Домой Природное земледелие Будущее человечества. Самые важные вопросы. Лучшие рипы от jumo aka end Три вида мужчин

Будущее человечества. Самые важные вопросы. Лучшие рипы от jumo aka end Три вида мужчин

После многих лет поисков я могу утверждать, что из всех классификаций мужчин – это самая естественная (она воспроизводится в сообществе приматов) и правильная. Остальное – мусор.

Помню, что когда я еще был подростком , у нас во дворе были пацаны. Кого-то я побаивался, потому что чувствовал от него животную силу. Кого-то считал абсолютно равным себе и сразу начинал дружить с ним. А были и такие, которые в любых ситуациях оказывались слабаками и потому с ними было западло дружить. И именно рядом с такими, я начинал вести себя так, будто я тот самый, от которого исходит животная сила. Типа я сильный. Мне это нравилось, но я не понимал, куда девается эта сила, если рядом не было слабака?

То же самое было и в школе . Вне зависимости от успеваемости, семейного достатка или внешности моих одноклассников, я чувствовал те же самые распределения ролей, что и раньше: сильней меня, такой же, слабей меня.

Потом университет. Здесь все повторилось. Но появился новый и важный момент – секс. В дальнейшем станет понятно, почему роль секса так важна. Те, в ком была эта животная сила – они всегда нравились девчонкам, даже если те делали вид, что они им не нравятся. Слабаки оставались сексуально голодными почти круглый год. А с такими, как я спали, но очень редко.

Я читал много книг, практиковал духовные методы и даже верил в то, что это мне помогает, делает меня сильнее. Хрен там. Сразу говорю. Я наращивал внутренний и социальный капитал, но то распределение ролей внутри мужского сообщества, которое я осознал еще в детстве – оно никуда не делось. В душе я не изменился.

А потом я узнал про мужчин то , что сразу дало ответы на все вопросы. Это в один миг все расставило по своим местам. Я понял, в чем сила тех, кого я побаивался. Понял, почему у таких мужчин секс есть в любом количестве. Понял, кто ходит на тренинги по пикапу и личностного роста, понял, как я должен мыслить и действовать, чтобы заполучить любую женщину (ладно, почти любую). И самое важное – я понял, чего хочет женщина, только после того, как понял мужчин.

Просто примите следующее, как данность . После многих лет поисков я могу утверждать, что из всех классификаций мужчин – это самая естественная (она воспроизводится в сообществе приматов) и правильная. Остальное – мусор.

Три вида мужчин:

1. ВЫСОКОРАНГОВЫЙ МУЖЧИНА

Если вы еще не смотрели фильм Вор 1997 года, то вы обязаны это сделать. Просто обязаны!

Владимир Машков гениально и во всей красоте передал черты высокорангового мужчины.

Такого, каких я побаивался в детстве, но в душе всегда хотел с ними дружить.

Нужен еще пример? – более свежий?

Ладно: Кузьма Скрябин, Олег Ляшко (оставляем за скобками его симпатию к мальчикам и эпатажные выходки), Геннадий Балашов, Радислав Гандапас, Евгений Чичваркин, Дмитрий Нагиев и т.д.

Я сейчас перечислил несколько знаменитых фамилий . Но вы должны понимать, что высокоранговый мужчина есть везде. Он может жить в вашем подъезде, доме или на вашей улице. Такой мужчина может быть вашим коллегой на работе. Чтобы быть высокоранговым он не обязан быть знаменитым.

Именно у таких мужчин есть животная любовь к…жизни. И женщинам. А сами женщины это чувствуют и тянутся к ним. И чтобы стало еще понятней, что именно делает его ранг высоким, разберем мышление и поведение такого мужчины по полочкам.

Критерий Высокоранговый мужчина
Самооценка:

Сомнения:

Личные потребности:

Отношение к будущему:

Отношение к обществу:

Рефлексивность:

Чувство вины:

Самокритика:

Характер:

Уровень открытости:

Поведение в конфликте:

Религиозность:

Всегда высокая, других принижает

Отсутствуют, верит в свою непогрешимость

Можно описать, как “Мои потребности в первую очередь”

Оптимистичное, вера в себя и завтрашний день

Принимает быстро, без размусоливания

Действует, невзирая на мнение других

Редко применяется

Игнорирует

Неприятна, поэтому не применяет к себе

Решительный, настойчивый, инициативный

Материально, социально, профессионально – высокие

Высокий: свойственна беззастенчивость

Стрессоустойчивый, старается перехватить инициативу

Отсутствует

Востребован, имеет успех у женщин

Высокоранговый мужчина не меняется!

Он может утратить все свои имущество, его семья или бизнес может развалиться, но он всегда построит новый дом или создаст новую семью. Впрочем, следует внести ясность: у него никогда за всю жизнь может и не быть дома, может не быть семьи, но его характер останется таким же.

Андрей Мягков сумел показать образ низкорангового мужчины.

Такого, рядом с которым я всегда чувствовую себя сильнее, чем есть на самом деле.

Вы должны понимать , что низкоранговый мужчина есть везде. Он может жить в вашем подъезде, доме или на вашей улице. Такой мужчина может быть вашим коллегой на работе. Он может быть вашим мужем, братом, отцом. А если вы мужчина – то, может, это вы?

Он вполне может быть знаменитым и обеспеченным человеком, если обладает каким-то творческим талантом. Но такой мужчина не умеет быть организатором. Поэтому деньгами в его жизнь заведует кто-то другой.

Именно у таких мужчин есть животный страх перед…жизнью. И женщинами. А сами женщины это чувствуют и тянутся к ним. Для того, чтобы дружить. Именно с низкоранговыми мужчинами у женщин может быть дружба. Это ответ на извечный вопрос “возможна ли дружба между М и Ж?” – да. Потому что такой мужчина не способен обидеть женщину. А чтобы стало еще понятней, что именно делает его ранг низким, разберем мышление и поведение такого мужчины по полочкам.

Критерий Низкоранговый мужчина
Самооценка:

Сомнения:

Личные потребности:

Отношение к будущему:

Отношение к обществу:

Рефлексивность:

Чувство вины:

Самокритика:

Характер:

Уровень открытости:

Поведение в конфликте:

Религиозность:

Всегда низкая, формируется комплекс неполноценности

Всегда сомневается, ищет поддержки, советов

Готов мириться с неудобствами, дискомфортом, бедностью

Склонен к пессимизму, будущего боится

Очень долго думает перед принятием решений

Боится обидеть кого-то, зависит от мнений людей

Постоянно анализирует себя, копается в себе

Возникает по многим поводам, стыдлив

Во многом себя критикует, роль жертвы

Застенчивый, послушный, робкий, нерешительный

Отсутствуют, довольствуется малым

Скрытный, зажатый, интроверт

Избегает, подчиняется, боится, закрывается

Склонен верить в богов, экстрасенсов, колдунов

Неуспешен у женщин

Низкоранговый мужчина не меняется!

У таких мужчин отсутствует самое главное – желание! Желание жизни, желание развития, желание любви, желание борьбы, желание достижений, желание быть хозяином. Я с такими не работаю и если кто-то меня просит помочь низкоранговому мужчине – я сразу говорю, что это дохлый номер. Эти люди не меняются.

Их невозможно мотивировать. Они не принимают решений и не совершают выборов. Любые попытки научить такого мужчину делать выбор и быть ответственным за свою жизнь, воспринимаются им как насилие над его личностью.

Таких мужчин достаточно . По моим наблюдениям – 3 из 10. На них есть свой потребитель – как правило это женщины, у которых есть проблемы в отношениях с мамой. Какая здесь связь – объяснять долго. Но связь прямая. Такие женщины выбирают низкоранговых мужчин и потом уничтожают их. Загоняют под каблук, вьют из них веревки, те из-за бессилия начинают спиваться. И если в этой семье появляются дети, то они становятся продолжением своих родителей: сильная дочь, слабый сын.

3. СРЕДНЕРАНГОВЫЙ МУЖЧИНА

(это про мой статус)

Пусть в понимании этого образа поможет фильм Географ глобус пропил .

Константин Хабенский умело показал типаж среднерангового мужчины.

Хотя что-то мне подсказывает, что эта роль была для него естественна.

С такими я всегда быстро находил общий язык. Таких мужчин я чувствовал, легко понимал. Нас много. По моим наблюдениям – 5 из 10 – это среднеранговые мужчины. Опасность и одновременно преимущество такого статуса в том, что этот мужчина потенциально может стать высокоранговым, в том случае, если будет свергнут сильный мужчина.

Но с другой стороны, такой мужчина всегда испытывает страх скатиться вниз, стать слабым.

Среднерангового мужчину всегда можно опознать по эффекту хамелеона: со слабыми он ведет себя, как сильный. А рядом с сильным он ведет себя, как подчиненный. И это срабатывает на инстинктивном уровне.

Среднеранговый находится в постоянной борьбе с самим собой . И потому для него решающую роль играет то, какую женщину он встретит: одна может его сломать, другая поможет ему стать королем. И рядом с ним королевой. Вот он и мается, в поисках себя, своей женщины, своего предназначения, смысла жизни.

Критерий Среднеранговый мужчина
Самооценка:

Сомнения:

Личные потребности:

Отношение к будущему:

Отношение к обществу:

Рефлексивность:

Чувство вины:

Самокритика:

Характер:

Уровень открытости:

Поведение в конфликте:

Религиозность:

Непостоянная, зависит от достижений

Присутствуют, но он умеет их преодолевать

Старается угодить и себе и ближнему

Переменное: от минуса к плюсу

Если не один – решения принимает быстро. Если сам – долго

Если знает ради чего действует, то идет напролом

Если нет женщины в жизни – тонет в самокопании

Относительно

Любит критиковать себя и других

Изменчивый

Если есть поддержка – то высокие

Избирательно открыт

Непредсказуемое

Склонен к вере, пока не определился чего хочет от жизни

Переменный успех

Среднеранговые мужчины меняются!

Но такой мужчина всегда будет нуждаться либо в поддержке женщины, с которой он будет в союзе. Либо в более опытном товарище, сильном мужчине.

Именно такие мужчины постоянно ходят на тренинги личностного роста или еще какого-то роста: Спарта, Цель, лидерские программы, пикапы и т.д. Такие мужчины сильно пытаются копировать поведение и даже мышление сильных мужчин. И женщин это может вводить в заблуждение.

Их жизнь – это поиск себя. И, к сожалению, если им не помогает кто-то более опытный, то этот поиск может продолжаться всю жизнь, до самой смерти.

Женщина с таким мужчиной может быть и счастлива и несчастна, одновременно. Ее будущее с ним непредсказуемо. Потому что непредсказуем он сам.

ЗАВЕРШЕНИЕ

Мы должны были пройтись по этим критериям, чтобы знать о ранговости мужчин. Каждая женщина, встречая нового мужчину должна в первую очередь дать себе ответ на вопрос о том, какой рядом с ней мужчина. От ее умения определять его ранг, зависит будущее, которое их ждет, если они будут вместе.

Как женщина инстинктивно проверяет мужчину на наличие высокого ранга? – при помощи обвинений, манипуляций, провокаций. Если мужик начинает оправдываться – низкоранговый. Если начинает все рационально по полочками раскладывать, договариваться с ней – среднеранговый. Если пошутит или не придаст значения – высокоранговый. Проще говоря – если она искусственно может спровоцировать его, вывести из себя – значит он для нее недостаточно сильный. Это показатель его слабости перед ней. А значит спать с ним…ну, моооожно, если по ресторанам поводит, подарки хорошие сделает. Поухаживает, как следует.

Женщинам нравится (я говорю о большинстве, о нормальных женщинах), когда она не может манипулировать мужчиной. Ей нравится, когда она не может его подчинить. И еще больше нравится, когда он подчиняет ее. Но не насильственно. Это должно происходить естественно и тогда она понимает, что готова родить ему детей.

А есть ли у женщины ранг? – выходя замуж ЗА мужчину, она становится носителем ранга своего мужчины. Если женщина теряет уважение к себе в союзе с мужчиной – значит, он низкоранговый или средний, с комплексами. Жизнь с высокоранговым не обещает быть счастливой и лучшей. Но женщина никогда не потеряет уважение к себе рядом с таким человеком.

Как строить отношения? – сперва определяешь ранг мужчины, а уже потом, для решения проблем, учишь 5 языков любви, соционические типы, советы из книжек…что там еще есть?))) Наоборот не получится. Ранговость мужчины – это фундамент залитый в детстве.

Чем дальше движется мир по своему пути развития, тем меньше веры в светлое будущее остается у человечества. Участившиеся экологические проблемы, финансовый кризис, преступность и коррупция, террор, крушение всех социальных институтов — это наше настоящее. Но удручает не столько наличие проблем, сколько осознание, что тенденция общего развития общества не оставляет надежды на их решение в обозримом будущем. Не поэтому ли столь широко распространилась на земле «чума 21-го века» депрессия?

Что же случилось с нами, где корни того, что сегодня происходит? Философией жизни всегда было потребительское отношение людей к природе и особенно друг к другу. Мы привыкли рассматривать окружающих сквозь призму получения наслаждения и удовольствия. И если такового не предвиделось, то мы пренебрегали окружающими, а порой и ненавидели.

Такой принцип отношения между нами идет вразрез с основным законом природы — законом единства и глобализации. Согласно этому закону, наш мир является единой замкнутой системой. Жизнь и процветание такой системы зависит от того, насколько все ее части существуют в тесной связи между собой и действуют ради обеспечения общего блага, потребляя только самое необходимое. Этот закон выполняется на всех уровнях — неживом растительном и животном. Мы наблюдаем действие этого закона в любом биологическом организме, клетки которого действуют таким образом. И только человек не хочет жить “по понятиям природы”.

Но что мы можем сделать, если таковы наши свойства от рождения? Даже изучив и поняв логику действия законов и скрытых сил природы, мы ничего не изменим. Мы будем продолжать противоборство с собой и силами природы, пока не дойдем до угрозы самоуничтожения.

От природы нам дан разум, но не для того, чтобы изобретать все новые способы «выжимания» наслаждения. Однажды мы должны остановиться и признаться себе, что должны измениться, поменять программу развития. Тенденция нарастания хаоса и ненависти должна смениться на готовность признать власть главного закона природы. Его суть в том, что для каждого из нас процветание и счастье окружающих меня людей должно стать важнее моего благополучия.

Главная проблема в том, что мы не в силах даже захотеть этого изменения, это противно нашей природе. Сам принцип жить ради других вызывает в нас отвращение и насмешку. Это говорит нам наше сердце, а разум подсказывает, что здесь лежит великая истина, но слаб человек, чтобы побороть в себе голос чувств. Но решение, все же, существует, сама природа позаботилась об этом. Известно, что под влиянием общества человек способен воспринимать идеи, казавшиеся ранее чуждыми и нежизнеспособными.

Что же остается тем, кто готов разумом принять главный закон природы? Объединить свои стремления в желании измениться.

Чем дальше движется мир по своему пути развития, тем меньше веры в светлое будущее остается у человечества. Участившиеся экологические проблемы, финансовый кризис, преступность и коррупция, террор, крушение всех социальных институтов — это наше настоящее. Но удручает не столько наличие проблем, сколько осознание, что тенденция общего развития общества не оставляет надежды на их решение в обозримом будущем. Не поэтому ли столь широко распространилась на земле «чума 21-го века» депрессия?
Что же случилось с нами, где корни того, что сегодня происходит? Философией жизни всегда было потребительское отношение людей к природе и особенно друг к другу. Мы привыкли рассматривать окружающих сквозь призму получения наслаждения и удовольствия. И если такового не предвиделось, то мы пренебрегали окружающими, а порой и ненавидели.
Такой принцип отношения между нами идет вразрез с основным законом природы — законом единства и глобализации. Согласно этому закону, наш мир является единой замкнутой системой. Жизнь и процветание такой системы зависит от того, насколько все ее части существуют в тесной связи между собой и действуют ради обеспечения общего блага, потребляя только самое необходимое. Этот закон выполняется на всех уровнях — неживом растительном и животном. Мы наблюдаем действие этого закона в любом биологическом организме, клетки которого действуют таким образом. И только человек не хочет жить “по понятиям природы”.
Но что мы можем сделать, если таковы наши свойства от рождения? Даже изучив и поняв логику действия законов и скрытых сил природы, мы ничего не изменим. Мы будем продолжать противоборство с собой и силами природы, пока не дойдем до угрозы самоуничтожения.
От природы нам дан разум, но не для того, чтобы изобретать все новые способы «выжимания» наслаждения. Однажды мы должны остановиться и признаться себе, что должны измениться, поменять программу развития. Тенденция нарастания хаоса и ненависти должна смениться на готовность признать власть главного закона природы. Его суть в том, что для каждого из нас процветание и счастье окружающих меня людей должно стать важнее моего благополучия.
Главная проблема в том, что мы не в силах даже захотеть этого изменения, это противно нашей природе. Сам принцип жить ради других вызывает в нас отвращение и насмешку. Это говорит нам наше сердце, а разум подсказывает, что здесь лежит великая истина, но слаб человек, чтобы побороть в себе голос чувств. Но решение, все же, существует, сама природа позаботилась об этом. Известно, что под влиянием общества человек способен воспринимать идеи, казавшиеся ранее чуждыми и нежизнеспособными.
Что же остается тем, кто готов разумом принять главный закон природы? Объединить свои стремления в желании измениться.
02.11.2010
Аарон Гумник

] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] [ Человек, Общество, Государство ] [ Другие учебники ]

§ 44. Охрана здоровья человека в окружающей его среде. Будущее вида Homo sapiens

Человек является составной частью биосферы. На первых этапах эволюции он оказывал такое же влияние на ход геохимических процессов, как и любой другой гетеротрофный вид живых организмов. С течением времени в связи с ускоряющимся темпом развития науки и техники человечество стало значительной геохимической силой.

На протяжении истории развития общества основной целью трудовой деятельности человека обычно являлось быстрое извлечение непосредственной пользы для себя из окружающей среды. Отдаленные последствия вмешательства в естественный ход событий в природе мало интересовали человека.

Особенно сильное влияние на природу оказывается в последние десятилетия (эра научно-технической революции). Существенно сократились площади лесов, исчезают многие виды организмов, обедняются биогеоценозы. Отходы промышленности загрязняют воздух, воду, почву. Возникают территории, неблагоприятные для жизни не только растений и животных, но и человека. Многие синтетические, искусственно созданные человеком ядовитые вещества способны проходить по цепям питания в биогеоценозах, не разрушаясь, и накапливаться в больших количествах в организмах растений, животных, человека.

Человек как вид возник в условиях чистой атмосферы. Глобальные изменения некоторых, казалось бы, несущественных компонентов среды в современной биосфере могут оказаться основой возникновения нежелательных биологических последствий. Доказано, что неблагоприятная экологическая обстановка может явиться непосредственной причиной нарушения состояния здоровья как отдельного человека, так и популяции в целом. Примером может служить распространение в последние десятилетия аллергических заболеваний. Здесь человечество столкнулось с реакцией организма на ранее не встречавшиеся в ходе эволюции условия (повышенное содержание в атмосфере городов прежде отсутствующих химических веществ и их соединений, использование в быту синтетических препаратов, примеси в питьевой воде и т.д.). Решение таких проблем лежит в сфере деятельности медицины и охраны окружающей среды.

Закономерности взаимодействия человека и окружающей среды изучает экология человека. Эта наука рассматривает вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, закономерности биосоциальной организации популяции человека, влияние различных факторов окружающей среды на организм.

Основным понятием экологии человека является здоровье. Различают здоровье конкретного индивида и здоровье популяции человека. Здоровье определенного человека формируется индивидуально на основе наследственных факторов и условий жизни. Популяционное здоровье является статистическим показателем, который формируется на основе целого комплекса характеристик, таких как рождаемость, смертность, генетический полиморфизм, продолжительность жизни, возрастной и половой состав популяции, заболеваемость, приспособленность населения к климатическим условиям и т.д.

На здоровье человека преимущественное влияние оказывают следующие группы факторов (расположены по убыванию значимости): образ жизни (питание, условия и режим труда и отдыха, физическая культура, взаимоотношения в семье и коллективе, вредные привычки); окружающая среда (состояние атмосферного воздуха, воды и почвы, резкие перепады атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные, радиоактивные и другие излучения); наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям; качество и своевременность оказания медицинской помощи.

Таким образом, здоровье человека в значительной степени зависит от состояния окружающей среды. С исторической точки зрения, даже наследственные заболевания, в конечном счете, представляют собой результат взаимодействия между многими предшествующими поколениями людей и окружающей их средой.

Аспекты воздействия окружающей среды на здоровье человека рассматривает экологическая медицина. В центре ее внимания находятся факторы, непосредственно ведущие к «средовым» заболеваниям. Экологическая медицина производит оценку риска использования лекарств, химических веществ в промышленности, сельском хозяйстве и быту; изучает причины и механизмы образования врожденных аномалий в развитии, возникновение раковых и других заболеваний.

Будущее вида Homo sapiens . Как уже отмечалось ранее, эволюция человека на современном этапе осуществляется в рамках микроэволюционных видоизменений, которые будут происходить и в дальнейшем.

Необходимо отметить, что эволюция человека как биологического вида теснее, чем это кажется на первый взгляд, связана с эволюцией других организмов. Имеется в виду непосредственная связь человека с организмами, обитающими внутри его тела, на поверхности кожи, во вдыхаемом воздухе и т.д. Обычно эти организмы безвредны, так как на протяжении сопряженной эволюции они коадаптированы с человеком и друг с другом. Многие из них являются необходимыми компонентами в нашем организме (кишечная флора и т.д.). Непременными эволюционными попутчиками являются и патогенные микроорганизмы. Загрязнение окружающей среды химическими и радиоактивными веществами значительно влияет на темпы мутационного процесса у микроорганизмов, что может привести к появлению новых достаточно опасных патогенных заболеваний, поскольку у человека нет эволюционно выработанного иммунитета к ним.

Участь человечества и всей жизни на Земле в значительной степени зависит от установления равновесия между удовлетворением потребноетей человека и ограничениями экологического характера. Огромные темпы индустриализации и урбанизации при определенных социальных условиях могут привести к нарушению экологического равновесия и вызвать деградацию среды обитания, что скажется и на здоровье людей. Непосредственно нарушив связи, сложившиеся на протяжении эволюции жизни, уничтожив биосферу, человечество само не сможет больше существовать и будет обречено на гибель.

Таким образом, будущее вида Homo sapiens непосредственно связано с окружающей средой. Оно зависит от разумного использования природных ресурсов и управления явлениями природы, которые должны основываться на познании закономерностей окружающей среды.

Неблагоприятная экологическая обстановка может явиться непосредственной причиной нарушения состояния здоровья как отдельного человека, так и популяции в целом. Закономерности взаимодействия человека и окружающей среды изучает экология человека. На здоровье человека преимущественное влияние оказывают образ жизни, окружающая среда, наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям; качество и своевременность оказания медицинской помощи. Участь человечества и всей жизни на Земле в значительной степени зависит от установления равновесия между удовлетворением потребностей человека и ограничениями экологического характера.

1. Какое влияние оказывает окружающая среда на состояние здоровья человека? 2. Что изучает экология человека? 3. Как связана эволюция человека с эволюцией других организмов? 4. От чего зависит будущее вида Homo sapiens ?

Общая биология: Учебное пособие для 11-го класса 11-летней общеобразовательной школы, для базового и повышенного уровней. Н.Д. Лисов, Л.В. Камлюк, Н.А. Лемеза и др. Под ред. Н.Д. Лисова.- Мн.: Беларусь, 2002.- 279 с

Содержание учебника Общая биология: Учебное пособие для 11-го класса:

    Глава 1. Вид - единица существования живых организмов

  • § 2. Популяция - структурная единица вида. Характеристика популяции
  • Глава 2. Взаимоотношения видов, популяций с окружающей средой. Экосистемы

  • § 6. Экосистема. Связи организмов в экосистеме. Биогеоценоз, структура биогеоценоза
  • § 7. Движение вещества и энергии в экосистеме. Цепи и сети питания
  • § 9. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Продуктивность биоценозов
  • Глава 3. Формирование эволюционных взглядов

  • § 13. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина
  • § 14. Общая характеристика эволюционной теории Ч. Дарвина
  • Глава 4. Современные представления об эволюции

  • § 18. Развитие эволюционной теории в последарвиновский период. Синтетическая теория эволюции
  • § 19. Популяция - элементарная единица эволюции. Предпосылки эволюции
  • Глава 5. Происхождение и развитие жизни на Земле

  • § 27. Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы происхождения жизни на Земле
  • § 32. Основные этапы эволюции растительного и животного мира
  • § 33. Многообразие современного органического мира. Принципы систематики
  • Глава 6. Происхождение и эволюция человека

  • § 35. Формирование представлений о происхождении человека. Место человека в зоологической системе
  • § 36. Этапы и направления эволюции человека. Предшественники человека. Древнейшие люди
  • § 38. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Качественные отличия человека

Рассмотрим, как современная философия подходит к понятию «будущего» и проецирует на него глобальные проблемы. Под современной философией будет подразумеваться «фундаментальная онтология» возникшая из недр философии существования или (что то же самое) экзистенциализма. Термин «фундаментальная» означает опирающееся, исходящее из самой себя, а термин «онтология» (учение о бытии) подчеркивает, что речь идет о самом бытии, т.е. о том, что независимо от человеческой субъективности, но в тоже время определяет бытие-человека-в-мире.

Если с этих позиций рассмотреть будущее человека, то оно зависит не от каких-то «объективных» законов развития, а исключительно от тех или иных господствующих над сознанием людей представлений и понятий о будущем и его законах, согласно которым люди действуют и тем самым реализуют эти понятия и представления. Освободить сознание людей от господства ложных и отчужденных понятий, призвана философская онтология. В одной из своих самых ранних работ «О понятии времени в исторических науках» (1916) - М. Хайдеггер (основатель фундаментальной онтологии) прямо поставил задачу освободить изложение истории от господствующих в исторических науках представлений об объективном времени, об объективных законах развития общества во времени.

В своем основополагающем труде «Бытие и время» Хайдеггер утверждает, что будущее человека, зависит от самого человека, от принимаемых им в каждое мгновение решений, от соответствующих этим решениям действий. Но деятельность и решение каждого человека зависят от того, как он себе в данный момент мыслит свое бытие, свое прошлое, настоящее, будущее. И только в том случает, если человек понимает свое существование как развивающееся по объективным законам, то тогда он будет и соответствующим образом поступать и осуществлять эту свою идею о будущем. Но результаты этой деятельности будут определяться не «объективными законами развития», а теми возможностями, которые были скрыты в бытии. Будущее будет соответствовать представлениям человека только в том случае, если он правильно истолковал бытие, т.е. воспринял его как собственное.

С точки зрения феноменологии (предтечи философской онтологии) всякое общественное сознание «ложное», а всякое объективное содержание сознания несовместимым со «свободой экзистенции». Поэтому, противопоставляя индивидуальное и массовое сознание, философия существования призывает человека освободиться от господства объективного сознания и от объективной истины и тем самым стать «свободным творцом» своего будущего, вне всяких объективных законов развития.

Отрицание объективных законов развития предполагает абсолютизацию субъективности сознания, т.е. апелляцию к его трансцендентальным основаниям. Субъективное самосознание человека есть не просто пассивно-созерцательное отражение собственного существования, но всегда есть некое отношение человека к самому себе. По словам Хайдеггера, отличие бытия человека от бытия неодушевленного предмета состоит в том, что человек всегда знает о грозящей ему неизбежной возможности смерти, он боится смерти и из страх «перехода в небытие» создает себе представление о непрекращающемся бытии во времени, о неком закономерном будущем, о возможности отсрочить или даже избежать «конца бытия». Так, возникает в сознании «забота» или «озабоченность» о продлении своего бытия, возникает та специфическая для человека субъективность, которая характеризует его самосознание. Такое представление о закономерном будущем оказывается лишь порождением «отчужденного» способа существования первично свободного самосознания, когда оно попало под господство «обычно» общественного сознания и само стало существовать в виде «феноменов» этого отчужденного сознания Введение в философию / Под ред. И.С. Баженова. М.: ИНФРА-М. 2001. С. 201-205..

«Будущее есть то, чем я должен быть, поскольку я им могу не быть», - утверждает другой представитель экзистенциализма Ж.-П. Сартр. Иначе говоря, для французского философа, будущее есть «проект» субъективного желания, возникающий из страха перед «ничто», перед угрозой перехода в «не-бытие». Сознание толкует свой субъективный «проект» будущего как результат неких объективных законов. Однако, успешное осуществление этих «проектов» еще не есть доказательство объективности законов развития, а есть лишь результат того, что многие люди одинаково толковали свое будущее, создавали свои «проекты» на основе одинаковой веры в некие ими же создаваемые законы и соответствующим образом действовали. Достаточно освободить умы людей от этой веры - и «мнимая объективность» законов испариться. Будущее в свете философской онтологии не является продуктом рационального исчисления, как это представляется марксизму в лице научного коммунизма. Будущее есть результат субъективных «проектов», продукт веры людей в «мнимые» законы развития, это итог деятельности людей на основе подобных «ложных» понятий и представлений о закономерном развитии общества.

Без осознания будущего вообще не может быть философского осознания истории. Но будущее не может стать объектом научного исследования, т.к. его исследованию доступно лишь то, что можно рассматривать как нечто реальное, т.е. то, что уже свершилось и поэтому стало доступным исследователю. Будущее не исследуется, а только предчувственно осознается, и лишь душа поэта или философа, потрясенная и по-особому настроенная становится ясновидящей.

Человек не знает своего будущего. Более того, такое знание было бы для него «духовной смертью». Пытаясь осмыслить будущее, мы испытываем чувство, поддерживающее наше существование, ибо, не зная будущего, мы участвуем в нем, видя его в его целостности и непредвиденности. При этом всегда надо отличать прогноз события от декларации своей воли Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1997. С. 277..

Жизнь современного человека далека от идеала. Техногенная цивилизация опосредовала достижение человеком благополучия, вынудив его оказаться в замкнутом кругу пустых целей. Человек перестал думать и заботиться непосредственно о себе - он забыл про себя. Он доверил себя бездушной технике, превратившись в один большой спрос, порождающий предложения. Их безотчетное удовлетворение создало иллюзию, создав новый вид человеческой деятельности - зарабатывание. Эта иллюзия превратила зарабатывание в несомненное условие самой возможности благополучия сегодня. Но может ли человек, посвятивший себя чему-то, не имеющему к нему самому никакого отношения, достичь благополучия? Может ли он купить его на заработанное таким образом? События 11 сентября в США показали, что это становится рискованным занятием. Сегодня человек оказался в двойном капкане цивилизации: он стал чужд самого себя и лишен самой возможности какого-либо благополучия, поскольку оно может быть лишь индивидуальным, рукотворным, а идеология пользователя несовместима с мироощущением творца. Любимая работа - раритет, счастливая семья - небывальщина. Человек сегодня поставлен в условия, когда аморальность становится для него единственно доступной степенью свободы, а о благополучии речи уже даже не идет. Потратить заработанные средства можно лишь на то, что ценностно идентично пути получения этих средств - этот закон ценностной адекватности непоколебим и не имеет обратной силы. "Жизньдающий" аспект человеческой жизни по праву устанавливает ценностный ценз, верхний предел ценностей, доступных для сознания человека, - человек стоит того, что он делает, того, что он выбирает как источник для возможности жить. А значит и попытки наладить жизнь на государственном уровне, или искать лучшей жизни в какой-либо антигосударственной деятельности, одинаково бесперспективны, поскольку исходят из ценностей, характерных для данного общества. Идея государства, на протяжении веков вынашиваемая великими умами, сегодня, в условиях расцвета технологий и информационной интеграции, когда наконец-то могут быть созданы условия для полной реализации человеческого, творческого потенциала, когда каждый человек может стать творцом собственного благополучия, стала неприступно довлеющей в сознании каждого. Многовековая идея эффективного государства, давшая нам сегодня технологическую свободу, грозит погрести под собой общество, поскольку ориентирована, прежде всего, на сверхустаревшую задачу защиты от конкретного внешнего врага и абсолютно неприспособленна к новейшим угрозам человечества, поскольку просто несовместима с идеей духовного становления человека. Идеологическая опора на противостояние истощает общество в отсутствии объекта противостояния, который просто не может существовать все время. Отсутствие реального врага в условиях глобализации превращает любую идеологию, не содержащую понятия единого человечества, не основанную на ноосферных принципах, в быстро проявляющуюся утопию. Сегодня все препятствия на пути духовного развития человека устранены, а значит отсутствие единства человечества, его конкурентная разрозненность поддерживается искусственно.

Будущее человека предсказать очень тяжело. Существует очень много различных теорий от полной киборгиризации до тотального уничтожения. Но, несмотря на подобные перспективы, уже сейчас ощущается необходимость в некоторых недостающих возможностях. Эта потребность всегда существовала у инвалидов, но в последнее время, учитывая современный рост информационного потока, можно считать в некотором роде инвалидом практически каждого. Не исключено, что в скором времени искусственные аналоги органов человека превзойдут свои прообразы полностью. Тогда вопрос "имплантировать или не имплантировать" будет еще более актуальным.

Вполне возможно, что первые имплантаты (некоторые их подобия уже существуют) будут очень сильно напоминать микрокомпьютеры. Но существует и другая возможность, они могут быть полностью похожи на "устройство природы" но быть искусственными.

Подобные имплантаты обеспечат продвижение цифровой революции ХХ века на более высокий уровень. Вместо большого количества достаточно громоздких устройств: цифровой периферии, телевизоров, компьютеров, видеомагнитофонов, телефонов... будет использоваться один небольшой имплантат, который будет выполнять все функции современных "ассистентов" человека и много других, которые позволят человеку подняться на более высокий уровень, обрести новые возможности. Ведь то, чем мы пользуемся, по своей сути остается продвинутыми каменными топорами, которыми человек обвешивается в последнее время особенно сильно, стараясь расширить свои возможности. И, возможно, именно появление имплантатов является логичным завершением текущей технологической революции и началом нового витка развития...

Можно достаточно долго фантазировать о будущем. Возможно, взаимодействие имплантатов непосредственно с нервной системой позволит Вам засыпать на берегу моря, под приятные звуки волн не находясь там физически. Понятие "виртуальной реальности" перестанет описывать грубую подмену визуальных образов, а станет действительно вторым миром, еще более невероятным и очень интересным.

Вполне вероятно, что в недалеком будущем обычный человек будет выглядеть вот так:

Эволюционный процесс для человека закончился очень давно. Мы практически не отличаемся от предков, живших в 5 веке или ранее. Людьми 21 века нас делает только образование и современное общество. Очевидно, что возможности среднего человека достаточно посредственны и в современном информационном море не все чувствуют себя нормально, далеко не все. У человечества остался только один способ справиться с возникающими проблемами - изменяться, подстраиваться под необходимые условия. Но отсутствие помощи от природы вынуждает человека самосовершенствоваться, изменять себя самостоятельно. Именно имплантаты могут стать тем инструментом, который позволит человеку преодолеть свои природные ограничения.

Новое на сайте

>

Самое популярное