Домой Комнатные цветы Игра – важнейшее направление коррекционной логопедической работы. Особенности использования игры в работе учителя-логопеда Подготовительные игры в логопедической работе

Игра – важнейшее направление коррекционной логопедической работы. Особенности использования игры в работе учителя-логопеда Подготовительные игры в логопедической работе

Шелест Елена Геннадьевна
учитель-логопед
Центра психолого-медико-социального сопровождения «Открытый Мир»
Оригинал статьи в формате MS Word (64,5 КБ) скачать

Работая с детьми не первый год, я все чаще отмечаю, что «все новое – это хорошо забытое старое». Когда я работала в дошкольных учреждениях «советского» периода, меня всегда не нравилось, что занятия в детском саду проводятся за партами или столами в статичной позе с поднимание руки, чтобы ответить, как в школе. А ведь все мы хорошо знаем, что основным видом деятельности ребенка является игровая. Почему же мы забываем об этом, когда начинаем работать с детьми? Да потому, что так проще. Чтобы организовать игру и увлечь ею детей надо самому стать ребенком, но ведь мы уже «взрослые и умные», и пусть они тянутся до нашего уровня, а не мы опускаемся до них. Вот тут и начинается непонимание.

Уже несколько десятилетий существует «Программа воспитания в детском саду». При выборе игр от воспитателя требуется учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру драматизацию.

И не надо «изобретать велосипед» надо только стать самому ребенком и заразить игрой своих воспитанников. А если вы логопед, игры ваши должны быть особенно продуманы. Ведь дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. С другой стороны,они отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, нарушение координации и слабости движений, двигательной расторможенности.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере: появлению повышенной раздражительности, возбудимости, замкнутости, депрессивных состояний, негативизма, заторможенности, апатичности, психической истощаемости пр.

В своих наблюдениях мы все больше убеждаемся, что степень болезненной фиксации насвоем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива. В конечном итоге вся эта совокупность отношений и обуславливает его поступки и поведение. Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх.

По наблюдениям логопедов, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняютвключениев коллективную игру. Например, у заикающихся детей мы наблюдаем робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией некритичностью к своему поведению.

Все игры, используемые логопедом в работе, можно условно разделить на 4 группы.

Нравится статья? Расскажи друзьям!

I . Подготовительные игры, предназначенные для подготовки органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения, т.е. игры на развитие дыхания и голоса.

На первом месте стоят игры по развитию слуха. Слух бывает биологический или речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба.

Очень полезны на данном этапе игры «драматизация». Когда детям предлагается исполнить роли различных персонажей сказки («Три медведя», «Машенька и медведь», «Теремок»). Ребенок должен изобразить героя, меняя голосовую окраску речи, так чтобы его поняли остальные участники игры. Хороший результат дают игры «Угадай голос…..». быть голоса животных, а так же голоса детей, принимающих участие в игре. Можно угадывать, какой из предметов издает данный звук (стеклянный, железный, деревянный и т.д.). Используя различные музыкальные инструменты, можно организовать подвижные игры, когда при изменении темпа звучания инструмента меняется темп движения.

II. Игры для формирования правильного звукопроизношения проводятся зачастую с детьми, когда механическая постановка звука по каким - то причинам затруднена (у ребенка возникает рвотный рефлекс при проникновении в ротовую полость, или просто неприятие проникновения). Данный вид игры построен на методе подражания. Здесь ребенку предлагается «путешествие» в мир, где много разных звуков. Заканчивается это путешествие только тогда, когда ребенок повторит все эти звуки. Пример такой игры приводится ниже.

«В небе летают комары, они пищат: «З-з-з-з» (папа Комар), «Зь-зь-зь-зь» (Комар сынок). Мимо проехала машина, ее шины прошуршали: «Ш-ш-ш-ш». Так же шипит змея под кустом. А майский жук жужжит: «Ж-ж-ж» и дарит детям шарики. Шарики сдулись и засвистели: «С-с-с-с» (большой), «Сь-сь-сь-сь» (маленький). Шарики необходимо надуть насосом, который тоже издает данный звук».

Такие «путешествия» дают огромный простор для фантазии логопеда. Да, постановка звуков при данном виде работы затягивается на более длительный срок, нежели при механической постановке, но ведь нам важнее результат. Некоторые дети настолько не приемлют механическую постановку, что у них надолго закрепляется страх перед логопедом и затруднения при работе над развитием речи.

III . Игры по дифференциации и автоматизации поставленных звуков. В настоящее время многие специалисты, работающие в специальных детских садах, школах и стационарах, сочетают общеобразовательные занятия с коррекционными. Изучая какую-либо тему, они подбирают текст с учетом одновременного закрепления правильного звука в речи ребенка, а на прогулках включают игры-хороводы. В хороводах дети, вместе повторяя слова игры, должны одновременно с правильным произношением соблюдать ритм и темп движения, задействовав одновременно органы артикуляции и крупную моторику.Примерами таких игр является сюжетно-ролевая игра «Автобус», которая моделирует езду в автобусе.

Посредине комнаты в длину выстраивают несколько стульчиков. Между ними проход для кондуктора. Дети садятся лицом вперед по ходу автобуса. Впереди водитель. Кондуктор продает билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет. Вся игра соответственно оформляется и заранее подготавливается. В зависимости от логопедических целей для автоматизации разных звуков в словах и фразах подбирают названия остановок: «Грибное», «Рынок», «Лодочная станция», «Луг», «Зоопарк», «Центр» и т. д.

Пассажиры едут каждый до своей остановки. В дороге кондуктор интересуется, с какой целью каждый из них едет. (Водитель негромко имитирует звук мотора - ррр). На обратном пути пассажиры вновь занимают свои места. Возвращаются. Происходит обмен впечатлениями. Помимо логопедических задач решаются попутно задачи интеллектуального и нравственного воспитания, а также развитие представлений о простейших явлениях природы и о нормах и правилах поведения в общественных местах.

В заключение отметим, что игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

Огромных положительных результатов можно добиться при тесной связи логопеда и музыкального руководителя. При правильной подборке речевого материала, наложенного на музыку с добавлением движения у ребенка, на фоне эмоционального подъема, включаются все механизмы, развивающие у него высшие психические функции.

Поскольку в практике, как правило, мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным.

IV . Игры как помощник социализации ребенка в обществе.

Зачастую успешность ребенка зависит от того, насколько грамотно педагог построит общение логопата со сверстниками. Диме Д. 4,5 года. Он недавно был прооперирован (расщелина губы и неба «волчья пасть»). Работа логопеда только началась (стали появляться первые слоги), а он ходит в обычный детский садик. Но группа, которую он посещает – один большой «монолит», где все за одного и один за всех. Воспитатель смогла организовать «своеобразную» игру. Поначалу дети шли к ней за объяснением, чего хочет Дима, а затем им самим стало интересно угадывать, что он говорит. Педагог всячески поощряла положительный результат, так что к концу года ребенок приобрел авторитет среди детей, а в речь его стала фразовой. И как плачевно могли бы развиться события, если бы педагог упустила момент «принятия ребенка в коллектив». Ведь дети могли организовать совсем другую игру, где Дима стал бы посмешищем. Именно такие случаи помогают понять важность нашей профессии, и огромную ответственность, которую на нас возлагают родители, доверяя нам детей.

Гера С. (тяжелая форма дизартрии). После каждого удачного занятия логопед дарит мальчику наклейку, как приз за хорошую работу. Ребенку тяжело даются занятия, он устает. В один из дней в кабинет педагога заглядывает папа мальчика и смущенно просит рассказать, в каком магазине та покупает наклейки. Логопед видит за спиной родителя Геру и «включается в игру». «А вы знаете?, - говорит она – что это не простые наклейки? Их выдают только логопедам для поощрения детей? И у меня уже спрашивали, как Гера занимается и нужны ли еще наклейки». Папа делает «широкие глаза» и не понимает что происходит. Подмигивания педагога не производят на него никакого впечатления, он озадачен. Дома «игру» не поддерживают, и у ребенка скоро пропадает интерес к занятиям. А чего бы стоило родителям поддержать педагога? Ведь какими хорошими бы мы не были, для ребенка самым главным авторитетом остается родитель. И вот тут очень важно организовать тесную связь «педагог-ребенок-родитель», если выпадает одно из звеньев цепи, работа не даст желаемого результата.

И приведу другой пример. У Маши К. (5лет) к началу занятий отсутствует тринадцать звуков. Мама конспектирует каждое занятие. С интересом включается в действие игры. Рассказывает, какие игры они придумывают дома вместе с папой. К концу учебного года у ребенка встали и автоматизировались десять звуков и три остались на стадии автоматизации в речи. Но в данном случае работа будет завершена успешно, поскольку родитель и ребенок заинтересованы в положительном результате, а от логопеда требуется лишь показать им, «какой дорогой идти».

Обучение для ее ребенка - лишь игра, правила которой соблюдаются лишь на занятиях. И если правила ее не перенести в каждодневную жизнь, результата не будет. Вот и получается, что, не научившись играть, нельзя научить «маленького человека» тому, что умеешь сам. Наверное, можно бросить все на «самотек». «С нами то никто не играл, и ничего, выросли!» Но мы забываем, что нам было позволено «пропадать» на улице в компании соседских детей по несколько часов, где первоклассница Света играла с нами в школу и учила нас «читать». Где взрослые ребята смеялись, если мы говорили что – то неправильно, по-детски. А дома, почти у всех были бабушки и дедушки, которые в силу возраста говорили сами с собой, давая нам пример правильного произношения. Современные дети обделены этим. Бабушки и дедушки вынуждены работать, чтобы помочь детям, да и живут отдельно. Родители постоянно на работе, а вечерами, забирая ребенка из детского сада, развлекают его просмотром мультфильмов по телевизору, и «в лучшем случае» прочтением сказки перед сном. Во дворе одного оставить опасно, а дома скопилось столько дел. Вот и общаются наши дети с «телевизором». А если вспомнить, какой процент детей сейчас рождается с патологией в развитии, то совсем грустно становится.

Я не призываю всех бросить работу, съехаться с родителями и оставлять детей одних во дворе – время не то. Но давайте любить и уважать «маленьких людей» общаясь с ними на их языке по средствам игры, постепенно вводя их во взрослую жизнь!

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.:Лабиринт, 1996

2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.- М., 1992

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - Спб., 2001

4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - , 1983

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей отводится одно из первых мест. В связи с этим педагогам рекомендуется тщательно отбирать игры по их содержанию, уметь правильно руководить ими (даже в случаях самостоятельной игры ребенка), учитывать в них взаимоотношения детей, использовать игры как эффективную форму организации детской жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в логопедической работе с детьми.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей отводится одно из первых мест. В связи с этим педагогам рекомендуется тщательно отбирать игры по их содержанию, уметь правильно руководить ими (даже в случаях самостоятельной игры ребенка), учитывать в них взаимоотношения детей, использовать игры как эффективную форму организации детской жизни.

Как же используются игры в логопедической работе?

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов воспитателя в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа воспитателя в коррекционной группе нуждается в использовании игровых приемов в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Ведь дети логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются нередко от своих сверстников. Это наличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Со стороны умственного развития в тяжелых случаях мы наблюдаем иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед воспитателем в его работе с дошкольниками.

1.Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Последовательность коррекционной работы - главный принцип, которого необходимо придерживаться при подборе игр для логопедической работы с детьми.

1.Подготовительные игры.

Предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. На первом месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности:

Сначала для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам: «Где позвонили?», «Скажи, что слышишь», «Тихо - громко!», «Кто что услышит?», «Жмурки с колокольчиком»;

Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего: «Угадай, чей голосок?», «Улавливай шепот», «Кто внимательный?», «Лягушка ».

После этого переходят к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова: «Где звук», «Кто больше?», «Кто больше слов придумает?», «Телеграф», «Отстукивание слогов», «Слова-перевертыши».

К подготовительным относятся игры на развитие дыхания и голоса: «Узнай цветок», «Чей пароход лучше гудит», «Успокой куклу», «Эхо», «Вьюга», так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений. Для автоматизации и дифференциации шипящих звуков используются такие игры как: «Тишина», «Лес шумит», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Жуки», «Колечко». Для автоматизации и дифференциации свистящих звуков используются такие игры как: «Насос», «Сова», «Коза рогатая», «Не ошибись». Для дифференциации шипящих и свистящих звуков используются такие игры как: «Свистит- шипит», «Пчелы и комары», «Мяч». Для дифференциации звуков р,р, л,л используются такие игры как:»Лошадка», «Самолеты», «Знаешь ли ты эти слова».

Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребенок должен узнавать и понимать те слова, которые он слышит, уметь подбирать слова для высказываний и правильно их употреблять. Для формирования понятия «слово» проводятся игры: «Сколько слов», «Кто это? Что это?», «Рассмотри картинки», «Кто что делает».

Выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать предмет педагог одновременно стимулирует, активизирует употребление слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных: «Что такого же цвета», «Овощи», «Угадай, что это»; глаголов: «Поймай - скажи», «Что мы делаем», «Кто интереснее придумает»; числительных: «Один - много», «Считай дальше», «Прятки».

Работа по формированию словаря открывает ребенку возможность для развития фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказываний об этом предмете. При помощи стимулирующих вопросов («А какой это предмет?», «А что он может делать?», «А как он это делает?»), можно построить достаточно развернутое высказывание. В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно.

Логопедическая работа по развитию речи требует внимания и к формированию грамматического строя речи. В этой работе важно обратить внимание, как на связи слов, так и на участие в выражении этих связей служебных, в том числе и предлогов. В работе используются такие игры как: «Маленькое слово», «Что где растет», Какое слово пропущено», «Прятки».

Работа над предложением начинается со знакомства с понятием «предложение». Предложение имеет линейную протяженность. В играх и упражнениях это подчеркивается и становится наглядным при выкладывании схемы из полосок бумаги. Закрепляются понятия: начало, конец, первое слово, последнее слово. В играх делается акцент на составление предложений и определение количества слов: «Как слова дружат», «Какое слово по порядку», «Предложения по картинкам».

Работа над предложением должна предусматривать два направления:

Работу по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания. Эта работа предусматривает использование таких игр как: «Магазин», «Кто что любит», «День рождения», «Чей хвост». В ходе этих игр повторяются и закрепляются обобщающие понятия и пополняется активный словарь детей.

Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание. Эта работа предусматривает использование таких игр как: «Составь предложение», «Закончи предложение», «Магазин», «Кто у кого».

Особенно важно обращать внимание на работу с диалогами, пересказом, составлением рассказов. Задавая образец, следует побуждать детей к поискам разных способов передачи сообщения на одну, и ту же тему, шире практиковать игры типа: «Продолжи рассказ», «Составь рассказ по началу», «Составь рассказ по началу и концу.

При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться такими рекомендациями:

Игры не должны, быть длительными по времени(5-10-15 минут);

Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом;

Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка. Поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

Игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха);

В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом использовать и двигательную активность;

В игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;

В процессе игры педагог принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

В каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным. При этом логопеды, воспитатели, руководствуясь логопедической целью, должны всегда иметь в виду воспитательные и образовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильное отношение ребенка к коллективу и к своему месту в нем.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 комбинированного вида»

Виды игр и их значение

в воспитании детей с речевой патологией.

Выступление на методическом объединении

воспитателей коррекционных групп

Подготовила: Масина М.В.

Рузаевка 2010г.

Литература

  1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Послушный ветерок: Дидактический материал по логопедии. - М., 1999.
  1. Мусова И. Логопедические чистоговорки.- М.: Тандем, 1999.
  1. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: Владос, 1994.
  1. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления

детей.- М.,1994.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2004.

Игра в работе логопеда

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе игра должна быть интересной, доступной.

В своих работах Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Такое же значение игре придавал и А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных».

Как же используются игры в логопедической работе?

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости и прочее.

Особенности поведения таких детей отмечаются и в играх. По наблюдениям Г.В.Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

Своеобразно поведение в игре у детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развернутого характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.

Характеристика логопедических игр

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами. Попытки создать специфические логопедические игры иногда выливаются в удачные формы, но нередко они надуманы и неинтересны для детей.

Термин «логопедические игры» весьма неудачен, ибо таких игр в номенклатуре дошкольной педагогики не значится. Есть игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры драматизации и др. номенклатура игр состоит в зависимости от формы их проведения, а не от задач, которые они ставят. Поэтому правильнее говорить об использовании общеизвестных игр, в логопедической работе с детьми.

Практический материал игр разделен на три части:

1. Подготовительные игры и упражнения.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения.

3. Потешки,чистоговорки, считалки.

Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.

1. Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический или речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба.

Есть игры на активизацию артикуляционной моторики, но, к сожалению, таких игр оказалось очень мало.

К подготовительным условно можно отнести игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Имеющиеся в этом разделе игры на звукоподражание могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений.

В целом здесь подобраны игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности.

3. Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на теже звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.

Их можно давать отдельно от игр как самостоятельно, так и в игровой форме.

Рекомендованные игры могут быть использованы как для формирования правильной речи у детей. Как для детей с недостатками звукопроизношения (физиологические несовершенства, функциональные дислалии), так и для детей-ринолаликов и дизартриков в первую очередь могут быть рекомендованы игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и соответственно дефекту игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация). Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.

Игры, опубликованные в книгах М,Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», О.Голецыовой и др.»Игры в детском саду», М.Г.Геринг, Н.А.Герман «Воспитание у дошкольников правильной речи», выпущенных издательством «Просвещение» и другими издательствами. Большинство игр перерабатывается составителями. В содержании некоторых игр составители изменили методику с целью использования их в логопедической работе.

Игровые приемы в логопедической работе

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов. Страдает связная речь, а также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной. Как следствие дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры и игровых приемов, по-моему, мнению, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны – более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям. Из опыта работы могу утверждать, что игра должна быть внешне привлекательной и эстетичной. Количество пособий лучше изготавливать по числу детей в занимающейся подгруппе.

Например: игра «Домики» - индивидуальные карточки для определения места звука в слове; игра «Собери бусы» - для развития мелкой моторики пальцев рук, игра «Чашечки» - пособие для работы над воздушной струей.

В своей работе хочу остановиться на некоторых логопедических играх, которые наиболее часто использую в своей работе, как наиболее эффективные, на этапе развития фонематического восприятия, обучениям навыкам звукового анализа и синтеза, автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшей и подготовительной к школе группах.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. хорошо представляя те трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, строю все обучение на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.

Словесные игры они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить многие звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но по- прежнему необходимо уделять серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, учить их различать звуки на слух и правильно произносить их (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р). С этой целью проводится на каждом занятии артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков звукопроизношения. Не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с-ц, с-ш, ;ш-ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель данных игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з=ж, ц-ч, с-щ, л-р), правильно выделять во фразах нужные слова. Например, игры:

«Кто лучше слушает?»

Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу и дает задание: «Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь только тогда, когда услышит слова со звуком Ш. Какой звук? А, Катя будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук Ж». Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов.

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикулярного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух произношении звуки, близкие по звучанию или произнесению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний.

«Какой звук есть во всех словах?

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук Ш. затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – Ж; чайник , ключ, очки –Ч; щетка, ящик, щавель – Щ; коса, усы, нос – С; селедка, Сима, лось – СЬ; коза, замок, зуб – З; зима, зеркало вазелин -ЗЬ; цветок, яйцо, курица –Ц; лодка, стул, лампа –Л; липа, лес, соль – ЛЬ; рыба, ковер, крыло – Р; рис, крепость, букварь – РЬ.

Логопед следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Игры с использованием наглядности

При изучении звуков необходимо давать их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абсолютные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть

Отдельно хотелось бы остановиться на играх для развития мелкой моторики рук. Уникальность этих игр, на наш взгляд, состоит в том, что в них обычные бытовые предметы превращаются в увлекательные и полезные игрушки. Для детей это одновременно и процесс обучения, и возможность соприкоснуться с чудесными превращениями знакомых вещей: бутылочные пробки – «лыжи»- могут мчаться по «снежной» дорожке, в пельменнице живут непоседливые пчелы, звери в зоопарке спрятались по клеткам – решеткам для раковины. Действия, выполняемые ребенком в игре, сопровождаются четверостишиями или короткими стихотворениями. В результате игра становится более эмоциональной. А для родителей эти игры – просто клад. Во-первых, для них не нужен сложный инвентарь: все есть под рукой. Во-вторых, родителям не надо серьезно готовиться и тратить драгоценное свободное время не на игру, а на подготовку к ней. В-третьих, для этих игр не нужны большие помещения – вы разместитесь даже на кухонном столе.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки т т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. В своей работе активно использую дидактическое пособие «Барыня-сударыня». (показ)

Дети очень любят путешествовать. Поэтому путешествуем мы с ними часто: в страну звуков, букв, слогов, в страну добрых слов. Выбираем, на чем можно путешествовать. Хочешь плыть на пароходе? Тогда нарисуй, и появится пароход, заштрихуй его. Что возьмем с собой в дорогу? Нарисуй, отбери картинки, найди в них одинаковые звуки, буквы, загрузи их по машинам: в красную – гласные, в синюю – согласные.

Широко использую на занятии игровые физкультминутки. Наибольшая эффективность от них достигается лишь тогда, когда форма и содержание разнообразны: оздоровительно-гигиенические, ритмические, подражательные, двигательно-речевые, элементы психогимнастики. Самые популярные игровые физкультминутки у нас это двигательно-речевые. Дети вместе читают веселые стихи, рифмовки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

В человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы не использовалась речь. Речь нужна везде. Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов. Друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильно, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не учувствует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отделяется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Желание ребенка учувствовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

В своей работе я придерживаюсь правила: не проходить программу, а добиваться ее усвоения. Поэтому занятиям придаю легкий, занимательный характер, доступный восприятию дошкольников. Избегаю низких оценок в адрес детей и всегда помню о том, что ребенок должен испытывать психологическую защищенность.

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.

Выставка игр, используемых в работе логопеда

Источники

    Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – Спб.: КАРО, 2008. – 96с.

    Головнёва Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. 365 проверочных упражнений и заданий для подготовки к школе. – СПб.,2000.

    Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста: Выпуск 1 / Сост. О.В. Епифанова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.

    Флёрова Ж.М. Логопедия. Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростовн/Д: Феникс, 2001. – 320с.

    Интернет-ресурс: http://logoped18.ru

Работе с дошкольниками.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Учитель-логопед
ГБОУ д/с № 000 . Москва

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Если не исправить своевременно многие речевые аномалии, они могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе и повлиять на развитие личности в целом.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно неправильно произносят отдельные звуки. Нередко недостающие звуки у маленьких детей, например, можно получить путем упражнений в целостной, связной речи, при подчеркнутом произнесении дефектного звука воспитателем или родителями, без специальных упражнений.


Уже с самого раннего возраста в развитии речи выступает на первый план активное подражание речи взрослых, что является могучим фактором развития речи. Прежде всего, необходима правильная, отчетливая, плавная речь окружающих. Хотя у ребенка на первых порах вследствие общей мышечной слабости, а следовательно, и слабости органов речи, помимо неразвитости координационных аппаратов психики, звукопроизношение неотчетливое (лепечущее), все же ни в коем случае нельзя окружающим говорить с ним таким же лепетным языком. Постоянная правильная речь окружающих в конце концов вызовет такую же правильную речь у ребенка – у одного раньше, у другого позже.

Расстройства речи чрезвычайно разнообразны, и вместе с тем каждое из них представляет собой проблему физического состояния организма, психического развития и зрелости личности, характера и темперамента, социальных взаимоотношений , т. е. связанность со всем организмом. Выяснение характера речевых расстройств и их причин составляет первую ступень логопедической работы. В какой степени динамичны речевые расстройства, в такой же степени динамичны должны быть и логопедические методы.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов: от анатомического строения артикуляционного аппарата, от умения ребенка ощущать движения органов артикуляции, от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют и искажают звуки.

В раннем периоде развития речи нельзя заставлять чрезмерно повторять одно и тоже: утомляется нервная система, исчезают внимание и интерес, и ребенок временно перестает отвечать; иногда частые требования говорить приводят его к полному отказу от речи на продолжительное время - к речевому негативизму. Поэтому звукопроизношение ребенка всегда должно быть связанно с определенным доступным и интересным содержанием, лучше всего в игровой форме.

Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе , при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. Игра может проводится как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс овладения речью будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

В данной работе приводятся примерные игры, используемые в логопедической работе с детьми.

Подготовительные игры и упражнения.

1. Гимнастика общих движений тела.

«Движение – это жизнь».

Активные движения не только укрепляют двигательный аппарат: оно способствует нервно-психическому развитию ребенка . Игры помогают воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли, развитию положительных чувств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.


При подборе игр необходимо учитывать возраст детей, их физическое состояние. Содержание игр, условия и правила, а также все движения должны соответствовать возрасту.

На логопедических занятиях проводятся физминутки, гимнастика общих движений тела. Особенно полезны подвижные игры, по возможности, с речью. Под ритмическую команду голосом, музыкой производится гимнастика всего тела и его конечностей.

ФИЗМИНУТКИ

1. Все захлопали в ладошки, дружно, веселее.

Ножки, ножки застучали, громче и быстрее.

По коленочкам ударим, тише, тише, тише.

Ручки вверх мы поднимаем, выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, снова опустились,

Покружились, покружились и остановились.

2. Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться, друг за друга не держаться.

3. Сначала буду маленький, к коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большой, до лампы дотянусь.

Дети выполняют движения вместе с логопедом.

2. Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Исследованиями установлено, что становление речи тесно связанно с развитием мелкой моторики пальцев руки. Развитию мелкой моторики способствуют индивидуально проводимые игры и упражнения по нанизыванию колец пирамидки, выкладыванию мозаики, палочек. При этом важно учить детей правильно захватывать предметы тремя пальцами (большим, указательным и средним).

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Пальцы руки – второй орган речи. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроиизношение.

ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ

1. Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться.

Пальчик к пальчику прижмем,

Снова в кулачки сожмем.

Разгибаем, загибаем,

Снова в кулачки сжимаем.

2. Этот пальчик мой танцует.

Этот вот кружок рисует

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,

Тот улегся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются собственно первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни ребенка. Этим намечается путь искусственного воспитания нормальных движений звукопроизносительного аппарата в случае расстройств.

На логопедическом обследовании у многих детей обнаруживаются нарушения в строении и подвижности органов артикуляционного аппарата. Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата - если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке - исправит хирург-стоматолог , а затем с помощью специальных упражнений логопед поможет « растянуть» её. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу-ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит чёткость произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика не только улучшает двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекает в работу компенсирующие мозговые системы. Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Подготовка артикуляционного аппарата предполагает проведение дыхательных упражнений. Детей следует учить длительному выдоху, контролируя его силу и длительность. Для этого их просят поддувать подвешенные полоски папиросной бумаги, ватные шарики, мелкие плавающие игрушки в тазу с водой и т. д.

Например; машина долго гудит: би-и-и; резко: би-би; девочка тихо укачивает куклу: а-а-а и т. д.

Гимнастика органов речи сначала проводится по подражанию совместно с логопедом, «сопряженно») и как повторение за ним («отраженно») перед зеркалом.

По овладению движением оно проводится по словесному заданию логопеда, сначала перед зеркалом, а потом без зеркала.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на подготовительные упражнения и основные - те, которые нужны для постановки определенного звука.

Подготовительные артикуляционные упражнения бывают статистические и динамические.

1.Статистические: «ЛОПАТОЧКА». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.

«ТРУБОЧКА». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в замедленном темпе 10-15 раз.

2. Динамические: «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-12 раз.

«ЧАСИКИ». Высунуть узкий язык, двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе. Повторить 10-15 раз.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

1.Игры и упражнения на развитие фонема тического слуха.

В понятие «звуковая культура речи » входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки точного, тонко дифференцированного произношения звукосочетаний, одновременно у них развивают фонематическое восприятие. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения, невозможно их правильное произношение. При нарушении фонематического слуха прежде всего следует начинать работу по его развитию.

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. В начале детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове (игра «Определи первый звук»), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочки слов»). Далее дети определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Затем дети упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации более сложных звуков (игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»).

При формировании фонематического слуха следует развивать у ребенка представления о звуковом составе слова, умение различать в речевом потоке отдельные слова, слышать звуки в слове и выделять их, составлять слоги, слова и предложения. Развитие фонематического восприятия производится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях.

А) Начинается работа на материале неречевых звуков.

ИГРА «ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

ЦЕЛЬ. Определение звука и накопление словаря.

ОБОРУДОВАНИЕ. Звоночек, колокольчик, дудочка, др. и картинки с их изображением.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой – нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили, показать направление рукой и взять картинку с изображением инструмента.

ИГРА « ТИХО – ГРОМКО».

ЦЕЛЬ. Развитие координации движений и чувства ритма.

ОБОРУДОВАНИЕ. Бубен, тамбурин и др.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий полным шагом, под более громкий бегут.

Б) Постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми.

ИГРА «УГАДАЙ, КТО ЭТО».

ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети стоят по кругу, каждый держит игрушку какого – нибудь животного. Водящий с завязанными глазами должен дотронуться до ребенка, а тот издает звуки, соответствующие его игрушке (мяу, гав, му и др.). Водящий угадывает товарища.

В) Одновременно с постановкой какого – либо звука, используются игры на различение и выделение этого звука (на слух) в ряду звуков, в слогах, словах.

ИГРА «ПОДНИМИ ФЛАЖОК»

ЦЕЛЬ. Выделение на слух звука «Р» в ряду звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ. Флажки и др.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед называет ряд звуков: м, н, р, п. Дети поднимают флажок только на звук «р».

Г) Можно использовать игры и упражнения, направленные на устный анализ слов. Например: детям предлагается определить место звука «т» в слове «КОТЫ», сколько слогов в слове, назвать первый слог, второй слог, назвать звуки первого слога, второго, найти, в каком слоге находиться звук «т».

2.Специальные артикуляционные упражнения, используемые при постановке звуков.

Параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится специальная артикуляционная гимнастика. Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений арктикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнять следует только нарушенные движения и только те, которые нужны для постановки определенного звука. В области преодоления дефектов речи коррекция артикуляций является ведущей работой.

ИГРА «ЛОШАДКА».

ЦЕЛЬ. Активизация кончика языка при постановке звука «Р».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети щелкают кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо не поворачивая его. Щелкать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

3. Формирование звуков. Автоматизация и дифференциация.

Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков логопед использует обычную последовательность закрепления звуков во всевозможных сочетаниях: в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах. Наиболее часто используются различные ПОДВИЖНЫЕ и ДИДАКТИЧЕСКИЕ игры.

ИГРА «ПИЛЬЩИКИ».

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука «З».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест – накрест руки и воспроизводят под счет логопеда движение пилы по бревну, произнося длительно звук «З». Логопед напоминает детям как нужно правильно держать язычок при произнесении этого звука.

ИГРА «НАЗОВИ КАРТИНКУ».

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука «З» в словах и предложениях.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки на звук «З».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят за столами. На столе у логопеда лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Логопед вызывает одного ребенка и просит взять верхнюю картинку, показать детям и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого такая же картинка встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке зайка». Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки).

ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ».

ЦЕЛЬ. Дифференциация звуков « С - З».

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки на звуки «С-З». Картинки «Свисток» и «Звонок» каждому ребенку.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Дети берут их в руки. Логопед показывает детям и называет картинки, в названии которых есть звуки «С» или «З». Если в слове есть звук «С», то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с…, а если звук «З», то – со звонком и говорят з-з-з…

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЕННОЙ РЕЧИ .

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения.

Формирование разных сторон грамматического строя (синтаксиса, морфологии , словообразования) языка дошкольника имеет свою специфику и проходит поэтапно.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

У детей с недоразвитием речи нередко наблюдается отставание в формировании грамматического строя языка. Основная задача коррекционного обучения применительно к данному разделу сводится к тому, чтобы учить детей правильно строить простые предложения, наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях, правильно строить сложные предложения. Особое внимание следует уделять изменению падежных форм единственного и множественного числа существительных в зависимости от вопроса или предлога, изменению грамматичеcких форм лица и числа глаголов, правильному согласованию прилагательных с существительными, числительных с существительными и т. д.

ИГРА «В ОВОЩНОМ МАГАЗИНЕ».

ЦЕЛЬ. Тренировать детей в правильном практическом употреблении сочетания числительных с существительными.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки с нарисованным на них овощами в разных количествах.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. На столе разложены картинки с нарисованными на них овощами (одна морковка, пять морковок, четыре огурца и т. д.). Дети по одному подходят к столу, берут любую картинку и говорят: «Я купил одну морковку», «Я купил четыре огурца». Игра продолжается до тех пор, пока не разберут все картинки.

ИГРА «ГДЕ ИГРУШКИ».

ЦЕЛЬ. Тренировать детей в правильном употреблении падежных форм существительных с предлогами.

ОБОРУДОВАНИЕ. Игрушки (кукла, машинка, кубик и т. д.).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Игрушки находятся в разных местах комнаты. Дети сидят на стульях. Логопед предлагает составить предложения о том, где находятся игрушки. «На столе кукла. Около шкафа кубик. Под столом машина.»

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ .

Продолжая работу над речевым развитием логопед, опираясь на знания детей об окружающем мире и уже знакомый им словарь, ставит перед собой следующие задачи: а) расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значения слов и некоторым способам словообразования; б) активизировать имеющийся у детей словарь. С этой целью на занятиях детям предлагаются различные игры и упражнения, развивающие умение подмечать общие и различные морфологические элементы слов, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом.

ИГРА « ПОМОГИ ДЕТЕНЫШАМ НАЙТИ СВОЮ МАМУ».

ЦЕЛЬ. Расширение активного и пассивного словаря по теме «Животные».

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки, изображающие домашних животных и их детенышей.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед делит детей на две группы, раздает одной группе картинки с изображением взрослых животных, другой – их детенышей. Логопед говорит: «На лужайке гуляли детеныши и потерялись, найдите своих мам. Потерялся теленок. Кто его мама?» и т. д.

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

ЦЕЛЬ. Тренировать детей в образовании слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки с изображением различных животных и предметов.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям раздают картинки. Каждый должен назвать, что изображено на картинке и как назвать это ласково. «Скамейка – скамеечка, кошка – кошечка, цветок – цветочек».

Планируя работу с детьми, логопед должен продумать и определить место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приемами обучения и воспитания детей. В игровой форме процесс развития речи протекает быстрее и активнее, так как игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребенок преодолевает трудности легко, не замечая, что его учат.

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Эти игры и задания могут предварять занятия, включаться в середину занятия, носить характер физминуток, а также могут носить и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для проведения игр, оно должно быть ярким, красочным. В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры. Логопед дает воспитателю задание, какие игры нужно провести с различной категорией детей.

Игры используются для формирования правильной речи у детей и коррекции различных ее несовершенств. Для детей с недостатками звукопроизношения (физиологические несовершенства, функциональные дислалии) и для детей ринолаликов и дизартриков рекомендуются игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация).Этой категории детей будут полезны игры на развитие дыхания и голоса. Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.

В логопедической работе с заикающимися детьми широко используются игры. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

Логопеды должны всегда иметь в виду воспитательные и образовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильного отношения ребенка к коллективу и к своему месту в нем.

Литература.

1. «Речь и речевое общение детей»

Москва. « Мозаика-Синтез» 1999 г.

2. «Словесные игры в детском саду»

«Просвещение» Москва 1974г.

3., «Устранение

заикания у дошкольников в игре» «Просвещение»

Москва 1984г.

4. «Формирование речи у дошкольников»

«Просвещение» Москва 1981г.

5. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией

«Просвещение» Москва 1981г.

6. «Игры с правилами в детском саду» Сборник дидактических

и подвижных игр к «Программе воспитания в

детском саду. «Просвещение» Москва 1996г.

7. «Исправление недостатков произношения у

дошкольников» «Просвещение» Москва 1971г.

8. «Подготовка к школе детей с недостатками речи»

«Просвещение» Москва 1985г.

9.И. Лопухина «Логопедия - речь, ритм, движение» «Дельта»

Санкт-Петербург 1997г.

10., «Учите, играя» «Просвещение»

Москва 1979г.

12. «Развитие речи дошкольников на

логопедических занятиях». «Просвещение»

Москва 1991г.

13. «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»

под ред. Т.В. Волосовец «Академа»Москва 2000г.

14. , «Уроки логопедии» Екатеринбург

15. «Логопедия» «Феникс» Ростов на Дону.

16. «Логопедия» «Просвещение» Москва

Ткаченко Л.М. учитель-логопед МДОУ «Ясли-сад № 294 г. Донецка»

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвития речи.

Прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, мышления и развития речи.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяются потребности детей в движениях, которые становятся более точными и координированными. Это важно и для развития артикуляционной моторики. Поэтому использовать элементы игры в артикуляционной гимнастике особенно актуально («Сказка о веселом язычке»).

В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того что, большинство игр носит коллективных характер, они способствуют формированию у детей навыков общения, стимулируют потребность ребенка говорить правильно и красиво, чтобы его другие понимали, хотели с ним играть.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию учителем-логопедом и воспитателем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования речи и ее совершенствованию, обогащению словаря, грамматического строя и т.д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценировка какого либо сюжета, – так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями (логоритмикой). Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Сюжетно-ролевая игра

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с ОНР в силу своих особенностей требуют значительно большого участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально говорящие сверстники. Они неустойчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам птиц, голосам зверей и т. д.

В процессе игры воспитатель и учитель- логопед много разговаривают с детьми,в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Педагог всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

В сюжетно-ролевый играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия. Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. Первоначально игровая деятельность детей с ОНР носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом содержании действий: «Кукла Катя хочет спать. Куда положим куклу? Катю положим на кровать.» Учитывая, что у детей с ОНР резко снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем на сколько ребенок понимает взрослого. С этой целью учитель-логопед (или воспитатель) просит его назвать или показать игрушки, о которых идет речь в игре.

Играя с игрушкой и одновременно слушая учителя-логопеда, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой. Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах детей.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики). При ОНР ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По этому взрослому следует показать, что можно использовать карандаш вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей необходимостью переименовывать предмет, а затем сообщать об этом другим играющим. Таким образом в игре появляется сильный стимулятор развития речи самостоятельно.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры в которых участвуют все дети: «День рождения куклы», где все танцуют и поют; «Поезд», где все дети- пассажиры. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играют с ней; при чем, получит игрушку тот, кто правильно попросит у «продавца».

Развитые сюжетно ролевые игры учителю-логопеду следует использовать для актуализации имеющихся у ребенка речевых средств.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно используются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры на развития артикуляционной и мелкой моторики, развития силы выдоха и правильного речевого дыхания, игры на развития фонематического слуха.

Дидактические игры

Особое место в коррекционном процессе в группах для детей с ОНР занимают дидактические игры. Они расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них свойства и различия и т.д. Любая дидактическая игра развивает внимание в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.

В начале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различие (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов, на формирование числовых представлений, на различение неречевых звуков. В ходе дидактических игр логопед развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы, воспитывает выдержку.

Дидактические игры проводятся учителем – логопедом со всей группой, с подгруппой и индивидуально. Такие игры как «Узнай, кто говорит», «Угадай, что я делаю», «Скажи, что звучит», «Как звучит колокольчик» направлены на развитие фонематического слуха, уточнения знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях. Для детей с ОНР большое значение имеют игры на развитие мелкой моторики рук. Это всевозможные шнуровки, нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками (пальчиковые гимнастики).

Полезно обучать детей играть в лото, домино и разрезные картинки. Такие игры особенно актуально использовать для коррекции звукопроизношения. На этапе автоматизации определенного звука. А также для закрепления лексической темы. Дети с удовольствием включаются в игру, выполняют все задания учителя-логопеда. Таким образом, лучше достигаются коррекционные цели, а результат логопедической работы более оптимистичен.

Подвижные игры

В системе коррекционно-воспитательной работы в условиях МДОУ подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются координация движения. Что благотворно влияет на развитие речи детей с ОНР.

В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко.

При ОНР с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями (логоритмикой ). Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Использование на занятиях музыкального сопровождения способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение у малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении, воспитании и коррекции. На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

    уточнение артикуляции;

    развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

    расширение лексического запаса;

    развитие слухового внимания и зрительной памяти;

    совершенствования общей и мелкой моторики;

    выработка четких координированых движений во взаимосвязи с речью;

    развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материл синхронно с ним.

Игры - драматизации

Детям присуща способность перевоплощаться. Это используется в логопедической работе для коррекции речи. В играх-драматизациях шлифуется навык правильной выразительной речи.

В условиях логопедической группы инсценировки можно осуществлять по следующему плану: подготовка, подбор оборудования, распределение ролей, ход игры-драматизации.

Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для инсценировки материала. Учитель-логопед коротко пересказывает или прочитывает текст в лицах. Дети вслед за педагогом повторяют только слова действующих лиц. Затем в процессе беседы выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка.

Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенное оборудование. Это могут быть маски персонажей. С помощью взрослых дети сами делают различные детали костюмов; рисуют, раскрашивают, вырезают из картона или плотной бумаги нехитрые декорации.

Распределяя роли учитель-логопед может учитывать какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период коррекционной работы. Поскольку игра-драматизация используется для воспитания правильной речи, по ходу инсценировки учитель-логопед постоянно организовывает общение детей. Во время репетиций уместно напоминать детям, что они артисты, поэтому говорить должны четко красиво, правильно выговаривать все звуки и слова.

Литература

    Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

    Под редакцией Селеверстова В. И. Игры в логопедической работе с детьми. – К., 1985.

    3.Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984.

    Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в датском саду. – М., 2003.

Новое на сайте

>

Самое популярное