Домой Розы Как найти фразеологизм в предложении примеры. Фразеологизмы и крылатые выражения. Роль фразеологических оборотов в различных речевых стилях

Как найти фразеологизм в предложении примеры. Фразеологизмы и крылатые выражения. Роль фразеологических оборотов в различных речевых стилях

Предложения с фразеологизмами часто употребляются в нашей речи. Фразеологизм обладает чудесным свойством – скажешь его, и сразу всем становится ясно, какую мысль хотели донести. Не надо огород городить, много слов подбирать – сказанный фразеологизм заменяет пояснительную речь.

Все в классе знали, что у Алины Якалкиной язык хорошо подвешен, поэтому на конкурс под тем или иным предлогом отправили именно её.

Наш кот Васька – шальная голова, вечно на рожон лезет, а потом чует носом, что надо прятать концы в воду.

Вот сходишь в разведку, тогда узнаешь, где раки зимуют.

Уму непостижимо, как за такой короткий срок отреставрировали огромный замок.

Чуть свет Василий пришел к Михаилу Петровичу, покрутился вокруг да около. Он всё пытался найти с ним общий язык, да так и ушел не солоно хлебавши.

У меня язык не поворачивался назвать его хвастуном.

На даче все знали, что у Полины Ермолаевны язык без костей.

— Час от часу не легче, — сказала Елизавета, узнав про то, что надо именно сегодня написать сочинение.

— Придётся пойти на выдумку, чтобы сделать всё без сучка, без задоринки.

Ума не приложу, как с засухой бороться, какие меры предпринять?

— Не откладывая дела в долгий ящик, вернемся к нашим баранам, — сказал овощевод Иванов.

На школьном стадионе народу была тьма-тьмущая, пришел и Иван Митрофанович, злющий, точно с цепи сорвался.

Он предпочёл воспользоваться сложившейся ситуаций, убить сразу двух зайцев.

— Ему виднее, он на этом собаку съел, — тихо заметил счетовод Козлов.

Откуда ты взялся на мою голову? С Луны свалился? Из какой глухомани приехал? А, с хутора Выселки. Эка важность! А что молчишь, как будто воды в рот набрал?

В гараже все знали, что с мастером Николаем шутки плохи, особенно, если тот встал не с той ноги.

Они готовы были даже соврать, лишь бы всё у них было шито-крыто.

Шутки шутками, а к первому этапу строительства мы ещё и не приступали.

Мутить воду – это хобби Ивана Ивановича. А как отвечать за дело – молчит, как будто воды в рот набрал.

Это выглядело нелепо, когда Клара Васильевна, очутившаяся у разбитого корыта, назойливо учила других правильно жить.

Новичок, видно, плотничал, не ломал голову – сверстал тяп-ляп.

Не знаю, что на него нашло, но он присутствующим просто проел плешь.

Чудной это был председатель — то щедрой рукой выделял деньги на сельский клуб, то жалел копейки на покупку чайника для бухгалтерии.

Шутка в деле, проехать тысячи километров, и снова отправляться в путь.

Что ты тянешь резину, говори как есть, поедешь летом в лагерь или нет?

У молодежи там свои шуры-муры, меня туда не допускают, — жаловалась бабушка соседке.

Как это я не заметила подвоха, ведь тут всё шито белыми нитками.

Русский язык обладает одной особенностью, которая отличает его от других языков мира. Это многочисленная группа средств художественной выразительности, широко представленная в произведениях классиков литературы. Это, помимо прочего, и предложения с фразеологизмами, широко используемые в нашей речи.

Камень преткновения

Фразеологизм - это такой речевой оборот, слова в котором используются в переносном значении. Его можно найти только в русском языке. Автора у фразеологизмов нет, они воспринимаются как естественная драгоценность языка, пришедшая из глубины веков. Предложения с фразеологизмами - это своеобразный камень преткновения, который ставит в тупик иностранцев, потому что мы эту языковую модель слышим и понимаем с детства.

Фразеологизм связан с лексикой. Это обязательно словосочетание, значение которого понятно только в целом. Его нельзя разделить на составные части без ущерба для значения.

В основном фразеологизмы построены так, что в них отражается наша история, работа, обычаи и традиции наших предков ("бить баклуши" - бездельничать).

Часть фразеологизмов пришла из народных песен, пословиц, сказок ("обливаться горючими слезами").

Некоторые связаны с профессиями. "В час по чайной ложке" - прописывали лекарство медработники, а теперь значит "мало"; "сойти со сцены" - говорили артисты, а мы сейчас употребляем это выражение, когда кто-то отходит от дел, теряет популярность.

Много у нас выражений, взятых из древности и других языков. Таковы "блудный сын" из Библии, "ахиллесова пята" из мифологии, "быть или не быть" из классики.

Разнообразные варианты

Фразеологическая единица по смыслу равна одному слову-синониму. Оно покажет, чем является фразеологизм в предложении. Оно может быть выражено разными частями речи, что влияет на синтаксическую роль фразеологизма. Одно несомненно: эту роль он будет выполнять в целом.

Как средство выразительности, фразеологизмы интересны тем, что в их основе лежат метафоры, гиперболы, литоты, сравнения. Предложения с фразеологизмами необычны. Красота этих сочетаний определяется их мифологической образностью ("дамоклов меч"), временами некоторой возвышенностью ("беречь как зеницу ока").

Фразеологизмы используются в предложении, чтобы усилить его наглядность и образность ("нить Ариадны"), создать нужную тональность ("у чёрта на куличках"), придать тексту экспрессивную окраску ("без царя в голове"), передать авторские чувства ("развесив уши").

Предложения с фразеологизмами, этими готовыми речевыми единицами, знакомы нам с детства, мы учимся их уместно употреблять, делая речь красочной и насыщенной по содержанию, поскольку они способны внести дополнительные оттенки.

"Изюминка" русского языка

Для фразеологизмов характерна меткость, яркость, образность; содержание их включает все стороны человеческой жизни, её свойства, характеры людей. Поэтому данная лексическая единица - одно из средств украшения речи, является излюбленным приёмом писателей-классиков.

Если провести анализ значения фразеологизма и слова, которым можно его заменить, то видно, насколько проигрывают отдельные слова по сравнению с цельной единицей: писать как курица лапой - неряшливо, обвести вокруг пальца - обмануть, как кот наплакал - мало и другие.

"Глеб у доски приуныл, покраснел..." - согласитесь, звучит как-то суховато, мысль какая-то неполная.

Как видим на этом примере, назначение фразеологизма - усилить впечатление от сказанного. Предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм, поддерживает интерес у адресата, воздействует не только на разум, но и на чувства.

В мире фразеологизмов

Фразеологизмы прочно вошли в нашу жизнь "и никаких гвоздей", мы "от мала до велика" употребляем их в своей речи, даже порой не замечая этого. Нет у нас "белых ворон", которые не знали бы, что такое фразеологизмы. "Много воды утекло с тех пор", как они появились в русском языке, а у нас "рука не поднимается" отложить их "в долгий ящик". Их использование обогащает нашу речь, наделяет её яркими, красочными эмоциями, делает высказывания запоминающимися. Это как "бальзам на душу".

Состав фразеологических оборотов устойчив: в них нельзя заменять слова по своему желанию, это уже готовые выражения, которые требуют запоминания. Предложения с фразеологизмами (примеры некоторых выражений даны в статье) "с малых лет" с нами и помогают "найти общий язык" с собеседником.

План инфо-урока

1.Фразеологизмы, которые являются в предложении сказуемыми, и их лексическое значение

2.Примеры предложений с фразеологизмами

3.Примеры предложений с метафорами (или разновидностью метафоры - олицетворением)

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

1.Чёрная кошка пробежала - произошла ссора, размолвка, испортились отношения.

2.Прийти в себя - выходить их обморочного, бессознательного состояния; обретать душевное спокойствие после нервного стресса.

3.Пуд соли съесть - очень хорошо знать какого-либо человека, пережив с ним различные жизненные ситуации.

4.Бить баклуши - бездельничать, праздно проводить время.

5. Болеть душой - сильно переживать, волноваться, беспокоиться о ком или о чем.

6.Подливать масла в огонь - 1.Какими-либо действиями, поступками обострять отношения; усугублять какие-либо чувства, настроения и т. п.

2. Повышать, разжигать интерес, внимание к кому-либо или к чему-либо.

7.Дух захватывает - тяжело, трудно дышать (от избытка чувств, сильных переживаний, ощущений и т. п.).

9. Задирать нос - зазнаваться, важничать.

10. Ломать голову - 1.Усиленно думать, придумывать что-либо, стараясь помочь кому-либо. 2. Усиленно, напряжённо думать, стараясь понять, разрешить что-нибудь трудное, сложное.

11.Портить (испортить, попортить) кровь - причинять большие неприятности, огорчения.

12.Пожинать плоды - пользоваться результатами сделанного.

13. Ухом не ведёт - не обращает никакого внимания.

14.Души не чаять - очень сильно любить.

15.Приходить в голову - возникать, появляться в сознании (о мыслях, намерениях)

16.Не иметь равных - не походить ни на что.

17.Не тронуть пальцем - не причинять ни малейшего вреда.

2.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

чёрная кошка пробежала между ними, и они поклялись погубить один другого. (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

2)Я не мог прийти в себя от изумления. (В.Каверин)

3)Тебе я могу всё сказать, мы с тобой пуд соли съели. (Б.Галин)

4)Надо с ним пуд соли съесть , а потом судить о нём. (П.Игнатов)

5)Русский символизм кончился давно, но со смертью Брюсова он канул в лету окончательно. (С.А.Есенин)

6)Эта иллюзия заставляла спорщиков забывать, что событие, о котором они говорят, описано, может быть, ещё год назад и давно кануло в лету . (М.Новорусский)

7)Смотри, как я разогнался, аж дух захватывает , - насмехался Вась Васич

8)Мало-помалу я стала приходить в отчаяние, у меня дух захватывало от горя. (Ф.М.Достоевский)

9)Шум, говор, стук, прилив и отлив толпы поразили меня; у меня дух захватило . (В.О.Ключевский)

11)От рассказов этих о темных ночах, о лосях, о берлогах, о медведях дух захватывало . (В.П.Астафьев)

12)Вася принял его интерес за чистую монету и с радостью пояснил:

13)Его слова прозвучали так, что даже Ася, изучившая его манеру говорить чепуху с серьёзной миной, приняла их за чистую монету. (К. Федин. Необыкновенное лето)

14)Егорушка… всё принимал за чистую монету

15)Как она ухаживала за мной, как ласкалась ко мне, как ободряла и нежила моё сердце!.. А я… я принимал всё за чистую монету … (Ф.М.Достоевский. Белые ночи)

16) [Фамусов]: Вот рыскают по свету, бьют баклуши . Воротится, от них порядка жди. (А.С.Грибоедов. Горе от ума)

17)Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить , что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться. (Л.Н.Толстой. Детство)

18)Отец пытался определить Артёма в вечернюю школу. Наконец он плюнул: «Хоть в золотари ступай, а будешь бить баклуши

19)Я не о себе душой болею

20)- Кто вас обидел, за что? Говорите, говорите, мы о людях день и ночь душой болеем . (А.Н.Толстой. Петр Первый)

21)По-моему, вопросы Софьи Борисовны доказывают только то, что она болеет душой за дело. (Г.Матвеев. Семнадцатилетние)

22)Светловидову не терпелось узнать, что произошло, кто же в конце концов прыгнул в окно. Но не стоило подливать масла в огонь

23)Статьи « Нового времени» и Софьи Андреевны Толстой, громившие молодого писателя, только подливали масла в огонь , и об Андрееве и о « Бездне» заговорили все: ктоза, ктопротив. (Н.Д.Телешов. Записки писателя)

24)Смотритель ещё подливал масла в огонь .

А как мы их всех будем перевозить? Особые экипажи для них заказывать, что ли? (В.В.Вересаев. На японской войне)

25)Могло быть, что сии достойные люди на другой же день помирились бы, если бы… происшествие в доме Ивана Никифоровича не уничтожило всякую надежду и не подлило масла в готовый погаснуть огонь вражды. (Н.В.Гоголь)

26)Анненька хотела было возразить, однако поняла, что это значило бы только подливать масла в огонь , и смолчала. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

27)Профессор [Вовка Корольков ] знает про всё на свете, начиная от моллюсков и кончая космосом. Но он не задается, никогда не задирает нос перед товарищами. Для него самое главное в жизни - это математика. (По фрагменту из книги Е. Велтистова «Приключения Электроника»)

28)Он занял первое место на олимпиаде и задрал нос.

29)Он, брат, как видно, отличный парень и носа вовсе не задирает . (А. Плещеев)

30)Фома Фомич… как-то еще больше глупел при удачах и задирал нос все выше и выше. (Ф.М.Достоевский)

31)Он успел снискать себе всеобщее уважение в городе тем, что не задирал носа и не загордился. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

32)Вася прослушал весь список своих прегрешений и ломал голову , как мог пульт оказаться у тёти Аси, но ни одного путного объяснения в голову не приходило. (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

33) Долго мы ломали голову над тем, как бы перебросить на тот берег

34)— Братья! Вы наши плоды пожинаете !

Нам же в земле истлевать суждено.

Все ли нас, бедных, добром вспоминаете

Или забыли давно? (Н.А.Некрасов. Железная дорога)

35)Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что бог послал

36)Иной скажет мне слово, меня всего проймет, другой то же самое слово скажет или еще красивее - я и ухом не веду. (И.С.Тургенев. Рудин)

37)А Мишенька и ухом не ведет :

Со светом Мишка распрощался,

В берлогу теплую забрался,

Да у моря погоды ждет. (И.А.Крылов. Медведь у пчел)

38)Куда! - никто и ухом не ведет,

Как будто б ложные я распускала вести. (И.А.Крылов. Мыши)

39)...Мой Иван Семеныч пренравный, а души во мне не чаял и баловал, как малого ребенка. (Л.А.Мей. Псковитянка)

40)Отец с матерью души в ней не чаяли : была у них Настенька одна-единственная дочь - детище молёное, прошеное. (П.И.Мельников. Бабушкины россказни)

41)Мой господин во мне души не чает. (И.А.Крылов. Две собаки)

42)Пришло в голову с удивительной ясностью, что для того, чтобы всегда было хорошо - всегда думать о других… (Л.Н.Толстой)

43)За 20 лет… ей [Варе] никогда в голову не приходит сказать не то, что она определенно думает. (В.Розанов)

44)Мне уже было… лет пятнадцать… В это приблизительно время я впервые поставил себе вопрос о том, что такое театр, и должен признаться, что мысль о том, что театр нечто серьезное… мне не приходила в голову . (Ф.И. Шаляпин)

45)Алпатов, с риском сказать непоправимую ерунду, хватается за первое, что приходит ему в голову . (М.М.Пришвин)

46)Вот подыму завтра всех в пять часов — будет вам собрание.

— Вон что! А мы сами в четыре встанем.

Павел Кириллович подумал, что бы такое ответить, но спросонья ничего не приходило в голову. (С.Антонов. Лена)

47)[Белесова ]: Мне иногда приходит в голову , не сумасшедший ли он. (А.Н.Островский. Богатые невесты)

48)Обиднейшие прозвища должны были переносить взрослые… от самых малолетних и не смели их тронуть пальцем . (Н.В.Гоголь)

49) - В кого ты растешь, драчун этакий? Погоди, дорвусь я до тебя! - угроза оставалась угрозой, а Анисим пальцем не трогал Кольку. (Е.Мальцев)

50)...Не бойтесь, люди!

Мне боярин клятву

Святую дал, что никого из вас

Не тронет он ни пальцем ! (А.Толстой. Царь Федор Иоаннович)

51)Узнал [исправник] мое дело и говорит:

Пальцем, говорит, не смейте девку трогать ; она ни в чем не виновата... (А.Ф.Писемский. Леший)

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С МЕТАФОРАМИ (ИЛИ РАЗНОВИДНОСТЬЮ МЕТАФОРЫ - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ)

1)Что ещё прорастало из детства

2)Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. (По В.П.Астафьеву)

3)… афиши захлёбывались на всех заборах. (По И. Друцэ)

4)И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды . (По В.М.Пескову)

5)Из-за кадки поднялась метла произнесла : «Полетаем?» (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

6)Когда шок от увиденного прошёл, к тёте Асе вернулось красноречие . (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

7)Бежать от одиночества неправильно и бесполезно, считают учёные. (По М.Широковой)

8) Только наедине с собой можно услышать свою душу , найти и понять того единственного, кто никогда тебя не покинет, - самого себя. (По М.Широковой)

9)А если задуматься, то чуть ли не каждое второе слово может поставить нас в тупик ! (По М.Аксёновой)

10)Истинный Цицерон швабры, тётя Ася пересыпала свою речь такими эпитетами, что иные ораторы умерли бы от зависти . (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

11)Полные страданий, мудрости, улыбок, иронии, лукавства, гнева, живые, каким и не всякий человек может быть, книги замирают на полках. 14)И всё-таки они кричат . (По С.Л.Соловейчику)

12)И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти сделаться частицей

12)Солнце умывалось за неровной кромкой бора…

13)Год проходит за годом

14)Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. (По Е.И.Осетрову. Живая Древняя Русь)

15)Не стареют лишь его книги . (По Б.Д.Челышеву. В поисках пропавших рукописей)

16)Через века дошли до нас мысли и чувства

17)Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно [милосердие] пригрелось , незаметно укоренилось

18)Взгляд мой остановился

4.ТЕСТЫ

1)Раньше они всегда были союзниками, а теперь какая-то чёрная кошка пробежала между ними, и они поклялись погубить один другого. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)

2)Я не мог прийти в себя от изумления. (В.А.Каверин)

3)Что ещё прорастало из детства ? Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (По В.М.Пескову)

4)Тебе я могу всё сказать, мы с тобой пуд соли съели. (Б.Галин)

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Отец пытался определить Артёма в вечернюю школу. Наконец он плюнул: «Хоть в золотари ступай, а будешь бить баклуши - из дома выгоню». (В.Авдеев. Шаг вперёд)

2)И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды . (По В.М.Пескову)

3)Я не о себе душой болею , а об народе, какой вышел из колхоза и какому вы хлеб обратно не возвертаете. (М.А.Шолохов. Поднятая целина)

4)Светловидову не терпелось узнать, что произошло, кто же в конце концов прыгнул в окно. Но не стоило подливать масла в огонь : Громов и так был расстроен. (По фрагменту из книги Е. Велтистова «Приключения Электроника»)

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Смотри, как я разогнался, аж дух захватывает , - насмехался Вась Васич. (По повести Т.Крюковой «Чародейка с задней парты»)

2)Вася принял его интерес за чистую монету и с радостью пояснил:

Никуда. Ускорители прикрепляются к ботинкам. Внутри трубок заложено топливо. Если запалить фитиль, топливо начинает сгорать, происходит преобразование тепловой энергии в механическую, и коньки набирают огромную скорость. (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

3) [Фамусов]: Вот рыскают по свету, бьют баклуши . Воротится, от них порядка жди.(А.С.Грибоедов. Горе от ума)

4)Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. (По В.П.Астафьеву)

Укажите номер предложения, в котором выделенное(ые) сочетание(я) слов являет(ют)ся ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ(АМИ).

1)Полные страданий, мудрости, улыбок, иронии, лукавства, гнева, живые, каким и не всякий человек может быть, книги замирают на полках. 14)И всё-таки они кричат . (По С.Л.Соловейчику)

2)И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтобы сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я. (По В.П.Астафьеву)

3) - Кто вас обидел, за что? Говорите, говорите, мы о людях день и ночь душой болеем . (А.Н.Толстой. Петр Первый)

4)Из-за кадки поднялась метла и внятно человеческим голосом произнесла : «Полетаем?» (По повести Т.Крюковой «Чародейка с задней парты»)

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Его слова прозвучали так, что даже Ася, изучившая его манеру говорить чепуху с серьёзной миной, приняла их за чистую монету (К.А.Федин. Необыкновенное лето)

2)…в дверях кабинета стоял Горький и, сморщившись, давился от беззвучного смеха .(По В.А.Рождественскому. Страницы жизни)

3)Он, брат, как видно, отличный парень и носа вовсе не задирает . (А.Н.Плещеев)

4)Долго мы ломали голову над тем, как бы перебросить на тот берег танки. (Б. Бычевский. Город-фронт)

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)И тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи. Она пришла в ярость , чувствуя запах медвежьей шубы…(По В.А.Рождественскому. Страницы жизни)

2)Если Профессор [Вовка Корольков ] был симпатичен Серёжке, то верзила Гусев попортил ему немало крови . (По фрагменту из книги Е. Велтистова «Приключения Электроника»)

3)Он [Алексей Мересьев ] перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда. Он добился главного, о чём так долго мечтал: он опять летал.(По Б.Н.Полевому. Повесть о настоящем человеке)

4)Егорушка… всё принимал за чистую монету и верил каждому слову… (А.П.Чехов. Степь)

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Он [А.С.Пушкин] терпеливо выслушал меня и сказал, что несколько примирился в эти четыре месяца с новым своим бытом, вначале очень для него тягостным; что тут хотя невольно, но всё-таки отдыхает от прежнего шума и волнения; с Музой живёт в ладу и трудится охотно и усердно. (По И.И.Пущину. Записки о Пушкине)

2)Солнце умывалось

3)Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. (Н.В.Гоголь. Мёртвые души)

4)Никто и ухом не ведет . (И.А.Крылов. Басня «Мыши»)

1)Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. (По Е.И.Осетрову. Живая Древняя Русь)

2)Неприятное осталось позади, а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. (К.Г.Паустовский. Скрипучие половицы)

3)А с умыслу он мухи не обидит . (И.А.Крылов. Слон на воеводстве)

4)Год проходит

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.

1)Мой господин во мне души не чает . (И.А.Крылов. Две собаки)

2)Не стареют лишь его книги . (По Б.Д.Челышеву. В поисках пропавших рукописей)

3)Через века дошли до нас мысли и чувства художника. (Е.О.Каменева. Твоя палитра)

4)Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно [милосердие] пригрелось , незаметно укоренилось . (По Д.А.Гранину. Из очерка «О милосердии»)

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)При этом никому не приходило в голову , что в истории неизвестен факт приезда из Италии в Москву никакого Колонны. (Г.П.Смолицкая. Занимательная топонимика)

2)Орфей любил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных . (По А.И.Немировскому. Мифы Древней Эллады)

3)Один только Гиляровский мог безнаказанно прихоть в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. Его никто не посмел бы тронуть пальцем . Лучшей охранной грамотой было его великодушие. (По К.Г.Паустовскому)

4)Взгляд мой остановился на часах. (По Л.Обуховой. Любимец века)

5.ОТВЕТЫ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.А.В.Жуков. Лексико-фразеологический словарь русского языка. М. ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003.

2.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

3.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4.Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский 1997

5.Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008

6.Н.С.Ашукин, М.Г.Ашукина. Крылатые слова. — М., 1960.

Фразеология является очень интересным разделом языкознания, привлекающим внимание как желающих освоить русский разговорный язык в совершенстве, так и опытных ученых, цель которых - изучить его вдоль и поперек.

В первую очередь фразеологизм - это сочетание слов, и, на первый взгляд, оно может ничем не отличаться от обычного. Однако особенностью фразеологизмов является то, что слова в них теряют свои индивидуальные лексические значения и являют собой новое смысловое целое. Так, словосочетание «смотреть фильм» считается простым, в то время как известные выражения «раз плюнуть», «водить за нос», «зарубить на носу» и многие другие называются фразеологическими или связанными. Значения фразеологизмов могут варьироваться в зависимости от ситуации и цели, которую преследует говорящий.

В большинстве случаев такие выражения закреплены в языке как результат постоянного и длительного употребления их носителями языка. Порой «возраст» фразеологизма может достигать и несколько столетий. Интересно, что предложения с фразеологизмами употребляются нами ежедневно, и порой мы не замечаем, как изрекаем такие словосочетания. Кроме того, одно и то же словосочетание может употребляться и как свободное, и как фразеологическое, что зависит от значения высказывания и контекста. К примеру, можно «закрыть глаза, засыпая» или же «закрыть глаза на ужасное поведение соседского ребенка».

Фразеологией называют совокупность фразеологизмов, то есть неделимых и целостных по значению выражений, которые воспроизводятся в виде готовых единиц речи. Предложения с фразеологизмами встречаются так часто, и природа таких выражений настолько разнородна, что возникла необходимость поделить их на определенные группы. Данная классификация основывается на происхождении и традициях использования в устной речи.

1) Словосочетания, позаимствованные из разговорно-бытовой лексики: «терять голову», «заговорить зубы», «на безрыбье и рак рыба» и так далее.

2) Словосочетания из узких, профессиональных областей употребления. К примеру, водители говорят «крутить баранку», железнодорожники привнесли в русский язык выражения «ставить в тупик», «зеленая улица», столяры любят выполнять работу «без сучка, без задоринки». Таких примеров существует очень много.

3) Словосочетания из литературы. Предложения с фразеологизмами из литературы встречаются особенно часто, и, как правило, это предложения с терминами из научного обихода или выражения из выдающихся произведений художественной литературы. В качестве примеров можно привести выражения «живой труп», «дело пахнет керосином» и другие. Среди примеров, позаимствованных из научной литературы, назовем такие сочетания: «цепная реакция», «довести до белого каленья» и другие фразеологизмы.

Примеры предложений с такими словами можно встретить в любом учебнике русского языка, а также в повседневной речи среднестатистического его носителя, однако они широко используются не только в разговоре, но и в других В каждом конкретном стиле употребление связано с тем, что они выражают.

Обычно предложения с фразеологизмами появляются там, где необходимо избежать сухости и шаблонности в общении. При этом нужно помнить, что «книжные» выражения отличаются торжественностью и поэтичностью, а для разговорно-бытовых словосочетаний свойственна ироничность, фамильярность или презрение. Так или иначе, но фразеологизмы делают нашу речь ярче, интереснее и выразительнее.

Русский язык столь мобилен и гибок, что позволяет использовать множество особенных речевых приемов: пословицы, поговорки, метафоры и многое другое. Отдельно хочется поговорить о том, что такое фразеологизм.

Фразеологизмами называют словосочетания, смысл которых способен украсить речь, придать ей особый эмоциональный оттенок. Фразеологический оборот неделим по смыслу, то есть имеет общее значение всех слов, входящих в него. Каждое слово в отдельности не несет подобной информационной нагрузки. Лучше рассматривать примеры с объяснением фразеологизма.

Вконтакте

Одноклассники

Конь не валялся

Обычная речь была бы сухой и менее эмоциональной, не будь в ней особенных лексических единиц - фразеологизмов . Например, можно сказать: «Я очень разозлился». А можно произнести таким образом: » Я был злой как собака». У слушающего в уме рождаются абсолютно разные ассоциативные образы. Образ злой собаки мозг воспринимает мгновенно, на уровне рефлекса. Сказывается жизненный опыт, накопленных в подсознании.

Или такой пример фразы: «я еще не начинал выполнять намеченную работу». Гораздо лучше звучит: «У меня еще конь не валялся». Для иностранца это понять — сущая головная боль! Какой конь и почему он не валялся? А русский человек мгновенно ухватывает суть проблемы говорящего.

Фразеологизм «одна нога здесь — другая — там» очень часто употребляется в речи. В буквальном смысле невозможно, чтобы ноги человека одновременно находились в разных местах! Но он означает, что говорящий уже в пути и мчится очень быстро и вот-вот окажется в нужном месте.

Интересное наблюдение. Фразеологические обороты порой снижают остроту восприятия негативного действия и усиливают позитивное.

Чье авторство?

Многие задумываются о происхождении устойчивых выражений . Авторов у фразеологизмов нет. Или так, авторы — народ. В процессе жизни, накопления опыта люди применяют свои знания, трансформируя их в новые формы.

Происхождение ярких оборотов речи связывают также с литературными и историческими фактами. Каждый имеет представление о подвигах Геракла, а в частности, об одном из них — как быстро силач сумел очистить конюшни царя Авгия. Герой проявил находчивость, справился быстро с непомерно сложным делом. Выполнил, казалось бы, невозможное! Вот и повелось в народе говорить: «Пойду разгребать авгиевы конюшни…» Или: «Какой молодец, почистил авгиевы конюшни!»

Помимо «валяющегося коня» интересен оборот о «зарытой собаке» . Пример: «Так вот, где собака зарыта!» Это значит, что наконец-то нашлось решение проблемы или вопроса, которые долго не давали покоя. Тема происхождения крылатых выражений с данным животным весьма популярна. Известны истории собак, могилы которых служили некой памятью для их хозяев (были затеряны, а потом находились).

Всем, кто заслужил наказание, в русской речи «всыпают по первое число». Это пришло из школы, когда учеников пороли розгами. Наказание было действенным и ученик вел себя хорошо до начала следующего месяца учебы (до 1 числа).

Пройдемся по фразеологизмам

Представляем небольшой список оборотов речи для ознакомления . Они наиболее часто употребляются в отношении конкретного человека:

Фразеологизмы в предложениях

Также существует множество других крылатых фраз . Интересно рассмотреть примеры.

  1. Пришло время «умывать руки». Это предложение значит, что настал момент отстраниться от проблемы, обозначить свою непричастность к ней.
  2. В жизни он любил «плыть по течению». Герой пассивен и жил по воле обстоятельств, никак им не сопротивляясь.
  3. Забот у меня — «пруд пруди». Имеется очень много дел.
  4. В гости приезжала родня — «седьмая вода на киселе». Тут степень родства очень размыта, нет возможности разобраться кто — кому и кем приходится.
  5. Женился по принципу «с лица воду не пить». Это печальная история, здесь попытка полюбить внутренний мир человека, подразумевая что с внешностью не все в порядке.
  6. Увидимся «после дождичка в четверг». Это предложение имеет значение: не увидимся никогда, а еще показано пренебрежительное отношение к человеку.
  7. В своих рассказах он любил «нагнетать атмосферу». Тут говорится о человеке, который явно преувеличивает сложности и ужасы событий в своих повествованиях, накаляя обстановку.
  8. Уехали домой «несолоно хлебавши». Значение фразеологизма: пришлось вернуться без заработка, прибыли или иного результата, ранее задуманного.

Приведенные примеры показывают, как ярко, коротко и емко фразеологизмы способны характеризовать некоторые ситуации. Также они добавляют речи оттенки звучания, смысловые акценты. Происхождение может не играть роли. Причем лексическое значение фразеологизмов цельное, воспринимается как короткий сигнал ассоциативного ряда, сохраненного в памяти человека.

О труде

Поговорим о фразеологизмах, в которых упоминается работа или профессия . О труде люди много сочинили поговорок, басен и других лексических форм. Приведем примеры фразеологизмов и их значений.

Фразеологизмы детям

Работа и знакомство с фразеологизмами начинается уже в школе . Детей учат понимать устойчивые выражения и уметь объяснять их. Младшие школьники практикуются на уроках родной речи строить высказывания с использованием фразеологических оборотов. Таким образом обогащают словарный и лексический запас знаний. Ребята учатся объяснять фразеологизмы одним коротким словом или связанным словосочетанием.

Фразеологизмы достаточно просты для понимания и запоминания, согласно возрасту детей младшей школы. Рассмотрим примеры:

  • рот на замок (замолчать);
  • держать язык за зубами (хранить тайну);
  • не верить своим ушам (удивиться услышанному);
  • клевать носом (засыпать);
  • водить за нос (обманывать);
  • лететь сломя голову (быстро бежать) и другие.

Использование фразеологизмов в начальной школе способствует развитию у них «чувства языка» , присущее русскому человеку. Формирует образность мышления, скорость создания мыслеформ. Афоризмы составляются по картинкам или идет работа с текстами.

На уроках русского языка учащиеся выполняют письменные задания, в которых заменяют фразеологизм одним словом (вставляют пропущенное слово).

На уроках литературного чтения учатся сопоставлять образы сказочных героев с фразеологическими оборотами. например, Емеля — «лежит и в ус не дует» .

Изучая математику, разбирают устойчивые словосочетания: «квадратная голова», «от горшка два вершка» и другие.

В различных сферах деятельности, областях знаний, жизненных ситуациях применимы фразеологические обороты. Главное — понимать их значение ! Настоящий ценитель русского языка обязательно использует крылатые выражения в своей речи как для собственного удовольствия (создаст картинку), так и для «красного словца».

Новое на сайте

>

Самое популярное