Домой Цветы Город в котором открылась первая аптека. Из истории Московских больниц – аптекарский приказ. «Царева аптека» на службе царских особ

Город в котором открылась первая аптека. Из истории Московских больниц – аптекарский приказ. «Царева аптека» на службе царских особ

Первая в мире зарегистрированная аптека открылась в VIII веке (754 году) в столице Арабского халифата − городе Багдаде. Одновременно с аптекой, которая функционировала как государственная, в Багдаде была открыта и академия для изучения медицины, фармации и алхимии. Значительно позже, в XI веке, аптеки появились в Испании, а затем и во многих городах Европы. Их первыми основателями также были арабы.

Вплоть до конца XI столетия в Европе не было аптек как неких торговых учреждений, где можно было бы купить или заказать нужное средство. Люди создавали свои собственные препараты, собирая и обрабатывая для этой цели растения, минералы и прочие ингредиенты. Первые аптеки в Европе появились в 1100 году нашей эры в монастырях. Монахи готовили лекарственные средства и бесплатно отпускали их нуждающимся.

В то же время впервые появились рецепты, которые начинались со слов Cum Deo! (С Богом!). Только спустя 100 лет в Венеции, благодаря развитию Солернской врачебной школы, стали открываться первые городские аптеки.

Арабская культура характеризовалась положительной чертой — стремлением овладеть культурным наследием предыдущих эпох и далее развивать все прогрессивное в нем. Это особенно ярко проявилось в науке. Получила распространение арифметика с применением «арабских цифр» и десятичного исчисления. В геометрии было положено начало тригонометрии, аналитической геометрии и алгебре. Астрономы научились исчислять географические широту и долготу и пришли к мысли о сферичности Земли, которая в свое время окажет влияние на открытия Колумба. Арабы заимствовали из Китая бумагу и порох, но дали миру первые писчие перья, водяные и механические часы, а также первые увеличительные стекла, что привело впоследствии к изобретению телескопа и микроскопа. Культура народов Арабских халифатов, широко использовавшая и переработавшая достижения культуры Древнего Востока и античного мира, распространилась на огромной территории от Гибралтара до Инда.

Cреди ученых в странах Востока исключительное место занимали ученые Хорезма. «Блестящая плеяда представителей естествознания и медицины средневекового Востока — Абу-Бекр Мухаммед Закария ар-Рази, Джабир ибн Хайан, известные в Европе под именами Разеса и Гебера, Абу Юсуф Якуб Исхак ал-Кинди, Абу-Абдуллах Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми — значительно ранее европейских ученых ознакомились с научным наследием древнего мира и, творчески его перерабатывая, своими исследованиями и наблюдениями способствовали развитию этих наук. Благодаря им Ар-Рази (Разес) Европа познакомилась с сохраненными в арабских переводах трудами Аристотеля и многих других», — писал член- корреспондент Академии медицинских наук СССР В. М. Карасик.

Высшего развития средневековая наука в Хорезме достигла в творчестве Ибн Сины и Ал-Бируни, ученых X–XI вв., членов хорезмийской «академии Мамуна», подлинных энциклопедистов. Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделялись Багдад (VIII–IX вв.) и Кордова (X в.). В Западном Арабском халифате во время его расцвета было 40 библиотек и 10 высших школ. В Западной Европе в то время было только два университета — в Салерно и Париже.

Наравне с философией, математикой и естествознанием медицина и фармация составляли часть общего образования ученых в Арабских халифатах. На медицину и фармацию в этот период значительное влияние стала оказывать химия.

В VIII–IX вв. появились арабские химики, не только воспринявшие знания и навыки своих александрийских предшественников, но и своеобразно развившие эти знания. Вместо греко-латинского названия «химия» арабы ввели свое название «алхимия». Главное место в алхимии арабы отводили учению о металлах, их получению и очистке, металлическим сплавам и трансмутации металлов.

Одним из первых крупных арабских алхимиков был Джабир ибн Хайан (721-815). Джабиру приписывают авторство «Книги-70», представляющей собой энциклопедию политических, теологических и натурфилософских знаний. В последних главах «Книги-70» содержатся сведения о металлах, минеральных солях и других веществах. Джабир ввел понятие об особых элементах металлов — сере и ртути, рассматривая их символически: серу — как принцип горючести и ртуть — как принцип металличности (блеска). Джабир развил теорию образования и созревания в недрах земли металлов из серы и ртути. Соединяясь подвлиянием земной теплоты сера и ртуть образуют все семь металлов. Труднее образуется золото, наиболее «совершенный» металл. Но его образование под действием теплоты, возможно ускорить, добавив в смесь ртути и серы некий медикамент, «вылечивающий» несовершенные металлы, а еще лучше — «эликсир». Джабиру были хорошо известны вещества, применявшиеся в «тайной науке» александрийцев для превращения металлов (соединения мышьяка, серы, сурьмы, растворы аммиака и др.). Под именем Джабира (Гебера) до нас дошли различные сочинения , одни из них на арабском языке, другие на латинском. Из этих сочинений следует, что Джабир получил серную и азотную кислоты, серебра нитрат, ртуть хлорную. Азотная кислота была им получена при нагревании смесей селитры, медного купороса и квасцов. Он отметил важное свойство воздействия царской водки (смеси соляной и азотной кислоты) на золото, считавшееся до тех пор не поддающимся изменениям. Также были изучены и соли: натрия хлорид, селитра, соли аммония и др. К более позднему периоду относится деятельность другого арабского алхимика — Абу-Бекр Мухаммеда Закарии ар-Рази (865-925). Ар-Рази, или Разес, занимался медициной и алхимическими опытами. До нас дошли его сочинения «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази был атомистом, вместе с тем он придерживался учения Аристотеля о стихиях и верил в возможность трансмутации металлов. В своих сочинениях он описал некоторые приемы приготовления золотоподобных сплавов. В сочинениях ар-Рази упоминаются разнообразные вещества, описываются химическая посуда и различные лабораторные приемы. Предполагают, что ар-Рази создал классификацию веществ, известных в то время. Он разделил их на три большие группы: землистые (минеральные), растительные и животные, предвосхищая распространенную впоследствии систему «трех царств природы». Минеральные вещества по ар-Рази наиболее распространены и составляют шесть отделов: 1) спирты (ртуть, нашатырь и др.); 2) тела (золото, серебро и др.); 3) камни; 4) купоросы; 5) бура; 6) соли. Спиртами (алкоголями) ар-Рази называл все, что при нагревании улетает без остатка. Ар-Рази приводит также список приборов для химических операций: кукурбита, аламбик, приемники, колбы, песчаная баня, водяная баня, фильтр полотняный, стеклянные воронки и многое другое.

Ар-Рази одновременно занимался медициной и основал больницу в Багдаде. Интересно предание о способе, о-помощью которого ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для построения больницы: он развешивал куски мяса в различных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется и не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.

Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице существовала школа врачей, которой также руководил ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой.

Ар-Рази принадлежит до 200 трудов , в некоторых он описывает действие химических препаратов на обезьян.

Заслуживает внимания сочинение персидского медика Миваф-фака, или Абу Мансура, «Трактат об основах фармакологии», написанное в конце X в. Это сочинение важно как источник сведений о химических знаниях того времени, в частности о разработке способов приготовления препаратов, представляющих собой экстрактивные вещества растительного происхождения. В «Трактате» описываются простейшие способы перегонки для получения эфирных масел и дистиллированной воды. Приготовлялись также химические соединения — киноварь и сулема для лечения кожных заболеваний, меди сульфат — для лечения глазных болезней, натуральная сода из золы растений, щелочи, получаемые из карбонатов при действии извести, квасцов, употреблявшихся как вяжущее и кровоостанавливающее средство; натуральная бура, нашатырь, применявшийся как лекарство под названием «нушдар», и, наконец, цинка окись и цинка сульфат, причем последний арабские врачи употребляли при лечении глазных болезней. Далее Абу Мансур указывает на характерные особенности извести, гипса в обыкновенном и прокаленном состоянии и описывает мышьяк, сурьму, железо, глину, медь, свинец, золото, серебро, нефть, смолы, камфару, крахмал, камеди, жиры, из которых приготовляли мыло, и пр. В книге также говорится о старом персидском средстве — мази из ртути и алканы. Абу Мансур указывает также на применение в медицине органических веществ — тростникового сахара и некоторых органических кислот из растений, таких как танин.

Современником ар-Рази был Яйя бек Сараби, перу которого, по-видимому, принадлежат «Медицинская практика» и «Учение о лекарственных средствах». Большой славой пользовался Али ибн-ал-Абрас (умер в 994 г.). Им составлено систематическое руководство всей медицины из 10 книг. Простотой и доступностью изложенного материала это руководство производит впечатление и в настоящее время. В течение столетия книга была основным руководством арабских врачей, до тех пор, пока «Канон медицины» Авиценны не занял ее места.

Вслед за организацией больниц в странах Арабского халифата впервые появились аптеки. Первая регламентированная аптека была открыта в 754 г. в Багдаде (в Европе первые аптеки появились в VIII–X вв.) . В этих аптеках арабы ввели правила приготовления лекарств. Они издали эти правила в форме своеобразных фармакопеи под названием диспенсатория «карабадини». Арабы избегали применения сильнодействующих средств и рекомендовали прибавлять к ним лимонный сок, фиалковый корень и другие вещества. Для лечения больных они широко использовали легкие слабительные вещества: сенну, тамаринд. Особое место в фармации арабов занимало учение о ядах и противоядиях. Слова-термины: алкоголь, юлеп (по-персидски «розовая вода»), лоох, нафта, камфара, безоар и многие другие — арабского происхождения. Арабами введены в фармацевтическую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы. С лечебной целью они применяли мускус, корицу, мускатный орех, гвоздику и др. Рецепты арабов отличались сложностью и включали до 60 ингредиентов. Арабы готовили пилюли, кашки, сиропы, пластыри, душистые масла. В Дамаске было организовано специальное производство по перегонке ароматных вод, получению душистых мазей и других фармацевтических продуктов.

Развитие аптечного дела как лекарствоведения в Арабских халифатах было тесно связано с достижениями ученых Востока в области химии. Преследуя, в первую очередь, практические цели, больницы и аптеки оказывали большое влияние на развитие медицинских знаний. В халифате встречались некоторые зачатки государственной медицины. Там были специальные должностные лица по наблюдению за больницами и аптеками. Существовали научные учреждения, включавшие в круг своих более широких интересов также и вопросы медицины. Среди них видное место занимали учреждения Средней Азии — библиотека Саманидов в Бухаре в X в., «Академия» хорезмшаха Мамуна в Хорезме в начале XI в.

Большую роль в развитии медицинских знаний в средневековье играли комментаторы и переводчики медицинской литературы с арабского на латинский язык — универсальный научный язык средневековой Западной Европы. Эти переводчики (арабисты) сделали достоянием европейского научного мира труды врачей Востока, а также сохранившееся на Востоке наследие классиков античной медицины, забытое тогда в Европе. Роль посредников между греками и арабами охотно брали на себя евреи. Среди них известен Иоханиа Месюэ Старший (777-857), прозванный также Иоанном Дамаскином. Он перевел на арабский язык множество греческих произведений. Оригинальным трудом его являются только «Афоризмы». В этот период в руки арабских врачей попадают труды Гиппократа, Галена, Диоскорида, Теофраста. Этим богатством арабы сумели распорядиться самым достойным образом. Даже высоко стоящее учение греков о медицине и лекарствах они углубили и уточнили еще больше и воздвигли великолепное здание собственной медицины.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что врачи Арабских халифатов и Византии сыграли большую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира, в первую очередь античной Греции, Индии и других стран. В то же время они самостоятельно и дальше разрабатывали медицинские знания. Медицина и фармация народов Востока пробудила живое чувство природы, приблизила медицину к природе, естественным наукам, ввела в обиход много новых лекарственных средств и усовершенствовала технологию приготовления лекарств.

Врачи средневекового Востока придавали большое значение опытной проверке лечения, изучали действие лекарств на животных, тщательно наблюдали в больницах течение болезней, проверяли правильность описания их в литературе. «Проверяйте в больницах не всегда верные описания болезней, встречающихся в медицинских сочинениях», — говорил ар-Рази.

Арабская медицинская литература в области анатомии и физиологии была в основном переводной и компилятивной, заимствованной главным образом у Гиппократа и Галена. Ислам запрещал вскрытие трупов и в связи с этим хирургия и акушерство развивались слабее, чем лекарствоведение, гигиена и изучение инфекционных болезней.

В России первая аптека была открыта в 1581 году аптекарем Джеймсом Френчем, который приехал с рекомендательным письмом от английской королевы Елизаветы в группе медиков по просьбе Ивана Грозного. Он открыл аптеку в Кремле, против Чудова монастыря, на участке, занимаемом теперь зданием Президиума Верховного Совета СССР. . Она снабжала лекарствами только царскую семью.
Первая аптека для населения в Москве была открыта в 1672 году. Предназначенная для свободной продажи лекарств, она была учреждена на коммерческой основе и располагалась на бойком месте—в новом гостином дворе на Ильинке.
На Красной площади у Воскресенских ворот (на месте нынешнего Исторического музея) в 1699 году Петр I открыл Главную казенную аптеку.

При Иване IV, в 1581 г., была образована аптекарская палата (придворная государева аптека). Она была необходима для обслуживания царской семьи, а также ближайших бояр. Помещения государевой аптеки были обставлены очень роскошно. Стены, потолки были расписаны, полки и двери обиты «английским добрым» сукном, окна были с разноцветными стеклами. Работали в аптеке каждый день – с раннего утра до позднего вечера, а когда заболевал кто-то из членов царской семьи, аптекари работали круглосуточно. Очень строгим было поднесение лекарств царю. Сначала лекарство, которое предназначалось для царя, пробовали доктора, которые его выписали, а также аптекари, которые готовили это лекарство. Затем лекарство пробовал боярин, который впоследствии и отдавал его царю. Приняв от царя рюмку с остатком лекарства, боярин был обязан «что в ней останется вылить на ладонь и выпить».

В 1673 году – вторая государственная аптека в Москве. В указе сказано: «На Новом гостином дворе – где приказ Большого приходу, очистить палаты, а в тех палатах указал Великий государь построить аптеку для продажу всяких лекарств всяких чинов людям. Руководство аптекой и Государевым аптекарским приказом доверялось только особо приближенным к царю боярам.

Вокруг Кремля стали разводить лекарские сады, аналогичные сады выращивали у Никитских ворот, а также в других местах. Именно поэтому в Аптекарском приказе были необходимы огородники. Они ведали этими лекарскими садами. Первый из государевых аптекарских огородов был создан у западной стены Московского Кремля (кстати сказать, теперь на этом месте расположен Александровский сад).

Закономерное расширение фармацевтического дела произошло почти век спустя после открытия Государевой аптеки. В марте 1672 года, при царе Алексее Михайловиче, начала работу вторая, более демократичная аптека, доступная всем желающим. Вскоре после ее открытия желающим оказался немецкий путешественник Шлейзинг. Европейца удивил богатый ассортимент представленных здесь лекарств, хотя он посетил много стран и был знаком с работой лучших западных аптек. Понимая, что «со всяким рецептом в город ходить неудобно», в 1682 году царь Фёдор Алексеевич открыл третью аптеку. Дополнительное удобство заключалось в расположении ее при гражданском госпитале у Никитских ворот.

До 1699 года москвичи покупали дешевые снадобья в лавках зеленщиков, сберегая копейки, пока рыночной микстурой не отравился боярин Салтыков. Огорченный смертью своего придворного, Пётр I приказал разогнать зеленщиков, а вместо подозрительных лавок открыть 8 «вольных» аптек. Частные фармацевты приписывались к Посольскому приказу и единственными из всех негоциантов получали разрешение на продажу лекарств. На создание действующей аптечной системы ушло более 10 лет. Только в 1714 году были скоординированы функции «вольных» и государевых учреждений. Тогда же Аптекарский приказ получил новое наименование – Канцелярия Главнейшей аптеки с подчинением лейб-медику Его Величества.

Первая частная аптека принадлежала московскому лекарю Даниилу Гурчину, расположившему свое предприятие в новом здании на Мясницкой улице за Никитскими воротами. Однако в 1707 году, то есть через 7 лет после открытия, он умолял императора перевести свою аптеку в число государственных посредством охранной грамоты на содержание. Причиной отказа от «вольности» стала «пропажа великая всяким вещам лекарственным от дурных работников». Вскоре после получения грамоты Гурчин продал аптеку и пропал из поля зрения летописцев.

Современный мир тяжело представить без аптек. Ведь именно туда каждый житель планеты отправляется в первую очередь за приобретением необходимо лекарства. И сегодня уже мало кто думает о том, что были времена, когда достать нужный медикамент – это было трудное дело, требующее длительного времени и колоссальных затрат. И все же, когда же появилась первая аптека ?

Почему нужна была аптека?

До появления данной формы организации продаж снадобья (так ранее называли лекарства) можно было приобрести в специальных москательных лавках. Отсутствие контроля создания так называемых зелий зачастую приводила к летальным исходам и сильным отправлениям заболевших.

Такой порядок вещей не устраивал никого, в том числе и вышестоящих лиц и представителей «голубых» кровей. Ведь с помощью именно такого снадобья на царствующих особ могло быть совершено коварное покушение. О таких попытках не раз писали современники того времени. Так, в 1490 году публично был казнен итальянский лекарь Леон, выписанный специально для лечения княжеского сына, который все-таки впоследствии скончался от болезни. И таков случай был не единым.

«Царева аптека» на службе царских особ

Именно поэтому в 1581 году указом Ивана Грозного в Москве была создана первая аптека. Ее назначение было обслуживание только царя и членов царской семьи.

После этого спустя 34 года все в той же Москве была создана Аптекарская палата, ставшая организацией, регулирующей деятельность приглашенных лекарей для лечения членов царской семьи, и осуществляющей наблюдение за изготавливаемыми ими снадобьями.

Чуть позже орган отвечал за деятельность новых аптек. Палата занималась проверкой документации, отслеживала «компетентность» иностранных врачей, принимаемых на должности и т. д.

В 1672 году во времена правления царя Алексея Михайловича был создан указ, запрещающий продажу снадобий вне аптечных лавок.

Революцию в области фармации в стране провел Петр I. Благодаря его указу в Москве были разрешены частные аптеки. Он же повелел освободить аптекарей от несения военной службы и предоставил им значимые материальные преимущества.

Кстати, в 1714 году Петр I создал первый в мире Аптекарский огород, на территории которого выращивали более 1000 видов лекарственных растений.

Первая российская аптека, открывшаяся в 1581 году, обслуживала царскую фамилию. Для простого люда лекарства продавались в зеленных и москательных лавках, и такая свободная торговля «зельем» часто приводила к отравлениям и злоупотреблению ядовитыми и сильнодействующими веществами. В связи с этим в Москве в 1672 году была открыта первая аптека для населения города, а с 1701-го после разрешения Петром I частных аптек и запрещения продажи лекарств в лавках была введена так называемая аптечная монополия. На определенной территории разрешалось открывать только одно такое заведение. К концу XVIII века в России их было уже свыше ста. Аптечным делом в стране с момента открытия первой аптеки ведала Аптекарская палата, преобразованная в 1594— 1595 годах в Аптекарский приказ, который в свою очередь в 1714-м был переименован в Канцелярию главнейшей аптеки, в 1725-м — в Медицинскую канцелярию, а в 1763-м — в Медицинскую коллегию. Деятельность аптек была регламентирована изданным в 1789 году Аптекарским уставом Свода законов Российской империи. Один из параграфов этого устава гласил: «Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно».

В виде штампа на аптекарских российских документах, сигнатурах и упаковках ставилось изображение государственного герба. Аптеки освобождались от налогов, воинских постоев и других повинностей. Льготы были своеобразной компенсацией строгого режима, установленного государством. Все медикаменты, применяемые для изготовления лекарств в аптеке, должны были соответствовать по качеству установленным стандартам. Была введена и аптекарская такса (официальный документ с расценками) для ограничения роста цен на лекарства. А управление заведением доверялось только лицу, получившему специальное образование.

Новое на сайте

>

Самое популярное