Домой Природное земледелие Однородные члены предложения, примеры. «Предложения с однородными членами" (4 класс) I. Организационный момент и сообщение целей урока

Однородные члены предложения, примеры. «Предложения с однородными членами" (4 класс) I. Организационный момент и сообщение целей урока

Чтобы написать предложения с однородными членами, нужно знать, чем они являются.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения - это части предложения, которые связаны между собой сочинительной связью (союзы и, да. но и другие). Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову (зависят от главного слова либо сами являются главными словами), отвечают на один и тот же вопрос, выполняют одну и ту же роль в предложении, то есть, являются чаще всего одной частью речи.

Однородными членами может быть любая часть речи

При письме однородные члены отделяются запятой.

Десять предложений с однородными членами

  1. Наступила холодная, вьюжная, морозная зима. В предложении являются определениями, часть речи - прилагательные.
  2. Дети на утреннике и танцевали , и играли в прятки, и пели веселые песенки. В предложении являются сказуемыми, часть речи - глаголы. Связаны сочинительным союзом "и".
  3. Папа, мама, бабушка, дедушка и младший брат - вот вся моя семья. В предложении являются подлежащими. Часть речи - существительные. Бессоюзная и сочинительная связь.
  4. Вырезанный из лиственницы, расписанный красками, сделанный с невероятным мастерством, этот сундук перейдет еще не к одному поколению. В предложении являются определениями. Часть речи - причастия.
  5. Красные, лиловые, желтые и синие цветки покрывали всю полянку. В предложении являются определениями. Часть речи - прилагательные. Бессоюзная и сочинительная связь.
  6. Все ученики и учителя собрались на линейку. В предложении являются подлежащими. Часть речи - существительные. Сочинительный союз "и".
  7. Олег умел рисовать , играть на гитаре, чинить радио и собирать мебель. В предложении являются сказуемыми. Часть речи - глаголы.
  8. Сегодня утром было холодно, сыро и промозгло. В предложении являются обстоятельствами. Часть речи - наречия.
  9. И ты, и я, и все они тоже пойдут в поход. В предложении являются подлежащими. Часть речи - местоимения.
  10. Ураган налетел внезапно и быстро . В предложении являются обстоятельствами. Часть речи - наречия.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Предложения с однородными членами» Выполнила: учитель начальных классов Муштакова Светлана Александровна МБОУ Михайловская средняя школа

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе,- разделы «Предложение» и «Текст». В 4-м классе дети закрепляют признаки предложения, углубляется понятие о предложениях с однородными членами, и развивают умения отличать текст от набора предложений, видоизменять и преобразовывать их, соотносить его с содержанием и главной мыслью. Систематически при работе с текстом идет формирование у детей правильного типа читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения, посредством анализа синтаксических моделей и конструкций, средств художественной выразительности. Предложения с однородными членами являются одной из главных составляющих данного процесса. Дети учатся выполнять анализировать простые и сложные предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения и однородные члены в простых осложненных однородными членами предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но. Развивается умение ставить в них знаки препинания. Пояснительная записка

4 слайд

Описание слайда:

1. Актуальность частые ошибки в постановке знаков препинания; неумение учащихся создавать сложные синтаксические конструкции; трудности учащихся в освоении данного раздела синтаксиса; Фундаментальность данной темы при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.

5 слайд

Описание слайда:

2. Цели и задачи раздела Цель: формирование у обучающихся лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций через изучение предложений с однородными членами. Задачи: формировать навыки работы с текстом; развивать пунктуационную грамотность; учить использовать в речи предложения с однородными членами; развивать интерес к родному языку, познавательную активность, ассоциативное мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом; Воспитывать любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к духовной ценности.

6 слайд

Описание слайда:

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Данный раздел разработан с учётом возрастных и психологических особенностей детей 10 - 11лет. - В этот период у детей повышается коммуникабельность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль, но у большинства наблюдается низкая мотивация и преобладает в учёбе настрой исполнителя требований родителей и учителя-наставника. Поэтому необходимо повысить мотивацию школьников и организовать учебную деятельность так, чтобы она удовлетворяла их познавательные потребности, способствовала их самореализации. - Огромное значение в этом возрасте имеет признание их умений и достижений, способствование формированию уверенности в результативности своей деятельности. - В данном периоде развития ребёнка происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более последовательным, систематизированным, появляется новая черта – критичность. Ребёнок стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям. Большую роль играют идейно-научная содержательность учебного материала, его тесная связь с жизнью и практикой, эмоциональный характер изложения. - Данный возраст благоприятен для развития творческого мышления, увеличивается самостоятельная деятельность обучающихся, в речи проявляется тенденция к доказательным рассуждениям, логическим обоснованиям. Поэтому в работе уместно предлагать алгоритмы действий, которые помогут решать проблемные задачи, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, делать обобщения, выводы. Лучше всего в этом возрасте предлагать наглядный учебный материал, таблицы, схемы, использовать ИКТ

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы Добиться от каждого учащегося осознанного понимания темы (9 человек) Научить слабых учеников видеть предложения данного типа и использовать в письменной и устной речи (3 человека) Сильных учеников побуждать к постоянному обогащению речи посредством использования однородных членов как средства художественной выразительности. (2 человека)

9 слайд

Описание слайда:

Учащиеся должны: Знать: особенности однородных членов предложений и их отличительные признаки; союзы при однородных членах; правило постановки знаков между однородными членами. Уметь: находить в предложении однородные члены и различать их; соблюдать интонацию перечисления; уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но в предложении с однородными членами. устанавливать зависимость однородных членов предложений; сравнить различные однородные члены и доказывать; формировать умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами; составлять или констатировать предложения с однородными членами по схемам;

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

6. Система знаний Система знаний данного раздела включает: сведения о синтаксическом строе речи; знания о построении сложных синтаксических конструкций, использовании в них предложений с однородными членами; сведения о средствах связи однородных членов и их особенностях; знания пунктуационных норм русского языка.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

8.Фрагмент календарно-тематического планирования № Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля, измерители 1 Однородные члены предложения 2 Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложе- ниях с однородными членами Текущий. Словарный диктант 2 Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов 1 Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами Текущий. Фронтальный опрос 3 Однородные члены предложения с союзами 1 Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи Текущий. Фронтальный опрос 4 Однородные члены предложения, соединенные союзами И, А, НО 1 5 Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами 2 Текущий Фронтальный опрос

14 слайд

Описание слайда:

Оценки Предварит. Контроль Сочинение Проверочная работа Административный диктант Тест «5» 1 2 3 «4» 3 3 2 2 «3» 4 4 5 4 «2» 2 1 - - Качество знаний 33% 44% 44% 55%

    Понятие осложненного предложения

    Предложения с однородными членами

    Однородные и неоднородные определения

    Обобщающие слова при однородных членах предложения

1. Понятие осложненного предложения

К осложненным предложениям относят такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, однородные члены, вводные конструкции, вставные конструкции, обращения, сравнительные обороты. Осложненные предложения по шкале переходности занимают зону переходности между простыми и сложными предложениями. Осложняющая часть предложения содержит полупредикативность, дополняющую основное предикативное ядро предложения. Таким образом, полупредикативность – это дополнительное к основному высказыванию сообщение об отнесённости высказываемого к действительности.

  1. Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения это одноименные члены, связанные друг с другом сочинительной связью и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении, т.е. объединенные одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены соединяются или могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с интонацией перечисления. При отсутствии союзов или при их повторении однородные члены связываются также соединительными паузами. В основу выделения однородных компонентов кладется три ведущих характеристики:

1. однофункциональность;

2. под­чинительная связь с общим /соподчиняющим или соподчинен­ным/ словом;

3.сочинительная связь между ними, маркируе­мая интонацией или сочинительными союзами.

Например: Сказка нужна не только детям , но и взрослым /К.Паустовс­кий/ – в данном предложении однородные косвенные дополне­ния одинаково подчинены сказуемому нужна и находятся между собой в отношениях сопоставления, реализованных сочинительным союзом. Однородные подлежащие, в отличие от всех других однородных членов, не подчиняются, а подчиняют себе соотнесенный с ними член предложения – сказуемое: Ни власть, ни жизнь меня не веселит /А.Пушкин/.

Не охватываются всеми тремя параметрами и главные члены односоставных предложений, поэтому их синтаксическая структура не признается или ставится под сомнение: Не стучали, не кричали, не лезли с расспросами /А. Чехов/: Ночь, улица, фонарь, аптека /А.Блок/.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения, например: Садовник умолк, сунул трубочку за голенище сапога (П.С.) – однородные сказуемые; Мимо Дуняшки шли кепки и косынки, шинели и спецовки (Е.Н.) – однородные подлежащие; На уголках альбомных листов Вася рисовал птиц, зверей и ангелов (П.С.) – однородные дополнения.

Однородные члены могут иметь одинаковое морфологическое выражение, однако могут быть выражены разными частями речи: Говорил он спокойно, без грусти, без жалобы в голосе и так , точно он сам внимательно вслушивался в свою речь, проверяя её мысленно (Горький).

Однородные члены предложения характеризуются следующими признаками:

    Занимают позицию одного члена предложения;

    Связаны с одним и тем же членом предложения подчинительной связью;

    Связаны между собой сочинительной связью;

    Часто имеют одинаковое морфологическое выражение;

    Обычно выражают однотипные понятия.

Не усматривается наличие однородных членов предложения в следующих случаях:

    При повторении одних и тех же слов с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака и т.д., например: Еду, еду в чистом поле (П.); Вот темный, темный сад (Н.). Пьешь-пьешь , а вода из земли все течет и течет /В. Песков/.

    В цельных выражениях фразеологического характера: и день и ночь; и стар и млад; ни то ни се; ни дать ни взять; ни взад ни вперед и т.п.

    При сочетании двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели, неожиданного или произвольного действия и т.д.), например, пойду посмотрю расписание занятий; взял да и сделал наоборот и т.п.

    Не являются однородными члены предложения, свя­занные экспликативными /уточняюще-пояснительными/ отноше­ниями: Теперь, в середине апреля, дуб был черен и мрачен /В. Крутилин/.

    Не дает синтаксической однородности и такое явление современного языка, как указание на предмет в его отношении к другому предмету: Толстой и современники: читатели и книга: студент и перестройка . Наличие мнимо сочи­нительной связи свидетельствует не об однородности, а о сти­листической заданности: Будем пить чай с сахаром и с папой /К.Симонов/.

В блоке однородных членов его части связаны между собой по смыслу и грамматическими средствами: интонацией, сочинительными союзами и лексико-грамматическими средствами.

Наиболее значимый показатель однородности – сочинитель­ная связь.

Для связи однородных членов предложения употребляются следующие разряды сочинительных союзов:

    Соединительные союзы : и, да, (в значении «и»), ни…ни и др. Союз и может быть одиночным и повторяющимся. Одиночный союз показывает, что перечисление имеет исчерпывающий характер, например: Снаружи были слышны визг, лай и вой (Арс.).

Повторение союза и перед каждым однородным членом предложения делает ряд незаконченным и подчеркивает перечислительную интонацию, например: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (П.).

Союз и может соединять однородные члены попарно, например: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (П.).

Повторяющийся союз ни…ни употребляется в отрицательных предложениях, выполняя роль союза и, например: За дождем не видно было ни моря, ни неба (М. Г.)

Союз да (в значении «и») употребляется преимущественно в разговорной речи, употребление его в художественных произведениях придает речи оттенок простоты, например: А Васька слушает да ест (Кр.); Открой окно да сядь ко мне (П.).

Союз да используется и как повторяющийся, но не может стоять перед первым однородным членом, например: Собака, Человек, да Кошка, да Сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной (Кр.).

    Противительные союзы : а, но, да (в значении «но»), однако, зато и др.

Союз а показывает, что одно понятие утверждается, а другое отрицается: Надела Синица славы, а моря не зажгла (Кр.).

При отсутствии отрицания союз а указывает на противопоставление: На смелого собака лает, а трусливого кусает (пословица).

Союз но вносит оттенок ограничения: По правому берегу расположены мирные, но еще беспокойные аулы (Л.Т.)

Союз да вносит разговорный оттенок: Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он (Кр.).

Подчеркивают противопоставление союзы однако и зато : Я немного поколебался, однако сел (Т.).

В роли противительного союза может выступать соединительный союз и : Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (Гр.).

    Разделительные союзы : или, либо, ли… ли, то…то, не то … не то, то ли…то ли и др.

Союз или (одиночный или повторяющийся) указывает на необходимость выбора одного из понятий, выражаемых однородными членами и исключающих или заменяющих друг друга: Меня отпускали с Евсеичем на реку всякий день или поутру, или вечером (Акс.)

Союз либо, с тем же значением (обычно повторяющийся), имеет разговорный характер: Гаврила решил, что немой либо бежал, либо утонул вместе со своей собакой (Т.)

Повторяющийся союз то…то указывает на чередование явлений,: Звезды то мигали слабым светом, то исчезали (Т.)

Повторяющийся союз ли… ли имеет разделительно-перечислительное значение.

Повторяющиеся союзы не то…не то, то ли…то ли указывают на неопределенность впечатления или на затруднительность выбора: На сердце не то лень, не то умиление (Т.)

    Сопоставительные (градационные): как – так и; не только – но и; хотя и – но; если не – то; не то чтобы – а(но); не столько – сколько, насколько – настолько имеют значение сопоставления, сравнения: Он с виду хоть и прост, но свойство чудное имеет (Кр.).

    Присоединительные: да и; а и; но и; да и то; а и то, также имеют присоединительное значение: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей (П.)

В одном предложении могут быть несколько блоков (рядов) однородных членов. В одном сочиненном ряду встречаются синонимы, антонимы, образуя дополнительные смыслы, которые взрывают внешнюю однотипность ряда: Ликуя и скорбя, И обливаясь чёрной кровью , Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью и с любовью (Блок).

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Однородные члены предложения:

  1. Отвечают на один и тот же вопрос
  2. Зависят от одного и того же слова
  3. Произносятся с перечислительной интонацией

Однородные члены предложения – это одноименные члены, которые связаны друг с другом сочинительной связью и выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении, то есть они объединены одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с “интонацией перечисления”. При отсутствии союзов и при их повторении однородные члены также связываются соединительными паузами.

Подробно в видео:

Помни!

Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых , однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Примеры

Обозначим однородный член знаком?.

Правило.

Однородные члены предложения могут использоваться
без союзов с одиночными союзами с повторяющимися союзами с двойными союзами
?,?,?

В саду расцвелирозы ,лилии ,ромашки .

соединительными союзамии, да(=и), или

Вдруг налетела буря скрупным И частым градом.

Осеннею свежестью ,листвой И плодами благоухает сад.

противительными союзамиа, но, да(=но), зато, однако

Не железным ключом открывается сердце, Адобротой .

или…или

либо…либо

не то…не то

1) и?, и?, и?

или?, или?, или?

Мне чудятся ТО шумныепиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые.

Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ простоигнорируешь .

Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

не только… но и

как…так и

если не…то

не столько сколько

хотя и…но

Запятая ставится перед второй часть союза!

не только?, но и?

как?, так и?

Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам .

Ловушка №1!

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами)

Запятые нигде не ставятся!

Тонкий дожди сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – Куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.

Ловушка №2!

Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов, запятая внутри них не ставится):

  • Ни с того ни с сего
  • И день и ночь
  • И стар и млад
  • И смех и горе
  • И там и сям
  • Ни взад ни вперед
  • Ни да ни нет
  • Ни за что ни про что
  • Ни рыба ни мясо
  • Ни свет ни заря
  • Ни слуху ни духу

Алгоритм действий.

1) В каждом предложении найди однородные члены предложения (см. три признаки однородных членов в самом начале главы).

2) Определи, сколько рядов однородных членов есть в предложении. Каждый из рядов рассматривай отдельно друг от друга.

3) Отметь, какими союзами они связаны: без союза, одиночным, повторяющимся или двойным союзом.

4) Построй схему и расставь запятые.

Разбор задания.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.

2) Видны были только верхушки деревьев да извилистый край противоположного берега.

3) Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла.

4) В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге.

Вариант ответа №1.

Прочитай еще раз Ловушку №1.

Находим однородные члены предложения. Здесь их три ряда: высокими и крутыми (какими?, зависят от слова « стенами» ), стоял и цвел (что делал?), алым и влажным (каким?, зависят от слова «огнем). Три ряда однородных членов предложения, каждый из которых внутри связан одиночным союзом И, поэтому запятых не требуется.

Вариант ответа №2.

В предложении один ряд однородных членов: верхушки да край (что?, зависят от слова «были видны»). Они соединены одиночным союзом да в значении и

Вариант ответа №3.

В предложении два ряда однородных членов. Во-первых, рука и лицо и спецовка (что?, являются подлежащими), которые соединены повторяющимся союзом и . Расставляем запятые после каждого однородного члена предложения: Рука его, и лицо, и синяя спецовка. Во-вторых, от сажи и масла (от чего?, зависят от «лоснились»), они соединены одиночным союзом и , поэтому запятой не требуется.

Вариант ответа №4.

Один ряд однородных членов предложения: как в Петербурге так и на юге (где?, зависят от слова «проходила»). Они связаны двойным союзом как… так и , поэтому запятую поставим только перед второй частью союза, то есть: как в Петербурге, так и на юге .

Таким образом , правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.

2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.

3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.

4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.

3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

Цель: Создать основу сознательного употребления однородных членов речи. Формировать умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов, учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами. Развивать речь, орфографическую зоркость. Прививать бережноё отношение к окружающей природе.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

Осени привет
Ветер-почтальон
Письма разносил,
Дул, старался он,
Не жалея сил.
На листве цветной
Осени привет,
Дождик затяжной
Сыплет свой ответ.
Пруд покрылся весь
Нотками дождя,
Пишет небо песнь,
В осень уходя.

(Тамара Маршалова )

– Очень заметные явления происходят в природе. Прочитайте предложения.

Ветер срывал листья и кружил их.
Ветер срывал листья, кружил их.

– Чем похожи эти предложения? (Порядком слов. В них есть однородные члены предложения.)

– Чем отличаются? (В первом предложение есть союз И)

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с употреблением однородных членов в речи, будем учиться правильно употреблять запятую в предложении с однородными членами без союзов, упражняться в интонации перечисления при чтении предложений с однородными членами, повторим изученные словарные слова.

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 86, с. 45, Т.Г.Рамзаева. 4 класс)

– Найди предложение однородными членами.

– Какие члены предложения называются однокоренными?

– Как связаны между собой однородные члены предложения? Слайд 1 . См. Приложение 1 .

– Наверное, этот случай произошел летом, перелётные птицы уже давно вывели своих птенцов и отправились в теплые края.

– Какие звуки сейчас можно услышать в лесу?

– Ну, а мы сегодня поработаем со звуками …..

III. Чистописание

– Как мы передаём звуки на письме? (Буквами.)

– Расскажите, что вы знаете о данных буквах?

– И сегодня пропишем предложение с этими буквами. Прочитайте предложение?

Ос…нь – запасиха, з…ма – подбериха.

– Что это?

– Как вы понимаете смысл данной пословицы?

– Спишите, вставьте пропущенные буквы.

– Какие буквы вставили, почему?

– Выпишите слово, которое состоит из двух слогов, образуйте три однокоренных слова, разберите по составу.

(Один ученик у доски.)

– Какие слова называются однокоренные?

– При помощи чего образуются однокоренные слова?

IV. Работа над словарными словами

1. Работа со словарными словами (повторение)

– В пословице сказано “осень – запасиха”, давайте, запишем, какие овощи осенью люди снимают со своих грядок. Выделите орфограмму, которую необходимо проверить при помощи словаря или запомнить.

– Огородное растение: томат (помидор )

– Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом (картофель )

– Огородное растение с зелёными продолговатым плодом (огурец )

– Завивающиеся в кочан листья растения, употребляемые в пищу (капуста )

– Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем (морковь )

– Прочитай …., какие слова ты записал.

– Как одним словом можно их назвать? (овощи )

– Поменялись тетрадями и при помощи карандаша проверили.

– Поднимите руку, кто не допустил ошибок?

V. Работа по теме урока

2. Составление предложений с однородными членами предложения

– Используя слова, которые вы сейчас записали, составьте и запишите мне предложение с однородными членами. Подчеркните однородные члены и слово, к которому они относятся.

– Каким членом предложения являются однородные? (подлежащим)

– Какими членами предложения могут быть ещё однородные?

– Составьте схему своего предложения (один у доски)

– Задайте вопрос по сегодняшней теме …..

– Не только люди собираю осенью урожай, делают запасы, эта прекрасная пора вдохновляла и вдохновляет многих на написание картин, стихотворений, музыки и сейчас мы послушаем отрывок из Времен года. Осень Вивальди и выполним небольшую разминку

V. Физкультминутка

(В руках у детей осенние листья.) Слайд 2.

Листопад, листопад
Листья в воздухе кружат (покачивание листьев)
Озорные там и тут
Листья дворники метет
А они опять летят (листья полетели)
Ох, уж этот листопад (слова учителя)

VI. Закрепление пройденного материала

1. Составление предложений по схеме

– Составьте мне предложения об осенних листьях, чтобы они соответствовали схеме Слайд 3. – 1-й вариант с однородными сказуемыми, 2 вариант с однородными второстепенными членами (один ученик у доски).

– Разберите свои предложения по членам и частям речи.

– Только листья сменили цвет и кружатся в воздухе с приходом осени или ещё какие-то признаки есть?

2. Составление предложений с однородными членами. Озаглавьте текст. Слайд 4.

а) Дифференцированный подход

Журавли кричат тревожно. Журавли кричат тоскливо.
Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по ночам.
Осень раздевает лес. Осень студит воду.
Медленно ползут по небу тучи. Медленно ползут по небу облака.

б) С.46, упр.87*

VII. Поверочная работа (карточки с тестом)

1. Члены предложения называются однородными, если ….

1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?

1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенными членами.

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?

1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.

4.Найди предложение с однородными членами.

1). Ласточка питается мухами, комарами, мошками.
2). Цапли живут на болоте.
3). Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.

VIII. Итог урока

– А сейчас подведем итог урока, посмотрите на картину и напишите небольшой рассказ с однородными членами. Слайд 5

Наступила … . Вода в реке … . Небо … . Берёзка в своём … . Рябина нарядилась … .
Ваше отношение.

IX. Домашние задание (по выбору)

С. 47, упр.88 или составить небольшой рассказ “Дары природы” с однородными членами предложения.

Новое на сайте

>

Самое популярное