Домой Плодовые деревья §1.2. Падежные окончания имен существительных

§1.2. Падежные окончания имен существительных

Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений закрепить правила правописания падежных окончаний и составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения, научить им пользоваться.

Задачи:

1. Повторить типы склонений имен существительных.

2. Совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

3. Развивать мышление, внимание, речь учащихся, умение пользоваться алгоритмом правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

4. Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Четвертое ф…р…ля. Кла…..ная р…бота. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем знания добывать. Чтоб с успехом применять! е а сс а

Урок-путешествие

ул. Каллиграфическая и н ж е е н р /

ж.р. м.р. -а -я 1 склонение с…стра х…дьба ст…на зел...нь ул.Орфографическая е е е о

1 скл. 2 скл. 3 скл. лагерь «Склонения» в окне у сосны в тиши на дне в стране на цепи у коня в глуши с Ильёй

Аллея предложений Бабушка, Коля, отдыхал в, летом, у, деревня.

Летом Коля отдыхал у бабушк… в деревн… . и е е и? ? Тема «Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения»

Санаторий «Падежный» И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. луна сестра земля

И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Окончания имен существительных 1-го склонения -а -я -ы -и -е -у -ю -ой -ей -е

Учебный центр Учебник с.22 упр. 34

Летом Коля отдыхал у бабушк… в деревн… . ? ? 1 скл. Р.п. и 1 скл. П.п е Безударное падежное окончание имени существительного – орфограмма.

Знать окончания имени существительного по склонениям в нужном падеже. ул. Правильная 1 способ 2 способ? Проверить окончание с помощью опорных слов каждого склонения

1скл. 2скл. 3скл. стена земля стол окно рожь степь Поликлиника

Летом Коля отдыхал у бабушк… в деревн… . ? ? 1 скл. у земл и и 1 скл.в земл е е Безударное падежное окончание имени существительного – орфограмма.

Пишу окончание как у опорного слова Магазин «Алгоритм» Подбираю опорное слово Определяю склонение Ставлю существительное в н.ф. 1. 2. 3. 4.

И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. поляна бабушка дядя

е и на дуб. от злост. в пол. из бочк. в озер. на вол. в зелен. ул. Существительная у дич.

На рябин.., в газет.., в озер.., в тетрад…, из берлог.., на кедр.., по глад.., на опушк.. Фабрика слов Нарисуй график е и 5

Д омашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонениЯ

Презентация предназначена для проведения урока по русскому языку по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе - система Занкова. Кроме того, материал можн...

Конспект урока русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...

Русский язык ОБЖ. 3 класс Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки».

Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки». Цели. Закрепление навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склон...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Проверка безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».

Урок изучения нового материала....

Костарева Г.М.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №21

Окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения

Цель:

    Изучение существенных признаков, по которым распознаются данные падежи.

Задачи:

    Развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.

    Учить пользоваться ключевым словом для определения окончаний существительных 1, 2 и 3 склонения и определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.

    Развивать речь детей, умения обобщать, проводить рассуждения по аналогии.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    индивидуальная,

  • групповая,

    коллективная.

Оборудование:

    учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык для 4 класса, стр. 115 - 116

    компьютер, проектор;

    презентация урока;

    алгоритм определения безударных окончаний существительных;

    индивидуальные таблицы каждому учащемуся для исследовательской работы;

    сигнальные карточки с буквами и , е ;

    задание для групповой работы;

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой.

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель: Начнём наш урок с распознавания слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Я называю по 2 слова, вы записывайте только то, написание которого нельзя проверить. (1 ученик работает на доске.)

Дерево, берёза ; картина , стена; земля, яблоня ; тетрадь , листок; тропа, аллея ; лиса, заяц ; месяц, зима; горизонт , поля. (Проверка, самооценка, оценивание учителем 2–3 учащихся).

III. Актуализация знаний

(Слайд 2)

Назовите одним словом эти слова? (Имена существительные.) На какие 3 группы можно их разделить? (По склонениям.)

– Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению? Приведите примеры.

IV. Постановка проблемы

– Запишем предложение:

(2 ученика работают на переносной доске.)

– Какие трудности у вас возникли при написании этого предложения? (В написании окончаний.)

– Кто из ребят правильно написал окончания существительных?

– Чему мы сегодня должны научиться? (Должны повторить правописание безударных окончаний имён существительных.) (Слайд 4).

– Над этим мы и будем работать на уроке. Тема урока: “Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах”.

V. Усвоение новых знаний

1. Фронтальная работа. (Слайд 5)

– Что вы знаете об этих падежах?
– Охарактеризуем их, заполним индивидуальные таблицы. (Приложение 2 ).

Предлоги

Окончания

кого? чего? (откуда? где?)

От, до, из, у, без, для, около, с, кроме, возле

кому? чему? (куда? где?)

– Какой смысловой вопрос встречается в каждом из этих падежей? (Вопрос где?)

Можно ли по этому вопросу различать падежи? Почему? Что нужно делать, чтобы не допустить ошибку? (Приходится добавлять падежный вопрос: по чему? – в д. п.).

Какой смысловой вопрос встречается только в одном из этих падежей? (Вопрос откуда? – в р. п.)

Вывод прочитаем в учебнике на странице 100.

Как ещё можно различать падежи? (По предлогам .)

Как написать безударную гласную? (Их надо запомнить.)

2. Исследовательская работа.

Проведите исследование. Поставьте существительные 1-го, 2-го и 3-го склонений с ударными окончаниями в родительный и дательный падежи.

Какое ключевое слово у первого склонения? (Лиса ). 2 склонения? (Конь ). 3 склонения? (Степь ).

3. Работа в парах.

Упражнение 213

Поставьте ударение, выделите окончание, заполните индивидуальную таблицу до конца.

Предлоги

Окончания

кого? чего?

От, до, из, у, без, для, около, с.

кому? чему?

Сравним получившуюся таблицу с таблицей учебника на странице 101.(Слайд 7).

Чья пара полностью самостоятельно справилась с заданием?

Поставьте на полях тетради оценку за свою работу.

Когда в окончаниях пишется , а когда .

Какие окончания не требуют проверки? (Оценивание учителем 2–3 пар учащихся).

VI. Первичная проверка понимания

Вернёмся к нашему предложению. Проверьте себя.

Пошёл он к своей землянк..., а землянк... нет уже и следа.

Какие же безударные окончания напишем в словах? (Проводится коллективная работа: сильные учащиеся объясняют написание слабым учащимся).

Какие действия мы выполняем, чтобы правильно написать окончания?

(На доске появляется алгоритм определения гласной в окончании существительного).

Повернитесь друг к другу и проговорите алгоритм.

VII. Физкультминутка

Под музыку учащиеся выполняют ритмические движения.

VIII. Первичное закрепление

Работа по учебнику. Упражнение № 217 на странице 116.
1вариант - окончание - е

2 вариант - окончание - и.

Проверьте в паре, поставьте оценку. (Оценивание учителем 2–3 учащихся).

IX. Групповая работа

Я приглашаю вас в воображаемое путешествие в заповедник, который находится на территории нашего города. Как он называется? (Ледяная гора и Кунгурская ледяная пещера). (Слайд 8).

Что такое заповедник? (Заповедник – это природная территория, полностью исключенная из хозяйственного пользования для охраны и изучения природного комплекса в целом).

К какому стилю отнесём этот текст? (Научному). Почему? (Автор не высказывает своего отношения, а только констатирует факты).

X. Итог урока

(Слайд 15 )

– Над чем работали сегодня на уроке?

– Что нового узнали на уроке?

– Что нужно запомнить?

– За что можете похвалить себя?

Покажите сигналами:

    красный квадрат – я не усвоил материал урока

    зелёный квадрат – я понял, могу объяснить и привести примеры.

XI. Домашнее задание

(Слайд 16 )

Стр. 107, 113, выучить таблицу окончаний; Р.т. стр. 63 упр. 147 - 149

Окончания именительного падежа множественного числа имен существительных

Постановка правильного окончания у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа нередко вызывает затруднение. Как сказать: договор ы или договор а ? В разговорной речи все чаще и чаще мы слышим форму договор а . Но это, к сожалению, ошибка!

Выбор типа окончания (- ы /- и или -а/-я ) определяется рядом факторов. Рассмотрим их.

К оличество слогов в слове и место ударения

а) Односложные слова чаще образуют формы на /-я : снег – снег а , дом – дом а , лес – лес а , сорт – сорт а .

б) Односложные слова могут иметь также окончания - ы /-и : суд – суд ы , суп – суп ы , нож – нож и , кот – кот ы . Частые речевые ошибки вызывает слово торт . Множественное число у этого слова – торты .

в) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание /-я : в е чер – вечер а , п а спорт – паспорт а , голос – голос а , в е ксель – вексел я .

г) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на - ы /-и : апт е карь – аптекар и , библиот е карь – библиотекар и , компь ю тер – компьютер ы , инжен е р – инженер ы .

Обратите внимание на то, что ударение в данных формах единственного и множественного числа сохраняется на одном и том же месте.

Исключения : обшлаг – обшлаг а , рукав – рукав а .

Происхождение слова и его структурные элементы

а) Слова с элементами -е р/-ёр имеют окончание -ы /-и : актёр – актёр ы , шофёр – шофёр ы , режиссёр – режиссёр ы , дирижёр – дирижёр ы и др. Это слова французского происхождения.

Для того чтобы рассмотреть слова следующей группы нам понадобится вспомнить о понятии одушевленности/неодушевленности.

б) Слова латинского происхождения с элементом ор – неодушевленные (предметы) имеют окончание - ы : рефлектор ы , детектор ы , рефрижератор ы , конденсатор ы .

в) Слова с ор одушевленные (лица) имеют окончание - ы : автор ы , лектор ы , ректор ы , конструктор ы и окончание -а : доктор а , директор а , профессор а . Почему же мы говорим лекторы , но профессора ? Выбор объясняется традицией.

Запомните, что просторечные формы бухгалтер а , инженер а , выбор а , договор а , приговор а , должност я , шофер а , почерк а , крем а , суп а и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.

Различие в значении слов

В ряде случаев окончания - ы и -а служат для различения смысла слова:

образ ы (художественные) – образ а (иконы);

провод ы (при отъезде) – провод а (электрические);

цвет ы (растения) – цвет а (окраска);

пропуск и (недосмотры) – пропуск а (документы);

пояс ы (географические) – пояс а (одежды) и др.

Подобных пар в русском языке достаточно: листы – листья , зубы – зубья и др.

Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными). Вот эти они:

бункеры – бункера

годы – года

инструкторы – инструктора

клапаны – клапана (технический термин)

кители – кителя

прожекторы – прожектора

секторы – сектора

цехи – цеха

Выбор некоторых форм закрепляется традицией. Так, мы говорим: Прошли годы. Мои года – мое богатство . Но: Так бегут года! В ее годы!

Давайте запомним наиболее часто употребляемые слова с тем и другим типом окончания.

Формы на /- ы

должности

приговоры

запчасти

редакторы

аптекари

инженеры

режиссёры

библиотекари

компьютеры

бухгалтеры

кондукторы

конденсаторы

детекторы

договоры

Формы на /-я

Окончания родительного падежа множественного числа

Окончания родительного падежа множественного числа – еще одна трудная тема для нашей речевой практики.

Как правильно выбрать то или иное окончание? Как сказать: нет чулок или чулков ? Без носок или носков?

Почему мы говорим армян , но монголов?

Как спросить правильно в магазине: 5 килограмм или килограммов ? апельсин или апельсинов ?

При выборе окончания следует руководствоваться следующими правилами.

Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

Исключение : носк ов .

2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на -н , - р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негр ов.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргиз ов , калмык ов , таджик ов , узбек ов , монгол ов , якут ов .

Исключение: турок, бурят.

3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусар ов , 5 гардемарин ов , 6 гусар ов , 7 улан ов .

4. Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

б) ампер ов , ватт ов , грамм ов , килограмм ов , рентген ов , кулон ов .

Усеченные формы (ампер, грамм

5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсин ов , мандарин ов , банан ов , помидор ов , баклажан ов .

Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.

Женский род

1. Существительные на -л я, - ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

2. Некоторые существительные имеют окончание -е й : свеч ей , грабл ей , простын ей .

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3. Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудитор ий , академ ий , консерватор ий .

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )

2. Нормативными являются формы на -ий : побереж ий , захолуст ий , снадоб ий .

3. Существуют также формы на -е в: усть ев , болотц ев , верховь ев , низовь ев .

А как образуют родительный падеж те существительные, которые употребляются всегда только во множественном числе? Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:

нулевого: сумерек ; суток ;

- ов : заморозк ов ;

-ей : будн ей , ясл ей , сан ей .

Вопросы и задания

1. Какие факторы влияют на выбор окончания именительного падежа множественного числа имен существительных? Назовите их.

2. Как образовать множественное число от слов с элементом р/-ёр (дирижёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова?

3. Приведите примеры, когда окончания - ы /-а служат для различия слов по значению.

4. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков?

5. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, кулонов / грамм, кулон? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин?

6. Как образуют родительный падеж существительные, которые употребляются только во множественном числе: заморозки, сумерки, ясли?

Новое на сайте

>

Самое популярное