Домой Болезни и вредители Подобрать однокоренные слова к слову задание. Словарик однокоренных слов. Учащимися подбором родственных

Подобрать однокоренные слова к слову задание. Словарик однокоренных слов. Учащимися подбором родственных

В статье изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу автора, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Данилишина А.В., учитель-логопед МДОУ д/с комбинированного вида №8 «Теремок» Московская область, город Подольск

Аннотация:

Изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу авторов, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дисграфия, нарушения речи, родственные слова.

Актуальность статьи обусловлена увеличением количества детей с на-рушениями речи и необходимостью проводить целенаправленную работу по профилактике дисграфии у дошкольников.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5-6-летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования и подбора родственных слов.

Упражнения с родственными словами играют огромную роль в развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а потом и осознанию состава слова. Основная цель работы по подбору родственных слов заключается в том, чтобы научить ребёнка подбирать родственные однокоренные слова в доступных для его возраста пределах. Этот важнейший вид работы подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем невозможно будет научиться применять на практике грамматические правила.

Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также закреплять пройденный материал дома с родителями.

Нами разработана и эффективно используется на практике следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:

  • занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие рас-крыть тему в доступной для детей форме
  • наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте
  • упражнения в определении родственных слов в тексте
  • упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор

Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов) .

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников» . Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Знакомство детей с понятием «родственные слова» можно начать с про-чтения стихотворения:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Слова, как родные, похожи чуть – чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Предлагаем примерные игры и задания

1. Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима» ) .

На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .

2. Д/и «Доскажи словечко»

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком – на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег) .

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом) .

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

5. Д/и «Объяснялки»

Объясните, почему так называется

Рыболов (рыбу ловит)

Листопад (листья падают)

Пчеловод (пчёл разводит)

Ледоход (лёд ходит, идёт)

Землекоп (землю копает)

Самокат (сам катается)

Пешеход (пешком ходит)

Вездеход (везде ходит)

Ледокол (колет лёд)

Самосвал (сам сваливает)

Лесоруб (лес рубит)

Паровоз (возит с помощью пара)

Трубочист (трубы чистит)

Самолёт (сам летает) и т.д.

6. Д/и «Скажи одним словом»

Придумай одно слово вместо двух

Снег чистит – (снегоочиститель)

Канавы копает – (канавокопатель)

Трубы укладывает – (трубоукладчик)

Сам ходит – (самоход)

Землю роет – (землеройка)

Пыль сосет – (пылесос)

Снег падает – (снегопад)

Листья падают – (листопад)

Сам варит – (самовар)

Сам летает – (самолет)

Лес рубит – (лесоруб) и т.д.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки – в сосняке,

А ели и ёлочки – в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами – подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил –

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас – потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.

Построенная по такому принципу строгая система заданий и упражнений позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами. Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова. Речь ребенка становится богаче и выразительнее.

Таким образом, решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования родственных слов, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова, закладывается основа для орфографически-грамотного письма.

Список литературы.

  1. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2.– М.: «Баласс» , 1999. – 144 с.
  2. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические уп-ражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. Выпуск 1. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМи Д, 2004. – 24 с.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и граммататического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: «Союз» , 2001. – 224 с.
  4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 112 с.

Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.


Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима - зимы - зимушка - зимний - зимовка - зимующий.

Огород - ...

Цветок - ...

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ

Как научится подбирать родственные слова?

Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

  1. Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
  2. Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например:
    • садовник - сад - садовый (однокоренные слова);
    • садовник - садовники - садовнику (формы одного и того же слова).
  3. Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
  4. Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
    • водить - водитель - водительский.
    Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
  5. Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:
    • бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.
  6. Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом. )
  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина ).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
    ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ:
    е / и замереть - замирать п / пл лупить - луплю
    о / а спросить - спрашивать б / бл любить - люблю
    е / о (ё) петь - пою в / вл ловить - ловлю
    я / им снять - снимать м / мл кормить - кормлю
    а / ин сжать - пожинать з / ж узкий - уже
    ов / у ковать - кую ц / ч столица - столичный
    е / у (ю) клевать - клюю д / ст сладкий - сласти
    о / ноль звука сон - сна т / с цветы - цвести
    о / ноль звука сон - сна т / к пустить - пускать
    е / ноль день - дня ст / щ густой - гуща
    о / ы / у сохнуть - засыхать - сухой х / ш глухой - глушь
    о / ы / ноль звука посол - посылать - послать т / ч / щ светить - свеча - освещение
    и / й / ей лить - лью - лей д / ж / жд водить - вожу - вождение
    и / й / ой бить - бью - бой с / ш высокий - выше
    к / ч / ц кулак - кулачок - кулацкий
    г / ж / з друг - дружба - друзья
  • В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
  • Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
  • Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
  • В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода ).
  • Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил - написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
  • В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.

В помощь школьникам и учителям небольшой словарик однокоренных и родственных слов:

корень -бел-

белить
белобрысый
белозубый
белок
белолицый
белолобый
белоручка
белорыбица(значение: рыба семейства сиговых)
белохвостый
белошвейка(значение: швея, шьющая бельё)
белуга (значение: крупная рыба семейства осетровых)
белужий
белый
побелка

корень -берёз-

березина (значение: река Березина – один из основных притоков Днепра)
березняк (значение: берёзовый лес, роща)
берёза
берёзин
берёзка
берёзкин
берёзовый
берёзонька
берёзонькин
берёзочка
берёзушка
подберёзовик(значение: съедобный трубчатый гриб с коричневато- чёрной шляпкой)

корень -бой

боевик
боевитость
боевой
боеголовка
боеприпасы
боеспособный
боец
бойница
бойня
бойцовский
бойцовый
боёк

корень -бол-

болезненный
болезнь
болельщик(значение: любитель наблюдать спортивные состязания)
болеть
болеющий
больница
больничка
больничный
больно
больной
болячка
заболевание
заболеть
переболеть

корень -брат-

братан
братание
братец
братик
братишка
братия
браток
братск
братский
братство
по-братски
собрат

корень -бук-

азбука
азбучный
буква
буквальный
букварик
букварный
букварь
буквенный
буквоед
букинист
буковка

корень -весел-

веселить
веселиться
весело
веселье
весельчак
веселящийся
веселёшенька
весёленький
весёлость
весёлый
повеселеть
повеселиться
развеселить
развесёлый

корень -весн-

весенний
весна
весной
веснушечка
веснушки
веснушчатый
веснянка (значение: 1.Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны; 2.Небольшая светло-серая бабочка с прозрачными крыльями)
весняночка
вешний (значение: весенний, вешние воды или весенние воды)
по-весеннему

корень -вод-

вода
водица
водичка
водный
водовоз
водоворот(значение: место в реке, море, в котором течения образуют вращательное)
водолаз
водопад
водопой
водопровод
водохлёб
водоём
водянка(значение: при некоторых болезнях скопление жидкости)
водяной
движение
наводнение(значение: затопление суши водой, выступившей из берегов)
паводок(значение: поднятие уровня воды в реках, водоёмах в результате ливней, быстрого таяния снега)
подводник
подводный

корень -вороб-

воробей
воробейчик
воробышек
воробьиная
воробьиха
воробьишка
воробьята
воробьятник(значение: 1.Домик для птиц; 2.Малый ястреб (перепелятник) )
воробьёнок

корень -ворон-

ворон
ворона
вороний
воронушка
вороньё
воронята
воронёнок
воронёночек
проворонить

корень -голов-

главный
голова
головастик(значение: 1.Хвостатая личинка; 2.О том, у кого большая голова)
головища
головка
головной
головоломка(значение: трудная загадка, задача)
головомойка
головонька
головорез
головотяп
головушка
головёнка
заглавие
заголовок
оглавление
поголовно
трёхголовый

корень -голод-

впроголодь
голод
голодание
голодать
голодающий
голодно
голодный
голодовка
голодуха
изголодаться

корень -голос-

гласность
гласный
голосина
голосистый
голосить
голосишко
голосище
голосование
голосовать
голосовой
голосок
огласка
подголосок
согласный

корень -гор-

горе
горевать
горемыка
горемычный
горестный
горесть
горькие (слёзы)
горюн
горюшко
пригорюниться

корень -грач-

грачата
грачик
грачиный
грачиха
грачишка
грачище
грачовник (значение: гнездовье грачей)
грачонок

корень -груз-

гружёный
груз
грузило
грузить
грузный
грузовик

отгружать
перегрузка
погрузка
разгрузить

корень -гус- (Гусь)

гусак гусиный
гусыня
гуськом
гусята
гусятница
гусёнок
гусёночек

корень -гус- (Гусли)

гусельки
гусляр
гуслярный (перезвон)
гуслярский (наряд)

корень -двор-

дворец
дворецкий(значение: в богатом доме старший слуга, заведующий хозяйством и прислугой)
дворик
дворник
дворня
дворняжка(значение: беспородная дворовая собака)
дворовый(дворовый футбол)
дворцовый(дворцовая площадь)
дворянин(значение: лицо, принадлежащее к дворянству)
надворный(надворные постройки)
подворье(церковное подворье)
придворный(придворная дама)

корень -добр-

добренький
добро
добровольно
добровольный
добродетель
добродетельный
добродушный
добросердечный
добросовестно
добросовестный
доброта
добрый
добрыня
добряк
задобрить
подобреть

корень -дом-

бездомный
домик
домина
домишко
домище
домовитый
домовладелец
домовладение
домоводство
домовой
домосед
домострой
домохозяйка
домочадец
домработница
домушник
надомник

корень -дорог- (Дорога)

бездорожье
дорогой
дорожка
по-дорожноу
подорожник
придорожный

-дорог- (Дорогой)

дорого
дороговато
дороговизна
дороже
дорожить
подорожание
подороже

корень -друж-

друг
дружеский
дружественный
дружина
дружинник
дружить
дружище
дружно
дружный
друзья
подруга
содружество

корень -дуб-

дуб
дубина
дубинка
дубинушка
дубняк
дубовик
дубовый
дубок
дубочек
дубрава
дубравушка
дубьё

корень -жар-

жар-птица
жара
жареный
жарить
жарища
жарко
жаркое
жаровня Посуда для жарки
жаропрочный
зажарить
поджарить
поджарка
пожар
пожарник
пожарный
прожарить

корень -звезд-

вызвездить
звезда
звездолёт
звездообразный
звездопад
звездоплавание
звездочёт
звёздный
звёздочка
звёздчатый
созвездие

корень -звер-

звереть
зверинец
звериный
зверовод
зверолов
звероферма
зверски
зверский
зверство
зверствовать
зверьё
зверюга
зверюшка
зверёк
зверёныш
озвереть

корень -звон-

дозвониться
зазвонить
звонарь (значение: Церковный служитель, который звонит в колокола)
звонит
звонкий
звонко
звонкоголосый
звонница (значение: сооружение с проёмами для церковных колоколов, колокольня)
звонок
звоночек
звонче
озвончение
перезвон
перезвонить
трезвон
трезвонить

корень -земл-

заземление
земелька
земельный
землевладелец
земледелец
земледелие
землекоп
землемер
землепашец
землетрясение
землица
земля
земляк
земляника
землянин
землянка
земляной
землячка
земной
наземный
подземелье
подземный

корень -зерн-

зернистый(зернистый материал - мелкодробленный)
зерно
зерновой
зернодробилка
зерноочистка
зерноуборочный(зерноуборочный комбайн)
зернохранилище
зёрнышко

корень -зим-

зима
зимний
зимник (значение: дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой)
зимовать
зимовка
зимовщик
зимовье (значение: место, где зимуют)
зимородок(значение: небольшая птица, родственная удоду (зимой купающаяся в снегу)
зимостойкий
зимушка
зимующий
озимый (озимый чеснок)
озимь (озимый посев, его всходы)
перезимовать
по-зимнему
предзимний
предзимье(значение: время поздней осени)

корень -зубр- (Зубр)

зубрище
зубробизон
зубрёнок
зубрёночек

-зубр- (Зубрить)

вызубрить
зазубрить
зубрилка
зубрёжка

корень -игр-

выигрывать
выигрыш
игра
играть
играющий
игривый
игрище
игровой
игрок
игротека(значение: собрание игр, специальная комната с таким собранием)
игрун
игрушечный
игрушка
наигрыш
подыграть
проигрыш
розыгрыш
сыгранность

корень -кам-

каменистый
каменка
каменный
каменотёс
каменщик
камень
камнеломка
камнеломня
камнемёт
камнеобработка
камнепад
камнерез
окаменеть

корень -карт-

карта
картина
картинка
картинный
картишки
картограф
картография
картотека
карточка

корень -кож-

кожа
кожанка
кожаный
кожевник (значение: 1.Работник кожевенного производства; 2.Жук дровосек-кожевник)
кожеед (значение: жук кожеед - ест кожу)
кожемяка
кожзаменитель
кожица
кожник
кожный
кожура
кожух(пластмассовый кожух, или корпус)
кожушок
подкожный

корень -коз-

коза
козерог
козий
козлик
козлиный
козлище
козлобородый
козлята
козлятина
козлятник
козлёнок
козочка
козёл

корень -кол-

колокол
колоколенка
колоколец
колоколище
колокольный
колокольня
колокольчик
колокольчиковый

корень -кольц-

колечко
кольцеброс(значение: оборудование для игры)
кольцевание
кольцевидный
кольцевой
кольцеобразный
кольцо
кольчуга
окольцевать
окольцованный(окольцованная птица, т.е. одето кольцо)

корень -кон-

коневод (значение: Специалист по коневодству; человек, занимающийся разведением лошадей)
коневодство
конезавод
конеферма
конина
конка(значение:Городская железная дорога с конной тягой, а также вагон такой дороги)
конник
конница(значение:Конное войско)
конный
коновал
коновязь(значение:Место для привязывания лошадей)
конокрад
конский
конюх
конюшня
конёк(значение:1.Морской конёк; 2.Конёк- Горбунок)

корень -корм- (Корм)

кормилец
кормить
кормление
кормушка
кормёжка
накормить
подкормка

-корм- (Корма)

кормило
кормовой (флаг)
кормчий
кормщик

корень -крас- (Краса)

красавица
красавка
красавчик
красивенький
красивый
красоваться
красота
красотка

-крас- (Красный)

краснеть
красноватый
красногрудый
краснота
краснощёкий
краснуха

-крас- (Краска)

красильный
красильня
красильщик
краситель
красить
краска
краскопульт
крашеный
окрас
подкрасить
раскраска
раскрашивание

корень -круг(ж)- (Круг)

вокруг
круглый
кругляк
кругом
кружение
кружить
кружок
окружной
окружность

-круг(ж)- (Кружево)

кружевница
кружевной
кружевоплетение
кружевце

корень -куп- (Купать)

искупаться
купава
купальник
купальный
купание
купель

-куп- (Купить)

купец
купечество
купленный
купля
покупать
покупка

корень -кур- (Куры)

куриный
курица
курицын
курник
куровод
куроед
курочка
курятина
курятник

-кур- (Курить)

закурить
курилка
курильщик
окурок

корень -лед-

ледник
ледниковый
ледовый
ледок
ледокол
ледорез
ледоруб
ледышка
ледянка
ледяной
лёд
обледенение
подлёдный

корень -лес-

лесистый
лесник
лесничество(значение: участок леса как хозяйственная единица, а также учреждение, ведающее этим участком)
лесничий
лесной
лесовик (значение: 1.Гриб лесовик; 2.Лесовик-леший)
лесозаготовка
лесозащитный
лесок
лесопарк
лесопилка
лесоповал
лесоруб
лесосека участок леса, предназначенный для вырубки)
лесосплав
лесостепь(значение: зона, в которой чередуются степь и лес)
подлесоккустарники и мелкие деревья, не достигающие высоты основного лесного массива)
полесье (значение: низменная лесистая местность)

корень -лёт-

вертолёт
взлёт
звездолёт
летать
летающий
леток
летучий
лёт
лётный
лётчик
перелёт
полёт
самолёт

корень -лист-

лиственница(значение: хвойное дерево семейства сосновых с мягкой опадающей на зиму хвоей и ценной древесиной)
лиственный
листик
листовидный
листовёртка(бабочка листовёртки)
листоед (жук листоед)
листок
листообразный
листопад
листочек

корень -лос-

лосепитомник
лосеферма
лосий
лосиный
лосиха
лось
лосята
лосятина
лосёвый
лосёнок
лосёночек

корень -мед-

медведица
медведка
медведь
медвежата
медвежатник
медвежий
медвежонок
медовый
медок
медонос
медосбор
медуница
мёд

корень -молод- (Молодой)

молоденький
молодка
молодняк
молодость
молодушка
молодёжь
моложавый
моложе

-молод- (Молодец)

молодецкий
молодчага
молодчик
молодчина

корень -мороз-

замораживать
заморозка
заморозок
мороженое
мороженщик
мороженщица(значение: продавщица мороженого)
морозец
морозилка
морозильник
морозить
морозище
морозный
морозостойкий
обморожение
подмораживать

корень -нос- (Нос)

длинноносый
носатый
носик
носовой
носорог
утконос

-нос- (Носить)

носилки
носильщик
носитель
переноска
поднос
снос

корень -ног(ж)- (Нога)

босоножки
ножищи
ножка
ножной
ножонка
подножный

-ног(ж)- (Нож)

ножевой
ножик
ножницы
ножны
ножовка
ножовочный

корень -овощ-

овощевод
овощеводство
овощеводческий
овощемоечный
овощерезка
овощесушилка
овощехранилище
овощной

корень -отец-

отечественный
отечество
отче (т.е. отец)
отчество
отчий (отцовский)
отчим
по-отечески

корень -побед-

непобедимый
непобеждённый
победа
победивший
победитель
победительница
победить
победный
победоносный
побеждать
побеждающий
побеждённый

корень -раб- (Работа)

заработок
подработка
работать
работник
работница
работящий
рабочий

-раб- (Раб)

рабовладение
раболепие
рабский
рабство
рабыня

корень -рад-

обрадовать радостно радостный радость радушие радушный радующий радующийся радёхонька радёшенек

корень -рак-

ракета
ракета-носитель
ракетница
ракетный
ракетодром
ракетоносец
ракетостроение
ракетчик

корень -ран- (Рана)

израненный
поранить
ранение
раненый
ранить
ранка

-ран- (Рано)

пораньше
раненько
ранний
рановато
рань
раньше

корень -реч(к)- (Речь)

изречение
оречевление
речевой
речетатив
речистый

-реч(к)- (Река)

междуречье
поречье
реченька
речка
речник
речной
речонка

корень -род-

породниться
родина
родители
родительский
родиться
родной
родственник
родственный

корень -руч-

нарукавник
наручники
подручный
рука
рукав
рукавица
рукоделие
рукопашный
рукопись
рукопожатие
рукоятка
ручка
ручной

корень -сад-

зоосад
палисадник(значение: небольшой огороженный садик, цветник перед домом)
пересадка
посадка
посадочный
рассада (значение: молодые растения, выращенные в защищённом грунте и предназначенные для пересадки на гряды, в открытый грунт)
рассадить
садик
садовник
садовничий
садовод
садоводство
садовый
садочек
сажать
саженец

корень -слов-

злословие
послесловие
предисловие
словарик
словарный
словарь
словесникпреподаватель русского языка и литературы)
словесность(значение: художественное литературное творчество и словесный фольклор)
словесный
словечко
слово
словоизменение
словообразование
словоохотливый
словосочетание
словотворчество
словоупотребление
словцо

корень -снег-

белоснежный
заснеженный
подснежник
снегирь
снеговик
снегозадержание
снегокат (значение: приспособление для катания по снегу)
снегоочиститель
снегопад
снеготаяние
снегоуборка
снегоход (значение: автомобиль для передвижения по глубокому снегу)
снегурочка
снежинка
снежный
снежок

корень -солнц-

подсолнечник
подсолнечный
подсолнух
солнечный
солнце
солнцеворот
солнцезащитный
солнцелюбивый
солнцеобразный
солнцепёк
солнцестояние
солнцестояние(значение: период времени с наибольшей или наименьшей полуденной высотой солнца)
солнышко

корень -сол-

недосол
пересол
солеварня
солевой
соление
солить
солонец
солонец (значение: 1.Кормушка для соли; 2.Почва с содержанием легкорастворимых солей натрия)
солонина (значение: засоленное мясо)
солонка
солоноватый
солончак (значение: почва, содержащая природные соли)
солянка
солёный

корень -спорт-

спортзал
спортивный
спортинвентарь
спортклуб
спорткомплекс
спортлото
спортобщество
спортплощадка
спортсмен
спортсменка
спорттовары

корень -стол-

застолье
застольный
престол (значение: 1.Трон; 2.Высокий стол, стоящий посреди церковного алтаря)
престолонаследник
столешница(значение: верхняя плоская часть стола, его крышка)
столик
столица
столичный
столище
столоваться
столовая
стольничий
стольный (значение: стольный город (столица)
столяр (значение: рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него)
столярничать
столярный

корень -строй-

встроенный(встроенный шкаф)
домостроение
застройка
застройщик
надстройка(надстройка старого дома)
перестройка
построен
постройка
пристройка
строитель
строительный
строить
строиться
стройбат(строительный батальон солдат)
стройка
стройплощадка

корень -суд- (Суд)

неподсудный
подсудимый
судейство
судимость
судить
судопроизводство
судья

-суд- (Судно)

судовладелец
судовой
судостроение
судоходный
судёнышко

корень -трав-

разнотравье (много разных трав)
трава
травинка
травинушка
травка
травник
травница(значение: человек, занимающийся сбором лечебных и знающий способы их применения)
травонька
травополье(значение: система земледелия с периодическим травосеянием на полях для повышения плодородия почвы)
травосеяние(значение: посев кормовых трав)
травостой(травостой у протоки)
травочка
травоядный
травушка
травянистый
травяной

корень -трен-

натренированный
перетренироваться
тренаж (значение: 1.Тренировка; 2.Сон-тренаж)
тренажёр
тренер
тренерский
тренинг (тренировка)
тренированный
тренировать
тренироваться
тренировка
тренировочный

корень -уш-

безухий
вислоухий
наушники
подушка
уховёртка
ушанка
ушастый
уши
ушко
ушник
ушной

корень -хлеб-

нахлебник
хлебец
хлебница
хлебный
хлебобулочный
хлебозавод
хлебозаготовка
хлебопашец
хлебопекарня
хлебопродукты
хлебопёк
хлеборезка
хлебороб
хлебосол
хлебоуборочный
хлебушек

корень -холод-

охладить
охлаждённый
похолодание
прохлада
прохладный
холодец
холодильник
холодильный
холодина
холодить
холодище
холодно
холодновато
холоднокровный
холодок
холодостойкий

корень -ход-

вездеход
восход
вход
выходить
луноход
переход
поход
походка
теплоход
ходики
ходить
ходули
ходунки

корень -цвет-

первоцвет
пустоцвет
расцветать
соцветие
цвести
цветение
цветник
цветовод
цветочек
цветочный
цветущий
цветы
&nbs /tdp;

Конспект урока русского языка в 5 классе школы VIII вида

Тема: «Повторение пройденного. Подбор родственных слов».

Цель: закрепление умения находить в родственных словах общую часть (корень слова), формирование умения правильно подбирать родственные слова для обогащения речи учащихся и повышения их орфографической грамотности (через повышение продуктивности проверки учащимися орфограмм в корне слова).

Закрепить умение находить однокоренные слова в предложении, выделять общую часть родственных слов, научить правильно подбирать родственные слова, различать родственные слова и разные формы одного и того же слова, дать представление об омонимичных корнях;

Развивать операцию сравнения, орфографическую зоркость;

Воспитывать любовь к родному языку, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: индивидуальные таблицы оценивания работы на уроке, пословица на доске (Ум да разум надоумят сразу), предложения и слова на доске (1.Я потерял ключ от дома. 2.В овраге бьёт ключ из-под земли. 3.Ключевая вода очень полезна. Ключи, клюв, родник, ключик, включить), деревья для групповой работы, листочки с родственными словами, мяч, корни -ход-, -бег- на закрытой доске, дифференцированные по объёму карточки с заданиями, слова для проверки задания 1 с карточки на закрытой доске (мороз, водитель, гусеница, печень, лисичка), карточки с домашним заданием.

Ход урока:

Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать. (Выдача таблиц оценивания, подписывание числа в тетрадях).

2.Минутка чистописания .

Запись на доске:

Ум да разум надоумят сразу.

Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

3. Воспроизведение и коррекция знаний и умений учащихся .

Найдите в этой пословице однокоренные слова и выделите в них корень.

Взаимообмен тетрадями и таблицами, 1 человек выходит к доске и выделяет корни. Обсуждение классом, выводы: - Как вы определили, что эти слова являются однокоренными? (Они близки по смыслу и имеют одинаковую часть - корень). Как по-другому называются однокоренные слова?

Учитель озвучивает критерии оценивания:

1 балл в первую графу таблицы (Качество чистописания) - пословица списана аккуратно, без помарок и зачёркиваний, 0 б. - списано грязно или допущена хотя бы одна ошибка.

1 балл во вторую графу (Умение находить однокоренные слова в предложении) - найдено 2 или 3 слова с корнем -ум-; 0 б. -однокоренные слова найдены ошибочно или вообще не найдены; слова найдены, но корень выделен неверно.

Оценивают друг друга, обратный обмен.

4.Мотивация учебной деятельности .

Чтение учащимися предложений на доске:

а)Я потерял ключ от дома.

б)В овраге бьёт ключ из-под земли.

в)Ключевая вода очень полезна.

Назовите слова, имеющие одинаковый корень. Назовите этот корень. (Выделить корень на доске).

А теперь подумайте и скажите, в каком предложении слово «ключ» не является родственным по отношению к остальным двум словам? (- В первом предложении). Почему вы так считаете? (- Это слово отличается по значению от остальных). - Можно вычеркнуть предложение на доске.

Прочитайте слова под предложениями. (Ключи, клюв, родник, ключик, включить). Какие из них не являются родственными к словам «ключ» и «ключевая» и почему? (По очереди называют лишние слова, объясняют, вычёркивают). Запишите в тетрадь только родственные слова, выделите корень (ключ, ключевая, ключик).

Как выяснилось, не так-то легко бывает отличить чужака от родственника. Сегодня на уроке вы будете учиться сами правильно подбирать родственные слова. Для чего это нужно уметь делать?

Для того, чтобы правильно писать слова с орфограммами в корне (только изменением формы слова не всегда можно проверить сомнительную букву, например: ложка - ложки - ложечка); для того, чтобы грамотно говорить (например, нельзя сказать «листовое дерево», нужно говорить «лиственное»); наконец, для того, чтобы сделать свою речь более выразительной (не просто кот, а котище; не дом, а домишко).

5.Применение знаний и умений учащихся в новой ситуации .

Работа в группах: учащиеся делятся на группы (по возможности, равные), каждой группе выдаётся бумажный ствол дерева с записанным на нём словом и листья с возможными вариантами однокоренных слов. Дети должны, совместно приняв решение, отсеять лишние «листья», а слова, являющиеся однокоренными написанному на стволе слову, приставить к стволу так, чтобы получилось дерево.

Эталон выполнения задания:

Ствол 1: ворон. Листья: вороний, проворонил, ворона, воронёнок, вороной. Лишние листья: вор, воробей.

Ствол 2: рыба. Листья: рыбак, рыбёшка, рыбный, рыбка, рыбалка. Лишние листья: рыбу, работа.

Тематическая физминутка : встают, придумывают и называют слова с корнями, записанными на закрытой доске (-ход-, -бег-), передавая друг другу мяч по цепочке.

6. Обобщение и систематизация знаний учащихся .

Выдача дифференцированных по объёму карточек с заданиями.

1)Инструктаж по выполнению задания 1: Записать ряды родственных слов, исключив в каждой строке одно лишнее слово.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка задания: демонстрирую слова на закрытой доске (- Проверьте, этих слов не должно быть в вашей тетради). Критерии самооценивания в таблице (столбец 3- Умение находить лишнее слово в ряду однокоренных): 1 б. - нет ошибок или 1-2 ошибки; 0 б. - не меньше 3ёх ошибок.

2)Инструктаж по выполнению задания 2: В каждое предложение нужно вставить подходящее по смыслу слово, являющееся родственным для подчёркнутого слова.

Работают самостоятельно, после завершения работы комментируют предложения вслух по очереди, оценивают себя в таблице по критериям предыдущего задания (столбец 4 - Умение подбирать родственные слова).

7.Подведение итогов урока .

Чему мы учились на уроке? Как правильно подобрать к слову родственные слова? Зачем мы этому учились?

Рефлексия: самостоятельно оценивают аккуратность своей работы в тетради в последней графе таблицы, озвучивают оценки за урок.

8.Домашнее задание : выдача карточек, инструктаж, запись задания в дневники.

И н с т р у к т а ж:

Чтение слов на карточке: Гора, горы, холм, пригорок, городок, горный, горит.

Было задание подобрать к подчёркнутому слову родственные. Вы должны проверить, правильно ли выполнено это задание и исключить все лишние слова, записав только ряд родственных слов.

*Возможные дополнительные задания:

1)Отгадывают загадки, по очереди придумывают родственные слова к слову-отгадке.

а) Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной -…..(медведь).

б) На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

в)Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
нападает на клубки,
прячет в лапки коготки! (Кошка)

г)Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ль слова родные - однокоренные?

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи.

Из опыта работы учителя русского языка

Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель специальной (коррекционной) школы VIII вида. Описание материала. Материал будет полезен учителям начальных классов, учителям русского языка коррекционных школ как на уроках, так и на коррекционных занятиях. Предложенные упражнения способствуют формированию умений и навыков по предложенной теме, обеспечивают более качественное усвоение материала.
Упражнения и задания для работы по теме « Корень слова. Однокоренные слова».
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова. (В.А. Синицын)
1. Выпиши из данной группы слов только однокоренные слова:
Домашний, дом, домино, домовой.
Рот, ротик, воротник, ротище, ворота.
Вода, водитель, водный, водичка.
2. Подбери к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, глагол, имя прилагательное.
Холод - ______________________________
Боль - ________________________________
Сад - _________________________________
3. Прочитай. Сколько групп однокоренных слов вы нашли? Каждую группу запишите с новой строки, выделите корень.
Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, зарплата, платьице.
Коса, косить, косыночка, перекос, косилка, косынка, покосился, косяк, косарь
4. Прочитай слова, найди и выдели в них корень. Найди лишнее слово. Объясни значение слов.
Луна, луноход, лунный, прилуниться, лунка, лунатики.
Слеза, слезать, слезливый, прослезиться.
5. Со словами грибной, гриб, грибники составь и запиши предложения. В предложении должно быль название деревни и имя мальчика.
6. Выпиши из текста однокоренные слова, корень выдели.

В курятнике живут куры. Там лежат куриные яйца. Скоро из них вылупятся маленькие курочки.
7. Подбери однокоренные слова по данным значениям:
Ягоды, сваренные в сахарном сиропе- ___________________________
Мастер по приготовлению пищи - _______________________________
Большая ложка для разливания супа - ____________________________
8. Замени данные словосочетания одним словом. В однокоренных словах выдели корень.
Положить соль- ___________________________________
Оказать помощь - __________________________________
Сделать запись - ___________________________________
9. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, данные в скобках.
(Птица) - ___________________________________ перо.
(Волк) - ____________________________________ нора.
(Корова) - __________________________________ молоко.
(Медведь) - _________________________________ берлога.
10. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова.
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …….. (лук)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …………… (картошка)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а вся дрожит. (осина)
11. Замени выражение одним словом. К этому слову подбери однокоренные слова.
Часть суток от вечера до утра - … (ночь)
У машины мотор, у человека - …… (сердце)
У конфеты фантик, у человека - ….. (одежда)
12. Вставь в текст пропущенные слова с корнем –лёт-.
Осень многие птицы ________________________ на юг. Перед ___________ они собираются в стаи. Журавли ______________________ клином. Гуси – вереницей. ________________ стаю ведёт вожак. Многие _______________
Птицы гибнут в пути.
13. Подумай и запиши слова, состоящие только из корня.
14. Запиши парами предложения, в которых употреблены однокоренные слова.

В реке теплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат – водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
Выдели корень в однокоренных словах.

Предварительный просмотр:

Карточка №3

Чтобы выделить в слове корень, нужно ______________________

________________________________________________________________________.

Упражнение №1. Какое слово – «лишнее»?

а) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий

б) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

в) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать

г) 1. Жалость 2. Жалоба 3. Жалкий 4. Жалить

д) 1. Закалка 2. Закапывать 3. Закалить 4. Накал

е) 1. Толкатель 2. Подталкивать 3. Столкнуть 4. Толковый

ж) 1. Токарь 2. Приток 3. Токарный 4. Токарничать

Упражнение №2.Укажи слова, в которых ЗА- является частью корня:

1. Забота 6. Завтра

2. Затвердеть 7. Замычать

3. Заря 8. Задний

4. Затрубить 9. Залп

5. Задержать 10. Загадка

Упражнение №3. Верно ли, что… Напиши ДА или НЕТ после высказывания.

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными? _____________
  2. Корень – общая часть родственных слов?_______________
  3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?______________

Упражнение №5. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.

Упражнение №6. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов.

1. Корень -лет-(-лёт-):_______________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Корень -бег- (-беж-):______________________________________________________

Как отличить форму слова от однокоренного слова? Упражнение №1. Заполни таблицу признаками

Упражнение №2. Допиши ряд слов, сделай вывод ниже:

1. Поле, полями, на поле, ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Теплый, теплица, теплеет, _________________________________________________

__________________________________________________________________________.

3. Горный, горочка, горняк, __________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. В море, по морю, за морями, _______________________________________________

__________________________________________________________________________

Вывод : слова в строках 1 и 4 – это _________________________, а слова в строках 2 и 3 – это ___________________________________.

Упражнение №3. Отгадай кроссворд:

По горизонтали:
2. Лиственное дерево с белой корой.
3. Роща или лес, состоящий из одних берёз.
4. Молодая берёза.
5. Сладковатый напиток, образованный из собранного весной берёзового сока.
6. Съедобный гриб с бурой шляпкой, растущий в берёзовых лесах.

По вертикали:
1. Слово с уменьшительно-ласкательным значением, образованное от слова «берёза».
3. Родственное слово, обозначающее признак предмета (имя прилагательное) и отвечающее на вопрос «какой?»

(подсказки: подберёзовик, берёзовица, берёзка, березняк, берёза, берёзонька, берёзовый )


Новое на сайте

>

Самое популярное