герой которой – Вася Теркин – был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941(!) года поэма будет завершена. С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке. Это был не "Вася Теркин", а "Василий Теркин". Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей – персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года – "Василий Теркин".
Книги о войне Александр Твардовский «Василий Теркин»
Рюмичева Светлана Николаевна учитель истории
БОУ «Киснемская ОШ»
В 1939-1940 годах в составе группы писателей Твардовский работал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». В статье «Как был написан „Василий Теркин“ А. Т. Твардовский сообщил, что образ главного героя был придуман в 1939 году для постоянной юмористической рубрики в газете «На страже Родины».
В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой». В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок Книга про бойца. Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945.
В 1941-1942 годах Александр Твардовский работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Теркин» (1941-1945), «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны.
Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем - автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни.
«Книга про бойца без начала и конца»
Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел – туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников.
Иван Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!»
Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода».
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Почему так – без начала?
Потому, что сроку мало
Начинать её сначала.
Почему же без конца?
Просто жалко молодца.
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой,
Я забыть того не в праве,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Делу время, час забаве,
Теркин – кто же он такой?
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
И чтоб знали, чем силен,
Скажем откровенно:
Красотою наделен
Не был он отменной,
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой – героем.
На войне себя забудь,
Помни честь, однако,
Рвись до дела – грудь на грудь,
Драка –значит, драка…
Ну, да что о том судить,-
Ясно все до точки.
Надо, братцы, немца бить,
Не давать отсрочки.
Сколько жил –на том конец.
От хлопот свободен.
И тогда ты – тот боец,
Что для боя годен.
И пойдешь в огонь любой,
Выполнишь задачу.
И глядишь – еще живой
Будешь сам в придачу.
Бой в болоте.
Бой безвестный, о котором
Речь сегодня поведем,
Был, прошёл, забылся скоро,
Да и вспомнят ли о нем?
Этот бой в болоте диком
На втором году войны
Не за город шел великий,
Что один у всей страны;
Не за гордую твердыню,
Что у матушки-реки,
А за некий, скажем ныне
Населенный пункт Борки…
Но в одной бессмертной книге
Будут все навек равны –
Кто за город пал великий,
Что один у всей страны,
Кто за гордую твердыню,
Что у Волги у реки,
Кто за тот, забытый ныне,
Населенный пункт Борки.
И Россия- мать родная –
Почесть всем отдаст сполна.
Бой иной, пора иная,
Жизнь одна и смерть одна.
Переправа
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода –
Ни приметы, ни следа.
Переправа, переправа…
Темень, холод. Ночь как год.
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод…
Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
О награде.
Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая в даль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Буду ль жив еще? – Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне её тогда подай.
Обеспечь, разя достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое –
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой,
Я забыть того не в праве,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Повстречавшись на войне.
От Москвы, от Сталинграда
Неизменно ты со мной –
Боль моя, моя отрада,
Отдых мой и подвиг мой!
Повесть памятной годины,
Эту книгу про бойца,
Я и начал с середины
И закончил без конца.
С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павшим памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.
Актуальность
Книги о войне
рассказывают об отважных, храбрых, сильных духом людях.
Они беззаветно любят свою Родину, идут на подвиг, не щадя своей жизни,
за Отчий дом.
Поэма «Василий Теркин» - любимое мною с детства произведение Александра Твардовского.
Эта презентация выполнена на школьный конкурс по произведениям для детей о Великой Отечественной войне в год 70 - летия Победы.
«Вася Тёркин – мой герой»
Александр Твардовский
- Повесть памятной годины,
- Эту книгу про бойца,
- Я и начал с середины
- И закончил без конца.
- С мыслью, может, дерзновенной
- Посвятить любимый труд
- Павшим памяти священной,
- Всем друзьям поры военной,
- Всем сердцам, чей дорог суд.
- А.Т. Твардовский
- 1941-1945 гг.
Литературная викторина
«Книга про бойца»
Поэзия ещё не рождала такой фигуры, как Тёркин.
Ф. Абрамов
- С первых дней годины горькой,
- В тяжкий час земли родной
- Не шутя, Василий Теркин,
- Подружились мы с тобой.
Укажите
даты жизни
А.Т. Твардовского
«Кто стрелял?»
«Переправа»
«Два солдата»
«О награде»
В поэме
«Василий Тёркин»
главы с таким названием нет!
Откуда родом главный герой поэмы
«Василий Тёркин»?
из Москвы
из Смоленска
из рязанской деревни
из смоленской деревни
А.Т. Твардовский подчёркивает «обыкновенность» своего героя?
Каково соотношение юмористического и трагического в поэме
«Василий Тёркин»?
На страницах поэмы сочетаются героика и юмор.
Докажите это текстом.
Необходимо знать
Героика – героическое содержание,героическая сторона в чьей-нибудь деятельности, в каких-нибудь событиях.
Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.
Как проявляется взаимодействие тем «малой» и «большой»
Родины в поэме?
Ю. Непринцев «Отдых после боя».
Какую из глав поэмы можно было бы проиллюстрировать этой репродукцией?
1. « На Карельском воевал – За рекой Сестрою»
2. «Я вторую, брат, войну На веку воюю»
3. «В строй с июня, в бой с июля. Снова Теркин на войне».
4. «Был в бою задет осколком. Зажило…»
5. «Трижды был я окружен, Трижды – вот он! - вышел вон».
6. «Все худое он изведал, Он терял родимый край. И одну политбеседу Повторял:
«Не унывай!»
Используя цитаты из поэмы, расскажите «военную биографию» Василия Теркина.
А гармонь зовёт куда-то,
далеко, легко ведёт...
Нет, какой вы все, ребята, удивительный народ.
Хоть бы что ребятам этим,
с места – в воду и в огонь.
Всё, что может быть на свете,
хоть бы что – гудит гармонь.
Какие новые стороны характера Теркина мы узнаем из главы «Гармонь»?
Не подвержен Теркин
смерти,
Коль войне не вышел
срок !
«Теркин и его создатель «сходны меж собою». Подобно Твардовскому, Теркин «не любил людей спесивых», был, как автор, рассудителен и справедлив, не давал себя в обиду, но вовсе не задирист».
«Так же, как и его создатель, Теркин «щедрым сердцем наделен», то есть повышенной совестливостью (пробыв всего лишь сутки на отдыхе, досрочно возвращается назад, к передовой), которая есть не что иное, как высокое чувство гражданского долга».
Ф. Абрамов
2010 год –
год 100-летия
А.Т. Твардовского
2010 год –
год 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне
«Грин Алые паруса» - «…сверкнет алый парус. Иллюстрации Дудина. Иллюстрация к феерии А.С.Грина «Алые паруса». С.Г.Бродский. Эгль. Герб любви, 6А класс. Иллюстрации учащихся 6А. К.Г. Паустовский. Ребята, надо верить в чудеса! Феерический – сказочно красивый. «…Артур Грэй родился с живой душой…». Артур грэй. Почему паруса алые, а корабль белый?
«Поэт Мартынов» - Там же живет и сын, который работает в правовых структурах. К сожалению, Антонина Ильинична не вспомнила названия журнала. Мартынов был участником почти всех съездов писателей. С 1932 года Мартынов работает в Петровской межрайонной газете. И мы отправились к племяннице, Емелиной Антонине Ильиничне, проживающей в городе Петровске.
«Оружие в поэме Беовульф» - Методы, используемые в данной работе: Вендельская эпоха. Оружие и вооружение воина вендельской эпохи. Рукоять меча вендельской эпохи. Рассмотреть комплекс оружия и вооружения воина вендельской эпохи. Англосаксонская поэма «Беовульф». Шлем из захоронения Вендель-14. Термин «вендельский период» был введен в обиход шведскими учеными.
«Андрей Вознесенский» - В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Живет и работает в Москве. Спектакль стал явлением культурной жизни Москвы. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны эвакуированные из Москвы мать с Андреем жили в зауральском Кургане.
«Иосиф Бродский» - 1963 - Цикл «Песни счастливой зимы», «Большая элегия Джону Донну»… 1961 - Поэма «Петербургский роман», цикл «Июльское интермеццо»… 1992/95 - Подготовленные Пушкинским фондом «Сочинения Иосифа Бродского» в пяти томах. В 1965 г. в Нью-Йорке вышла первая книга Иосифа Бродского на русском языке. Бродский – один из самых молодых лауреатов Нобелевской премии.
История создания поэмы «Василий Теркин» В 1939–1940 годах, когда Твардовский работал корреспондентом во фронтовой газете «На страже Родины», возникла идея создать образ удачливого неунывающего бойца. Цель была проста – развлечь читателя, вызвать его улыбку. Этого персонажа решили назвать Василием Теркиным, вступление написал Твардовский, в дальнейшем в создании образа участвовали и другие литераторы.
В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок Книга про бойца. Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 года в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945.
В статье «Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал: « Случайно найденный образ «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны.
««Теркин», по тогдашнему замыслу, – писал поэт, – должен был совместить доступность, непритязательность формы – прямую предназначенность фельетонного «Теркина» – с серьезностью, и, может быть, даже лиризмом содержания». Главными темами произведения стали народ и родина, народ на войне. Первая публикация «Теркина» состоялась в 1942 году, были напечатаны главы «От автора» и «На привале».
«...Существует ли в действительности Теркин?», «Тип он или один, известный вам, живой человек?», «Есть ли он на самом деле?» вот взятые выборочно из писем фронтовиков формулировки этого вопроса. Он возникал у читателя еще в то время, когда «Книгу про бойца» я только начал печатать в газетах и журналах.
В одних письмах этот вопрос ставился с очевидным предположением утвердительного ответа, а из других явствовало, что сомнений в существовании «живого» Теркина у читателя нет, а речь лишь идет о том, «не в нашей ли, такой-то, дивизии он служит?». И случаи адресования писем не ко мне, автору, а самому Василию Теркину также свидетельство распространенности представления о том, что Теркин «живое лицо».
Словом, было и есть до сих пор такое читательское представление, что Теркин это, так сказать, личный человек, солдат, живущий под этим или иным именем, числящийся за номером своей воинской части и полевой почты. Более того, прозаические и стихотворные послания читателей говорят о желании, чтоб это было именно так, то есть чтобы Теркин был лицом невымышленным.
Однако я не мог и не могу к удовлетворению этого простодушного, но высоко ценимого мною читательского чувства заявить (как это могли и могут сделать некоторые другие писатели), что мой герои не вымышленное лицо, а живет или жил там-то и встречался мне тогда-то и при таких-то обстоятельствах...