Домой Ягоды Занзибарская побудка или Английские не-"Варяг" и не-"Кореец". Кёнигсберг - играбельность крейсера в целом Крейсер кенигсберг первой мировой

Занзибарская побудка или Английские не-"Варяг" и не-"Кореец". Кёнигсберг - играбельность крейсера в целом Крейсер кенигсберг первой мировой

Данная работа, выполненная в форме справочника,является единственной в своем роде и не имеет аналогов в России. В ней впервые в нашей стране обобщены основные сведения о боевых кораблях основных классов специальной постройки, привлекавшихся для решения боевых задач на море в интересах ВМС Германии. Для крупных надводных кораблей и подводных лодок наряду с основными тактико-техническими элементами приведены основные моменты их боевой деятельности в годы войны. При этом особое внимание уделено ведению боевых действий против ВМФ СССР и в оперативных зонах советских Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Последнее принципиально отличает данный справочник от других аналогичных работ, как у нас в стране, так и за рубежом, и позволяет наглядно увидеть реальный ущерб, нанесенный германским флотом советскому и наоборот.

Разделы этой страницы:

2.3.7. Легкие крейсера типа "Кенигсберг’

Всего было построено три корабля данного типа: "Кенигсберг", "Карлсруэ" и "Кельн". Это были первые в германском, да и в мировом военном судостроении, крейсера с комбинированной главной энергетической установкой и трехорудийными башнями главного калибра. Основные элементы этих кораблей приведены в табл. 2.8.

"Кенигсберг" ("Konigsberg")

В 1925 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене под литерным обозначением "В". 26.03.27 г. спущен на воду и получил наименование "Кенигсберг", 17.04.29 г. вступил в строй.

В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, входя в третий отряд кораблей, предназначенный для захвата Бергена, где получил повреждения от огня норвежской береговой артиллерии. 10 апреля 1940 г. во время устранения полученных накануне повреждений потоплен в Бергене британской авиацией, погибло 18 человек.


Легкий крейсер "Лейпциг”, 1933 г.



Легкий крейсер "Лейпциг”, 1940 г.



Легкий крейсер "Кенигсберг", 1930 г.

"Карлсруэ" ("Karlsruhe")

В 1926 г. заложен на верфи фирмы "Дейче-Верке" в Киле под литерным обозначением "С". 20.08.27 г. спущен на воду и получил наименование "Карлсруэ”, в ноябре 1929 г. вступил в строй.

" К моменту начала второй мировой войны находился в ремонте на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене. В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, возглавляя четвертый отряд, предназначенный для захвата Кристиансанда и Арендаля. 9 апреля, возвращаясь нз Кристиансанда в базу, торпедирован британской пл "Труант", но остался на плаву, погибло 11 человек. Из-за невозможности буксировки потоплен двумя торпедами германского миноносца "Гриф".

"Кельн" ("Koln")

В 1926 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене под литерным обозначением "D". 15.01.30 г. спущен на воду и получил наименование "Кельн", 23.05.28 г. вступил в строй.

В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, возглавляя третий отряд кораблей, предназначенный для захвата Бергена. В сентябре 1941 г. входил в состав "Балтийского флота", созданного для предотвращения прорыва советских кораблей в Швецию для интернирования. 6 августа 1942 прибыл с Балтики в Нарвик, а в начале февраля 1943 г. вернулся в Германию.

1 января 1945 г. подорвался на мине. 30 марта поврежден во время налета британской авиации на Вильгельмсгафен и сел на грунт, но свою артиллерию использовал до 2 мая. В 1946 г. разобран на металл.

Ну так вот. Сегодня мне повезло ещё больше. Я домучил Колорадо и мне дали Огневого.

Впечатления по кораблю не самые радостные. Да, он понравился мне чуть больше, нежели Кёнигсберг. Но не всё так радужно.

Общее впечатление - Кёнигсберг-эсминец. Так же мало с залпа наносится фугасами, манёвренность "так себе", чуть получше баллистика, так же часто убиваются машинка и рули.

Баллистика и точность - к ней претензий нет. Снаряды ложатся кучно, но при этом и не в "одну точку". Баллистика для ЭМ вполне приемлима - на 12 км снаряд летит чуть меньше восьми секунд. Но: я не обнаружил так называемого "коридора инвиза". Если я стреляю - я по любому свечусь.

Орудия и Снаряды.Вот тут наши подкачали. Помню, месяца три назад на Николасе мне удавалось делать 30000 ОФ, 10000 пожарами, ещё 30000 торпедами... И это всё было по линкорам... Эх, были времена. Ну так вот. Этот Огневой Осколочно-Фугасными снарядами почти не наносит урона. То бишь тысяч 5-7 из линкора выбить можно(1000 за залп), а дальше - пустота. По крейсерам также выше определённого значения урон проходить перестаёт. Эсминцы - 1500 за залп явно не то, что я ожидал. С ББ всё гораздо лучше. С одной стороны - оно пробивает Линкоры(не в основной бронепояс, конечно, но всё же), на 10+км через надстройки заходит в цитадель Омахи, активно дамаджит уже потрёпанные тяжёлые крейсера, но... Оно почти не бьёт в цитадель стоящие ровно бортом к тебе корабли на дистанции 7+ км. А ближе подходить - самоубийство. Скорость поворота и живучесть орудий также оставляют желать лучшего. (кстати, у меня в каждом бою убивали единственную установку ПВО крупного калибра) Заднее орудие умирает раз в три боя, переднее, на удивление, ни разу не критовали. Каждое попадание в орудие ГК с вероятностью 60-70% убивает его.

Скорость и манёвренность - даже у Николаса скорость лучше, чем у Огневого.(кстати, с удивлением обнаружил, что ВГ апнуло скорость перекладки рулей эсминцам. Ни в одном описании к патчам я этого не видел.) про манёвренность также лучше не говорить - 680 м циркуляции и 4 секунды перекладки рулей как-то многовато для ЭМ. Но для того, чтобы маневрировать хватает.

Бронирование и живучесть модулей - Очень часто улетают машинка и рули. Орудия ГК и установки ПВО также долго не живут. А с торпедами, на удивление, всё в порядке) Переодически выводит из строя склады боеприпасов, но детонаций пока не было.

ПВО - его почти что нет. Да, у нас урон в секнду на 2 км в районе 60, есть и дальнобойное 76-мм орудие, но на шестом уровне это мало. Сбивать самолёты оно сбивает, но раз в 10-15 секунд.

Торпеды - мы обладем очень быстрыми, но не дальнобойными торпедами. Урон с борта меня радует, Линкоры 6- уровня забирает целых. Реализовать удаётся, но редко. Авианосец забрать, на линкор, не обращающий на тебя внимания, спикировать. К сожалению, чтобы докинуть их до идущей к тебе чётко носом Аобе(один из самых быстрых крейсеров в игре), надо подходить почти на семь километров. Николас в этом плане радовал больше - там торпеды шли медленней и дальше, можно было на ход кидать из инвиза.

В среднем за бой у меня было 10-15 тысяч фугасами, столько же ББ-шками, тысяч пять пожаров. Остальное - торпеды, одна-две за бой. В итоге - не так много урона для пятого уровня, и то, чтобы такое выбить, надо из кожи вон лезть.

Перки - вот тут у меня возник вопрос. Либо действительно, как предложил Vader_Kerensky, ставить маскировку для увеличения "коридора инвиза" и молить Посейдона, чтобы на этом фланге не было ЯпЭМ, но тогда не хватает очков для двух "четвёрок". Либо всё-таки увеличивать коридор стрельбы за счёт УОП в ущерб эффективности. Как по мне - так оба варианта комфортны, так как:

1) по маневрирующему Эсминцу на расстоянии 9+ впринципе мало кто стреляет, о проценте попаданий вообще молчу. А в первом варианте на сдачу можно взять ещё пару перков второго уровня, например АртТревога или Мастер торпедного вооружения.

2) Но с другой стороны во втором варианте мы тоже получаем кучу полезных, но дорогих навыков: Взрывотехник, Из последних сил. И без первого, например, мне трудно представить, как наносить урон Линкорам. Да и коридор стрельбы значительно выше, нежели в первом.

А, и третий перк - всё-таки индентант. На Огневом у меня появилась вредная привычка жить долго. А так как мы АртЭсминцы, то дымы и фосаж(даже неголдовые) лишними не бывает.

Крейсер «Кёнигсберг» оказался в такой же ситуации, как и «Эмден» только в Восточной Африке - один против всего мира. Капитаном «Кёнигсберга» был капитан 2-го ранга фон Лооф. Он был эльзасцем и родился там через три года, как Эльзас перешёл от Франции к Германии в результате франко-прусской войны. Эльзас много раз переходил от Франции к Германи и обратно. Сейчас это, кстати, территория Франции, в годы Первой мировой войны - Германии. Эльзасцев в Германии не считали французами, но и не считали немцами. Но для фон Лоофа так вопрос не стоял - Германию он считал своей Родиной. У побережья Восточной Африки, в отличии от Юго-Восточной Азии, где воевал Эмден, не так много островов и укрытий для одинокого крейсера, а точнее, их нет совсем. Вечером, перед началом Первой мировой войны «Кёнигсберг» удрал из Дар-эс-Салама от англичан и французов, чтобы начать войну.

Опустим период, когда Кёнигсберг топил торговые суда англичан, а начнём с этого - в один момент у крейсера сломался двигатель. Места, где крейсер мог бы встать на стоянку и заняться ремонтом не было в округе миль на 1000. Может быть на 5000 - не важно. Зато была неисследованная дельта реки Руфиджи. Фон Лооф смело заводит в один из 12-ти крупных рукавов Руфиджи «Кенигсберг» и уходит по нему вглубь континента миль на 10. Там, разобрав двигатель, становится понятно, что в «полевых условиях» его не починить, а ближайшая мастерская, где можно сделать ремонт многотонному двигателю, находится в Дар-эс-Саламе, что в 120 километрах от дельты Руфиджи.

Это не смущает фон Лоофа. Он приказывает срубить самые крупные в округе кокосовые пальмы и из их стволов делают гигантские сани-салазки. На эти сани грузят многотонный двигатель от крейсера и запчасти к нему. В сани «запрягают» 200 нанятых туземцев и они волокут этот груз 120 километров в Дар-эс-Салам. Там двигатель чинят и его на тех же санях, опять 120 километров, туземцы тянут обратно. За это время англичанам неимоверными усилиями удалось обнаружить стоянку «Кёнигсберга», но только на приблизительном уровне - по документам, точное место было неизвестно, потому что и Лооф не сидел сложа руки - моряки замаскировали корабль так, что его не видно было даже с земли, подняли из трюмов запасные орудия и пулемёты и создали в устье Руфиджи настоящий укрепрайон - на берегах стояли корабельные орудия, пулемётные гнёзда и всё это было опутано сетью телеграфных проводов.

Англичане сильно боялись, что Кёнигсберг сможет уйти по лабиринтам каналов и речушек обратно в океан (они не знали ещё про поломку двигателя и что у крейсера нет угля), а потому стянули сюда весь флот, который был в районе. Им приходилось патрулировать зону в 64 мили устья Руфиджи и 400 миль всего района, чтобы не дать уйти Кёнигсбергу. С этого момента все английские и союзные корабли здесь. Поскольку англичане не знали, где именно находится корабль, то на маленьких кораблях английские солдаты двинулись в устье массовым десантом - так они узнали, что все берега устья уже представляет из себя отличный укрепрайон с береговыми орудиями и косящими намертво пулемётами.

Чтобы Кёнигсберг не сбежал, англичане топят на фарватере одного из рукавов угольный заправщик - ненужный пароход и начинают его охранять - чтобы немцы не расчистили заново фарватер. Но очень скоро выяснилось, что жертва заправщиком была напрасной - рукавов здесь миллион плюс один и Кёнигсберг сможет выйти в море по любому из них.

Во всём мире был один единственный человек, говорящий на одном из европейских языков, который был в устье Руфиджи и знал как там всё устроено - это знаменитый охотник и путешественник Преториус. Английский линкор срывается с места и начинает искать по всему миру этого Преториуса, его находят где-то на краю света, в условной Патагонии, и тащат в Восточную Африку. На борту английского флагмана он получает задание провести разведку и дать точные координаты Кенигсберга в этих малярийных болотах и каналах. Преториус выполняет задание и дает англичанам точные координаты корабля и промеркой глубины устья Преториус докладывает - судя по осадке Кенигсберга на нём совсем нет угля.

Лооф, заметив, что английские снаряды стали ложиться ближе к кораблю, заводит отремонтированный двигатель и… уходит ещё на 8 миль дальше по устью этой реки. Англичане выписывают с Острова самолёт с лётчиком. Самолёт летит в разведку и… ничего не может обнаружить. После третьего рейса пилоту удаётся обнаружить место новой стоянки Кёнигсберга, но его сбивают. К месту падения устремляются с трёх сторон шлюпка английских моряков, шлюпка немецких моряков и стадо крокодилов - в заплыве на скорость побеждают англичане. Лётчик даёт английскому адмиралу точное место новой стоянки Кёнигсберга, но адмирал не верит. Невозможно так далеко уйти крейсеру по такому мелкому и узкому руслу.
Выписывают ещё один самолет и лётчик летит уже вместе с адмиралом - адмирал убеждается, что лётчик был прав, но что делать непонятно - уже несколько месяцев вся английская эскадра не может выковырять из этих болот один немецкий крейсер.

Тем временем в Адмиралтействе в Лондоне вспоминают, что по заказу правительства Бразилии для патрулирования рек Ориноко и Амазонки они строили два монитора - осадка 1,5 метра, броня и очень хорошие пушки. Бразильцы ещё не успели выкупить эти мониторы и из Лондона летит через океан приказ - доставить мониторы в Дар-эс-Салам! И мониторы с 1,5 метровой осадкой опять прутся через океаны к побережью Восточной Африки.

Тем временем на помощь Кёнигсбергу из Германии летит по морю угольный заправщик под датским флагом замаскированный под лесовоз. Он прорывается через три кольца английской морской блокады в Европе, через океанские бури и шторма и вот он уже возле устья Руфиджи. Тут его подбивают, но моряки поджигают лес на верхней палубе, который маскировал груз. Англичане видя огромный столб пламени считают, что с заправщиком дело конченное, уходят, а немцы сбрасывают горящий лес в океан, что-то тушат и перегружают оружие, пушки и патроны на шлюпки и увозят всё на Кёнигсберг.
Но вот уголь на Кенигсберг не перегрузить и Лооф готовится к последнему бою - Кёнигсберг обречён.
На разъездной параходик «Вами» немцы устанавливают торпедные аппараты, чтобы из них уничтожить мониторы, но «Вами» при выходе из устье выбрасывает на скалы. Тогда Лооф вычисляет, что мониторы поднимутся по устью только до островка и устраивает там сеть коррекционных пунктов и площадок.
На следующий день мониторы подходят к устью поднимаются только до островка и там их встречает шквальный огонь береговых батарей - датский параходик помог - а англичане думали, что береговые укрепления уже подавлены. Через день мониторы всё-таки входят в устье, но поднимаются опять только до островка, где их накрывает точный огонь шести орудий с Кёнигсберга. Один монитор повреждён точным попаданием под ватерлинию и англичане отступают.
На третий день мониторы сначала подавили немецкие позиции корректировки огня у острова, а потом начали обстрел крейсера. Из 635 выстрелов с мониторов в Кёнигсберг попало 6. Первым же выстрелом убило двух отважных немцев - Хельффериха и Аппеля. Они прибыли на Кёнигсберг пару недель до штурма, проделав полный опасности путь на шлюпке под парусом от Мозамбика.

Но от 6 попаданий Кёнигсберг уже представляет из себя кучу железа, которая всё же ещё сопротивлялась. Чтобы повысить точность попаданий, англичане устраивают в океане учения по взаимодействию самолёта и мониторов - самолёт корректирует огонь, а мониторы лупят. И на четвёртый день оба монитора входят в устье Руфиджи при поддержки авиации - одного самолёта англичан. На этот раз сразу оба монитора получают по точному попаданию от немцев, причём такие, что один из них так и не сдвинулся с места, а другой час отстреливался стоя на якоре, пока шёл ремонт. И потом всё же двинулся к немецкому крейсеру.
К середине дня с Кёнигсбергом было покончено. Англичане ушли. А Лооф на следующий день вернулся на искорёженный крейсер. Были сняты все орудия, забраны боеприпасы и немцы устроили следующий укрепрайоны уже на озере Танганьика и в Дар-эс-Саламе. Война продолжалась. Но это уже другая история о которой позже. Кёнигсберг запертый без угля в болотах устья реки Руфиджи сковывал на себя всю английскую и союзную эскадру в течении чуть более восьми (!!!) месяцев.

Возвратившись в Северное море, крейсер принял участие во втором сражении у Гельголанда 17.11.1917. Единственное, чем отличился "Франкфурт", был торпедный залп по британским крейсерам, который, однако, не принес успеха. Это было последнее боевое столкновение "Франкфурта". После заключения перемирия крейсер интернировали в Скапа-Флоу. 21.6.1919 во время затопления кораблей Флота Открытого моря он все же был спасен англичанами.

В июле 1919 г. его передали США. После перехода через океан и изучения конструкции корабля американцы решили использовать его для проведения опытов по авиационным бомбардировкам. 18.7.1921 во время очередной бомбежки "Франкфурт" затонул у мыса Генри на побережье штата Вирджиния.

Гибель корабля засняли, и сейчас эти кадры пользуются большой популярностью у кинематографистов, которые почему-то выдают их за Ютландский бой или же вообще за любые сражения первой, а иногда и второй мировой войны.

Легкий крейсер “Кенигсберг”

Тип "Кенигсберг"

Программа 1913 года[* Все корабли этой серии названы в честь крейсеров, погибших в войне.].

Водоизмещение: 5440 т (проект), 7125 т (полное).

Размерения: 151,4x14,3x6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 12 котлов (10 угольных, 2 нефтяных).

Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.Запас топлива: уголь – 1340 т, нефть – 500 т.

Дальность плавания: 4850 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип "Магдебург".

Вооружение: см. тип "Висбаден".

Экипаж: 475 человек (17 офицеров, 458 матросов).

"Кенигсберг" Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1914 г., спущен 18.12.1915, вошел в состав флота 12.8.1916. Был включен во вторую разведывательную группу.

Первой крупной операцией крейсера стало участие в захвате Моонзундских островов. "Кенигсберг" прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт, но в боях с русскими кораблями участия не принимал. 17.11.1917 участвовал во втором сражении у Гельголанда. Получил попадание 380-мм снарядом с новейшего британского линейного крейсера "Рипалз". Снаряд пробил все три дымовые трубы "Кенигсберга" и через верхнюю палубу проник в угольную яму, выдавил ее внутреннюю переборку, взорвался там и произвел пожар. Крейсеру удалось выйти из боя и добраться до базы. После ремонта он вернулся в состав флота, но война вскоре завершилась. 20.7.1920 в Шербуре "Кенигсберг" был передан Франции и до 1933 г. входил в состав ее флота под названием "Метц". В 1936 г. разобран на металл в Бресте.

"Карлсруэ" Построен на военно- морской верфи в Вильгельмсхавене. Заложен в 1915 г., спущен 31.1.1916, вошел в состав флота 23.12.1916.

В составе второй разведывательной группы принимал участие в операции по захвату Моонзундских островов и во втором сражении у Гельголанда. После заключения перемирия "Карлсруэ" был интернирован в Скапа-Флоу и 21.6.1919 затоплен экипажем. Поднят в 1962 г. и разобран на металл.

"Эмден" Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1914 г., спущен 1.2.1916, вошел в состав флота 16.12.1916. Был флагманом флотилии эсминцев.

Наружный вид легких крейсеров типа “Кенигсберг” (1918 г.).

Принимал участие в захвате Моонзундских островов. В полдень 11.10.1917 в составе главных сил "Эмден" взял курс на север. Крейсер шел в кильватер флагманскому линейному крейсеру "Мольтке", а вслед за ним двигались линкоры четвертой бригады под командой вице-адмирала Сушона. 12.10.1917 "Эмден" вместе с лучшим линкором Германии "Байерн" сокрушал батарею на мысе Тоффри. Но "Байерн" вскоре подорвался на мине и отошел. В этот же день крейсер оказал помощь своим миноносцам и тральщикам, которые были атакованы русскими миноносцами "Генерал Кондратенко" и "Пограничник".

Позднее "Эмден" вступил в бой с русскими кораблями, которые препятствовали прорыву немецких эсминцев на Кассарский плес. После двухчасовой перестрелки немцы отошли. 13-14 октября "Эмден" вместе с линкором "Кайзер" вел бой с русскими кораблями, в ходе которого был потоплен русский миноносец "Гром". После захвата Моонзундских островов крейсер перевели в Северное море.

11.12.1917 "Эмден" обеспечивал переход второй флотилии эсминцев, направленной для нападения на скандинавские конвои. После удачного рейдерства эсминцы снова были встречены крейсером.

После заключения перемирия корабль интернирован в Скапа-Флоу. Во время "великого затопления" 21.6.1919 его вытащили на мелководье, и он остался цел. 11.3.1920 был передан Франции, но из-за плохого технического состояния в состав ее флота не входил, а использован после изучения конструкции для испытаний. В 1926 г. разобран на металл.

"Нюрнберг" Построен на заводе "Хавальдсверке" (Киль). Заложен в 1915 г., спущен 14.4.1916, вошел в состав флота 15.2.1917.

В составе второй разведывательной группы участвовал в Моондзундской десантной операции. Сопровождал четвертую транспортную группу, прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт. Во втором Гельголандском сражении являлся флагманом второй разведывательной группы, активно поддерживал соединение тральщиков.

После заключения перемирия интернирован в Скапа-Флоу. Во время самозатопления Флота Открытого моря был вытащен на отмель. Впоследствии передан Великобритании и использовался для различных опытов и в качестве мишени. 7.7.1922 затонул у острова Уайт.

Легкий крейсер “Кельн"

Тип "Кельн"

[* Крейсера этого типа строились для восполнения военных потерь. Планировалась достаточно большая серия, но в строй вошли только два крейсера. Они стали последними крейсерами кайзеровского флота.].

Водоизмещение: 5620 т (проект), 7486 т (полное).

Размерения: 155,5x14,3x6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 14 котлов (8 угольных, 6 нефтяных).

Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.

Запас топлива: уголь – 1100 т, нефть – 1050 т.

Дальность плавания: 5400 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип “Магдебург”

Вооружение: 8 – 150-мм, 3 – 88-мм (зениты.), 4 ТА – 600-мм (палубн.), 120 мин заграждения.

Наружный вид легких крейсеров типа “Кельн" (1918 г.).

"Кельн" Построен на верфи "Блом унд Фосс" (Гамбург). Заложен в 1915 г., спущен 5.10.1916, вошел в состав флота 17.1.1918. Первым командиром был капитан 2 ранга Эрих Редер – будущий главнокомандующий Кригсмарине. Крейсер активного участия в боевых действиях не принимал. Совершил несколько выходов на патрулирование и для сопровождения подводных лодок. После заключения перемирия интернирован в Скапа- Флоу. 21.9.1919 затоплен экипажем.

"Дрезден" Построен на заводе "Ховальдсверке" (Киль). Заложен в 19*16 г., спущен 25.4.1917, вошел в состав флота 28.3.1918. Активного участия в боевых действиях не принимал. Интернирован в Скапа-Флоу. Затоплен экипажем 21.6.1919.

Недостроенные крейсера типа "Кельн" и их судьба

Название Первичное название Верфь Заложен Спущен Разобран
"Висбаден" "Нюрнберг" "Вулкан" (Штеттин) 1916 3.03.1917 1920
"Магдебург" "Магдебург" "Ховальдсверке" (Киль) 1916 17.11.1917 1922
"Лейпциг" "Лейпциг" "Везер" (Бремен) 1915 28.01.1918 1921
"Росток" "Майнц” "Вулкан" (Штеттин) 1915 6.04.1918 1922
"Фраунлоб" "Кенигсберг" Военно-морская"верфь (Киль) 1915 16.10.1918 1921
- "Кельн" "Везер" (Бремен) 1915 - 1921
- "Эмден" "Везер” (Бремен) 1915 - 1921
- "Карлсруэ" Военно-морская верфь (Киль) 1916 - 1920

Новое на сайте

>

Самое популярное