Домой Удобрения Пророк исмаил. Пророк Исмаил (а). Другие дети Ибрагима

Пророк исмаил. Пророк Исмаил (а). Другие дети Ибрагима

Пророк Исмаил (а.с.)

«О, Ибрахим! Ты исполнил приказ Аллаха».

И Аллах послал Ибрахиму барана с райского пастбища. Ибрахим услышал слова Всевышнего, чтобы он оставил Исмаила в живых, а вместо него принёс в жертву барана.

Всемогущий Аллах не жаждет чей-то крови и не желает убийства людей. Он хочет довести человека до совершенства. Ибрахим и Исмаил вышли победителями из этих суровых испытаний, ниспосланных Богом, и проявили настоящую выдержку и твердость.

История Ибрахима и Исмаила – не история убийства или пролития крови, а свидетельство настоящей преданности, самопожертвования, стойкости и подчинения Истине. Она рассказана для того, чтобы сторонники Ибрахима с такой же верой подчинялись своему Создателю и, отрекшись от всего в этом мире, склонили головы свои у порога Аллаха.

Потому что пока человек не будет побеждать свои желания, прогонять от себя сатану, он не сможет уподобиться Ибрахиму и дойти до стадии Имамата. Всемогущий Аллах посылает приветствие таким людям, как Ибрахим, изрекая в Коране:

«Мир Ибpaxимy! Taк вoзнaгpaждaeм Mы дoбpoдeющиx! Beдь oн был из paбoв Haшиx вepyющиx».

Также Аллах в священном Коране говорит:

«И Мы заменили ему [Исмаила] на великую жертву».

Слово «великая», упоминаемое в Коране, скорее всего ука зывает на то, что жертва Ибрахима была столь велика, что и жертва, принесенная вместо Исмаила, тоже стала великой. Однако здесь нужно отметить, что не только баран, ниспосланный Ибрахиму, но и все бараны и животные, которые в хадже во время праздника Курбан приносятся в жертву Аллаху, являются великой жертвой, и тот, кто в любой точке мира совершает жертвоприношение и вспоминает преданного Богу Ибрахима, обретает величие. Вот таким образом Всевышний Господь награждает своих преданных рабов, и их имена прославляет навечно. Верующие преклоняются перед Ибрахимом, и никогда не забудут его великий подвиг, стараясь следовать по его пути.

Во время хаджа паломники должны бросить семь камней в Джамара Ухра и двадцать один камень в три столба (Джамара Уля, Вуста и Ухра), чтобы в великой школе хаджа, так же, как Ибрахим, Исмаил и Хаджар, выйти на поле битвы с сатаной, и бороться с ним.

Ибрахим прошёл это испытание наилучшим образом. Его поступок был до такой степени совершенен, что ангелы воскликнули: «Браво искреннему рабу Аллаха, которого бросили в огонь, но он не пожелал помощи Джабраила. А теперь он, ради исполнения воли Творца, приложил нож к горлу любимого сына, и готов был принести в жертву самое дорогое». Вот это является настоящей жертвой, и если мы таким же образом будем жертвовать чем-то ради Аллаха, то во всех ситуациях будем иметь величие и почёт.

По некоторым данным, Исмаилу было 13 лет.

Т.е Ибрахим соблюдал предосторожность и хотел убедиться, что в этом деле нет козней сатаны.

Выше было сказано, что Хаджар умерла, однако по некоторым версиям, она в тот момент была ещё жива.

Некоторые убеждены, что жертвой был Исхак, а не Исмаил, однако большинство исламских учёных убеждены, что жертвой являлся именно Исмаил, об этом спросили Имама Садика (да будет мир с ним), и он подтвердил это («Нурассакалейн», том 4, стр. 424). Также существует известное высказывание Пророка Мухаммада (да благословит егоАллах и род его): «Я являюсь сыном двух жертв». Под первой жертвой здесь имеется в виду Исмаил, так как Пророк Ислама являлся его потомком, а под второй жертвой подразумевался Абдулла, отец Пророка.

В нынешние времена, во время обрядов хаджа в Мине, мусульмане в память об этой истории бросают камни в три столба (эти столбы называются Джамара Уля, Вуста и Ухра).

Сура «Стоящие в ряды», аят 102.

«Маджмауль баян» том 7, стр. 452; Толкование Корана «Абуль фатух» том 9, стр. 320. «Ми’радж аль саадат» стр. 491.

«Ми’радж аль саадат» стр. 491. «Маджмауль баян» том 8, стр. 453.

Сура «Стоящие в ряды», аят 110-111.

Сура «Стоящие в ряды», аят 107.

Исмаил (а.с.) является одним из тех пророков, которые упомянуты в Коране. Он – символ покорности и преданности Господу. Он предстает перед нами вначале, как благая весть, затем как испытание для своего отца Ибрахима (а.с.) и матери Хаджар, а также для своей духовной матери Сары.

Благословенный мальчик Исмаил стал радостной вестью для убеленного сединами старца Ибрахима (а.с.), но он был не концом, а началом всего. За ним должен был еще появиться Исхак, матерью которого станет Сара.

Из рода пророка Исмаила явится последний пророк Мухаммад (с.а.в.), а потомками Исхака будут пророки Йакуб, Йусуф, Муса, Харун и множество других пророков и посланников.

Ибрахим (а.с.) молился Аллаху о рождении у него праведного сына. Аллах принял его молитву и одарил его Исмаилом (а.с.). Пророк Ибрахим выразил свою благодарность Господу такими словами:

«Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила и Исхака. Воистину, мой Господь внимает мольбе» (Ибрахим, 14:39).

Вот мы словно видим эту семью, бредущую по пескам пустыни по дороге к Мекке. На песке ненадолго остаются еле заметные следы пророка Ибрахима (а.с.) и измученной матери Хаджар с ребенком на руках. И этот ребенок - Исмаил.

Эта маленькая группа трогается в путь и останавливается по указаниям Аллаха и движется в сторону Хиджаза. Везде лишь горячие пески и безводье.

Согласно повелению Аллаха, достопочтенный Ибрахим оставил свою жену Хаджар и сына Исмаила под огромным деревом недалеко от того места, где будет возведена Кааба. Рядом с ними он положил кожаную торбу с хурмой и немного воды.

Когда Ибрахим (а.с.) собрался уходить, Хаджар спросила у него: «О, Ибрахим! Куда ты уходишь, оставив нас в этой безводной и безлюдной долине? Это Аллах велел тебе здесь нас оставить?» После ответа хз. Ибрахима: «Да, Аллах повелел», Хаджар произнесла, уповая на Аллаха: «Если так, то Аллаха нам достаточно. Он нас защитит».

Пророк Ибрахим произнес такую молитву, обратившись лицом к Бейтуллаху (Каабе):

«Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны» (Ибрахим, 14:37).

Прошло много дней. Вода и хурма закончились. Вокруг никого не было. Ребенок плакал, просил пить.

Беспокоясь за жизнь своего ребенка, Хаджар бегала между холмами Сафа и Марва в надежде отыскать воду и молилась Аллаху. Так испытывались ее терпение и покорность Аллаху.

Оплатой за ее терпение и стойкость стал родник Замзам, а Сафа и Марва стали великими символами.

А вслед за этим снова испытание и снова покорность. Когда отец говорил Исмаилу: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» он сказал своему отцу, не колеблясь:

«Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых» (Саффат, 37:102).
Вот это и есть показатель чистой покорности в таких прекрасных словах. Есть и воздаяние за эту преданность: Курбан, Кааба, Хадж.

Вот Ибрахим и Исмаил подняли основание Дома (Каабы) и произнесли молитву: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий. Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный» (Бакара, 2:127-128).

Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что он – результат этой молитвы. Несомненно, он услышал призыв, прозвучавший в Коране: «Помяни в Писании Исмаила. Воистину, он был правдивым в обещаниях и был посланником и пророком» (Марьям, 19:54).

Это и есть кораническое повествование о жизни одного из посланников, приведенное в качестве примера для подражания.
В приведенном в начале темы аяте есть указание на важность умения держать свое слово. Восхваляется исключительная готовность пророка Исмаила исполнить данный обет.

Исмаил (а.с.) стремился исполнять свой пророческий долг с абсолютной покорностью повелениям своего Господа. Он всегда дорожил благами, данными Аллахом, был прекрасен душой и чист сердцем, поэтому заслужил довольство Аллаха. Он призывал свой народ исполнять намаз, являющийся опорой религии, и выплачивать закят для обеспечения общественной взаимопомощи.

Благословенный Исмаил безропотно положил свою шею под нож, готовый стать жертвой ради покорности Господу и уважения к своему отцу. Для нашей молодежи это является прекрасным образцом имана, послушания и преданности. Аллах не оставит на полпути человека, проявившего такую покорность и преданность. Он для него друг и помощник. Ведь самое лучшее поклонение – это проявление покорности сотворившему нас Аллаху, Господу миров.

Да будет мир Исмаилу (а.с.) и тем, кто за ним последовали.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Когда Хаджар родила сына, Сарат (первая жена Ибрахима (мир ему)) не захотела жить с ней под одной крышей. По велению Аллаха Ибрахим (мир ему) привел Хаджар с сыном туда, где ныне расположена главная священная мечеть и Кааба. Это было безводное и безжизненное место в пустыне. Он оставил их в примитивном, сделанном из кустов жилище с небольшим запасом еды. Таково было веление Всевышнего Аллаха.

Когда закончились еда и вода, младенец стал плакать. Хаджар, оказавшись в трудном положении, в поисках воды поднималась на холмы Сафа и Марва. Тогда Аллах открыл им целительный источник Зам-Зам, вода которого стала им пищей и питьем. Вскоре вокруг этого места стали собираться бедуины, и постепенно образовался населенный пункт - Бекка, а ныне – Мекка.

Исмаила (мир ему) называли отцом арабов. Из его сыновей был "Аднан - родоначальник племени нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Исмаил (мир ему) жил бедно, занимался охотой, но этим была недовольна его жена. По велению отца - Ибрахима (мир ему) - он развелся с ней и женился на другой, которая была довольна всем.

Некоторое время спустя по велению Аллаха Ибрахим (мир ему) построил Каабу, взяв для себя в помощники Исмаила (мир ему).

Исмаил (мир ему) является тем, кого Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву, но Аллах не позволил ему сделать это. По воле Всевышнего ангел принес Ибрахиму (мир ему) из Рая барана, который был принесен в жертву вместо него.

Исмаил (мир ему) умер в Мекке в возрасте 130 лет и похоронен вблизи Каабы.

Исхак (мир ему) (Исаак) – младший сын Ибрахима (мир ему) от Сарат.

Сарат была первой женой пророка и долгое время не могла родить ребенка. Когда Ибрахим (мир ему) женился на Хаджар и она родила ему сына Исмаила, Сарат сильно огорчалась, что у нее нет сына. В то время ей было уже 85 лет. После этого Аллах наградил их сыном Исхаком (мир ему) и поздравил с тем, что в его роду будет 1000 пророков.

Исхак (мир ему) родился спустя 30 лет (по другим данным - 14) после Исмаила (мир ему). Он был послан к людям Шама (территория Сирии, Иордании, Ливана, Палестины) и прожил 160 (180) лет.

Краткое сказание о каждом пророке, упомянутом в Коране. "Шарх-уль-мухтасар".

По милости Аллаха продолжаем рассказ о жизни нашего любимого Пророка (мир ему и благословение). В этой части рассказывается о пророках Ибрагиме и Исмаиле (мир им) — предках нашего Пророка (мир ему и благословение): как они построили Каабу — первый храм Единому Богу. Как арабы после их смерти постепенно отошли от истинной веры и предались идолопоклонству. Кто были предки нашего Пророка (мир ему и благословение). Что произошло в год Слона — когда правитель Йемена захотел разрушить Каабу. И именно в этот год родился наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Пророки Ибрагим, Исмаил (мир им) и их потомки

После долгого путешествия пророк Ибрагим (мир ему) подошел к Мекке, которая лежит в долине между пустынных гор. Поскольку там не было воды, там не было растительности, и человеческая жизнь была очень трудной. В сопровождении своей жены Хаджар и сына Исмаила (мир ему) Ибрагим (мир ему) хотел скрыться от культа идолопоклонства, которое распространилось по всему миру. Он хотел создать центр, в котором поклонялись бы лишь одному Аллаху, который был бы для людей маяком истинного руководства, излучающим истинную веру и праведность.

Аллах принял намерение Ибрагима (мир ему) и благословил это место. После того, как Ибрагим покинул негостеприимное место, из родника потекла вода, чтобы обеспечить его маленькую семью средствами для выживания. Хаджар и Исмаил (мир ему) жили в этом засушливом месте, вдали от других людей. Аллах благословляет источник Замзам и по сей день, люди продолжают пить ее воду и увозят ее с собой во все уголки земного шара.

Пока Исмаил (мир ему) рос, Ибрагим (мир ему) посещал его несколько раз. По велению Аллаха он хотел пожертвовать Исмаилом, который был тогда еще ребенком, для того чтобы показать, что его любовь к Аллаху больше, чем к собственному сыну. Исмаил (мир ему) также был согласен с повелением Всевышнего, что он должен быть принесен в жертву. Но Аллах спас его и велел принести в жертву вместо него барана из Рая в качестве выкупа. Исмаил (мир ему) остался в живых: он стал помогать отцу в деле призыва к Аллаху и стал прародителем последнего Пророка Аллаха (мир ему и благословение).

Во время своих поздних визитов в Мекку Ибрагим и его сын (мир им) вместе построили Каабу, дом Аллаха. Они молились Аллаху, чтобы Он принял этот храм и благословил их деяния. Также они просили Аллаха, чтобы Он позволил им жить и умереть в Исламе, чтобы дело Ислама продолжалось бы и после их смерти. Они попросили Аллаха, чтобы Он послал Пророка из числа их потомков, который возродил бы призыв своего предка Ибрагима и завершил начатое им.

«И (напомни им таким образом, чтобы они представили как перед своими глазами) (пророк) Ибрахим воздвигает основы дома [Каабы], и Исмаил (его помощник). (И каждый из них обратился с мольбой к Аллаху): «(О,) Господь наш! Прими от нас, ведь Ты, поистине – Слышащий, Знающий!

(О,) Господь наш! И сделай нас (двоих) предавшимися Тебе и из (части) нашего потомства – общину, предавшуюся Тебе(26), и покажи нам [разъясни] места нашего поклонения, и прими наше покаяние, ведь Ты, поистине – Принимающий покаяние, Милосердный!

(О,) Господь наш! И воздвигни среди них [выбери из их числа] посланника из них (же самих), который прочтёт им Твои знамения, и научит их Писанию [Корану] и мудрости [Сунне и тонкостям совершенного закона Аллаха], и очистит их (от порочных поступков) [научит их благонравию], ведь Ты, поистине – Величественный, Мудрый!» (сура Бакара, 127-129).

Аллах благословил их семью, и их потомство умножилось в этой бесплодной долине. Аднан, потомок Исмаил (мир ему) имел много детей. Среди потомков Аднана Фихр ибн Малик, в частности, был выдающимся вождем племени. Из потомков Фихра появился Кусай ибн Киляб. Он управлял Меккой и владел ключами Каабы. Он внушал почтение — он распределял воду Замзам и был ответственным за питание паломников. Также он возглавлял собрания, когда знатные люди Мекки собирались на совет, и он поднимал знамя войны (решал вопросы начала военных действий). Он один управлял делами Мекки.

Среди его сыновей Абд Манаф был самым знаменитым, в то время как его старший сын, Хашим стал великим человеком своего народа. Он предоставлял продовольствие и воду для паломников, приезжающих в Мекку. Он был отцом Абдуль-Муталиба, дедушки Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который также был ответственным за питание и снабжение водой паломников. Он был в большом почете у своего народа и своей известностью опередил всех своих предков. Его народ любил его.

Потомков Фихра ибн Малика называли курайшитами. Это название стало преобладать над всеми остальными, и было принято племенем. Все арабы признавали отличную родословную и благородство курайшитов. Их красноречие, вежливость и высокий ум единогласно признавались всеми.

Идолопоклонство в Мекке

Курайшиты сначала продолжали следовать религии Ибрагима и Исмаила (мир им), придерживаясь таухида и поклонения Единому Аллаху, до тех пор, пока Амр ибн Люхай не стал их вождем. Он был первым, кто отошел от религии Исмаила (мир ему) и установил идолов, которым призвал поклоняться других людей. Однажды он отправился из Мекки в Сирию по торговым делам, где увидел людей, поклоняющихся идолам. Он был настолько впечатлен увиденным, что принес идолов в Мекку и установил их там, приказывая людям поклоняться им.
По традиции, жители Мекки, когда уезжали по делам в другие места, брали несколько камней из Харама в знак уважения к святому месту. Постепенно это приводило к тому, что они начали поклоняться камням. Последующие поколения забыли причину, по которой почитали эти камни, и курайшиты стали поклоняться каменным идолам, как поступали люди в соседних странах.

Год Слона

В это время состоялось значимое событие, которое предвещало нечто важное в будущем. Оно означало, что Аллах желал лучшего будущего для арабов, и что Кааба станет таким важным местом, какой она никогда не была прежде – к ней станут приходить люди со всего мира.

Абраха аль-Ашрам, наместник негуса, царя Абиссинии (Эфиопии), который правил Йеменом, построил внушительный храм в Сане (столице Йемена) и назвал его Аль-Куллайс. Таким образом, он хотел привлечь к нему и арабских паломников (которые приходили каждый год к Каабе). Как христианин, он ревновал к значимости Каабы, и ему хотелось, чтобы эту важную роль (в жизни арабов) занимала бы его церковь.

Арабы были ошеломлены новостью. Они не могли относиться к какому-то иному месту с такой же любовью и уважением, с какими они относились к Каабе. Они не могли променять ее на какое-то еще место поклонения. Они были поглощены этими новостями и обсуждали их бесконечно. Один молодой араб из племени Кинан зашел так далеко, что вошел в эту церковь и справил там нужду. Абраха был в ярости, когда услышал об этом, и поклялся, что не будет иметь покоя, пока он не уничтожит Каабу.

Он отправился в Мекку с мощной армией, в которую входили слоны. До арабов дошли пугающие слухи о слонах. Они были огорчены и встревожены. Хотя они хотели помешать продвижению армии Абраха, но они поняли, что у них не хватит сил, чтобы бороться с ним. Они могли лишь взывать к Аллаху и доверять Ему, поскольку Он был Господом Каабы, что Он защитит ее.

Это доверие наглядно продемонстрировал разговор между Абрахой и предводителем курайшитов, Абдуль-Муталибом, дедушкой Пророка (мир ему и благословение). Абраха захватил его двести верблюдов, поэтому Абдуль-Муталиб просил разрешения увидеться с ним. Абраха проявил к нему уважение, спустился со своего трона и сел рядом с ним. Когда он спросил – чего он хочет, Абдул-Муталиб ответил: «Я хочу, чтобы ты вернул моих двухсот верблюдов».

Абраха был поражен. Он спросил: «Ты пришел говорить со мной о ваших двухстах верблюдах, которых я захватил, но ничего не говоришь о доме (Каабе), в котором сосредоточена вера твоих предков? Я пришел, чтобы уничтожить его, но ты не говоришь со мной об этом!»

Абдуль-Муталиб ответил: «Я хозяин своих верблюдов. У Каабы также есть Хозяин», — «Он не сможет защитить ее от меня» — возразил Абраха, — «Это мы еще посмотрим», — сказал Абдуль-Муталиб.

Когда армия Абрахи приблизилась, курайшиты спрятались высоко в горах, и в оврагах. Они боялись подходящей армии и ждали, что Аллах спасет их священный храм. Абдуль-Муталиб стоял с группой курайшитов, держась за дверь Каабы, прося Аллаха помочь им против Абрахи и его армии.

Абраха приказал солдатам войти в Мекку, намереваясь полностью уничтожить Каабу. Его слон, которого звали Махмуд, был готов к атаке. Однако вдруг слон опустился на колени на дороге и отказался вставать, несмотря на жестокие побои. Когда враги повернули его лицом к Йемену, он встал и сразу двинулся в путь.

Затем Аллах послал стаи птиц с моря; каждая птица несла камни в когтях. Всякий раз, когда камень падал на кого-то из солдат Абрахи, он погибал. Абиссинцы в ужасе бежали, в то время как их поражали камни. Абраха был тяжело ранен. Когда его солдаты попытались взять его с собой, его конечности отвалились одна за другой. Они привезли его в Сану, где он умер жалкой смертью. Коран описывает это так:

«Разве ты (о, Мухаммад) не думал о том, как поступил твой Господь с владельцами слона? Разве Он [Аллах] не сделал тщетными их козни? И послал Он на них [на воинов] птиц стаями? Бросали они [птицы] в них [в воинов] камни из обожженной глины. И сделал Он [Аллах] их [воинов] подобными ниве со съеденными зёрнами [подобно объеденной соломе]» (l05: 1-5)

Когда Аллах прогнал абиссинцев из Мекки, уважение арабов к курайшитам увеличилось. Они сказали: «Эти люди Аллаха. Аллах был на их стороне и помог им победить врагов».

Арабы придавали большое значение этому событию. Они стали вести отсчет времени от него, говоря: «Это произошло в Год слона», «такой-то родился в Год слона» или «это произошло столько-то лет спустя после Года слона». По мнению большинства историков, Год слона соответствует 570 году по христианскому (григорианскому) календарю.

Абдуллах и Амина — родители Пророка (мир ему и благословение)

У Абдуль-Муталиба, предводителя курайшитов, было десять сыновей. Абдулла, десятый из них, был самых благородным из них. В положенное время отец женил его на Амине, дочери Вахба, предводителя рода бану Зухра. В то время ее происхождение и положение делало ее лучшей женщиной среди курайшитов.

Однако вскоре Абдулла отправился в торговую поездку и там умер, оставив беременную жену, которая вскоре должна была стать матерью Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Амина видела много знамений и указаний, что ее сын станет чрезвычайно важным человеком в будущем.

Благородное происхождение и чистая родословная Пророка (мир ему и благословение)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) родился в понедельник, 12 числа месяца Раби’ аль-авваль в Год слона (570 год). Это был самый счастливый день для нашего мира. Его родословная восходит к Пророку Ибрахиму (мир ему и благословение Аллаха).

Его полное имя: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдул-Муталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф ибн Кусай ибн Киляб ибн Марра Ибн Кааб ибн Лю’ай ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн Ан-Надр ибн Кинана ибн Хузейма ибн Мудрика ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Маадд ибн Аднан. Родословная Аднана восходит к Пророку Исмаилу, сыну Пророка Ибрахима (мир им обоим).

Когда мальчик родился, его мать сообщила об этом его деду, Абдуль-Муталибу. Он пришел и посмотрел на ребенка с любовью, затем взял ребенка на руки и принес его к Каабе. Он восхвалил Аллаха и помолился за своего внука, которого он назвал Мухаммадом. Это имя не было известно у арабов, поэтому люди удивились, что дед дал мальчику такое имя.

Продолжение следует иншаАллах…

По материалам сайта Jamiatul Ulama

Пророк Исмаил – старший сын Пророка Ибрахима, рожденный египтянкой Хаджар (мир им всем) . Его имя означает «покорный Аллаху».

Исмаил родился, когда Ибрахиму было 86 лет. По велению Аллаха, Ибрахим (а.с.) перевез и оставил маленького Исмаила (а.с.) с его матерью Хаджар беззащитными в безлюдной пустыне с небольшим запасом еды и воды, полагаясь на помощь и покровительство Всевышнего. Создатель оказал матери и сыну великую милость, обеспечив их безопасностью и дав им щедрое пропитание.

Именно для Хаджар и Исмаила (мир им) , по милости Аллаха, здесь забил источник Зам-зам, и она первой утолила жажду его живительной силой, а затем накормила своего малыша. Через некоторое время сюда переселилось племя джурхум, говорящее на чистом арабском языке, которому впоследствии научился и подрастающий Исмаил (а.с.) . Эти люди стали основателями города Мекки.

Говоря об Исмаиле (а.с.) необходимо вспомнить историю жертвоприношения Ибрахима (а.с.) , когда Создатель, испытывая их, проверил крепость веры и покорность Господу, как отца, так и сына, и его матери (мир им всем) . Ведь ни один из них не поддался своим чувствам и не подверг сомнению волю Всевышнего, несмотря ни на какие происки шайтана. Этим самым семья Ибрахима (а.с.) будет известна как семья, которой был доволен Аллах, и которая является прекрасным примером. Каждый год на Курбан-байрам, проводимый 10 числа месяца зуль-хиджжа, мусульмане, имеющие такую возможность, приносят жертву в память этой дорогой семье, совершая ритуал, заложенный ими с тех давних времен.

Когда Исмаил (а.с.) достиг совершеннолетия, его женили на одной из девушек из числа амаликитян. А после смерти матери Исмаила (а.с.) и после его свадьбы, приехал к ним Ибрахим (а.с.) , чтобы повидаться, но не застал сына дома. Тогда он стал расспрашивать о нем его жену, которая ответила: Она рассказала, что живут они плохо, терпят нужду, бедствуют. Прощаясь Ибрахим (а.с.) попросил невестку: «Когда придет твой муж, поприветствуй его [от моего имени] и передай ему, чтобы он сменил порог у своей двери». Вернувшись, Исмаил (а.с.) будто что-то почувствовал и спросил: [Его жена] ответила: «Да, к нам приходил какой-то старец, который расспрашивал о тебе и о том, как мы живем. Я рассказала ему, что мы претерпеваем нужду и бедствуем. Прощаясь, он велел мне поприветствовать тебя и передать, чтобы ты сменил порог у своей двери». Исмаил (а.с.) сказал: «Это был мой отец, и он велел мне расстаться с тобой». Исмаил (а.с.) вскорости развелся, и женился на другой женщине из племени.

Ибрахим (а.с.) провел отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а затем пришел к ним, но опять не застал сына. Тогда он зашел к его жене и принялся расспрашивать о нем, женщина ответила: «Он отправился на охоту, чтобы добыть для нас что-нибудь». Она сказала, что живут они хорошо, всего у них вдоволь, и поблагодарила Аллаха. Уходя Ибрахим (а.с.) сказал: «Когда придет твой муж, поприветствуй его [от моего имени] и передай ему, чтобы он укреплял порог своей двери». Вернувшись, Исмаил (а.с.) спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» [Его жена] ответила: «Да, к нам приходил благообразный старец. Он расспрашивал о тебе и о том, как мы живем. Я рассказала ему, что мы живем хорошо и у нас все хорошо». Исмаил (а.с.) спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?» Она ответила: «Да, он приветствует тебя и велит, чтобы ты укреплял порог своей двери». Исмаил (а.с.) сказал: «Это – мой отец, а порог – это ты, и он велел мне не расставаться с тобой».

Спустя время Ибрахиму (а.с.) пришло повеление Всевышнего построить Дом (Каабу). В Священном Коране так сказано об этом: «…показали Мы Ибрахиму (Аврааму) место расположения Каабы [ведь оно было утеряно со времен Ноя, с момента потопа], сопроводив это словами: “Не возноси кого- или что-либо на Мой уровень (не обожествляй что-либо помимо Творца)! Очисть Мой Дом [Каабу, то есть территорию первого храма на земле, место, где он когда-то стоял, и выстрой его заново, сохраняя в чистоте от элементов язычества] для всех тех, кто придет сюда совершать ритуальный обход, остановится здесь и будет молиться, выполняя поясной и земной поклоны”» (Св. Коран, 22:26).

Пророк Ибрахим (а.с. ) отправился в Мекку, чтобы построить Каабу вместе с сыном. Под палящим солнцем, читая молитвы, они принялись за строительство. «…Ибрахим (Авраам) вместе с Исмаилом (Измаилом) выстраивали основание (и возводили стены) Дома (Каабы), моля: “Господи, прими это от нас [благим поступком и действием, приближающим нас к Тебе]. Ты все слышишь и все знаешь”» (Св. Коран, 2:127). Чтобы было известно, откуда начинать обход Каабы, Ибрахим установил особый камень на специально отведенном месте. После завершения строительства Ибрахим (а.с. ), по велению Всевышнего Аллаха, провозгласил людям обязанность совершать хадж. «[Поднявшись на возвышенность] объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на исхудалых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли» (Св. Коран, 22:27).

Пророк Исмаил (а.с.) продолжал обустраивать Каабу и после смерти отца. Он был посланником к людям, населявшим эти места, и тем, кто жил вокруг них, то есть к людям из племени джурхум, амаликитянам и йеменцам. В течение многих лет он призывал к исламу. Ему были присущи все прекрасные качества, он был из числа терпеливых праведников.

В Коране сказано: «Скажите [о верующие, не споря, а разъясняя свою позицию и историческую последовательность]: “Мы уверовали в Бога (Творца всего сущего), в то, что ниспослано нам, а также во все то, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Якубу (Иакову) и их потомкам, а также – Мусе (Моисею) [Тора] и Исе (Иисусу) [Евангелие], и во все то, что было дано пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними [не делим их на своих и чужих, на плохих и хороших, все они для нас одинаково святы и чисты, безгрешны], и мы Ему [Единственному Господу] покорны (мусульмане)”» (Св. Коран, 2:136).

Пророк Исмаил (а.с.) был похоронен в Хиджре у Каабы вместе со своей матерью Хаджар (мир ей) .

Новое на сайте

>

Самое популярное