Домой Удобрения Программа кружка духовное воспитание детей. Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Горенка. Основные направления программы

Программа кружка духовное воспитание детей. Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Горенка. Основные направления программы

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Красногорский детский сад «Сказка»

Росток

программа кружка по духовно-нравственному воспитанию

Составил:

воспитатель МДОУ Красногорский

детский сад «Сказка»

Федорова Светлана Анатольевна

старший воспитатель

МДОУ Красногорский

детский сад «Сказка»

Латфуллина Гузель Минулловна

п.Красногорский

Пояснительная записка

Программа “Росток” духовно-нравственного воспитания направлена на обеспечение духовно-нравственного развития дошкольников МДОУ Красногорский детский сад «Сказка».

Актуальность программы очень значима, так как наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Программа «Росток» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму.

Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федерально государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир» под редакцией Шевченко Л.Л.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития направлена на воспитание в каждом воспитаннике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов.

Портрет воспитанника.

Обобщенный результат реализации программы кружка «Росток» фиксируется в портрете ее выпускника:

способный организовать свою деятельность

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

любящий свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, создание благоприятных условий для освоения ценностей культуры православия.

Кохан Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №3"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Механизм реализации программы духовно - нравственного воспитания обучающихся начальной школы через деятельность кружка "Птица счастья".
Дата публикации: 23.05.2017
Раздел: начальное образование

Механизм реализации программы

духовно - нравственного воспитания

обучающихся начальной школы

через деятельность кружка «Птица счастья».

духовно-нравственного

воспитания

является

ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом. Педагоги,

воспитывают

нравственно

здоровую

наполненную

духовной

программы

разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так

подлинным ценностям родной страны. В нравственном воспитании учащихся

начальных

актуальным

является

формирование

гуманных

отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В

этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы

этические

художественной

литературы,

обсуждение

положительных и отрицательных поступков детей.

В качестве содержания духовно-нравственного воспитания рассматривается

ценностей,

присвоение

обеспечивает

духовно-нравственное

становление

растущего

человека.

духовно-нравственного

воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается

ребенком

«взращивается»

педагогом

процессе

педагогиче ского

взаимодействия.

Таким образом, задача педагога заключается в создании условия для того,

чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней.

духовно-нравственному

воспитанию

начинаться

младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и

правилами

поведения

формирования

моральных

привычек.

коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои

знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает

переход внешних моральных требований во внутренние.

важнейших

образования

настоящее

является

освоение

духовных

ценностей,

накопленных

человечеством.

нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется

внутренними

побуждениями,

собственными

взглядами

убеждениями.

Выработка

взглядов,

убеждений

привычек

составляет

сущность

нравственного воспитания.

Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В

этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному

развитию

личности

«Истоки»,

эстетика,

художественная

культура,

педагогами

нетрадиционных

подходов к обучению.

Разработанная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших

классах “Птица счастья” может широко использоваться преподавателями любых

общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и

других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят

через большинство предметов школьного курса.

Перспективная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших

счастья”

составлена

А.Лопатиной

М.Скребцовой,

включают

подборки

материалов

нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые

не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания,

которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей,

заставляет

вслушиваться

возрастных особенностей. Занятия несут не учебный характер. Так серьезная

принимает

привлекает

заинтересовывает

младших школьников.

Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в духовно-

нравственном

становлении

личности.

осознаёт

отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли,

разбирается

общественных

явлениях,

поведения,

нравственных

начинает

задумываться

вступает

сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка, происходит

естественный отбор нравственных ценностей, оказывающих решающее влияние

на всё его последующее развитие.

Современные учебные программы для начальной школы насыщены учебным

материалом,

воспитание,

привитие

духовно-нравственных

остаётся времени. Поэтому характер нравственных взаимоотношений, который

существует в процессе обучения, закрепляется и видоизменяется во внеурочной

деятельности.

внеурочная

деятельность

разнообразными формами и содержанием.

духовно-нравственному

воспитанию младших школьников.

Работу кружка

я построила на

интеграции

и внеурочной

деятельности, что является одним из направлений, способствующих развитию

творческого потенциала учителей с целью более эффективного воздействия на

учащихся.

Интеграция помогает учителю организовать работу в своём классе в течение

предусматривая

деятельности

учащихся. Пользуясь программой кружка, можно найти немало возможностей для

того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения

учащимися. Учитель помогает учащимся раскрыть свои способности, задатки,

свою индивидуальность.

На занятиях я использую такие формы деятельности как:

Беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира развивают в детях

чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг них.

Чтение сказок - это универсальный способ разговора с детьми на духовно-

нравственные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не

объяснить ни какими другими словами.

Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки,

живописи, поэзии. Но надо сделать так, чтобы остался след в сердце каждого

ребёнка, независимо от его развития.

Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка

чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками .

Ребёнок учится играя. Самое важное – не забывать, что игры должны служить

развитию души ребёнка.

Разработана модель, которая предполагает интеграцию уроков и занятий кружка

"Птица счастья" . А итогом, результатом интеграции являются проектные

работы учащихся и участие в классных, школьных, городских мероприятиях.

Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание,

воспитательных

мероприятий.

обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким

образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала

по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему.

Изучая курс по духовно-нравственному воспитанию, дети будут учиться

бережному

отношению

окружает.

Правильно

организованная

внеурочная

деятельность

обязательно

принесёт

положительные результаты и эффект.

Так результатом интеграции стали детские проекты, инсценировки сказок,

изготовление сборников руками детей, библиотечные часы, экскурсии и участие

детей в коллективно творческих делах школы.

Многие темы учебных предметов сочетаются по тематике с темами кружка

«Птица счастья».

1.Литературное

«Птица счастья».

Результат

Победа добра над

злом в русских

народных сказках.

Сила добра.

Инсценировка сказки.

Поэтическое

изображение

осени в стихах

Удивительное чудо

Конкурс на тему «Золотая

осень»: рисунков, чтецов,

тематических костюмов.

О б о б щ е н и е

теме «И в шутку и

Город мудрости.

всерьёз»

всерьёз»

занятиях

кружка провожу

этические

художественной

литературы,

обсуждение

положительных

отрицательных

поступков детей. Очень интересно проходят занятия в виде библиотечных часов,

Изобразтельное искусство

«Птица счастья».

Результат

Изображение и фантазия.

«Сказочная птица».

Творческая

мастерская

«Доброта».

Э к с к у р с и я в

искусств №2 на выставку

«Воспитание красотой».

Воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что

позволяет

реализовать

различные

способности

возможности. Праздники, конкурсы, коллективно творческие дела, проводимые в

нашей школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться

Окружающий мир

«Птица счастья».

Проектная деятельность

учащихся

«Где мы живём?»

Родной город.

Природа и человек.

Проект: «Мой любимый город»

в ы п о л н е н и я

в ы п о л н е н и я.

3. Исследование: -

р о ж д е н и я

г о р о д а.

Достопримечательности

Мои любимые места в городе.

Таким образом, за время реализации программы по духовно-нравственному

воспитанию

повысился

учащихся

изучению

страны, к истории своей семьи. Ребята узнали достопримечательности своего

города, а также своих земляков, которые прославили свой город. Познакомились с

многонациональным

государством

культуру

населяющих нашу страну.

Из всего вышесказанного можно заключить, что система работы по духовно-

нравственному

воспитанию,

включает

совместную

деятельность

реализации

программы

способствовать целостному

развитию

начальной

успешной

социализации,

раскрытию

индивидуальности

сформированности основ

нравственного

самосознания

личности, выполнение моральных норм, умение давать нравственную оценку

своим и чужим поступкам.

реализация

программы

счастья»

нравственному направлению внеурочной деятельности.

За время реализации программы с 1 по 4 классы собранный

материал

(альбомы, презентации) был предложен преподавателям

для использования на

уроках, а так же для проведения внеклассных мероприятий.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное

духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или

ином виде внеурочной деятельности.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Пояснительная записка

Программа “Я и моя Родина” духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах (далее – Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников Муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ № 16 Нижегородской области город Саров.

Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются Закон Российской Федерации “Об образовании”, Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основная образовательная программа начального общего образования ФГОС.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся.

1.1. Портрет ученика.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

1.2 Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

1.3 Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Образовательное учреждение реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; раскрытие пред учащимися роли культуры в развитии общества.

Нравственная ценность отбора содержания является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культурного поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений.

Особенность программы “Я и моя Родина” духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии), а также основы духовно-нравственной культуры народов России (уроки одноименного предмета).

Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:

  • “Акция “Подарок ветерану” - участие в помощи ветеранам, проживающим в микрорайоне;
  • “Братья наши меньшие” - забота о животных;
  • “Мы – шефы детского сада” - участие в организации праздников, досугов, игр детского сада микрорайона; поделки игрушек, костюмов, атрибутов игр для малышей.
  • “Подарок маме и любимой бабушке” - изготовление поделок к празднику Международный женский день, День матери.

4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о символике г. Нижнего Новгорода и г.Саров;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • начальные представления о народах России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Нижегородского края, города;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
  • любовь к школе, своему городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду.

5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования. Приложение 1.

6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Презентация

II областные детские Серафимовские чтения “Путь с Богородицей” (номинация “Святыни земли Нижегородской”: Бармина Ангелина, призёр (1 место).

7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

В числе мер по решению задач духовно-нравственного воспитания обучающихся. Предполагается проведение систематической работы по просвещению семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношении на основе русских духовных и культурно – патриотических традиций.

Подобная работа предполагает 2 этапа:

  • просветительский этап,
  • этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение родительской конференции, родительского собрания, родительского лектория и др. по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением медиков, педагогов, священнослужителей.

Тематика мероприятий выстраивается в соответствии с насущными проблемами, возникающими в семье, где воспитывается ребёнок. Особое внимание должно уделяться семьям, составляющим группу риска.

Просвещение родителей предполагает издание и распространение брошюр и печатных материалов “Семейное духовно-нравственное воспитание”, подготовку и комплектование видеоматериала, создание библиотечек. Не исключена и работа по распространению лучшего опыта семейного воспитания (на отечественной истории, истории Нижегородской области, примеров современной жизни).

Этап организации совместной деятельности семей предполагает:

организацию совместных с родителями праздников, традиционных общешкольных и классных мероприятий, семейных гостиных: день Матери, День Защиты детей, КТД “Веселый Новый год”, Международный женский день, семейная гостиная “Семь Я”, Рождественские чтения, совместные проекты “Мои корни”, “Мы и наши имена” и др. Конкурсы декоративно-прикладного творчества “Увлечения в моей семье”, Дни здоровья, “Масленица”, фотовыставки и др.;

  • создание родительских общественных организаций;
  • организацию системы взаимной помощи семей, помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  • обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией семейного каникулярного отдыха.

8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальных классах. Приложение 3.

9. Воспитательный план работы по программе “Я и моя Родина” (1 – 4 классы). Приложение 4.

10. Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника. Приложение 5.

12. Словарь нравственных понятий и терминов. Приложение 7.

13. Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности. Приложение 8.

Литература Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991.

  • Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. /М., “Вербум”., 2001.
  • 3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. М., “Вербум”., 2001.
  • 4. Изучение личности школьника учителем. Под. ред. 3. И. Васильевой" и др.М., 1991. .
  • Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  • Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 1991.
  • Новое в воспитательной работе школы. Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.
  • Педагогическая диагностика в школе. Под. ред. А. И. Кочетова. Мн., 1987.
  • Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.
  • Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
  • Екатерина Гордиенко
    Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Горенка»

    1. Целевой раздел

    1.1 Пояснительная записка

    «Никто не может стать сыном своего народа,

    если он не проникнется теми основными

    чувствами, которыми живёт народная душа»

    В. В. Зеньковский

    Россия- родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа , принять историю и культуру страны, как свою собственную и творчески утвердить себя в ней.

    Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего возраста. И именно поэтому наша культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом которое порождает личность.

    Каждый взрослый желает детям добра. И дети ждут от нас, чтобы мы показали им путь, который определит каждому из них дорогу в жизнь. Особенно актуальное сейчас в православной педагогике –это духовное возрождение России .

    Программа духовно-нравственного воспитания содействует духовному развитию детей , понятию что они являются частью великого русского народа, приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям и ко всем видам национального искусства. Именно так представляется стратегия развития личностной культуры детей, как основы их любви к Родине.

    1.2 Цель программы :

    Создать условия для приобщения дошкольников к духовно нравственным ценностям и формирование нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.

    Образовательные задачи :

    1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

    2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомства с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

    3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививать ему любовь к Родине (русской культуре, языку, природе) .

    4. Развивать творческие и познавательные способы детей с учётом их возрастных и психологических способностей.

    5. Реализовать идею активного воспитания гражданина РФ , патриотизма малой родины.

    6. Объединить усилия дошкольного образования и семьи , создавая единый конспект воспитания и развития на основе общей цели, содержания педагогических технологий.

    Тип программы : образовательный.

    Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям.

    Физическая культура : включает в себя подвижные игры, досуги, развлечения.

    Музыка : включает музыкальные произведения в соответствии с темой занятия, музыкальные игры, праздники (в том числе и фольклорные) .

    Художественная литература : включает познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, былины, сказания, легенды, рассматривание картинок и иллюстраций.

    Социализация : включает экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры.

    Познание : включает занятия, игры, прогулки , беседы.

    Художественное творчество : мастер-классы, конкурсы, выставки, изготовление изделий в соответствии с темой занятия, произведение живописи и икон.

    Программа охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста , с учётом учебного плана ДОУ.

    1.3 Сроки реализации программы :

    Данная программа рассчитана на 3 возрастных группы : среднюю, старшую и подготовительную.

    Занятия проводятся в течении всего учебного года, в период с октября по апрель, один раз в неделю.

    Продолжительность занятий : 15-20 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей группе, 25-30 минут в подготовительной группе.

    В программу входит 28 занятий в каждой возрастной группе.

    Кроме теоретических занятий в программу входят практические занятия, которые служат закреплением полученной информации.

    Коллективные работы , рисунки, аппликации, изготовление поделок позволяют намного лучше усвоить пройденный материал.

    1.4 Планируемые результаты освоения программы :

    1. Знание и понимание воспитанниками истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

    2. Духовно -нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

    3. Убежденность детей в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.

    4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

    5. Взаимодействие семьи и детского сада в процессе , детский сад - центр социокультурной среды.

    6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

    1.5 Система оценки результатов освоения программы :

    Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год : до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

    При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий :

    Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников используется «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры»» (метод наблюдения) .

    Критерии оценки духовно – нравственного развития :

    В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса , выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их. Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.

    Показатели духовно – нравственного развития дошкольников :

    1. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

    2. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

    3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места , тетрадей, книг, игрушек.

    4. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим , сострадание;

    5. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

    6. Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

    7. Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;

    8. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;

    9. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;

    Уровни развития : высокий, средний, низкий.

    Для выявления нарушений в сфере межличностных отношений используется детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки «Ребенок – ребенок» ;

    Для диагностики развития нравственной сферы дошкольников используется методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г. М. Фридмана;

    Диагностика межличностных отношений в коллективе – оценивается по социометрической методике «Выбор в действии» ;

    В качестве критериев развития взяты : коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками : наблюдение, опрос.

    2.1 Структура программы :

    1. Блок : «Мой внутренний мир» -основы православной культуры.

    2. Блок : «Родина моя» - патриотическое воспитание .

    3. Блок : «Кладязь доброты» -нравственные ценности.

    4. Блок : «Горница» -традиции национальной культуры.

    5. Блок : «Природа и я» -экология.

    6. Блок : - национально-региональный компонент.

    Направления работы :

    1. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность) .

    2. Духовно-образовательное (занятия, беседы) .

    3. Культурно-познавательное (целевые прогулки , экскурсии) .

    4. Воспитательно-оздоровительное (утренники, подвижные и ролевые игры, прогулки ) .

    2.2 Методы и принципы реализации программы :

    Принципы : принцип систематичности и последовательности, принцип культуросообразности, принцип сочетания и доступности, принцип интеграции, принцип природосообразности, принцип наглядности.

    Методы : словестно-образный, практический, наглядно-действенный.

    Принцип систематичности и последовательности : предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.

    Принцип культуросообразности : воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициями.

    Принцип наглядности : который просматривается при проведений наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков.

    Принцип интеграции : определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

    Принцип сочетания научности и доступности : -исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника-игры .

    Принцип природосообразия : учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.

    Словестно-образный метод используется : чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем ; разбор житейских ситуаций, ответы на вопросы педагога, детей; чтение сказок, былин, христианских притч; сообщение дополнительного материала воспитателем ; беседы с элементами диалога; рассматривание наглядного материала; загадывание и отгадывание загадок.

    Практический метод включает : организацию продуктивной деятельности; проведение игр.

    Наглядно-действенный метод используется : наблюдения; проведения музыкальных и дидактических игр; показ сказок; воплощения впечатлений детей в творческих направления; рассматривание икон, иллюстраций, репродукций.

    2.3 Формы работы с детьми :

    Первичная диагностика (сентябрь)

    Итоговая диагностика (май)

    Утренники, развлечения

    Факультативные занятия по духовному воспитанию

    Интегрированные занятия

    Чтение художественных произведений в том числе и духовно -нравственного содержания

    Беседы, беседы обсуждения

    Моделирование жизненных ситуаций требующих нравственного выбора

    Продуктивная деятельность, выставки, конкурсы

    Разучивание стихов, песен, колядок, потешек

    Целевые прогулки

    Рассматривание икон, иллюстраций

    2.4 Формы работы с родителями :

    Родительские собрания с элементами духовно -нравственной тематики

    Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении

    Организация с родителями субботников в детском саду (облагораживание территории)

    Изготовление декораций к праздникам, организация угощения детей во время утренника

    Диспуты, беседы, консультации

    Обмен опытом по духовному воспитанию в семье

    Индивидуальное собеседование

    2.5 Формы работы с педагогами :

    Консультации, семинары-практикумы

    Выставки методической, духовной , коррекционной литературы

    Подбор художественных произведений духовно -нравственной направленности для работы с детьми

    Подготовка и проведение занятий-утренников

    Анкетирование и тестирование

    2.6 Материально-техническое обеспечение :

    Для более эффективного усвоения программы в ДО оформлена комната народного творчества «Горенка » в виде «мини-музея» , здесь дети знакомятся с :

    Русским бытом (предметы трудовой жизни русского крестьянства, утварь крестьянской избы)

    Фольклором (древние музыкальные инструменты, игровая дидактика)

    Народным искусством своих предков (одежда, обувь, гончарные круги, прялицы)

    Русской народной игрушкой (деревянные и глиняные предметы Богородских, Гжельских, Дымковских, Сергиево Посадских мастеров)

    Осуществляется театрализованная деятельность (народные костюмы, ростовые куклы, куклы би-ба-бо, пальчиковый театр) .

    3. Организационный раздел

    Темы занятий

    1. Блок :«Мой внутренний мир» 2. Блок : «Родина моя» 3. Блок :«Кладязь доброты» 4. Блок :«Горница» 5. Блок :«Природа и я» 6. Блок :«Смоленский край- любимый край»

    1.«Покров»

    2.«Скоро праздник Рождества Христова»

    3.«Преподобный Серафим Саровский –скорый помошничек»

    4.«Праздник Крещение»

    5.«Сретение Господня»

    6.«Прощённое воскресенье»

    7.«Христос Воскресе, Христос Воскресе.»

    8.«Троица»

    9.«Сошью Маше сарафан»

    10.«Волшебные спицы»

    11.«Весёлые ложки»

    12.«Тень-тень-потетень, веселимся целый день»

    13.«Шутки шутить, людей насмешить»

    14.«Колыбельная песня»

    15.«Плачет хлебушко, когда его ест лентяй"

    16.«Петушок и баба Яга»

    17.«При солнышке тепло, при матушке добро» 18.«Жихарка

    19.«Теремок

    20.«Ой, вы гости-господа»

    21.«Прощание с избой»

    22.«У бабушки в деревне»

    23.«Зимние забавы»

    24.«Здравствуй, зимушка зима»

    25.«Весна, весна поди сюда»

    дед и баба»

    27.«Крестьянская

    игрушка»

    28.«Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна»

    29.«Весёлая ярмарка»

    1. Блок : «Мой внутренний мир» 2. Блок : «Родина моя» 3. Блок : «Кладязь доброты» 4. Блок : «Горница» 5. Блок : «Природа и я» 6. Блок : «Смоленский край- любимый край»

    1.«Рождество Пресвятой Богородицы»

    2.«Покров»

    3.«Архангел Хранитель»

    4.«Праздник Святителя Николая Чудотворца»

    5.«В огне рождественских свечей»

    6.«Вербное воскресенье»

    7.«Пасха»

    8.«Этот волшебный завиток»

    9.«Роспись по дереву»

    10.«Приданное бабы Яги»

    11.«Нет милей дружка, чем родима матушка»

    12.«У страха глаза велики»

    13.«Знакомство детей с масляничными обрядами»

    14.«Птицы возвращаются на Родину»

    15.«Пасхальные радости»

    16.«Ой, вы гости-господа»

    17.«Зимние святки»

    18.«Сказка для Кузи»

    19.«Семейное занятие на Масленицу»

    20.«Маленькое дела лучше большого безделья»

    21.«Красно летичко, дай грибов в берестечко»

    22.«Проказы старухи зимы»

    23.«Подснежника глянул глазок голубой»

    24.«Весна, весна, поди сюда»

    25.«Хороша кашка, да мала чашка»

    26.«Коляда-моляда прикатила молода»

    27.«Святки»

    28.«Тонко бело полотенечко, хитро-мудро рукодельице»

    Темы занятий

    1. Блок :

    «Мой внутренний мир» 2. Блок :«Родина моя» 3. Блок :«Кладязь доброты» 4. Блок :«Горница» 5. Блок :«Природа и я» 6. Блок :«Смоленский край-любимый край»

    1. «Бог-творец» . Дни творения.

    2. «Рождество Пресвятой Богородицы

    3. «Николай Чудотворец-жизнь и чудеса» .

    4. «Прощённое воскресенье

    5. «Вербное воскресенье 6.«Покров» .

    7.«Проведение праздника Покров» .

    8 .«Празднование Масленицы» .

    9.«Пасха» .

    10. «Празднование Пасхи» .

    11.«Красная горка» .

    12. «Человек без родины, что соловей без песни» . 13. «Хлеб-всему голова» .

    14. «Придёт беда-не купишь ума» .

    15. «Синичкин день» .

    16. «Праздник Рождества» .

    17. «Солдатушки бравые ребятушки» .

    18. «В гости к хозяюшке» .

    19. «Михайлов день» .

    20. «Подготовка к Новому году и Рождеству Христову» .

    21. «Знакомство с русской матрёшкой» занятие первое.

    22. Занятие второе.

    23. «Прощание с избой» . 24. «Октябрь-грязник, ни колеса, не полоза не любит» .

    25. «Зима не лето-в шубу одето» .

    26. «Крещение празднуем Господне» .

    27. «Кузьминки-об осени поминки» .

    28. «Русские богатыри-защитники Отечества» .

    29. «Край родной на век любимый» .

    4. Используемая литература :

    1. «Основы православной культуры» Л. П,Гладких

    2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева

    3. «Российский этнографический музей детям» О. А. Ботякова

    4. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А. Бударина

    5. «Культура русского народа : Обычаи, обряды, занятия, фольклор» Л. С. Лаврентьева

    6. «Забытая старина : Турнир знатоков народного творчества» М. Н. Маслова

    7. «Сказки Смоленского края» народный сборник.

    8. «Наследие и быль, и сказка» Е. В. Соловьёва

    9. «Народная культура и традиции» ФГОС в ДО

    Программа осуществляется на базе _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Кружок по духовно- нравственному воспитанию детей

    Название : «Мир доброты»

    Руководители: воспитатели ____________________________________

    Основная цель кружка: Развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

    Задачи:

    Разработать модель духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

    Воспитывать в детях такие качества личности, как доброжелательность, терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность прощать, просить прощения, не отвечать злом на зло; человеколюбие,

    честность, ответственность, заботливость; трудолюбие; любовь и уважение к родным и близким, любовь к Родине.

    Объединить усилия семьи, детского сада и Церкви в духовно- нравственном воспитании дошкольников.

    Содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного семейного климата.

    Организация образовательного процесса:

    Обучение проводится с группой воспитанников. Возраст детей 5-7 лет.

    Сроки реализации программы – 2 года.

    Количество детей в группе – __ человек.

    Периодичность – 1 раз в неделю (15 – 20 мин.)

    Форма организации – кружок.

    Сетка занятий кружка:

    М


    етоды и приемы обучения:

    Наглядный – наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые.

    Информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и ребенка.

    Репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.

    Практический – изготовление атрибутов к играм, придумывание вариантов игр

    Словесный – описание и объяснение, образный сюжетный рассказ.

    Проблемного обучения – творческое использование готовых знаний, самостоятельное нахождение выхода из различных ситуаций.

    Игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания ситуаций.

    Соревновательный – нахождение неординарных решений для достижения цели.


    Теоретические и практические занятия с дошкольниками в игровой форме:

    -Беседы с детьми и их родителями;

    -Коллективно- творческие дела;

    -Индивидуальная работа с воспитанниками;

    -Игры;

    -Экскурсии;

    -Досуговые программы для детей и родителей;

    -Консультирование педагогов и родителей.



    Пояснительная записка - программа


    Используемые материалы и развивающая среда:

    Истоковедение (Духовно- нравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения).Том 11. - М.:Издательский дом «Истоки», 2009/ Ответственные редакторы И.А. Кузьмин, Л.П. Сильвестрова;

    Комплект книг для развития детей 5-7 лет под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина, М., 2008 г.;

    Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, авторы И.А. Кузьмин, В.А. Камкин

    Методическое пособие воспитателей дошкольных учреждений Основы христианской культуры. С.Ю. Афанасьева, Калининград, «Золотое сечение», 2001г.

    Конспекты занятий по духовно- нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. В.В. Малова, гуманитарный издательский центр Владос, 2010 г.

    Детская Библия. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1990 г.;

    Закон Божий для самых маленьких. М.: Паломник, 1997 г.;

    Знакомство детей с русским народным творчеством. Спб.:Детство- Пресс, 1999

    Журнал Духовно- нравственное воспитание.

    Прикосновение, рабочая тетрадь по основам православной культуры. И. Заузолкова, Козьмодемьянск.







    Отбор детей на кружок достигался следующим мероприятиями:

    Беседа с родителями, анкетирование родителей, беседа с ребёнком. Желание родителей и детей.


    Основные принципы построения программы:

    -От простого к сложному.

    -Доступность.

    -Системность знаний.

    -Воспитывающая и обучающая направленность.

    -Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

    -Разнообразные формы работы.

    -Преемственность.

    -Сотрудничество со специалистами детского сада, родителями.


    Материально – техническое обеспечение программы:

    -Занятия проходят в групповом помещении, стилизованном под русскую избу.

    -Церковная атрибутика (светлый уголок - иконы, свечи, фигурки ангелов…).

    -Наглядные материалы (методическое пособие «Добрый мир», детские православные календари, картинки и т. д.).

    -Аудио и видео диски, кассеты («Добрые сказки», «Колокольный звон», мультфильмы, фольклор…).

    -ТСО (магнитофон, телевизор, ДВД проигрыватель, компьютер).

    -Канцтовары для детского творчества ручного труда, рисования, лепки и т.д.).


    Интеграция кружковой работы в педагогическом процессе группы:

    -Семинары - практикумы для педагогов ДОУ;

    -Выступления на педагогических советах;

    -Проведение анкетирования;

    -Взаимодействие с педагогом дополнительного образования по музыке;

    -Сотрудничество со старшим воспитателем;

    -Совместное творчество ребёнка, родителей, воспитателя, священника.


    Работа с родителями:

    Без поддержки родителей в деле воспитания дошкольников не обойтись. Поэтому в группе предусмотрены разные формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно – нравственному воспитанию:

    -консультации,

    -родительские собрания,

    -совместное посещение храма,

    -выпуск книг - раскладушек «Чем живёт группа», оформление уголка для родителей «Мир доброты»,

    -создание с овместных альбомов : «Дружная семья», «Святые иконы», «Пасха Светлая», «Ангел- Хранитель», «Рисуем православный храм»,«Вифлеемская звезда»

    -организация выставки поделок «Пасха Красная», «Рождество Христово». Вошло в традицию празднование пр авославного праздника «Пасха», а также празднование Дня Матери.


    Актуальность.

    В современном обществе в связи с изменениями социально- экономической ситуации материальные ценности доминируют над духовно- нравственными.

    Люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам других, нежеланием оказывать помощь бескорыстно. У многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

    Продолжается разрушение института семьи.

    Анализ данных целенаправленного обследования современного состояния семейного воспитания свидетельствует о резком снижении уровня исполнения

    воспитательной функции родителями. Хотя Закон «Об образовании РФ» (ст.18) гласит о том, что первыми родителями являются родители. Ошибаются родители, когда они смотрят на своего ребёнка, как на невинное существо. В котором ещё нет никакого зла. Опыт показывает, что ребёнок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с дурными. Поэтому воспитание ребёнка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Психология и религия учат нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале. Пока оно не окрепло и не превратилось в привычку. Дурные качества развиваются и закрепляются быстро и могут заглушить семена добра. А добрые качества приобретаются усилием и постоянством. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своё время писал: «Против нашего народа ведётся хорошо спланированная бескровная война, имеющая цель её уничтожить. В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране. Она приводит к вырождению и вымиранию нашего народа. Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей. Нужны всенародные усилия, чтобы наши дети и молодёжь получили возможность вернуться к духовным и культурным корням народной жизни».

    Итак, проблема духовного воспитания, бесспорно является одной из главнейших в современной России, поскольку именно в этом решение таких вопросов, как: будущее России, воспитание детей, становление новых идеалов и ценностей . О необходимости создания новых подходов в воспитании, обращения к духовности и милосердию отмечают многие педагоги, учёные и священнослужители. Духовность подразумевает стремление к самопознанию и самосовершенствованию. По мнению В. Даля, дух образуют слитно ум и нрав. К нраву он относит понятие любви, милосердия, добродетели. Нравственный- значит духовный, согласный с совестью, законами природы, достоинством человек. Поэтому нравственность является частью духовности и проявляется как красота в поведении человека.

    Важно помнить, что образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. И сегодня задача всех образовательных учреждений - не только

    формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности.


    Примечание: преподавание дисциплин духовно- нравственного характера в светской школе или ДОУ - дело необычайно деликатное. Оно требует единения

    желаний родителей и их детей, заинтересованного участия администрации, чуткости, душевной тонкости педагога.


    Целесообразность программы.

    Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности,

    образующие устойчивую индивидуальность человека. Детская душа целостна, в ней нет раздвоения, искусственности, фальши, неискренности. Отношение детей к людям, к природе простодушно, непосредственно и сердечно, как это почти недоступно для взрослых. «Младенец подобно молодому деревцу, нуждается в прививке, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Не сделав это вовремя, мы рискуем вырастить, может быть и большое дерево, но с плодами горькими и негодными к употреблению. Ничего кроме доброго, от приобщения детей с младенческого возраста к Церкви не будет» (протоиерей В. Грозовской).

    Программа предусматривает совместную деятельность педагогов, родителей, воспитанников и Церкви.


    Ожидаемые результаты:

    В результате реализации поставленных задач можно будет добиться следующего:

    - Снизится уровень тревожности и агрессивности у детей. Ребёнок научится терпеливо преодолевать встречающиеся трудности.

    -Дети начнут чувствовать рядом с собой другого человека, его боль и переживания. Выработается привычка к делам милосердия, к труду ради других, доверие к миру. Произойдёт приобщение детей к Церкви.

    -Дети научатся трепетно относиться к близким и родным, любить свою Родину, окружающую природу.

    -Родители будут обращать внимание в первую очередь на воспитание Души в своих детях.


















    на ______ учебный год (возраст детей 5-6 года)

    СТАРШАЯ ГРУППА

    формировать у детей первоначальные представления о Боге как о многообразии мира. Воспитывать любовь к Богу, к природе, как к творению Божьему.


    Библия. Прогулки по дням творения. День первый. Свет. День. Ночь.

    Программное содержание: познакомить детей с Библией, с началом сотворения нашего мира: мир сотворил Бог. Бог очень добрый. И Он сотворил мир, чтобы мир был тоже добрым.


    Библия. Прогулки по дням творения. День второй. Небо.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, показать красоту окружающего нас мира, выразить свои впечатления в рисунках.


    Библия. Прогулки по дням творения. День третий. Земля. Вода. Растения.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, обратить внимание детей на слово «одарил», развивать наблюдательность.



    Сентябрь

    1.







    2.







    3.









    4.

    Библия. Прогулки по дням творения. День четвёртый. Солнце. Луна. Звёзды.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, обратить внимание на понятие «светило», развивать воображение, умение сочинять, придумывать конец сказки.


    Библия. Прогулки по дням творения. День пятый. Птицы. Рыбы. Насекомые.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, уточнить представления детей о семье, родственных отношениях и связях, развивать эстетическое восприятие.


    Прогулки по дням творения день шестой. Человек. Животные.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей сотворения мира, уточнить представления детей о домашних и диких животных, их характере и повадках, дать понятие о первых людях – Адаме и Еве, внести понятие «райский сад».


    Прогулки по дням творения. День седьмой. День отдыха. Покой.

    Программное содержание: систематизировать знания детей о днях сотворения мира, о том для чего был создан наш мир.


    Октябрь

    1.









    2.






    3.







    4.

    Программное содержание:


    Моя Родина. Отношение к родной земле.

    Программное содержание: воспитывать в детях любовь к Родине, ввести понятие «малая Родина», формировать представления об обязанности человека защищать свою Родину.


    Каков есть – такова и честь. (По сказке «Стойкий оловянный солдатик»).

    Программное содержание: формировать нравственно-этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности. Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей.


    Как Россия стала православной страной. Святые равноапостольные великая княгиня Ольга и великий князь Владимир. Крещение Руси .

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей государства российского, крещением Руси, святыми княгиней Ольгой и князем Владимиром.


    Ноябрь

    1.







    2.








    3.







    4.

    Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы? Ангел-хранитель.

    Программное содержание: расширять представления детей о творении мира Богом, уточнить представления детей о мире видимом и невидимом, духовном, земном и ангельском. Воспитывать внимание и послушание.


    Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо. Первая заповедь – послушание.

    Программное содержание:


    Умеем ли мы дружить. Какие добрые дела мы можем сделать?

    Программное содержание: вспомнить стихи и пословицы о дружбе, воспитывать дружелюбное и заботливое отношение друг к другу, напомнить, что добрые качества души человека приближают его к Богу.


    Программное содержание: познакомить детей с Евангельским событием Рождества Христова. Рассказать о родившемся младенце, о поклонении Ему пастухов и волхвов. Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа и Богородицы.


    Декабрь

    1.








    2.





    3.







    4.

    Программное содержание:


    О трудолюбии. Когда бывает скучно?

    Программное содержание: напомнить детям басню «Стрекоза и муравей», обсудить пословицы о труде, воспитывать в детях трудолюбие, разумность, добро.


    Без труда нет плода. (по сказке «Морозко»)

    Программное содержание: обогащать активный и пассивный словарь детей новыми образными выражениями. Уточнить смысл незнакомых слов. Учить точно и эмоционально отвечать на вопросы по содержанию сказки, давать образную характеристику героям.


    Выполнение основных правил христианской жизни – доброе дело и милосердие (по сказке «Цветик-семицветик»).

    Программное содержание: на примере сказки показать пример выбора верного друга – выбор сердца. Помочь детям осознать, что милосердие способно творить чудеса. Развивать в детях стремление помогать окружающим.


    Январь

    1.








    2.








    3.





    4.

    За добро добром платят (по сказке «Сивка-Бурка»)

    Программное содержание: закреплять использование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как послушание - непослушание, дружба, милосердие, смелость. Учить преодолевать трудности на пользу ближнего дела.


    Храм – дом Божий. Понятие о кресте и крестном знамении .

    Программное содержание: познакомить детей с разными формами креста, напомнить какие они видели при посещении храма. Дать представление о значении креста. Способствовать развитию образного и символического восприятия одного из знаков православия.


    Церковь – дом Божий. Понятие об иконе.

    Программное содержание: дать детям представления о том, что такое икона, познакомить детей с православной традицией отношения к иконе – почитание икон.


    Семейное занятие на Масленицу. Прощёное воскресение .

    Программное содержание : содействовать формированию представлений о скромность, как положительном нравственном качестве и противоположных (негативных) нравственных качествах – гордости, самомнении, хвастливости.


    Февраль

    1.







    2.





    3.




    4.

    Программное содержание:


    Благодарение. Спасибо.

    Программное содержание: объяснить детям, что такое настоящая благодарность человеку – готовность послужить ему, помочь, что означает слово «спасибо».


    Программное содержание: познакомить детей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы


    Храм и его устройство. Что мы видим в храме. Как себя вести в храме.

    Программное содержание: познакомить детей с внутренним устройством храма. Дать представление о расположении и назначении главных частей храма. Познакомить детей с правилами поведения в храме.



    Март

    1.






    2.








    3.






    4.

    Программное содержание:


    Вход Господень в Иерусалим.

    Вербное Воскресение в России. Страстная неделя Великого поста.

    Программное содержание:


    Пасха. Пасхальные радости. Цыплёнок в пасхальном яичке.

    Программное содержание: рассказать о Воскресении Христовом, поддерживать в детях чувство пасхальной радости.


    Программное содержание:


    Апрель

    1.








    2.


    Программное содержание: познакомить детей со святыми жёнами, кратко рассказать об их помощи людям. Приобщать детей к традиции украшать почитаемые иконы с изображением святых жён декоративным орнаментом. Воспитывать милосердие.


    Программное содержание:


    Май








    Перспективное планирование работы кружка по духовно- нравственному воспитанию детей «Мир доброты»

    на ______ учебный год (возраст детей 6-7 года)

    ПОДГОТОВИТИЕЛЬНАЯ ГРУППА

    уточнить знания детей о первоначальных представлениях о Боге как Творце мира, систематизировать имеющиеся у детей представления о многообразии мира. Воспитывать любовь к Богу, к природе, как к творению Божьему.


    Как Бог научил человека отличать добро от зла. Законы, которыми Бог сохраняет мир.

    Программное содержание: закреплять использование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как зло - добро, дружба, милосердие, смелость. Учить преодолевать трудности на пользу ближнего дела.


    Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

    Программное содержание: дать детям представлении о святости св. прав. Иоакима и Анны (рассказ об их благочестивой жизни); познакомить с событиями Рождества Пресвятой Богородицы. Воспитывать уважительное и благодарное отношение к своим родителям.


    Устроение отношений в мире. Хорошо - плохо. Совесть. Грех. Любовь.

    Программное содержание: напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека, учить отличать добро и зло. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора.


    Сентябрь



    1








    2.

    3.





    4.

    Преподобный Сергий Радонежский.

    Программное содержание: дать детям доступные представления о детстве преподобного Сергия, его любви к родителям. Расширить словарный запас детей, вводя традиционное название святого человека – «преподобный», «старец». Учить детей произносить старинное имя – Варфоломей.


    Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

    Программное содержание: познакомить с иконой праздника«Покрова Божьей матери», дать детям представления о Пресвятой Богородице как покровительнице, Заступнице и Представительнице перед Богом за всех людей.

    Устроение отношений в мире. Послушание Трудолюбие.

    Программное содержание :


    Октябрь


    1.










    2.









    3.








    4.

    Устроение отношений в мире. Помощь. Милосердие. Доброта. Щедрость. Дружба.

    Программное содержание: напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора, воспитывать дружелюбное и заботливое отношение друг к другу, напомнить, что добрые качества души человека приближают его к Богу.


    Праздник Казанской иконы Божьей Матери.

    (4 ноября). Димитровская родительская суббота – день богатырской славы.

    Программное содержание: сформировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике Отечества. Познакомить детей с доспехами, военным снаряжением русского воина-богатыря. Воспитывать мужество.


    Как Россия стала православной страной. Святые равноапостольные великая княгиня Ольга и великий князь Владимир. Крещение Руси.

    Программное содержание : уточнить и систематизировать знания детей о истории государства российского, крещении Руси, святыми княгиней Ольгой и князем Владимиром.


    Мир видимый и невидимый. Праздник архистратига Михаила и всех небесных сил. Кто такие ангелы? Ангел-хранитель.

    Программное содержание: расширение представлений о творении мира Богом, уточнение представлений детей о мире видимом и невидимом, духовном, земном и ангельском. Воспитывать внимание и послушание.


    Ноябрь


    1








    2.









    3.







    4.

    Устроение отношений в мире. Послушание. Смирение. Верность. Прощение.

    Программное содержание: напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора.



    Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.(4 декабря).

    Программное содержание: дать детям знания о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы. Развивать у детей восприятия образа Богоматери как о святом и чистом человеке, о её глубочайшем смирении и послушании, о её уповании на Бога.


    Устроение отношений в мире. Скромность. Смирение.

    Программное содержание: напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора.


    Праздник святого Николая Чудотворца.

    Программное содержание: познакомить детей с образом и событиями жизни Святителя. Дать представления о его личностных качествах. Приобщать детей к духовно-нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых.


    Декабрь

    1.







    2.








    3.








    4.

    Подготовка к празднику Рождества Христова.

    Программное содержани е: познакомить детей с Евангельским событием Рождества Христова. Рассказать о родившемся Богомладенце. О поклонении Ему пастухов и волхвов. Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа и Богородицы.


    В огне рождественских свечей.

    Программное содержание: дать детям представление о содержании библейских повествований о Рождестве Христовом. Приобщать детей к традициям русского народа. Дать более подробное представление о православном празднике Рождестве Христовом. Воспитывать у детей любовь, добро.


    Праздник Крещения Господня.

    Программное содержание: познакомить детей с событием Крещения Господня и тем, как повествует об этом Евангелие. Знакомить детей с главными особенностями праздника Крещения Господня: с чином освящения воды и с церковной службой. Приобщать детей к благочестивым традициям.


    Преподобный Серафим Саровский – скорый помощник.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с особым свойством преподобного Серафима Саровского помогать людям, особенно больным и обиженным. Развивать понимание и восприятие о святости, любви и доброте, соединяющих человека, с Богом и миром.


    Январь

    1








    2.







    3.







    4.

    Праздник Стретения Господня. Детство Иисуса Христа.

    Программное содержание : продолжать знакомить детей с праздниками православного календаря – событиями и смыслом Стретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа. Воспитывать у детей уважение к старшим.


    Устроение отношений в мире. Честность. Совесть.

    Программное содержание: напомнить детям о том, что в мире существуют нравственные нормы, определённые Богом для жизни человека. Упражнять в использовании нравственных понятий в ситуациях нравственного выбора.


    Устроение отношений в мире. Моя семья. Наш род. Предки .

    Программное содержание: расширять словарный запас детей,уточнить представления о семейных отношениях, почитании родителей, вспомнить пословицы и поговорки о семье.


    Православный храм. Христиане. Икона. Молитва.

    Программное содержание: уточнить знания детей о православном храме, способствовать развитию образного и символического восприятия знаков православия, дать детям представления о том, что такое икона, познакомить детей с православной традицией отношения к иконе – почитание икон. Учить узнавать на иконах Спасителя и Богородицу.


    Февраль

    1.








    2.


    3.






    4.

    Семейное занятие на Масленицу.Прощёное воскресение.

    Программное содержание: содействовать формированию представлений о скромность, как положительном нравственном качестве и противоположных (негативных) нравственных качествах – гордости, самомнении, хвастливости.


    Начался Великий пост. «Мост на семь Вёрст».

    Программное содержание: знакомить детей с особым временем православного календаря – Великий пост – периодом подготовки к празднику Пасхи. Формировать представления о необходимости самоисправления. Воспитывать у детей стремление быть добрыми.



    Особые праздники во время Великого поста.

    Программное содержание: познакомить детей с правилами поведения во время Великого поста, рассказать, что каждое воскресение посвящено особому событию, формировать умение иногда не делать того, что нам хочется.


    Март

    1.




    2.






    3.





    4.

    Благовещение Пресвятой Богородицы.

    Программное содержание : познакомить детей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.


    Чудеса Господни. Как Иисус Христос помогал людям. Благословение детей.

    Программное содержание: продолжать знакомить детей с библейскими историями, расширять кругозор, обогащать словарь.


    Евангелие для детей.

    Программное содержание: познакомить детей со святой книгой – Евангелием, прочитать отрывки,рассказать, какое значение имеет Евангелие для православных людей.


    Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресение в России. Страстная неделя Великого поста.

    Программное содержание: познакомить детей с праздником – вербное воскресение, рассказать о последних днях земной жизни Спасителя,предательстве Иуды, распятии и смерти Иисуса Христа.


    Апрель

    1.









    2.








    3.









    4.

    Пасхальные радости. Цыплёнок в пасхальном яичке.

    Программное содержание: рассказать детям о последних днях земной жизни Спасителя, Тайная Вечеря, предательство Иисуса Христа Иудой, Распятие и смерть Иисуса Христа. Пасха. Рассказать о Воскресении Христовом. Поддерживать в детях чувство пасхальной радости.


    Воин чудесный на белом коне – Святой Георгий Победоносец.

    Программное содержание: познакомить с образом Святого Георгия Победоносца, воспитывать мужество и стремление подражать благим образцам. Закреплять желание узнавать о праздниках православного календаря, житиях православных святых и героев.


    Неделя жён мироносиц – неделя почитания женщин.

    Программное содержание : познакомить детей со святыми жёнами, кратко рассказать об их помощи людям. Приобщать детей к традиции украшать почитаемые иконы с изображением святых жён декоративным орнаментом. Воспитывать милосердие.


    День славянской письменности и культуры.

    Программное содержание: познакомить детей с ролью Святых Кирилла и Мефодия в обучении грамоте. Содействовать в развитии нравственных качеств детей, воспитывать чувство уважения и благодарности к педагогам и учителям в образе первоучителей славянских,воспитывать интерес к книжной культуре, любви и бережному отношению к книге, развивать мышление и речь детей. Содействовать развитию у детей интереса к обучению в школе и книжной культуре.


    Май



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное