Домой Комнатные цветы Рождественские растения остролист. Новогодние растения разных стран. Цветок "рождественское дерево": как ухаживать за растением после цветения

Рождественские растения остролист. Новогодние растения разных стран. Цветок "рождественское дерево": как ухаживать за растением после цветения

Праздник Рождества (Christmas)

Идея сделать 25 декабря праздником Рождества появилась в 4 веке. Церковь стремилась избавиться пережитков язычества: дело в том, что примерно в это же время по традиции отмечался день рождения римского бога солнца. Поэтому отцы церкви решили учредить новый, христианский праздник в честь дня рождения Иисуса Христа, который бы заменил римский.

Рождественский венок (Christmas wreath)

Рождественский венок - типичное украшение в домах в предрождественское время в форме венка из еловых веток с четырьмя свечами, закрепляемое вертикально или устанавливаемое на стол. В первое из четырёх воскресений адвента зажигается первая свеча, на следующей неделе - вторая и т. д.
Рождественский венок был введён в рождественские традиции гамбургским лютеранским теологом Иоганном Хинрихом Вихерном, взявшим на воспитание нескольких детей из семей бедняков. В адвент дети постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до Рождества, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный девятнадцатью малыми красными и четырьмя большими белыми свечами. Каждое утро в этом венке зажигалось по одной маленькой свечке, к которым по воскресеньям добавлялась большая свеча.
В символике рождественского венка выделяется несколько значений. Изначально прибавление света в венке символизировало возрастающее ожидание рождения Христа, «света миру». К этому добавились дополнительные значения, обусловленные круглой формой, символикой венка, зеленью ели, цветом свечей и декоративных лент. Рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Круг символизирует вечную жизнь, которую дарует воскресение, зелень - цвет жизни, а свечи - свет, который осветит мир в Рождество.

Остролист (Holly)

Остролист – это еще один рождественский символ. И, конечно, здесь тоже не обошлось без друидов, которые очень уважали остролист за его способность оставаться зеленым и красивым даже зимой, когда природа лишалась большинства своих красок.

Римляне также любили это растение, считая его творением Сатурна. Во время буйного празднования Сатурналий (прообраза европейского карнавала), горожане дарили друг другу венки из остролиста и украшали ими же дома. Столетия спустя, в то время как основная часть римлян продолжала праздновать Сатурналии, ранние христиане уже тайно отмечали Рождество. Чтобы избежать преследований, они, как и все, украшали дома ветками остролиста. Когда христианство превратилось позже в доминирующую религию, остролист стал признанным символом Рождества. Согласно некоторым версиям, именно из него был сделан венец Христа, а ягоды остролиста, изначально белые, покраснели от крови Спасителя.

А еще остролист означает радость и примирение и, согласно народным поверьям, защищает от колдовства и молнии.

Рождественский Леденец (Candy Cane)

До того, как был изобретен полосатый мятный леденец в форме трости (или пастушьего посоха), родители угощали детей на Рождество леденцовыми палочками из простого белого сахара. В 17 веке его начали изгибать в форме посоха, а в 19 на белом леденце появились привычные для всех теперь красные полоски. Такой леденец объединял в себе несколько христианских символов. Форма его должна была напоминать людям о том, что Христос – это пастырь человечества, отдавший жизнь за свое стадо и, одновременно, жертвенный агнец. Кроме того, перевернутый леденец напоминает букву J , с которой начинается имя Jesus . Белизна леденца символизирует непорочное зачатие Девы Марии и безгрешную жизнь Христа, а твердость сахара говорит о его непоколебимости и стремлении служить опорой и защитой тем, кто в него верит.

Три тонкие красные полоски, по одной из версий, обозначают Святую Троицу, а одна широкая – Единого Бога. Иногда на леденце делают еще одну полоску – зеленую, которая напоминает верующим о том, что Иисус – это дар Божий (зеленый цвет символизирует дарение).

Чулок для подарков (Stocking)

В канун Рождества дети, по обычаю, вешают у камина чулок, который Санта ночью наполняет подарками. Эта традиция связана с одной из легенд о Св. Николае (прообразе Санты). Согласно этой легенде, святой подарил трем бедным бесприданницам по кошельку с золотом, тайно положив свои дары в чулки девушек, которые они повесили на ночь на каминную решетку — сушиться.

С тех пор дети оставляют у очага свои чулочки, в надежде утром найти в них что-нибудь приятное.

Олени Санта-Клауса (Santa Claus’s reindeer)

Олени Санта-Клауса - в североамериканской и в меньшей степени - в европейской германоязычной традиции группа из девяти летучих северных оленей, тянущих за собой повозку Санта-Клауса, развозящего рождественские подарки. Начиная с первой половины XX века проникают в детскую художественную литературу, в музыкальные произведения и в кино.

Новог0дняя ёлка

Новог0дняя ёлка (Рождественская ёлка) - традиционный атрибут празднования Рождества и Нового года во многих странах мира. Возник в средневековой германской традиции, а с XIX века получил популярность в России, англосаксонском мире и многих других странах. Новогодняя ёлка представляет собой хвойное дерево (ель, пихта, сосна) или искусственную его имитацию, украшенное гирляндами, специальными ёлочными игрушками и свечами или лампочками. Устанавливается на время проведения праздника в домах и на улицах.

Считается, что первая рождественская ёлка появилась в европейских домах в ХVI веке. Рассказывают, что первым принёс ёлку в свой дом сам Мартин Лютер, основатель направления в христианстве, которое называется лютеранством.

Однажды, в 1513 году, в ночь накануне Рождества, он шел домой и взглянул на высокое небо, на сияющие звёзды; он услышал едва заметный их серебряный перезвон, и ему показалось, что и ели, стоящие вокруг, тоже осыпаны яркими сверкающими звёздами. Тогда-то он и принёс домой маленькую ёлочку, украсил её свечами и сверкающими звёздочками. С тех пор рождественские и новогодние ёлки поселились в домах и стали радовать детей и взрослых.

Сначала их украшали небогато — использовали только орехи и яблоки. Но постепенно украшения становились всё более яркими. К середине прошлого века ёлка завоевала всю Европу и переселилась на американский континент. В Америку ее завезли немецкие поселенцы, а также наемники, принимавшие участие в войне за независимость.

Вифлеемская звезда (Star of Bethlehem)

Вифлеемская звезда в христианской традиции — очень важный символ. Именно она возвестила трем волхвам (в католическом варианте — королям) о рождении младенца Иисуса в Вифлееме. Неудивительно, что в каждой церкви, в каждом христианском доме на Рождество появляется изображение этой звезды у иконы, вертепа или на елке.

Санта-Клаус (Santa Claus)

Санта-Клаус- рождественский дед, североамериканский сказочный (фольклорный) персонаж, который дарит подарки детям на Рождество Христово. Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Мирликийский (Санта - «святой», Клаус - «Николай»), известный по житию своей благотворительностью (помощью бедным людям в виде тайных подарков). Первоначально именно от его имени дарились в Европе подарки детям в день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря.
Родиной Санта-Клауса считается Лапландия. Так же бытуют мнения, что родиной Санты-Клауса является Северный полюс.

Рождественские колокольчики (Christmas bells)

Рождественские колокольчики — тоже символ рождества. Этот обычай пришел из зимних языческих праздников. Когда земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы его изгнать, нужно очень громко шуметь. На святки в церквях раздается колокольный звон, но не для изгнания злых духов, таким образом люди приветствуют Христа.

Рождественский ангел (Christmas Angel)

Рождественский ангел – это настоящий символ Нового Года и Рождества. Ангелы в Рождественскую ночь возвестили о рождении Господа пастухам, пасущим неподалеку стадо. Тотчас за благовестием последовало явление ангельского хора, славившего Бога.

(Ilex aquifolia) – один из самых излюбленных и выразительных рождественских символов. В христианской символике колючие листья падуба выражают страдания, а красные ягоды – кровь, он является символом вечной жизни и возрождения. Одна из библейских легенд рассказывает, что там, где Спаситель ступал на землю, вырастали кусты падуба. На некоторых изображениях терновый венец на голове Христа заменяет колючий венок из падуба. Согласно библейским сказаниям, когда-то ягоды его были белыми, но обагренные кровью Спасителя, покраснели. Некоторые источники утверждают, что из древесины падуба был сделан крест, на котором распяли Спасителя – другие деревья отказались принимать в этом участие и раскололись при первом ударе топора, и только падуб остался тверд.

На это растение люди обратили внимание задолго до введения христианства. Жители европейского побережья Атлантики и Средиземноморья, где падуб растет в диком виде, издавна обожествляли его и наделяли мощной магической силой. Это жизнестойкое растение, способное выживать в глубокой тени лесов, где не всходят семена других растений, вступающее в пик своей декоративности осенью и переживающее зиму в вечнозеленых листьях и плодах, вооруженное колючками и ядовитыми кроваво-красными ягодами, дающее пищу и приют птицам и исцеление - людям, казалось одновременно олицетворением защиты и угрозы. Разные народы посвящали его своим самым могущественным богам, а его плодоношение связывали со сменой времен года, противоборством жизни и смерти.

До сих пор ведутся споры, откуда пошел культ падуба – от кельтов или римлян. Своим верховным божеством кельты считали дуб как олицетворение мирового древа, есть гипотеза, что слово «друиды», которым именовались кельтские жрецы, означает не что иное, как «люди дуба». Но если Король Дуб правил над прибывающей частью года до дня летнего солнцестояния, а вместе с нею - над жизнью, то после его сменял Король Остролист, т.е. падуб, который властвовал над убывающей частью года и смертью. Согласно представлениям кельтов, они с разных сторон поддерживали мост над рекой, разделяющей царства живых и мертвых. Сохранилось древнеисландское название падуба – Helver (от скандинавского слова Hel, означавшего царство мертвых). Это нашло отражение в ирландском «Сказании о Гавейне и Зеленом Рыцаре», где сэр Гавейн, вооруженный дубинкой из дуба, и бессмертный великан - Зеленый рыцарь, вооруженный суком Остролиста, заключают соглашение поочереди обезглавить друг друга в день середины зимы и середины лета. Но рыцарь-падуб жалеет короля-дуба.

В изрезанных очертаниях листьев падуба угадывали сходство с дубом, одно из названий падуба остролистного – Колючий дуб - ставило его в один ряд с главным божеством. Друиды верили в его волшебную силу, используя для усиления магических заклинаний и привлечения вещих снов. Ветки падуба сжигали в кострах в день зимнего солнцестояния Йоль и посвящали его Солнцу. В ирландской поэме «Песнь лесных деревьев» есть строки:

Падуб будет пламенеть,

Словно воск свечной…

Считали, что из падуба можно изготовить волшебную палочку, а копье с древком из падуба приносит безоговорочную победу над злом. И сегодня живо поверье, что обильный урожай ягод падуба предвещает суровую зиму.

В те времена, когда верили в эльфов, фей и гоблинов, в Англии падуб высаживали вокруг жилища, чтобы защититься от молний, нечисти, болезней, колдовства и зимней меланхолии. Английские девы вешали ветки падуба у изголовья или окружали ими постель для защиты от гоблинов. В Ирландии напротив, его старались не сажать рядом с домом, чтобы не отпугнуть добрых фей.

Колючими изгородями из падуба огораживали загоны для скота, а наименее шипастые ветки скармливали ему для предотвращения падежа. Из древесины падуба строили конюшни, полагая, что он охраняет лошадей от болезней и пожаров, а хлыст из ветки падуба дает всаднику власть над лошадью.

Использование древесины во влажных условиях британских островов диктовалось скорее целесообразностью. Стволы деревьев падуба иногда достигают 1 м и более в диаметре. Древесина очень прочная и устойчивая к гниению, мелкозернистая, красивого цвета слоновой кости с редкими зеленоватыми прожилками. Сегодня она считается слишком ценной, поэтому используется только для декоративных изделий и инкрустаций.

Ягоды падуба использовали для лечения лихорадки и других болезней, есть свидетельства, что они помогали при эпидемиях оспы в Европе. Плоды и листья падуба действительно обладают жаропонижающими и другими лечебными свойствами. Но снадобья из них опасны из-за содержащегося в них токсического вещества – илицина, всего двадцати ягод достаточно, чтобы привести к смерти взрослого человека, правда, летальных случаев описано немного. Немецкие врачеватели считали, что достаточно потереться о первый встреченный куст падуба, чтобы получить почти немедленное исцеление.

В скандинавской мифологии падуб связывали с божественным великаном Тором, властвовавшим над молниями (его называли также Громовик), и Фрейей, богиней плодородия, любви и красоты, властвовавшей над погодой и над громом. Ломаные линии листа падуба с колючками по краям навевали людям ассоциации с молнией, вместе с тем фактом, что это дерево лучше других отводит молнию в землю и само при этом почти не страдает.

Отношение кельтов к падубу, вероятно, передалось в результате войн и жителям Средиземноморья. Самое раннее упоминание о падубе здесь встречается у древнегреческого философа Теофраста. Живший двумя веками позже римский философ Плиний указывал, что падуб способен защитить от молнии, яда и темного колдовства. Римляне посвящали его богу земледелия Сатурну, украшали веточками его изображения, и приносили в дар друг другу как символ удачи и защиты от зла в дни проведения Сатурналий(17-23 декабря) с окончанием полевых работ. Ранние христиане поначалу отвергали падуб как языческий символ, но со временем он прочно вошел в христианскую культуру. Сатурналии заменило Рождество, а падуб остался, но уже не символом плодородия, а олицетворением страданий Христа.

В культурах разных стран мира, где произрастают другие представители падубов (всего насчитывается около 600 видов), отношение к ним примерно такое же. В Японии почитают падуб городчатый (Ilex crenata). Величайший из японских мифологических героев Ямато вооружен символом божественной власти - копьем, сделанным из падуба. А одна из легенд рассказывает о том, как крысы помогли буддийскому монаху Дайкоку отразить нападение дьявола, притащив ему в решающий момент схватки ветку падуба. Отсюда пошла деревенская традиция вешать веточку падуба вместе с маленьким вертелом на дверь, чтобы заставить дьявола держаться подальше. В Китае на Новый год дома аналогично украшают местным падубом китайским (Ilex schinensis).

В Северной Америке до прихода белых поселенцев американский падуб (Ilex opaca) был священным символом мужества и обороны, его сажали вокруг лагерей для защиты племени. Индейцы племен семинол и чероки готовили из листьев и побегов падуба чайного (Ilex vomitoria), «черный напиток», оказывавший рвотное, слабительное и галлюциногенное действие. Он использовался в культовом ритуале очищения ума, духа и плоти, проводившемся перед началом употребления зерновых нового урожая. В приготовлении напитка и самом ритуале участвовали только мужчины. Высокое содержание кофеина (в 6 раз больше, чем в кофе) позволяло продолжать церемонию, сопровождавшуюся танцами и курением табака, всю ночь. Обряд, зародившийся, по меньшей мере, за 1200 лет до нашей эры, просуществовал до 1830 года, когда племена были переселены из Флориды в Оклахому, где не растет этот вид падуба, и его в ритуальном напитке заменили другие травы и коренья.

Из листьев падуба парагвайского (Ilex paraguayensis), также обладающего большим содержанием кофеина, в Южной Америке готовят известный теперь всему миру тонизирующий чай мате. Происхождение этого напитка считают божественным – одни народы говорят, что научил смертных его готовить бородатый бог Pa-I-Shume, другие – что растение даровали богини Луны и облаков тому старику, что спас их от нападения ягуара, когда они посетили землю. Потребление мате считают полезным не только для тела, но и для души, позволяющим достичь божественного умиротворения. Его называют «напитком дружбы», скрепляющим семейные и дружеские отношения.

В индийских Гималаях падуб был одним из священных деревьев, опекаемым доброжелательным духом-хранителем Муниспурама. На ствол дерева наносили знаки киноварью, у подножия клали три камня, выкрашенных в красный цвет, и приносили в жертву животных нуждающиеся в исцелении. Об этом упоминается в книге П. Седира «Магические растения».

Отголоски старинных верований живы и сегодня. Английская и немецкая традиция приносить падуб на Рождество в дом связана с поверьем, что в этот день можно определить, кто будет верховодить в семье в грядущем году – муж или жена. Падуб с шипами считают мужским, а без шипов – женским. На самом деле, это растение двудомное, и женские растения легко отличить по наличию ягод. В противоположность, в Уэльсе считают, что, сорвав ветку падуба, можно навлечь скорую смерть, а наступив на ягоду – другие несчастья.

Для рождественских венков и композиций теперь используют не только падуб остролистный, но и американские листопадные виды – падуб мутовчатый (Ilex verticillata) и падуб опадающий (Ilex decidua), которые к новогодним праздникам бывают уже без листьев, но густо унизаны яркими костянками. А падуб остролистный, как и гибридные виды падуб мезерва (Ilex x meservae) и падуб алтакларенский (Ilex x altaclarensis) представлены множеством сортов – с зеленой, голубоватой, пестрой листвой, с красными, оранжевыми и желтыми ягодами.

У нас падуб остролистный не растет, но в новогоднем декоре эта зимняя ягода будет не лишней, даже если нет необходимости отгонять нечистую силу. Говорят, что мистический дух падуба способен привлечь финансовое благополучие и поправить дела в бизнесе.

Рождественские традиции и символы

Церковь стремилась избавиться пережитков язычества: дело в том, что примерно в это же время по традиции отмечался день рождения римского бога солнца.

Поэтому отцы церкви решили учредить новый, христианский праздник в честь дня рождения Иисуса Христа, который бы заменил римский.

В Америке Рождество стали отмечать не сразу: ранние колонисты-пуритане к праздникам вообще относились подозрительно, а в штате Массачусетс оно даже было под запретом.
За много лет до рождения Христа друиды использовали ветви омелы для украшения домов, празднуя наступление зимы.

Они почитали ее как священное растение и верили, что омела имеет свойство излечивать многие болезни (в том числе и бесплодие), помогает при отравлениях и защищает от злых чар.

Для англосаксов омела была одним из атрибутов Фрейи, богини любви, плодородия и красоты.

По обычаю, мужчина имел право поцеловать девушку, которая нечаянно оказывалась под веткой омелы (их обычно прикрепляли к потолку или вешали над дверным проемом).

Обычай целоваться под омелой сохранился и по сей день во многих странах, особенно во время рождественских и новогодних праздников.

Сейчас омела является одним из главных символов Рождества, хотя на первых порах церковь запрещала ее использовать для украшения жилищ, из-за связанных с этим растением языческих легенд.


Остролист – это еще один рождественский символ.

И, конечно, здесь тоже не обошлось без друидов, которые очень уважали остролист за его способность оставаться зеленым и красивым даже зимой, когда природа лишалась большинства своих красок.

Римляне также любили это растение, считая его творением Сатурна. Во время буйного празднования Сатурналий (прообраза европейского карнавала), горожане дарили друг другу венки из остролиста и украшали ими же дома.

Столетия спустя, в то время как основная часть римлян продолжала праздновать Сатурналии, ранние христиане уже тайно отмечали Рождество.

Чтобы избежать преследований, они, как и все, украшали дома ветками остролиста. Когда христианство превратилось позже в доминирующую религию, остролист стал признанным символом Рождества.

Согласно, некоторым версиям, именно, из него был сделан венец Христа, а ягоды остролиста, изначально белые, покраснели от крови Спасителя.
А еще остролист означает радость и примирение и, согласно народным поверьям, защищает от колдовства и молнии.

Пуансеттия – это очень красивое мексиканское растение, которое часто используют для украшения помещений во время рождественских праздников

Пуансеттия названа так в честь Жоеля Пуансетта, первого американского посла в Мексике, который в 1828 году привез ее в Штаты.

Благодаря форме своих листьев, это растение стало символом Вифлеемской звезды и поэтому ассоциировалось с Рождеством. Ярко-красные листья пуансеттии, окружающие ее невзрачный желтый цветок, часто принимают за лепестки.

Рождественский Леденец


До того, как был изобретен полосатый мятный леденец в форме трости (или пастушьего посоха), родители угощали детей на Рождество леденцовыми палочками из простого белого сахара.

В 17 веке его начали изгибать в форме посоха, а в 19 на белом леденце появились привычные для всех теперь красные полоски.

Такой леденец объединял в себе несколько христианских символов. Форма его должна была напоминать людям о том, что Христос – это пастырь человечества, отдавший жизнь за свое стадо и, одновременно, жертвенный агнец.

Кроме того, перевернутый леденец напоминает букву J , с которой начинается имя Jesus . Белизна леденца символизирует непорочное зачатие Девы Марии и безгрешную жизнь Христа, а твердость сахара говорит о его непоколебимости и стремлении служить опорой и защитой тем, кто в него верит.

Три тонкие красные полоски, по одной из версий, обозначают Святую Троицу, а одна широкая – Единого Бога. Иногда на леденце делают еще одну полоску – зеленую, которая напоминает верующим о том, что Иисус – это дар Божий (зеленый цвет символизирует дарение).

Чулок для подарков
В канун Рождества дети, по обычаю, вешают у камина чулок, который Санта ночью наполняет подарками.

Эта традиция связана с одной из легенд о Св. Николае (прообразе Санты). Согласно этой легенде, святой подарил трем бедным бесприданницам по кошельку с золотом, тайно положив свои дары в чулки девушек, которые они повесили на ночь на каминную решетку - сушиться.

С тех пор дети оставляют у очага свои чулочки, в надежде утром найти в них что-нибудь приятное.


Дети оставляют на камине печенье для Санты в знак благодарности за работу, которую он делает каждое Рождество.

А те, кто вел себя нехорошо, надеются таким образом его немного задобрить, чтобы тоже получить подарок.


Первая рождественская открытка появилась в 1843 году, в Англии.

Она была создана Джоном Хорсли и сэром Генри Коулом. Первая партия открыток (1 000 штук) была продана в Лондоне и представляла собой вручную раскрашенную литографию на плотном картоне.

В центре картинки была изображена празднующая семья, а под ней располагались слова ”A Merry Christmas and a Happy New Year to You."

На боковых картинках были показаны сцены благотворительности: кормление голодных и одевание бедных.

Украшать дом на Рождество живыми цветами — устоявшаяся вековая традиция. Принято покупать цветы не только в декоративных целях, но и в качестве подарка родным и близким. Связано это и с тем, что традиционная цветовая гамма Рождества включает в себя красный и зеленый цвета, и с самой символикой цветущих растений: любовью и благополучием.
В нашей статье мы расскажем о 5 рождественских растениях, которые давно стали символами светлого праздника Рождества.

Пуансеттия — рождественская звезда

Пуансеттия или по научному молочай прекраснейший — уже более двух столетий является одним из самых популярных растений на Рождество. На западе и в Европе распустившаяся пуансеттия является верным признаком наступивших Рождественских праздников и широко используется для украшения торговых центров, храмов, квартир и домов. Самым популярным принято считать сорт с сочетанием красного и зеленого цветов, которые являются традиционными для западного рождества.

Факт

Своё название пуансеттия получила в честь Джоэла Робертса Пойнсета, первого министра Соединенных Штатов в Мексике, который будучи ботаником первым ввез черенки этого растения на территорию США.

Советы по уходу за пуансеттией:

  • При транспортировке важно защитить растение от холода посколько это тропическое растение и оно не выносит даже кратковременного переохлаждения. По этой же причине нельзя, чтобы листья рождественской звезды касались холодного стекла
  • Оптимальная температура для пуансеттия +18°С-+22°С, если температура будет слишком низкой или высокой, то растение может полностью сбросить листья
  • Пуансеттия нуждается в умеренном регулярном поливе и хорошо отзывается на опрыскивания водой. Для полива необходимо использовать теплую мягкую воду, ком земли смачивать полностью, а остаток воды из поддона обязательно сливать
  • В квартире рождественскую звезду лучше всего держать на солнечном месте, без сквозняков и подальше от батарей отопления


Омела белая

Омела — изящное растение, с которым связано множество Рождественских традиций, одна из которых — это поцелуй под подвешенной веточкой омелы. Эта оригинальная традиция берет своё начало в древнескандинавской мифологии, где омела была в подчинении Фрейи — богини любви, красоты и плодородия. Считается, что омела раскрывает свои магические свойства именно под

Рождество принося в дом здоровье, любовь и достаток. В канун Рождества веточками омелы украшают вход в дом, декорируют осветительные приборы и Рождественские венки и также используют в сервировке праздничного стола.



1

Гиппеаструм — комнатный луковичный цветок с огромными красными, розовыми и бледно-желтыми цветами. Во многих западных странах этот цветок принято дарить именно на рождественские праздники, добавляя в интерьер дома нотки тепла и радушия. Цветы гиппеаструма используют в рождественских букетах, при оформлении интерьера, а также украшают непосредственно сам цветок делая из него миниатюрное рождественское «дерево».


Советы по уходу за гиппеаструмом:

  • Перед посадкой нижнюю часть луковицы замачивают в воде комнатной температуры на 5-6 часов, после чего луковицу высаживают в горшок с хорошо удобренной землей. Луковица гиппеаструма должна наполовину выглядывать из земли
  • После того, как из луковицы появятся первые стрелки растение следует перенести в теплое место с температурой +18°С- +20°С и начать поливать гиппеаструм немного активней, кроме того можно опрыскивать цветонос мягкой теплой водой
  • Через 6-8 недель после посадки на растении распускаются яркие большие цветы и начинают развиваться листья
  • Как только гиппеаструм отцветет, цветоносы обрезаются примерно на половине, а у растения начинается период вегетации. В этот период его умеренно поливают и подкармливают удобрениями 2-3 раза в месяц
  • Когда луковица наберется сил, она уходит в состояние «покоя» на 2-3 месяца, по истечение которых снова начинает цвести


Шлюмбергера

Шлюмбергера, он же Декабрист или Рождественский кактус, получил свои названия благодаря своему периоду цветения: с начала ноября и до конца января. Благодаря своей неприхотливости и продолжительному цветению зигокактус пользуется популярностью у многих любителей комнатных растений, особенно в праздничный зимний период, когда так приятно добавить в интерьер дома яркие краски.


Советы по уходу за шлюмбергерой

  • Рождественский кактус предпочитает полутень и рассеянный свет и не переносит яркие солнечные лучи
  • Полив должен быть равномерным без излишнего переувлажнения или пересыхания. Для полива лучше всего использовать мягкую отстоявшуюся или кипяченую воду
  • Оптимальные температуры для содержания рождественника: +18°С-20°С градусов в летний период и +13°С-15°С в зимний


Падуб — род кустарников и деревьев, который тесно ассоциируется с Рождеством благодаря своим ярким зеленым листьям и привлекающим взгляд красным ягодам. Как и в случае с омелой, падуб использовали еще в Древнем Риме во время зимних празднеств, место которых позднее заняло Рождество. Сегодня веточки остролиста широко используются при оформлении праздничного Рождественского стола, помещения, как материал для рождественского венка, декоративных композиций и иногда даже как замена традиционной елке.


Падуб редко можно встретить в доме или квартире, но он отлично приживается в саду, так как много его видов морозоустойчивы, он отлично поддаётся фигурной стрижке, не требователен к почве и хорошо себя чувствует в самых невыгодных световых условиях.


Новое на сайте

>

Самое популярное