Домой Болезни и вредители Судно терпит бедствие. Что делать? Оказание помощи терпящим бедствие на воде: основные требования и правила Воздушное судно терпящее бедствие

Судно терпит бедствие. Что делать? Оказание помощи терпящим бедствие на воде: основные требования и правила Воздушное судно терпящее бедствие

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ)

В качестве непосредственного объекта выступает общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом являются интересы жизни, здоровья и собственности. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае, когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членам экипажа (наличие реального риска взрыва, пожара на судне, опасность оказаться за бортом и т.д.). По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения, наступления имущественного ущерба (как в виде прямого материального вреда, так и упущенной выгоды) и т.п.

Отказ терпящих бедствие от принятия помощи по общему правилу исключает состав данного преступления.

Состав формальный и преступление считается оконченным с момента бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал «sos». Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющим прибыть к месту происшествия для ее оказания. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая к серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров (оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет).

По объективной стороне преступления на квалификацию влияет место совершения преступления и обстановка. Местом совершения выступают водные пути. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды РФ и другого государства. Обстановка -- терпящее бедствие судно, лодка и т.д.

С субъективной стороны это преступление совершается с прямым умыслом, т.е. капитан судна сознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи. Мотив и цель преступления на квалификацию не влияют. Мотивами поведения капитана могут быть враждебное отношение к экипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения и другие побуждения.

Субъект преступления специальный -- капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана во время его болезни или в связи с его отдыхом.

Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК РФ. Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части [текст]: Учебник / под ред Н.Г. Кадникова. - М.,2006.С.731

Терпящее бедствие

Воздушное судно признаётся терпящим бедствие, если ему самому или людям, находящимся на его борту, угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена самим экипажем. По регламентам международным авиационным, аварийная стадия подразделяется на стадию неопределённости (характеризуется наличием неуверенности в безопасности воздушного судна и находящихся на его борту лиц); стадию тревоги (означает, что существуют опасения в отношении указанной безопасности); стадию бедствия (характеризуется наличием обоснованной уверенности в том, что воздушному судну и находящимся на его борту лицам грозит серьёзная и непосредственная опасность или им требуется оказать немедленную помощь).
В нашей стране действия командира В. с., т. б., его экипажа и других лиц регулируются Воздушным кодексом СССР. Прежде всего В. с., т. б., должно подавать сигналы бедствия. Для всей авиации установлены «СОС», а также сигналы срочности и предупреждения об опасности. Сигналы бедствия передаются и принимаются на действующих каналах управления воздушным движением, общих каналах связи и пеленгации, а также на частоте международной спасательной службы. При полётах над морем экипаж передаёт эти сигналы и на международной частоте для морской судов. Сигналы срочности передаются только на частотах связи с органами управления воздушным движением.
Экипаж В. с., т. б., одновременно с сигналом «СОС» включает сигнал бедствия, аппаратуру опознавания, а затем сообщает своё местонахождение (координаты) и передаёт сигналы для радиопеленгования, после чего сообщает о характере происшествия и необходимости помощи. В случае невозможности продолжения полёта В. с., т. б., командир должен принять решение о вынужденной посадке, при этом средства автоматической передачи сигналов пеленгирования, если они имеются, должны быть постоянно включены. Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия от другого воздушного судна либо обнаруживший В. с., т. б. или потерпевшее бедствие, обязан оказать ему помощь (если он может это сделать без опасности для вверенного ему судна, пассажиров и экипажа), отметить на карте место бедствия и сообщить о бедствии органу управления воздушным движением. Экипаж любого воздушного судна должен, кроме того, продолжать следить за передачей информации о бедствии на установленной частоте. Передачи сообщений с других воздушных судов на этой же частоте, не вызываемые крайней необходимостью, запрещаются до особого указания диспетчера.
Органы управления воздушным движением обязаны принимать все возможные меры к оказанию помощи В. с., т. б. или потерпевшему бедствие, в том числе иностранному В. с.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .

Ваши действия:

1. Наденьте на себя всю теплую одежду, включая шерстяные носки и головной убор.

2. После этого натяните гидрокостюм или комбинезон из водонепроницаемой материи.

3. Захватите с собой деньги и документы, уложив их в непроницаемый пакет.

4. Захватите запас питьевой воды, пищи, лекарств и необходимое снаряжение.

5. Наденьте спасательный жилет и подайте по рации

сигнал бедствия, сообщив свои координаты.

СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ, ПОДАВАЕМЫЕ НА МОРЕ

Существует целый ряд принятых во всем мире сигналов, получив любой из которых капитан всякого корабля обязан прийти на помощь судну, терпящему бедствие.

Сигналы «Мэйдэй», «Пэм Пэм» и азбука Морзе

Наиболее серьезным сигналом бедствия является тот, который в русской транскрипции звучит примерно как «Мэйдэй». Его следует посылать только в том случае, если вам угрожает исключительная опасность и ваше положение можно охарактеризовать как катастрофическое.

Если же вам требуется срочная помощь, но опасность не столь велика (а также если вы заметили человека за бортом, но не в состоянии помочь ему сами), следует подавать сигнал «Пэм Пэм», образованный от французского слова panne — «авария».

Сигнал «Мэйдэй» подается следующим образом:

Настройте свой передатчик на частоту 2182 кГц.

Произнесите «Мэйдэй» три раза.

Затем так же четко трижды произнесите название судна.

Повторите слово «Мэйдэй» один раз и, точно так же, один раз название корабля.

После этого дайте свои координаты, коротко опишите положение, в котором вы оказались, и укажите, какая помощь вам необходима.

Завершив послание, подождите некоторое время ответа, после чего повторяйте его снова.

Следует отметить, что знание этих сигналов имеет значение прежде всего в тех случаях, когда вы находитесь в международных водах.

Когда вы находитесь в территориальных водах своей страны, лучше воспользоваться азбукой Морзе.

Другие сигналы

Существует целый ряд других способов послать сообщение о том, что вы нуждаетесь в помощи:

Выстрелы или другие взрывоподобные сигналы, повторяющиеся более-менее регулярно с интервалом в минуту;

Непрерывное звучание сигнала, который обычно подается во время тумана (например, гудение туманного гонга);

Запуск сигнальных ракет по одной штуке за один раз через короткие интервалы;

Сигнал СОС (три точки, три тире, три точки), подаваемый любым способом;

Вывешивание сигнальных флажков, означающих на международном морском языке буквы N и С (первый над вторым);

Огонь на судне (например, горящая смола или промасленная ветошь);

Дым оранжевого цвета;

Медленное поднимание и опускание вытянутых рук.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде - важное умение, которым необходимо обладать в жизни. Трагические случаи на водоемах происходят регулярно не только во время поездок на морях и океанах, но и во время отдыха на небольших водоемах. Навыки спасения человека, тонущего в воде, могут пригодиться каждому.

Печальная статистика

Отдых на воде привлекает многих людей. Но голубая гладь таит в себе множество опасностей. К этому нужно быть готовым. Оказание помощи терпящим бедствие на воде может вам помочь в самых неожиданных ситуациях.

В России существует статистика, согласно которой ежегодно тонут около 14 тысяч человек. Из них около трех с половиной тысяч несовершеннолетних.

Поэтому очень важно, находясь у воды, помнить о главных правилах безопасности самому, а также быть готовым оказать помощь окружающим. От этого часто зависит человеческая жизнь.

Помощь при утоплении

Спасатели выделяют два основных этапа, на которых необходимо грамотно и своевременно организовать оказание помощи терпящим бедствие на воде. ОБЖ - предмет, на котором еще в школе подростков обучают основам безопасной жизнедеятельности.

Первое - необходимо начать спасение на воде. В то время, когда утопающий находится еще в сознании. На этом этапе спасателю предстоит принять активные действия, не забывая при этом самому удержаться на поверхности. На этой стадии есть реальная перспектива избежать трагедии или серьезных последствий и отделаться, что называется, легким испугом.

В противном случае может наступить второй этап, когда паника преобладает. В этом случае и тонущему, и спасателю придется бороться за жизни.

Как спасти утопающего?

Оказание помощи терпящим бедствие на воде необходимо начинать с того, что спасатель должен четко для себя осознавать, где находится ближайшая точка, до которой он сможет транспортировать пострадавшего. Она может быть как на море, так и на суше. А также отслеживать скорость течения, направление ветра и глубину, на которой все происходит. Помните, что если вы не уверены в своих силах, то лучше не бросаться на помощь, а постараться найти кого-то, кто гарантированно сможет помочь. Ведь если вы, например, не знаете, как освободиться от захвата и безопасно транспортировать человека к берегу, то для вас эта экспедиция может закончиться чревато.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде советуют начинать тремя различными способами. Первый. Подплыть к тонущему человеку следует сзади и обхватить за плечи.

Еще один вариант. Спасатель приближается лицом к лицу к человеку, которому требуется помощь. За два-три метра до него ныряет под воду, обхватывает тонущего за туловище и резким толчком вверх поворачивает его спиной к себе. Так удается оперативно транспортировать его до берега, а пострадавший в панике не сможет вам помешать спасти его.

Третий способ. Часто его отработкой заканчивается для спасателей стандартный урок. Оказание помощи терпящим бедствие на воде в данном случае требуется человеку, который уже пошел на дно. Тогда спасателю требуется подплыть к нему как можно ближе, удобно обхватить его и, оттолкнувшись двумя ногами от дна, резко выплыть вместе с утопающим. Конечно, этот способ применим только в том случае, если бедствие происходит на небольшой глубине.

Освобождение от захватов

Нередко сам пострадавший может помешать своему спасению. Нередко из-за элементарной паники чрезвычайно затрудняется оказание помощи терпящим бедствие на воде. Сообщение, которое подает тонущий о своем бедственном положении, как правило, отличается экспрессивностью. Поэтому, когда к нему приближается спаситель, он может в панике, не контролируя себя, утянуть второго человека вслед за собой.

Поэтому важно знать, как быстро освободить и выбраться на берег. Если вас схватили за обе руки, нужно сжать кулаки, gjckt сделать резкий рывок вверх, а затем обхватить надежнее потерпевшего.

Если захват произошел снизу, то отведите руки резко вниз и сразу в стороны. Если потерпевший обхватил вас за туловище и мешает двигаться к берегу, положите свою ладонь на подбородок или нос пострадавшего и резко оттолкните от себя.

При захвате сзади за шею схватите правой рукой левую кисть пострадавшего, а своей левой рукой перехватите его за локоть. После этого быстро перебросьте руку, выворачивая при этом утопающего лицом от себя.

Оказание первой помощи терпящим бедствие на воде

После того как пострадавший доставлен на берег, необходимо оказать ему первую доврачебную помощь. Еще до приезда профессиональных медиков. Если долго ждать врачей, а трагедии на воде часто происходят вдалеке от цивилизации, все ваши старания могут оказаться напрасными и человек все равно погибнет, нахлебавшись воды.

Первым делом освободите пострадавшего от одежды, которая может мешать его дыханию. Затем тщательно очистите ротовую полость от ила и песка, если они имеются. Сделать это лучше всего пальцем, обернутым в носовой платок или другую ткань, оказавшуюся под рукой.

Правила оказания помощи терпящим бедствие на воде гласят, что если спасенный вами человек не приходит в себя, а его зубы крепко сжаты, то необходимо разжать их. Например, деревянной палочкой.

Для того чтобы освободить желудок и легкие пострадавшего от воды, положите его нижним краем грудины себе на бедро, согнутое в колене. Одной рукой придерживайте подбородок, а другой наносите методичные удары между лопаток. После того как удалите основную массу воды, приступайте к искусственной вентиляции легких. Параллельно нужно не забывать проводить массаж сердца.

При этом обратите внимание на состояние пострадавшего. Если он бледен, а во рту и на лице нет пены или воды, то удалять воду не следует. В этом случае запрокиньте его голову и начинайте сразу дыхание способом "изо рта в рот", сопровождая его искусственным массажем сердца.

Для этого положите человека на спину, подложив под лопатки валик из одежды или подручных приспособлений. Его высота должна быть минимум 15 сантиметров. Сами встаньте на колени, максимально запрокиньте голову пострадавшего, а его нос зажмите рукой. Наберите в легкие побольше воздуха и через платок или марлю вдувайте его в легкие человека, которого вы только что спасли. Если его грудная клетка при этом заметно расширяется, значит, вы все делаете правильно.

Непрямой массаж сердца

Непрямой массаж сердца - крайне эффективный способ, часто благодаря именно ему приносит успех оказание помощи терпящим бедствие на воде. Кратко его можно описать следующим образом.

Спасатель интенсивно вдувает воздух в дыхательные пути пострадавшего, а когда производит пассивный вдох, производит 3-5 резких нажимов на его грудную клетку. При этом его ладонь левой руки должна располагаться на нижней части грудины, а правую руку следует положить сверху.

Нажимы необходимо совершать резко, надавливая на грудину со всей силы. Ваша конечная цель - сместить ее на несколько сантиметров по направлению к позвоночнику. Только в этом случае вы добьетесь успеха.

Если вы начали тонуть

Постарайтесь начать двигаться в сторону берега или ближайшего судна, если происшествие произошло в открытом море. Не забывайте, что силы нужно расходовать экономно, не тратить их на лишние резкие движения, которые только утомят вас. Время от времени ложитесь на спину и отдыхайте, так вы дольше сможете продержаться на поверхности. Если вы при этом осознаете, что до берега самостоятельно добраться не удастся, отдыхая, подымайте вверх руки и привлекайте к себе внимание.

Судорога во время купания

Судорога может одолеть любого, даже опытного пловца. Поэтому необходимо быть к ней готовым и знать, как поступать в данной ситуации. Даже если ничего подобного с вами никогда не происходило.

Как только вы почувствовали судорогу, сразу переворачивайтесь на спину и ложитесь на воду. В таком положении есть шансы, что мышцы придут в себя, да и вы не будете тратить лишние силы, пытаясь выбраться, в то время как судорога скрутила одну из частей тела.

Если судорога одолела переднюю мышцу бедра, максимально выпрямите ногу и вытяните носок вперед настолько, насколько сможете.

Если судорога в икроножной мышце, то выпрямите ногу и потяните носок на себя. Этот же совет подойдет в том случае, если пораженной оказалась задняя поверхность бедра. В том случае, когда судороги настолько сильные, что самостоятельно нога не распрямляется, помогите ей с помощью рук. Как только судороги пройдут, не пытайтесь сразу плыть до берега. Сначала отдохните, наберитесь сил и только потом возвращайтесь на сушу.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде зимой

Провалиться зимой в воду - одна из самых опасных ситуаций, которая может с вами случиться на водоеме. Чтобы ее избежать, помните, что перед тем как выходить на лед, тщательно продумайте свои действия на тот случай, если вы окажетесь под водой. Груз, который вы несете с собой, например рюкзак, должен легко сниматься и выбрасываться.

Если вы все-таки провалились под воду, оперативно найдите точку опоры. Ею может быть льдина, камень или ветки кустарника. Переждите пару минут, пока самые неприятные ощущения от ледяной воды пройдут. Подавите в себе панику, наладьте дыхание, когда перестанете чувствовать холод, начинайте выбираться. Осторожно можно выползти на льдину или зацепиться за какую-нибудь растительность и выбраться на берег.

Конечно, самым безопасным будет отправляться на лед как минимум вдвоем.

Оказание помощи судам

Действия судна, терпящего бедствие. Судно в аварийной ситуации передает сигнал или сообщение о бедствии Бедствия судов делятся на две категории: прибрежные и океанские. Радиопередачи о бедствии следует начинать как можно скорее, а пиротехнические, визуальные средства и УКВ следует использовать тогда, когда будет уверенность, что они привлекут внимание самолетов и судов, находящихся поблизости.

Судно, терпящее бедствие, должно передать соответствующий сигнал тревоги, за которым следует сигнал бедствия. Передачи ведутся на международных частотах 500 кГц (радиотелеграфия) и 2182 кГц (радиотелефония), в некоторых случаях на 16 канале УКВ (156,8 МГц). В случае неисправности судовой радиостанции сообщение можно пере-

Давать при помощи переносной аварийной радиоаппаратуры, присоединенной к главной судовой антенне. Для указания места положения используются аварийные радиобуи.

Важными компонентами сообщения о бедствии являются: название судна; местонахождение; характер бедствия и вид требующейся помощи; любая информация, которая облегчит спасение; гидрометеорологическая обстановка в районе бедствия; время оставления судна; число членов команды, остающихся на борту судна; число членов команды серьезно раненых; количество и тип спасательных средств, спущенных на воду.

После передачи сообщения о бедствии следует передать два длинных тире (10-15 с); за каждым из которых следуют позывные судна, чтобы дать возможность судовым и береговым радиостанциям определить пеленг.

Действия судна, принявшего сигнал бедствия. Такое судно должно немедленно принять следующие меры: подтвердить прием и, если целесообразно, ретранслировать сообщение о бедствии, попытаться немедленно взять пеленги радиопеленгатором на частоте 500 кГц или 2182 кГц. Передать судну, терпящему бедствие: свое название и местонахождение; скорость и приблизительное время прибытия; истинный пеленг судна, терпящего бедствие. Вести непрерывное прослушивание на частоте сигналов бедствия и использовать РЛС.

При подходе к месту бедствия увеличить число наблюдателей.

Суда, следующие в район бедствия, должны нанести на карту местонахождение, курсы, скорости и рассчитать приблизительное время прибытия других судов, оказывающих помощь.

Обеспечить постоянное радиопеленгование и радиолокационное наблюдение.

Судно, следующее для оказания помощи, проводит подготовительные работы. Заводит по бортам прикрепленные шкентелями леера, идущие от носа до кормы; готовит к работе грузовое устройство (краны, стрелы и т. д.) с грузовыми поддонами или сетками для обеспечения быстрого подъема из воды обессилевших или раненых людей; спасательные шлюпки к спуску; прожекторы и другие средства освещения в ночное время.

Новое на сайте

>

Самое популярное