Домой Цветы Занятия для дошколят по развитию речи. Конспекты занятий по развитию речи дошкольника план-конспект занятия по развитию речи на тему. А как развивать речь дошкольников

Занятия для дошколят по развитию речи. Конспекты занятий по развитию речи дошкольника план-конспект занятия по развитию речи на тему. А как развивать речь дошкольников

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Снежную страну»»

Халько Ирина Александровна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад "Кудесница", г. Санкт-Петербург

Описание материала: Материал направлен на коррекцию общего недоразвития речи у старших дошкольников, может быть использован при проведении занятий по развитию речи с дошкольниками 5-7 лет. Конспект может быть полезен учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям детских садов

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»

Задачи:
расширять, уточнять и активизировать словарь по данной теме;
знакомить с родственными словами, учить подбирать однокоренные слова;
закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
закреплять умение составлять из слов предложения, правильно согласовывать слова в предложении;
тренировать в образовании приставочных глаголов;
развивать мышление, внимание, память, воображения;
развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук

Оборудование: картины «Зима», «Зимние забавы», «Зимние виды спорта»; лабиринты и карандаши для индивидуальной работы; кукла Принц; снежок (мяч)

Ход занятия.

1. Орг. момент. Психогимнастика.
Логопед: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, в Снежную страну. Как вы думаете, в Снежной стране во что любят играть дети, когда гуляют? (ответы детей)
Логопед: Покажите, как дети катаются на лыжах, санках, играют в снежки, лепят снеговика, катаются на санках.
Логопед: А на чем мы отправимся в путешествие?
Дети : на поезде, машине, лыжах...
Логопед: Давайте отправимся туда на лыжах.

2 Сообщение темы занятия
Логопед: Мы дошли до леса. Давайте остановимся и отдохнем.
Дети останавливаются перед картиной «Зима»
Логопед: А пока отгадайте, про какое время года загадка?
Снег на полях, Лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
Дети: Зимой
Логопед: Какие признаки зимы вы знаете?
Дети: Зимой холодно, морозно. Идет снег. Деревья стоят голые, без листьев. На ветках деревьев лежит снег...
Логопед: Каких птиц можно встретить зимой на улице?
Дети: На улице можно увидеть зимующих птиц: воробья, ворону…
Логопед: Мы подошли к лесу. Как вы думаете, кого мы можем встретить в лесу?
Дети: Мы можем встретить белку, лису, волка, зайца...
Логопед : А ежик и медведь могут сейчас к нам выйти из леса?
Дети: Нет, потому что они зимой спят.

3. Дидактическая игра "Доскажи словечко"
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом.
Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые... (Снежинки.)
На поселки, на лужок
Все снижается... (Снежок.)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка-
Эта девочка - ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри- ,
С красной грудкой... (Снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)
Логопед: Какие слова вы добавляли?
Дети: : Снег, снежинки, снежок, снегопад...
Логопед: На какое слово они все похожи?
Дети: На слово снег
Логопед: Вспомните, как называются такие слова. (Семья слов, которые имеют общую (одинаковую) часть.)
Логопед: Родственные слова

4. Образование относительных прилагательных
Продолжим наш путь.
Логопед: Сейчас на улице мороз, значит погода какая?
Дети: морозная погода.
Логопед: Впереди горка из снега. Горка какая?
Дети: снежная горка
Логопед: А вот видна уже дорожка изо льда, которая ведет в Снежную страну. Дорожка изо льда какая?
Дети: ледяная дорожка.

5. Разгадывание загадок.
Логопед: Вот мы и добрались до Снежной страны. К нам навстречу выходит Снежный принц.
Снежный принц: Я рад видеть вас, ребята в моей стране. Вы умеете отгадывать загадки? Я сейчас загадаю загадки о зиме и зимних развлечениях. Попробуйте их угадать:

В круглом окне днем стекло разбито,
К вечеру вставлено. (Прорубь)

На дворе горой, а дома водой.(Снег)

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра (Хоккей)

Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка - для хоккея
И она зовется (Клюшка)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (коньки)

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой (лыжи)

Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег! Готовы (санки)

Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает (снеговик)

Молодцы! Умеете загадки отгадывать!

6. Зимние виды спорта
На доске выставляются картинки с зимними видами спорта
Снежный принц: А теперь скажите, какие зимние виды спорта вы знаете?
Дети: фигурное катание, конькобежный спорт, хоккей, саночный спорт, лыжный спорт
Снежный принц: Расскажите, что вы знаете про фигурное катание? (ответы детей) Про конькобежный, саночный, лыжный спорт? Как играют в хоккей? (ответы детей)
Снежный принц: Объясните, почему так назван человек:
конькобежец
саночник
лыжник
хоккеист
фигурист
Дети: конькобежец- потому что бегает на коньках
лыжник - катается на лыжах
саночник - катается на санках
хоккеист - потому что играе в хоккей
фигурист - занимается фигурным катанием

7. Игры «Кому что нужно?», «Исправь ошибку»
Снежный принц: Догадайтесь, кому нужна клюшка? Коньки? Санки? Лыжи? Шайба?
Дети: Клюшка нужна хоккеисту
Коньки – конькобежцу, фигуристу
Санки – саночнику
Лыжи – лыжнику
Шайба – хоккеисту

Снежный принц: Лыжнику нужны санки. Правильно?
Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Конькобежцу – клюшка. Саночнику – шайба. Правильно?
Дети: Не правильно! Лыжнику нужны лыжи, а санки - нужны саночнику.
Конькобежцу нужны коньки, а лыжи нужны лыжнику. Саночнику нужны санки, а коньки нужны конькобежцу и фигуристу, Хоккеисту нужны клюшка и шайба, а санки нужны саночнику. Конькобежцу нужны коньки, саночнику - санки, а клюшка и шайба - хоккеисту.

Снежный принц: Послушайте, какой рассказ мне прислал один маленький мальчик. Все ли в нем правильно? Зимой дети катаются на лыжах,велосипеде, играют в мяч, лепят снеговика, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость, купаются, играют в снежки.
Дети: Зимой дети катаются на санках, лепят снеговика, играют в хоккей, строят снежную крепость, играют в снежки. - Правильно. Неправильно, что дети зимой катаются на велосипеде, прыгают через скакалку, загорают, купаются...

8. Физ минутка
Пальчиковая гимнастика, координация речи с движением
Логопед: Снежный принц, давай поиграем в снежки. Сейчас ребята расскажут как их лепить.
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе)
очень гладкий (Гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз - подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)
Два - поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три - уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И... сломаем (Топают.)

9. Игра «Составь предложение» (с мячом-снежком)
Снежный принц: Давайте поиграем в снежки. Я кидаю снежок и говорю слова, кто снежок поймает, тот должен составить предложение из этих слов:
Дети, снеговик, слепить
Дети, санки, кататься, на
Снежки, играть, мальчики, в
Снежинки, падать, легкие, тихо
Мальчики, хоккей, играть, в
Девочки, кататься, коньки, на
Каждый ребенок составляет предложение из данных слов.
Дети: Дети слепили снеговика.
Дети катаются на санках.
Мальчики играют в снежки.
Тихо падают легкие снежинки.
Мальчики играют в хоккей.
Девочки катаются на коньках.

10 Образование приставочных глаголов
Логопед: Я знаю, что недавно Дед Мороз подарил Снежному принцу снегокат. Давайте, ребята, расскажем как катался принц на снегокате.
Логопед начинает предложение, дети заканчивают:
На снегокате Снежный принц к горке… подъехал.
На горку... (въехал).
Вокруг горки... (объехал).
С горки... (съехал).
Из парка... (уехал).

11. Игра «Лабиринт» (работа в тетрадях).
Снежный принц: Спасибо Вам ребята! С вами очень интересно, но вам пора возвращаться. Чтобы вернуться в детский сад вам нужно пройти лабиринт.
Детям дается лабиринт и карандаши.

12. Итог занятия.
Логопед : Все прошли лабиринт? Никто не заблудился. Вот мы и в саду.
Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили сегодня? В какие игры играли? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Выслушиваются ответы каждого ребенка.

Для достижения поставленных целей по формированию знаний, умений и навыков к концу дошкольного возраста воспитателями активно используются комплексные занятия по различным темам. Были проанализированы 3 комплексных занятия во второй младшей, средней и старшей группах.

Конспект комплексного занятия по развитию речи во второй младшей группе, тема «Забавные мышата».

Программное содержание:

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука П, звукоподражаний и слов с этим звуком; закрепить произношение звука П во фразовой речи. Учить детей отгадывать загадки, выполнять поделку из природного материала и пластилина. Упражнять в количественном счете. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кистей рук. Ввести в словарь детей слово «портфель», речевые формы вежливого общения «приятно познакомиться, «спрашивайте, пожалуйста», «до свидания, приходите еще». Воспитывать вежливость, интонационную выразительность речи. Оборудование:

Три игрушечных мышонка и кошка, заводная игрушка «мышь», муляжи помидора, апельсина, перца, а также печенье, капуста, портфель, ключик, округлые морские или речные камни (окатыши), пластилин, сухие сосновые иголки.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Показывает портфель). Такая сумка называется «портфель». Повторите это слово. Портфель. (Дети повторяют). Но портфель наш не пустой. А вот что же скрывается внутри, нам подскажет загадка:

Загадка о мышке

Серые крошки,

боятся кошки.

Под полом живут,

Все туда несут:

Хлеб, сахар, сало и даже ватку

Деткам на кроватку.

О ком эта загадка? (Ответы детей). Правильно, о мышке. (Открывает портфель и достает игрушечных мышат). Вот они, мышата. Ой, сколько же их здесь! Помогите сосчитать мышат. (Воспитатель расставляет мышат в ряд, а дети считают). Так сколько же мышат пожаловали к нам в гости? (Ответы детей). Верно, три мышонка.

Мышата очень любят играть в разные игры. А вы, ребята, любите играть? (Ответы детей). Тогда давайте поиграем. Артикуляционная гимнастика.

Представьте, что ваш язычок, это мышонок. Спрячьте его в норке-ротике. Вот наш мышонок-язычок чуть-чуть выглянул из норки. Смелее, мышонок, выглядывай! Посмотрел мышонок вверх, нет ли тучек на небе. Посмотрел вниз - нет ли луж на земле.

И от радости забегал туда-сюда. А потом вокруг норки (вокруг губ). Ай да мышонок! А какие песенки он умеет петь! Был у мышонка игрушечный пистолет и стрелял он так:

«п-п-п» (произнесение изолированного звука).

А теперь давайте познакомимся с мышатами. Их имена Пи, Па и По. Вежливые люди при знакомстве говорят: «Приятно познакомиться». Мы с вами вежливые люди? (Ответы детей). Тогда давайте скажем мышатам: «Приятно познакомиться». (Дети говорят).

Послушайте песенку мышат:

Мы веселые мышата - Пи, Па, По!

Никого мы не боимся, Пи, Па, По!

Даже кошки не боимся, Пи, Па, По!

(Появляется игрушка-кошка)

Ой, спасите, помогите! Пи, Па, По!

Вам понравилась песенка мышат? (Ответы детей). Давайте повторим ее еще раз. А вы, ребята, помогайте мне - подсказывайте имена мышат. (Дети выполняют задание).

Что закричали мышата, когда увидели кошку? (Ответы детей).

А как пищат мышки? (Ответы детей). Пи-пи-пи! У нас в группе есть игрушка - заводная мышка. Вы много раз играли с нею. А сейчас поиграем по-другому. Вы будете заводными мышками в магазине игрушек. Каждого из вас я буду «заводить» вот этим ключиком (показ), а вы после этого будете бегать и пищать «пи-пи-пи, мышонка купи».

Подвижная игра «Заводные мышата»

(Воспитатель следит за тем, что бы дети не толкали друг друга).

Наши гости мышата трусливые ребята. У них в портфеле есть много разных предметов. Но мышата не знают их названий, а спросить у вас боятся. Давайте сами вежливо предложим им свою помощь. Для этого достаточно сказать: «Спрашивайте, пожалуйста». (Воспитатель предлагает детям по очереди произнести эту фразу, после чего достает из портфеля по одному предмету). Дидактическая игра «Назови предмет» (Помидор, апельсин, капуста, перец, печенье).

Молодцы, ребята! Вы уже большие, воспитанные дети, и умеете не только играть, но и трудиться. Давайте покажем малышам-мышатам, как мы умеем делать поделки! Вот из этих камешков и пластилина сделаем… мышек! А чтобы наши пальчики хорошо работали, сделаем для них разминку.

Пальчиковая гимнастика «Мышонок»

А мизинцы, как мышата

Тоже вздумали играть.

Что за ловкие ребята!

Как же можно их ругать!

(Дети по образцу воспитателя сцепляют мизинцы и тянут руки в разные стороны влево-вправо, меняя руки местами).

Наш мышонок хочет спать,

Ищет он себе кровать.

Ну и соня, что за соня,

Он улегся на ладони.

(Дети растопыривают пальцы, а затем сгибают большой палец, прижимая его к ладони. Остальные пальцы соединяют и сгибают их, как бы «укрывая» одеялом). Ручной труд «Мышка»

Выполняется из: округлых морских или речных камней (туловище); пластилина, путем налепливания (нос, глаза, уши, хвост); сосновых сухих иголок (усики). Положительная оценка работ.

Ребята, а как вежливо попрощаться с мышатами? (Ответы детей) До свидания! Приходите еще! А наше занятие окончено.

Комплексное занятие по развитию речи в средней группе по теме урок вежливости «Письмо доброго сказочника»

Цель: 1) раскрыть детям значение слова «нельзя», учить детей участвовать в беседе.

2) учить детей сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов.

Использовать мазки, точки, дуги. Материал: конвертики разного цвета; лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, образец росписи по кругу, краски, круг из бумаги, диаметром 18 см.

1. Воспитатель: «Сергей любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто произносит слово «нельзя». Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма - рассказы о том, что такое «нельзя» и что такое «можно». Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты) Что в них написано?

Письмо первое:

Илья и Саша вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось? Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.

Воспитатель: «Что бы вы сказали о мальчиках?» (Дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: «Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их».

Письмо второе:

Мальчик получил в подарок игрушку-машину. Он принес ее в детский сад, показать ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»

Воспитатель: «Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике?»

Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один».

Письмо третье: Маша увидела в детском саду новую маленькую куклу. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой. Воспитатель: «Правильно ли поступила Маша?»

Дети: «Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям. Нельзя, даже если очень хочется».

Воспитатель: «Слово «нельзя» - это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Затем детям предлагается поиграть в игру: «Узнай, чего больше?»

2. Детям показывают лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, расположенных попарно: в каждой паре по одному значку из каждой группы, например, кружок - крестик, кружок-крестик, кружок.

Взрослый объясняет, что кружок - это как будто лодки, а крестики - спортсмены.

Чего больше, лодок или спортсменов?

Всем ли спортсменам хватает лодок?

После ответов на эти вопросы можно предложить отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.

На рисовании дети украшают блюдечко в подарок волшебнику.

Сначала рассматривается образец.

Уточняется расположение узора, составляющие его элементы и цвет. Намечается последовательность его выполнения. Затем дети рисуют такой же узор. Ребята дарят волшебнику красивое блюдечко.

Воспитатель анализирует работу детей на занятии. Дает установку на последующую деятельность.

Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи «В заколдованном лесу»

Расширение и активизация словаря по теме: «Осень».

Активизация словаря определений.

Упражнение в употреблении слов - антонимов.

Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Упражнение в составлении предложений, употреблении однокоренных слов

Развитие логического мышления.

Развития мелкой моторики рук.

Воспитание доброго отношения друг другу.

Приветствие

Ребята! я очень рада вас видеть. Представьте, что вы домашние животные и я хочу с вами поздороваться.

Здравствуйте, котята!

Мяу-мяу-мяу! (Моют лапки)

Здравствуйте, утята!

Кря-кря-кря! (Показывают клювики)

Здравствуйте, гусята!

Га-га-га! (Хлопают крылышками)

Здравствуйте, лягушата!

Ква-ква-ква! (Руки согнуты в локтях, ладони расжать вперед, качают руками вправо-влево)

Здравствуйте, коровки!

Му-му-му! (Выставляют рожки)

Солнце давно встало!

Ку-ка-ре-ку! (Поднимают согнутые в коленях ноги, «хлопают крыльями»)

Здравствуйте, барашки!

Бе-бе-бе! (Приставляют к головам кулачки и вращают ими)

А я сварила кашку. Ешьте все!

Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»:

большой - маленький;

громко - тихо;

грустный - радостный;

высокий - низкий;

открыть - закрыть;

пустой - полный;

вежливый - грубый;

легко - трудно;

тепло - холодно;

сильный - слабый;

солнечный - пасмурный;

чистый - грязный.

Вот мы и попали в лес. А тут, ребята, посмотрите:

«Курьи ножки у избушки,

А в избе живет старушка,

Пол метлою подметает,

В ступе над землей летает».

Кто это? (Баба Яга)

Звучит музыка, появляется Баба -Яга.

Баба Яга: Ах, вы нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит вы меня не любите! Не хотите со мной дружить? (Не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная)

Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь.

Музыка. Дети приседают, свет гаснет. Баба Яга бегает вокруг детей и шепчет заклинания. (Декорации: пень, 2 дерева, куст елки, на деревьях паутина.) Баба Яга убегает, дети открывают глаза.

Ребята! посмотрите, а ведь Баба Яга действительно нас в заколдованный лес отправила. Какой-то странный лес. Давайте посмотрим, как тут красиво. Поворачиваем голову вправо-влево,

И снова вправо-влево.

А теперь подняли голову вверх,

Опустим вниз, посмотрим под ноги,

И опять вверх, вниз.

А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто нам может помочь?

Кто живет в лесу и охраняет его? (Лесник, лесничий)

Тропинка в лесу какая? (Лесная)

Как называется маленький лес? (Лесок)

Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок)

Так кто нам поможет выбраться из заколдованного леса? (Лесовичок)

Тогда давайте позовем Лесовичка.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я все слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него состоит из заданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдете из леса. Ну что, ребята, постараемся? (Да)

Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода? Поможем ей разобраться? (Сели на ковер)

Если дождь идет - дождливая;

дует ветер - ветреная;

холодно - холодная;

если пасмурно - пасмурная;

если хмуро - хмурая;

если сыро - сырая;

если солнечно - солнечная;

если ясно - ясная;

если мороз - морозная.

А теперь давайте, ребята, поиграем в игру «Скажи со словом осенний»

Небо какое? - Осеннее.

Ветер какой? - Осенний.

Аллея какая? - Осенняя.

Солнце какое? - Осеннее.

Туча какая? - Осенняя.

Дождь какой? - Осенний.

Цветы какие? - Осенние.

Лес какой? - Осенний.

Погода какая? - Осенняя.

Сапоги какие? - Осенние.

Утро какое? - Осеннее.

Пальто какое? - Осеннее.

Молодцы, ребята! Ой, ребята! Пошел дождь!

Какой дождь? (Холодный, сильный, моросящий)

Покажите, как вы замерзли.

Дождик бегает по крыше

Бом! Бом! Бом! (Стучат ладонями по спинкам друг друга)

По веселой звонкой крыше

Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите

Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)

Никуда не выходите

Бом! Бом! Бом! (Растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте

Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)

А уйду - тогда гуляйте

Бом! Бом! Бом! (Поглаживают ладонями)

На какую полянку? (Грибную)

Пальчиковая гимнастика «Опята»

На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)

Мама. Папа, брат и я (поочередно пальчики разжимают)

Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)

Есть у каждого своя («крыша» из ладошек)

Лесовичок: Давайте, ребята соберем в корзину грибы.

Какие грибы мы собрали? (Съедобные)

А какие остались на полянке? (Несъедобные: мухомор, поганки)

А теперь, ребята садитесь, выполним следующее задание, научим Бабу Ягу считать поиграем в игру «Мы считаем»: одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек (тоже проводится со словами: масленок, пенек, подберезовик, подосиновик).

Молодцы, ребята! Поскачем на одной ноге на другую полянку.

На какую полынку мы прискакали? (Птичью)

Какие птицы на поляне? (Перелетные)

Почему их так называют? (Улетают в теплые края)

Почему улетают? (Трудно найти зимой корм)

Ребята! Если мы этих перелетных птиц назовем ласково, то поможем им улететь в теплые края.

Соловей - соловушка;

Жаворонок - жаворонушек;

Скворец - скворушка;

Ласточка - ласточка;

Стриж - стрижонок;

Журавль - журавушка;

Лебедь - лебедушка;

Утка - уточка;

Кукушка - кукушечка;

Трясогузка - трясогузочка;

Птенец - птенчик;

Гнездо - гнездышко.

Молодцы, ребята! А кто же здесь спрятался? (Птенцы)

Какие? (Зимующие)

Дыхательное упражнение «Ветер»

Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер? (Ветерок)

Подул маленький ветер у-у-у

Подул сильный ветер У-У-У

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый - а-а-а

Рябиновый - и-и-и

Березовый - о-о-о

Дубовый - e-e-e

Давайте, соберем листья с дорожки. Какой у тебя лист?

Лист дуба - дубовый;

Лист березы - березовый;

Лист рябины - рябиновый;

Лист осины - осиновый;

Лист клена - кленовый;

Шишка сосны - сосновая;

Шишка ели - еловая.

Ой! Ребята! Мне кажется, что я вижу выход из этого леса. Давайте вспомним, кто же нас сюда отправил? (Баба Яга)

А почему? (Она на нас обиделась)

Я предлагаю, ребята, пройти на последнюю полянку и сделать ей что-нибудь приятное. Может она изменит свое отношение к нам и сама, может быть измениться. А заодно и с последним заданием справимся.

На какую полянку мы пришли? (На овощную)

Какие овощи здесь лежат? (Морковь, помидоры, огурцы, тыква, капуста…)

Давайте приготовим из них сок.

сок из помидоров - томатный;

сок из огурцов - огуречный;

сок из моркови - морковный;

сок из свеклы - свекольный;

сок из капусты - капустный;

сок из тыквы - тыквенный.

Так, какой мы сок приготовили? (Овощной)

Лесовичок: Молодцы, ребята! Баба Яга будет довольна. А я прощаюсь с вами, до свидания!

Спасибо, Лесовичок, за помощь. Ребята! Давайте позовем Бабу Ягу и угостим ее соком.

Баба Яга: А я следила за вами и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня очень обрадовало и я обещаю вам исправиться, быть хорошей и доброй. Спасибо за все. До свидания!

(Звучит музыка)

Ну что ж, ребята и нам пора в детский сад. Грустно возвращаться назад - покажите как вам грустно. Закрывайте глаза, покружитесь, но мы еще вернемся - скорее улыбнитесь. Вот и детский сад. Понравилось вам в лесу?

Какая Баба Яга стала?

А теперь, ребята. Расскажем нашим гостям. Как вы живете?

Физминутка «Как ты живешь»

Как живешь? - Вот так!

Как бежишь? - Вот так!

Как стоишь? - Вот так!

Как шалишь? - Вот так!

Как смешишь? - Вот так!

Как дружишь? - Вот так!

Молодцы!

Чтобы сделать вывод, что данные комплексные занятия способствуют развитию речи дошкольников, необходимо провести диагностику уровня речевого развития детей в подготовительной группе.

Ребенок овладевает речью постепенно, начиная с самого рождения. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), не допускать хронических насморков, следить за здоровьем органов слуха.

Уже до года вы можете слышать от ребенка первые "пап" и "мама". К трем годам, как правило, ребенок уже начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не сюсюкайте, ребенок должен научиться говорить правильно. Не говорите с ребенком громко или слишком быстро.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть:

нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков.

Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) - недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость - мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

В данном разделе сайта Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет (а возможно и старше, если ребенок и к школе плохо говорит). Первые занятия с ребенком - пальчиковые игры, ведь мелкая моторика очень влияет на развитие речевых способностей. Далее - стихи, поговорки, чтение книг. Статьи помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит.

Вводное занятие по развитию речи с детьми 5-7 лет

ПЛАН

Цель занятия

Задачи

речи, память, внимание, воображение, фонематический

слух, ритмичность движений.

Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.

1. Приветствие, знакомство

2. «Волшебный клубочек»

3. Игра на внимание «Назови соседа»

4.Танцевальный этюд «Подари движение»

5.Сказка о непослушном язычке и Фее правильной речи. Брифинг

6. Графический диктант

7. Игра «Иголка и нитка»

8. Пальчиковая гимнастика «Замок»

9. Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» . Определи согласный

10. Подвижная игра «Суша-вода»

11. Дидактическая игра «Собери слово»

12. Д/И «Слоги перепутались»

13. Письмо от Феи правильной речи

14.Аппликация: создаём волшебный цветок Речецветик

15. Повтор секретов правильной и красивой речи

16. Прощание, благодарность

17. «Теплые ладошки»

Тема: Вводное занятие. Развитие речи.

Конспект вводного занятия по развитию речи с детьми 5 -7 лет

Цель занятия – привлечь внимание детей к речи. Показать детям, какую роль для человека играет правильная речь, почему её необходимо развивать.

Задачи : - познакомить детей друг с другом

Создать атмосферу группового доверия и принятия

Формировать понятие о правильной, красивой речи

Развивать внимание, диалогическую речь, выразительность

речи, память, воображение, фонематический

слух, ритмичность движений.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение слушать и слышать речь.

Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.

Упражнять в составлении слогов и слов.

Развивать общую и мелкую моторику и учить детей ориентироваться в пространстве.

Повторить выполнение аппликаций.

1.Приветствие , знакомство (Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия.)

Для того, что бы нам было легче общаться, давайте встанем в круг

Скажите, пожалуйста, что делают люди в первую очередь, когда встречаются? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Правильно, ЗДОРОВАЮТСЯ! А что означает «ЗДОРОВАТЬСЯ». ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Здороваться – значит желать здоровья! Давайте пожелаем здоровья всеми миру! Повторяйте за мной: (ритуал приветствия).

Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки, затем опускают).

Здравствуй, небо голубое! (все поднимают руки, затем опускают).

Здравствуй, мир! (широко разводят руки)

И здравствуй, я!

Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)

Дети садятся на стульчики в круг

2. «Волшебный клубочек» . Начиная от педагога, каждый наматывает на палец ниточку клубка, произносит свое имя так, как ему нравится, чтобы его называли, и передает клубочек стоящему (сидящему) слева от себя ребенку, пока клубочек вернется опять к педагогу. (Акцентировать внимание детей на единстве, сплочении, одной команде, МЫ – ВМЕСТЕ)

3. Назови соседа

Назови имя соседа, сидящего справа от тебя

4. Танцевальный этюд «Подари движение»

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему - и так по кругу.

Если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)

Если ты хороший друг, если ты хороший друг, если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)

Если ты веселый друг, то делай так (ребенок показывает движение на свой выбор, остальные повторяют)

5. Сказка . Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".

Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.

Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.

Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.

Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы и написаны правила красивой речи.

Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые стали понимать, о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, и про секреты Феи никогда не забывает.

Вот такая сказка. Беседа по сказке:

О ком говорится в сказке? (Фея правильной речи - уточнить определение слова Речь)

Как звали девочку?

Какая она была?

Какая у девочки была беда?

Кто помог девочке?

Что случилось потом?

6. А вы хотите узнать секреты правильной речи? Тогда давайте отправимся в путешествие в страну Красивой и Правильной речи.

На чем можно путешествовать? (ответы детей) Как можно назвать эти предметы одним словом? А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Мой парус ветер ловит,
И волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль. (Парусная яхта)

7. Присаживайтесь за стол. Графический диктант «парусная яхта» . (Развитие графических представлений и ориентировку на листе бумаги).

От начальной точки 1 клетку вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 10 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх. 2 влево, 1 вниз, 3 влево, 10 вверх, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 1влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1влево. 1вниз, 2вправо, 1вниз, 3 вправо, 1 вниз. 4 влево.

Молодцы, ребята! Наша парусная яхта готова и сейчас мы отправимся в путешествие. (звучит сказочная музыка)

8. Подвижная игра «Иголка и нитка».

Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.

Первый город на нашем пути Звукоград. Какой огромный замок висит на воротах этого города. Давайте попробуем открыть его.

9. Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

(ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули

(руки тянутся в стороны),

Покрутили

(круговые движения паль­цев от себя),

Постучали

(основания ладоней сту­чат друг о друга)

И открыли

(разомкнули пальцы).

10.Как вы думаете, кто живет в городе Звукоград? (звуки)

Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные)

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Какие звуки называют гласными? (звуки, которые не встречают во рту преграды, тянуться и поются, называются гласными) .

Давайте поиграем со звуками:

Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» .

Мяч лови и мяч бросай
Гласный в слове называй.

(слова: лук, сыр, дом, мак, шар, мир, мышь, кот, кит, дым)

11. Какие бывают согласные звуки? (мягкие и твердые). Каким цветом обозначают твердый согласный (Синим), мягкий согласный (зеленым).

Определите, с какого согласного, твердого или мягкого начинается слово, и поднимите сигнальчик.

(слова: лодка, машина, рука, мишка, метла, самокат, сетка, лёд, река.)

12.Суша-вода

Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров.

13. Закрепление знаний о буквах.

Перед нами Буквоград. Кто же здесь живет? (буквы) Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)

Буквы на карточках рассыпались, а вы их соберите и прочитаете слово

(карточки на каждого ребенка: торт, шар, рак, дом, уж) . На обратной стороне карточки отгадка, проверьте себя.

14. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Мы приплыли с вами в Словоград. Кто же здесь живет? (слова) . Из чего состоят слова? (из слогов) . А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками - слогами) . Чем больше в слове слогов, тем длиннее слово.

15. Д/И «Слоги перепутались» (слоги написаны на карточках). Задача – собрать слова

16. Мы находимся в стране правильной и красивой речи. А где же Фея, которая подарила волшебный цветок девочке Маше из сказки?

Смотрите, здесь письмо.

«Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в моей удивительной, волшебной и очень интересной стране Красивой и правильной речи! Сейчас я спешу на помощь к детям, чтобы научить их правильно и красиво говорить. А для вас я приготовила подарок – волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Необходимо только его собрать и запомнить мои секретные правила».

15. Аппликация. У каждого ребенка лепестки Речецветика и серединка. Нужно приклеить лепестки к центральному кругу.

    Говори всегда красиво, смело и неторопливо (в центр)

    Прежде чем говорить, подумай, о чём хочешь сказать.

    Говори на выдохе плавно и ясно (Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики.

    Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.

    Ухо - Слушаем всегда внимательно

    Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем.

Теперь у каждого из вас есть волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Благодарность всем детям.

Упражнение «Теплые ладошки»

Педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.

Лариса Швыдкая
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников

Тема : «Мы - воспитанники старшей группы »

Цель : Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники .

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, а что же мы с вами забыли рассказать? Вот мы сейчас находимся в детском саду, в который вы ходите к своим воспитателям, в какую группу вы ходите? старшую ) . Так что мы забыли сказать (ответы детей) .

Воспитатель : Ребята, а почему вы ходите именно в старшую группу , а не в младшую?

Дети :потому что мы уже большие, нам 5 лет.

Воспитатель : Какие молодцы!

Воспитатель : Вы уже много знаете, умеете, но многому вам нужно еще научится, чтобы стать интересным собеседником и воспитанными детьми. Настоящими старшими дошкольниками . Ребята, а кто же такой собеседник, как вы думаете? Собеседник – это человек с которым можно поговорить. А интересный собеседник? Человек с которым интересно разговаривать.

Воспитатель : Ребята, а какое время года сейчас и какая погода на улице? (Сейчас осень, на улице холодно, дождливо, опадают листья, меняют окрас, мало греет солнце). А давайте вернемся в прекрасное время года Лето! Давайте вспомним, Что вы делали летом? Куда ходили? Может кто в первый раз где-то побывал? (Ответы детей по одному) .

Воспитатель : Какие молодцы, много где были! Ребята, а я приготовила для вас игры, только нужно повторять за мной, а в конце игры я покажу фокус!

Кинезиологические упражнения

Упражнения : «Дом- ежик - замок»

Пальцы рук соединить под углом,

большие пальцы соединить.

Поставить ладони под углом друг к другу.

Расположить пальцы одной руки

между пальцами другой.

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.

Упражнение : "Флажок- рыбка-лодочка"

Упражнение : Ножницы- собака-лошадка"

Воспитатель : Какие молодцы все выполняли. Ребята, а вот скажите мне, когда мы заходим в детский сад, приходим к бабушке, видим кого-то на улице мы что делаем?

Дети : Здороваемся.

Воспитатель : А какие слова приветствия вы знаете?

Дети : Добрый день, Здравствуйте, Привет, Добрый вечер, Доброе утро.

Воспитатель : Правильно, если мы говорим слова приветствия, о нас подумают, что мы какие?

Дети : Добрые, приветливые, вежливые, воспитанные.

Воспитатель :Правильно, быть вежливыми и воспитанными нужно, а еще нужно ладить друг с другом и не ссорится.

Воспитатель : " Слепой и поводырь"

Упражнение выполняется в парах. Один из участников - «слепой» , второй - его «поводырь» , который сопровождает первого, позволяя ему двигаться и знакомиться с окружающими предметами на ощупь самостоятельно, в то же время обеспечивая его безопасность. У «слепого» завязаны глаза.

Это упражнение способствует развитию доверия друг к другу, а также чувства безопасности в отношениях и развитию тактильных ощущений . После упражнения можно обсудить с ребенком, что он чувствовал, когда был «слепым» и «поводырем» , что хотел сделать во время выполнения упражнения, как думал изменить ситуацию.

Публикации по теме:

Использование принципа событийности при организации работы по развитию речи старших дошкольников Характерные проблемы развития речи дошкольников: Односложная речь,. Скудость речи. Маленький словарный запас. Речь, в которой избыток сленговых.

Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников Решающее значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков,.

Как известно, дети любят игру и "путешествие" поэтому предлагаю вариант игрового занятия, во время, которого дети отработают необходимые,.

Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Новое на сайте

>

Самое популярное