Домой Удобрения Гексаграмма 27 сбудется ли желание. Скрытая возможность. Мы в Instagram

Гексаграмма 27 сбудется ли желание. Скрытая возможность. Мы в Instagram

Гексаграмма 27 в соответствии с образностью китайского источника обозначает открытый рот. Трактовка гексаграммы указывает, прежде всего, на избыточность в еде и невоздержанность либо непродуманность речи, сетования на судьбу, как способ устранится от решения собственных проблем. Подчеркивает возможные неприятности со здоровьем, как следствие неверного образа жизни или мировосприятия, и на некоторые задержки в исполнении загаданного желания, предупреждает о вероятности перемен в жизни. Однако мы питаемся, передаем и получаем информацию не только посредством рта, как части тела. Так, например, каждая чакра является центром приема-передачи определенной питающей человека энергии.

Значение Книги Перемен в общемировой культуре весьма заметно, интерес к ней сейчас особенно велик. Но при использовании любой символики для гаданий следует учитывать национально-культурные особенности, менталитет и образ жизни субъекта гадания. В древнеславянском языке слово «рот» записывалось двумя буквами, имевшими образные названия «реци» и «отъ», что обозначало любой процесс передачи информации от источника к принимающей стороне.

Гадание не должно производиться из праздного любопытства, иначе и ответ будет либо непонятным, либо бессмысленным. Только рассматривая реальную проблему и задавая по ней продуманный вопрос, можно получить ясные рекомендации по направлению решения проблемы. Для гаданий по Книге Перемен это особенно важно, потому что здесь ответ может быть исчерпывающим лишь при понимании, с каким планом бытия мы соприкасаемся.

Так на плотно материальном, житейском уровне гексаграмма «Питание» может выпадать, если человек имеет материальные затруднения. При этом совет гексаграммы– сменить сферу деятельности. Внимательно проанализировав имеющиеся знания и опыт, которыми человек уже напитан, и использовав их для движения в отличном от прежнего направления деятельности. Гексаграмма 27 символизирует также перемены, обновление, обещая в данном случае успех, в том числе и материальный, на новом поприще.

Если вопросы касаются здоровья, то здесь не обойтись без конкретизации диагноза, потому что в зависимости от заболевания нужно советовать обратить внимание на определенные энергоцентры, где произошло нарушение взаимодействия энергий. Здесь, как видим, анализируется гексаграмма и информация из других областей знаний. Хотя нередко причинами болезненных состояний у современных агрессивных, раздражительных и просто невоздержанных на язык людей могут стать именно их речи, несущие негатив, злобу, обман и пр.

Те же причины зачастую являются источником проблем во взаимоотношениях людей, но тут уже мы касаемся душевного плана, и, несмотря на кажущуюся сложность рассмотрения этого более высокого уровня, проблемы здесь, как правило, связаны с деятельностью сердечной чакры. Это очень мощный узел получения и отдачи питательной энергии. В каких единицах мы можем измерить ежечасно перетекающие через нас потоки любви или неприятия, доброты или отторжения? Их не всегда осознают, но чувствуют люди рядом с нами, и от качества этих энергий напрямую зависит наше самочувствие, настроение и даже судьба. Поэтому прочь всякий негатив, пожирающий нас изнутри, и будем любить и дарить добро – вот самое замечательное питание для тела и души человека, настоящие энергетические деликатесы.

А далее следует уровень проблем, связанных с духовным планом. Здесь все намного сложнее, но в принципе можно выделить два вида проблем. Первый,ни более распространенный, связан с неправильным выбором вектора движения в духовном направлении. Здесь человек проникается некой духовной истиной, к которой делает неумелые, но искренние, чистые по сути энергетические посылы, рьяно подпитывает ее, а взамен получает истощающий поток того же потенциала, но иного качества. На каком-то этапе он понимает, чувствует, видит, что шел не туда, куда собирался, или вообще в никуда. Происходит осознание, что питал чужеродный энергию или красиво преподнесенную пустышку, которую, по неопытности, принял за идеал.

Вторую группу проблем можно обозначить как последствия откатов. Жил человек, как все, нормально, работа-дом, семья-дети. Однажды обстоятельства сложились так, что коснулся его духовный позыв легким перстом, затрепетало что-то внутри. Замечательное, необыкновенное, незнакомое, но какое-то родное ощущение! Пошел этот человек на зов, да только вскоре обнаружил, что проблем в жизни прибавляется, семья напряглась и осуждает, друзья куда-то подевались, жизнь экзаменует на прочность духа, поднимая глубинные кармические пласты, которые еще от далеких предков тянутся. Здесь происходит удивление, разочарование, остановка, а далее попытка вернуться к благополучному месту старта.

И вот единственно возможный совет для таких людей, которые верят и знают, что идут по правильному (для себя) пути, но обнаруживают, что путь этот тяжел и уже нет сил двигаться дальше. Нужно понять, что этот путь тяжел всегда и для всех, кто на него ступил. Награда на нем одна – постоянное увеличение духовного потенциала.

А чем выше этот потенциал, тем трудней задачи. И так бесконечно. Но останавливаться нельзя, потому что последует откат, который в нашей жизни выражается в тяжелых, запутанных болезнях, уходе в алкоголизм, наркотики, т.е. на дно. Почему? Да потому что, однажды подняв духовную планку, нельзя вернуться назад, утратив этот пусть небольшой, но уже достигнутый потенциал. Вот и нельзя вернуться к отправной точке, можно пасть только ниже – к противоположному знаку, но на уровень своего потенциала.

Вселенная дает испытания по силам, и в трудные моменты дополнительно подпитывает тело, душу и дух. Об этом и говорит «открытый рот» гексаграммы 27.

Символ готовит вас к грядущим переменам в жизни, которые придут не скоро.

Ваша проблема заключается в том, что вы много говорите и много едите. Ваши бесконечные разговоры и сплетни могут навредить не только другим, но и вам. Прекратите жаловаться на судьбу, это не даст улучшения.

Сейчас самое время заняться здоровьем и показаться врачу.

Желание исполнится, будьте готовы к переменам в вашей жизни.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 27. Питание

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – И — Питание.

Иероглиф изображает открытый рот, что указывает на то, что попадает в рот или выходит изо рта.

Рот, челюсти, подбородок, скулы. Снабжать, кормить, поддерживать, лелеять; доставлять необходимое. Источник питания. Впитывать, есть, переваривать.

Смысловые связи гексаграммы 27. И

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время рассмотреть то, что наполняет рот или выходит изо рта. Откуда и куда переходят ваши слова и пища? Кого вы кормите и где берете ваше пропитание, в прямом и переносном смысле? Уделите внимание источнику своего пропитания. Будьте внимательны к еде и питью, следите за своей речью.

Чтобы взрастить новое в себе и других людях, вбирайте в себя то, что сделано и сказано. Обеспечивайте их потребности, питайте их надежды. Через повседневные хлопоты откроется путь. Через размышления вы найдете на свой вопрос ответ. Настало время взращивать добродетель и доставлять ее другим. Небо и Земля питают все вокруг. Как мудрый человек, вы тоже можете это сделать.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании двадцать седьмой гексаграммы.

[Стойкость к счастью. Созерцай челюсти: они сами добывают то, что наполняет рот]

I. В начале девятка.

Ты забросишь свою волшебную черепаху (на которой гадают) и, смотря на мое добро,

раскроешь рот [от алчности.]

— Несчастье.

II. Шестерка вторая.

Питание навыворот: отклонишься от основы, [чтобы] питать на песчаном холме

(ваша основа — зыбкий песок).

— Поход — к несчастью.

III. Шестерка третья.

Сбившееся питание.

— Стойкость (Упорство в заблуждении) — к несчастью. Десять лет не действуй. Ничего благоприятного!

IV. Шестерка четвертая.

Питание наоборот — к счастью!

Тигр смотрит, вперяясь в упор, его желание — погнаться вслед!

Хулы не будет.

V. Шестерка пятая.

Отклонишься от основы. Но если остановишься, — счастье!

— Невозможен брод через великую реку.

VI. Наверху девятка.

Отходи от питания.

— [Хотя и] опасно, [но будет] счастье.

— Благоприятен брод через великую реку.

Вы слишком много говорите и слишком много едите. Не сплетничайте о других, так вы вредите не только им, но и себе. Желание исполнится, но несколько иначе, чем вам хотелось. Прекратите сетовать на судьбу. Вам было бы нелишне показаться врачу. Будьте готовы к скорым переменам в жизни.

Для того чтобы понять данную ситуацию, нам необходимо обратить внимание на составляющие ее триграммы. Верхняя триграмма, так называемая гэнь («гора»), являет качество стойкости, неподвижности. Нижняя триграмма чжэнь, которая образно выражается в молнии, представляет, наоборот, полную подвижность. Итак, нечто неподвижное — наверху и нечто движущееся, действующее — внизу. Это именно видно в действии челюстей: верхняя челюсть неподвижна во время еды, а нижняя челюсть движется.

Но этот образ действующих челюстей был переосмыслен согласно технике мышления авторов «Книги Перемен». Поскольку нижняя триграмма является символом внутренней жизни или личной жизни, а верхняя — внешней деятельности или совместной общественной жизни, где возможна помощь одного другому, то здесь, где во внешнем дан символ неподвижности, всякая помощь друг другу отпадает. Собственно говоря, все, что должно было бы быть сделано для помощи друг другу, уже выполнено на предыдущем этапе. Здесь возможно действие только каждого на свой риск и страх. Поэтому текст предлагает:

Питание. Стойкость — к счастью. Созерцай челюсти. Они сами добывают то, что наполняет рот.

Данная ситуация рассматривается не только со стороны образа челюстей, на рассматривается и со стороны их деятельности, их участия в питании. Вот почему на первой позиции, прежде всего, рекомендуется человеку обратить внимание на питание. Оно должно быть для человека в данной позиции ценней, чем, что бы то ни было. Мы имели уже случаи видеть, что, по воззрениям авторов «Книги Перемен», самое ценное — это предсказание оракула. Для некоторых целей оракулы в Китае пользовались черепахой. Здесь ради питания должна быть отброшена даже такая ценность, как черепаха, нужная для оракула. Но и другое, то, что было уже указано в общем, введении — самостоятельность действий каждого человека, — здесь продолжает играть не менее значительную роль. Поэтому алчное стремление к имуществу другого человека не может привести ни к чему хорошему. Вот почему в тексте мы читаем:

В начале сильная черта. Ты забросишь свою волшебную черепаху и, смотря на мое [добро], раскроешь рот от алчности. Несчастье.

Уже указано, что, прежде всего здесь речь может идти о питании, но о самостоятельном питании. Поэтому рассчитывать на какую-нибудь помощь извне здесь совершенно излишне. Так как вторая черта стоит в соответствии с пятой, то помощь извне, если бы и была оказана, то только со стороны того, кто занимает пятую позицию. Но пятая черта здесь охарактеризована слабостью. Поэтому в образе самой гексаграммы вполне указана невозможность помощи извне. Рассчитывать на помощь, в крайнем случае, можно было бы только при обращении вспять к первой позиции, которая во всей данной гексаграмме является главной. Пятая же позиция, выраженная в образе песчаного холма в данном тексте, настолько слаба, что не может даже найти удовлетворительно выхода для себя самой себя. Песчаный холмом она названа потому, что она слабая (некрепкий песок), и холмом она именно названа потому, что она наверху. Движение (предполагается движение вверх к пятой черте) может привести только к бедствию, к несчастью. Поэтому всякий выход вовне, всякий поход может быть здесь только неблагоприятен. И текст говорит:

Слабая черта на втором месте. Питание навыворот. Отклонишься от основы, чтобы питаться на песчаном холме. Поход — к несчастью.

Тема выхода вовне, намеченная в предыдущем, здесь повторяется еще раз, что вполне соответствует третьей позиции — позиции выхода из внутреннего во внешнее. Но как мы видели уже по сути данной гексаграммы, выход вовне — собственно, значит сбиться с пути. Если человек даже понял это, но все-таки продолжает двигаться вперед, только сохраняя прежнее направление, то такое движение не может увенчаться успехом. Наоборот, он должен, возможно, дольше (как говорит «Книга Перемен», 10 лет) не действовать, ибо в действии он не может найти ничего благоприятного. Поэтому и текст говорит:

Слабая черта на третьем месте. Сбившееся питание; стойкость — к несчастью. Десять лет не действуй. Ничего благоприятного.

Нормальное движение в развитии ситуации, как оно выражено в символах гексаграмм, это — движение вверх. Но здесь такое движение было бы неэффективным. Причины этого уже указаны при объяснении второй черты. Здесь, прежде всего, нужно понять, что основная деятельность для данной ситуации выражена в том, что было сказано о первой черте. Движение вниз — движение ненормальное для «Книги Перемен», но оно как раз должно быть на этой позиции. Однако четвертая черта тяготеет к пятой, ибо является лишь вступлением к ней. Но в этом как раз опасность, которая угрожает в данной ситуации. Опасность со стороны пятой черты выражена в образе тигра. Этот «тигр» только угрожает и не бросается потому, что здесь возможен выход вниз, к первой черте. Текст говорит о том, что хулы не будет. Полностью в образах текста это выражено так:

Слабая черта на четвертом месте. Питание навыворот — к счастью. Тигр смотрит, вперясь в упор. Его желание — погнаться вслед. Хулы не будет.

На пятой позиции мы видим слабую черту. Она должна выразить то, что здесь не хватает сил даже для собственного развития. Однако основная норма для пятой позиции — это оказывать помощь другим. Поскольку здесь это невозможно, постольку здесь это невозможно, постольку здесь говорится об отклонении от основы. Единственно, что может посоветовать «Книга Перемен» человеку, стоящему в данной ситуации, — это только переждать время. Всякое предпринятие большого дела не поведет здесь к благоприятному исходу. Поэтому текст предупреждает:

Слабая черта на пятом месте. Отклонишься от основы. Но если пребудешь в стойкости — счастье. Невозможен брод через великую реку.

И вот наступает конец этого времени. Человек его уже переждал. Он выходит из данной ситуации — ситуации питания. Если выход из внутреннего во внешнее уже может быть рассмотрен как кризис, то тем более выход из одной ситуации в другую представляет собой кризис, более того, даже опасный кризис. Но, несмотря на всю его опасность ряд ситуаций, и человек должен переходить от одной к другой. Поэтому, в конечном счете, она приводит к счастью, нужно только вынести из всей данной ситуации на будущее то, что в ней было сделано положительно. Как мы видели, единственная положительная черта в данной гексаграмме — первая, где, собственно говоря, сделано уже все для питания. Поэтому и в тексте мы находим:

Наверху сильная черта. Исход из питания. Хотя и опасно, но будет счастье. Благоприятен брод через великую реку.


Питание. Кормление

Гадание к счастью. Созерцай скулы: они сами добывают то, что наполняет рот.

***

1. Начальная девятка.

Отбрасывая чудесную черепаху, созерцаешь движение челюстей. Несчастье.

2. Шестерка вторая.

Кормление с самой макушки. Трактаты сброшены на большой холм. Увеличение несчастий.

3. Шестерка третья.

Щеки трясутся: несчастливое гадание. Десять лет не найдешь применения своим силам. Ничего благоприятного.

4. Шестерка четвертая.

Кормление до самой макушки. Счастье. Взгляд тигра пристальный и жадный, его устремления быстры. Несчастья не будет.

5. Шестерка пятая.

Основы жизни сотрясаются. В случае гадания о жилье - счастье. Нельзя переходить вброд большую реку.

6. Верхняя девятка.

Для кормления есть причины. Зло и счастье. Благоприятно перейти вброд большую реку.

***

1. Начальная девятка.

Согласно легенде, из реки Ло выползла на берег черепаха, и на ее панцире был нарисован квадрат в виде точек (Ло-шу) - это нумерологическая схема, лежащая в основе всей китайской метафизики. По квадрату Ло-шу строятся все расчеты Фэн-Шуй, выбирается благоприятное направление для человека и т. д. "Отбрасывание черепахи" - подразумевает очень серьезный промах в поведении человека. Отказ от древнейших знаний, от основополагающих принципов существования человечества недопустим. Если вы обратите свои взоры только к материальному, будете жадным и завистливым, ждите беду.

2. Шестерка вторая.

Если продолжать упорствовать в своем отрицании философской мудрости, знаний И-Цзин и других мистических древнейших знаний, ваши несчастья увеличатся. Вы вредите сами себе своим невежеством и консерватизмом. В делах надейтесь только на себя, обещания в помощи могут оказаться ненадежными и обманными.

3. Шестерка третья.

Дела в серьезной безвыходности. Это может продлиться очень долго. Указывается точный срок - 10 лет. Будем надеяться, что все не так плохо. Но лучше запастись терпением и выдержкой. Ваши таланты пока не востребованы, занимайтесь тем, что приносит прибыль.

4. Шестерка четвертая.

Волнения не оставляют, но благодаря выдержке и концентрации на проблеме, вы способны все преодолеть и стать счастливым. Образ тигра можно рассматривать как собственные настроения и желания, ожесточенное желание вырваться из порочного круга бед, но и опасное соседство с опасными людьми. Учитывайте оба варианта предсказаний.

5. Шестерка пятая.

На большие дела не рассчитывайте, а займитесь домом, благоустройством жилья, семейными заботами. Тревоги не отпускают. Вы и сейчас, спрашивая совета у И-Цзин, боитесь услышать плохое предсказание. Не переживайте. Правильно выбирайте сферу деятельности, и удача будет с вами.

6. Верхняя девятка.

Рядом с вами прошла серьезная беда, но не затронула вас. Сейчас есть возможность начать большое дело, основательно поменять свою жизнь. Вы счастливы, и это видят все окружающие. А зачем скрывать радость?

***

Гексаграмма описывает процесс поглощения человеком всего, что дает жизнь: это может быть и пища земная, и пища духовная. Счастье и умиротворение читается на лице человека, который самостоятельно добыл все блага, делал это в гармонии с собственной природой и окружающей его природой Земли, учитывал их естественные ритмы, правила и законы древних наук о строении мира и вселенной. Но это идеальный, правильный вариант "поглощения" жизненной энергии. А как быть и что ждет человека, если он отторгает от себя все выше перечисленное? Ничего, кроме проблем, разочарований и продолжительных периодов невостребованное.

Мне посчастливилось получить в руки серьезные книги по Фэн-Шуй, и я могу смело сказать, что это удивительные знания, дающие быстрый, если не мгновенный положительный результат в материальной жизни, сфере отношений. Как только было выбрано и применено правильное направление рабочего стола в офисе, были изменены все размеры столов, стульев, как дома, так и в офисе - улучшилась общая обстановка, появились силы для работ, отсеялись ненужные связи. Поэтому я полностью согласна с неодобрением авторов Книги тех, кто лишает себя такого опыта, считает себя выше каких-то полумистических, полупримитивных советов китайских мудрецов. Авторы И-Цзин не одобряют неразумного пренебрежения любыми полезными знаниями, будь то профессиональные предметы или расширение кругозора. Чтобы узнать, как быстро и качественно освоить карьеру, профессию, правильно жить, общаться, разумно питаться и укреплять здоровье, нужно прочесть много книг или учиться у знающих людей. Поэтому данная гексаграмма только показывает, что это сейчас необходимо, дает толчок, призывает. Ищите источники их получения, займитесь этим, не откладывая. Вам дается шанс получить редкие знания. Время уходит, а освоение любого предмета требует долгого усердия, практики. Гексаграмма указывает и на необходимость студентам ВУЗов и других учебных заведений быть расторопнее, трудолюбивее и усерднее.

Если кратко о будущем, то выглядит это так: подобно губке впитывайте информацию, не ленитесь, цените каждую минуту, общайтесь с целью раскрыть ваше "Я"; будьте честным, искренним, лишенным корысти. И любые проблемы только напугают вас, но не смогут навредить. Вы будете готовы к большим делам и свершениям.

Это время внутреннего совершенствования и развития - подумайте о своей душе, найдите для нее новую пищу. В остальных делах вы наверняка встретите препятствия и сопротивление. Не стоит расчитывать на поддержку окружающих. Ограничьте общение с друзьями и колегами, действуйте самостоятельно. Обстановка меняется, и вам необходимо приспособиться к новым условиям, иначе впереди вас ожидает тупик.

ваше желание

Ваше желание исполнится постепенно, по частям.

Объяснение гексаграммы

полное объяснение 27-й гексаграммы → И: Питание

Объяснение каждой черты

объяснение черт гексаграммы снизу вверх

Для того чтобы понять данную ситуацию, нам необходимо обратить внимание на составляющие ее триграммы. Верхняя триграмма, так называемая гэнь ("гора"), являет качество стойкости, неподвижности. Нижняя триграмма чжэнь, которая образно выражается в молнии, представляет, наоборот, полную подвижность. Итак, нечто неподвижное - наверху и нечто движущееся, действующее - внизу. Это именно видно в действии челюстей: верхняя челюсть неподвижна во время еды, а нижняя челюсть движется. Но этот образ действующих челюстей был переосмыслен согласно технике мышления авторов "Книги Перемен". Поскольку нижняя триграмма является символом внутренней жизни или личной жизни, а верхняя - внешней деятельности или совместной общественной жизни, где возможна помощь одного другому, то здесь, где во внешнем дан символ неподвижности, всякая помощь друг другу отпадает. Собственно говоря, все, что должно было бы быть сделано для помощи друг другу, уже выполнено на предыдущем этапе. Здесь возможно действие только каждого на свой риск и страх. Поэтому текст предлагает: Питание. Стойкость - к счастью. Созерцай челюсти. Они сами добывают то, что наполняет рот.

Данная ситуация рассматривается не только со стороны образа челюстей, на рассматривается и со стороны их деятельности, их участия в питании. Вот почему на первой позиции, прежде всего, рекомендуется человеку обратить внимание на питание. Оно должно быть для человека в данной позиции ценней, чем, что бы то ни было. Мы имели уже случаи видеть, что, по воззрениям авторов "Книги Перемен", самое ценное - это предсказание оракула. Для некоторых целей оракулы в Китае пользовались черепахой. Здесь ради питания должна быть отброшена даже такая ценность, как черепаха, нужная для оракула. Но и другое, то, что было уже указано в общем, введении - самостоятельность действий каждого человека, - здесь продолжает играть не менее значительную роль. Поэтому алчное стремление к имуществу другого человека не может привести ни к чему хорошему. Вот почему в тексте мы читаем: В начале сильная черта. Ты забросишь свою волшебную черепаху и, смотря на мое [добро], раскроешь рот от алчности. Несчастье.

Уже указано, что, прежде всего здесь речь может идти о питании, но о самостоятельном питании. Поэтому рассчитывать на какую-нибудь помощь извне здесь совершенно излишне. Так как вторая черта стоит в соответствии с пятой, то помощь извне, если бы и была оказана, то только со стороны того, кто занимает пятую позицию. Но пятая черта здесь охарактеризована слабостью. Поэтому в образе самой гексаграммы вполне указана невозможность помощи извне. Рассчитывать на помощь, в крайнем случае, можно было бы только при обращении вспять к первой позиции, которая во всей данной гексаграмме является главной. Пятая же позиция, выраженная в образе песчаного холма в данном тексте, настолько слаба, что не может даже найти удовлетворительно выхода для себя самой себя. Песчаный холмом она названа потому, что она слабая (некрепкий песок), и холмом она именно названа потому, что она наверху. Движение (предполагается движение вверх к пятой черте) может привести только к бедствию, к несчастью. Поэтому всякий выход вовне, всякий поход может быть здесь только неблагоприятен. И текст говорит: Слабая черта на втором месте. Питание навыворот. Отклонишься от основы, чтобы питаться на песчаном холме. Поход - к несчастью.

Тема выхода вовне, намеченная в предыдущем, здесь повторяется еще раз, что вполне соответствует третьей позиции - позиции выхода из внутреннего во внешнее. Но как мы видели уже по сути данной гексаграммы, выход вовне - собственно, значит сбиться с пути. Если человек даже понял это, но все-таки продолжает двигаться вперед, только сохраняя прежнее направление, то такое движение не может увенчаться успехом. Наоборот, он должен, возможно, дольше (как говорит "Книга Перемен", 10 лет) не действовать, ибо в действии он не может найти ничего благоприятного. Поэтому и текст говорит: Слабая черта на третьем месте. Сбившееся питание; стойкость - к несчастью. Десять лет не действуй. Ничего благоприятного.

Нормальное движение в развитии ситуации, как оно выражено в символах гексаграмм, это - движение вверх. Но здесь такое движение было бы неэффективным. Причины этого уже указаны при объяснении второй черты. Здесь, прежде всего, нужно понять, что основная деятельность для данной ситуации выражена в том, что было сказано о первой черте. Движение вниз - движение ненормальное для "Книги Перемен", но оно как раз должно быть на этой позиции. Однако четвертая черта тяготеет к пятой, ибо является лишь вступлением к ней. Но в этом как раз опасность, которая угрожает в данной ситуации. Опасность со стороны пятой черты выражена в образе тигра. Этот "тигр" только угрожает и не бросается потому, что здесь возможен выход вниз, к первой черте. Текст говорит о том, что хулы не будет. Полностью в образах текста это выражено так: Слабая черта на четвертом месте. Питание навыворот - к счастью. Тигр смотрит, вперясь в упор. Его желание - погнаться вслед. Хулы не будет.

На пятой позиции мы видим слабую черту. Она должна выразить то, что здесь не хватает сил даже для собственного развития. Однако основная норма для пятой позиции - это оказывать помощь другим. Поскольку здесь это невозможно, постольку здесь это невозможно, постольку здесь говорится об отклонении от основы. Единственно, что может посоветовать "Книга Перемен" человеку, стоящему в данной ситуации, - это только переждать время. Всякое предпринятие большого дела не поведет здесь к благоприятному исходу. Поэтому текст предупреждает: Слабая черта на пятом месте. Отклонишься от основы. Но если пребудешь в стойкости - счастье. Невозможен брод через великую реку.

И вот наступает конец этого времени. Человек его уже переждал. Он выходит из данной ситуации - ситуации питания. Если выход из внутреннего во внешнее уже может быть рассмотрен как кризис, то тем более выход из одной ситуации в другую представляет собой кризис, более того, даже опасный кризис. Но, несмотря на всю его опасность ряд ситуаций, и человек должен переходить от одной к другой. Поэтому, в конечном счете, она приводит к счастью, нужно только вынести из всей данной ситуации на будущее то, что в ней было сделано положительно. Как мы видели, единственная положительная черта в данной гексаграмме - первая, где, собственно говоря, сделано уже все для питания. Поэтому и в тексте мы находим: Наверху сильная черта. Исход из питания. Хотя и опасно, но будет счастье. Благоприятен брод через великую реку.

Новое на сайте

>

Самое популярное