Домой Удобрения Ложь, возводимая шиитами на ахли-бейт. Кто относится к Ахли Бейт? Смотреть что такое "Ахль аль-Бейт" в других словарях

Ложь, возводимая шиитами на ахли-бейт. Кто относится к Ахли Бейт? Смотреть что такое "Ахль аль-Бейт" в других словарях

Одной из обязанностей мусульман считается почитание не только лучшего из людей - Пророка Мухаммада (с.г.в.), но и его семейства, именуемого Ахлю бейт (Ахли бейт, «люди дома»).

В наше время также проживает Заключительного Божьего Посланника (с.г.в.). Попробуем разобраться, какие конкретно личности могут считаться семейством Милости миров (с.г.в.), и обязаны ли верующие чтить людей, в чьих жилах течёт его кровь.

Кто такие Ахлю бейт?

Семейство Мухаммада (с.г.в.) почитается как суннитами, так и шиитами. Если в этом вопросе разногласий нет, то есть противоречия в том, кто может считаться «людьми дома».

Суннитские богословы рассматривают Ахлю бейт достаточно широко. Одни относят к нему жён, детей Пророка (с.г.в.), а также двоюродного брата и отца его внуков - Али ибн Абу Талиба (р.а.). Другие расширяют понятие «людей дома», включая туда также дядей Посланника Всевышнего (с.г.в), принявших ислам, и их потомков (например, представителей династии Аббасидов - потомков Аббаса). Третьи и вовсе считают семейством Пророка (с.г.в.) всех хашимитов - потомков прадеда Пророка (с.г.в.) Хашима ибн Абдуманафа.

Шииты признают «людьми дома» исключительно самого Посланника Аллаха (с.г.в.), его дочь Фатиму Захру (р.а.), её мужа - Али ибн Абу Талиба (р.а.), праведных имамов и их потомков, которые исповедуют ислам шиитского толка.

В шиизме признание жён Пророка (с.г.в.) его семейством считается большим заблуждением. Сунниты же почитают супруг Божьего Посланника (с.г.в.), особенно Аишу (р.а.), которая передала множество хадисов и постоянно находилась рядом со своим мужем.

Примечательно, что обе стороны опираются на одни и те же аяты, указывая на них в качестве доказательства своей позиции. В сказано:

«О, жёны Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина…Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества… О, обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» (33:33-34)

По мнению суннитов, здесь подчёркивается особенное положение жён Посланника (с.г.в.). Кроме того, Всевышний обращается к ним как к «обитателям дома», что также говорит о привилегированном статусе любимых женщин Мухаммада (с.г.в.).

Шииты же утверждают, что обращение «О, обитатели дома» не имеет к супругам Пророка (с.г.в.) никакого отношения. В качестве подтверждения они приводят хадис, который также присутствует и в сборнике имама Муслима, признаваемого суннитами (передаётся со слов Аиши): «В один из дней Пророк вышел в шерстяной накидке. Потом к нему подошёл его внук Хасан, и тогда Мухаммад накрыл его накидкой. Затем подошли Али, Фатима и Хусейн. Их Пророк также накрыл накидкой и повторил слова: «О, обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью».

Похожие хадисы присутствуют и в шиитских сборниках. Шииты также относят к Ахлю бейт и потомков Хасана (р.а.) с Хусейном (р.а.) - как продолжателей дела Посланника Всевышнего (с.г.в.).

Почитание в суннизме

Для мусульман-суннитов почитание семейства Пророка (с.г.в.) играет важную роль, так как он сам призывал к этому. В хадисе сказано: «Воистину, Всевышний возвысил из сыновей пророка Исмаила (а.с.) - Кинану, а из его потомков - курайшитов. Из курайшитов он возвысил хашимитов, а из хашимитов - меня» (Муслим). Этот хадис, как трактуют богословы, указывает на особое положение семейства Пророка (с.г.в.), в связи с чем «люди дома» заслуживают, как минимум, почтения со стороны рядовых мусульман.

О необходимости почитания Ахлю бейт свидетельствует ещё и тот факт, что Пророк (с.г.в.) сравнил его (почитание) с любовью к предписаниям Корана. В хадисе говорится: «Придерживаться Священного Писания - исполнять требования Всевышнего и остерегаться запретных деяний как на словах, так и на деле. А придерживаться семейства Пророка - это чтить и реализовывать эти требования, а также следовать их примеру, если это не противоречит канонам религии» (Тирмизи).

Кроме того, выражение почтения к «людям дома» - это выполнение Пречистой сунны, так как Посланник Аллаха (с.г.в.) отличался хорошим отношением к своим родным и близким. В хадисе, который приводят Тирмизи и Ахмад, сказано: «Лучший среди людей тот, кто лучший со своей семьёй. Поистине, я лучший по отношению к своей семье».

Что же касается современных потомков Посланника Аллаха (с.г.в.), то к ним мусульмане также должны относиться уважительно, но их не стоит ставить в один ряд с современниками Посланника Аллаха (с.г.в.). Верующие должны учитывать, что люди из рода Пророка (с.г.в.) не безгрешны и могут впасть в заблуждение, как и другие мусульмане. Поэтому не следует слепо следовать за человеком, только лишь из-за его особой родословной. Главное, чтобы он строго придерживался Корана и сунны, а происхождение человека вторично, хотя его важность не стоит отрицать.

Ахлю бейт в шиизме

Бесспорным почитанием «люди дома» пользуются среди мусульман-шиитов. Это связано, прежде всего, с тем, что в их доктрине единственными продолжателями дела Пророка Мухаммада (с.г.в.) могут быть исключительно его родственники. Именно по этой причине шииты не признают халифами Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.), Умара ибн Хаттаба (р.а.) и Усмана ибн Аффана (р.а.), считая их незаконными правителями мусульманского государства. Данная формация актуальна в шиизме и в наши дни. Возглавить шиитскую общину сегодня вправе лишь представитель Ахлю бейт. Ярчайшими примерами тому служат аятолла Хаменеи в Иране и аятолла Систани в Ираке.

Важно также, что в шиизме достоверными признаются хадисы, переданные исключительно «людьми дома». По этой причине шииты не признают суннитские сборники хадисов и руководствуется собственными. Например, в своде хадисов «аль-Кафи» приводятся слова Пророка (с.г.в.): «Основной опорой ислама служит любовь к Ахль бейт».

Кроме того, в шиизме представители Ахлю бейт вплоть до признаются непорочными и безгрешными людьми, следование которым - прямая обязанность верующего. Согласно шиитской системе религиозных воззрений, если мусульманин не признаёт имамат потомков Али и Фатимы (р.а.), тот он нарушает один из важнейших религиозных канонов. Кроме того, для шиитов праведные имамы выше в духовной иерархии, чем все пророки Аллаха, за исключением Мухаммада (с.г.в.). Этим также объясняется стремление шиитов почитать и следовать примеру имамов. Именно через любовь и почтение семейства Пророка (с.г.в.) они осуществляют множество религиозных обрядов.

В одном из хадисов, приводимых в сборнике «Фадаиль аш-ши`а», говорится: «Любовь к Али уничтожает грехи как огонь сжигает дрова».

Исходя из этого, отношение к современным потомкам Посланника Аллаха (с.г.в.) в шиизме тоже имеет свои особенности. Но, при этом к Ахлю бейт шииты относят только тех потомков Пророка (с.г.в.), которые исповедуют ислам шиитского толка. Они пользуются особыми правами, как, например, право стать духовным наставником в шиитских общинах, а также получают особые религиозные .

Все мы, мусульмане, говорим, что любим нашего драгоценного Пророка и Людей его дома. Но любим ли мы их на самом деле? Возможно, это всего лишь самовнушение и пустые слова? Или, быть может, эта любовь неполноценна и не охватывает всех масумов (непорочных)? Чтобы показать насколько важно в исламе испытывать искреннюю любовь к Ахль аль-Бейт Посланника Аллаха, да будет мир с ними, и какую пользу она принесёт верующему в Судный день при переходе через мост Сират, мы хотим, чтобы вы ознакомились с этими хадисами, собранными нами и частично переведёнными из различных авторитетных исламских книг.

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, есть поклонение, которое выше всех поклонений. Самое лучше поклонение Аллаху, свят Он и велик, - это любовь к нам, Ахль аль-Бейт. И нет поклонения выше, чем это» («Бихар аль-анвар», т. 27, с. 91).

Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Учите своих детей трём вещам: любви к своему Пророку, любви к его роду и к изучению Корана» («Камеус сакир», т. 1, с. 14).

Посланник Аллах, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Ислам - обнажённый. Его одежда - скромность, его украшение - достоинство, его благородство - благие деяния, его опора - набожность. И у каждой вещи есть основа. Основой ислама является любовь к нам, к Ахль аль-Бейт» («Аль-Кафи», т. 2, с. 46).

Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Аллах сотворил ислам, установил для него арену, установил для него свет, установил для него крепость и установил для него помощников. Его арена - это Коран. Его свет - это мудрость. Его крепость - это благодеяние. А его помощники - это я, моё семейство и наши последователи. Так любите же моё семейство, их последователей и их помощников. Когда я был вознесён на нижнее небо, Джабраил представил меня обитателям неба. Аллах вверил сердцам ангелов любовь ко мне, любовь к моему семейству и их последователям. И эта любовь вверена им на хранение до судного дня. Затем Джабраил спустился со мной к обитателям земли и представил меня обитателям земли. Великий и Всемогущий Аллах вверил сердцам верующих из моей общины любовь ко мне, любовь к моему семейству и их последователям. И верующие моей общины сохранят вверенное им в отношении Ахль аль-Бейт до Судного дня. Знайте, если мужчина из моей общины всю свою земную жизнь будет поклоняться Великому и Всемогущему Аллаху, но затем встретит Аллаха, ненавидя моё семейство и моих последователей, то Аллах не раскроет его грудь, кроме как для лицемерия» («Аль-Кафи», т. 2, с. 46).

Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха сказал: „Любовь ко мне и к моей семье окажется полезной в семи страшных случаях: во время смерти, в могиле, при воскрешении, при записи поступков, во время расчёта, во время Весов (взвешивания поступков), и на Мосту (Сират) “» («Фадаиль аш-шиа», хадис 2).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха говорил: „Самым уверенным из вас при переходе Моста будет самый крепкий в любви к людям моего дома (Ахль аль-Бейт)“» («Фадаиль аш-шиа», хадис 3).

Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха говорил, обращаясь к Повелителю верующих Али, да будет мир с ним: „Если верующий, в чьём сердце есть любовь к тебе, почувствует при переходе Моста, что одна его нога скользит, то другая нога будет стойкой до тех пор, пока Аллах не введёт его в Рай за любовь к тебе“» («Фадаиль аш-шиа», хадис 4).

Передал Зейд ибн Сабит: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто при жизни любит Али, тому после его смерти Аллах дарует безопасность и веру, пока восходит и садится солнце; а кто ненавидит его при жизни, тот умрёт смертью невежества (джахилии) и будет привлечён к ответственности за свои деяния» («Фадаиль аш-шиа», хадис 5).

Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха сказал: „Не сдвинется раб в День воскресения, пока не будет спрошен о четырёх вещах: о том, как он провёл молодость, как он завершил свою жизнь, где он приобрёл имущество и на что его потратил, и о любви к нам - Людям дома (Ахль аль-Бейт)“» («Фадаиль аш-шиа», хадис 6).

Передал Ибн Аббас: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: „Любовь к Али ибн Абу Талибу сжигает грехи, подобно тому, как огонь сжигает дрова“» («Фадаиль аш-шиа», хадис 10).

Передал Асим ибн Дамра: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: „Благословение Пророка стирает грехи лучше, чем вода гасит огонь. Приветствие Пророка лучше, чем освобождение раба. А любовь к Посланнику Аллаха лучше, чем кровь душ“. Или он сказал: „Чем удары мечей на пути Аллаха“» («Саваб аль-а’маль», хадис 686).


На протяжении всей истории шииты под предлогом "подчинения Ахли-бейт" возводили на них ложь и измышляли хадисы от их имени. Это доказывают их же книги. Один из шиитских передатчиков преданий по имени Йунус сказал: "Придя в Ирак я встретился там с группой сподвижников Абу Джафара (Имам аль-Бакир) и с большей частью сподвижников Абу Абдуллаха (Имам Джафар). Я выслушал их хадисы и взял себе их книги (по хадисам). Потом я показал эти книги Имаму Рда, который не признал большую часть этих хадисов, и опроверг то, что эти хадисы являются хадисами Абу Абдуллаха..." (Абу Джафар мухаммад ибн Хасан ат-Туси "Ихтийару марифатур-риджалил-маруф би риджалил-кашши" 3/298. Тегеранское издание).

Очень странно то, что в то время как Имам Джафар родился, жил и умер в Медине, среди передатчиков его хадисов очень редко можно встретить жителей Медины. Большинство передающих от него и его отца являются жителями Куфы. А ведь Куфа считается колыбелью Шиизма и выдумывания хадисов. И достаточно одного этого факта для мудрого человека, чтобы раскрылась для него истина.

Аль-Фейз ибн Мухтар, жалуясь на это Имаму Джафару говорит: "Что это за разногласия существующие среди ваших шиитов? Сидя в Куфе в шиитских мечетях я почти начинаю сомневаться в их хадисах". Имам Джафар ответил ему так: " О Фейз! Воистину люди имеют большую страсть к тому, чтобы лгать от нашего имени".( Риджатуль-Кашши" стр.347; "Бихаруль-анвар" 2/246).

Имам Джафар сказал: " Да проклянет Аллах Мугиру ибн Саида! Он выдумал хадисы и приписал их моему отцу.." (Ихтияру марифатур-риджалиль-маруф би риджали-кашши" 3/297).

Как передается в шиитских книгах сам Мугира ибн Саид подтверждает это. Он говорит: "Я выдумал (от имени Ахли-Бейт) множество, примерно 100 000 хадисов." (Мамакани "Тангихуль макаль фи илмир-риджал" 1/174-175 Неджефское издание).

Имам Джафар говорит: " Мы Ахли-Бейт, говорящие истину. Но мы не свободны от лжецов говорящих от нашего имени. Из-за их клеветы на нас, люди стали сомневаться в нас ..." ( Риджалуль-Кашши стр.108).

Также Имам Джафар сказал: "Люди услышав слово от нас, после это добавляют в него десять других". ("Китабуль-кафи" 8/192).

Вы только посмотрите, какие беды они обрушили на голову Имама Джафара: "Невежественные люди собирались вокруг имама, заходили к нему и выходя говорили: " Джафар ибн Мухаммад поведал нам такой-то хадис". Так многие рассказывали от его имени ложные хадисы. Кроме этого с помощью этих ложных преданий зарабатывали и брали дирхемы ". ("Ихтияру марифатур-риджалиль-маруф би риджалиль-кашши" 4/391, "бихаруль-анвар" 23/302 или 20/302).

Слова имамов Ахли-бейт о шиитах:

Колыбелью Шиизма считается Куфа. Естественно, что в то время под словом "шиа" не подразумевался сформировавшийся в нынешней форме Шиизм. Под словом "шиа" подразумевались только и только сторонники Ахли-Бейт. Так как смысл слова "шиа" означает сторонники. То есть в то время слово шиа использовалось не в переносном, а в прямом его смысле. Также как жители Куфы были шиитами Али, жители Шама были шиитами Муавии.

Зародившаяся в то время мысль, пережив сотни изменений в конце концов сформировалась в форме определенного мазхаба. Но откуда было знать в то время имамам Ахли-бейт, что под этой идеей "шиизма-сторонничества", пользуясь этим именем, невежественные люди создадут мазхаб не имеющий никакого отношения к пути Пророка .

Али так порицал своих шиитов: «О вы, похожие на мужчин, но не мужчины! С мыслями детей и разумом обитателей гарема — если бы я вообще не видел вас и не знал никаким знанием! Клянусь Аллахом, (наше знакомство) вызвало сожаление и закончилось раскаянием. Да сразит вас Аллах! Вы наполнили гноем сердце мое и нагрузили грудь мою гневом, и напоили меня горем один глоток за другим, и нарушали вы мое повеление своим предательством и отступничеством…» ("Нахчуль-Балага" хутба 27) .

Также Али сказал своим шиитам: Вы не являете собой ни доверие, за которое можно ухватиться, ни прибежище чести, за которым можно было бы укрыться. Плохая вы растопка для пламени войны! Тьфу на вас! Встречался я с вами и в день, что громко [на джихад] призывал вас, и в день, что тихо увещевал вас, и не были вы освобождены Истиной во время призыва, и не были вы братьями правды во время увещевания!

(“Нахчуль-Балага” хутба 125).

И сказал Имам Хасан ибн Али про своих шиитов: «Поистине, я считаю, что Муавийа лучше для меня, чем эти. Они утверждают, что являются моими сторонниками, и при этом хотели убить меня и забрали мое имущество. Клянусь Аллахом, взять от Муавии то, что спасет мне жизнь и обеспечит безопасность моей семье, лучше для меня, чем если меня убьют эти, и пропадет семья моя." (Табарси "Аль-ихтиджадж", стр.148).

И сказал Муса ибн Джафар о своих шиитах:"Сравнив своих шиитов с другими людьми, я нашел их пустословами, испытав их - нашел вероотступниками". (Кулейни "Китабуль-равда" стр.107 Индийское издание или 8/228).




Именно из-за этого Имам Бухари, в своем «ас-Сахих», не привел ни одного хадиса от Джафара ас-Садыка.

У Расулюллаха (с.г.в.) был сын по имени Касим. Он родился еще до начала пророчества и прожил всего восемнадцать месяцев.

У Посланника (с.г.в.) были еще двое сыновей. Одного из них звали Абдуллахом. Он родился в Мекке. Ибрахим же родился в Медине. Все дети Расулюллаха (с.г.в.) умерли раньше его самого. И только дочь Фатима (р.а.) умерла через шесть месяцев после смерти Посланника (с.г.в.).

У нашего Пророка (с.г.в.) было девять жен. Первая жена - Хадиджа (р.а.), затем Сауда, а после нее Аиша (р.а.). Пророк (с.г.в.) взял в жены Аишу девушкой, на всех остальных он женился, когда они уже были вдовами или разведенными. Следующей была Хафса, затем Умм Хабиба. После нее Умм Салама, Зейнаб, Маймуна. Последней была Сафия. Их он взял в жены после смерти праведной Хадиджи (р.а.).

Касим, Абдуллах, Зейнаб, Тахир, Умм Гульсум, Фатима и Рукайя. Всех их родила Хадиджа (р.а.). Ибрахим родился от Марии. Аиша (р.а.) прожила тридцать девять лет после смерти Посланника (с.г.в.). Свою дочь Зейнаб он выдал замуж за Абу аль-Аса. Фатима (р.а.) стала женой хазрати Али (р.г.). Пророк (с.г.в.) выдал Рукайю за Османа. А после ее смерти его женой стала Умм Гульсум. Поэтому Османа прозвали Зиннурайном.

Да будет Аллах ими доволен!

У Пророка (с.г.в.) были двадцать три секретаря, записывающих откровения. Чаще всего приходящие откровения записывали Абу Бакр, Умар, Осман, Али, а также Зайд ибн Сабит и Муавия (да будет Аллах ими доволен).

Десять своих ближайших сподвижников (аль-Ашара аль-Мубашшира) Посланник (с.г.в.) еще при жизни обрадовал вестью о том, что они будут обитателями Рая. Вот их имена: Абу Бакр, Умар, Осман, Али, Тальха, Зубайр, Абдуллах ибн Ауф, Са"д ибн Абу Ваккас, Саид ибн Зейд, Абу Убайда ибн аль-Джаррах. Да будет Аллах ими доволен!

Выдав свою дочь Фатиму (р.а.) за хазрати Али (р.г.) , Посланник (с.г.в.) позвал к себе Абу Бакра, Умара и Сальмана (мир им), чтобы показать им приданое Фатимы (р.а.). Когда она покидала отчий дом, у нее с собой было одно старое покрывало, заштопанный в двух местах кафтан и та одежда, которая была на ней надета. Увидев ее, Абу Бакр (р.г.) заплакал и промолвил:

О, Посланник Аллаха! Это и есть приданое Фатимы?

Пророк (с.г.в.) ответил:

Даже этого много для тех, кто является гостем в этом мире.

А теперь ты, беспечный, посмотри на это и не кичись. На что ты готов ради мирских желаний?

Имам Бахави в своем тафсире приводит от Исхака ибн Ибрахима:

Первым из мужчин мусульманином стал Абу Бакр (р.г.), из женщин - Хадиджа (р.а.), из детей - Али (р.г.). Тогда ему было десять лет. Из рабов первым мусульманином стал Зайд ибн Хариса.

Когда хазрати Абу Бакр (р.г.) стал мусульманином, вместе с ним к Расулюллаху (с.г.в.) пришли Осман, Зубайр, Абдуррахман ибн Ауф, Са"д ибн Абу Ваккас, Тальха ибн Абдуллах, и тоже стали мусульманами. После них друг за другом приняли ислам будущие сторонники и последователи Пророка (с.г.в.), которых назовут асхаби гюзин (избранные сподвижники).

Отдельная группа мухаджиров выбрала для себя путь дервишей. Отрекшись от всего мирского, они целиком посвятили свою жизнь служению и поклонению. Этих асхабов, прозванных асхаб ас-суффа, было около четырехсот человек. Они оставили торговлю, всякую работу, отдалились от родных и близких. Днем и ночью они поклонялись в мечетях, не переставая читали Коран.

Как передано в «Аль-Кашшафе», Абдуллах ибн Аббас говорил следующее:

В один из дней Расулюллах (с.г.в.) подошел к асхаб ас-суффе, увидел их бедность, усердие в поклонении, их праведность и сказал им: «Эй, асхаб ас-суффа! Обрадуйте тех людей из моей уммы, которые обладают вашими качествами: я доволен вами и доволен ими. Вы и они - мои спутники в Раю».

Аллах мой! Сделай и нас такими же дервишами, как и они, чтобы и мы были в Раю вместе с Посланником (с.г.в.).

Следует признать, что я изложил здесь лишь каплю из целого моря достоинств нашего Пророка (с.г.в.).

Посланник (с.г.в.) говорил:

Моя умма подобна дождю. Невозможно угадать, вначале будет крепче лить или в конце.

Здесь подразумевается, насколько крепко эта умма будет придерживаться установлений шариата.

Умма Мухаммада (с.г.в.) помилована, а их деяния достойны благодарности.

Хвала Аллаху, что нам суждено быть уммой Мухаммада (с.г.в.).

Хвала Аллаху за религию ислам!

Из книги "Анваруль-ашикын"

Новое на сайте

>

Самое популярное