Домой Удобрения Изучение каллиграфии. Каллиграфия шариковой ручкой. Лучшие типы чернил для перьевых ручек

Изучение каллиграфии. Каллиграфия шариковой ручкой. Лучшие типы чернил для перьевых ручек

Если вы хотите научиться каллиграфии, но не знаете, с чего начать, то эта статья именно для вас. В ней вы узнаете какие принадлежности вам понадобятся, как правильно держать ручку, немного трюков и как нужно практиковаться. Поверьте, вы быстро станете профессионалом!

Каждый может научиться каллиграфии. Даже если вы думаете, что ваш почерк отвратителен, найдется тот человек, который захочет, чтобы именно вы подписали свадебные приглашения перьевой ручкой. Особенно людям нравится современная каллиграфия, потому что она откровенно игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

Прежде всего вам нужно обучиться искусственной каллиграфии.

“Поддельная каллиграфия” – это отличный курсив, с помощью которого вы сможете научиться использовать перьевую ручку. Хотя, честно говоря, технически она не “поддельная”. Это все еще каллиграфия, просто для нее не нужна перьевая ручка. Неважно, опытный ли вы каллиграф или только начинаете, поддельная каллиграфия – это очень важная техника, с помощью которой вы научитесь писать на любой поверхности.

Этот тип каллиграфии забирает больше времени, чем каллиграфия с помощью перьевой ручки. Однако, если вам нужно написать простую фразу, то эта техника покажется вам веселой и вам понравится отличный результат, которого можно с ее помощью добиться.

Итак, сначала напишите вашу фразу в простом курсиве. Не волнуйтесь, если вы пишите не так, как показано на образце ниже – просто напишите настолько хорошо, насколько можете. Эта техника работает практически со всеми соединенными буквами.

Затем вам нужно нарисовать линии, чтобы обозначить утолщения. Они появляются, когда ваша рука двигается вниз, чтобы создать часть буквы. К примеру, в букве “а” первая кривая слева – это утолщение, затем вы ведете перо вправо и снова вниз, чтобы обозначить правую ногу буквы “а”, и там появляется еще одно утолщение.

Когда вы обозначили все утолщения, просто заполните пустые пространства.

Поддельная каллиграфия – это веселый и простой способ понять каллиграфию. Кстати, зачастую люди не могут отличить поддельную каллиграфию от настоящей.

Теперь, когда вы попрактиковались в поддельной каллиграфии, вы можете двигаться дальше и приобрести прямой держатель пера.

Новичкам лучше пользоваться пластиковым или корковым держателем, так будет рентабельнее.

Затем вам понадобятся перья.

Это три пера, которые лучше всего подходят новичкам:

  • перо Brause Steno
  • перо Brause Rose
  • перо Brause Extra Fine 66

Когда вы приобрели и перо, вы захотите вставить его в держатель.

Вам нужно будет аккуратно сделать клин, как показано на фото выше, который будет расположен между внешним металлическим кругом и лепестками, что внутри. Вам кажется, что перо должно располагаться посредине, но это не так.

Всегда держите перо за его середину и избегайте зубчиков, потому что они острые и могут вас поранить…равно как и вы можете погнуть их, если вы нечаянно сожмете их сильнее, чем нужно.

Затем выберите бумагу.

Можете использовать бумагу для набросков или же любую бумагу, которая подходит для каллиграфии своим качеством впитывания чернил. Если бумага впитывает слишком много, тогда у вас вокруг букв будет получаться чернильная паутинка.

Также вам понадобятся чернила

Для новичков лучше всего подойдут чернила Speedball India или чернило Sumi. Многие пробуют использовать Higgins, но они дают тот ужасный эффект паутинки, о котором говорилось выше.

Последнее, что вам нужно сделать – это приготовить воду для промывания пера . Его вы должны очищать каждые пару минут.

Теперь вы готовы научиться держать перо! Для создания современной каллиграфии можно держать перо, как и обычную ручку. Только перьевую ручку нужно держать крепче. Держите ее большим и указательным пальцем, средний палец используйте для поддержки и более крепкого захвата, а безымянный и мизинец – как опору.


Теперь вы готовы писать! Погрузите ваше перо в чернила до средины скважины (скважина – это то отверстие посредине вашего пера).

Самое главное отличие перьевой и обычной ручек заключается в том, что перо должно скользить по бумаге, на него не нужно давить так, как вы делаете это с обычной ручкой. Иначе перо зацепится за бумагу и у вас получатся чернильные брызги. Посмотрите это небольшое видео, которое вам покажет, как нужно держать перьевую ручку и обращаться с чернилами.

Как новичок, вы можете попасть в ситуацию, в которой чернила откажутся переходить с пера на бумагу. Существует простой трюк, который поможет уговорить его сделать это: просто “поцелуйте” верхушкой пера воду и попробуйте снова. Чернила теперь должны вести себя просто прекрасно!

Если же чернила старые и забивают перо, поболтайте им в воде несколько секунд, а затем вытрите его мягкой тканью, которая не оставляет ниточек за собой.

Этой статьей мы открываем цикл статей о каллиграфии! В скором времени мы будем публиковать различные техники и уроки, так что следите за обновлениями и становитесь настоящим профессионалом в искусстве каллиграфии.

Каллиграф - художник, владеющий искусством красивого письма. Профессия подходит тем, кого интересует рисование (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Каллиграфия - искусство красивого письма, вид изобразительного искусства.

Если специалист не только владеет каллиграфическим почерком, но и искусством рисовальщика, иллюстратора, может сам разработать шрифт, его называют художником-каллиграфом, художником шрифта. Обычно каллиграфию как одно из оформительских средств используют художники-графики, оформители.

До распространения книгопечатания искусство каллиграфии имело особое значение и в европейской, и в восточной культуре. Переписчики книг стремились, чтобы буквы получались не только удобочитаемыми, но и красивыми. Разрабатывали и осваивали шрифты, выверенные до мелочей. Выразительность литер придавала текстам дополнительную эстетическую ценность. И даже компенсировало отсутствие иллюстраций.

Например, в исламских странах, где изображение человека было под запретом, на основе каллиграфии создавались богатейшие орнаментные композиции, включающие растительные, геометрические и даже изобразительные элементы.

Когда появились типографии, каллиграфия оставалась востребована при переписывании и оформлении документов, а также как декоративный приём.

Со временем документы стали печататься на печатной машинке, а потом и на компьютере. В обыденной жизни важна не красота почерка, а умение писать быстро и разборчиво. Каллиграфия утратила практическое значение и окончательно перешла в разряд декоративного искусства.

Каллиграфией по-прежнему владеют гравёры, художники-оформители, иллюстраторы и т.д.

В чистом виде каллиграфия применяется всё реже, её вытесняет оперативная компьютерная печать с возможностью выбрать любой понравившийся шрифт. Правда, разрабатывают эти шрифты, опять-таки, художники-каллиграфы.

Также каллиграфы оформляют списки, гостевые карточки для торжественных приёмов и пресс-конференций, оформляют приглашения, поздравительные адреса и пр.

Надпись, выполненная каллиграфом, всегда уникальна, т.к. существует в единственном экземпляре. Поэтому, получив по почте свадебное приглашение, искусно написанное от руки, вы сразу понимаете, что торжество планируется незабываемое.

Так что по-прежнему есть немало ценителей этого искусства.

При всей редкости профессии, многие люди, и не обязательно художники, стремятся овладеть каллиграфией. Почему? Видимо, потому, что каллиграфия - одна из форм медитации, самосозерцания.

Существуют различные техники каллиграфии, художественные стили и шрифты.

Например, китайская каллиграфия предполагает использование кисти. А в европейской каллиграфии чернила наносятся пером.

При написании букв важно всё: и наклон пера, и нажим, и правильное положение тела.

Начинающий каллиграф изучает эти тонкости, осваивает штрихи, элементы, простейшие буквы, законы пропорции шрифтов и страниц, затем переходит к изучению буквиц, монограмм, шрифтов различных стилей.

Рабочее место

Художники-каллиграфы могут работать в дизайн-студиях, работать самостоятельно, продавая свои работы, сотрудничать с издательствами, службами протокола государственных структур и т.д.

Важные качества

Профессия каллиграф предполагает художественный вкус, способность к рисованию, глазомер, развитую мелкую моторику, склонность к кропотливому труду, аккуратность.

Знания и навыки

Каллиграф должен в совершенстве владеть выбранной техникой письма, принципы изобразительно-шрифтовой композиции.

Обучение на каллиграфа

Искусству каллиграфии можно учиться на платных курсах каллиграфии. В Москве действуют курсы каллиграфии различных направлений: от европейской до китайской, японской и пр.

Каллиграфия шариковой ручкой не считается искусством, но освоение ее основ позволяет выработать красивый, аккуратный почерк. Научиться писать каллиграфическим почерком можно самостоятельно. Для этого достаточно регулярно выполнять необходимые упражнения и соблюдать определенные правила.

Искусство каллиграфии

Опытные каллиграфы не признают шариковую ручку пригодной для этого вида искусства. Тем не менее каллиграфия шариковой ручкой в последнее время довольно широко используется. В такой технике часто создаются пригласительные билеты, открытки, оформляются блокноты или фотоальбомы. Подобные занятия также помогут научиться писать красивым, каллиграфическим почерком.

Бывает, человеку не нравится то, как он пишет или же родители недовольны почерком своего ребенка. Это легко исправить самостоятельно. Больших временных затрат процесс не потребует, а результат будет заметен спустя буквально несколько дней тренировок.

Такая «поддельная каллиграфия» позволяет исправить недостатки почерка в любом возрасте, а кроме того, дает возможность освоить базовые навыки для дальнейших занятий этим древним искусством.

Как научиться писать красиво?

Чтобы изменить свой почерк, нужно запастись терпением и усидчивостью. Речь идет не о том, что на это потребуется много времени, а о том, что сами упражнения требуют кропотливой, монотонной работы, неспешности, на которую способны не все. Прежде всего, нужно определить, насколько свободны движения руки при письме. Для этого надо посмотреть на следующие особенности:

  • наличие украшений букв (всевозможных завитушек, подчеркиваний и тому подобное);
  • интервалы между буквами и строками;
  • грифельные штрихи.

Если рука во время писания слишком напряжена, буквы будут получаться разного размера, угловатые, расстояние между ними тоже будет неравномерным, да и рука устанет достаточно быстро. Чтобы рукописный текст выглядел красиво и изящно, буквы должны быть ровными, округлыми, плавными, интервалы – одинаковыми. Для этого нужно стараться работать не только кистью и пальцами, но и всей рукой, включая плечо.

Гимнастика для рук – первый и очень важный этап. Памятное с детства «мы писали, мы писали, наши пальчики устали» позволит размять пальцы. Не стоит забывать и обо всей кисти руки целиком, запястье, плече.

После того как руки «приведены в боевую готовность», можно приступать непосредственно к упражнениям.

  • Для начинающих хорошо подойдут обычные школьные прописи. Представленные там буквы надо не просто механически копировать. Их разбивают на отдельные составляющие с тем, чтобы проще было понять, какие из элементов вызывают наибольшие трудности для написания, и уделить им особое внимание.
  • Выписывать буквы нужно плавно, не торопясь, добиваясь наиболее точного воспроизведения. Не переходя к словам, а тем более – целым предложениям, нужно сначала научиться красиво писать алфавит, уделить внимание заглавным буквам.
  • Как только воспроизведение букв на маленькой скорости начнет получаться, нужно увеличить темп письма – это позволит добиться автоматизма в движениях. Человек, занимающийся письмом, не задумывается над тем, как он пишет и какие действия производит. Для того чтобы новый почерк «прижился», приобретенные навыки должны быть отточены до такого же уровня.
  • Выполняя упражнения, нужно следить за размером букв (он должен быть одинаковым), их наклоном, окончаниями слов (которые так и норовят «съехать» вверх или вниз), расстоянием между словами, а также за знаками препинания. Их тоже необходимо будет научиться выводить по-новому.
  • Во время тренировок можно пользоваться обычной шариковой ручкой, гелевой или перьевой, можно взять простой карандаш – кому что больше по душе. Инструменты выбираются самостоятельно исходя из личных предпочтений.

Основные правила

Чтобы сделать свой почерк красивым, нужно следовать определенным правилам:

  • правильная посадка: спина прямая, руки (за исключением локтей) лежат на столе, голова слегка наклонена вперед, так, чтобы между глазами и бумагой было не менее 30 см;
  • ручку следует держать тремя пальцами не ближе (и не дальше) чем за полтора сантиметра до стержня;
  • регулярные тренировки: 10-30 минут каждый день;
  • повторять упражнения медленно, без спешки.

Соблюдение этих несложных требований позволит выработать изящный каллиграфический почерк в любом возрасте.

Несмотря на тотальную компьютеризацию, спрос на каллиграфические, сделанные вручную надписи не уменьшается, а, наоборот, растет. Может быть, дело в том, что русский язык «живет» только в рукописных текстах, которые передают его душу? Возможно. Так или иначе, искусство каллиграфии не только не сдает своих позиций, но и завоевывает все новых фанатов, которые готовы учиться писать заново, только бы освоить эту древнюю технику.

Базовые упражнения по каллиграфии смотрите в следующем видео.

Студия Dotorg знает, чем вдохновить своего шрифтового друга. Экспериментально или красиво — третьего не дано, и не надо. В этот раз в референсах — Доялд Янг. Где-то внутри затрубили фанфары: будем делать красоту!

Слева направо: два референса — работы Эммели Лора и Доялда Янга (1926-2011); ещё одна работа любимого дизайнера и он сам.

Инструменты для эскизов

Иногда я начинаю с карандашных эскизов скелета, иногда сразу работаю тру-инструментами. Есть и третий подход, когда тру-инструменты имитируются инструментами попроще (карандашом, линером). Я его не очень люблю: зная наизусть поведение пера или кисти, его можно убедительно воспроизвести, но интересные случайности и находки пройдут мимо.

Мне был нужен сильный контраст, и я взяла брашпен.

Нетривиальная кириллица

Вечная проблема любой надписи на русском: как сохранить ритмичность и не получить забор. Многие дизайнеры считают кириллицу невыносимой — действительно, в ней не так много букв с выносными элементами и особенно не хватает верхних. Чтобы глазу было за что зацепиться, я стараюсь делать выносные элементы у всех букв, которые это позволяют: ж, я в конце слова, иногда выношу за пределы основных линий г. Там, где есть выбор: д, р — выношу вверх.

Отрисовка

Отсканированные и выровненные эскизы я ещё немного дорабатываю, увеличиваю и печатаю крупно. Перевожу на тонкую бумагу и карандашом начинаю отрисовывать всё в деталях. Отдельные фрагменты прорабатываю ещё раз на кальке.

С карандашом и любым другим живым инструментом в руке я чувствую себя живописцем, бросающим краски на холст. Но эмоции — враг всех чистовиков:) Поэтому с бумагой я заканчиваю, когда о надписи, местами грязной и размытой, можно сказать: «Она мне нравится!». В векторе я буду многое менять, сравнивать варианты. Там мой внутренний перфекционист возьмёт своё.

Готовые шрифты от сомнений

Я люблю рисовать буквы с нуля, но иногда готовые шрифты помогают проработать некоторые детали. В этот раз я стала сомневаться в том, как нарастить толщину в д, на какой высоте закончить первый штрих в букве з. Я нашла кириллическую версию прекрасного шрифта — Roundhand, посмотрела, как эти буквы выглядят там, и получила много ценных советов. Спасибо, Паратайп!

Ортодоксальный векторинг

Беру перо и рисую кривые. Точки в экстремумах: запад, север, восток, юг. Усы лежат горизонтально, или вертикально, или параллельно направляющим. А теперь двигаю, двигаю, двигаю. Отражаю по вертикали, отражаю по горизонтали. Чёрно на белом, белое на чёрном. Двигаю, двигаю, двигаю.

При первых признаках обсессивно-компульсивного расстройства вспоминаю Джеймса Викторе и его Feck Perfuction: https://youtu.be/SVw5e6EYFUg

Финал

Печатаю, нюхаю, смотрю издалека.

Смотрю на распечатку свежим взглядом, делаю заметки. Возвращаюсь в файл, исправляю кое-какие детали. Покруглее тут, поострее там… где ты, Джеймс?!

Сдаю финальную версию . Сегодня мне не будут сниться скачущие с шагом в полпикселя точки. Если, конечно, вам срочно не понадобится какая-нибудь красивая или экспериментальная надпись! ;)

Каллиграфия – искусство красиво писать – существует с незапамятных времён, почти с тех самых пор, как существует сама письменность. К девятнадцатому веку в мире существовало множество школ красивого письма. С появлением печатных машин и шариковых ручек каллиграфия едва не превратилась в бесполезное времяпрепровождение. Но, как ни странно, на сегодняшний день она не только не утратила своей важности, но и превратилась в очень востребованное направление деятельности.

Это увлечение не только развивает мелкую моторику рук и эстетическое чувство, но и позволяет заработать. Поэтому, если вы умеете писать необычным и изящным почерком, вы можете превратить своё умение в источник постоянной прибыли. Даже если ваш почерк оставляет желать лучшего, навыки каллиграфии можно довольно быстро освоить – терпение и ежедневные занятия позволят вам улучшить почерк в рекордно короткие сроки. Для этого разработано множество пособий, созданы видеоуроки и комплексы упражнений. Некоторые учатся каллиграфии, копируя понравившиеся им шрифты. Это тоже действенный способ освоить азы данного искусства в кратчайшие сроки.

Как применить своё умение красиво писать?

На самом деле, это очень просто. Существует масса применений каллиграфии в современном мире. Самый простой и очевидный способ заработать на этом: научившись сами, вы можете обучать других – курсы по исправлению почерка будут пользоваться спросом, если вы грамотно организуете их продвижение.

Написание пригласительных и поздравительных открыток на свадьбы, юбилеи и прочие праздники с помощью креативных каллиграфически оформленных надписей поможет сделать их уникальными. Заполнение всевозможных официальных и неофициальных документов изящным почерком – ещё одна возможность заработать.

Кроме того, каллиграфией можно оформить меню ресторана или кафе, упаковку для хендмейд-товара, визитки и плакаты. В некоторых типографиях до сих пор работают люди, при необходимости оформляющие каллиграфическими надписями ту или иную продукцию.

При наличии у вас базовых навыков программирования и дизайна, вы можете запросто использовать свой талант для создания уникальных дизайнерских шрифтов. Впоследствии они могут применяться в оформлении веб-сайтов и лендинговых страниц. Рукописные логотипы для торговых марок ценятся сегодня не меньше, чем эксклюзивные шрифты.

Изготовление надгробий, мемориальных плит и табличек, художественных скульптурных композиций также не обходится без каллиграфии. Своё мастерство каллиграфа вы также можете проявить на телевидении. В оформлении интерьера и экстерьера зданий с помощью граффити также применяются элементы каллиграфии. Красивые надписи могут стать основой для стильной татуировки или боди-арта.

Где бы вы ни начинали, не лишним будет составить портфолио своих работ и разместить его онлайн, в том числе в социальных сетях, разослать его свадебным консультантам канцеляриям и прочим заинтересованным организациям вашего города.

Что понадобится для работы с каллиграфией

Прежде всего, чтобы начать бизнес на каллиграфии, вам потребуются некоторые рабочие инструменты. Увы, инструмент действительно высокого качества в наше время найти не так-то просто. Вдобавок, стоимость качественного каллиграфического пера может оказаться весьма высокой. Но инструменты для начинающего каллиграфа всё-таки можно добыть проще и дешевле.

Некоторые умельцы даже ухитряются изготавливать простенькие письменные принадлежности своими руками из обычной жести. Вы можете поэкспериментировать сами и вырезать своё первое перо из жестяной банки от газировки. В кругах каллиграфов самодельное перо подобного рода получило сленговое название «колапен» (от англ. cola pen). Пишет такой инструмент не намного хуже, чем заводские аналоги, а выглядит забавно и необычно.

Наиболее распространённые, финансово доступные и относительно качественные марки перьев на отечественном рынке – это «Звёздочка» и «Leonardt». Вполне подойдут и старинные перья, оставшиеся в наследство от дедушек и бабушек.

Перья для письма можно условно разделить на две категории:

  1. остроконечные – обычно используются для написания текстов «с нажимом», позволяют создавать надписи с плавно меняющейся шириной линии;
  2. ширококонечные – применяются для шрифтов со строгими широкими линиями, могут иметь тушедержатель.

Если тушедержателя у вас нет, его можно с лёгкостью соорудить самостоятельно – из всё той же баночки колы. Существуют также специальные перья для левшей – они скошены справа налево, в то время, как обычные перья – слева направо.

Современные перья имеют встроенные картриджи с чернилами – как правило, сменные. Поскольку регулярно приобретать картриджи для некоторых импортных моделей бывает затратно, опытные каллиграфы рекомендуют заправлять их чернилами самостоятельно. Это можно сделать с помощью шприца. Те перья, которые не имеют картриджей, заправляются непосредственно в процессе работы – опытные каллиграфы не макают их в чернильницу, а наносят тушь с помощью специальной кисточки, что позволяет дозировать её более эффективно.

Перо, естественно, должно вставляться в держатель.

Держатели подразделяются по форме на

  1. прямые;
  2. наклонные.

Последние предназначаются для работы с остроконечными перьями. Они обеспечивают правильный наклон при письме и более ровный край линии.

Отдельно стоит упомянуть кисти для каллиграфии. Они могут применяться с тушью или красками различных цветов и представляют собой аналог перьев. Как и перо, кисть может быть остроконечной или ширококонечной, но, в отличие от него, обеспечивает гораздо большую пластичность и мягкость линий. Кисть как инструмент для каллиграфии традиционно использовалась в Китае и Японии. И по сей день самыми лучшими считаются именно китайские кисти.

Следует также сказать пару слов о бумаге и туши. Текстура бумаги не менее важна для создания изящной надписи, чем качественный инструмент. Для упражнений и работы подойдёт обычная бумага, используемая в офисах. Главное, чтобы бумага не была слишком зернистой и слишком тонкой. Что касается туши, рынок предлагает множество зарубежных и отечественных марок, из которых для начинающих подойдут «Гамма» и «KOH-I-NOOR». Если тушь или краски, которые вы применяете, слишком густые, разбавьте их водой.

Современные направления каллиграфии

Сегодня каллиграфия, как уже сказано, применяется в самых различных сферах деятельности и успела превратиться в своеобразное искусство. Для современной каллиграфии характерна декоративность, достигаемая, зачастую, за счёт искажения надписи. Сильное искажение недопустимо в документах, но вполне применимо в дизайне, логотипах, граффити и тому подобных сферах.

Помимо пера и кисти, для каллиграфии можно использовать обычную шариковую ручку, распылитель с краской, уголь и многие другие материалы. Качественная офисная бумага – также не единственный материал, пригодный для каллиграфии. Голландский каллиграф Нильс Мёльман умудряется устраивать целые шоу, используя для письма обычный малярный валик и обмакиваемую в краску метлу, создавая граффити на стенах домов, надписи на ткани и ковровых покрытиях.

Некоторые художники создают настоящие каллиграфические шедевры на ткани, автомобилях, стеклянных и металлических поверхностях и даже на обычных салфетках. С недавнего времени в моду вошли такие направления каллиграфии как леттеринг, создание декоративных надписей из различных материалов, теггинг и прочие. Несмотря на то, что большинство традиционных национальных школ каллиграфии исчезли сегодня и встречаются только в виде музейных экспонатов, это искусство живёт в новых формах. Утратив характерные черты национальных культур, мастерство создания изящных надписей стало эклектичным и превратилось в уникальный способ самовыражения.

Мар 5, 2017 Сергей

Новое на сайте

>

Самое популярное