Домой Удобрения Конспект водоросли и их значение. «Низшие растения. Водоросли. Изучить строение водорослей

Конспект водоросли и их значение. «Низшие растения. Водоросли. Изучить строение водорослей

Урок биологии "Водоросли"

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира;
  2. Объяснить способы размножения водорослей;
  3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

Таблица “Водоросли”, презентация темы (мультимедийное сопровождение) “Водоросли”, индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт салата из водорослей.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся – 1 минута, (слайд 1, 2) Приложение 1

Подготовка к опросу – 3 минуты.

2. Проверка домашнего задания:

  • Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)
    – размеры растений – рис.30 (
    Приложение 3 , Приложение 4 )
    – разнообразие растений – рис 31, 32, 33 (
    Приложение 2 )
    – работа с классом мини– футбол
    (слайд 3, 4, 5)
  • Фронтальный опрос. Разминка “Термины” (1–4 человека)
    – ботаника – это…..
    – низшие растения – это…..
    – высшие растения – это…
    – таллом, или слоевище – это…
  • Индивидуальная работа с учащимся (слайд 6) . Работа у доски. Выстраивание классификации царства растений

3. Активизация знаний учащихся

Индивидуальный опрос 5 учащихся. Вопросы в конце параграфа.

– Что изучает ботаника?

– Почему растения выделили в самостоятельное царство?

– Какое значение имеют растения в природе?

– Какое значение имеют растения в жизни человека?

– Почему нужно охранять растения?

Оценивание ответов учащихся

4. Изучение нового материала (25 мин)

9Запись в тетради темы урока). Рассказ учителя (слайд 7).

Водоросли самые древние животные на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются простым делением клеток или спорами.

Водоросли произошли от различных предков.

1) Одноклеточные водоросли

(Работа с учебником стр. 58–67 по 1–2 вариантам).

Обитание или распространение (слайд 8)

Зеленые водоросли обитают в соленой и пресной воде, на суше, на поверхности растений, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Вы, очевидно, наблюдали летом “цветение” воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме (слайд 9) . “Цветущая” вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле воды видно множество одноклеточных зеленых водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок (слайд 10) .

В “цветении” воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль

Хлорелла. *Строение: оболочка, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме зеленый хроматофор (слайд 11) .

* Размножение хлореллы (слайд 12) .

* Зеленая одноклеточная водоросль, распространенная в пресных водоемах и на влажных почвах, (слайд 13)

Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой” (слайд 14). Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.

* Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный “глазок” (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре, (слайд 15)

* Размножение, (слайд 16, 17)

В рабочей тетради оформить лабораторную работу № 39, стр. 18.

Динамическая пауза (движение водорослей при течении)

2) Многоклеточные водоросли

Зеленые водоросли обитают в проточных водоемах, прикрепленных к подводным камням и корягам (улотрикс). В стоячих и медленно текущих водах плавают и оседают на дно ярко-зеленые камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат). В пресноводной воде обитают харовые водоросли, имеющие сложное строение (слайд 18, 19).

У многоклеточных представителей зеленых водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются ризоиды (с греческого “риза” – корень и “Эйдос” – вид) бесцветные ветвистые нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.

Бурые водоросли. Морские растения, внешний признак желтовато-бурая окраска слоевищ. Что такое слоевище? Нитевидное, шаровидное, пластинчатое, кустообразное. К грунту прикрепляются ризоидами или основанием слоевища. У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями (слайд 20).

Ламинария, или морская капуста (север, Ледовитый океан). Цистозейра (Черное море).

Красные водоросли или багрянки – многоклеточные морские растения. Редко встречаются в пресноводных водоемах. Очень немногие одноклеточные. Размеры от нескольких сантиметров до 1 метра в длину. Кроме хлорофилла содержаться красные и синие пигменты. Багрянки разнообразны: нитевидные, цилиндрические, кораллоподобные и т.д. Их можно встретить даже на глубине 100–200 метров (слайд 21).

В каких морях обитают филлофора, порфира и др.?

Почему они разные?

Проблемный вопрос (слайд 22)

А на одном ли уровне живут водоросли? (слайд 23)

5. Беседа с учащимися для проверки усвоенных знаний

Какое значение водорослей для человека?

  1. Питаются рыбы и другие животные.
  2. Химическая промышленность – йод, калийные соли, целлюлоза, спирт и др.
  3. Удобрение и корм скоту.
  4. Агар-агар, использование в хлебопечении, кондитерской, бумажной и текстильной промышленности. Выращивают микроорганизмы.
  5. Для разнообразных блюд, (слайд 24)

Вывод: Наличие водоросли – необходимое условие для нормальной жизни водоема.

Водоросли — это низшие содержащие хлорофилл растения, не расчлененные на стебель, корень и листья. Гетерогенная экологическая группа преимущественно фотоавтотрофных одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, обитающих, как правило, в водной среде.

Общая характеристика водорослей:

  • Тело не расчленено на органы (у многоклеточных); отсутствие чёткой дифференцировки тела (называемого слоевищем, или талломом).
  • Нет специализированных тканей.
  • Клетки содержат хлорофилл. Происходит фотосинтез. Фотоавтотрофного питание.
  • Размножение: бесполое, половое и вегетативное.
  • Распространение в воде: во взвешенном состоянии (планктон); на границе «вода-воздух» (нейстон); на дне или на значительной глубине (бентос); на подводных скалах (перифитон).

К водорослям относят различное число (в зависимости от классификации) отделов эукариот , многие из которых не связаны общим происхождением. Также к водорослям часто относят синезелёные водоросли или цианобактерии , являющиеся прокариотами . Традиционно водоросли причисляются к растениям.

Отдел зеленые водоросли.

Зеленые водоросли делятся на одноклеточные и многоклеточные формы, содержат хлорофилл. У них встречаются все виды бесполого и полового размножения. Зеленые в. встречаются в соленых и пресных водоемах, в почве, на коре деревьев, на камнях и скалах. Этот отдел насчитывает до 20 тыс. видов и включает пять классов:

  • Класс волосковые — наиболее примитивные одноклеточные в. со жгутиками. Некоторые их виды представляют собой колонию.
  • Класс протококковые — одноклеточные и многоклеточные безжгутиковые формы
  • Класс улотриксовые — имеют нитчатое или пластинчатое строение слоевища.
  • Класс жаровые - строением напоминают высшие растения — хвощи.
  • Класс сифоновые - внешне похожи на другие в. или на высшие растения, состоят из одной многоядерной клетки, достигая размеров до 1 м.

Одноклеточная зеленая пресноводная водоросль — хламидомонада. Имеет овальную или круглую форму тела, на вытянутом переднем конце два жгутика. Хроматофор чашевидный, с пиреноидом, содержащим зерна крахмала. В передней части клетки красный глазок — это светочувствительный орган. Ядро одно, с маленьким ядрышком. Две пульсирующие вакуоли смещены к переднему концу клетки. Хламидомонада питается автотрофно, но при отсутствии света может перейти на гетеротрофное питание, если в воде присутствуют органические вещества. Размножается бесполым и половым путем. При бесполом размножении содержимое клетки (спорофит ) делится на 4 части и образуются 4 гаплоидных зооспоры. С наступлением холодов 2 зооспоры сливаются, образуя диплоидную зиготоспору. Весной она делится митозом, вновь образуя гаплоидные в.

Спирогира — пресноводная зеленая многоклеточная нитчатая водоросль. Нити составлены одним рядом одноядерных цилиндрических клеток со спиралевидными хлоропластами и пиреноидами. Рост нити в длину происходит бесполо за счет поперечного деления клеток. Размножается частями нити или половым путем. Половой процесс называется конъюгацией.

Отдел бурые водоросли

Многоклеточные морские водоросли . Насчитывается ок. 1500 видов. Имеют желтовато- бурую окраску, обусловленную большим количеством желтых и бурых пигментов. Размер и форма их различны. Встречаются нитевидные, корковидные, шаровидные, пластинчатые и кустообразные растения. Слоевища (тела) многих видов содержат газовые пузырьки, удерживающие в. в вертикальном положении. Вегетативное тело расчленено на подошву или ризоиды, служащие органами прикрепления, и на простую или рассеченную пластину, соединяющуюся с подошвой черешком. Пигменты, придающие им бурый цвет, сосредоточены только в поверхностных слоях клеток, внутренние клетки талома бесцветны. Это свидетельствует о дифференциации клеток по функциям: фотосимтетической и загасающей. У бурых водорослей нет настоящей проводящей системы, однако, в центре слоевища имеются ткани, по которым передвигаются продукты ассимиляции. Всасывание минеральных веществ осуществляется всей поверхностью слоевища.

У бурых водорослей встречаются все формы размножения: вегетативное (при случайных отделениях частей слоевища), споровое, половое (три формы: изогамная, гетерогамная и моногамная).

Отдел красные водоросли (багрянки)

Встречаются обычно на больших глубинах теплых морей. Насчитывают ок. 4000 видов. Имеют расчлененное слоевище, ризоидом или подошвой крепятся к субстрату. Помимо обычных хлорофиллов и каротиноидов, в пластидах багрянок содержатся фикобилины. Другая их особенность — сложный половой процесс. Гаметы и споры красных водорослей лишены жгутиков и неподвижны. Оплодотворение происходит при пассивном переносе мужских половых клеток к женскому половому органу.

Значение водорослей

Водоросли — первичные продуценты с высокой продуктивностью. С них начинаются большинство пищевых цепей морей, океанов и пресных водоемов Одноклеточные в. являются главным компонентом фитопланктона, который служит кормом многим видам водных животных. В. обогащают атмосферу кислородом.

Из водорослей получают много ценных продуктов. Например, из красных водорослей получают полисахариды агар-агар и карраген (используются для получения желе, в косметике и как пищевые добавки); из бурых водорослей получают альгиновые кислоты (применяют в качестве отвердителей, желеобразующих веществ в пищевой, косметической промышленности, для изготовления красок и паков).

Таблица «Водоросли»

Конспект урока «Водоросли». Следующая тема:

Это конспект по теме «Низшие растения. Водоросли» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:
Водоросли

Задача урока : познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней

Плакируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаки, развивают представление о систематике организмов.

Метапредметные: учащиеся учатся выделять сущетвенные признаки низших растений и на этом основа­нии относят водоросли к низшим растениям.

Личностные : у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия урока : растения низшие, водоросли : зелёные, бурые, красные.

Деятельность учащихся : работа с текстом и иллюстрации учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных признаков водорослей как представителей низших растений.

Ход урока .

Проверка знаний о разнообразии, характерных при знаках и распространении растений, об отличиях низших растений от высших (фронтальная беседа).

Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?

(На доске начинает составлять графическую схему.)

Учитель: Какие царства живой природы мы уже с вами изучили?

С каким царством живой природы мы начали знакомиться на прошлом уроке?

( Растения)

Итак, ребята, на какие царства принято разделять живые организмы? Кто достроит схему у доски?

Царства растения объединяет более 350 тыс. видов, которые объединяются в 5 отделов.

А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами.

Послушайте сказку.

Сказка про водоросли

В прекрасном подводном царстве жили разноцветные РАСТЕНИЯ: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.

Помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока .

СЛАЙД. Учащиеся: Водоросли.

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в удивительный мир водорослей.

Надо сказать, на сегодняшнем уроке мы с вами станем альгологами. Потому что, альгологи – это такие ученые, которые занимаются изучением водорослей. Соответственно, наука занимающаяся водорослями называется альгология. Почему же водорослям удостоена такая честь, отделиться от всех других растений в отдельную группу.

Попробуйте поставить цели перед собой на данный урок.

(Учащиеся определяют цель учебной деятельности)

Сегодня мы познакомимся с общими признаками строения и с многообразием водорослей, выделим их отличительные черты - это и есть задачи нашего урока

Для достижения поставленных целей я предлагаю вам дочитать сказку до конца и узнать, что же представляют из себя водоросли? Какое они имеют строение и значение для природы?

Сказка про водоросли

В прекрасном подводном царстве жили разноцветные водоросли: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.

Водоросли жили дружно между собой и уважали других обитателей подводного царства.

Но однажды остальные жители царства решили, что водорослей слишком много, и вообще они не нужны в подводном мире. Тогда морской конек украл у царя подводного царства Нептуна волшебную звездочку и загадал желание, чтобы исчезли все водоросли.

Водорослей не стало. И в одночасье ракообразным, моллюскам, некоторым рыбам и млекопитающим стало нечем питаться, некому было насыщать толщу воды и воздух над ней кислородом, исчезли убежища для рыб и других животных, обитателям подводного царства стало тяжело дышать.

Нептун очень разозлился на своих подданных, наказал морского конька, а водоросли вернул в подводное царство, потому что жизнь подводного мира без них невозможна.

С тех пор никто из обитателей подводного царства не смел обидеть водоросли.

Водоросли были первыми растительными организмами на Земле. Это они дали начало всем наземным растениям и.

Разбери это слово по составу и определите его происхождение (вод о рос ль - растет в воде).

Учитель. Однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями. Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде.

СЛАЙД. Обратите внимание - это водное растение – Роголистник, это Эгерия. Как у всякого растения, у них есть корни, стебли и листья. Они относятся к высшим растениям, их часто разводят в аквариумах, но они не относятся к водорослям. Чем же отличаются водоросли от высших растений? Давайте мы с вами разберемся.

СЛАЙД.

Посмотрите, эта классификация показывает, что Царство Растения делится на п/ц Низшие растения и п/ц Высшие растения. П/ц Низшие растения это как раз и есть водоросли, единственная группа, входящая в состав Низших растений.

Высшие растения

Низшие растения

Имеют органы: листья, стебель (цветок)

Не имеют органов, имеют слоевище и ризоиды

Есть ткани: покровная

механическая

проводящая

Нет тканей – масса клеток.

Интересные факты о водорослях:

    У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.

2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов. СЛАЙД 3

3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей. СЛАЙД 4

Беседа с классом:

Ален Бомбар решил доказать, что человек, оказавшись за бортом судна без пищи в океане, может выжить. Он совершил легендарное путешествие через Атлантический океан в одиночку, питаясь только тем, что смог выловить в верхних слоях воды (большое количество водорослей). Какие питательные вещества содержат одноклеточные водоросли, которые являются кормом для морских животных и могут быть пищей человеку? СЛАЙД 5

Для сведения: очень много белка – известно, что лучшие сорта бобовых содержат до 30% белка, пшеница – около 20%, хлорелла – 50%. СЛАЙД 6

Многообразие водорослей – показ слайдов и рассказ учителя. СЛАЙД 8- 12

    Одноклеточные зелёные водоросли.

    Многоклеточные зелёные водоросли.

    Харовые водоросли.

    Бурые водоросли.

    Красные водоросли.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Задание для класса: Какое строение имеет одноклеточная водоросль? (Самостоятельная работа с учебником на с. 95)

Да, так как водоросли просто устроены, имеют более простое строение, не так прихотливы к окружающей среде, в теле водорослей нет проводящих сосудов, тело водорослей не разделено на органы и т.д.

III . Закрепление материала.

Используя учебник заполните таблицу:

Систематическая группа

Рисунок

Среда обитания

Особенности строения

Зелёные водороли

Бурые водоросли

Красные водоросли

Возврат к проблемному вопросу, заданном в начале урока. «Чем же отличаются водоросли от высших растений?»

Учитель. Каковы отличительные признаки водорослей?

Водоросли - низшие растения.

Тело водорослей носит название слоевище, т.е. таллом.

У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.

В талломе нет проводящих сосудов.

Хлорофилл находится в хроматофоре

Закончи предложения:

1.Водоросли относят к живым организмам потому, что они …, …, …, …, … и …

2.Тело водорослей не разделено на органы, поэтому их относят к … растениям.

3.Тело водорослей называют … (…)

4.Тело водорослей состоит из …

5.В клетках водорослей, как и у других растений содержится ….

6.Водоросли, как автотрофы являются поставщиками …

Вспомните, что вы хотели узнать на уроке. На все ли поставленные вами вопросы мы сегодня ответили на уроке?

    1. Домашнее задание

      1. Изучить § 18. Ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Найдите в дополнительной литературе примеры использования водорослей человеком.

IV . Рефлексия.

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Понятие о систематике растений

Систематика – наука о классификации Основоположником научной систематики является шведский ученый Карл Линней (1707-1778гг.). К. Линней в XVII в. ввел двойные, или бинарные названия видов. В 1753 г. Он опубликовал большой труд «Виды растений», где впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов.

Первое слово, обозначаемое существительным, показывает принадлежность растения к роду Второе, обозначаемое прилагательным, - собственно видовое название, показывающее его отличие от других видов того же рода Смородина черная – смородина красная Ribes nigrum – Ribes rubrum Береза повислая – береза пушистая Betula pendula – Betula pubescens Один род - Ribes Один род - Betula

Систематика – раздел биологии, выявляющий родство растений, разрабатывающий принципы классификации растений и осуществляющий саму классификацию (т.е. распределение растений по группам разного ранга).

Царство – самая большая группа растений, заключающая в себе все растения, существующие на Земле. Основной единицей классификации является вид. Вид →род → семейство → класс → отдел → царство

Классификация групп царства Растения

К одному виду относятся родственные между собой растения, близкие по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться между собой и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей.

Водоросли и их значение

Водоросли - самые древние растения на Земле. Мир водорослей огромен по численности и многообразен по формам Doushantuophyton cometa - один из видов водорослей, обнаруженных в слоях формации Ланьтянь; дихотомически ветвящийся

Преобладающее большинство из них живет в пресной и соленой воде, некоторые произрастают в наземно-воздушной среде, располагаясь на стволах деревьев, каменных стенах, на поверхности почвы и даже снега и льда. Многие живут в почве и в сточных водах городских канализаций

Значение водорослей Являются основными образователями кислорода и органических веществ в природе Формируют донные отложения (полезные ископаемые) Приводят к заболачиванию водоемов Являются пищей для водных животных и человека (ламинария) Биологическая очистка сточных вод

Среди водорослей выделяют отделы: Зеленые водоросли (около 20000 видов) Бурые водоросли (1500 видов) Красные водоросли (4000 видов) Диатомовые водоросли (диатомеи) Харовые водоросли. Наука о водорослях - альгология. Отцом отечественной альгологии считают русского академика С.Г. Гмелина (1745-1774) Общая характеристика Водоросли Одноклеточные Многоклеточные

Зеленые водоросли

Хламидомонада

Вольвокс

Значение зеленых водорослей Водоросли очень важные продуценты, с которых начинается большинство пищевых цепей. Зеленые водоросли вносят определенный вклад в работу микроорганизмов по очистке сточных вод. Некоторые водоросли (хлорелла) будут использоваться во время космических полетов.

Бурые водоросли (ламинария) Бурые водоросли. Ламинария

Макроцистис

САРГАССУМ

Красные водоросли Красные водоросли Красные водоросли (багрянки)

Полисифония

Значение красных водорослей Из них получают агар-агар, который применяется в косметическом производстве - добавляют в мази, зубные пасты, кремы для рук, в пищевой промышленности – для приготовления желе, суфле, пастилы, мармелада, мороженого и других продуктов. Получают йод, калиевые соли, спирт, уксусную кислоту.

Диатомовые водоросли

Диатомеи

Значение диатомовых водорослей Для этих водорослей характерно особое строение клеточной оболочки, в которой содержится кремний. После гибелей клеток остатки диатомей падают на дно морей и озер и образуют большие отложения, где содержится 90%-кремния. Отложения диатомей используют как фильтрующий материал (при получении сахара и осветлении пива). Водоросли служат наполнителем при изготовлении красок или бумаги и как изоляционного материала.

Значение харовых водорослей Они служат основным кормом для водоплавающих птиц. Харовые смягчают жесткую воду. Там, где растут они, меньше комариных личинок. Ученые используют их для проведения различных опытов.

Строение водорослей Тело не расчленено на корень, стебель и листья, а представлено слоевищем, или талломом. Нет органов и тканей. В клетках тела присутствует хлорофилл и другие пигменты, обеспечивающие фотосинтез. Хлорофилл находится в хроматофорах.

Одноклеточные водоросли Особенностью одноклеточных водорослей является то, что их тело состоит из одной единственной клетки. Вот почему одноклеточным водорослям свойственны черты и отдельной клетки, и организма.

Строение одноклеточной водоросли хламидомонады

Размножение водорослей Водорослям свойственно как бесполое, так и половое размножение. Эти способы размножения у разных водорослей представлены по-разному

Бесполое размножение Под оболочкой материнской клетки образуются четыре клетки – споры со жгутиками – зооспоры. Зооспоры способны самостоятельно передвигаться, что способствует расселению. Дорастая до размеров материнской клетки, дочерние способны приступить к бесполому размножению Половое размножение Происходит при неблагоприятных условиях Участвуют несколько особей, которые образуют гаметы. выйдя из оболочки материнской клетки, они сливаются попарно с гаметами других особой Образуется зигота, которая покрывается толстой оболочкой. При наступлении благоприятных условий из зиготы образуется новое поколение водорослей.

Биологическое значение полового размножения: При половом размножении потомство наследует признаки обоих родителей, приобретает новое сочетание наследственных свойств, а это увеличивает его шансы на выживание

Спасибо за урок!

Предварительный просмотр:

Тема урока: Водоросли и их значение. Многообразие водорослей

Задачи

Образовательные:

Способствовать знакомству учащихся с многообразием водорослей, их классификацией, распространением на Земле, значением в природе и жизни человека. Закрепить и актуализировать полученные знания о водорослях и применять их в выполнении различных заданий.

Развивающие:

Продолжать обучение, работать с дидактическими материалами, дополнительной литературой (при подготовке к уроку), развивать культуру устной речи.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда, формированию коммуникативных умений, экологического мышления, ответственного отношения к природе.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать : разнообразие и места обитания водорослей, их биологическое значение; строение и жизненный цикл одноклеточных водорослей.

Уметь : называть характерные отличия водорослей, раскрыть особенности размножения и развития водорослей; показать значение водорослей в природе и жизни человека; дать представление о систематике водорослей;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; микроскопы на каждый стол; культура живых одноклеточных водорослей; многоклеточные водоросли из аквариума; гербарий «Водоросли».

Ход урока

1. Актуализация знаний

Беседа по вопросам:
- На какие две группы в зависимости от строения можно разделить все растения?
- Что лежит в основе такой классификации?
- Какие растения относятся к группе низших растений?

2. Изучение нового материала

2.1 Водоросли

Мы начинаем изучение новой темы – водоросли.

Водоросли – большая группа растений, которая включает в себя несколько отделов. Мы познакомимся с представителями только трёх отделов: отдела зелёные водоросли, отдела бурые водоросли и отдела красные водоросли.

2.2 Сообщение темы и целей урока

2.3 Среда обитания водорослей

Вы, наверное, неоднократно видели водоросли. Где обитают водоросли?

Беседа с учащимися. Обобщение учителя .

Чаще всего водоросли обитают в воде (отсюда и название). В каких водах могут жить водоросли? (Ответы учащихся)

Водоросли живут в пресных и солёных водоёмах. Могут жить в стоячей воде (пруды, озёра) и в проточной воде (реки). А где ещё встречаются водоросли? (Ответы детей)

Водоросли могут также обитать на влажной почве, на коре деревьев, растущих во влажных местах.

Демонстрация натуральных объектов водорослей в аквариуме, на коре деревьев, на поверхности почвы в цветочном горшке с комнатным растением .

2.4 Особенности строения водорослей

Тем не менее, жизнь водорослей тесно связана с водой. Вы, наверное, слышали о том, что вся жизнь на Земле зародилась в воде. Водоросли – одни из самых древних растений на земле, поэтому они имеют наиболее простое строение и относятся к низшим растениям.

Каковы характерные признаки водорослей, как низших растений? Они не имеют дифференцированных органов- корней, стеблей, листьев. Тело водорослей (даже самых крупных) не разделено на отдельные органы, выполняющие определённые функции. У них нет отдельных фотосинтезирующих или поглощающих органов. Как вы думает, почему тело водорослей не дифференцировано на органы ?

Беседа .

Водоросль осуществляет эти функции всей поверхностью тела, которое называется таллом (или слоевище).

2.5 Одноклеточные водоросли

Среди водорослей есть как микроскопические одноклеточные водоросли, так и настоящие гиганты, достигающие в длину нескольких десятков метров.

2.5.1 Строение одноклеточных водорослей

Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием слайдов презентации «Водоросли» .

Изучение водорослей мы начнём с изучения одноклеточных зелёных водорослей. Наверное, вы неоднократно летом наблюдали цветение воды в мелких водоёмах. Вода приобретает зеленовато – изумрудный оттенок благодаря большому количеству одноклеточных водорослей, которые размножились там в благоприятных условиях. Если зачерпнуть в стакан воду из такого водоёма и рассмотреть эту воду под микроскопом, можно увидеть одноклеточные водоросли хламидомонаду и хлореллу.

Хламидомонада в переводе с греческого означает «простейший организм, покрытый оболочкой». Она имеет грушевидную форму тела, на переднем, более узком, конце тела находятся два жгутика два жгутика, при помощи которых водоросль может двигаться. Тело водоросли покрыто прозрачной оболочкой, под которой находится цитоплазма с расположенным в ней ядром, красное светочувствительное тельце (глазок), две небольшие пульсирующие вакуоли, служащие водоросли для выделения избытков воды и ненужных веществ. Большую часть пространства клетки занимает хроматофор, содержащий пигмент хлорофилл, а также и другие пигменты.

Беседа .

О чём говорит наличие хлорофилла в водоросли? (ответ детей) Действительно, хламидомонада способна к фотосинтезу, то есть способна образовывать органические вещества из неорганических.

Как вы думаете, какое преимущество у свободно передвигающейся водоросли? (ответ детей) Верно, свободно передвигающейся водоросли легче найти благоприятные условия.

Какие условия будут наиболее благоприятными для фотосинтезирующей водоросли? (ответ детей) Правильно, светочувствительный глазок водоросли воспринимает свет, и с помощью жгутиков водоросль движется в сторону более освещённого места. Это явление стремления к свету называют положительным фототаксисом.

Лабораторная работа № 12 «Знакомство с одноклеточными водорослями из аквариума» .

Цель : знакомство с внешним видом одноклеточных водорослей

Оборудование и материалы : 1. Микроскоп, пипетка, препаровальная игла, предметные и покровные стекла. 2. Вода из аквариума с одноклеточными водорослями.

Ход работы :

  1. Приготовьте микропрепарат зацветшей воды из аквариума. Для этого с помощью пипетки возьмите каплю воды из аквариума.
  2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа.
  3. Пользуясь рисунками из учебника, найдите в исследуемой капле аквариумной воды одноклеточную водоросль (хламидомонаду или другого представителя).
  4. Фильтровальной бумагой с края покровного стекла уберите часть влаги. Рассмотрите водоросль при большом увеличении микроскопа.
  5. Рассмотрите строение, опишите окраску тела. Пронаблюдайте за тем, как работает пульсирующая вауколь. Зарисуйте водоросль и надпишите ее части.

Новое на сайте

>

Самое популярное