Домой Плодовые деревья Биография. Эрик клэптон, биография История eric clapton

Биография. Эрик клэптон, биография История eric clapton

В то время игравшего в трио Cream, украшали все доступные поверхности. Но вскоре «божественный» Эрик чуть не отдал душу дьяволу, попав в зависимость от тяжелых наркотиков и алкоголя, с которым он дружил еще с 14 лет. Судьба не единожды проверяла музыканта на стойкость характера, посылая ему все новые и новые испытания, которые многим были бы просто не по плечу. Однако Клэптон сумел не только выстоять под жестокими ударами, но и стал ангелом-спасителем для тысяч собратьев по несчастью.

Собственно говоря, с самого рождения Эрику был уготован путь обычного забулдыги. Мать от него отказалась, чтобы скрыть позорный факт – ребенок был незаконнорожденным, плодом ее любовной связи с женатым канадским солдатом, который отправился домой по окончании войны. Воспитывали будущую звезду бабушка и дедушка, которых он считал своими родителями до 9-летнего возраста, когда узнал, что старшая сестра Патрисия – на самом деле и есть его настоящая мама. Но правда добавила еще больше горечи в жизнь мальчика – Патрисия жила в Германии и воспитывала другого сына, на этот раз желанного и вновь от канадского военнослужащего.

Подростком Клэптон познакомился с алкоголем. Впоследствии музыкант вспоминал: «Думаю, я один из тех алкоголиков, кто пил именно для того, чтобы напиться. После четырнадцати я стал выпивать с приятелями, как это считалось нормальным в таком возрасте. В пятнадцать я поехал на джазовый фестиваль в Беллью, где я с увлечением смотрел на сцену и слушал отличную музыку. С компанией сверстников я там напился до неприличия. В итоге у меня сперли спальный мешок и все деньги».

Увидев выступление на Британском телевидении, Эрик навсегда влюбился в блюз и рок-н-ролл. А после того, как его выгнали из колледжа искусств, где Клэптон учился на отделении дизайна, дорога на сцену оказалась единственной возможностью для самореализации. Он устроился рабочим, и все свободное время посвящал игре на электрогитаре, которую ему купили бабушка с дедушкой. «В начале шестидесятых я стал отъявленным битником, хиппи, отлично чувствовал себя на сцене. В какой то момент музыка захватила меня полностью, и я стал профессионалом в семнадцать лет».

Около шести лет Клэптону, по его собственному признанию, удавалось оставаться «сухим». Нет, он, конечно, выпивал с друзьями - дармовой выпивки для музыкантов в кабаках не жалели, но оставался стоек к наркотикам, лишь изредка покуривая марихуану. Но, подружившись с ребятами из группы Дилейни Брамлетта, круто игравшими блюз, увидел, что старшие товарищи ежедневно отдают дань миксу из виски, героина и кокаина. В итоге Клэптон начал и сам постепенно погружаться в эту трясину.

В 70-м году Эрик организовал собственный музыкальный проект «Derek and the Dominos», куда перешла часть коллектива Дилейни. И первый же альбом этой группы потерпел коммерческий провал, что напрочь выбило Эрика из колеи. Публика и критики буквально пропустили мимо ушей «Лейлу» - песню, впоследствии ставшую одной из визитных карточек гитариста! Эту композицию Клэптон посвятил Патти Бойд – фотомодели и по роковой случайности супруги его близкого друга . Название песни Клэптон взял из древнеперсидской поэмы «Лейла и Меджнун», в которой рассказывается о молодом человеке, влюбившемся в принцессу и сошедшем с ума. Героиновое сумасшествие Клэптона продлилось три года. «С 1969 по 1972 год вообще ничего толком не помню. Работать перестал совсем! Такого раньше со мной не случалось. Я пил немного - торчал на героине, а этот наркотик отлично изолирует от мира»,- вспоминает Эрик.

В 1973-м ему удалось вылезти из наркотического болота. Он вернулся к концертной деятельности, возобновил выпуск студийных работ, однако теперь передним возникла другая проблема – алкоголизм. Увлечение спиртным и сопутствующие ему радости в виде супружеских измен сопровождали музыканта все время брака с Патти, которая все-таки развелась с Харрисоном и вышла замуж за Клэптона. Почти десять лет совместной жизни не принесли паре счастья. Клэптон все чаще скандалил с женой. И все больше пил, пытаясь забыться. Музыкант стал очень плохо выглядеть: он потерял в весе, его лицо и глаза пожелтели, кожа покрылась воспалениями. Популярность артиста стала сходить на нет. Наконец, Эрик понял, что оказался на крючке у зеленого змия и пришел в общество Анонимных Алкоголиков. Побороть недуг оказалось непросто, ведь пить Клэптон любил. «Депрессию, суициды и всякое прочее с алкоголем не связывал, поскольку алкоголь оставался все эти годы моим лучшим другом. Отрицание алкоголизма оказалось настолько значительным, что я говорил в оправдание: «Я - артист, и просто мы так живем». В юности я провел много времени, изучая великую музыку и великую живопись, и знал, как жили многие из творцов. Хорошо об этом читать или смотреть по телевизору, но когда похожее случается с тобой - и это не поддается контролю - ты не сможешь это одеть или снять, как плащ! - и это не поза, и это уже вовсе не весело...», - с горечью признавался уже ставший трезвенником Клэптон.

В конце 80-х, обретя свободу от алкоголя и давления Патти, Эрик записывает свои самые успешные альбомы (например, ретроспективный бокс-сет «Crossroads» - «Перепутья») и становится настоящим рок-гуру. И вдруг спокойная, размеренная, только-только налаженная жизнь вновь превратилась в кошмар. В авиакатастрофе погибают его друзья, агент и музыканты, а спустя три месяца, едва Эрик пришел в себя, судьба сбивает его с ног еще более жестоким ударом. Его четырехлетний сын от итальянской модели Лори дель Санто выпал с 53-го этажа ее квартиры в Манхэттене. Хотя Эрик и Лори не жили вместе даже гражданским браком, оба безумно любили своего маленького Конора. «Внутри меня все выгорело дотла и остался только серый пепел», - признавался Клэптон. Но спасение в этот раз он нашел не на дне стакана, а в Музыке. Боль отца от потери сына стала знаменитой балладой «Слезы в небесах». В том мучительном 1992 году Эрик Клэптон получил шесть «Грэмми» за альбом «Unplugged», куда вошел и этот шедевр блюза, и многострадальная «Лейла», признанная лучшей песней в рок-номинации.

Итак, Клэптон выдержал. Сегодня он по-прежнему верен своим блюзовым корням, записываясь с великими собратьями по Олимпу – Би Би Кингом. Джо Коккером, Бадди Гаем и др. С удовольствием поддерживает Эрик и благотворительные проекты своих звездных друзей. Так, в декабре прошлого года он участвовал в кампании по защите собак, организованной , гитаристом и активным защитником прав животных.

Но главным делом Клэптона стал основанный в 1998 году в Антигуа центр помощи страдающим от наркотической и алкогольной зависимости, названный в честь его самого успешного ретроспективного альбома «Crossroads» (Antigua drug and alcohol rehabilitation center Crossroads). Для обеспечения работы этого учреждения музыкант выделяет огромные средства, вырученные как от концертов, так и от продажи своей легендарной коллекции гитар.

Подобные аукционы проводились в 1999 и 2004 годах, а последний состоялся в марте этого года. За 4 часа было продано 138 лотов - гитары, усилители, золотые пластинки и различные награды рок-легенды, а также инструменты, пожертвованные друзьями музыканта , Джей-Джей Кэйлом и . У покупателей была возможность бороться за лоты не только присутствуя на аукционе, но и по телефону, и через интернет. Кстати, одним из основных покупателей стал бизнесмен и музыкант из России. Общая выручка аукциона, по данным Bloomberg, составила $2,2 миллиона. В 2004-м году прибыль, конечно, была посолидней – более $7,4 миллиона, но тому есть причины: за астрономические суммы поклонниками были куплены три самых лучших гитары Эрика, в том числе и самая легендарная – стратокастер «Blackie», собранный Клэптоном из трех моделей «Фендер». Блэки всего чуть-чуть не дотянула до миллиона долларов!

Кроме аукционов, деньги на работу реабилитационного центра Crossroads собираются с помощью концертов. Прошлым летом прошел третий благотворительный концерт, в котором приняли участие , Джефф Бек, Рон Вуд, и многие другие музыканты. Все средства от концерта были перечислены в центр. Много раз оказывавшийся на распутье, Клэптон выбрал правильную дорогу и помогает найти ее другим, используя тот великий дар, за который его когда-то называли «Богом».


Мать оставила Клэптона в младенчестве, и воспитывали незаконнорожденного мальчика бабушка и дедушка. Клэптону говорили, что это они являются его родителями, а мать - его сестра. Правда открылась, когда ему было 9 лет.

Будущее мелькнуло перед Клэптоном, когда он в юношеском возрасте появился на выступлении Джерри Ли Льюиса на Британском телевидении. Эмоциональное выступление Льюиса в сочетании с возрастающим увлечением Клэптона блюзом и американским R&B явилось достаточно мощным побудительным мотивом, чтобы Клэптон решил начать учиться игре на гитаре. Он начал обучение в Кингстонском Колледже Искусства, но вскоре его карьера, рисовавшаяся ему в розовом свете, надолго прервалась. Его в возрасте 17 лет исключили за игру на гитаре в классе. Он устроился рабочим, и все свободное время посвящал игре на электрогитаре, которую ему купили бабушка с дедушкой по его настоянию.

В последующие годы Клэптон играл в нескольких блюзовых группах, в том числе "The Roosters" и "Casey Jones", а со временем стал постоянным членом группы "Yardbirds", в чьем составе побывали все три ведущих гитариста Британии 60-х: Эрик Клэптон, Джимми Пэйдж и Джеф Бек. Группа произвела сенсацию своим окрашенным блюзовым звучанием роком в исполнении виртуоза гитары Клэптона. Он уже заработал прозвище "Slowhand"("Ленивая рука") за свою манеру прямо на сцене менять порванные струны под медленные хлопки публики. Несмотря на популярность первых двух альбомов группы "Five Live Yardbirds" и "For Your Love", Клэптон в 1965 году покидает группу, так как его не устраивает отклонение от блюза в сторону более коммерческой поп-музыки. Почти сразу Клэптон присоединился к "Bluesbreakers" с Джоном Мэйеллом во главе, и на фоне исполнительской манеры этой группы талант Клэптона расцветает ускоренными темпами. Вскоре он становится главным музыкальным двигателем группы. "Клэптон - Бог" - такими криками толпа поклонников сопровождала выход альбома под названием "Bluesbreakers" , в хит-парадах Британии альбом вышел на 6 место.

В середине 1966 года Клэптон покинул "Bluesbreakers" и организовал свою группу "Cream" , в составе которой выступали бас-гитарист Джек Брюс и барабанщик Джинджер Бейкер. С этим составом Клэптон решил произвести "революцию в музыкальном мировоззрении...изменить мир, потрясти людей". Его воображение заходило дальше простого успеха трио "Cream", вскоре они стали самой выдающейся рок-группой конца 60-х. Выпустив первые три альбома ("Fresh Cream", "Disraeli Gears" и "Wheels of Fire"), много гастролируя, группа добилась мирового признания, приближаясь к славе "Rolling Stones" и "The Beatles", а по воздействию на своих поклонников даже их превосходившая. На самом деле, фраза "Клэптон - Бог" характеризовала отношения в трио - они представляли собой трехголовое чудовище с пребывающими в состоянии войны эго, и их подогреваемая злоупотреблением наркотиками конфронтация неизбежно привела к прощальному турне в 1968 году и выпуску альбома "Goodbye" (1969).

В начале 1969 года Клэптон с Бэйкером, бис-гитаристом Риком Гречем и Стивом Уинвудом из "Traffic" объединились для записи одного альбома, дав название и группе и альбому "Blind Faith" ("Слепая вера"). Для раскрутки этого альбома они предприняли тур по 24 городам Соединенных Штатов, в результате стресса от напряженной работы группа распалась, не прожив и года. Клэптон продолжал выступать с Delaney & Bonnie, супружеским дуэтом, открывавшим концерты во время американского турне "Blind Faith". В результате этого сотрудничества в 1970 году вышел альбом, который стал первым сольным альбомом Клэптона. Альбом многих разочаровал, но представил трех музыкантов из группы Delaney - бас-гитариста Карла Рэйдла, клавишника Бобби Уитлока и ударника Джима Гордона. Обратила на себя внимание версия Клэптона популярного хита "После полуночи" ("After Midnight") J.J.Cale. Коллектив окрестил себя "Derek and the Dominos" и приступил к записи двойного альбома "Layla and Other Assorted Love Songs" c участием гитариста Дуэйна Оллмэна. В основе трагической истории неразделенной любви в песне "Layla" - подлинная история любовного треугольника между Клэптоном, его близким другом Джорджем Харрисоном и его женой Пэтти (в результате они с Клэптоном поженились в 1979 и разошлись в 1988).

К сожалению, личные переживания и перипетии карьеры привели к тому, что гитарист все сильнее увлекался героином. Во время турне по Америке распалась группа "Derek and Dominos", затем не состоялась запись их второго альбома. Клэптон ушел в тень в начале 70-х. Это был период погружения в наркотики и затем длительной борьбы с этим недугом. Последовав совету группы "Who"s Pete Townshead" он предпринял курс спорного, но оказавшегося эффективным электро-акупунктурного лечения, Клэптон полностью реабилитировался. Он с успехом выступил в экранной версии рок-оперы (Townshend, "Tommy"), выпустил ряд альбомов, в том числе в стиле рэгги "461 Ocean Boulevard", куда вошла переработка композиции Боба Марли "I Shot the Sheriff". Этот альбом возглавил хит-парады того времени.

Некоторые критики и поклонники Клэптона были разочарованы его работами периода после реабилитации. Их не устраивал его отказ от тяжелого звучания гитары и переход к более гладкому, "вокальному" варианту. Альбом 1980 года "Только одна ночь" ("Just One Night") напомнил поклонникам Клэптона, каков на самом деле их кумир. Но, к сожалению, этот период связан с тяжелыми проблемами с алкоголем. В 1981 году Клэптона госпитализируют. Творческий подъем последовал после того, как Клэптону удалось взять ситуацию под контроль. Он выпускает подряд несколько успешных альбомов - "Another Ticket"(1981), "Money and Sigarettes" (1983), "Behind the Sun" (1985), "August" (1986), "Journeyman" (1989) - и круто меняет свою личную жизнь. И хотя некоторые поговаривали, что никогда Клэптону не достичь высот героинового периода, легенда о нем, тем не менее, продолжала расти. То, что он стал эталоном рока, стало очевидным, когда студия Polygram выпустила 4-х сторонний CD с ретроспективой его творчества. Альбом под названием "Crossroads"(1988) получил высшую музыкальную награду Грэмми за лучший исторический альбом и лучшую прямую запись.

В конце 1990 Клэптон получает тяжелый удар судьбы: гитарист Стив Рэй Воган и члены команды Клэптона, его близкие друзья - Колин Смит и Нигел Браун, погибают в авиакатастрофе (разбивается вертолет). Через несколько месяцев он получает еще одно ужасное известие: Конор, сын Клэптона от итальянской модели Лори Дель Санто, разбивается насмерть, упав с 49-го этажа квартиры Дель Санто на Манхэттене, Нью-Йорк. Клэптон пишет душераздирающую песню в память о своем сыне "Tears in Heaven". (Эта песня-посвящение и альбом "Unplugged" завоевывает в 1992 году шесть наград Грэмми). В 1994 году он возвращается к традиционному блюзу; альбом "From the Cradle" горячо встречен и критикой, и слушателями.

Лучшие дня

«Жизнь в чистоте»: Секрет 108-летней долгожительницы
Посетило:165
Hot Water Challenge: «Осторожно, кипяток!»
Эрик Клэптон – это человек-легенда. За свою долгую и яркую жизнь этот выдающийся музыкант успел стать настоящей звездой в мире музыки. Его творческий стиль менялся с течением времени, однако рок-музыка, а также тонкие блюзовые мелодии всегда занимали в творчестве Клэптона центральное место.

В карьере нашего сегодняшнего героя было огромное множество ярких альбомов и мегапопулярных композиций. Он всегда жил искусством. А потому сегодня его творчество уже давно считается классикой мировой музыки – эталоном качества для многих других музыкантов в разных уголках нашей Земли.

Ранние годы, детство и семья Эрика Клэптона

Эрик Патрик Клэптон появился на свет 30 марта 1945 года в английской деревушке Рипли (графство Суррей). Его отец был канадским солдатом из Монреаля, а мама шестнадцатилетней школьницей. После окончания Второй Мировой войны отец будущего музыканта уехал назад в Канаду и больше никогда не возвращался.

Фактические заботы по воспитанию ребенка легли на плечи его бабушки, а также ее второго мужа. Весьма примечательно, что Эрик Клэптон в раннем детстве был абсолютно уверен в том, что его бабушка – это его мать.

А его настоящая мама – просто его старшая сестра. Стоит отметить, что Партиция Клэптон – биологическая мать музыканта – очень скоро вышла замуж за другого североамериканского солдата и вместе с ним переехала в Западную Германию.

Оставшись на полном попечении бабушки, Эрик Клэптон жил жизнью самого обычного школьника. В тринадцать лет родители (точнее – те, кого он считал таковыми) подарили ему акустическую гитару. С тех пор наш сегодняшний герой был с ней практически неразлучен.

Уже в тот период будущий музыкант находился под сильным влиянием блюза. Он изучал преимущественно блюзовые аккорды и блюзовые переходы от одной части мелодии к другой. Параллельно с этим музыкант также включал магнитофон со своими любимыми песнями, сравнивая оригинальное звучание нот с тем, что выходили у него самого.

После получения базового образования наш сегодняшний герой поступил в Кингстонский колледж искусств, однако довольно-таки скоро разочаровался в чопорном и монотонном классическом образовании. Он часто пропускал занятия, игнорировал домашние задания, а потому уже в конце года был благополучно отчислен.

Эрик Клэптон - Лейла

После этого он начал часто выступать на улицах Кингстона и Ричмонда, а несколько раз даже давал импровизированные концерты на улицах Лондона. Именно в этот период наш сегодняшний герой познакомился с другим молодым музыкантом – Дэвидом Броком. Вместе они стали выступать в пабах Суррея. Однако их дуэт довольно скоро распался.

В семнадцатилетнем возрасте Эрик Клэптон начал выступать в составе группы «The Roosters», которая играла нечто вроде современного R&B. После расставания с данным коллективом наш сегодняшний герой также отыграл семь концертов с ансамблем Casey Jones & The Engineers.

Yardbirds, Cream и другие группы Эрика Клэптона

В 1963-м году Эрик Клэптон оказался в составе молодой и тогда еще никому не известной группы Yardbirds. Именно в этот период к музыканту пришел первый настоящий успех. Группа играла блюзовые композиции и даже успела записать несколько концертных альбомов.

Выступления музыкального коллектива проходили по всей Англии, однако все изменила одна единственная песня «For Your Love». Данная композиция отличалась более попсовым звучанием и уже довольно скоро стала главным хитом в Англии и Ирландии. Песню активно крутили по радио, концерты группы Yardbirds проходили с неизменным успехом. В 1965-м году группа записала альбом, также получивший название «For Your Love». Однако вместе с первым серьезным успехом в группе начались и серьезные конфликты.

Эрик Клэптон - Осенние листья

Все дело в том, что Эрик Клэптон был решительно против перехода от блюз-рока к поп-музыке. Другие же участники придерживались иного мнения, отмечая, что именно поп-музыка принесла группе успех. В результате этого наш сегодняшний герой покинул группу, а уже несколько месяцев спустя стал выступать с группой the Bluesbreakers. После этого было затяжное сотрудничество с коллективом The Glands.

Творческие поиски растянулись в жизни Эрика Клэптона на долгие месяцы, однако, в конце концов, музыкант все-таки сумел отыскать себя. Судьбоносным моментов в жизни прославленного гитариста стала встреча с другими яркими музыкантами - Джинджером Бейкером и Джеком Брюсом. Вместе с ними уже очень скоро наш сегодняшний герой начал выступать в группе Cream.

В период с 1966-го по 1969-й вместе с этим коллективом Эрик Клэптон записал четыре успешных альбома, которые впоследствии стали настоящей классикой рок-музыки. Группа стала очень популярна и впоследствии приобрела статус одного из самых ярких коллективов своего времени.

Однако в какой-то момент между Бейкером и Брюсом начал назревать конфликт. Долгое время Эрик Клэптон выступал в качестве своеобразного «переходника» между двумя музыкантами, но уже очень скоро тоже устал от такого положения дел. В итоге в конце шестидесятых после успешного турне по США группа объявила о самороспуске. Как это ни удивительно, но собраться вместе группе Cream довелось только в 2005-м году. В этот период группа дала несколько концертов и выпустила официальный сборник прежних хитов.

Однако не будем забегать вперед…

После распада группы в 1969-м году, Эрик Клэптон некоторое время выступал в группе Blind Faith, однако впоследствии стал заниматься сольным проектом. В последние годы именно в качестве сольного музыканта талантливый англичанин стал известен во всем мире.

Награды, Эрик Клэптон сегодня

В его коллекции есть множество замечательных альбомов, бессмертных хитов и престижных наград. Статуэтки «Грэмми», награды журнала «Rolling Stone», Орден Британской империи, а также многие другие награды – все это лишь малая толика того признания, которым может похвастаться музыкант. Весьма примечательно, что Эрик Клэптон – это единственный музыкант, трижды включенный в Зал славы рок-н-ролла – в составе групп Cream и Yardbirds, а также как сольный исполнитель.


В настоящее время музыкант работает над новыми композициями и колесит по миру, давая концерты в разных городах. Последний альбом Эрика Клэптона «Old Sock» вышел в середине 2013-го года.

Личная жизнь Эрика Клэптона

Первой супругой музыканта стала модель Патти Бойд, ранее у нее уже был один брак с Джорджем Харрисоном. Их союз продлился двенадцать лет.

В 1985-м году Эрик начал встречаться с итальянской моделью Лори дель Санто. Некоторое время спустя она родила музыканту сына, однако случайная трагедия поставила крест на их отношениях. Во время отдыха в Нью-Йорке их маленький ребенок случайно выпал из окна небоскреба и погиб. После этого Эрик Клэптон написал композицию «Tears of heaven», которая до сих пор является одной из самых известных в его репертуаре.

В настоящее время музыкант женат на девушке по имени Мелии МакЭнери. В этом браке на свет появились три дочери Клэптона. Кроме того, у музыканта есть один ребенок от внебрачной связи с Ивонной Хан Келли – сотрудницей звукозаписывающей компании.

Эрик Патрик Клэптон родился 30 марта 1945 года. Его имя по-английски звучит следующим образом - Eric Patrick Clapton. Эрик Клэптон известен миру как гениальный композитор, вокалист и даже гитарист. Когда-то его прозвали «Медленная рука» (Slowhand). На сегодняшний день – это один из самых влиятельных и уважаемых музыкантов эры рока. Несмотря на то, что в течение всей его музыкальной карьеры стиль исполнения менялся, однако главным направлением все же оставался блюз. С ним играли такие блюзовые группы, как The Yardbirds, John Mayall"s Bluesbreakers. Так же известны дуэты с рок-группой Cream, которые оставили значительный след в его карьере.

Детство Эрика Клэптона

Эрик Клэптон родился в деревушке Рипли, которая расположена в графстве Суррей. Родителями стали Патрисия Молли Клэптон (на тот момент ей было всего 16 лет) и двадцати четырехлетний солдат Эдвард Фрайер (1920-1985). Фраер ушел на войну еще до рождения Эрика, более того, впоследствии он вернулся в Монреаль.

Сам Эрик воспитывался своей бабушкой, Розой Клэптон и неродным дедом, который был отчимом для Патриции и ее родного брата Адриана Клэптона. То, что ребенок родился вне брака, долго скрывали, поэтому Эрик рос, думая, что Патриция – его старшая сестра, а реальные бабушка с дедушкой – мать и отец. Хотя, по сути, так оно и было – спустя определенное время, его легкомысленная мать вышла замуж за очередного канадского солдата и уехала в Германию, оставив сына бабушке и дедушке.

На свой день рождения (Эрику Клэптону исполнялось 13 лет), бабушка и дедушка подарили ему гитару фирмы Hoyer. Однако дешевый инструмент со стальными струнами быстро наскучил мальчику, и Эрик надолго забросил эту игрушку. Однако спустя два года Эрик нашел ее и уже не расставался. Часы игр на гитаре, исполнение различных блюзовых композиций – молодой Клэптон тратил все свое время на музыку. Когда у него появился магнитофон Grundig, будущий музыкант слушал часами игру профессионалов, затем пытался воспроизвести все на своей гитаре.

Юношество Эрика Клэптона

В 1961 году молодой Эрик Клэптон стал учиться в колледже Kingston College of Art, однако его учебе постоянно мешала музыка – юноша настолько отдавал все свое внимание любимому занятию, что в определенный момент полностью упустил основную учебу. В конце 1961 года Эрика исключают из колледжа.

Однако Клэптон не переживает, а продолжает играть на ставшем любимым инструменте. Игра молодого человека стала просто виртуозной, что не осталось незамеченным – его отметили, как молодого талантливого музыканта.

Где-то в этот период Эрик стал выступать на улицах, его игру услышали Кингстон, Ричмонд и Вест-Энд.

В 1962 году Эрик Клэптон выступал уже не один, а с Дэвидом Броком, их дуэт не раз играл в местных пабах. В семнадцать лет Клэптон стал участником такой группы, как «The Roosters». Их творчество продолжалось до августа 1963 года. А уже в октябре этого же года Эрик Клэптон отыграл около семи концертов с Casey Jones & The Engineers как сессионный музыкант.

Эпоха The Bluesbreakers и The Yardbirds

Октябрь 1963 года ознаменовался для Клэптона участием в группе The Yardbirds, где несмотря на основное рок-направление, прослеживалось влияние блюза. Участником этого состава Эрик Клэптон оставался до весны следующего года. Как отмечали критики, Эрик Клэптон соединил в себе игру таких гитаристов, как Фредди Кинг, Бадди Гай и Би Би Кинг, однако при этом оставался уникальным исполнителем, который имеет свой собственный стиль. Группа стала привлекать особое внимание общественности с того момента, когда заменила легендарные Rolling Stones в известном клубе Crawdaddy, расположенном в Ричмонде.

Начались гастроли по всей Англии, где The Yardbirds выступали вместе со знаменитым блюзменом Америки, Сони Бой Уильямсоном. Результатом их выступлений стал совместный альбом, который издался в 1965 году.

История прозвища

Ритм-гитарист Крис Дрей постоянно вспоминает, как на гитаре Клэптона рвались струны во время выступлений. Однако, вопреки логике, Эрик Клэптон менял струны, оставаясь на сцене. Английская публика, ценя Клэптона как исполнителя, терпеливо пережидала такие короткие паузы, заполняя перерыв так называемыми медленными овациями. По-английски, это звучит как slow handclap.

Как сообщает сам Клэптон, его знакомый, Джорджио Гомельский создал из этого целый каламбур, который впоследствии и стал прозвищем музыканта – slowhand.

Весной 1965 года The Yardbirds, наконец, выпустили свою первую хитовую композицию «For Your Love», где Эрик Клэптон исполнял свою партию на гитаре. Из-за успеха этого хита, группа стала ориентироваться больше на поп-звучание. Эрик Клэптон не поддержал этого направления, так как его сердце с самого начала принадлежало исключительно блюзу. Именно поэтому он перестал быть участником этой группы. На замену самого себя Клэптон порекомендовал Джимми Пейджа, который был его приятелем. Однако Пэйдж был в то время довольно успешным студийным музыкантом, поэтому не смену Клэптону пришел Джефф Бек.

На несколько месяцев Клэптон стал участником группы John Mayall & Bluesbreakers, однако это был довольно непродолжительный период. Уже летом 1965 года он поехал на гастроли с The Glands в Грецию, вместе со своим другом Беном Палмером, игравшем на клавишных.

Осень этого же года ознаменовалась для Эрика Клэптона участием в группе Bluesbreakers, где его игра создала ему репутацию лучшего блюзового гитариста.

Ключевые факты из жизни исполнителя

Клэптон – единственный исполнитель, который три раза был включен в Зал славы Рок-н-ролла, как сольный музыкант, а так же член таких групп, как «Yardbirds», «Cream».

Журнал Rolling Stone поставил Эрика Клептона в список самых великих гитаристов за все время, Клэптон занял почетное четвертое место.

Одной из самых успешных композиций артиста считается кавер-версия под названием «I Shot the Sheriff» , которая стояла на верхушке чартов осенью 1974 года.

Коронное соло Эрика Клэптона – соло в композиции The Beatles под названием «While My Guitar Gently Weeps», именно его и пригласил Джордж Харрисон. Точно неизвестно, почему Харрисон выбрал Клэптона. Может, недовольство собственной игрой, может, для того, чтобы немного разрядить обстановку в The Beatles, так как запись «Белого альбома» была для легендарной группы немного проблематичной. Но одно сказать можно однозначно – Клэптон и Джордж Харрисон были большими друзьями. Кроме того, в свою очередь, Клэптон пригласил Харрисона для участия в записи Badge (альбом «Cream - Goodbye»).

Кроме того, Эрик Клэптон принимал участие в записях таких «гостевых» композиций, как «The Pros and Cons of Hitch Hiking» Роджера Уотерса, «Runaway Train» Элтона Джона, «It’s Probably Me» Стинга и композиции «Love Can Build a Bridge» Шер.

Одна из баллад Клэптона, «Layla» , до сих пор является прообразом для романтических гитарных композиций. Одна из версии этого музыкального произведения даже была удостоена «Грэмми» в 1992 году. Известный журнал «Rolling Stone» поставил ее в ряд лучших композиций современной музыки. Интересно, что в основу композиции легла древняя арабская легенда. Гаис, позже получивший прозвище Меджнун (в переводе одначает»безумец»), был несчастливо влюблен в Лэйлу. Биографы сходятся на том, что Эрик Клэптон в то время был безнадежно влюблен в Патрисию Бойд, жену Джорджа Харрисона. Впоследствии, Бойд и Харрисон развелись, и между нею и Эриком Клэптоном начался роман, закончившийся свадьбой. Примечательно то, что, несмотря на происшедшее, Джордж Харрисон и Эрик Клэптон остались друзьями.

1993 год ознаменовался для Клэптона тем, что он получил премии «Грэмми» буквально во всех главных номинациях – запись года (композиция «Tears In Heaven»), песня года (та же песня) и альбом года («Tears In Heaven»). Это произведение буквально впитало в себя горе безутешного отца – в 1991 году, его единственный четырехлетний сын погиб в результате ужасного несчастного случая. Он выпал из окна квартиры на 53 этаже небоскреба. Более года Эрик Клэптон был в ужасном состоянии, близкие ему люди даже потеряли надежду на то, что он когда-нибудь оклемается.

В 2002 году Эрик Клэптон второй раз женился на Мели Макенери, у них родились три дочери – погодки, Элла Мэй, Джулия Роуз и София. Первый брак, с Патрисией Бойд был, к сожалению супругов, бездетным. Кроме того, у Эрика Клэптона есть и внебрачный ребенок – дочь Рут (роман с Ивонной Хан Келли).

В 2004 году впервые прошел фестиваль Crossroads Guitar Festival, организованный самим Эриком Клэптоном. Этот фестиваль радовал поклонников и в 2007 году, и в 2010 году.

В 2010 году были проданы семьдесят гитар Эрика Клэптона.

Эрик Клэптон – сильная личность, которая сумела побороть алкогольную зависимость и встать на ноги после всех трудностей, которые были на его пути.

В прошлом Эрик запойный алкоголик, но в настоящее время не пьет.

Согласно проведенному опросу PRS for Music, одна из самых чувствительных композиций Клэптона - «Everybody Hurts». Второе место отдано «Tears in Heaven» , а третье – композиция Леонарда Коэна - «Hallelujah».

Эрику Клэптону (Eric Clapton) , как и многим другим известным гитаристам, пришлось начинать свой путь восхождения к вершинам славы и искусства, еще в подростковом возрасте. Будучи «самоучкой» он, слушая пластинки популярных исполнителей, старался им подражать, постепенно оттачивая навыки на акустической гитаре . Семья его была неблагополучная — у своей мамы он появился в 16 лет, а отца он не видел никогда. Его воспитанием занимались бабушка и дедушка, а также многочисленные родственники. Однажды, получив в подарок гитару, Эрик и стал увлекаться музыкой.
Совмещая учебу в художественном колледже с игрой, в основном, «ритм-энд-блюза», Клэптон понимает, что его призванием является блюз . Некоторое время Эрика занято игрой в The Yardbirds и именно благодаря игре в этой группе, он открывает для себя собственный «блюз-роковый» стиль игры.

Эрик Клэптон и группа The Yardbirds

После ухода из группы в 1966 году, Эрик в компании басиста Брюса и ударника Бейкера основал группу Cream. Музыканты становятся основателями нового стиля, ведь при их исполнении ощущался ранее не ассоциирующийся с блюзом характер. Группа выпускает несколько пластинок. В 1967 году выходит 2-й альбом «DisraeliGears», который с особенным энтузиазмом принят хиппи. После выпуска еще 2-х альбомов и находясь на самом пике славы, Cream все же распались и это был ноябрь 1968 года.

Эрик Клэптон и группа Cream

Cream — Crossroads

После их распада, вышел в свет еще 1 альбом, в который вошли песни, не участвующие в предыдущем. А 1970 же год ознаменован для Клэптона выпуском своего сольного альбома. Однако, последующие несколько лет выдались для Эрика не такими удачными. Ему приходится поменять множество музыкальных коллективов, а вплоть до 1973 года он и вовсе не выступает. И тут, в январе 1973 года, благодаря Питу Тауншенду организовывается концерт, полностью посвященный Эрику, на который пригласили и самого «виновника». При таком внимании коллег, в него вселяется надежда. Впоследствии, он прикладывает все усилия, для избавления от наркотической зависимости и начинает посещать курсы лечения. После пройденного лечения, Клэптон триумфально возвращается в реальную жизнь, творчество и к своим поклонникам.

Далее, с 1975 года ему доводится записать еще 2 альбома, при поездке в Австралию. Там он еще и плодотворно сотрудничает с Бобом Диланом. Наиболее успешный по тем временам альбом «Slowhand» выйдет в свет в 1977 году.

Личная жизнь Эрика также складывается хорошо и в 1979 году, его единственная любовь — Патти Харрисон становится его женой. Клэптон, воодушевленный и полный новых сил, гастролирует в тандеме с известным блюзменом Мадди Уотерсом. При совершении гастрольного тура по Англии он успевает записать концертную пластинку «JustOneNight».

О главных гитарах Эрика Клэптона

  1. Blackie – 1956/57 Fender Stratocaster — наиболее известная и всегда ассоциирующаяся с именем Эрика Клэптона гитара.
  2. Gibson Les Paul — времена, ознаменованные и вошедшие в историю, когда на граффити 60-х Эрик был назван Богом.
  3. 1964 Gibson ES-335 TDC — наиболее ценный инструмент, по словам самого Клэптона, на которой он исполнил легендарнейшую версию Crossroad.
  4. Gibson SG , The Fool — была разукрашена творческой студией голландских художников в Лондоне. Их звали Симон Постума и Марейке Когер.
  5. Brownie – 1956 Fender Stratocaster — одна из любимейших гитар Эрика, используемая во времена Derek And The Dominoes.
  6. Fender Eric Clapton Stratocaster – продолжение Blackie: кленовыйгриф, с профилем V, 22 лада, с датчиками Fender LaceSensor и регулятором тембра Fender TBX.
  7. Martin 000-28EC – наиболее широко используемая гитара Эриком в 70-х годах. С этой фолковой гитарой была легка и пальцевая игра, и игра боем.
  8. Gibson Reverse Firebird I – ранняя «перевернутая» модель Клэптона. Выбор Эрика был обусловлен фендероподобным звуком. Ему не хотелось, чтобы его сравнивали с Хендриксом и он не появлялся на сцене со стратокостером.

Новое на сайте

>

Самое популярное