Домой Болезни и вредители Прохождение стар варс 3. LEGO Star Wars. Прохождение игры (3). Эпизод I: Скрытая Угроза

Прохождение стар варс 3. LEGO Star Wars. Прохождение игры (3). Эпизод I: Скрытая Угроза

.
Эпизод V. Империя наносит удар : , , , , , .
Эпизод VI. Возвращение джедая : , , , , , .

Общая информация

Разработчик: Traveller"s Tales . Издатель: LucasArts, Lucasfilm, Disney Interactive .


Игра "LEGO Star Wars: The Complete Saga" является сборником из двух предыдущих игр про "Звездные войны". В ней содержатся уровни по всем 6 эпизодам кинофильма.

Время полного 100% прохождения игры - 50 часов.

Системные требования
The Lego Star Wars

Характеристика Минимальные требования Рекомендуемые требования
Процессор Intel P3 1,0 Ггц
AMD Athlon XP
Intel P3 1,0 Ггц
AMD Athlon XP
Оперативная память 512 Мб RAM 512 Мб RAM
Видеокарта 128 Мб, Shader 2.0
DirectX 9
128 Мб, Shader 2.0
DirectX 9
5 Гб 5 Гб
Операционная система Windows 32-bit: XP / 7 / 8.1 Windows 64-bit: XP / 7 / 8.1

Оформление. Как пользоваться прохождением

В рамку выделены действия, не обязательные для прохождения сюжета игры - это сбор дополнительных бонусов и секретов.

Рамка с темным фоном означает, что этот секрет мы не сможем собрать в первый раз. Такой секрет можно будет взять только в свободном режиме, и когда у нас будут открыты персонажи всех типов.

Мини-наборы – выделены синим текстом.

Красные кубы – выделены красным текстом.

Прохождение игры

Виды бонусов в игре

Круглые фишки – основной вид бонусов в игре, выполняющий роль игровых очков. Встречаются повсеместно, сыплются со всех сторон. На собранные фишки в магазине можно покупать прочие бонусы. Ценность фишек зависит от их цвета:

Белая фишка – 10 очков.

Желтая фишка – 100 очков.

Синяя фишка – 1 000 очков.

Фиолетовая фишка – 10 000 очков.


Детали кораблей (MiniKit) - на каждом уровне спрятано по 10 секретных наборов деталек – миникитов. Они выглядят как белые вращающиеся цилиндры. Наборы появляются после определенных действий или спрятаны там, где их может взять только определенный тип персонажа. Таким образом все секреты можно собрать только при повторном прохождении - в свободном режиме, когда появится возможность использовать всех героев.

В конце уровня из миникитов составляется модель очередного космического корабля. За полностью собранный корабль получим 50 000 очков.


Красный куб – на каждом уровне есть 1 суперсекрет в виде красного кубика. Собранный куб открывает в магазине одну определенную модификацию геймплея. Чтобы модификация начала действовать, нужно найти красный куб, купить способность в магазине, а потом ещё при каждом новом запуске игры включать её в меню в строчке «Extras».


Золотой куб - не встречаются на уровнях, а даются в качестве награды. Для идеального результата за всю игру нужно собрать 160 золотых кубов. На каждом уровне есть возможность заработать по 3 золотых кубов:

1 куб получаем за сюжетное прохождение уровня.

2 куб получаем за заполненный «Счетчик джедая» на уровне.

3 куб получаем, когда соберем все остальные секреты на уровне.

В конце каждого эпизода можно добыть ещё по два куба:

1 куб за выполнение соревнования персонажами.

2 куб за выполнение соревнования на транспорте.

Итого по 20 кубов за каждый эпизод, и всего 120 кубов за весь сюжет. Оставшиеся 40 кубов нужно добывать в дополнительных миссиях или покупать:

20 – за миссии наемника;

14 кубиков продается в магазине;

6 – за бонусные уровни.


Счетчик джедая расположен вверху по центру экрана в виде золотой полосы. Для его заполнения нужно собрать определенное количество круглых фишек лего, с каждым уровнем всё больше и больше. Для накопления очков нужно не пробегать уровень, а обыскивать каждый уголок, разрушать предметы окружения. В случае смерти персонажа мы теряем 1 000 – 4 000 очков, они выпадывают из нас, но после возрождения их можно быстро подобрать. За смерть от падения в пропасть теряем всего 1 000 очков, но вернуть их уже будет невозможно. После того как счетчик джедая будет заполнен, потери очков уже не будут учитываться, и можем не беспокоится о смертях персонажей.

Система уровней

Каждый уровень можно пройти в трех режимах:

Story (Сюжетный режим) . Вначале уровень нужно проходить по сюжету, двумя конкретными персонажами, которых нельзя сменить. После этого открывается доступ к другим режимам.

Free Mode (Свободный режим) . Прохождение, при котором у нас есть целый набор персонажей всех типов. Их можно менять в любой момент, нажимая клавиши «Ctrl» или «Пробел». Всеми персонажами можно достать оставшиеся бонусы, которые были недосягаемы для сюжетных героев.

MiniKit Challenge (МиниКит Соревнование) . Соревнование по быстрому нахождению всех бонусов на уровне. За 20 минут нужно найти все 10 МиниКитов. В этом режиме МиниКиты окрашены в синий цвет, и они находятся в совершенно других местах. Но собранные МиниКиты ничего не дают, не открывают новую технику, не разблокируют новые режимы, и собираются только «для галочки».


В конце каждого эпизода открывается ещё три режима:

Super Story Mode (Супер сюжет) . Пройти все уровни эпизода менее чем за 1:00:00 час, и набрав как минимум 100 000 очков. При этом сюжетные видеоролики пропускать нельзя.

Character Bonus (Соревнование персонажами) . Нужно соревноваться друг с другом, кто раньше наберет 1 000 000 очков. Если сделаем это раньше, чем за 5 минут, получим золотой кубик. Соревнуемся персонажами.

Minikit Bonus (Соревнование на транспорте) . Те же правила, что и в предыдущем соревновании, но соревнуемся не персонажами, а сидя на транспорте. Для открытия этого режима нужно хотя бы в одном уровне эпизода собрать все 10 миникитов, чтобы у нас была целая модель транспорта.

Закусочная Декстера

Мы начинаем игру в закусочной Декстера – это наша основная база, отсюда доступны все эпизоды и уровни игры. Каждый коридор – эпизод «Звездных войн», каждая дверь в нём – отдельный уровень.

Магазин . В баре слева можно увидеть свой прогресс прохождения и сделать покупки: за собранные очки разблокировать игровые подсказки, открыть новых героев, включить графические модификации. (Описание всех покупок расположено в тексте уже после прохождения уровней, когда у вас будет достаточно средств для всего этого).

Гараж . С левой стороны можно выйти наружу на площадку для транспорта. Через панель в центре можно будет посмотреть космические корабли. Мы будем строить их из деталей лего на протяжении всей игры, собирая секретные миникиты.

Инкубатор . В правой части бара можно настроить своего самодельного персонажа и сохранить свой прогресс.

Друг против друга . Самый левый коридор ведет в особый режим «Two Player Arcade».

Игровые очки можно собирать и в закусочной, разбирая предметы окружения. В центре можно собрать синие кружки, а затем разбить их шаром для боулинга. Но на полноценных уровнях очков гораздо больше, так что отправляемся туда.

Эпизод I. Призрачная угроза

1.1 - Переговоры
Lego Star Wars. Прохождение 1.1. Negotiations

Играем двумя джедаями: Квин-Гон Джинном и молодым Оби-Уан Кеноби. На красном корабле прилетаем на космическую станцию роботов для переговоров. Нас впускают на базу, но потом уничтожают корабль. Мы оказываемся в ловушке.

Коридоры . Джедаи могут передвигать и активировать предметы на расстоянии. В начальной комнате можем активировать кресла, они начнут танцевать под музыку. Затем обыскиваем каждое кресло по отдельности, чтобы собрать очки. Открываем дверь, в коридоре сражаемся с дроидами.

Слева видим запертую дверь, запоминаем её. Справа входим в комнату, активируем устройство впереди, чтобы получить несколько тысяч очков. Стоя на мостике, активируем детали слева и справа, по поднявшимся платформам можно допрыгнуть до синих деталек.

В коридоре за углом сражаемся с вражескими роботами. Находим робота-переводчика ТС-14, перемещаемся в него клавишей "К".

Секрет. Роботом возвращаемся к первой запертой двери слева, он сможет её открыть. Внутри ставим две шестеренки в механизм справа. Встаем двумя героями на кнопки на полу (если вторым персонажем управляет ИИ, он сам сделает это). Лазерная стена отключится, убиваем дроидов, забираем МиниКит (3) .

Нужен маленький персонаж и высоко прыгающий персонаж. Роботом открываем вторую запертую дверь в коридоре. Внутри маленьким Скайвокером пролазим в вентиляцию слева, отключаем лазерные стены. Берём МиниКит (4) .

Строим башню из блоков в центре, с неё Джар-Джаром перепрыгиваем на балкон справа, где лежит МиниКит (5) .

Нужен персонаж дроид R2-D2. Открываем третью запертую дверь. Внутри перемещаем тележку, там где она останавливается, сверху висит бонус. В этом месте прыгаем Джа-Джа Бинксом берем МиниКит (6) .

В комнате ремонтируем корабль, он улетит в соседнюю комнату. Сверху убираем решетку с вентиляции, запрыгивает туда Джа-Джа. В новой комнате пролетаем дроидом через пропасть, запрыгиваем на корабль, берём МиниКит (7) .

Роботом-переводчиком открываем дверь, ведущую вперед по коридору. В левом дальнем углу активируем рычаг, из вывалившихся деталей собираем панель открытия двери, активируем её роботом. В маленькой комнате разбираем решетку вентиляции.

Ангар . В предыдущую локацию уже не вернуться. На площадке справа против нас выкатятся два робота с защитными полями. Постоянно бьем их, поля отключатся, и враги погибнут. Справа у стены можно собрать устройства, чтобы допрыгнуть до деталек.


Нужен персонаж дроид R2-D2. В левом углу строим ещё одно устройство, с него запрыгиваем на угловой балкон. Открываем дверь дроидом. Внутри встаем на кнопку, затем на поднявшуюся панель. Высоким прыжком запрыгиваем внутрь кабин слева и справа, чтобы они открылись. Вдвоём нажимаем кнопки внутри кабин, это откроет доступ к бонусу Красный куб (1) .

Секрет. На правой площадке строим башню: ставим 1 маленький блок, 1 большой, ещё 2 маленьких. Включаем синий рычаг, запргиваем по башне на подвесную платформу. Джедаем издалека нажимаем рычаг внизу. Платформа поедет в сторону экрана, и мы сможем взять МиниКит (10) .

На пути стена с защитным полем, слева и справа от неё можно собрать площадки и по ним перепрыгнуть забор. За ним сражаемся с роботами, встаем на две кнопки на полу, чтобы пропустить своего робота-переводчика. Роботом нажимаем рычаг, джедаями входим в грузовой корабль.


Счетчик джедая: 32 000 очков. Открытые персонажи: ТС-14. Модель за МиниКиты: Republic Cruiser. Красный куб: Super Gonk за 100 000 очков.

1.2 - Вторжение на Набу
Прохождение Lego Star Wars. 1.2. Invasion of Naboo

На грузовом корабле мы высаживаемся на планету Набу. Армия роботов атакует местных жителей, но нам воевать некогда, нужно быстро добраться до местных лидеров и предупредить их о вторжении.

Лесная тропинка . Слева направо движутся роботы, животные и местные ушастые жители с копьями. Атаковать роботов бесполезно, они появляются бесконечно, сражаемся только когда они сами заметят нас.

Спасаем местного ушастого жителя из под колес военной техники. Его зовут Джа-Джа Бинкс. Он поблагодарит за спасение и пойдет с нами.

Древние развалины . Разбираем детальки на боковой стене, из них строим платформу через водопад. Местным Джа-Джа Бинксом постоянно запрыгиваем на высокие платформы, чтобы опустить их для джедаев.

Болота . Входим в пещеру, убираем бревно с пути, добираемся до болот.

Проходим несколько болот, где так же сражаемся с роботами. Выходим на берег большого озера.

Подходим к озеру и ныряем в него, вслед за Джа-Джа Бинксом. В подводном городе нам дают транспорт до дворца местной принцессы.


Счетчик джедая: 44 000 очков. Открытые персонажи: Джа-Джа Бинкс. Модель за МиниКиты: Gungan Bongo. Красный куб: Poo Money за 100 000 очков.

1.3 - Побег с Набу
Лего Звездные войны. Прохождение 1.3. Escape from Naboo

Внутренний двор . Два джедая вовремя спасают принцессу, захваченную роботами. После этого берем под управление новых спасенных персонажей – принцесса Амидала и её телохранитель Капитан Панака.

Мы можем стрелять, а в отдельных отмеченных местах использовать абордажный крюк для поднятия на платформы. С помощью крюка забираемся всё выше по балконам. Можно разбивать окна и заходить в некоторые комнаты. С верхней площадки можно спрыгнуть вниз, чтобы взять синюю детальку.

Секрет. Нужен джедай. В самом начале из трех колонн между дверями составляем башню, с помощью Джа-Джа запрыгиваем и берем МиниКит (1) .

Нужен ситх и джедай. На верхней площадке можно составить портрет принцессы из подвижных кубиков, стреляем по белым цистернам, чтобы появились новые детали. Силой ситхов нужно разобрать цветок справа. Добыв все кубики, джедаем сдвигаем их в углубления, чтобы рисунок мозаики совпадал. За собранный портрет получим Красный куб (1) .

Нужен дроид. На верхней площадке вытаскиваем из стены две платформы, забираемся наверх, дроидом R2 перелетаем до угла, в зелени находим МиниКит (2) .

Балконы . Проходим через коридор на другую сторону дворца. Выход отсюда через мостик справа. Стреляем в мишень, чтобы открыть двери.


С джедаями . В новой локации на возвышенности разбиваем круглую постройку, через неё спрыгиваем вниз. Здесь нам будут помогать джедаи.

Нужен стрелок и мальчик. Идём вправо по дорожке за колоннами, стрелком забираемся выше. На верхней площадке нужно пролезть в узкую шахту. Сверху идём на балкон слева, там МиниКит (6) .

Нужен наемник. От нижнего люка шахты делаем двойной прыжок вправо, попадаем на балкон. Здесь стекла сделаны из серебряного материала, разрушить их могут только бомбы наемников. Внутри активируем картину дерева, она перестраивается в портрет Падме, получаем МиниКит (7) .

От нижнего люка шахты идём на левый балкон, там открываем все створки, от этого появится МиниКит (8) .

Справа подходим к большим запертым воротам. Нужно джедаями активировать два лифта. Затем стрелком забираемся на лифт и в верхнем положении стреляем по мишеням. Когда попадем в 4 мишени, ворота откроются.

Крыша дворца . Нажимаем кнопки на круглых куполах, чтобы открывать секреты. Первая кнопка откроет отдушину слева, её можно убрать только ситхом, а внутри фиолетовая фишка за 10 000 очков.

Спрыгиваем в ангар прямо на роботов. Садимся в королевский серебряный корабль и покидаем планету, чтобы вызвать сюда подкрепление.


Счетчик джедая: 48 000 очков. Получаемые персонажи: Королева Амидала и Капитан Панака. Модель за МиниКиты: Royal Starship. Красный куб: Walkie talkie Disable за 5 000 очков.

1.4 - Гонка
Лего Стар Варс. Прохождение 1.4. Mos Espa Podrace

По пути у нашего корабля отказывает гипердвигатель. Приходится сделать временную посадку на песчаной планете Татуин. Здесь мы находим у торговца новый гипер движок, но расплатиться за него нечем. Маленький мальчик Анакин Скайвокер вызывается помочь нам, он предлагает выиграть деньги, поучаствовав в местных гонках.

1 круг . Гонка состоит из 3 кругов. На первом кругу можно ехать максимально медленно и собирать все бонусы на пути.

Увидев дымящиеся ямы, едем по левой стороне, там между ямами будет лежать Красный куб (1) .

Нужен имперский корабль. В узком каньоне с правой стороны будет загороженный трамплин. Ворота откроются только перед имперским кораблем. На вершине трамплина МиниКит (1) .

Въезжаем в пещеру, здесь за сбитые кристаллы дают много очков. С левой стороны МиниКит (2) .

В широком каньоне нас начнут обстреливать. Здесь же с левой стороны лежит МиниКит (3) .

На выходе из простреливаемого участка узкий каньон с изгибами, в нём МиниКит (4) .

Впереди небольшой подъем, а затем начинаются каменные арки. Нам нужно прижиматься к правой стороне, там под первой аркой МиниКит (5) .

После нескольких ускорений, перед небольшим подъемом МиниКит (6) .

Выезжаем на широкий открытый участок. Здесь много ускоряющих площадок с разных сторон. Перед одним ускорением в центре лежит МиниКит (7) .

Перед самым финишем вдоль столбиков установлен МиниКит (8) .

2 круг . На простреливаемом участке случится обвал, придется объезжать камни. Лучше проезжать по правым ускорениям.

3 круг . Из соперников у нас остался один только чемпион. Третий круг уже нужно проходить максимально быстро и пользоваться всеми ускоряющими площадками, чтобы победить.

Если не обгоним в первый раз, то начнем с начала 3-го круга. Количество попыток будет бесконечным. А после победы покупаем гипер двигатель, забираем талантливого мальчика с собой, и улетаем.


Счетчик джедая: 45 000 очков. Получаемый транспорт: Anakin"s Pod. Модель за МиниКиты: Sebulba"s Pod. Красный куб: Power Brick detector за 125 000 очков.

1.5 - Отбить дворец Тиид
Прохождение игры Lego Star Wars. 1.5. Retake Theed Palace

Делегация джедаев и принцессы Амидалы не смогла уговорить галактический совет оказать помощь, и вступить в войну с роботами торговой конфедерации. В результате возвращаемся на планету Татуин и планируем уничтожить роботов своими силами. Берем в союзники подводных жителей и начинаем контратаковать.

Двор . Лично нам предстоит поучаствовать в штурме захваченного дворца. Под нашим управлением группа сразу из 6 персонажей. Вначале можем воспользоваться транспортом, чтобы атаковать врагов. Выходим на площадь, убиваем ближайших врагов джедаями, затем стрелками убиваем врагов на балконах.

Джедаями восстанавливаем парадную лестницу. Дроидом R2-D2 открываем дверь по центру.

Залы дворца . Впереди обрыв. Все персонажи проходят его своим способом: джедаи двойными прыжками по платформам, стрелки с помощью крюков, дроид перелетает, а мальчик через люк шахты.

Двор с фонтаном . Справа строим лесенки, восстанавливаем мост.

Проходим по восстановленному мосту. Впереди двое ворот. Нажимаем кнопку слева, мальчиком пролазим в шахту слева, идём вдоль здания вдалеке, через другую шахту забираемся выше, нажимаем вторую кнопку. Всем отрядом проходим через открывшиеся большие ворота.

Большая площадка . Всем нужно собраться на верхнем балконе. Джедаи поднимут друг друга на платформах слева. Для стрелков разбиваем клумбу справа, под ней цель для крюка. Для робота собираем лифт справа. Справа за ограждением можно прыгать по платформам и сверху собрать пару синих деталек. Снизу слева можно собрать серебряное устройство.

Дворец . Входим внутрь дворца через окно.

Ангар . Спасаем 6 пленных воинов.

Для спасения пленных собираем башни из кубов: один маленький, большой, ещё один маленький. По ним джедаями сможем запрыгнуть на балконы. Когда все 6 человек будут стоять у кораблей, идём вправо, дроидом открываем ворота ангара. Скайуокер разберется с роботами и вылетит наружу.


Счетчик джедая: 60 000 очков. Получаемые персонажи: Падме (бой), R2-D2, Анакин Скайвокер (мальчик). Модель за МиниКиты: Naboo Starfighter. Красный куб: Super slap за 5 000 очков.

1.6 - Дарт Мол
Как пройти Lego Star Wars. 1.6. Darth Maul

Принцесса с телохранителем продолжают штурм, а мы в роли двух джедаев начинаем борьбу с внезапно появившимся ситхом с двойным мечом.

Разрушенный мост . Вначале ситх стоит за пропастью и не пропускает нас дальше. Мечом отбиваем выстрелы в роботов, зажимая кнопку удара. Потом перехватываем кидаемые предметы и бросаем их в ситха. Повторив так три раза, прогоним босса и сможем восстановить мост.

Полукруглые платформы . Идём по платформам вдоль круглой постройки. Некоторые платформы вначале нужно выдвигать. Ситх отступает всё дальше и дальше.

Под потолком . Мы на вершине огромного завода, на круглых платформах.

Когда окажемся в центре, ситх уйдет, а по бокам роботы-офицеры вызовут подкрепление. Добираемся до офицеров и убиваем их, чтобы не появлялось новых врагов, после этого добиваем всех успевших появиться воинов. Уничтожаем два робота с защитными полями, после этого кнопками восстанавливаем мост.

Защитные поля . Нажимаем рычаги слева и справа, чтобы убирать красные силовые поля с пути.

Босс: Дарт Мол

1. Приходим в небольшое круглое помещение. Вступаем в бой с боссом Дарт Молом, у него 10 сердец здоровья. Ситха легко можно атаковать ударом по земле (делаем двойной прыжок, нажимаем удар).

2. Затем ситх запрыгнет на верхнюю платформу, и начнет кидаться в нас предметами. Применяем силу, перехватываем летящий предмет и бросаем в ситха.

3. Ситх снова вступит в бой. Атакуем его так же ударом по земле. Босс может атаковать своим темным умением – начнет удушать нас издалека. В этом случае быстро переключаемся на другого персонажа и ударяем босса, чтобы спасти напарника.

В конце старый джедай погибает от удара ситха, а молодому Оби-Ван Кеноби удается разрубить ситха пополам. Планета Татуин отвоевана у роботов.


Счетчик джедая: 31 000 очков. Получаемые персонажи: нет. Модель за МиниКиты: Sith Infiltrator. Красный куб: Force grapple leap за 15 000 очков.

Достижение "Почётный читатель сайт"
Понравилась статья? В благодарность можно поставить лайк через любую социальную сеть. Для вас это - один клик, для нас - очередной шаг вверх в рейтинге игровых сайтов.
Достижение "Почётный спонсор сайт"
Для особо щедрых есть возможность перевести деньги на счет сайта. В этом случае вы можете повлиять на выбор новой темы для статьи или прохождения.

Закусочная Декстера

Место дислокации, нейтральная территория. Здесь вы можете выбрать для игры любой из доступных уровней, купить подсказки/героев/бонусы или открыть их с помощью кодов (мы люди честные, поэтому такой вариант рассматривать не будем) и полюбоваться на собранные корабли. Также вы можете попрактиковать силу на предметах интерьера и собрать небольшой первоначальный капитал (такая возможность будет доступна на протяжении всей игры, но потом эффективнее будет еще раз пройти старые уровни).

Подсказки
Содержат базовую информацию об игровом устройстве. Легко скупаются на корню всего за 360 единиц.

Герои
Из 56 игровых героев на покупку доступно 31. Остальных будете получать бесплатно по сюжету. Возможность покупки определенного персонажа открывается после того, как вы победите/встретите его на одном из игровых уровней.

1) Дроид гонок – 250. Осо бенности: нет.
2) Дроид ПК – 350. Особенности: нет.
3) Боевой дроид (охрана) – 300. Особенности: стреляет, но медленно.
4) Боевой дроид – 200. Особенности: стреляет, но медленно.
5) Боевой дроид (командир) – 1,000. Особенности: медленно стреляет и говорит по радио, что, вроде как, ничего не приносит.
6) Дройдек -10,000. Особенности: защитное поле и долгое разворачивание в боевую позицию.
7) Королевский страж – 800. Особенности: стрелок.
8) Падме – 800. Особенности: стрелок.
9) Дарт Мол – 15,000. Особенности: ситх.
10) Клон – 2,000. Особенности: стрелок.
11) Геонозиан – 2,000. Особенности: стреляет, но медленно, может парить.
12) Боевой дроид (геонозис) – 300. Особенности: старый дроид в новой раскраске.
13) Супер боевой дроид – 5,000. Особенности: отлично стреляет.
14) Джанго Фетт – 65,000. Особенности: хороший стрелок, может парить над землей, правда, никуда не летает, но понтово.
15) Боба Фетт – 800. Особенности: аналог мальчика Ск айвокера.
16) Луминара – 20,000. Особенности: джедай.
17) Ки-Ади Мунди – 25,000. Особенности: еще джедай.
18) Кит Фисто – 35,000. Особенности: и еще джедай.
19) Шаак Ти – 15,000. Особенности: ну наконец-то джедай, а я уж начал беспокоиться…
20) Граф Дуку – 45,000. Особенности: ситх.
21) Телохранитель Гривуса – 30,000. Особенности: имеет посох, прыгает выше других.
22) Генерал Гривус – 200,000. Особенности: 4 лайтсейбера, прыгает выше других, красавец.
23) Клон (эпизод III) – 600. Особенности: стрелок.
24) Клон (эпизод III, пилот) – 700. Особенности: стрелок (хоть и пилот).
25) Клон (эпизод III, болото) – 800. Особенности: вы не поверите, стрелок.
26) Клон (эпизод III, волкер) – 2,500. Особенности: на то они и клоны…
27) Мэйс Винду (эпизод III) – 30,000. Особенности: джедай.
28) Замаскированный клон – 2,750. Особенности: стрелок.
29) Дарт Сидиус – 150,000. Особенности: ситх.
30) Воин повстанцев -1,000. Особенности: стрелок.
31) Принцесса Лея - 50,000. Особенности: стрелок.

Экстра
Пурпурный – 50,000. Все лайтсейберы становятся фиолетового цвета, как у Винду.
Большие бластеры – 50,000. Внешнее изменение вида бластеров.
Классические бластеры – 75,000. Внешнее изменение вида бластеров.
Слабые балстеры – 100,000. Внешнее изменение вида бластеров.
Силуэты – 75,000. Черные однотонные фигуры вместо текстур. Готично.
Усы – 150,000. Всем персонажам добавляются усы.
Чайные чашки – 175,000. Универсальные смертоносные чашки заместо лайтсейберов и бластеров.
Щетки – 200,000. Злостные джедаи-уборщики на тропе войны.
Детектор наборов – 750,000. Все детали корабля помечаются белыми стрелками. Полезная штука.
Несокрушимость – 1,000,000. Она самая.

Счетчик джедая
Для получения детали супер-набора на уровне необходимо заполнить счетчик джедая. Для этого нужно собрать определенное количество деталек. Атакуйте объекты вокруг вас или воздействуйте на них Силой, чтобы их полу чить. В случае смерти в бою уз вас выпадает деталек на 2,000 единиц, которые вы еще можете успеть подобрать. Смерть от падения в пропасть или в любую не предназначенную для жизни субстанцию карается 1,000 единиц, которые, однако ж, вы уже не подберете (правда, бывают и исключения, скажем, из героя выпадает одна синя деталь, которую он в падении сразу же подбирает). Вообще, персонажи не отличаются особой живучестью, так что будьте осторожны. Счетчик необходимо заполнить только один раз, после чего вы можете терять детали, не беспокоясь о его понижении.

Детали кораблей
Помимо основного супер-набора, на каждом уровне имеется свой собственный набор из десяти деталей. Детали эти хорошо спрятаны и часто требуют усилия нескольких персонажей, то есть взять их можно только в свободном режиме. За каждый собранный корабль вам будут давать по 50,000 единиц, так что, помимо пункта в прохождении игры по максимуму, это еще и неплохой заработок. Подробнее о местонахождении деталей читайте в прохождении самих уровней.

Виды деталей и их стоимость
Серебряная деталь – 10 единиц.
Золотая деталь – 100 единиц.
Синяя деталь – 1000 единиц.

Эпизод I: Скрытая Угроза

Глава 1, переговоры

Поскольку само по себе прохождение уровней ничего сложного и непонятного собой не представляет, я буду описывать только достойные внимания моменты + получение деталей корабля.

Все обозначения направлений «налево», «направо» и т.д. даются относительно камеры, а не игрока.

1. Откройте дроидом первую дверь слева в коридоре. Внутри встаньте обоими героями на кнопки (если вторым персонажем управляет компьютер, он сделает это сам), перебейте дроидов и возьмите деталь.
2. Переключите все шесть синих рычагов. Деталь появится впереди на высоте прыжка.
3. Откройте дроидом вторую дверь слева. Мальчиком Скайвокером нырните в шахту и выключите защитные экраны. Постройте колонну и запрыгните с нее к детали.
4. Аналогично переключите шесть фиолетовых рычагов.
5-6. Откройте R2-D2 третью дверь. Соберите Силой корабль в центре. Джар-Джаром прыгните с платформы рядом с экраном и возьмите деталь. С этой же платформы откройте шахту наверху и заберитесь в нее. Используйте парение R2, чтобы перелететь пропасть, затем запрыгните на корабль и с него возьмите еще одну деталь.
7. Открыв Силой проход в маленькой комнате, заберитесь на созданную постройку и прыгните вверх.
8. Попав в ангар, прыжком по дуге переберитесь на соседний выступ, или же спуститесь вниз, постройте силой платформу и Джар-Джаром прыгните туда же.
9. Передвиньте конструкцию в ближайшем углу и заберитесь с нее на платформу. Откройте дверь R2-D2. Внутри путем манипуляций с кнопками уберите колпак, закрывающий двигатель.
10. Постройте подъем к платформе рядом с магнитом, активируйте рычаг на стене, чтобы запустить движение платформы, заберитесь на нее и подождите, пока она доедет к де тали. Или же просто используйте парение R2, чтобы добраться до цели с начального положения платформы.

Замечания: счетчик джедая набирается легко и непринужденно.

Получаемые персонажи: ТС-14. Особенности: может открывать некоторые двери.

Глава 2, нашествие Набу

1. В небольшом тупике справа постройте Силой платформу и выстрелите с нее в мишень.
2. После того, как уберете с пути загораживающее дорогу дерево, атакуйте его до полного уничтожения.
3. Взорвав преграждающий путь корабль, прыгните с его останков вверх.
4. Уберите эти останки и запрыгните в открывшуюся нишу.
5. Воздействуйте Силой на растения по пути к лестницам. Некоторые из них будут издавать характерный звук и оставлять после себя какой-нибудь предмет. Последнее растение оставит платформу. Переместите ее в нужное место и возьмите деталь Джар-Джаром.
6. Заберитесь на выступ, с которого вы взяли части для постройки платформы.
7. Убрав части, блокирующие бревно, спуститесь на образованный ими уступ.
8. По пути нырните в шахту.
9. Деталь за охраняемой тремя дроидами дверью, сразу после болота.
10. В последней локации соберите конструктор из трех частей.

Замечания: приходящие из леса дроиды бесконечны. Не пытайтесь перебить их всех.

Получаемые персонажи:
Джар-Джар Бинкс. Особенности: прыгает выше других.

Глава 3, бегство с Набу

1. Сначала сделайте из дверных перегородок три кубика, затем поставьте их друг на друга и возьмите деталь Джар-Джаром.
2. Наверху, перед проходом в следующую локацию, вытащите из стены две платформы и пролетите с верхней R2 до угла – там в зелени спрятана деталь.
3. В следующей зоне сразу же пройдите вниз.
4. Раскрошив окна, подойдите к левому краю и спрыгните вниз. Убейте дроидов и пройдите направо.
5. Здесь же, внизу, перелетите пропасть R2, заберитесь наверх стрелком, уложите дройдеков, снова заберитесь наверх и возьмите деталь.
6. Перед большими воротами (которые открываются выстрелом в четыре мишени) поднимитесь по лестнице за колоннами и заберитесь стрелком наверх, там нырните в шахту.
7. От шахты двигайтесь налево и перебирайтесь на балкончик.
8. В одной из трех закрытых клеток слева.
9. Вокруг центральной кнопки стоит четыре дерева. Разрушьте кроны и постройте основания в одну колонну, заберитесь на нее и прыгните вверх.
10. В одной из закрытых клеток справа, там же выход с уровня.

Замечания: для заполнения счетчика рушьте все, вплоть до балконных ограждений.

Получаемые персонажи:
Королева Амидала и Капитан Панака. Особенности: могут стрелять по мишеням и забираться на лесках вверх в определенных местах (далее просто стрелки).

Глава 4, гонка Мос-Эспа

1. В конце загороженного подъема справа, перед въездом в пещеру.
2. Внутри пещеры.
3. В простреливаемом каньоне, с левой стороны.
4. На повороте-выходе из каньона, между столбами.
5. Чуть дальше под аркой с правой стороны. Из дву х ускорений выбирайте правое.
6. Прямо по курсу, после череды ускорений, перед подъемом.
7. В середине третьего участка трассы, перед одной из групп ускорений.
8. Перед финишем.
9. Между двумя ускорениями на прямой первого участка, появляется на втором круге.
10. Также первый участок, справа от ускорения прямо перед спуском вниз. Возьмите на третьем круге.

Замечания: совет, выданный вам в начале, очень полезен. Рекомендую эту кнопку зажать и не отпускать. На втором участке третьего круга сразу возьмите вправо и зажмите клавишу левого поворота перед ускорением, чтобы не въехать в камень впереди. Для того чтобы уложиться вовремя на третьем участке третьего круга, надо проехать по всем ускорениям и не нарваться на раскиданные в изобилии вокруг бомбы. Чтобы получить детали, сшибайте маленькие столбики и кристаллы в пещере. В случае уничтожения кара/проигрыша на любом из участков трассы у вас отнимается 2,000 единиц, которые вы уже не вернете, так что стара йтесь проходить все с первой попытки. И помните, что счетчик нужно заполнить лишь раз, а потом можете терять детали сколько вам угодно. Как вариант, счетчик можно набрать уже на первых двух (или даже на одном первом) кругах, и потом уже ни о чем не заботится.

Получаемые персонажи: нет.

Глава 5, отбить дворец Тиид

1. В правом углу первой же локации поднимитесь стрелком наверх и обойдите оконные решетки.
2. Слева от первой детали, разбейте выстрелами окошко и заберитесь в отверстие.
3. В первом зале разрушьте статую и встаньте на кнопку под ней.
4. Перед следующей открываемой R2 дверью поверните налево, расправьтесь с врагами и заберитесь на выступ. Откройте двери и возьмите деталь. Внимание: дверь можно открыть только темной стороной Силы, следовательно, у вас должен быть ситх.
5. Справа от фонтана поднимитесь стрелком. Деталь вновь будет за окнами, на этот раз их можно разбить.
6. Слева от того же фонтана нырните в шахту, заберитесь на уст уп правее, постройте платформу и прыгните к детали.
7. У подъемного лифта для R2 (следующая локация) спрыгните вниз и пройдите налево.
8. В дальнем углу еще одного зала поставьте друг на друга два стола, по ним заберитесь наверх, еще раз наверх стрелком и по уступу налево.
9. В ангаре с одной из платформ, на которых держат пилотов, переберитесь стрелком на уступ с деталью.
10. С другой такой платформы (она ближняя к выходу) вы можете забраться на самый высокий в ангаре уступ. Двигайтесь по нему направо к детали.

Замечания: иногда предмет интерьера становится разрушаемым только после некоторых силовых приготовлений. Так, например, в одном из залов столы и стулья надо поставить в ряд, переместить на столы бокалы и блюда из соседнего шкафа, и только потом вы сможете порезать их на детальки.

Получаемые персонажи:
Падме (бой). Особенности: стрелок.
R2-D2. Особенности: может открывать определенные двери и парить некоторое время в воздухе.
Анакин Скайвокер (мальчик). Особенности: может пролазить в шахты.

Глава 6, Дарт Мол

1. Над правым кораблем, на высоте прыжка.
2. Над левым кораблем, но выше: сначала почините его, а затем возьмите деталь Джар-Джаром.
3. Совместным использованием Силы заберитесь на платформу над проходом и откройте дверь R2. Внутри пройдите по всем лампам на полу, чтобы появилась деталь.
4. В преследовании Мола заберитесь стрелком наверх, пройдите до платформы, поднимите ее Силой и прыгните на ней Джар-Джаром. А еще там огромная куча деталей.
5. Идите низом – наткнетесь на еще одну деталь.
6-7. По обеим сторонам от входа в следующую локацию консоли для R2 запускают в движение платформы по бокам. Обе довезут вас к деталям.
8-10. На платформах, с которых Мол будет кидать в вас предметами.

Замечания: после того, как вы убьете всех дроидов, отразив в них выстрелы бластера, Мол кинет в вас предметом, который надо Силой отправить обратно в него. На практике замечено, что кнопку Силы для перехвата лучше не держать, а нажимать. Когда появятся двое дроидов-командиров, постарайтесь к ним пробиться – подкрепления они могут вызывать бесконечно. Последняя битва состоит из трех этапов. На первом Мол легко атакуется ударом по площади (нажмите кнопку атаки во время двойного прыжка). На втором он будет бросаться в вас предметами. Учтите, что ваша Сила перестает действовать, если предмет вылетает за пределы экрана, так что подойдите к врагу поближе. На третьем этапе Мол становится нечувствительным к обычным атакам и неизменно успешно атакует вас чем-то вроде удушения. Как только заметите, что у персонажа появляется красный ореол, переключайтесь на другого и бейте ситха, когда он начнет поднимать товарища в воздух, в это время он уязвим (если вы играете hot-seat, то, естественно, никуда переключаться не надо, просто действуйте сообща).

Получаемые персонажи: нет.


В данной теме мы расскажем как пройти первую часть The Clone Wars, миссия "Пролог".

Джеонозианская Арена…

И так игра встречает Вас красочной заставкой в стиле Звездных войн. И после неё Вы оказываетесь на Джеонозинанской арене, как во втором эпизоде Звездных войн. Персонажи Анакин, Падме и Оби-ван находятся в плену у врага и будучи прикованные к колоннам должны победить всех тварей на арене.

Выбираем персонажа Оби-Ван и со всемй силы двигаем колонну, что бы сделать из неё лестницу. После того, как Вы поднялись на верх, разрушьте пик колонны. Далее переключаемся на персонажа Падме и его крюком цепляемся за вершину столба. После того, как Вы освободились от оков, сразу зацепляете своим крюком зверя, который стоит посередине. Это позволит вывести его из строя на несколько секунд.
Итак, пока противник оглушён прыгайте на его спину, и берите его под Ваш контроль.

читы

Оседлали зверя и несемся верхом, собирая монетки и круша всё на что увидите. После того как Вы разрушите пять скамеек, которые расположенны по всему периметру арены, Вы получите детальку из набора.
Теперь Ваша цель - тигр, для этого Вам надо 4 раза протаранить его.

После этого Вам покажут застувку, как джедаи ринулись в бой и начинается ожесточенная битва с дроидами.


После чего у Анакина с Оби – Ваном появятся световые мечи и следующей целью будет паукообразная тварь. Вы должны разрубить три ноги мечом, выбрать Падме и с помощью его крюка зацепить голову паука. Закрепив крюк, переключитесь на джедая и ударяйте тварь мечом. После того, как Вы повторите это ещё два раза, тварь будет побеждена.

Но расслабляться рано, Вы видите как летит Джанго Фет и начинает стрелять в Вас с воздуха. Сразу бросайте в него световой меч. Для этого надо навести прицел и удерживать клавишу удара. Пока Джанго на земле мы должны наносить яростные удары наносим удары, пока он не взлетит. Повторите это ещё пару раза.
После наблюдаем смерть Джанго Фета, и как к Вам прилетают отряды клонов во главе с Йодой. Открываем двери и прикрываем джедаев, пока они не прыгнут в корабли. После чего закрывайте двери трёх кораблей.

И вот Вы на корабле. Тут Вы можете отдохнуть, получить задание, потрать накопленное золото и исследовать корабль. Конечно же для открытия новых комнат Вам нужны золотые кубики. Что бы переместиться дальше надо подойти к к звёздной карте, выбирать участок галактики и планету.

Закусочная Декстера

Место дислокации, нейтральная территория. Здесь вы можете выбрать для игры любой из доступных уровней, купить подсказки/героев/бонусы или открыть их с помощью кодов (мы люди честные, поэтому такой вариант рассматривать не будем) и полюбоваться на собранные корабли. Также вы можете попрактиковать силу на предметах интерьера и собрать небольшой первоначальный капитал (такая возможность будет доступна на протяжении всей игры, но потом эффективнее будет еще раз пройти старые уровни).

Подсказки
Содержат базовую информацию об игровом устройстве. Легко скупаются на корню всего за 360 единиц.

Герои
Из 56 игровых героев на покупку доступно 31. Остальных будете получать бесплатно по сюжету. Возможность покупки определенного персонажа открывается после того, как вы победите/встретите его на одном из игровых уровней.

1) Дроид гонок - 250. Осо бенности: нет.
2) Дроид ПК - 350. Особенности: нет.
3) Боевой дроид (охрана) - 300. Особенности: стреляет, но медленно.
4) Боевой дроид - 200. Особенности: стреляет, но медленно.
5) Боевой дроид (командир) - 1,000. Особенности: медленно стреляет и говорит по радио, что, вроде как, ничего не приносит.
6) Дройдек -10,000. Особенности: защитное поле и долгое разворачивание в боевую позицию.
7) Королевский страж - 800. Особенности: стрелок.
8) Падме - 800. Особенности: стрелок.
9) Дарт Мол - 15,000. Особенности: ситх.
10) Клон - 2,000. Особенности: стрелок.
11) Геонозиан - 2,000. Особенности: стреляет, но медленно, может парить.
12) Боевой дроид (геонозис) - 300. Особенности: старый дроид в новой раскраске.
13) Супер боевой дроид - 5,000. Особенности: отлично стреляет.
14) Джанго Фетт - 65,000. Особенности: хороший стрелок, может парить над землей, правда, никуда не летает, но понтово.
15) Боба Фетт - 800. Особенности: аналог мальчика Скайвокера.
16) Луминара - 20,000. Особенности: джедай.
17) Ки-Ади Мунди - 25,000. Особенности: еще джедай.
18) Кит Фисто - 35,000. Особенности: и еще джедай.
19) Шаак Ти - 15,000. Особенности: ну наконец-то джедай, а я уж начал беспокоиться…
20) Граф Дуку - 45,000. Особенности: ситх.
21) Телохранитель Гривуса - 30,000. Особенности: имеет посох, прыгает выше других.
22) Генерал Гривус - 200,000. Особенности: 4 лайтсейбера, прыгает выше других, красавец.
23) Клон (эпизод III) - 600. Особенности: стрелок.
24) Клон (эпизод III, пилот) - 700. Особенности: стрелок (хоть и пилот).
25) Клон (эпизод III, болото) - 800. Особенности: вы не поверите, стрелок.
26) Клон (эпизод III, волкер) - 2,500. Особенности: на то они и клоны…
27) Мэйс Винду (эпизод III) - 30,000. Особенности: джедай.
28) Замаскированный клон - 2,750. Особенности: стрелок.
29) Дарт Сидиус - 150,000. Особенности: ситх.
30) Воин повстанцев -1,000. Особенности: стрелок.
31) Принцесса Лея - 50,000. Особенности: стрелок.

Экстра
Пурпурный - 50,000. Все лайтсейберы становятся фиолетового цвета, как у Винду.
Большие бластеры - 50,000. Внешнее изменение вида бластеров.
Классические бластеры - 75,000. Внешнее изменение вида бластеров.
Слабые балстеры - 100,000. Внешнее изменение вида бластеров.
Силуэты - 75,000. Черные однотонные фигуры вместо текстур. Готично.
Усы - 150,000. Всем персонажам добавляются усы.
Чайные чашки - 175,000. Универсальные смертоносные чашки заместо лайтсейберов и бластеров.
Щетки - 200,000. Злостные джедаи-уборщики на тропе войны.
Детектор наборов - 750,000. Все детали корабля помечаются белыми стрелками. Полезная штука.
Несокрушимость - 1,000,000. Она самая.

Счетчик джедая
Для получения детали супер-набора на уровне необходимо заполнить счетчик джедая. Для этого нужно собрать определенное количество деталек. Атакуйте объекты вокруг вас или воздействуйте на них Силой, чтобы их получить. В случае смерти в бою уз вас выпадает деталек на 2,000 единиц, которые вы еще можете успеть подобрать. Смерть от падения в пропасть или в любую не предназначенную для жизни субстанцию карается 1,000 единиц, которые, однако ж, вы уже не подберете (правда, бывают и исключения, скажем, из героя выпадает одна синя деталь, которую он в падении сразу же подбирает). Вообще, персонажи не отличаются особой живучестью, так что будьте осторожны. Счетчик необходимо заполнить только один раз, после чего вы можете терять детали, не беспокоясь о его понижении.

Детали кораблей
Помимо основного супер-набора, на каждом уровне имеется свой собственный набор из десяти деталей. Детали эти хорошо спрятаны и часто требуют усилия нескольких персонажей, то есть взять их можно только в свободном режиме. За каждый собранный корабль вам будут давать по 50,000 единиц, так что, помимо пункта в прохождении игры по максимуму, это еще и неплохой заработок. Подробнее о местонахождении деталей читайте в прохождении самих уровней.

Виды деталей и их стоимость
Серебряная деталь - 10 единиц.
Золотая деталь - 100 единиц.
Синяя деталь - 1000 единиц.

Эпизод I: Скрытая Угроза

Глава 1, переговоры

Поскольку само по себе прохождение уровней ничего сложного и непонятного собой не представляет, я буду описывать только достойные внимания моменты + получение деталей корабля.

Все обозначения направлений «налево», «направо» и т.д. даются относительно камеры, а не игрока.

1. Откройте дроидом первую дверь слева в коридоре. Внутри встаньте обоими героями на кнопки (если вторым персонажем управляет компьютер, он сделает это сам), перебейте дроидов и возьмите деталь.
2. Переключите все шесть синих рычагов. Деталь появится впереди на высоте прыжка.
3. Откройте дроидом вторую дверь слева. Мальчиком Скайвокером нырните в шахту и выключите защитные экраны. Постройте колонну и запрыгните с нее к детали.
4. Аналогично переключите шесть фиолетовых рычагов.
5-6. Откройте R2-D2 третью дверь. Соберите Силой корабль в центре. Джар-Джаром прыгните с платформы рядом с экраном и возьмите деталь. С этой же платформы откройте шахту наверху и заберитесь в нее. Используйте парение R2, чтобы перелететь пропасть, затем запрыгните на корабль и с него возьмите еще одну деталь.
7. Открыв Силой проход в маленькой комнате, заберитесь на созданную постройку и прыгните вверх.
8. Попав в ангар, прыжком по дуге переберитесь на соседний выступ, или же спуститесь вниз, постройте силой платформу и Джар-Джаром прыгните туда же.
9. Передвиньте конструкцию в ближайшем углу и заберитесь с нее на платформу. Откройте дверь R2-D2. Внутри путем манипуляций с кнопками уберите колпак, закрывающий двигатель.
10. Постройте подъем к платформе рядом с магнитом, активируйте рычаг на стене, чтобы запустить движение платформы, заберитесь на нее и подождите, пока она доедет к де тали. Или же просто используйте парение R2, чтобы добраться до цели с начального положения платформы.

Замечания: счетчик джедая набирается легко и непринужденно.

Получаемые персонажи: ТС-14. Особенности: может открывать некоторые двери.

Глава 2, нашествие Набу

1. В небольшом тупике справа постройте Силой платформу и выстрелите с нее в мишень.
2. После того, как уберете с пути загораживающее дорогу дерево, атакуйте его до полного уничтожения.
3. Взорвав преграждающий путь корабль, прыгните с его останков вверх.
4. Уберите эти останки и запрыгните в открывшуюся нишу.
5. Воздействуйте Силой на растения по пути к лестницам. Некоторые из них будут издавать характерный звук и оставлять после себя какой-нибудь предмет. Последнее растение оставит платформу. Переместите ее в нужное место и возьмите деталь Джар-Джаром.
6. Заберитесь на выступ, с которого вы взяли части для постройки платформы.
7. Убрав части, блокирующие бревно, спуститесь на образованный ими уступ.
8. По пути нырните в шахту.
9. Деталь за охраняемой тремя дроидами дверью, сразу после болота.
10. В последней локации соберите конструктор из трех частей.
Замечания: приходящие из леса дроиды бесконечны. Не пытайтесь перебить их всех.

Получаемые персонажи:
Джар-Джар Бинкс. Особенности: прыгает выше других.

Глава 3, бегство с Набу

1. Сначала сделайте из дверных перегородок три кубика, затем поставьте их друг на друга и возьмите деталь Джар-Джаром.
2. Наверху, перед проходом в следующую локацию, вытащите из стены две платформы и пролетите с верхней R2 до угла - там в зелени спрятана деталь.
3. В следующей зоне сразу же пройдите вниз.
4. Раскрошив окна, подойдите к левому краю и спрыгните вниз. Убейте дроидов и пройдите направо.
5. Здесь же, внизу, перелетите пропасть R2, заберитесь наверх стрелком, уложите дройдеков, снова заберитесь наверх и возьмите деталь.
6. Перед большими воротами (которые открываются выстрелом в четыре мишени) поднимитесь по лестнице за колоннами и заберитесь стрелком наверх, там нырните в шахту.
7. От шахты двигайтесь налево и перебирайтесь на балкончик.
8. В одной из трех закрытых клеток слева.
9. Вокруг центральной кнопки стоит четыре дерева. Разрушьте кроны и постройте основания в одну колонну, заберитесь на нее и прыгните вверх.
10. В одной из закрытых клеток справа, там же выход с уровня.

Замечания: для заполнения счетчика рушьте все, вплоть до балконных ограждений.

Получаемые персонажи:
Королева Амидала и Капитан Панака. Особенности: могут стрелять по мишеням и забираться на лесках вверх в определенных местах (далее просто стрелки).

Глава 4, гонка Мос-Эспа

1. В конце загороженного подъема справа, перед въездом в пещеру.
2. Внутри пещеры.
3. В простреливаемом каньоне, с левой стороны.
4. На повороте-выходе из каньона, между столбами.
5. Чуть дальше под аркой с правой стороны. Из дву х ускорений выбирайте правое.
6. Прямо по курсу, после череды ускорений, перед подъемом.
7. В середине третьего участка трассы, перед одной из групп ускорений.
8. Перед финишем.
9. Между двумя ускорениями на прямой первого участка, появляется на втором круге.
10. Также первый участок, справа от ускорения прямо перед спуском вниз. Возьмите на третьем круге.

Замечания: совет, выданный вам в начале, очень полезен. Рекомендую эту кнопку зажать и не отпускать. На втором участке третьего круга сразу возьмите вправо и зажмите клавишу левого поворота перед ускорением, чтобы не въехать в камень впереди. Для того чтобы уложиться вовремя на третьем участке третьего круга, надо проехать по всем ускорениям и не нарваться на раскиданные в изобилии вокруг бомбы. Чтобы получить детали, сшибайте маленькие столбики и кристаллы в пещере. В случае уничтожения кара/проигрыша на любом из участков трассы у вас отнимается 2,000 единиц, которые вы уже не вернете, так что старайтесь проходить все с первой попытки. И помните, что счетчик нужно заполнить лишь раз, а потом можете терять детали сколько вам угодно. Как вариант, счетчик можно набрать уже на первых двух (или даже на одном первом) кругах, и потом уже ни о чем не заботится.

Получаемые персонажи: нет.

Глава 5, отбить дворец Тиид

1. В правом углу первой же локации поднимитесь стрелком наверх и обойдите оконные решетки.
2. Слева от первой детали, разбейте выстрелами окошко и заберитесь в отверстие.
3. В первом зале разрушьте статую и встаньте на кнопку под ней.
4. Перед следующей открываемой R2 дверью поверните налево, расправьтесь с врагами и заберитесь на выступ. Откройте двери и возьмите деталь. Внимание: дверь можно открыть только темной стороной Силы, следовательно, у вас должен быть ситх.
5. Справа от фонтана поднимитесь стрелком. Деталь вновь будет за окнами, на этот раз их можно разбить.
6. Слева от того же фонтана нырните в шахту, заберитесь на уступ правее, постройте платформу и прыгните к детали.
7. У подъемного лифта для R2 (следующая локация) спрыгните вниз и пройдите налево.
8. В дальнем углу еще одного зала поставьте друг на друга два стола, по ним заберитесь наверх, еще раз наверх стрелком и по уступу налево.
9. В ангаре с одной из платформ, на которых держат пилотов, переберитесь стрелком на уступ с деталью.
10. С другой такой платформы (она ближняя к выходу) вы можете забраться на самый высокий в ангаре уступ. Двигайтесь по нему направо к детали.

Замечания: иногда предмет интерьера становится разрушаемым только после некоторых силовых приготовлений. Так, например, в одном из залов столы и стулья надо поставить в ряд, переместить на столы бокалы и блюда из соседнего шкафа, и только потом вы сможете порезать их на детальки.

Получаемые персонажи:
Падме (бой). Особенности: стрелок.
R2-D2. Особенности: может открывать определенные двери и парить некоторое время в воздухе.
Анакин Скайвокер (мальчик). Особенности: может пролазить в шахты.

Глава 6, Дарт Мол

1. Над правым кораблем, на высоте прыжка.
2. Над левым кораблем, но выше: сначала почините его, а затем возьмите деталь Джар-Джаром.
3. Совместным использованием Силы заберитесь на платформу над проходом и откройте дверь R2. Внутри пройдите по всем лампам на полу, чтобы появилась деталь.
4. В преследовании Мола заберитесь стрелком наверх, пройдите до платформы, поднимите ее Силой и прыгните на ней Джар-Джаром. А еще там огромная куча деталей.
5. Идите низом - наткнетесь на еще одну деталь.
6-7. По обеим сторонам от входа в следующую локацию консоли для R2 запускают в движение платформы по бокам. Обе довезут вас к деталям.
8-10. На платформах, с которых Мол будет кидать в вас предметами.

Замечания: после того, как вы убьете всех дроидов, отразив в них выстрелы бластера, Мол кинет в вас предметом, который надо Силой отправить обратно в него. На практике замечено, что кнопку Силы для перехвата лучше не держать, а нажимать. Когда появятся двое дроидов-командиров, постарайтесь к ним пробиться - подкрепления они могут вызывать бесконечно. Последняя битва состоит из трех этапов. На первом Мол легко атакуется ударом по площади (нажмите кнопку атаки во время двойного прыжка). На втором он будет бросаться в вас предметами. Учтите, что ваша Сила перестает действовать, если предмет вылетает за пределы экрана, так что подойдите к врагу поближе. На третьем этапе Мол становится нечувствительным к обычным атакам и неизменно успешно атакует вас чем-то вроде удушения. Как только заметите, что у персонажа появляется красный ореол, переключайтесь на другого и бейте ситха, когда он начнет поднимать товарища в воздух, в это время он уязвим (если вы играете hot-seat, то, естественно, никуда переключаться не надо, просто действуйте сообща).

Получаемые персонажи: нет.
Эпизод II: Атака Клонов

Гла ва 1, открытие на Камино

1. Слева от старта, почините платформу и прыгните вверх.
2. Справа от старта, просто перелетите пропасть R2.
3-4. После того, как увидите ролик с клонами, пройдите в открывшийся коридор (не в тот, куда пойдет длинношей) и откройте дверь C-3PO. Внутри две детали: для получения первой надо нажать на все кнопки и опустить платформу справа, второй - выстрелить в мишень и залезть в крайнюю правую шахту.
5. В коридоре, куда пойдет длинношей, поверните шесть штуковин на стене.
6. В помещении напротив комнаты Фетта зажгите все напольные круги, наступая вдвоем на освещенные в данный момент. Помимо детали получите дискотеку и светомузыку.
7. В комнате Фетта 4 раза используйте силу на рычажке рядом с закрытой деталью, затем поставьте выпавшие части на место, чтобы открыть загородку.
8. Не бросайтесь сразу в люк, куда сбегает Джанго, а пройдите дальше и трижды наступите на подсвеченные рядом на стене участки, чтобы открыть доступ к детали.
9. После преодоления бомб поднимитесь стрелком наверх, опустите платформу через консоль C-3PO, а, когда она начнет подниматься, поразите все три мишени.
10. В комнате, где роботы Фетта лезут из люка, с левой стороны есть нечто вроде двери, открыть которую может только ситх. Внутри также ситхами одновременно откройте два клапана.

Замечания: роботы Джанго будут лезть из люков бесконечно, пока эти люки не закрыть. К счастью, если их будет кто-то отвлекать, они не обратят внимания на дроида и дадут все спокойно сделать. Фетт сначала постреляет в вас из бластеров, затем тоже из бластеров, но под прикрытием своего корабля. Под конец Силой запустите обратно парочку его ракет. Последний удар придется сделать в спину: Фетт начнет в истерике бегать от вас по кругу.

Получаемые персонажи:
Оби-Ван Кеноби (мастер джедай). Особенности: джедай.
R4-D17.Особенности: аналог R2-D2.

Глава 2, завод дроидов

1. От места старта пройдите назад.
2. Прежде, чем у вас из-под ног уедет платформа, прыгните с нее налево и нырните в шахту.
3. От центрального вентилятора идите вниз, забирайтесь наверх, атакуйте мишень и открывайте дверь R2. Внутри активируйте те две из трех консолей, цвет которых вместе составит раскраску круга на четвертой трубе рядом.
4. От дройдека налево.
5. Откройте дверь около дройдека R2. Внутри пропрыгайте по движущимся платформам к детали.
6. В комнате, где вы встретили C-3PO, на платформе по пути стрелка.
7. Раскрошите загородку одной из дыр в пещере, сделайте из нее две платформы и с левой прыгните к дырке с деталью.
8. Пройдите в это ранее загороженное отверстие. Внутри по очереди активируйте все четыре консоли.
9. Справа от открываемой C-3PO двери.
10. Активируйте R2 левую консоль, соберите из прибывших деталей платформу и возьмите с неё деталь.

Замечания: не дотрагивайтесь до нижней поверхности прессов. Даже когда они наверху, это будет смертельно.

Получаемые персонажи:
Анакин Скайвокер (падаван). Особенности: джедай.
Падме. Особенности: стрелок.
C-3PO. Особенности: аналог ТС-14.

Глава 3, бои джедаев

1-2. За столбом Леи. Нужен кто-нибудь высоко прыгающий.
3. От первых двух направо, за решеткой.
4-5. За столбом Анакина. Нужен стрелок.
6-7. За столбом Оби-Вана. Нужен джедай и стрелок.
8. Правее столба Оби-Вана, через шахту.
9. В четвертой нише, что без столба. Правильно соберите конструктор.
10. Слева от столба Леи, за колонной.

Замечания: месиво в центре арены бесконечно, не отвлекайтесь на него. В принципе, в него даже не обязательно лезть: выходящие из ворот враги потихоньку придут к вам и сами. Джанго Фетт убивается аналогично первой главе.

Получаемые персонажи:
Мэйс Винду. Особенности: джедай.
Падме (в клешах). Особенности: стрелок.

Глава 4, кавалерия боевого корабля

1-5. По курсу движения, выглядят, как в гонке Мос-Эспа, только в эти надо стрелять.
6-10. В локации шара, между турелями.

Замечания: здесь чистый фан, едем и стреляем.

Получаемые персонажи: нет.

Глава 5, граф Дуку

1. От старта налево. Возьмите деталь R2-D2.
2. Тут же неподалеку, используйте стрелка.
3. Переместите оба предмета на свет, затем уничтожьте.
4-5. С левой стороны от входа. Прыгайте по платформам.
6. С правой стороны, аналогично.
7. Назад и направо от Дуку, поразите обе мишени.
8. Направо от Дуку, в шахту, потом стрелком.
9-10. Налево от Дуку, постройте лестницу из трех частей, возьмите деталь, разрушьте загородку и прыгните за еще одной деталью.

Замечания: ничего особо нового в плане боя Дуку вам не предложит.

Получаемые персонажи:
Йода. Особенности: джедай, красавец.

Эпизод III: Месть Ситха

Глава 1, сражение за Корускант

1-10. Ну здесь вообще никаких хитростей быть не может, так как даже развилок нет. Просто внимательнее смотрите по сторонам.
Замечания: чтобы заполнить счетчик, уничтожайте атакующие вас корабли.

Получаемые персонажи: нет.

Глава 2, канцлер в опасности

1. Рядом со стартом, используйте стрелка.
2. Перед спуском вниз, опять стрелок.
3. За крайней левой из четырех дверей, откройте R2.
4. За второй справа из четырех дверей, откройте C3PO.
5. В следующей локации, над входом.
6. Налево от того же входа.
7. В следующей после битвы с Дуку комнате, за правой дверью.
8. После преодоления пара покрутите вентиль, чтобы взорвать закрывающую деталь заслонку.
9-10. По обеим сторонам от входа на командный мостик.

Замечания: дуэль с Дуку будет осложнена тем, что на вас почти все время будут переть дроиды. Не уделяйте им слишком много внимания и сконцентрируйтесь на ситхе.

Получаемые персонажи:
Оби-Ван Кеноби (эпизод III). Особенности: джедай.
Анакин Скайвокер (джедай). Особенности: ясно.
Канцлер Палпатин. Особенности: нет.

Глава 3, генерал Гривус

1. На уступе справа от построенного вами моста.
2-3. На уступе слева от моста. Перелетите туда R2.
4-5. Две детали в ряд над уступом за мостом. Постройте платформу для них Силой.
6. Под вторым местом Гривуса. Выстрелите в части, чтобы открыть нишу с деталью.
7. На третьей платформе, куда убегает Гривус.
8. Справа от предыдущей, на нижнем уступе.
9.Еще одной платформой правее.
10. От девятой детали через мост. В зале опустите четыре рычага. Опасайтесь мин.

Замечания: по ходу боя Гривус будет убегать на недосягаемые для вас платформы. Выкуривать его оттуда придется близким взрывом бочки. Чтобы поразить ее на второй, нужно построить Силой платформу и выстрелить в прыжке с нее, на третью же вам самим придется перетащить бочку (она находится в нише за частями).

Получаемые персонажи:
Командир Коди. Особенности: стрелок.

Глава 4, защита Кашиик

1. Первый поворот направо. Разрушьте все трубы и переместите болоны Силой.
2. От первого спасенного вуки дальше по платформам.
3. На следующей развилке налево.
4. Из всех растений на пляже три скрывают под собой морковь. Вытащите их, и тогда в углу на камне появится деталь. Процесс вытаскивания очень осложняется постоянно атакующими врагами. Если играете вдвоём, пусть один отвлекает внимание на себя. Из компьютера отвлекальщик не важный: старайтесь выбирать места, где выстрелы вас не достанут, хотя это и не всегда получается, и не пытайтесь перебить всех, чтобы выиграть время - подкрепление приходит слишком быстро.
5. На одной из двух платформ, которые вы соединили мостом (с него еще надо стрелять по мишеням).
6. В центре пляжа, по двум платформам поднимитесь Гривусом, дальше направо R2.
7. Поднимите утонувший корабль и прыгните с него вверх.
8. Наткнувшись на сухой темный куст, воздействуйте на него ситхом.
9. На дорожке с катящимися камнями поднимитесь наверх стрелком.
10. Над капсулой-выходом с уровня.

Замечания: рекордный по количеству бесконечных врагов уровень. Во-первых, пляж. Во-вторых, болото после пляжа (там за безобразие отвечают два дроида-командира на уступах). И в-третьих, последняя зона с капсулой. Не забывайте о доброй традиции бить все, что попадется под руку - многие незаметные предметы ландшафта будут давать детальки.

Получаемые персонажи:
Чубакка. Особенности: стрелок.
Вуки. Особенности: стрелок.

Глава 5, провал джедаев

1. За первой же колонной.
2. Три из в изобилии торчащих по краям обрыва частей можно поставить друг на друга и по ним добраться к детали.
3. В правом конце зала используйте стрелка, по платформам доберитесь до окна и разбейте его.
4. Поднявшись по собранной лестнице, войдите в дверь неподалеку.
5. От расколотого шара вниз по лестнице и в комнату, там соберите конструкцию из кресел и возьмите деталь.
6. Слева от входа в эту комнату.
7-8. В комнате с шестью нишами, левая и правая из открытых.
9. После активации трех переключателей прыгните на открытую заслонку, переберитесь по платформам в другой конец комнаты и перепрыгните защитный экран.
10. Нажав еще три переключателя, возьмите деталь с изменившей положение платформы.

Получаемые персонажи: нет.

Глава 6, Дарт Вейдер

1. По курсу бега, с левой стороны.
2. В разрушающейся комнате, на ровной площадке с кучей деталек.
3. В дальнем левом углу, за перегородкой.
4. Рядом, за открываемой клапаном решеткой.
5. С левой стороны, за дверью R2.
6. В начале следующей локации.
7. В нише, после нажатия двух кнопок.
8-9. На маленьких платформах, торчащих из лавы.
10. На платформе справа от места последней битвы. Перелетите туда R2.

Замечания: последний бой будет с вашим напарником. Если вы играете один - то не важно, выиграете ли вы или проиграете, все равно уровень будет засчитан.

Получаемые персонажи: нет.

Эпизод IV: Новая Надежда

Бонусный уровень, который откроется вам после заполнения всех счетчиков джедая. Деталей корабля здесь нет, зато есть много-много деталек (за один раз легко собрать больше 100,000) и Дарт Вейдер собственной персоной. В первой комнате справа надо собрать из блоков слово LEGO, слева - раскрошить колпаки ударом сверху и пробежаться по всем кнопкам. Во второй комнате слева соберите механизм и раскрутите его, а потом поднимитесь на вентиляторах.

Получаемые персонажи:
Анакин Скайвокер (Дарт Вейдер). Особенности: ситх, фирменное дыхание.
Штурмовик. Особенности: стрелок.

Закусочная Декстера

Место дислокации, нейтральная территория. Здесь вы можете выбрать для игры любой из доступных уровней, купить подсказки/героев/бонусы или открыть их с помощью кодов (мы люди честные, поэтому такой вариант рассматривать не будем) и полюбоваться на собранные корабли. Также вы можете попрактиковать силу на предметах интерьера и собрать небольшой первоначальный капитал (такая возможность будет доступна на протяжении всей игры, но потом эффективнее будет еще раз пройти старые уровни).

Подсказки
Содержат базовую информацию об игровом устройстве. Легко скупаются на корню всего за 360 единиц.

Герои
Из 56 игровых героев на покупку доступно 31. Остальных будете получать бесплатно по сюжету. Возможность покупки определенного персонажа открывается после того, как вы победите/встретите его на одном из игровых уровней.

1) Дроид гонок - 250. Осо бенности: нет.
2) Дроид ПК - 350. Особенности: нет.
3) Боевой дроид (охрана) - 300. Особенности: стреляет, но медленно.
4) Боевой дроид - 200. Особенности: стреляет, но медленно.
5) Боевой дроид (командир) - 1,000. Особенности: медленно стреляет и говорит по радио, что, вроде как, ничего не приносит.
6) Дройдек -10,000. Особенности: защитное поле и долгое разворачивание в боевую позицию.
7) Королевский страж - 800. Особенности: стрелок.
8) Падме - 800. Особенности: стрелок.
9) Дарт Мол - 15,000. Особенности: ситх.
10) Клон - 2,000. Особенности: стрелок.
11) Геонозиан - 2,000. Особенности: стреляет, но медленно, может парить.
12) Боевой дроид (геонозис) - 300. Особенности: старый дроид в новой раскраске.
13) Супер боевой дроид - 5,000. Особенности: отлично стреляет.
14) Джанго Фетт - 65,000. Особенности: хороший стрелок, может парить над землей, правда, никуда не летает, но понтово.
15) Боба Фетт - 800. Особенности: аналог мальчика Ск айвокера.
16) Луминара - 20,000. Особенности: джедай.
17) Ки-Ади Мунди - 25,000. Особенности: еще джедай.
18) Кит Фисто - 35,000. Особенности: и еще джедай.
19) Шаак Ти - 15,000. Особенности: ну наконец-то джедай, а я уж начал беспокоиться:
20) Граф Дуку - 45,000. Особенности: ситх.
21) Телохранитель Гривуса - 30,000. Особенности: имеет посох, прыгает выше других.
22) Генерал Гривус - 200,000. Особенности: 4 лайтсейбера, прыгает выше других, красавец.
23) Клон (эпизод III) - 600. Особенности: стрелок.
24) Клон (эпизод III, пилот) - 700. Особенности: стрелок (хоть и пилот).
25) Клон (эпизод III, болото) - 800. Особенности: вы не поверите, стрелок.
26) Клон (эпизод III, волкер) - 2,500. Особенности: на то они и клоны:
27) Мэйс Винду (эпизод III) - 30,000. Особенности: джедай.
28) Замаскированный клон - 2,750. Особенности: стрелок.
29) Дарт Сидиус - 150,000. Особенности: ситх.
30) Воин повстанцев -1,000. Особенности: стрелок.
31) Принцесса Лея - 50,000. Особенности: стрелок.

Экстра
Пурпурный - 50,000. Все лайтсейберы становятся фиолетового цвета, как у Винду.
Большие бластеры - 50,000. Внешнее изменение вида бластеров.
Классические бластеры - 75,000. Внешнее изменение вида бластеров.
Слабые балстеры - 100,000. Внешнее изменение вида бластеров.
Силуэты - 75,000. Черные однотонные фигуры вместо текстур. Готично.
Усы - 150,000. Всем персонажам добавляются усы.
Чайные чашки - 175,000. Универсальные смертоносные чашки заместо лайтсейберов и бластеров.
Щетки - 200,000. Злостные джедаи-уборщики на тропе войны.
Детектор наборов - 750,000. Все детали корабля помечаются белыми стрелками. Полезная штука.
Несокрушимость - 1,000,000. Она самая.

Счетчик джедая
Для получения детали супер-набора на уровне необходимо заполнить счетчик джедая. Для этого нужно собрать определенное количество деталек. Атакуйте объекты вокруг вас или воздействуйте на них Силой, чтобы их полу чить. В случае смерти в бою уз вас выпадает деталек на 2,000 единиц, которые вы еще можете успеть подобрать. Смерть от падения в пропасть или в любую не предназначенную для жизни субстанцию карается 1,000 единиц, которые, однако ж, вы уже не подберете (правда, бывают и исключения, скажем, из героя выпадает одна синя деталь, которую он в падении сразу же подбирает). Вообще, персонажи не отличаются особой живучестью, так что будьте осторожны. Счетчик необходимо заполнить только один раз, после чего вы можете терять детали, не беспокоясь о его понижении.

Детали кораблей
Помимо основного супер-набора, на каждом уровне имеется свой собственный набор из десяти деталей. Детали эти хорошо спрятаны и часто требуют усилия нескольких персонажей, то есть взять их можно только в свободном режиме. За каждый собранный корабль вам будут давать по 50,000 единиц, так что, помимо пункта в прохождении игры по максимуму, это еще и неплохой заработок. Подробнее о местонахождении деталей читайте в прохождении самих уровней.

Виды деталей и их стоимость
Серебряная деталь - 10 единиц.
Золотая деталь - 100 единиц.
Синяя деталь - 1000 единиц.

Эпизод I: Скрытая Угроза

Глава 1, переговоры

Поскольку само по себе прохождение уровней ничего сложного и непонятного собой не представляет, я буду описывать только достойные внимания моменты + получение деталей корабля.

Все обозначения направлений, и т.д. даются относительно камеры, а не игрока.

1. Откройте дроидом первую дверь слева в коридоре. Внутри встаньте обоими героями на кнопки (если вторым персонажем управляет компьютер, он сделает это сам), перебейте дроидов и возьмите деталь.
2. Переключите все шесть синих рычагов. Деталь появится впереди на высоте прыжка.
3. Откройте дроидом вторую дверь слева. Мальчиком Скайвокером нырните в шахту и выключите защитные экраны. Постройте колонну и запрыгните с нее к детали.
4. Аналогично переключите шесть фиолетовых рычагов.
5-6. Откройте R2-D2 третью дверь. Соберите Силой корабль в центре. Джар-Джаром прыгните с платформы рядом с экраном и возьмите деталь. С этой же платформы откройте шахту наверху и заберитесь в нее. Используйте парение R2, чтобы перелететь пропасть, затем запрыгните на корабль и с него возьмите еще одну деталь.
7. Открыв Силой проход в маленькой комнате, заберитесь на созданную постройку и прыгните вверх.
8. Попав в ангар, прыжком по дуге переберитесь на соседний выступ, или же спуститесь вниз, постройте силой платформу и Джар-Джаром прыгните туда же.
9. Передвиньте конструкцию в ближайшем углу и заберитесь с нее на платформу. Откройте дверь R2-D2. Внутри путем манипуляций с кнопками уберите колпак, закрывающий двигатель.
10. Постройте подъем к платформе рядом с магнитом, активируйте рычаг на стене, чтобы запустить движение платформы, заберитесь на нее и подождите, пока она доедет к де тали. Или же просто используйте парение R2, чтобы добраться до цели с начального положения платформы.

Замечания: счетчик джедая набирается легко и непринужденно.

Получаемые персонажи: ТС-14. Особенности: может открывать некоторые двери.

Глава 2, нашествие Набу

1. В небольшом тупике справа постройте Силой платформу и выстрелите с нее в мишень.
2. После того, как уберете с пути загораживающее дорогу дерево, атакуйте его до полного уничтожения.
3. Взорвав преграждающий путь корабль, прыгните с его останков вверх.
4. Уберите эти останки и запрыгните в открывшуюся нишу.
5. Воздействуйте Силой на растения по пути к лестницам. Некоторые из них будут издавать характерный звук и оставлять после себя какой-нибудь предмет. Последнее растение оставит платформу. Переместите ее в нужное место и возьмите деталь Джар-Джаром.
6. Заберитесь на выступ, с которого вы взяли части для постройки платформы.
7. Убрав части, блокирующие бревно, спуститесь на образованный ими уступ.
8. По пути нырните в шахту.
9. Деталь за охраняемой тремя дроидами дверью, сразу после болота.
10. В последней локации соберите конструктор из трех частей.
Замечания: приходящие из леса дроиды бесконечны. Не пытайтесь перебить их всех.

Получаемые персонажи:
Джар-Джар Бинкс. Особенности: прыгает выше других.

Глава 3, бегство с Набу

1. Сначала сделайте из дверных перегородок три кубика, затем поставьте их друг на друга и возьмите деталь Джар-Джаром.
2. Наверху, перед проходом в следующую локацию, вытащите из стены две платформы и пролетите с верхней R2 до угла - там в зелени спрятана деталь.
3. В следующей зоне сразу же пройдите вниз.
4. Раскрошив окна, подойдите к левому краю и спрыгните вниз. Убейте дроидов и пройдите направо.
5. Здесь же, внизу, перелетите пропасть R2, заберитесь наверх стрелком, уложите дройдеков, снова заберитесь наверх и возьмите деталь.
6. Перед большими воротами (которые открываются выстрелом в четыре мишени) поднимитесь по лестнице за колоннами и заберитесь стрелком наверх, там нырните в шахту.
7. От шахты двигайтесь налево и перебирайтесь на балкончик.
8. В одной из трех закрытых клеток слева.
9. Вокруг центральной кнопки стоит четыре дерева. Разрушьте кроны и постройте основания в одну колонну, заберитесь на нее и прыгните вверх.
10. В одной из закрытых клеток справа, там же выход с уровня.

Замечания: для заполнения счетчика рушьте все, вплоть до балконных ограждений.

Получаемые персонажи:
Королева Амидала и Капитан Панака. Особенности: могут стрелять по мишеням и забираться на лесках вверх в определенных местах (далее просто стрелки).

Глава 4, гонка Мос-Эспа

1. В конце загороженного подъема справа, перед въездом в пещеру.
2. Внутри пещеры.
3. В простреливаемом каньоне, с левой стороны.
4. На повороте-выходе из каньона, между столбами.
5. Чуть дальше под аркой с правой стороны. Из дву х ускорений выбирайте правое.
6. Прямо по курсу, после череды ускорений, перед подъемом.
7. В середине третьего участка трассы, перед одной из групп ускорений.
8. Перед финишем.
9. Между двумя ускорениями на прямой первого участка, появляется на втором круге.

Новое на сайте

>

Самое популярное