитов был основан св. Игнатием Лойолой в XVI веке. Они занимаются воспитанием молодежи, средним и высшим образованием юношества, научными исследованиями, миссионерской деятельностью и в особенности преподаванием "духовных упражнений", своего рода говений, основанных на глубоких размышлениях о назначении человека и учении Спасителя. За свою горячую преданность Св. Отцу они всегда были предметом исключительной ненависти, клеветы и гонений со стороны всех врагов Бога и Церкви.

Деятельность редемптористов (Редемптор — Искупитель), орден которых был основан в XVIII веке св. Альфонсом Лигуори, направлена, главным образом, на "внутренние" миссии, на проповедь Евангелия среди вялых католиков.

Монахи нескольких орденов ухаживают за больными в бесчисленных ими же основанных или только обслуживаемых госпиталях, санаториях и приютах. Св. Иоанн "Божий человек" (XVI век) дал толчок к образованию такого всемирно известного ордена. Почти одновременно св. Камилл Леллис основал другой орден с подобным же назначением. С XIV века существует орден св. Алексия, члены которого сначала занимались ухаживанием за больными чумою, а теперь посвящают себя в особенности облегчению страданий душевно больных. Другие монахи служат прокаженным в Азии, в Африке и в Австралии. Католические монахи основали также тысячи разных богоугодных заведений для больных, изуродованных или ненормальных детей, в особенности сирот.

В XIX веке появилось несколько новых орденов, поставивших себе целью проповедовать Евангелие язычникам заморских стран. Они трудятся с сверхчеловеческой самоотверженностью в невероятно трудных условиях в полярных странах Северной Канады, в горных ущельях Америки , в тропических полосах Африки, на Малайских островах, в Океании, в Огненной Земле. К ним-то в особенности применим восторженный отзыв Пушкина о католических миссионерах (См. "Путешествие в Эрзерум", глава первая).

Августинцы занимаются научными изысканиями, распространением поучительных и назидательных книг ("Бонн пресс" в Париже), миссионерской деятельностью; сульпициане — воспитанием духовенства в особых семинариях; лазаристы — миссионерским делом и воспитанием семинаристов; ораторианцы — духовным руководством верующих.

Из орденов, потерявших теперь свое значение, отметим орден мерцедариев, основанный в 1223 году св. Петром Ноляско [Ноласко. — ред.]. В прошлые века эти монахи выкупали у мавров пленников христиан, и когда нельзя было за деньги выкупить несчастного узника, один из монахов отдавал самого себя в плен взамен освобождаемого.

Женские монашеские ордена многочисленнее мужских, разнообразие их особых призваний еще больше.

Орден урсулинок, основанный в XVI веке св. Анжелой Меричи, занимается воспитанием девочек и девушек. Урсулинки содержат в разных странах около 400 пансионов-гимназий, в которых дается образцовое среднее образование.

Орден "Богородицы Сиона", основанный чудесным образом обращенным в католичество евреем Ратисбонн, также имеет целью воспитание молодежи женского пола.

Монахини "Пресв. Сердца Христова" содержат около 160 женских гимназий с прилегающими пансионами.

Монахини "Милосердия" (их имеется около 53,000) обслуживают во всех частях света 5410 богоугодных заведений, особенно больниц и приютов. Обаяние их сострадания ко всем страждущим так велико, что во время французской коммуны 1870 года, когда коммунары убивали всех священников и монахов, никто из революционеров не посмел убивать монахинь Милосердия. Заметим кстати, что к этому ордену принадлежала русская католическая подвижница, сестра Наталия Нарышкина (+ в 1874 г.).

Францисканки разных наименований (всего около 80,000 монахинь) имеют на своем попечении около 6,000 больниц и приютов; они много помогают миссионерам, трудящимся среди дикарей Азии и Африки.

Монахини "Доброго Пастыря", из основанного св. Евфразией (+ в 1868 г.) ордена, посвящают себя в 340 заведениях перевоспитанию 250,000 по большей части нравственно павших девушек; можно себе представить, каких подвигов самоотречения и терпения это стоит!

"Сестрички Нищих" на ежедневно собираемые ими подаяния верующих обеспечивают полное содержание и спокойную жизнь 60,000 нищих стариков и старушек.

Вообще очень много монахинь трудятся в бесчисленных приютах, яслях, санаториях для неимущих и т. п. Много делается для слепых, глухонемых, слабоумных, неизлечимо больных…

Клариссы, кармелитанки и монахини нескольких других орденов никогда не выходят из своего затвора и живут в подвигах крайне суровой созерцательной жизни и постоянной молитвы.

Есть не мало монахинь, занимающихся, Христа ради, науками, печатным делом, социальными вопросами и т. д.

Существует несколько монашеских орденов разных восточных обрядов, мужских (василиане, студиты) и женских.

Если можно говорить о "христианском коммунизме", то он осуществлен в католических монашеских обителях. Тут уж на самом деле нет частной собственности, всякое личное имущество, даже очень скромное, безусловно запрещено; все, от верховного настоятеля до последнего прислуживающего брата, пользуются обыкновенно одинаковой пищей, одеждой, помещением; игумена от простого монаха очень трудно различить, ибо по католической "идее" настоятельство есть служение братьям во Христе, так же как подметание лестниц или мытье посуды.

С течением времени одни ордена приходят в упадок, оказываются несвоевременными и исчезают, другие незаметно появляются, растут, процветают. Созидаются они не "по команде начальства", а по свободному личному благодатному почину Божиих избранников. Папы и епископы только следят за правильным ходом монастырской жизни, проверяют уставы, пресекают, когда надо, злоупотребления, поддерживают и одобряют жизнеспособные благие начинания.

У нас в России весь этот огромный своеобразный мир католического подвижничества почти никому не известен, так как, за очень редкими исключениями, католические монахи в России (и теперь в СССР) не допускались.

Кроме монашеских орденов, в Католической Церкви имеется множество от них зависящих братств и сестричеств, к которым принадлежат миллионы благочестивых мирян обоего пола; они ведут строго христианскую жизнь, имеют свои уставы, занимаются всевозможными делами милосердия и апостольства, но не связаны монашескими обетами. Роль этих братств в жизни Церкви огромна.

Новое на сайте

>

Самое популярное