Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений закрепить правила правописания падежных окончаний и составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения, научить им пользоваться.
Задачи:
1. Повторить типы склонений имен существительных.
2. Совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных 1-го склонения.
3. Развивать мышление, внимание, речь учащихся, умение пользоваться алгоритмом правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
4. Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Четвертое ф…р…ля. Кла…..ная р…бота. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем знания добывать. Чтоб с успехом применять! е а сс а
Урок-путешествие
ул. Каллиграфическая и н ж е е н р /
ж.р. м.р. -а -я 1 склонение с…стра х…дьба ст…на зел...нь ул.Орфографическая е е е о
1 скл. 2 скл. 3 скл. лагерь «Склонения» в окне у сосны в тиши на дне в стране на цепи у коня в глуши с Ильёй
Аллея предложений Бабушка, Коля, отдыхал в, летом, у, деревня.
Летом Коля отдыхал у бабушк… в деревн… . и е е и? ? Тема «Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения»
Санаторий «Падежный» И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. луна сестра земля
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Окончания имен существительных 1-го склонения -а -я -ы -и -е -у -ю -ой -ей -е
Учебный центр Учебник с.22 упр. 34
Летом Коля отдыхал у бабушк… в деревн… . ? ? 1 скл. Р.п. и 1 скл. П.п е Безударное падежное окончание имени существительного – орфограмма.
Знать окончания имени существительного по склонениям в нужном падеже. ул. Правильная 1 способ 2 способ? Проверить окончание с помощью опорных слов каждого склонения
1скл. 2скл. 3скл. стена земля стол окно рожь степь Поликлиника
Летом Коля отдыхал у бабушк… в деревн… . ? ? 1 скл. у земл и и 1 скл.в земл е е Безударное падежное окончание имени существительного – орфограмма.
Пишу окончание как у опорного слова Магазин «Алгоритм» Подбираю опорное слово Определяю склонение Ставлю существительное в н.ф. 1. 2. 3. 4.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. поляна бабушка дядя
е и на дуб. от злост. в пол. из бочк. в озер. на вол. в зелен. ул. Существительная у дич.
На рябин.., в газет.., в озер.., в тетрад…, из берлог.., на кедр.., по глад.., на опушк.. Фабрика слов Нарисуй график е и 5
Д омашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонениЯ
Презентация предназначена для проведения урока по русскому языку по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе - система Занкова. Кроме того, материал можн...
Конспект урока русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...
Русский язык ОБЖ. 3 класс Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки».
Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки». Цели. Закрепление навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склон...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Проверка безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».
Урок изучения нового материала....
Костарева Г.М.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21
Окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения
Цель:
Изучение существенных признаков, по которым распознаются данные падежи.
Задачи:
Развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.
Учить пользоваться ключевым словом для определения окончаний существительных 1, 2 и 3 склонения и определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.
Развивать речь детей, умения обобщать, проводить рассуждения по аналогии.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
групповая,
коллективная.
индивидуальная,
Оборудование:
учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык для 4 класса, стр. 115 - 116
компьютер, проектор;
презентация урока;
алгоритм определения безударных окончаний существительных;
индивидуальные таблицы каждому учащемуся для исследовательской работы;
сигнальные карточки с буквами и , е ;
задание для групповой работы;
Ход урока
Приветствие, эмоциональный настрой.
II. Словарно-орфографическая работа
Учитель: Начнём наш урок с распознавания слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
Я называю по 2 слова, вы записывайте только то, написание которого нельзя проверить. (1 ученик работает на доске.)
Дерево, берёза ; картина , стена; земля, яблоня ; тетрадь , листок; тропа, аллея ; лиса, заяц ; месяц, зима; горизонт , поля. (Проверка, самооценка, оценивание учителем 2–3 учащихся).
III. Актуализация знаний
(Слайд 2)
Назовите одним словом эти слова? (Имена существительные.) На какие 3 группы можно их разделить? (По склонениям.)
– Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению? Приведите примеры.
IV. Постановка проблемы
– Запишем предложение:
(2 ученика работают на переносной доске.)
– Какие трудности у вас возникли при написании этого предложения? (В написании окончаний.)
– Кто из ребят правильно написал окончания существительных?
– Чему мы сегодня должны научиться? (Должны повторить правописание безударных окончаний имён существительных.) (Слайд 4).
– Над этим мы и будем работать на уроке. Тема урока: “Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах”.
V. Усвоение новых знаний
1. Фронтальная работа. (Слайд 5)
– Что вы знаете об этих падежах?
– Охарактеризуем их, заполним индивидуальные таблицы. (Приложение 2
).
Предлоги | Окончания |
||||
кого? чего? (откуда? где?) | От, до, из, у, без, для, около, с, кроме, возле | ||||
кому? чему? (куда? где?) |
– Какой смысловой вопрос встречается в каждом из этих падежей? (Вопрос где?)
Можно ли по этому вопросу различать падежи? Почему? Что нужно делать, чтобы не допустить ошибку? (Приходится добавлять падежный вопрос: по чему? – в д. п.).
Какой смысловой вопрос встречается только в одном из этих падежей? (Вопрос откуда? – в р. п.)
Вывод прочитаем в учебнике на странице 100.
Как ещё можно различать падежи? (По предлогам .)
Как написать безударную гласную? (Их надо запомнить.)
2. Исследовательская работа.
Проведите исследование. Поставьте существительные 1-го, 2-го и 3-го склонений с ударными окончаниями в родительный и дательный падежи.
Какое ключевое слово у первого склонения? (Лиса ). 2 склонения? (Конь ). 3 склонения? (Степь ).
3. Работа в парах.
Упражнение 213
Поставьте ударение, выделите окончание, заполните индивидуальную таблицу до конца.
Предлоги | Окончания |
||||
кого? чего? | От, до, из, у, без, для, около, с. | ||||
кому? чему? |
Сравним получившуюся таблицу с таблицей учебника на странице 101.(Слайд 7).
Чья пара полностью самостоятельно справилась с заданием?
Поставьте на полях тетради оценку за свою работу.
Когда в окончаниях пишется -и , а когда -е .
Какие окончания не требуют проверки? (Оценивание учителем 2–3 пар учащихся).
VI. Первичная проверка понимания
Вернёмся к нашему предложению. Проверьте себя.
Пошёл он к своей землянк..., а землянк... нет уже и следа.
Какие же безударные окончания напишем в словах? (Проводится коллективная работа: сильные учащиеся объясняют написание слабым учащимся).
Какие действия мы выполняем, чтобы правильно написать окончания?
(На доске появляется алгоритм определения гласной в окончании существительного).
Повернитесь друг к другу и проговорите алгоритм.
VII. Физкультминутка
Под музыку учащиеся выполняют ритмические движения.
VIII. Первичное закрепление
Работа по учебнику. Упражнение № 217 на странице 116.
1вариант - окончание - е
2 вариант - окончание - и.
Проверьте в паре, поставьте оценку. (Оценивание учителем 2–3 учащихся).
IX. Групповая работа
Я приглашаю вас в воображаемое путешествие в заповедник, который находится на территории нашего города. Как он называется? (Ледяная гора и Кунгурская ледяная пещера). (Слайд 8).
Что такое заповедник? (Заповедник – это природная территория, полностью исключенная из хозяйственного пользования для охраны и изучения природного комплекса в целом).
К какому стилю отнесём этот текст? (Научному). Почему? (Автор не высказывает своего отношения, а только констатирует факты).
X. Итог урока
(Слайд 15 )
– Над чем работали сегодня на уроке?
– Что нового узнали на уроке?
– Что нужно запомнить?
– За что можете похвалить себя?
Покажите сигналами:
красный квадрат – я не усвоил материал урока
зелёный квадрат – я понял, могу объяснить и привести примеры.
XI. Домашнее задание
(Слайд 16 )
Стр. 107, 113, выучить таблицу окончаний; Р.т. стр. 63 упр. 147 - 149
Окончания именительного падежа множественного числа имен существительных
Постановка правильного окончания у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа нередко вызывает затруднение. Как сказать: договор ы или договор а ? В разговорной речи все чаще и чаще мы слышим форму договор а . Но это, к сожалению, ошибка!
Выбор типа окончания (- ы /- и или -а/-я ) определяется рядом факторов. Рассмотрим их.
К оличество слогов в слове и место ударения
а) Односложные слова чаще образуют формы на -а /-я : снег – снег а , дом – дом а , лес – лес а , сорт – сорт а .
б) Односложные слова могут иметь также окончания - ы /-и : суд – суд ы , суп – суп ы , нож – нож и , кот – кот ы . Частые речевые ошибки вызывает слово торт . Множественное число у этого слова – торты .
в) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а /-я : в е чер – вечер а , п а спорт – паспорт а , голос – голос а , в е ксель – вексел я .
г) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на - ы /-и : апт е карь – аптекар и , библиот е карь – библиотекар и , компь ю тер – компьютер ы , инжен е р – инженер ы .
Обратите внимание на то, что ударение в данных формах единственного и множественного числа сохраняется на одном и том же месте.
Исключения : обшлаг – обшлаг а , рукав – рукав а .
Происхождение слова и его структурные элементы
а) Слова с элементами -е р/-ёр имеют окончание -ы /-и : актёр – актёр ы , шофёр – шофёр ы , режиссёр – режиссёр ы , дирижёр – дирижёр ы и др. Это слова французского происхождения.
Для того чтобы рассмотреть слова следующей группы нам понадобится вспомнить о понятии одушевленности/неодушевленности.
б) Слова латинского происхождения с элементом -т ор – неодушевленные (предметы) имеют окончание - ы : рефлектор ы , детектор ы , рефрижератор ы , конденсатор ы .
в) Слова с -т ор одушевленные (лица) имеют окончание - ы : автор ы , лектор ы , ректор ы , конструктор ы и окончание -а : доктор а , директор а , профессор а . Почему же мы говорим лекторы , но профессора ? Выбор объясняется традицией.
Запомните, что просторечные формы бухгалтер а , инженер а , выбор а , договор а , приговор а , должност я , шофер а , почерк а , крем а , суп а и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.
Различие в значении слов
В ряде случаев окончания - ы и -а служат для различения смысла слова:
образ ы (художественные) – образ а (иконы);
провод ы (при отъезде) – провод а (электрические);
цвет ы (растения) – цвет а (окраска);
пропуск и (недосмотры) – пропуск а (документы);
пояс ы (географические) – пояс а (одежды) и др.
Подобных пар в русском языке достаточно: листы – листья , зубы – зубья и др.
Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными). Вот эти они:
бункеры – бункера
годы – года
инструкторы – инструктора
клапаны – клапана (технический термин)
кители – кителя
прожекторы – прожектора
секторы – сектора
цехи – цеха
Выбор некоторых форм закрепляется традицией. Так, мы говорим: Прошли годы. Мои года – мое богатство . Но: Так бегут года! В ее годы!
Давайте запомним наиболее часто употребляемые слова с тем и другим типом окончания.
Формы на -и /- ы
должности |
приговоры |
|
запчасти |
редакторы |
|
аптекари |
инженеры |
режиссёры |
библиотекари |
компьютеры | |
бухгалтеры |
кондукторы | |
конденсаторы | ||
детекторы | ||
договоры |
Формы на -а /-я
Окончания родительного падежа множественного числа
Окончания родительного падежа множественного числа – еще одна трудная тема для нашей речевой практики.
Как правильно выбрать то или иное окончание? Как сказать: нет чулок или чулков ? Без носок или носков?
Почему мы говорим армян , но монголов?
Как спросить правильно в магазине: 5 килограмм или килограммов ? апельсин или апельсинов ?
При выборе окончания следует руководствоваться следующими правилами.
Мужской род
1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .
Исключение : носк ов .
2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:
а) слова с основой на -н , - р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.
Исключение: негр ов.
б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргиз ов , калмык ов , таджик ов , узбек ов , монгол ов , якут ов .
Исключение: турок, бурят.
3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:
а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;
б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусар ов , 5 гардемарин ов , 6 гусар ов , 7 улан ов .
4. Названия единиц измерений вариативны:
а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;
б) ампер ов , ватт ов , грамм ов , килограмм ов , рентген ов , кулон ов .
Усеченные формы (ампер, грамм
5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсин ов , мандарин ов , банан ов , помидор ов , баклажан ов .
Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.
Женский род
1. Существительные на -л я, - ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .
2. Некоторые существительные имеют окончание -е й : свеч ей , грабл ей , простын ей .
Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).
3. Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудитор ий , академ ий , консерватор ий .
Средний род
1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.
Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )
2. Нормативными являются формы на -ий : побереж ий , захолуст ий , снадоб ий .
3. Существуют также формы на -е в: усть ев , болотц ев , верховь ев , низовь ев .
А как образуют родительный падеж те существительные, которые употребляются всегда только во множественном числе? Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:
нулевого: сумерек ; суток ;
- ов : заморозк ов ;
-ей : будн ей , ясл ей , сан ей .
Вопросы и задания
1. Какие факторы влияют на выбор окончания именительного падежа множественного числа имен существительных? Назовите их.
2. Как образовать множественное число от слов с элементом -е р/-ёр (дирижёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова?
3. Приведите примеры, когда окончания - ы /-а служат для различия слов по значению.
4. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков?
5. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, кулонов / грамм, кулон? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин?
6. Как образуют родительный падеж существительные, которые употребляются только во множественном числе: заморозки, сумерки, ясли?