Домой Комнатные цветы Значение молитвы таравих в месяц рамадан. Таравих-намаз: подробный разбор. Таравих. Сколько ракатов надо делать

Значение молитвы таравих в месяц рамадан. Таравих-намаз: подробный разбор. Таравих. Сколько ракатов надо делать

Намаз, который совершается во время месяца Рамадан, называется Таравих. Это намаз выполняется после намаза Иша, но перед намазом Витр.

Отличие Таравих намаза от Тахаджут заключается в количестве ракаатов и времени совершения. Начинают совершать Таравих намаз в первую ночь месяца Рамадан, а заканчивают в последнюю ночь поста. Данный намаз предпочтительно совершать джамаатом в мечети, если нет возможности посещения мечети. Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один джуз Кур`ана с тем, что бы полностью прочитать его за месяц Рамадан. Это очень важно, потому что не у всех есть возможность прочитать Кур`ан самому в этот месяц.

Сколько ракатов Таравих намаза надо читать?

Можно читать 8 ракаатов - это мнение относится к шафиитскому мазхабу, а так же можно читать и 20 ракаатов - это мнение ученых ханафитсткого мазхаба. Многие ученые опираются на мнения сподвижников, которые сошлись по иджме, то есть общему согласию в определении 20 ракаатов для Таравих намазов.

Хафиз Ибн Абдульбарр сказал: «У сподвижников не было споров по данному вопросу» («Аль-Истизкар», т.5, стр.157).

Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллар) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»).

Хафиз Абу Зур"ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97).

Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллар) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194).

В то же время сторонники 8 ракатов опираются на слова Аишы. Она на вопрос: «Как молился посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) в ночи Рамадана?», ‘Аиша ответила: «Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать рак’атов» (аль-Бухари 1147, Муслим 738. То есть 8 ракатов Таравих намаз и 3 раката Витр намаз).

Правила совершения Таравих намаза

Как упоминалось выше намаз Таравих состоит из 8 или 20 ракаатов. Намаз выполняется по 2 ракаата 4 раза или 10 раз, то есть читаются 2 ракаата, как 2 ракаата Фаджр намаза и так повторяется 4 раза или 10 раз. В результате получается 8 и соответственно 20 ракаатов. Можно так же читать по 4 ракаата 5 раз. Между каждыми 2 или 4 ракаатами делается небольшой перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если человек совершает намаз дома, то можно в это время делать зикр или читать Кур`ан.

Награда за Таравих намаз

В хадисе говорится: «Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Алла hа, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари 37, Муслим 759).

Имам аль-Баджи сказал: «В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаhа) и стремясь заработать награду Аллаhа, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!» (“аль-Мунтакъа” 251).+

В другом хадисе рассказывается: «Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаhа) и сказал: “О посланник Аллаhа! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаhа, и что ты - посланник Аллаhа, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!”

Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!» (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!» (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

НАГРАДА ЗА СОВЕРШЕНИЕ НОЧНОГО НАМАЗА В МЕСЯЦЕ РАМАДАН

1. В двух хадисах, первый из которых рассказал Абу Хурейра, сообщается, что он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал (их) совершать ночной намаз в месяце рамадан, не делая это обязательным. Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Если кто совершит ночной намаз в месяце рамадан с твёрдой верой и, надеясь быть вознаграждённым, его прошлые (маленькие) грехи будут прощены”». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался и дело осталось в таком положении. Такое положение продолжалось в период правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и часть периода правления Умара (да будет доволен им Аллах) .

Второй хадис рассказал ‘Амр бин Мурра аль-Джухани, который сказал: «К Посланнику Аллаха пришёл человек из Гуда’а и спросил его: “О Посланник Аллаха, что ты скажешь если я засвидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха и ты – Посланник Аллаха, буду совершать пять ежедневных намазов и ночной намаз в месяце рамадан и давать закят?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если кто-либо умрёт в таком положении, то он будет из числа сиддигин и шахидов ”».

НОЧЬ АЛЬ-ГАДАР И ЕЁ УСТАНОВЛЕННОЕ ВРЕМЯ

2. Самая лучшая ночь в месяце рамадан – это ночь аль-Гадр, основываясь на высказывании Пророка: «Если кто-либо совершит ночной намаз в ночь аль-Гадр (и это будет принято) с твёрдой верой и надеясь быть вознаграждённым, то его прошлые грехи будут прощены ».

3. По наиболее сильному мнению это приходится на двадцать седьмую ночь месяца рамадан. На это указывает большинство хадисов, включая хадис Зур бин Хубайша, который сказал: «Когда Убай бин Ка’абу (да будет доволен им Аллах) сказали, что Абдулла бин Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Если кто-либо будет совершать ночной намаз (каждую ночь) в течение всего года, то он достигнет ночь Аль-Гадр”, я слышал как он (Убай бин Ка’аб) сказал: “Да смилостивится над ним Аллах, его намерением было то, чтобы люди не (стали ленивыми) и зависели только (от одной ночи). Клянусь Тем, кроме Которого нет божества достойного поклонения, воистину это приходится на месяц рамадан. И клянусь Аллахом я знаю в какую ночь это бывает. Это бывает в ту ночь, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам совершать ночной намаз. Это бывает в двадцать седьмую ночь. Её признаком является то, что на следующее утро солнце восходит ярко и без лучей” ». В одном сообщении это приводится как высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

ЗАКОННОСТЬ СОВЕРШЕНИЯ НОЧНОГО НАМАЗА С ДЖАМААТОМ

4. Совершение ночного намаза в джамаате узаконено в религии. На деле это лучше чем совершать этот намаз одному, потому что Пророк сам установил это и объяснил его пользу в своём высказывании в хадисе Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Мы держали пост в месяце рамадан с Посланником Аллаха, но он не становился нашим имамом в (коллективном) ночном намазе в течение этого месяца пока не наступили последние семь дней. Тогда он стал нашим имамом в ночном намазе в течение одной трети ночи. Когда наступила шестая ночь он не возглавил ночной намаз. Затем в пятую ночь (т.е. 25-я ночь) он возглавил намаз в течение половины ночи. Я сказал: “О Посланник Аллаха! Можем ли мы завершить оставшуюся часть ночи в намазе?” Он ответил: “Воистину, когда человек совершает намаз с имамом до конца, ему это засчитывается, как если бы он совершал намаз всю ночь”. Затем в четвёртую ночь он не совершил ночной намаз (в джамаате). На третью ночь (т.е. 27-я ночь) он (да благословит его Аллах и приветствует) собрал свою семью, жён и людей и возглавил нас в ночном намазе до тех пор, пока мы не стали опасаться, что пропустим фалах (пользу)». Я спросил: «Что означает фалах?» Он (Абу Зарр) ответил: «Сухур (предрассветная еда). Затем он не возглавлял нас в ночном намазе в течение остальной части месяца» .

ПРИЧИНА, ПОЧЕМУ ПРОРОК НЕ ПРОДОЛЖАЛ СОВЕРШАТЬ НОЧНОЙ НАМАЗ В ДЖАМААТЕ

5. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перестал совершать таравих в джамаате в течение остальной части месяца только из опасения, что ночной намаз станет обязательным для них в месяце рамадан и они не смогут его совершать. Это утверждено в хадисе Аишы, приведённом в обоих Сахихах и других сборниках. Но с его (да благословит его Аллах и приветствует) смертью, когда Аллах завершил ниспослание религии, этому опасению пришёл конец. Поэтому пришёл конец также и результату этого опасения, т.е. не совершению ночного намаза в джамаате во время рамадана. А его предыдущее положение, т.е. законность совершения этого намаза в джамаате сохранилось. Поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) возродил это позднее, как это сообщается в «Сахих Аль-Бухари» и других сборниках.

ЗАКОННОСТЬ УЧАСТИЯ ЖЕНЩИН В НОЧНОМ НАМАЗЕ С ДЖАМААТОМ

6. Участие женщин в коллективном ночном намазе узаконено как это было указано в предыдущем хадисе Абу Зарра. На деле разрешено даже назначать имама для женщин отдельно от имама для мужчин. Доказательством является достоверное сообщение о том, что когда Умар (да будет доволен им Аллах) собрал людей для ночного намаза, он назначил Убай бин Ка’аба имамом для мужчин и Сулеймана бин Аби Хасма – имамом для женщин. Арфаджа ас-Сагафи сообщил: «Али бин Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) приказывал людям совершать ночной намаз в месяце рамадан. И он назначал одного имама для мужчин и другого для женщин. Я был имамом для женщин». Я думаю, что это может быть лишь в том случае, если мечеть достаточно просторна для того, чтобы одна группа не мешала другой.

ЧИСЛО РАКАТОВ В НОЧНОМ НАМАЗЕ

7. Число ракатов в ночном намазе составляет одиннадцать, и мы, следуя примеру Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), предпочитаем, чтобы это число не увеличивалось. Воистину он не увеличивал это число, пока не покинул этот мир. Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили о ночном намазе Пророка во время месяца рамадан. Она ответила: «Посланник Аллаха не совершал более одиннадцати ракатов (в ночном намазе) во время рамадана или после него. Он совершал четыре раката, но не спрашивайте какими прекрасными и длинными они были. Затем он совершал другие четыре раката, но не спрашивайте какими прекрасными и длинными они были. Затем он совершал три раката ».

8. Можно сократить это число вплоть до одного раката для молитвы витр . Это основано на действии и высказывании Пророка. Что касается действия, Аишу спросили о том, сколько ракатов Посланник Аллаха совершал в молитве витр . Она ответила: «Он совершал витр с четырьмя ракатами, а затем – тремя, с шестью ракатами, а затем – тремя, и с десятью ракатами, а затем с тремя. Он не совершал витр с менее чем семью и более чем тринадцатью ракатами». Что касается его (да благословит его Аллах и приветствует) высказывания, то это следующее: «Витр – это правда. Если кто-то желает, пусть совершает витр с пятью ракатами. Если кто-то желает, пусть совершает витр с тремя ракатами. И если кто-то желает, пусть совершает витр с одним ракатам» .

ЧТЕНИЕ ГУР’АНА В НОЧНОМ НАМАЗЕ

9. Что касается чтения Гур’ана в ночном намазе в месяце рамадан или после него, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не устанавливал никаких ограничений по этому поводу. В ночном намазе он читал как длинные, так и короткие суры. Иногда он читал суру Муззаммиль, которая содержит двадцать аятов, в каждом ракате, а иногда он читал пятьдесят аятов. И он говорил: «Если кто-то совершит ночной намаз, читая сто аятов, то он не будет записан как небрежный». А в другом хадисе говорится: «Если кто-то совершит ночной намаз, читая двести аятов, то он будет записан как праведный и искренний» . Одну ночь, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был болен, он прочитал семь длинных сур: Аль-Багара, Аали ‘Имран, Ан-Ниса, Аль-Маида, Аль-Ан’ам, Аль-А’раф и Ат-Тауба. Хузейфа бин аль-Яман рассказал, что он совершал ночной намаз позади Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и он (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал в одном ракате суры Аль-Багара, Аали ‘Имран и Ан-Ниса. И он читал их медленным и спокойным тоном. По самому достоверному иснаду сообщается, что, когда Умар приказывал Убай бин Ка’абу возглавить людей в ночном намазе в месяце рамадан, Убай читал сотни аятов и стоящие за ним прислонялись к опорам от продолжительного стояния. И они не заканчивали пока не появлялись первые признаки рассвета. От Умара также достоверно сообщается, что он собирал чтецов во время рамадана и приказывал тому, кто читал быстрее читать тридцать аятов, тому, кто читал умеренно – читать двадцать пять аятов и тому, кто читал медленно – читать двадцать аятов. Таким образом, на основе вышесказанного можно утверждать, что если кто-либо совершает ночной намаз, то он может удлинять намаз насколько ему угодно. То же самое имеет место в случае, если к нему присоединяется кто-либо другой. Конечно в удлинении намаза больше награды, но нельзя переусердствовать в этом, например, не засыпая всю ночь, за исключением особых случаев, следуя пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Наилучшее руководство – это руководство Мухаммада ».

Когда имам возглавляет намаз, он не должен удлинять намаз до такой степени, чтобы это вызвало затруднение для тех, кто стоит позади него. Это основано на высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто-либо из вас возглавляет людей в намазе, ему следует облегчить (т.е. укоротить) намаз, так как среди них есть [молодые] и старшие, а также слабые, [больные] [и те, кому надо восполнить нужды]. А если он один совершает намаз, то он может удлинять его настолько насколько ему угодно» .

ВРЕМЯ НОЧНОГО НАМАЗА

10. Время ночного намаза – это время после молитвы ‘Иша до начала молитвы Фаджр. Это основано на высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину Аллах добавил для вас намаз, и это Витр. Так совершайте этот намаз между намазом ‘Иша и Фаджр» .

11. Совершение намаза в последней части ночи лучше для каждого, кто способен это сделать, основываясь на высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто-то опасается, что не сможет встать на намаз в последней части ночи, пусть совершает намаз в первой части ночи. А если кто-то желает совершить намаз в последней части ночи, пусть совершает Витр в последней части ночи, потому что воистину совершение намаза в последней части ночи засвидетельствовано (ангелами), и это лучше ».

12. Если перед кем-либо стоит выбор совершить намаз в первой части ночи с джамаатом или совершить намаз одному в последней части ночи, то совершение намаза с джамаатом лучше. Потому, что в этом случае ему запишется, как если бы он совершил намаз всю ночь, как мы указали в пункте 4 в хадисе, дошедшего до уровня высказывания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). При Умаре (да будет доволен им Аллах) сподвижники продолжили следовать этому. ‘Абдур-Рахман бин ‘Абдин аль-Гари рассказал: «одну ночь во время рамадана я пошёл в мечеть с Умаром Ибн Аль-Хаттабом и когда мы пришли, то увидели разъединенную толпу людей. Кто-то самостоятельно совершал намаз, а кто-то возглавлял маленькую группу людей в намазе. Он (Умар) сказал: “Клянусь Аллахом, я думаю, что было бы намного лучше, если я объединю этих людей позади одного чтеца”. Затем он последовал этому и объединил людей позади Убай бин Ка’аба. Затем в другую ночь я пошёл с ним и люди совершали намаз позади одного чтеца. И Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Какое это прекрасное новшество. Но время, когда они спят, лучше времени, когда они совершают намаз сейчас”, — имея в виду последнюю часть ночи. И люди совершали ночной намаз в первой части ночи» .

Зейд бин Вахб сказал: «Абдулла возглавлял нас в намазе в месяце рамадан, а затем прекращал ночью» .

ВИДЫ СОВЕРШЕНИЯ НОЧНОГО НАМАЗА

13. Я написал об этом детально в моей книге «Салат-ут-Таравих» (стр. 101-115) поэтому я счёл нужным вкратце обсудить этот вопрос, чтобы облегчить его для читателя и напомнить ему следующее:

Первый вид: состоит из тринадцати ракатов, которые начинаются с двух коротких ракатов. Согласно самому правильному мнению, это два раката сунны, совершаемые после намаза ‘Иша, либо – это два специальных раката, с которых начинается ночной намаз, как было указано ранее. После этого совершаются два очень длинных раката. Затем совершаются два других раката, затем ещё два раката. Затем ещё два раката и ещё два раката. Затем одним ракатом совершается Витр .

Второй вид: состоит из тринадцати ракатов. Совершаются восемь ракатов с таслимом после каждых двух ракатов. Затем совершается Витр пятью ракатами и при этом таслим говорится только в пятом ракате.

Третий вид: состоит из одиннадцати ракатов, в которых таслим говорится после каждых двух ракатов, а затем в конце совершается Витр одним ракатом.

Четвёртый вид: состоит из одиннадцати ракатов, в которых совершаются четыре раката и таслим говорится в четвёртом ракате. Затем в том же виде совершаются ещё четыре раката и завершается с тремя ракатами (для Витра ).

Оставался ли Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в сидящем положении после каждого второго раката при совершении намаза из четырёх или трёх ракатов? Мы не находим ясного ответа на это, но оставаться в сидящем положении (для ташаххуда ) при совершении намаза из трёх ракатов не узаконено (в религии)!

Пятый вид: состоит из одиннадцати ракатов, в которых совершаются восемь ракатов с приседанием лишь в восьмом ракате. Во время сидящего положения (в восьмом ракате) говорится ташаххуд и салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а затем человек встаёт без таслима . Затем совершается Витр одним ракатом и после завершения говорится таслим . Это составляет девять ракатов. После этого совершаются два раката в сидящем положении.

Шестой вид: Совершаются девять ракатов при этом человек садится лишь после шестого раката. Затем читается ташаххуд и салават Пророку(да благословит его Аллах и приветствует), после человек встаёт опять без таслима . Затем совершается Витр тремя ракатами и по завершении говорится таслим , и т.д. (остальное совершается в том же виде, как указано в предыдущем виде).

Это виды, которыми как дошло до нас Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал ночной намаз. Можно изменить виды, посредством сокращения вплоть до одного раката, основываясь на уже приведённом хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто-то желает, пусть совершает витр с пятью ракатами. Если кто-то желает, пусть совершает витр с тремя ракатами. И если кто-то желает, пусть совершает витр с одним ракатом». Таким образом, если кто-то хочет, то он может совершить эти пять ракатов или три раката без остановки с одним таслимом как указано во второй манере. И если кто-то хочет, то может говорить таслим после каждого второго раката как указано в третьем виде и это предпочтительней.

Что касается совершения пяти или трёх ракатов с сидением после каждого второго раката, но без таслима , то мы не нашли никакого достоверного сообщения, о том, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал это. На самом же деле это разрешено, однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил нам совершать витр с тремя ракатами, указав причину в своём высказывании: «И не уподобляйте это намазу Магриб ». Следовательно, если кто-либо совершает витр с тремя ракатами, то он не должен уподоблять это намазу Магриб . Это можно сделать двумя способами:

  • 1. Произнести таслим между чётным и нечётным числом ракатов (т.е. между вторым и третьим ракатами). Это более достоверно и предпочтительней.
  • 2. Не сидеть между чётным и нечётным числом ракатов (т.е. совершить три раката без остановки с одним таслимом) и Аллах знает лучше.

ЧТЕНИЕ ГУР’АНА В ТРЁХ РАКАТАХ ВИТРА

14. Что касается трёх ракатов витра сунной является чтение суры Аль-А’ля в первом ракате, суры Аль-Кяфирун во втором ракате и суры Аль-Ихлас в третьем ракате. Иногда он (да благословит его Аллах и приветствует) добавлял к третьему ракату суры Аль-Фаляг и Ан-Нас. Достоверно сообщается, что однажды он (да благословит его Аллах и приветствует) прочёл сто аятов из суры Ан-Ниса в витре .

МОЛИТВА ГУНУТ И ЕЁ МЕСТО

15. После чтения (из Гур’ана) и перед совершением руку можно иногда читать дуа гунут , чему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил своего внука Хасана бин Али (да будет доволен им Аллах): «О Аллах, веди меня с теми, кого Ты повёл по прямому пути, и защити меня с теми, кого Ты защитил, и помоги мне с теми, кому Ты помог. Благослови мне то, чем Ты меня одарил, и защити меня от зла того, что Ты предписал. Воистину Ты приказываешь, и никто не может приказывать Тебе. Никогда не будет унижен тот, чьим другом Ты являешься, и никогда не удостоится чести тот, кто является Твоим врагом. Преславен Ты, наш Господь и Всевышний. Нет убежища от Тебя кроме как к Тебе ». И иногда следует говорить салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) как будет указано далее.

16. Нет вреда в совершении гунута после руку , добавляя к этому проклятие неверующих, салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и молитвы за мусульман во второй половине рамадана, основываясь на том, что это делали имамы в период правления Умара (да будет доволен им Аллах). В последней части вышеприведённого хадиса Абдур-Рахмана бин Абдин аль-Гари указано: «и они проклинали неверующих во второй части (рамадана), говоря: “О Аллах! Прокляни неверующих, которые сводят (людей) с Твоего пути, не веруют в Твоих посланников и не верят в Твое обещание. Помести в их сердцах страх. И пошли им Своё наказание и муку, Господь Правды! ”. Затем он (т.е. имам) говорил салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), просил для мусульман всё хорошее и молил Аллаха простить мусульман» . Затем он (Абдур-Рахман) сказал: «После проклинания неверующих, салавата Пророку, мольбы о прощении верующих мужчин и женщин и дуа Аллаху, он говорил: “О Аллах! Тебе мы поклоняемся и Тебе мы молимся и преклоняемся. И мы надеемся на Твою милость, наш Господь. И мы страшимся Твоего сурового наказания. Воистину Твоё наказание постигнет Твоих врагов”. Затем он говорил такбир и делал саджда (земной поклон) ».

ЧТО НУЖНО ГОВОРИТЬ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧАСТИ ВИТРА

17. Сунна состоит в произнесении в конце витра (или перед саламом, или после этого): «О Аллах! Я прибегаю к Твоему довольству от Твоего недовольства и к Твоему прощению от Твоего наказания. И я прибегаю к Тебе от Тебя. Никто не может сосчитать хвалу, высказанную Тебе, и Ты Такой, Каким Ты Себя восхвалил» .

18. И после салама для завершения витра нужно сказать: «Субхан аль-Малик аль-Гуддуус, Субхан аль-Малик аль-Гуддуус, Субхан аль-Малик аль-Гуддуус » (т.е. три раза), удлинняя слоги и повышая голос в третий раз.

ДВА РАКАТА ПОСЛЕ ЭТОГО

19 . После этого можно совершить два раката так, как достоверно сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал это. На деле он даже приказал своей умме совершать эти два раката: «Воистину этот путь является борьбой и бременем и когда кто-либо из вас совершает витр пусть совершает два раката (после этого). Если он проснётся (то он должен совершить их), а если нет, то они записываются для него».

20. Чтение суры аз-Зилзял и аль-Кяфирун в этих двух ракатах является сунной.

Этот хадис привёл Муслим и другие, а также Аль-Бухари в форме марфу от Пророка. Этот хадис со всеми сообщениями приведён в «Ирва-уль-Галил» (4/14/906) и в «Сахих Абу Давуд» (1241). Да облегчит мне Аллах завершить и опубликовать эту книгу. Брат Зухайр в своих комментариях к моей книге «Два праздничных намаза» (стр. 32), которая была опубликована в 1404 г.х., сказал: «Аллах облегчил опубликование первого тома книги нашего учителя Аль-Албани “Сахих Абу Давуд”». Но клянусь Аллахом, я не знаю, как это может быть, когда первый том всё ещё находиться у меня и я никому ещё не разрешал сделать её копию, не говоря уже об её опубликовании и распространении. Наподобие этого он сказал также и в четвёртом издании моей книги «Ат-Тавассуль» (стр. 22), изданная в 1403 г.х., будто третий том «Силсилят-уль-Ахадис ад-Даифа» был опубликован, тогда как до сегодняшнего дня (раджаб 1406 г.х.) она ещё не опубликована.

Прим. перев.: Сиддигами называют тех, которые первыми уверовали в пророков и засвидетельствовали правду в трудные времена.

Этот хадис привели Ибн Хузейма и Ибн Хиббан в своих «Сахихах», а также другие с достоверным иснадом. См. мой комментарий к Ибн Хузейме (3/340/2262) и «Сахих ат-Таргиб» (1/419/993).

Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и другие из рассказа Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) и Ахмад (5/318) из рассказа Убады бин Ас-Самита (да будет доволен им Аллах). Добавление в скобках к хадису принадлежит ему и Муслиму от Абу Хурейры. Важное примечание: В первом издании этой книги я привёл другое дополнение к последней части этого хадиса — «и его будущие грехи», — основываясь на выводах Аль-Мунзири и Аль-Аскалани по поводу достоверности этого хадиса. Затем Аллах дал мне возможность более основательно проверить иснад этого хадиса и его сообщения от Абу Хурейры и Убады, что насколько я знаю до меня это никто не делал. В результате я выяснил, что это дополнение — «и его будущие грехи» — является шаз (нерегулярный, т.е. слабый) от Абу Хурейры и мункар (отвергнутый) от Убады. Я пришёл к выводу, что те, кто объявил сообщение Абу Хурейры хасан , а сообщение Убады – сахих , основывались на их позиции относительно первых передатчиков иснада, не проверив другие сообщения. Я подтвердил это в более расширнной форме в «Силсилят-уль-Ахадис ад-Даифа» (№ 5083). Поэтому в отличие от первого издания «Ат-Таргиб» я не упомянул это дополнение к хадису Абу Хурейры, когда привёл этот хадис в «Сахих ат-Таргиб ват-Таргиб» (982). То же относится и к хадису Убады. И только Аллах дарует успех.

Совершение коллективного праздничного намаза – символ братства и единства верующих. Праздники являются милостью Аллаха, они играют большую роль в примирении и сближении мусульман.

Существует два мусульманских праздника:

1. Праздник Разговения (арабск. «‘ид аль-фитр», тюрк. «ураза - б айрам ») – 1 число месяца Шавваль;

2. Праздник Жертвоприношения (арабск. «‘ид аль-адха»», тюрк. «к урбан- б айрам ») – 10 число месяца Зуль-хиджа.

Праздничные намазы относятся к категории ваджиб (необходимое) для тех же, кому обязателен пятничный намаз (аль-джум а ). Праздничный намаз состоит из 2-х ракяатов и совершается коллективно. В этом намазе азан и икамат не читается. Праздничная проповедь (хутба ) является желательным (сунн а ) и читается после намаза, в отличии от проповеди пятничного намаза (аль-джум‘а ), которая является обязательной (фард ) и читается до совершения самого намаза.

Порядок совершения праздничного намаза отличается от других намазов тем, что в нем совершается шесть дополнительных такбиров: три в первом ракяате и три во втором.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПРАЗДНИЧНЫХ МОЛИТВ

1-й рак яат :

  1. Молящиеся за имамом становятся ровными рядами за ним. Совершают намерение: «Намерился выполнить праздничный намаз (ураза-байрам или курбан-байрам ), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха»;
  2. Имам, подняв руки, произносит: «Аллаху Акбар» . Молящиеся за ним повторяют такбир, затем складывают руки, как в других намазах.
  3. Имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «С ана » ;
  4. После этого произносят три дополнительных такбира. Имам вслух, молящиеся за ним шепотом произносят такбир «Аллаху Акбар» , поднимая при этом руки (как во время вступительного такбира акбир а ль-ифтитах ) ), затем опускают руки. После короткой паузы таким же образом делаются второйи после еще одной короткой паузы третий такбиры.
  5. Имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях» , вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана. Молящиеся за имамом в это время ничего не читают и слушают имама.
  6. Имам и молящиеся за ним совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), после чего встают на 2-й ракяат.

2-й рак яат :

  1. Имам читает шепотом «Бисмиллях» , затем вслух суру «Аль-Фатиха» и другую суру.
  2. После этого так же, как и в первом ракяате, имам вслух и молящиеся за ним шепотом, поднимая руки на уровень ушей, произносят три такбира «Аллаху Акбар» , делая паузу между ними. После третьего такбира, не поднимая рук, со словами «Аллаху Акбар» совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ).
  3. После чего совершается последнее сидение, во время которого имам и молящиеся за ним шепотом последовательно читают: «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» . Затем выполняют приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

После намаза имам поднимается на минбар и читает праздничную проповедь (хутб а ).

Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – Такбир

«Ат-ташрик»

Начиная с утреннего намаза дня ‘Арафа (9 число месяца Зуль-хиджа) и заканчивая послеполуденным намазом (аль-‘аср ) 4 дня праздника жертвоприношения (13 число месяца Зуль-хиджа) после каждого фард-намаза (всего 23 намаз) ваджибом (необходимым) является чтение специального такбира «ат-ташрик»:

Чтение этого такбира является ваджибом как во время коллективного, так и во время индивидуального совершения намаза. Мужчины читают такбир вслух, а женщины – про себя. После намаза «аль-в итр » такбир «ат-ташрик» не читается.

Возмещая пропущенные намазы (када ) в эти праздничные дни также необходимо читать такбир «ат-ташрик». При возмещении пропущенных намазов этих праздничных дней в другое время такбир «ат-ташрик» не читается.

Действия, которые желательно совершать в праздничные дни.

В день праздника желательно встать утром пораньше, сделать полное омовение (гусль ), надеть самую красивую одежду. Мужчинам надушиться благовониями и отправиться в мечеть. По пути быть приветливым, раздавать милостыню (садака ), поздравлять с праздником единоверцев.

В праздничные дни следует навещать друзей и родственников, прощать обиды и мирить поссорившихся. Также желательно дарить друг другу подарки, особенно детям. Кроме этого можно посещать могилы, читать Священный Коран и делать ду‘а .

НАМАЗ «АТ-ТАРАВИХ»

Намаз «а т-таравих » совершается в месяц Рамадан. Он состоит из 20 или 8 ракяатов. Намаз « ат-таравих » относится к категории желательного (сунн а муаккада ) как для мужчин, так и для женщин, как для постящихся, так и для тех, кто не соблюдает пост. Совершать намаз « ат-тарави х» коллективно в мечети более желательно (сунна ), но можно совершать его и индивидуально.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Тому, кто совершает намаз «ат-т аравих » в месяце Рамадан, веря в благословенность этого месяца , с надежд ой получить награды только от Аллаха, прощаются все его прошлые грехи » .

«Аллах сделал для вас пост в месяц Рамадан обязанностью. Я же сделал выстаивание ночной молитвы , то есть намаз «ат- таравих », сунной. Тот, кто с вер ой в сердце, с надежд ой получить вознаграждение (саваб ) будет поститься в месяц Рамадан и выполнять намаз «ат- таравих », избавится от грехов, став подобным новорожденному» .

Порядок совершения намаза «ат-таравих».

Намаз « ат-таравих » можно совершать только после обязательного ночного намаза (аль-‘иша’ ). Намаз « аль-витр » в месяц Рамадан обычно совершается после намаза « ат-таравих » , однако совершение намаза « аль-витр » до намаза « ат-таравих » допускается.

20 или 8 ракяатов намаза « ат-таравих » совершают по 2 или 4 ракяата.

«ат-таравих » по 2 рак яата.

Намаз « ат-таравих » совершают после выполнения 4 ракяатов фарда и 2 ракяатов сунны ночного намаза (аль-‘иша’ ).

« ат-таравих »

такбир аль-ифтитах) ду‘а «С ана » . Имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях» руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ).

«Бисмиллях» руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), потом садятся.

Сидя, последовательно читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , затем выполняют приветствие (а с-салям ).

Вышеперечисленные действия повторяются 10 раз по 2 ракяата, и таким образом число ракяатов достигает 20-ти. После этого коллективно совершают 3 ракяата намаза « аль-витр » .

Совершение намаза «ат-таравих » по 2 рак яата в одиночку.

2 ракяата совершается так же, как намаз сунна утреннего намаза (аль-фаджр « ат-таравих » ради Всевышнего Аллаха». Намаз из 2-х ракяатов повторяют 10 раз. После этого совершают 3 ракяата намаза « аль-витр » .

Совершение коллективного намаза «ат-таравих » по 4 рак яата.

Делается намерение: «Намерился выполнить намаз « ат-таравих » ради Всевышнего Аллаха». Имам также оговаривает в намерении желание быть имамом, а молящиеся за ним – то, что они будут следовать за имамом.

Подняв руки, совершается вступительный такбир (такбир аль-ифтитах) . Затем имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «С ана » . Имам шепотом читает «А узу-Бисмиллях» , потом вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана. Молящиеся за имамом в это время слушают его молча и ничего не читают. После этого совершаются поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ).

Встав на 2-ой ракяат, имам читает шепотом «Бисмиллях» , потом вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. Далее все совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), потом садятся и последовательно читают «Ат-тахият» и «Салават».

Поднявшись на 3-й ракяат имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «С ана » . Потом имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях» и вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. После этого совершаются поясной поклон (руку‘ ), 2 земных поклона (суджуд ) и встают на 4-й ракяат.

В 4-м ракяате имам шепотом читает «Бисмиллях» и вслух суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. Потом все совершают поясной поклон (руку‘ ), 2 земных поклона (суджуд ) и садятся.

Сидя, последовательно читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» и выполняют приветствие (а с-салям ).

Вышеперечисленные действия повторяются 5 раз по 4 ракяата, таким образом число ракяатов достигает 20-ти.

После этого коллективно совершают 3 ракяата намаза « аль-витр » .

Совершение намаза «ат-таравих » в одиночку по 4 рак яата .

4 ракяата совершаются так же, как сунна послеполуденного намаза (аль-‘аср ). Отличается только намерение: «Намерился выполнить намаз « ат-таравих » ради Всевышнего Аллаха». Намаз из 4-х ракяатов повторяют 5 раз. После этого совершают 3 ракяата намаза « аль-витр » .

По примеру сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, после каждых четырех ракяатов намаза «ат-таравих» (при этом не имеет значения по 2 или по 4 ракяата совершается намаз) желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одна из форм восхваления Всевышнего, принятая для чтения после каждых 4-х ракяатов намаза «ат-таравих» :

«Субхана зиль-мульки валь-малякут. Субхана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияи валь-джабарут. Субханаль-маликиль - хай й иль-ллязи ля ямут. Суббухун куддусун раббуль-маляикяти вар-рух» .

Данная статья содержит: молитва между таравих намазами - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Таравих-намаз – это желательный намаз, совершаемый в течение месяца Рамазан после ночного намаза. Начинают его совершать в 1-ю ночь месяца Рамазан и завершают в последнюю ночь поста. Таравих-намаз желательно совершать джамаатом в мечети, если нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, в одиночку. Лучше совершать 20 ракаатов, т.е. 10 намазов. По окончании таравих-намаза совершают 3 ракаата витр-намаза.

Таравих состоит из десяти или четырех двухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.

МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ МЕЖДУ НАМАЗАМИ В ТАРАВИХЕ

3. “Субхана-ль-малики-ль-къуддус (два раза).

Али бин Абу Талиб передает: Однажды я спросил у Пророка (мир ему) о достоинстве молитвы Таравих. Пророк (мир ему) ответил:

Молитва между таравих намазами

Таравих-намаз

Таравих-намаз – это желательный намаз, совершаемый в течение месяца Рамазан после ночного намаза. Начинают его совершать в 1-ю ночь месяца Рамазан и завершают в последнюю ночь поста. Таравих-намаз желательно совершать джамаатом в мечети, если нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, в одиночку. Обычно исполняют 8 ракаатов – 4 намаза по два ракаата, но лучше совершать 20 ракаатов, т.е. 10 намазов. Пророк Мухаммад (да благословит его АЛЛАХ и приветствует) вначале совершал по 20 ракаатов, затем, для облегчения своей общине (умме), ограничился 8-ю ракаатами. По окончании таравих-намаза совершают 3 ракаата витр-намаза.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ТАРАВИХ-НАМАЗА

I. “Ла хауля ва ля къуввата илля биллаh. Аллаhумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля aали Мухаммадин ва саллим. Аллаhумма инна нас’алукаль джанната ва на’узубика мина-н-нар”.

2. “Субхана ллаhи валь-хамду лиллаhи ва ля илаhа илла ллаhу ва ллаhу Акбар. Субхана ллаhи ‘адада халкъиhи ва ризаа нафсиhи ва зината ‘арщихи ва мидада калимати”.

3. “Субхана-ль-малики-ль-къуддус (два раза).

Субхана ллаhи-ль-маликиль къуддус, субухун къуддус раббуль малаикати ваp-pyx. Субхана ман та’аззаза бил-къудрати валь-бакъаъ ва къаhhарал ‘ибада биль-маути валь-фана’. Субхана раббика раббиль ‘иззати ‘амма йасифун ва салямун ‘аляль-мурсалина валь-хамду лилляhи раббил ‘алямин”.

Али бин Абу Талиб передает: Однажды я спросил у Пророка о достоинстве молитвы Таравих. Пророк ответил:

“Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь, тому Аллах простит его грехи.

Если исполнит и во 2-ю ночь, то АЛЛАХ простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь – призовет ангел под Аршем: “Поистине Аллах, Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи”.

Если и в 4-ю ночь – ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Къуръан.

Если и в 5-ю ночь – Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь – Аллах воздаст ему награду, равную совершению Тавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаха о прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь – он достигает степени Пророка Мусы и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.

Если и в 8-ю ночь – Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрахима.

Если и в 9-ю ночь – он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаху, как близкие Ему рабы.

Если и в 10-ю ночь – Аллах дает ему баракат в пропитании.

Кто совершит молитву и в 11-ю ночь – покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.

Если и в 12-ю ночь совершит – в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.

Если и в 13-ю ночь – этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.

Если и в 14-ю ночь – ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллах в Судный день воздаст ему.

Если и в 15-ю ночь – этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.

Если и в 16-ю ночь – Аллах освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.

Если и в 17-ю ночь – Аллах воздаст ему большую степень перед Собой.

Если и в 18-ю ночь – Аллах воззовет: “О, Раб Аллаха! Я доволен тобой и твоими родителями”.

Если и в 19-ю ночь – Аллах поднимет его степень до Рая Фирдавс.

Если и в 20-ю ночь – Аллах воздаст ему награду Шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь – возведет Аллах ему в Раю дом из Нура (сияния).

Если и в 22-ю ночь – этот человек будет в безопасности от печали и тревог.

Если и в 2З-ю ночь – Аллах возведет ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь – 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если и в 25-ю ночь – Аллах освободит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь – Аллах возвысит его степень в 40 раз.

Если и в 27-ю ночь – пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.

Если и в 28-ю ночь – Аллах возвысит ему 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь – Аллах воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.

Если и в 30-ю ночь – Аллах скажет: “О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Кавсар. Я – твой Создатель, ты – Мой раб”.

Молитва (намаз) Таравих

Данная молитва Таравих является обязательной сунной (сунна муаккяда ) как для мужчин, так и для женщин. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи» .

Время выполнения молитвы Таравих наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления утренней зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз Витр в эти дни выполняется после молитвы Таравих.

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, когда люди словно пребывают в прострации , в условиях духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как Таравих, способствует появлению чувства общности, единения. Мечеть - это место, где люди общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома».

О том, что Пророк и его сподвижники читали в Таравихе до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба». Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы Таравих. С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны. В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах». Однако ритуал Таравиха, состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода.

Совершается молитва Таравих после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву Таравих до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно.

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:

سُبْحَانَ ذِي الْمُلْكِ وَ الْمَلَكُوتِ

سُبْحَانَ ذِي الْعِزَّةِ وَ الْعَظَمَةِ وَ الْقُدْرَةِ وَ الْكِبْرِيَاءِ وَ الْجَبَرُوتِ

سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْحَيِّ الَّذِي لاَ يَمُوتُ

سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ الْمَلاَئِكَةِ وَ الرُّوحِ

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ نَسْتَغْفِرُ اللهَ ، نَسْأَلُكَ الْجَنَّةَ وَ نَعُوذُ بِكَ مِنَ النَّارِ

«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.

Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.

Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.

Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.

Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар…»

«Свят и Идеален тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть. Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила). Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада…»

(Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила)… В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?»

В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» .

Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства - твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз. Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство - твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я - твой раб».

Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и со словами «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.

Вопросы по теме

(ответы имама на вопросы о намазе Таравих)

1. Какие дополнительные намазы читают во время поста?

1. Таравиха, Витра и Тахаджуда достаточно.

2. Обычное намерение на два ракяата дополнительной молитвы.

Уважаемый имам, когда восполняешь пропущенные дни поста, можно ли совершать пропущенную молитву Таравих? Э.

Дни обязательного поста необходимо восполнять, но Таравих восполнять не нужно. Таравих относится к категории дополнительных молитв, а не обязательных.

Сейчас, во время Рамазана, читают молитву Таравих. В ближайшей мечети города, где я живу, прихожане договорились за весь намаз прочитывать один джуз Корана. Но сам имам читает джуз во время Таравиха с Книги - в одной руке Коран, другая на поясе. И так весь намаз. Насколько я понимаю, Пророк так не делал, он знал Коран наизусть и не умел читать. Вопрос: была ли такая практика у сподвижников или у праведников, признанных ученых? Может, стоит посещать другую мечеть на время данного намаза?

Такое возможно (по мнению некоторых ученых-суннитов), но обычно ставят Коран на специальную подставку, дабы освободить руки и не делать лишних движений в молитве-намазе. Если продолжительность молитвы Таравих в ближайшей мечети вас устраивает, тогда нет необходимости идти в другую.

По мнению некоторых ученых такое возможно.

Должны ли женщины совершать Таравих? Если да, то можно ли совершать его дома, одной? Ая.

Как для мужчин, так и для женщин совершение данной молитвы-намаза является сунной, то есть желательным действием. Вы можете совершить ее дома, одна.

Почему в этом году в вашей мечети до Таравиха не читалась проповедь? С чем это связано?

Канонической необходимости в этом нет, а потому имам может читать ее, если видит потребность, а может и не читать.

Если я намереваюсь сделать Таравих-намаз в 20 ракяатов, то как их читать? По 2 ракяата (10 раз) или по 4 ракяата (5 раз)? Какие молитвы и ду‘а читать в перерывах?

Все это на ваше усмотрение.

Читается ли Таравих в последний день поста, ведь вечером начинается первый день следующего месяца? Тимур.

Вы правы, в последний день поста молитва Таравих не читается.

Можно ли мне ездить на Таравих в мечеть, если я не держу пост? У меня лечение, в течение которого необходимо месяц пить лекарства. Есть большое желание держать уразу, но врач сказал, что надо пропить курс, а то не будет пользы от предыдущих двух недель принятия лекарств. Меня терзают сомнения и мне неудобно и непривычно, что не держу пост, хотя сам понимаю и чувствую, что лекарства необходимо пропить. У.

Можете ездить на Таравих.

В мечети нашего города после Таравиха имам зачитывает хадис о вознаграждении, получаемом человеком, пришедшим на намаз. И причем это относится к каждому дню на протяжении всего месяца поста. Скажите, правда ли это? Слышали ли вы такие хадисы? Рамиль.

Достоверных хадисов по этому поводу нет.

Недавно наткнулась на статью в местной газете, где подробно описывались вознаграждения каждой ночи за чтение молитвы Таравих во время поста. Например, в первый день месяца Рамадан прочитавшему Таравих Всевышний простит все его грехи, во второй день Аллах простит все грехи родителей читавшего Таравих и так далее до конца поста. Расскажите об этом подробнее. Еркежан, Казахстан.

В Коране и достоверной Сунне об этом не говорится.

Мы с друзьями на второй день поста опоздали на молитву ‘Иша, сразу же встали с джамаатом на Таравих-намаз. Считается ли фард молитвы ‘Иша пропущенным или его вместе с сунной можно совершить после Таравиха и Витра? Мурат.

Пятая обязательная молитва не считается пропущенной, вам необходимо совершить ее после Витра. На будущее: если вы опаздываете, то в первую очередь отдельно от имама совершаете пятую молитву и только после присоединяетесь к Таравиху.

Я езжу на Таравих в мечеть. Домой приезжаю около полуночи. Моя супруга жалуется на то, что я каждый вечер ухожу в мечеть, а когда прихожу, то ложусь спать. Ей не хватает времени, которое я с ней провожу. Мне же очень нравится совершать Таравих в мечети, я ждал этого весь год. Как мне лучше поступить? Отвергнуть ее претензии и, несмотря на ее обиду, пойти в мечеть или ходить в мечеть через день, как я сейчас и делаю? Искандер.

Обязательно ходите в мечеть, это зарядит вас позитивно, облагородит и положительно настроит на весь последующий год.

Что же касается супруги, то настоятельно советую найти мою книгу «Семья и Ислам», которая откроет вам глаза на многие тысячи обстоятельств семейной жизни. То, что ваш поход в мечеть раздражает супругу, говорит об очень низком уровне взаимопонимания между вами. Этот пробел необходимо восполнить за счет знаний и опыта других.

Хазрат, почему вы раньше читали Таравих-намаз в 20 ракяатов, а сейчас в 8 ракяатов? Разве можно так? Я послушал одного знаменитого хазрата, он говорит, что так нельзя. Ответьте, пожалуйста, это для меня и моих друзей очень важно! Махмуджон.

В последние два года (2010, 2011 гг.) мы перешли на 8 ракяатов по той простой причине, что большинство прихожан нашей мечети - это работающие люди, а не пенсионеры. Читая 8 ракяатов, мы завершаем за полночь, а читая 20 ракяатов, получится и того позднее. К тому же учитывайте, что людям в 3 часа ночи вставать на утренний прием пищи, а потом в 7 утра ехать на работу.

Наиболее известными с точки зрения Сунны являются два варианта - 8 и 20 ракяатов. На период, пока пост приходится на летнее время, согласовав наше решение с муфтием, мы проводим в нашей мечети только 8 ракяатов Таравиха. Желающие могут дочитывать дома до 20.

В религиозной практике я следую ханафитскому мазхабу, но не являюсь строгим приверженцем мнений лишь одного мазхаба, тем более когда эти мнения могут серьезно затруднить жизнь простым верующим. Религия дана нам в легкость, а потому нужно все разумно соизмерять.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:

(1) «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте».

(2) «Религия - это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет».

(3) «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут!»

(4) «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого».

(5) «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически] те, кто щепетильны и чрезмерно строги». Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды».

Проблема в том, что во время Таравиха из-за непонимания смысла читаемого мысли уходят в сторону. Бывает, что почти засыпаешь. Дома, когда читаю намаз, после арабского читаю и его перевод. Посоветуйте, как справиться с проблемой. Надим.

Таравих (араб.) - множественное число от «тарвиха», что переводится как «отдых». Молитва называется так потому, что после каждых ее четырех ракяатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 127.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8901, «сахих».

Прострация - состояние предельной истощенности, расслабленности, неориентации во времени; упадок сил, сопровождаемый безразличным отношением к окружающему. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 664.

Хадис от Абу Зарра, а также от ‘Аиши; св. х. Муслима, аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1059; он же. В 8 т. Т. 2. С. 43; аш-Шавкяни М. Нэйл аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 54, 55.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 314, 315, хадис № 2010; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, хадис № 946.

Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь [Сунна] и путь праведных халифов». ‘Умар был одним из них - вторым праведным халифом.

Совершение в Таравихе двадцати ракяатов поддержали богословы ханафитского мазхаба. Богословы шафиитского мазхаба считают достаточным восемь ракяатов, что также соответствует Сунне. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, 1993. С. 114; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, 58.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1060, 1075, 1089.

Подробнее об этой молитве читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2». С. 263.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и ан-Насаи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 590, хадис № 10010, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 50, хадис № 69; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 12. С. 40–42, хадисы № 6 (1732), 7 (1733), 8 (1734)

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 220, хадис № (2670) 7.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 328, хадис № 3029, «сахих».

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 398, хадис № 1738, «сахих».

Тахаджуд намаз - намаз, который совершается после Иша намаза и до появления зари. Ночной тахаджуд-намаз, который совершается во время месяца Рамадан, называется Таравих . Это намаз выполняется после намаза Иша, но перед намазом Витр. Отличие Таравих намаза от Тахаджут заключается в количестве ракатов и времени совершения. Начинают совершать Таравих намаз в первую ночь месяца Рамазан, а заканчивают в последнюю ночь поста. Данный намаз предпочтительно совершать джамаатом в мечети, если нет возможности посещения мечети. Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один джуз Корана с тем, что бы полностью прочитатьКоран за месяц Рамадан. Это очень важно, потому что не у всех есть возможность прочитать Коран самому в этот месяц.

Сколько ракатов Таравих намаза надо читать?

Можно читать 8 ракатов - это мнение относится к шафиитскому мазхабу, а так же можно читать и 20 ракатов - это мнение ученых ханафитсткого мазхаба. Многие ученые опираются на мнения сподвижников, которые сошлись по иджме, то есть общему согласию в определении 20 ракатов для Таравих намазов. Хафиз Ибн Абдульбаррсказал: «У сподвижников не было споров по данному вопросу» («Аль-Истизкар», т.5, стр.157). Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»). Хафиз Абу Зур"ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97). Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллах) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194).

В то же время сторонники 8 ракатов опираются на слова Аишы. Она на вопрос: «Как молился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ночи Рамадана?», - ‘Аиша ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать рак’атов”. аль-Бухари 1147, Муслим 738. То есть 8 ракатов Таравих намаз и 3 раката Витр намаз.

Правила совершения Таравих намаза.

Как упоминалось выше намаз Таравих состоит из 8 или 20 ракатов. Намаз выполняется по 2 раката 4 раза или 10 раз, то есть читаются 2 раката, как 2 раката Фаджр намаза и так повторяется 4 раза или 10 раз. В результате получается 8 и соответственно 20 ракатов. Можно так же читать по 4 раката 5 раз. Между каждыми 2 или 4 ракатами делается небольшой перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если человек совершает намаз дома, то можно в это время делать зикр или читать Коран.

Как читать 2 раката.

1) Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.

2) Начните намаз, произнеся «Алаху акбар!», и сомкните руки.

3) Произнесите: «Субханака», "Аузу...", "Бисмиллях....

5) По окончании чтения суры или части Корана, склонитесь в руку и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».

6) Поднимитесь из руку и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами"аллаху лиман хамидах», - и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».

8) Из саджда перейдите в сидячее положение.

9) Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».

10) Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите»Алаху акбар!», суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.

11) Закончив чтение Корана, склонитесь в руку. Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, — вплоть до второго саджда.

12) После второго саджда сядьте и произнесите « Аттахийату ...», « Аллахума салли ала...» и дуа, которое читаете перед окончанием намаза.

13) Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», - и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.

Награда за Таравих намаз

В хадисе говорится: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 37, Муслим 759). Имам аль-Баджи сказал : “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” (“аль-Мунтакъа” 251).

В другом хадисе рассказывается : “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты - посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).

Новое на сайте

>

Самое популярное