Тема: «Поздняя осень»
Цели и задачи:
Закреплять умение называть признаки поздней осени;
Развивать навыки связной речи, путем ввода в активный словарный запас прилагательных; упражнять детей в умении составлять небольшой рассказ по картине;
Продолжать формировать навык эмоциональной оценки художественного текста и прослушанной музыки;
Совершенствовать художественные умения детей:
Сохранять и укреплять физическое и психическое состояние детей;
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, здоровье.
Оборудование: Игрушка медведя, аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года», картина «Поздняя осень».
I. Вводная часть – 2 мин.
II. Основная часть -15 мин.
III. Заключительная часть - 3 мин.
Анализ занятия.
Ход НОД:
I.Орг. момент. Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес и посмотрим какие же изменения произошли в природе, а заодно проводим медвежонка, который скоро ляжет спать и проспит всю зиму. А чтобы попасть в лес нам нужно закрыть глава и покружиться.
II. Звучит музыка (П. И. Чайковский «Времена года» пьеса Ноябрь (на тройке). Ребята, слышите какая прекрасная музыка звучи в лесу? Скажите, какие чувства вы испытываете, слушая ее?
Д: Грусть, печаль, тоска.
В: А как вы думаете, почему музыка грустная, печальная?
Д: Природа грустит о том, закончилось лето и скоро придет зима.
В: скажите, какие изменения произошли в природе?
(рассматривание осени в картине)
Д: Деревья сбросили свою листву, выпал снег, небо серое, солнце перестало греть, птицы улетели в теплые края, насекомые и медведь легли в спячку.
Ребята а теперь давайте расскажем медведю про осень.(Составление рассказа по схеме Воробьевой)
Рассказывает несколько детей (Конец осени. Деревья сбросили свою листву, выпал снег, небо серое- солнце мало греет, птицы улетели в теплые края,насекомые и медведь легли в спячку)
В: Молодцы, ребята! А сейчас медвежонок предлагает нам немножко поиграть, хотите?
Игра «Листочки».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Присели на корточки)
Дунул ветер – полетели. (Побежали по кругу)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали)
Закружились, полетели. (Покружились, побежали)
И на землю снова сели. (Присели)
В: Мишка предлагает нам еще одну игру, называется она «Найди ошибку» (дети исправляют ошибки в высказываниях) .
В ноябре люди носят легкую одежду.
В ноябре распускаются цветочки и листочки.
В ноябре солнце греет сильнее.
В ноябре выпадает первый снег.
В ноябре птицы возвращаются из теплых стран.
В: А давайте сделаем Мишке подарки, чтобы ему зимой виделись только приятные сны?
Нарисуем солнышко. Посмотрите, ребята у нас на столе лежит солнышко, но чего-то не хватает. (нет лучика)
Давайте нарисуем нашим солнышке лучики.
Краской, какого цвета будем рисовать солнышко.
Дети:
Желтого
Воспитатель:
А какой формы солнышко?
(Круглое)
А на что похожи лучики?
(На палочки)
А рисовать мы будем с вами не как обычно кисточкой, а ладошками. Посмотрите, как я рисую.
Воспитатель:
В: Мишке очень понравились ваши подарки и он благодарит вас! (В корзине угощение для ребят). Давайте попрощаемся с мишкой и пожелаем ему приятных сновидений! А нам пора возвращаться в группу!
(Закрываю глаза и кружатся) .
III. Рефлексия.
В: Где мы сегодня с вами были?
Д: В осеннем лесу!
В: Какие изменения произошли в природе? (Рассматривание картины «Осень» и составление небольшого рассказа по схеме) .
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 89 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия в средней группе на тему «Осень»
Выполнила : Данилова Олеся Викторовна
Должность: воспитатель
Санкт -Петербург 2013 год
Цель: расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их: уточнить представления детей об измерениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Оборудование : картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, осенние листья.
Ход занятия:
1. Беседа по теме:
Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (осень). Сегодня мы поговорим об осени.
После, какого времени года наступает осень?
Назовите осенние месяцы.
Какая сейчас осень ранняя или поздняя?
Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?
Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
Какая погода бывает осенью, если идёт дождь — дождливая, дует ветер-ветреная, на улице холодно-холодная, пасмурно-пасмурная, сыро, солнечно, ясно?
Какие деревья растут в лесу? (дубы, берёзы, осины, клёны)
2. Игра «Исправь ошибки» (сюрпризный момент, приходит заяц, задаёт вопросы)
Осенние месяцы — февраль, июнь, март? (нет)
Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь? (да)
Осенью погода ясная, солнечная, тёплая? (да)
Когда бывает такая погода: в начале или конце осени? (в начале)
А теперь скажите, какое из двух предложений правильное: «Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии» или «Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги».
Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях?
Зайка хвалит детей и показывает письмо.
3. Дидактическая игра.
Посмотрите, что у меня есть. Это письмо. Его вчера из леса мне прислали лесные жители. Посмотрите кто? Открывает конверт и достает картинки. Назовите их (белка, ёж, медведь, и мышка).
Как готовятся к зиме осенью эти звери?
Какие запасы делают? (белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу; мышка тащит в норку колоски).
Для чего звери делают запасы на зиму?
Какого цвета осенью трава и листики? (жёлтые, красные, зелёные, коричневые, оранжевые).
Зайка хвалит детей и уходит.
4. Физкультминутка.
ЛИСТИКИ.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Присели на корточки)
Дунул ветер – полетели. (побежали по кругу)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (встали)
Закружились, полетели. (покружились, побежали)
И на землю снова сели. (присели)
5. Дидактическая игра.
Ребята я принесла вам листики
С каких деревьев сорвал их ветер? (с рябины, клёна, дуба, берёзы)
Если у дуба листья дубовые, то у клёна – какие? (у рябины, у берёзы, у тополя, у ивы, у осины).
6. Итог занятия.
О чём мы сегодня с вами говорили?
Что вы узнали об осени?
Кто приходил к нам в гости?
Во что вы сегодня играли?
Татьяна Гильязова
Конспект занятия в средней группе "Поздняя осень ". Составила и провела воспитатель Гильязова Татьяна Александровна.
Реализация содержания программы в образовательных областях :
«Познавательное развитие» , «Художественно - эстетическое» , «Речевое развитие» .
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная деятельность.
Цели деятельности воспитателя : учить называть приметы поздней осени , сравнивать лето и осень , называть отличительные черты поздней осени от «золотой» , учить правильно располагать детали аппликации; формировать умение отвечать на вопросы распространёнными предложениями; развивать связную речь детей; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы : умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при заучивании стихотворения; владеет навыками самообслуживания, интересуется продуктивной детской деятельностью (аппликация «Осенний ковёр » ); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование : музыкальное сопровождение : П. И. Чайковский, цикл «Времена года» , сюжетная картинка «Поздняя осень » , иллюстрации по теме «Золотая осень » и «Поздняя осень » .
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «ВРЕМЕНА ГОДА» . На ковре разбросаны осенние листья . Дети входят в группу и становятся на полукруг.
1. Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, давайте с вами поздороваемся !
Доброе утро
Доброе утро! – Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.
А. Кондратьев
Воспитатель читает стихотворение-загадку :
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года…зовётся (осенью ) .
Ответы детей : Осень .
Воспитатель : Давайте и мы с вами прочитаем стихи про осень .
Коля :
Осень – птица золотая ,
Полетела птичья стая,
Мы надели свитера,
Зонтик доставать пора.
Маша :
Прошла лисица под кустом
И обожгла листву хвостом.
Огонь по веточкам полез
И запылал осенний лес .
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня всё летят, летят…
Видно тоже в Африку улететь хотят.
Алиса :
Листья жёлтые танцуют,
С веток подают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад» .
Вика :
Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Под ногой они шуршат
Скоро голый будет сад.
Лиза :
За окном ветерок веселится :
То подпрыгнет, а то затаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно жёлтые мышки и кошки.
Настя :
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
Хочет прямо полетит,
Хочет в воздухе висит.
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.
Воспитатель : Молодцы! Загадку отгадали, стихи прочитали. А сейчас давайте соберём опавшие листья, положим их в корзину и сядем на стульчики.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождём и листопадом,
И птицы улетают,
И детям в садик надо.
2. Беседа по вопросам.
Как называется первый осенний месяц ?
А второй?
Сейчас уже третий месяц осени . А как он называется?
На улице тепло или холодно?
Солнце часто светит?
Дожди часто идут?
Дожди тёплые или холодные?
Трава растёт или засыхает?
Что происходит с листьями на деревьях?
Какую одежду носят люди?
3. Сравнение.
Задание :
а) Закончите предложения :
В октябре тепло, а сейчас - … (холодно) .
В октябре листья начинают падать, а сейчас - … (опали) .
В октябре птицы начали улетать, а сейчас - … (все улетели) .
В октябре солнце немного грело, а сейчас - … (не греет) .
В октябре дожди шли редко, а сейчас - … (часто) .
В октябре снега нет, а в ноябре выпадает - … (первый снег) .
б) Сравните осень с летом . Скажите наоборот :
Летом солнце яркое, а осенью - … (тусклое) .
Летом небо светлое, а осенью - … (серое) .
Летом день длинный, а осенью - … (короткий) .
Летом деревья зелёные, а осенью - … (жёлтые) .
Летом люди одеваются легко, а осенью - … (тепло) .
Летом колхозники растят урожай, а осенью -… (убирают) .
в) Найдите ошибки :
В ноябре дети носят лёгкую одежду.
В ноябре набухают почки, распускаются листья.
В ноябре солнце сильно греет.
В ноябре бывают заморозки и снег.
В ноябре птицы прилетают из тёплых краёв.
4. Физкультминутка.
Мы листочки, мы листочки,
Мы - осенние листочки .
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
б) Листопад
(Е. Авдиенко)
Тучи в небе кружатся. Дети покачиваются с ноги на ногу.
Что ни шаг, то лужица. Ходьба на месте, высоко поднимая колени.
День осенний хмурится , Руки на поясе – повороты влево-вправо,
Листопад на улице. Кружатся на месте.
По дороге стелется Легко бегут по кругу.
Жёлтая метелица.
Воспитатель : Об осени есть стихи , которые пишут поэты, есть музыкальные произведения, которые пишут композиторы, а есть картины, которые пишут художники. Посмотрите на эти картины. Подойдите к той картине, где нарисована ранняя осень . Какими красками рисовал художник эту картину? Правильно. Ранней осенью преобладают зеленые краски и немного жёлтого. А сейчас, ребята, подойдите к той картине, где художник изобразил позднюю осень . Какими красками была нарисована эта картина? Правильно. Поздней осенью преобладают серые краски.
5. Описание поздней осени .
Воспитатель : Поздней осенью становится холодно . Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели тёплую одежду.
Дети по образцу описывают осень .
Воспитатель читает стихотворение :
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льётся, лужи у крыльца.
Раздается стук в дверь. Воспитатель приносит письмо от зайца и читает : «Здравствуйте, ребята! Мне грустно, я скучаю по лесу, но особенно по сухим жёлтым листочкам. На полянке в лесу, где я раньше жил, их было так много. Они так красиво кружились в воздухе и падали на землю. Осень . Холодно, все листочки облетели, высохла трава, по небу плывут тучки, идёт дождь. А на моей полянке нет листьев и мне нигде больше не найти такой красоты. Ребята, сделайте мне, пожалуйста, ковёр из листиков».
Вот с какой просьбой обратился к нам зайчик. Давайте поможем ему и сделаем осенний ковёр из листьев .
Дети выполняют аппликацию «Осенний ковёр для зайчика »
Вот, зайчик, смотри какой замечательный ковёр сделали для тебя ребята!
Итог занятия .
Воспитатель : О чём мы сегодня с вами говорили?
Что вы узнали об осени ?
Кто приходил к нам в гости?
Во что вы сегодня играли?
А сейчас, зайчик, наши ребята будут танцевать. А называется это танец «Листик, листик листопад» . Надеемся, что тебе это танец понравится и тебе станет веселее.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-713448-1494248880.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-713448-1494248928.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-713448-1494248981.jpg)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 89 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия в средней группе на тему "Осень"
Выполнила : Данилова Олеся Викторовна
Должность: воспитатель
Санкт -Петербург 2013 год
Цель: расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их: уточнить представления детей об измерениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.Оборудование : картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, осенние листья.
Ход занятия:
1. Беседа по теме:
Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (осень). Сегодня мы поговорим об осени. - После, какого времени года наступает осень? - Назовите осенние месяцы. - Какая сейчас осень ранняя или поздняя? - Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц? - Какую одежду и обувь носят осенью? Почему? - Какая погода бывает осенью, если идёт дождь - дождливая, дует ветер-ветреная, на улице холодно-холодная, пасмурно-пасмурная, сыро, солнечно, ясно? - Какие деревья растут в лесу? (дубы, берёзы, осины, клёны)
2. Игра «Исправь ошибки» (сюрпризный момент, приходит заяц, задаёт вопросы) - Осенние месяцы - февраль, июнь, март? (нет) - Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь? (да) - Осенью погода ясная, солнечная, тёплая? (да) - Когда бывает такая погода: в начале или конце осени? (в начале) - А теперь скажите, какое из двух предложений правильное: «Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии» или «Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги». - Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях?
Зайка хвалит детей и показывает письмо.
3. Дидактическая игра.
Посмотрите, что у меня есть. Это письмо. Его вчера из леса мне прислали лесные жители. Посмотрите кто? Открывает конверт и достает картинки. Назовите их (белка, ёж, медведь, и мышка). - Как готовятся к зиме осенью эти звери? - Какие запасы делают? (белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу; мышка тащит в норку колоски). - Для чего звери делают запасы на зиму? - Какого цвета осенью трава и листики? (жёлтые, красные, зелёные, коричневые, оранжевые).
Зайка хвалит детей и уходит.
4. Физкультминутка.
ЛИСТИКИ.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Присели на корточки)
Дунул ветер – полетели. (побежали по кругу)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (встали)
Закружились, полетели. (покружились, побежали)
И на землю снова сели. (присели)
5. Дидактическая игра.
Ребята я принесла вам листики - С каких деревьев сорвал их ветер? (с рябины, клёна, дуба, берёзы) - Если у дуба листья дубовые, то у клёна – какие? (у рябины, у берёзы, у тополя, у ивы, у осины).
6. Итог занятия. - О чём мы сегодня с вами говорили? - Что вы узнали об осени? - Кто приходил к нам в гости? - Во что вы сегодня играли?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира
в средней группе на тему:
«Поздняя осень»
Воспитатель,
Богатова Ольга Николаевна
Дата проведения: 07.11.2016 г.
пгт. Алексеевское
2016
Образовательная область «Формирование целостной картины мира»
ТЕМА: ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ.
Цель: Формировать представления об изменениях в природе в ноябре.
Задачи:
Образовательные : Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; закреплять знание осенних месяцев. Учить детей обосновывать ход своих мыслей, отвечать на вопросы предложениями.
Развивающие: Развивать навыки связной речи, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать свои суждения. Развивать внимание, выдержку.
Воспитательные : В оспитывать любовь к природе и ее красоте.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Словарная работа: поздняя осень, серое небо, холодный ветер, голые деревья холодный, моросящий, проливной дождь, морозец.
Предварительная работа: Наблюдения за осенними изменениями в природе и жизни человека. Заучивание стихотворения об осени. Просмотр видеозаписи «Осень».
Материалы и оборудование: сюжетная картинка на тему «Поздняя осень».
1.Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес и посмотрим, какие же изменения произошли в природе. А чтобы попасть в лес нам нужно закрыть глава и покружиться.
2. Беседа об осени.
Звучит музыка (П. И. Чайковский «Времена года» пьеса Ноябрь (на тройке).
Воспитатель. Ребята, слышите, какая прекрасная музыка звучит в лесу? Скажите, какие чувства вы испытываете, слушая ее?
Дети . Грусть, печаль, тоска.
Воспитатель. А как вы думаете, почему музыка грустная, печальная?
Дети. Природа грустит о том, закончилось лето и скоро придет зима.
Воспитатель. Как называется первый осенний месяц?
Дети. Сентябрь.
Воспитатель. А второй?
Дети. Октябрь.
Воспитатель. Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется?
Дети. Ноябрь.
Воспитатель. Правильно, ноябрь. Скажите, какие изменения произошли в природе? Посмотрите на экран.
Рассматривание осени в картинах – слайды (Садятся на палас)
Воспитатель. На улице тепло или холодно?
Дети. На улице холодно.
Воспитатель. Солнце часто светит?
Дети. Солнце светит редко и не греет.
Воспитатель. В ноябре трава растет или засыхает?
Дети. Трава засыхает.
Воспитатель. Что происходит с листьями на деревьях?
Дети. На некоторых деревьях листьев уже нет, они опали.
Воспитатель. Какую одежду носят люди?
Дети. Люди стали одеваться теплее.
Воспитатель. Ребята, а что еще интересного вы видели на улице?
Дети. Иногда идет снег с дождем, замерзшие лужи.
Воспитатель. Ребята, правильно. На улице лежит снег, но вы как заметили, он ещё временами тает. Это осень борется с зимой. Зима хочет придти к нам раньше, но осень ещё не уступает зиме, и сейчас ещё пока осень «ноябрь».
Физминутка «Листочки».
Воспитатель. Ребята, а сейчас мы с вами превратится в осенние листочки. Возьмите по листочку в каждую руку.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Присели на корточки)
Дунул ветер – полетели. (Побежали по кругу)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали)
Закружились, полетели. (Покружились, побежали)
И на землю снова сели. (Присели)
3. Сравнение.
Воспитатель. Предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Закончи предложения».
(Встаем все в круг)
В октябре было тепло, а сейчас – … (холодно).
В октябре листья начинают падать, а сейчас – … (опали).
В октябре птицы начали улетать, а сейчас – … (все улетели).
В октябре солнце немного грело, а сейчас – … (не греет).
В октябре дожди шли редко, а сейчас – … (часто).
В октябре снега нет, а в ноябре выпадает … (первый снег).
Игра «Скажите наоборот»
Летом солнце яркое, а осенью…
Летом небо светлое, а…
Летом день длинный, а…
Летом деревья зеленые, а…
Летом люди одеваются легко, а…
Летом колхозники растят урожай, а…
Игра «Найдите ошибки»
Воспитатель. Ребята, а сейчас я вам буду говорить вам предложение, а вы должны найти ошибку.
В ноябре дети носят легкую одежду.
В ноябре набухают почки, распускаются листья.
В ноябре солнце сильно греет.
В ноябре бывают заморозки и снег.
В ноябре птицы прилетают из теплых краев.
4. Описание поздней осени.
Воспитатель. Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.
Дети по образцу описывают осень.
5. Заучивание стихотворения.
Воспитатель. Что нового вы узнали? Какие отличительные признаки лета и осени?