Домой Природное земледелие Проблемно — диалоговое обучение. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории через применение новых подходов в обучении Формы работы на уроке

Проблемно — диалоговое обучение. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории через применение новых подходов в обучении Формы работы на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки

Республики Казахстан

На тему: «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

Учитель географии

средней школы№6

Осадчук Л. А.

Введение

Общество по меткому выражению главы нашего государства Н.А. Назарбаева погрузилось в состояние анемии. Перед образованием встала сложная задача - определить систему ценностей, идеалов, отвечающих новой исторической эпохе.

С сентября 2001 года мы работаем по новым казахстанским программам и учебникам. Государственный стандарт образования требует повышения качества знаний. Как достичь высоких результатов? Дать ответ на этот вопрос не легко. Прежде всего существенную роль играет урок. Всецело разделяю точку зрения педагога М.Н. Скаткина, который говорит: «Урок клеточка педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

Именно на уроке учитель и ученик проявляют совместную активную познавательную деятельность в отношении к предмету, друг другу. Из предметов школьного расписания география - наука богатая. Если речь заходит об информации которой мы располагаем, то никакая другая дисциплина нам не конкурент.Как много значит при подготовке отобрать главное, существенное! Как важны знания педагогики, методики, психологии! Мое педагогическое кредо - видеть в своем ученике личность - индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками. Человек, как правило так устроен, что сначала создает проблемы, а затем успешно их преодолевает. Не случайно многие из нас, учителей являемся сторонниками развивающего обучения(Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдава)Ведь этот подход возбуждает у ребят противоречие между знанием и незнанием и вызывает потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Для успешной реализации основных положений новых образовательных технологий мною были глубоко изучены теория развивающего обучения Л.С. Выготского, а также образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. и личностно-ориентированное развивающее обучения (И.С.Якиманской) Пересмотрев стереотипы мышления, самокритично, с чувством собственного достоинства осваиваю новые педагогические технологии, стараюсь умело использовать их в повседневной педагогической практике.

С целью активизации познавательной деятельности обучающихся стараюсь в совместной деятельности с учащимися реализовать методическую проблему: «Активизация познавательной деятельности через интерактивные формы обучения на уроках географии.». Для этого применяю инновационный подход в обучении. В повседневной учительской практике применяю различные методики: «личностно-ориентированное обучение», « элементы критического мышления через применения дебатной технологии », интерактивные методики.

Теория развивающего обучения позволяет не просто формировать знание основ наук, но прежде всего осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, строить для каждого собственную траекторию «продвижения» по материалу, отвечающему его потребностям и психологическим особенностям. Исходя из основных положений теории развивающего обучения следует, что развивает ученика не само знание, а специальное его конструирование. Чем лучше обучающие условия, тем оптимальнее развивается ученик, раскрывается его субъективный опыт. Учитель является носителем способов проработки научного материала. Одним из таких способов является конструирование уроков с использованием новых технологий. Твердо уверена в том, что поиски технологии создания успеха приведут нас к очень простым педагогическим правилам:

  • поддерживать доброжелательное отношение к ребенку в течение его деятельности;
  • авансировать, подбадривать, огласить его достоинства, которые позволяют достичь успеха;
  • подчеркивать исключительные персональные качества личности;
  • задавать высокий уровень мотивации;
  • снять страх перед предстоящей работой;
  • предложить скрытую инструкцию, облегчающую первые шаги предстоящих усилий;
  • выразить свою уверенность в том, что успех станет обязательным исходом задуманного;
  • по окончании деятельности положительно оценить отдельные стороны исполнения. Охарактеризовать их особенность.

Такое пошаговое формирование обычно всегда дает высокую результативность в работе.

К сожалению, сегодня многие считают географию в школе второстепенным предметом. Так может в этом есть доля вины и самих учителей-географов, которые проводят не интересные уроки по одной и той же надоевшей всем схеме: опрос, нудный рассказ и задание на дом.

Но все мы должны понимать, что география - один из самых интересных, нужных и важных школьных предметов, об этом говорят так же опросы, проводимые среди учащихся школ.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивные формы обучение. Мне оно помогает поддерживать хороших результатов учеников в учебной и внеурочной деятельности, личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности, обеспечивая снижение нагрузки учащихся и повышения качества знания.

Вот уже (5 лет как я использую в своей практике инновационные технологии, которые позволяют активизировать усвоение учащимися знаний и умений, развивают каждого ученика как творческую личность со своим созерцанием и ощущением окружающего мира.

Опыт проведения нестандартных уроков резко повысил результативность и качество обучения. Это и хорошие оценки, которые получают выпускники на ЕНТ, участие школьников в географических олимпиадах, научно-практических конференциях, на аттестации школы, во внеурочной деятельности, да и в повседневной учебной деятельности. Новые информационные технологии, широко входящие в жизнь общества, с одной стороны, требуют от общеобразовательной школы скорейшего их внедрения в процесс обучения, в т. ч. в курсе географии, с другой стороны, позволяют значительно расширить рамки учебного прогресса, интенсивно влияя на все стороны личности ученика, включая эмоционально-ценностные составляющие психики

Аналитическая часть

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего высшего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знаний, реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Современный дидактический принцип личностноориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельностного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированы результат

В законе Республики Казахстан «Об образовании, в «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года», в Послании Президента Республики Казахстан от 18.02.05. «Казахстан должен войти в число эффективно развивающихся стран мира. Создавая высшие стандарты для своих граждан. Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологических и подъемных производств будущего». Поэтому сегодня, как никогда, возрастает роль и значение современной системы образования, в которой должны стать компетентный подход к качественному обучению, ориентированному на результат.

Современная педагогика богата большим количеством передовых методик и технологий преподавания, но ни одна методика, какая бы хорошая и необычная она не была, не дает результата до тех пор, пока само обучение не будет нужно детям самим. Поэтому, анализируя свою работу за прошедшие годы, я пришла к выводу, что прежде чем дать знания, необходимо вызвать у детей потребность в этих знаниях и в обучении в целом. Все, наверное, согласятся с тем, что воспитательный аспект урока является не менее важным, чем и учебный; а также с тем, что эти два аспекта между собой взаимосвязаны. Как ребенок привыкнет выполнять свою работу, коей является учение? Будет ли она его увлекать? Заставлять думать, критически переосмысливать? Все это и многое другое зависит от того, какие условия на уроке созданы для детей. Динамика развития отечественной образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных форм. Интерактивный это способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученик технология коммуникативно-диалоговой деятельности (В.С. Библер, С.Ю. Курганов «Диалог культур») требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с учениками и создать условия для возникновения дискуссии между учениками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта-правильное или кривое зеркало?», «Ветер – враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Применять этот вид технологии мне помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Поэтому мне как учителю надо только обратить внимание на богатые возможности организации специальной работы учащихся с различными компонентами учебной книги. Естественно, что необходимо специально обучать учеников правилам ведения дискуссии на уроке.

Еще в афинской и римской школах подростков учили убеждать, вести полемику, вступать в диалог. Под диалогом понимались переговоры, свободный обмен мнениями. Вступая в полемику со старшими, юноша должен был не только владеть правилами риторики, но и обладать навыками общения, сочетая чувство самоуважения и самоконтроля с умением слушать других, находить в каждой ситуации нужное решение, убедительный тезис.

В ходе диалогового обучения на уроках учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках я организую индивидуальную, парную и групповую работу, применяю исследовательские проекты, ролевые игры, работу с документами и различными источниками информации, использую творческие работы. В данном случае ученики становятся активными субъектами образовательного процесса взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Учитель обеспечивает диалоговое общение в процессе добывания новых знаний между учителем и учащимися, между учащимися (например продолжения начатой работы на уроке в форме подготовки научных проектов, защищая которые, ученик учится отстаивать свою точку зрения, показывает уровень исследовательской культуры, умение выступать перед коллективом, аргументировано отстаивать идею проекта и т.д).

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности с вполне конкретными и прогнозируемыми целями.

Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Одной из форм интерактивного обучения которое я применяю на своих уроках является семинар-практикум, которые я применяю на уроках в 10 классах при изучении стран «Большой Семерки» Суть его в том, что часть учащихся на уроке объединены в группы, и каждая группа получает задание на ограниченное время. По истечении которого группа отчитывается о своей работе в той или иной форме. Наиболее эффективной является «публичная защита»: один представитель группы выходит к доске, рассказывает классу (той части, что не занята в других группах) о задаче и о том, как группа её решала, отвечает на вопросы. Моя задача - организовать неформальную защиту, чтобы задаваемые вопросы были значимы и интересны.

Проектное обучение является не прямым, и здесь ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. В полной форме работа над проектом проходит 5 стадий, где я сама:

1) помогаю ученикам в поиске источников;

2) являюсь источником информации;

3) координирую весь процесс;

4) поддерживаю и поощряю учеников;

5)поддерживаю непрерывную обратную связь.

Проектное обучение активизирует истинное умение учеников, потому что оно:

А) личностно ориентировано;

Б) самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

В) поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

Г) приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своегособственного труда.

Метод проектов моим ученикам он очень нравится и их работы с каждым разом становятся все более, совершенны, в них наблюдается не только творческая работа. Но и рост самостоятельно добываемых знаний,примером применение методов проектов может послужить работа моих учащихся Орешкина Георгия и Капезова Данияра «Экологическое состояния озера Шортанколь».Этот проект в 2007году занял 1 место в областном конкурсе НОУ «Экология и дети» и 3 место в региональной республиканской научной конференции

На своих уроках я использую элементы технологии перспективно-опережающего обучения. Она одна из развивающих технологий, которую можно применять в средней и старшей школе в преподавании разных дисциплин. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю более полно учитывать особенности учащихся, а учащимся - возможность заниматься на более высоком уровне сложности, если им это интересно. Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.

Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.

Предмет географии изучается в школьном курсе с 6 по 11 классы. Объем материала огромный, но с каждым годом происходит уплотнение материала, изменение сетки часов. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Именно поэтому теория опережающего обучения очень полезна.. Начиная с 6 класса, учащиеся изучают дополнительную литературу по предмету для расширения и углубления знаний. Школьники с интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме, прививается интерес к предмету. Эти самостоятельно добытые знания учеников очень хорошо можно увидеть во время внеклассных мероприятий по предмету. На основе элементов этой технологии я провожу уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такую работу практикую в 7-11 классах.

Например, при изучении темы «Природные зоны Евразии» в 7 классе я разбила класс на отдельные группы, у каждой группы было опережающее задание. Заранее с консультантами были оговорены задачи и регламент ответов. Консультанты выступили в роли лидеров групп, распределяли обязанности внутри группы, и оценивали работу товарищей. В результате длительной подготовки и изучения дополнительной литературы урок прошел очень интересно. За короткое время урока был разобран, и обобщен огромный материал самими же учениками, получены хорошие оценки.

Элементы опережающего обучения использую также на уроках обобщения и закрепления через игру при завершении отдельных блоков или разделов.

Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания. На уроках географии использую ролевые игры, когда в процессе их участники разыгрывают определенные жизненные ситуации, и при этом играют реальных участников этих ситуаций.

Например, уроки-путешествия на изученный материк или страну, уроки-конференции. На уроке в 7 классе при изучении темы «Население Северной Америки» несколько учеников играли роли коренных жителей материка. В ходе урока класс общаясь с «местным населением» многое узнал о их укладе жизни, традициях, обычаях, историческом прошлом. Естественно для учеников, выступающих в роли коренных жителей, было дано опережающее задание. Урок прошел очень интересно и увлекательно.

Эффективны и операционные игры, где вводятся дополнительные правила, с которыми ее участникам приходится считаться, например: игра «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Самые, самые…»,»Дуэль», «Поле чудес», «Мозговой штурм или блиц-опрос» Например игру «Поле чудес» я провожу в 7 классах при изучении темы:»Природные зоны», где учащимся заранее дается задание составить кроссворд на тему »Животные материка…»Авторы лучших кроссвордов приглашаются на игру. Правила такие же как и в телевизионной передаче «Поле чудес». Составленные учащимися кроссворды можно использовать и в дальнейшей работе «Географический КВН»,

Например урок КВН по теме:»Природные зоны Казахстана»

Я разбиваю на две команды класс. Каждая команда в течении 5 минут придумывает девиз, название и выбирает капитана. Затем я провожу разбивку «какая это зона?»Зачитываю отрывки о зонах (если весна будет дождливая, и вся эта природная зона покроется высокой сочной травой, а овраги и балки заростут густым по пояс человеку ковылем) Команды хором отвечают(по 2 природной зоны каждой команде).

1 балл- за каждый ответ

3 главное задание (до 15 баллов) команды получают список вопросов.На обсуждение дается 5 минут. Обе команды получают одинаковы вопросы, но иллюстрации разные.

Вопросы: а) В какой природной зоне растут эти растения? Что вы о них знаете?

Б) В какой природной зоне обитают эти животные? Что вы о них знаете?

В) Какая природная зона изображена на иллюстрации? Почему вы так думаете?

4 задание конкурс капитанов:

1На скорость написать названия всех природных зон страны,а напротив каждой зоны- название почвы.(6 баллов)

2Чем полупустыня отличается от пустыни?(1балл)

3Что общего у лесостепной зоны и степной?(2балла)

5 задание «Кто быстрее?»(5баллов)

Надо написать на доске как можно больше названий растений и животных природной зоны. Участие принимают все члены команды поочередно. При одном выходе можно написать только одно название.

5Подведение итогов(Выигравшая команда получает 5)

Подобные уроки позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развить умения выделять различные признаки природных явлений. Закрепляют знания учащиимися понятий.

Если бы я обратилась к вам сейчас с вопросом: «Как сделать урок интересным, наглядным, динамичным?», думаю, каждый из вас дал бы не одну рекомендацию. Существует много способов. Хочу остановиться на том, который может применять учитель, имеющий в своем расположении компьютер.

Интерактивность (или открытость к общению) обретает в наши дни особое значение. Интерактивными сегодня называются средства и устройства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие компьютера с пользователем. Сейчас в условиях информатизации учебного процесса и гигантского роста информационных потоков для общеобразовательной школы поставлена задача, научить учащихся самостоятельно и оперативно добывать необходимую информацию, уметь её быстро анализировать и моделировать. В процесс школьного обучения вводятся новые средства: видеопрограммы, аудиокурсы, электронные обучающие программы. Особо необходимо выделить идею создания электронного учебника. Этот учебник создается на базе специальных программных средств для ПЭВМ. Возможности электронного учебника практически безграничны. Наряду с текстом, всевозможными графиками, таблицами, заданиями для практических работ, электронный учебник включает в себя экс-пертную систему, автоматически, незаметно для ученика настраиваемую учебную программу под индивидуальные особенности каждого школьника. Кроме того, ученик сам может выбрать для себя наиболее приемлемый путь овладения материалом, вплоть до полного отказа от услуг «электронного учителя», используя машину лишь как средство тестирования.

Информационно коммуникативные технологии оказывают заметнее влияние на содержание, формы и методы обучения, используемые мной на современном этапе

Таким образом, появление компьютера в образовательной деятельности, явилось катализатором тех тенденций, которые показали информационную суть процесса обучения. Возможность активного использования компьютерных технологий появляется все больше и больше с каждым годом. В нашей школе работает прекрасный компьютерный кабинет (13 компьютеров, объединенных в локальную сеть), у обучающихся дома также все больше появляются компьютеров, что позволяет руководить самостоятельной деятельностью обучающихся. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют довольно сложные задания по оформлению исследовательских работ, составлению проспектов, презентации путешествия, слайд-проектов, В своей педагогической деятельности уже три года использую электронные учебники по географии для 6,7,8,9,10 классов, разработанные республиканским мультимедиа центром, которые имеются в кабинете географии.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Я разработала и провела уроки с использование электронных учебников в 10 классе по теме “Население мира”, “Природные ресурсы мира”, “Мировое хозяйство”, “География отраслей Мирового хозяйства

Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, т. к. появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.

Осознавая, что использование мультимедиа средств на уроке, не сможет решить все проблемы образования, (действенный инструмент в неумелых руках приобретает обратные свойства, начинает мешать, отягощать и запутывать) я четко продумываю цель каждого урока, и какие средства для ее реализации будут более эффективны. В своей работе провожу уроки, полностью задействовав информационные возможности. Для чего освоила программы и совместно с учителем информатики научила этому своих учеников. На уроках используются программы Microsoft: Word; приложения Power Point; Excel; Adobe PhotoShop.

Создание презентации с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point по теме “Почвы Казахстана” позволило повысить мотивационную деятельность на уроках по данной теме и изучить ее, как и ряд других тем виде блочных уроков. Презентация, созданная с помощью данной программы, при необходимости может меняться, дополняться или переделываться.

Использование таких программ позволяет мне расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, а самое главное - уметь самостоятельно находить нужную информацию.

Творческая работа на уроках географии занимает особое место. Каждому культурному и образованному человеку важны географические знания, особенно знания о своей стране, своем крае. В настоящее время наряду с выполнением программных работ по географии в практике преподавания я стала использовать творческие работы учащихся. Эти работы все чаще обучаемые выполняют в электронном виде. С помощью компьютерных технологий обучаемые выполнили в 8 классе творчески работы по темам: “Описание одного из народов, населяющих РК, его традиции, обычаи, современные проблемы”, “Мое географическое открытие”, “Стихийные бедствия планеты Земля” и др., проектные работы по теме “Хозяйство поселка Троицкий сегодня и завтра”, “Демографические проблемы и пути их решения”. Творческие работы обучаемых позволяют судить о их кругозоре по различным темам, ориентируя обучаемых на работу с дополнительными источникам географических знаний. И снова на помощь приходит информационный ресурс. Исследовательские работы позволяют мне развивать устойчивый интерес к географии для создания ориентационной и мотивационной основы осознанного выбора профессии. Все чаще я обращаюсь к методу проектов.

Дифференцированно задаю задания в зависимости от склонностей и интересов учащихся.. При объяснении нового материала на уроке комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала часто предлагаю учащимся работу с текстом электронного учебника, практикумы, интерактивные тесты. При этом, используются групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Например, мультимедийная школьная – лекция по теме “Там за морем Африка”.

Особое место в познавательной деятельности уделяю урокам–путешествиям. Разве может быть география географией без путешествия. Каждый человек рожден мечтателем путешественником, в детстве, читая книги Ж.Верна мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой, однако в реальной жизни не каждому удается, стать участником открытий и тогда их сердца с грустью отзываются на прочитанные строки Р.Рождественского:

“Я жалею о том, что не видел лица всей Земли…”

И вот тогда телекоммуникативные и информационные технологии помогают, нам отправится хоть на край света. И обучаемые превращаются в пытливых искателей знаний.

Язык географии – карта. География без номенклатуры – это не география. И снова нам на помощь приходит компьютер, откуда всегда можно спроектировать на экран любую карту.

Среди них особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям.

Изображение - это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.

Мой опыт применения интерактивных карт в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий.

Более эффективное в сравнении с имеющейся практикой использование карты на уроках географии осуществляю при соблюдении следующих условий:

учащиеся привлекаются к отбору и структурированию учебной информации;

учащимся предоставляется возможность выступать в качестве лекторов на уроке.

Во время ведения урока я не устраняю ученика из учебного процесса. Интерактивный диалог, когда я отвечаю на вопросы учащихся, является важной составляющей успеха.

Я провожу три основных вида работы с электронной картой:

работа со слоями карты;

работа с дополнительным материалом;

использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).

Работа со слоями карты

Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика Казахстана»», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны.

Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.

Работа с дополнительным материалом

Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.

Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.

Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет учащимся лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).

Использование дополнительных возможностей программы

Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д.

Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты).

Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты). .

Еще одной формой обучения являются «Дебаты»

М. Монахов дает следующее определение дебатам как "…педагогической технологии - продуманной во всех деталях модели совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечиванием условий для учащихся и учителей". Если следовать данному определению, дебаты, безусловно, являются технологией, причем технологией и образовательной, и педагогической, так как содержат большой воспитательный компонент.Применяя на ураках дебатную технологию я наблюдаю повышение уровня успеваемости, позитивные изменения личностных качеств и поведения участвующих в данной программе. Мной отмечается расширение общего кругозора у ребят. На уроках ответы учащихся отличаются всесторонним подходом, глубоким анализом, не заключаются лишь в воспроизведение прочитанного и заученного материала, имеет место более творческий подход при подготовке домашнего задания. Все это, конечно же, способствует более глубокому пониманию темы, всего изучаемого предмета. Также мной отмечается уверенность при публичных выступлениях; проявление лидерских способностей; учащиеся занимают более высокий статус в группе.

Программа "Дебаты" помогает учащимся реализовать свои интеллектуальные способности, учит их более свободно мыслить и активно жить. Это поможет им в дальнейшем занять достойное место в обществе. Введение программы "Дебаты" в вариативную часть учебного плана школы будет способствовать качественному совершенствованию личности школьника, формированию нового диалогического, гуманистического и аналитического мышления; повышению целостности педагогического процесса; применение дебатной технологии соответствует идеям обновления среднего образования на основе воспитания динамично развивающейся и социально-активной личности.

В школьной практике дебатная технология используется, как правило, учителями-тренерами. Возможности использования дебатной технологии намного шире. Принципиальным отличием дебатной технологии является ориентация не на знания, а на приобретение учеником позитивного опыта самостоятельной работы. Владение и оперирование различными приемами и методами техники дебатирования позволяет более свободно ориентироваться в любой ситуации и находить эффективные решения и выходы. Гибкость мышления позволяет избежать стереотипности в мыслях и действях. Между тем именно открытость и гибкость представлений являются неотъемлемой чертой интеллекта нашего времени. Кроме того, при применении дебатной педагогической технологии охватывается большой объем материала. В связи с этим учителями все больше и больше используются дебатные технологии при построении урока.

«Дебаты» являются эффективным средством обучения, новой педагогической технологией которая используется

На уроке, как элемент урока

Форма аттестации и тестирования учащихся

В научно- исследовательской деятельности учащихся для развития навыков работы с информацией

В воспитательной работе

Для развития лидерских качеств, умения работать индивидуально и в команде. Основные элементы дебатов

Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.

Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения (например, «Негативное воздействие деятельности человека на природу» при изучении в 7 классе темы:»Взаимосвязь между природой и обществом»)

Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности

своих позиций относительно формулировки темы.

Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.

Аргументы.

Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.

Поддержка и доказательства.

Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.

Перекрестные вопросы.

Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

Я использую и отдельные элементы технологии дебатов, при этом изменяю некоторые правила дебатов.

Например:

Сокращается регламент выступлений;

увеличивается число игроков в командах;

допускаются вопросы из класса;

Организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;

осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль;

создаётся «группа экспертов», которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновения позиций, или вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;

Круглый стол- это одна из наиболее распространённых форм дебатов, в которой «на равных» участвуют до10-20 участников, и в ходе её происходит обмен мнениями между участниками.

«Аквариум»- выделяется среди моделей дебатов тем, что содержание его тесно определено противоречиям, разногласиям, а подчас и конфликтам в коллективе учащихся и педагогов по некоторому вопросу.Механизм проведения «техники аквариума»:

Участники дискуссии делятся на две группы (а может быть, и на три), которые располагаются в классе по кругу.

Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать её позицию.

Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить её и выработать общую точку зрения.)

Представители групп собираются в центре кругов и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая её позиции. Остальные участники «аквариума», не высказывая своего мнения, могут лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.

Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными её членами.

«Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

Примером может служить дебаты

Диалог - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог никогда не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами.

Диалог задевает эмоциональную сферу ученика. Он переживает, негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда принимают его аргументы. Эмоционально-эстетический аспект диалога нельзя целиком отнести лишь к внешней форме учебного занятия. Он органично связан с содержанием, однако выходит за рамки логической предметности, естественно обращаясь к личностной сфере участников диалога. Знания, усваиваемые в диалоговом взаимодействии, бывают украшены особым эмоциональным оттенком.

Диалог - это не просто разговор. Это - совместное «дело», сотрудничество. Диалог выступает также как своеобразная технология усвоения эмоционально-ценностного опыта, опыта смыслопоисковой деятельности при изучении различных предметов, в том числе истории и географии.

Таким образом, многие исследователи обращают внимание на взаимодействие участников диалогического общения, их речевую активность, их воздействие друг на друга в процессе совместной учебной деятельности. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. Диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.

Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые также называют учебно-познавательными задачами, подразумевающими вопрос, гипотезу, аргументирование, правильный ответ. Диалог при этом является формой мышления, позволяющей участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя: порождение проблемы и формирование поиска решения задачи; объяснение партнеру найденного решения; сопоставление гипотез; констатацию вывода; правильного ответа.

Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативность в обучении. Опираясь на все это я разрабатываю свои уроки, где диалог занимает ведущую роль. При таком подходе взаимодействие между мной и учениками является интерактивным, духовным, продуктивным, событийным, а значит - диалоговым. На протяжении уроков при работе в парах и группах дети активно включались в диалог, составляли вопросы, задавали вопросы друг другу.

В процессе диалог - сложный метод обучения, который реализует иерархию целей личностно-ориентированного обучения:

    На дидактическом уровне он обеспечивает овладение различными методами, способами решения задач, их обобщение и систематизацию, интегрирование знаний и умений; на развивающем уровне диалог обеспечивает развитие дивергентного мышления, развитие познавательных, исследовательских умений, обеспечивает истинное представление об изучаемом предмете; на личностном уровне диалог будит мысль, обеспечивает возможность, пережить неожиданность решений, их оригинальность, вызывающие удивление, потрясение и восторг.

На уроках я перешла к активному использованию во время занятия исследовательской беседы. Так как предмет истории и географии это, предмет, на котором нужно проводить исследования, то такой тип беседы, считаю, очень важен на уроке. Исследовательская беседа позволяет:

    Каждому предлагать уместную информацию; идеи каждого расценивать как полезные, но эти идеи проходят тщательную оценку; участникам задавать друг другу вопросы; участникам составлять вопросы по таксономии Блума.

Во время исследования на уроке мы вместе с детьми создаем такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация на разрешение этой проблемы. Ученики под моим руководством формируют гипотезу. Для того чтобы результат был более эффективным, класс делю на группы. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Я в это время оказывает необходимую консультационную поддержку группам.

Работа в группах и активный диалог используются мною на всех моих уроках. Я вместе с учениками активно участвую в дискуссии и, в случае необходимости, корректирую и направляю мысли учащихся. Одновременно для себя делаю пометки, в какой помощи данная группа нуждается, где можно добыть информацию. Эта работа, как я отметила для себя, позволяет мне лучше узнать детей, понять в какой помощи они нуждаются, учит меня направлять мысли учащихся в нужное русло. Я пришла к выводу, что дети от урока к уроку все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся, позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии. Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога), используемых мною во время уроков, позволило учащимся осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Жизненные представления школьников не всегда совпадают с научными фактами. Предлагаю ребятам практические задания, в ходе выполнения которых они обязательно допускают ошибку. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы.

Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие достижения учеников:

    Стала улучшаться специальная речь учеников в монологе, они грамотно стали применять термины, называть даты и события и т. д., в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему, появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры. ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать вопросы, правильно их формулируя, причем не только по географии, но и из других областей знаний, изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета образованности и культуры общения, приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических навыков.

Немецкий педагог 19-го века Адольф Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге моя роль как учителя ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Уроки, проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают их общую культуру и, главное, углубляют понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее.

Литература :

«Использование диалогового обучения на уроках географии», Васько О. В. «Создание проблемных ситуаций как одно из условий активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии». Канищева О. В.

15240-666115Локтионова Светлана Владимировна,
сертифицированный учитель 1 уровня
истории и обществоведения,
сшг№10 имени Чокана Валиханова г. ТалдыкорганРазвитие познавательного интереса учащихся к изучению истории через применение новых подходов в обучении
Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию, на наш взгляд. Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Подростковый возраст практические педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания. Известный публицист Соловейчик С. выразил свое отношение к нему очень четко: “В 6 – 7-х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет”. Действительно ли все так безнадежно?
Обучаясь на курсах повышения квалификации, я познакомилась с программой курсов Кембриджского университета, которая основывается на изучении идеи 7 модулей. Мною были получены теоретические и практические знания по внедрению семи модулей в процесс обучения. Главная задача - понять суть данной программы, направленной на улучшение образования, которое не стоит на месте, постоянно совершенствуется. В настоящее время на замену традиционным методам приходят инновационные технологии, где главная роль в учебном процессе уже отводится ученику, а учитель только направляет его действия для самостоятельного успешного обучения. Именно основная роль отводится сотрудничеству между учителем и учеником, учеником - учеником. Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только “от случая к случаю” провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход. Групповая работа способствует сплочению коллектива. Очень много интересного я взяла для себя: приветствия, тренинги, которые положительно повлияли на моё отношение и переосмысление моей педагогической деятельности. Эта работа помогла мне понять, что «коллаборативная среда, представляющая собой философию взаимодействия» (Руководство для учителя, стр. 228) даёт результаты.
Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, в нашем понимании обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. в рамках исторического образования. В процессе педагогической деятельности учитываются следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:
активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности;
создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью: большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает;
эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Речь пойдет о некоторых формах организации обучения (воспитания), включающих разные виды познавательной активности учащихся, которые были успешно апробированы. При их подготовке и проведении использовались многообразные средства и методы организации активной познавательной деятельности учащихся , например: ролевая игра, инсценирование, разыгрывание сценок “Оживи картину” и др.; групповая работа над созданием проекта; изготовление поделок, визитных карточек, их защита; выполнение творческих работ (историческое сочинение, эссе-рассуждение, исторический портрет); работа в творческой группе по выполнению различных заданий; обсуждение проблемных вопросов; решение кроссвордов; ответы на вопросы в режиме состязательности; работа с дополнительной литературой; определение и представление собственной позиции по какому-либо вопросу.
Решению любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка не может быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа. Проблемами возрастной и педагогической психологии занимался выдающийся ученый I половины XX века Выготский Л.С. Ему принадлежит фундаментальная теория психического развития человека, до сих пор имеющая серьезное практическое значение. Выготский – создатель культурно-исторической теории психического развития. Согласно этому понятию, на каждом этапе жизни человека среди многих других выполняемых им видов деятельности существует некоторая главная деятельность, определяющая возникновение и становление основных психологических новообразований данного этапа. Эльконин Д.Б. завершил работу Выготского по периодизации потребностей. Согласно данной теории в подростковом возрасте (10/12 – 15 лет) ведущая деятельность – “общественно-полезная”, интимно-личностное общение со сверстниками. Человек начинает ориентироваться в поведении не на взрослых (родителей, учителей), а на таких, как он (друзей, одноклассников). В данный период формируется “личность”. Главным для подростков является самоидентификация, самовыражение, самореализация, успешная социализация. Как же найти выход из создавшейся ситуации? Как организовать деятельность подростков так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебному труду? Поиски ответов на поставленные вопросы и легли в основу нашей педагогической деятельности, направленной на повышение познавательного интереса учащихся II ступени.
В среднем школьном возрасте (10 – 15 лет) задачи обобщения и систематизации материала, ликвидации пробелов в знаниях учащихся дает успешно решать конкурсная методика, игровая деятельность (викторины, разнообразные игры, конкурсы). Игровой характер таких занятий создает творческую раскованность и позволяет себя проявить учащимся с различными индивидуальными возможностями. При проведении таких мероприятий развивается активная познавательная деятельность учащихся. Состязательность способствует формированию познавательных интересов, выработке положительных эмоций. Зачастую гораздо важнее не результат, непосредственно мероприятие, а процесс подготовки к нему, когда учащиеся сплачиваются, договариваются, распределяют роли, обязанности, проявляют самостоятельность, инициативу и творческие способности.
При подготовке к интеллектуально-познавательной игре учащиеся повторяют даты, понятия, основные сведения о событиях, явлениях, исторических личностях эпохи. Происходит деление на группы по интересам: одни готовят представление, герб с девизом, другие, превратившись в “участников средневекового цеха”, изготовляют шедевр (изделие), третьи – осуществляют подготовку к конкурсу “Оживи картину”. Конечно, очень важно, чтобы учитель заинтересовал ребят, провел четкий инструктаж, помог в процессе подготовки. И главный результат такой работы не заставит себя долго ждать – это удовлетворение и радость в глазах детей, а также вопрос: “А когда еще у нас будет такая игра?”
Для юношеского возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях и спорах. Общеизвестно, что в истории по сей день, остается определенный круг вопросов, “правильных” ответов на которые не существует. Все это можно очень удачно использовать при проведении диспута. Такой диспут был проведен среди учащихся 8-х классов в рамках изучения новой истории XIX века “Кто он – гений или злодей? (о Наполеоне Бонапарте)”. При подготовке к аналогичному диспуту “В политике кто гений, тот злодей” (о Петре I), развернутый план предлагался учащимся заранее. В процессе подготовки они изучали рекомендуемую литературу по теме, писали творческие работы, знакомились с различными точками зрения на личность и деятельность Петра I. В ходе обсуждения вопросов учащиеся демонстрировали знание исторической эпохи, умения аргументировать и обобщать, выступать и слушать друг друга, уважать иное мнение. Очень важно, что у ребят в процессе подготовки и участия в диспуте создается объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, и они определяются в своем отношении к этому незаурядному правителю. По итогам подготовки и проведения диспута создан буклет, в который вошли: фрагменты произведений известных историков о Петре I; отрывки из художественной литературы, посвященной личности и деятельности Петра; сравнительная таблица взглядов историков на личность и деятельность Петра I; лучшие творческие работы (эссе-рассуждения) учащихся о Петре Великом и его реформах; схемы, таблицы, диаграммы. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств является проектный метод , который успешно апробировался нами. На основе данного опыта можно отметить тот факт, что введение элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Три “кита”, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. При выполнении проекта учащиеся попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: интерес выбор – успех (неуспех) – рефлексия – адекватная оценка (самооценка) – рефлексия (по И. Чечель).
Разумеется, нельзя говорить о том, что только представленный подход позволяет достигать высоких результатов, так как он не является отражением всей системы работы. Но, на мой взгляд, его использование, безусловно, может способствовать активизации познавательного интереса учащихся II ступени к изучению истории.
Список использованной литературы:
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1. Изд. Казанского Ун-та, 1996. С.152–197.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-П., 1997.
Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. 2001. №4. С.71–72.
Гончарова А.И. Диспут на уроке истории. // Преподавание истории в школе. 1998. № 5. С. 36–38
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. С. 217–233.
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8–11 классы). Волгоград, 2002. С.3–6.

Учитель географии МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды Сидюк Любовь Афанасьевна.
В рамках внедрения ФГОС нового поколения использование современных образовательных
технологий на уроках географии стало необходимым явлением. В ходе реализации
школьной программы детально изучила и начала использовать в своей педагогической
работе технологию диалогового обучения. Диалог – составляющая проблемного
обучения.
Технология проблемного диалога – это технология, обеспечивающая творческое усвоение
знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают
ученику работать по настоящему творчески.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая
активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На уроке, в
диалоге я помогаю школьникам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему
урока или вопрос исследования, тем самым, вызывая у учащихся интерес к новому
материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем, используя, один из диалогов
организую поиск решения, или «открытие» новых знаний. При этом достигается полное
понимание учениками материала.Используя проблемное изложение (лекция, рассказ)
информацию подаю в необычной форме так, чтобы активизировать у учащихся процесс
мышления. При изучении тем, связанных с климатом той или иной страны, предлагаю
сопоставить средние температуры июня в разных климатических поясах. При работе с
картой атласа и определения средней температуры лета двух климатических поясов перед
учениками встаёт проблема. Ребята знают, что количество солнечного тепла зависит от
широты: чем широта ниже, тем тепла больше и наоборот. Появляется противоречие между
имеющимися знаниями и новыми фактами. При использовании частично – поискового
метода (эвристическая беседа), активизируется познавательная деятельность и
самостоятельность учащихся. Начинаю урок с проблемной ситуацией, которой может
столкнуться каждый «Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на
берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается до отметки 3м.
Затапливается ли дом, который вы хотите купить, водой» Организовать работу можно как
в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса. Работая с
исследовательским методом, обеспечивается опыт творческой деятельности. Моя функция
заключается, прежде всего, в создании и постановке перед учащимися проблемных
заданий, а деятельность учащихся состоит в понимании, осмыслении и решении проблемы в
целом. Учащиеся могут использовать различные источники знаний (словари, справочники,
энциклопедии). В географии карта очень важна, если школьник овладеет умениями
работать с ней, может получить много информации. Начиная изучение темы «Климат
России», начала планировать урок с формирования алгоритмов чтения климатической
карты. Главный из них – составление по карте характеристики климата любой территории:
климатического пояса, области, части материка. Этот сложный приём состоит из ряда
более частных: определение средней температуры января и июля по изотермам, годовое
количество осадков – по окраске. Умение работать с климатическими картами на первом
уроке закрепляются при изучении климата других материков. После приобретения этих

умений ребятам можно предложить проблемные вопросы и ситуации. Центр научного
сотрудничества «Интерактив плюс» В процессе решения проблемных вопросов и заданий
знания учащихся становятся более глубокими, осознанными, прочными. Основными
формами организации проблемного обучения являются: фронтальная, индивидуальная и
коллективная. Суть фронтальной формы работы состоит в том, что применяются разные
формы изложения – рассказ, объяснение, беседа. К числу перспективных направлений в
совершении этой формы организации учебной деятельности относится более широкое
применение проблемного изложения и эвристической беседы. Раскрытие вопроса на уроке
в 7 классе «Природные зоны Евразии» с использованием эвристической беседы: «У
древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год
образуется несколько годовых колец. Объясните это явление». Возникает столкновение
уже имеющихся знаний с новым фактом и у школьников возникает интеллектуальное
затруднение, т. е. возникает проблемная ситуация. Система вопросов, логически связанных
между собой, помогает ученикам найти верный ответ, т. е. решить проблему. Учитель: − В
какой сезон года происходит интенсивный рост деревьев? (летом; в тёплый сезон года,
благоприятный для роста деревьев). − Когда происходит интенсивный рост у саксаула?
(тоже в благоприятное для роста растения время). − Какое время в пустынях
благоприятно для роста деревьев? (время дождей). − Почему у саксаула за год образуется
несколько колец? (после каждого продолжительного дождя ствол саксаула приобретает
одно кольцо). Коллективная работа наиболее удачно осуществляется при работе в группах,
когда предлагаются одинаковые проблемные задания, допускающие неоднозначные
решения. Завершается работа дискуссией. Примером проблемного задания группам может
быть выбор оптимального размещения предприятия (химического, металлургического,
целлюлозно ‐ бумажного) или ТЭЦ. Каждая педагогическая технология может
рассматривать эту проблему с разных точек зрения: эколога, градостроителя,
производственника, врача. Одной из задач является: научить учеников самостоятельно
находить проблему в тексте учебника и самостоятельно её формулировать. Конечно, не все
вопросы, составленные учащимися, равнозначны. И не все из них имеют проблемный
характер. Для составления таких вопросов ученик должен иметь глубокие знания по той
теме, с которой он работает, а также владеть методикой составления проблемных вопросов
и ситуаций. Поэтому только единицы учащихся овладевают данными умениями. Так, при
изучении темы «Металлургический комплекс» в 9 классе, объясняю ребятам, что это
«грязная отрасль». После изучения темы предлагаю составить проблемную ситуацию,
используя следующий текст учебника: «Важное направление развития чёрной металлургии
– строительство автоматизированных мини‐ заводов. Они работают на металлоломе,
экологически относительно чисты, быстро реагируют на изменения спроса». В этом тексте
ученики должны увидеть фразу, которая противоречит имеющимся у них знаниям, и
составить проблемную ситуацию примерно следующего содержания: «Известно, что
металлургические предприятия являются сильными загрязнителями окружающей среды.
Предприятия чёрной металлургии выбрасывают в атмосферу до 15 % вредных веществ, а
цветной – до 22%. Почему часть предприятий данного комплекса считают экологически
чистыми. На производстве чего они специализируются?» На своих уроках помогаю
учащимся итерпретировать информацию оцениваю ее при помощи таких заданий, как
«Напиши, как ты понимаешь значение выражения «Вода камень точит»; или переводить
текстовую информацию в графическую с помощью знаково ­ символических средств –
«Используя текст, составь план изучения Восточно ­ Сибирского экономического района»
в 9 кл. При подготовке к уроку и затем, во время урока, я обязательно выделяю УУД для
себя акцентирую внимание учащихся на данном учебном действии. Например, такое
познавательное УУД, как «создавать схематические модели с Центром научного
сотрудничества «Интерактив плюс» выделением существенных характеристик объекта»,

используется при создании модели Земли. В этом случае существенной характеристикой
объекта будет наличие ядра, а моделью – рисунок (пластилиновая модель, аппликация,
рисунок с использованием компьютерной анимации) Земли. Учащиеся 5‐го класса
прекрасно создают такие рисунки, и задача учителя – обратить внимание детей на то, что
этот рисунок и есть «модель». На следующих уроках ребята создают модели планет
Солнечной системы, находят у них существенное различие и закрепляют УУД. Анализируя
работу ребят, сделала вывод, что качество выполненной работы намного ниже в классах,
где преобладают «слабые» ученики. Результат мог быть выше, если бы на большинстве
предметов у обучающихся формировали навык решения проблемных вопросов и ситуаций.
Развитие у ребят вкуса к творческому поиску, преодолению препятствий на пути к
решению проблемы, целеустремлённости, самостоятельности возможно только при
условии творческой деятельности самого учителя. Изучение и применение методов
проблемного обучения позволяют освоить методику данного вопроса и повысить свой
профессиональный уровень.
желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит в контексте
личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо
и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог никогда
не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, расширяет границы
познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами,
гипотезами.
Диалог - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение
желания стать еще лучше. Предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей,
интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя,
и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог задевает
эмоциональную сферу ученика. Он переживает, негодует, когда его убеждают в неправоте,
в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда принимают его
аргументы. Эмоционально­эстетический аспект диалога нельзя целиком отнести лишь
к внешней форме учебного занятия. Он органично связан с содержанием, однако выходит
за рамки логической предметности, естественно обращаясь к личностной сфере участников
диалога. Знания, усваиваемые в диалоговом взаимодействии, бывают украшены особым
эмоциональным оттенком.
Диалог - это не просто разговор. Это - совместное «дело», сотрудничество. Диалог
выступает также как своеобразная технология усвоения эмоционально­ценностного опыта,
опыта смыслово ­ поисковой деятельности при изучении различных предметов, в том
числе истории и географии.
Таким образом, многие исследователи обращают внимание на взаимодействие участников
диалогического общения, их речевую активность, их воздействие друг на друга в процессе
совместной учебной деятельности. Именно диалог как особый уровень коммуникативного
процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только
в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, создаются условия для
взаимодействия понимающих сознаний. Диалог, выступает сегодня не просто
педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.
Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые
также называют учебно­познавательными задачами, подразумевающими вопрос, гипотезу,

аргументирование, правильный ответ. Диалог при этом является формой мышления,
позволяющей участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя:
порождение проблемы и формирование поиска решения задачи; объяснение партнеру
найденного решения; сопоставление гипотез; констатацию вывода; правильного ответа.
Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников
и их результативности в обучении. Опираясь на все это я разрабатываю свои уроки, где
диалог занимает ведущую роль. При таком подходе взаимодействие между мной
и учениками является интерактивным, духовным, продуктивным, событийным, а значит -
диалоговым. На протяжении уроков при работе в парах и группах дети активно включались
в диалог, составляли вопросы, задавали вопросы друг другу.
В процессе диалог - сложный метод обучения, который реализует иерархию
целей личностно­ориентированного обучения:
на дидактическом уровне он обеспечивает овладение различными методами,
способами решения задач, их обобщение и систематизацию, интегрирование знаний
и умений;
на развивающем уровне диалог обеспечивает развитие дивергентного мышления,
развитие познавательных, исследовательских умений, обеспечивает истинное
представление об изучаемом предмете;
на личностном уровне диалог будит мысль, обеспечивает возможность, пережить
неожиданность решений, их оригинальность, вызывающие удивление, потрясение и восторг.
На уроках я перешла к активному использованию во время занятия исследовательской
беседы. Так как предмет истории и географии это, предмет, на котором нужно проводить
исследования, то такой тип беседы, считаю, очень важен на уроке. Исследовательская
беседа позволяет:
каждому предлагать уместную информацию;
идеи каждого расценивать как полезные, но эти идеи проходят тщательную оценку;
участникам задавать друг другу вопросы;
Во время исследования на уроке мы вместе с детьми создаем такую ситуацию, которая
требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация
на разрешение этой проблемы. Ученики под моим руководством формируют гипотезу. Для
того чтобы результат был более эффективным, класс делю на группы. На уроке каждой
группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные
способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется
в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить
и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Я в это время оказывает необходимую
консультационную поддержку группам.
Работа в группах и активный диалог используются мною на всех моих уроках. Я вместе
с учениками активно участвую в дискуссии и, в случае необходимости, корректирую
и направляю мысли учащихся. Одновременно для себя делаю пометки, в какой помощи





данная группа нуждается, где можно добыть информацию. Эта работа, как я отметила для
себя, позволяет мне лучше узнать детей, понять в какой помощи они нуждаются, учит меня
направлять мысли учащихся в нужное русло. Я пришла к выводу, что дети от урока к уроку
все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией
по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся,
позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу,
выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам
участвовать в дискуссии. Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога),
используемых мною во время уроков, позволило учащимся осмыслить изучаемый материал
и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Жизненные представления
школьников не всегда совпадают с научными фактами. Предлагаю ребятам практические
задания, в ходе выполнения которых они обязательно допускают ошибку. Это позволяет
вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать
их на решение проблемы.






Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие достижения
учеников:
стала улучшаться специальная речь учеников в монологе, они грамотно стали
применять термины, называть даты и события и т. д.,
в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для
партнера, слушать его, объяснять ему,
появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры.
ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать
вопросы, правильно их формулируя, причем не только по географии, но и из других
областей знаний,
изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета
образованности и культуры общения,
приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление
оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических
навыков.
Немецкий педагог 19­го века Адольф Дистервег утверждал, что плохой учитель
преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге моя роль как учителя
ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ
мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, моя задача сводится
к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только
и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Уроки, проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к предмету,
расширяют кругозор, повышают их общую культуру и, главное, углубляют понимание
изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг
друга, дополнять информацию и анализировать ее.

Литература:
1. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. – М.: Дрофа, 2006
2«Использование диалогового обучения на уроках географии», Васько О.В.
3.Лернер Г.И. Методы обучения и их специфика / Г.И. Лернер // Первое сентября.
Биология. – 2004. – №37. – С. 22–27.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное
образование, 1998. – 256 с.
5.«Создание проблемных ситуаций как одно из условий активизации мыслительной
деятельности учащихся на уроках географии». Канищева О.В.

Новое на сайте

>

Самое популярное