Домой Плодовые деревья Что такое соборование, когда и зачем оно проводится, кому нужно. Таинство исцеления

Что такое соборование, когда и зачем оно проводится, кому нужно. Таинство исцеления

Что такое Соборование? Для чего оно проводится? Как происходит? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в нижепредложенной статье.

Что такое Соборование?

Соборование – одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия.

Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.

После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.

Соборование: Таинство исцеления души и тела

Таинство исцеления души и тела - такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками - «собором».

С уважением, священник Антоний Скрынников.

Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек (ему 2 года) никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше.Спасибо заранее за ответ. С уважением Евгения

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Евгения!

Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста.
Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Совершение Таинства Соборовани

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой.

В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два - апостолу Иакову, по одному - святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть - совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых.

Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь - по выздоровлении или же после всеобщего воскресения (см. Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 - 38), а крест и Евангелие - на присутствие Самого Иисуса Христа. На пшеницу ставится пустой сосуд (кандило праздное), который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (см. Лк 10, 34). Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой (хлопчаткой), для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения (Требник, гл. 14) и затем, если больной еще не потерял сознания, совершается Таинство Елеосвящения, которое можно начать с ектеньи «Миром Господу помолимся…». Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны.

Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения

Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 - 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар - это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 15).

Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, - это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12), Все это больной непременно должен исполнить, ибо этого желает от людей Сам Бог.

Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?

Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» (Иак 5, 15). Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему.

Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному.

О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе - водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 - 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.
Дети, несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.

Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после Таинства Соборования, следующее.

Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому Таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же, и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено. По тому же самому часто и родственники, а также и знакомые присутствуют при соборовании больного: Нехорошо не быть, стыдно от людей!» Стало быть, ни у кого из присутствовавших при соборовании нет ни достаточной веры, ни усердного прошения. А без этого-то не бывает и выздоровления. Ибо сказано, что больного исцеляет молитва веры, то есть вера, соединенная с молитвой.

Во-вторых, иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же, человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар - выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар - отпущение грехов. Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни. Поэтому, православные христиане, не бойтесь прибегать к Таинству Елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть пособоруется не откладывая. А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание. Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь в Царстве Небесном. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.

Что такое соборование? Кому и зачем нужно собороваться? Почему в храме соборование совершается только во время постов?

Православный катехизис дает этому Таинству следующее определение: «Соборование (Елеосвящение) есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Вопреки распространенному ложному мнению, это Таинство не носит характера исключительно напутствия умирающим и не служит всего лишь неким «полезным дополнением» к медицине. Соборование - это Таинство исцеления; в нем открывается возможность приостановить процесс не только физического, но и духовного умирания, вновь ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царствия Божия, в «радость и мир» (см.: Рим. 14 , 17). Святого Духа. Прибегать к этому Таинству может всякий верующий, православный человек, чувствующий свою немощь - телесную или душевную, нуждающийся в помощи Божией и молитвах Церкви, привлекающих эту помощь. Немощью в данном случае может быть как тяжкая, ведущая к смерти болезнь, так и просто заболевание, угнетающее тело и душу, но не сопряженное с угрозой близкой смерти. Может немощью быть и тяжелое душевное состояние - уныние, отчаяние, то, что часто именуют депрессией.

Собороваться можно в любое время церковного года - как в храме, так и на дому, если больной прикован к постели. Традиция собороваться Великим и Рождественским постами вполне объяснима с точки зрения духовной: пост - время по преимуществу покаянное, и такой же характер носит данное Таинство.

Нужно ли готовиться к соборованию? Можно ли собороваться тем, кто не ходит в храм постоянно, не исповедуется, не причащается?

Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно. Более того - приходилось видеть, как человек, по чьему-то совету пришедший в храм постом на соборование, затем становился прихожанином этого (или другого) храма: по совершении Таинства в жизни его происходил переворот, она вся разворачивалась к Богу... Однако в идеале это Таинство требует подготовки. Прежде всего - осознанной, глубокой, серьезной исповеди, которая соборованию должна предшествовать. А уже после исповеди и соборования человек приступает к Таинству Причащения. В практике Древней Церкви соборование воспринималось не только как Таинство исцеления, но и как Таинство, во многом покаянное - чтобы понять, почему это так, достаточно внимательно прочитать его последование. В некоторых Поместных Церквах Таинство соборования совершалось над людьми, находившимися под длительным запрещением: когда заканчивался срок епитимии, отлучения, они соборовались и приступали к Причастию.

Я соборуюсь ежегодно. Однако мои болезни никуда не делись, а некоторые даже усугубились. Почему так происходит, ведь соборование по своей сути - это Таинство исцеления?

Да, Таинство исцеления. Однако мы часто забываем, что подлинная наша цель - не здоровье само по себе, а спасение души, для которого порой полезно и поболеть. Поэтому соборование - не универсальное «лекарство», которое действует «автоматически». Соборуясь, мы предаем себя воле Божией - в надежде на его милость. Если даровал нам Господь исцеление - важно, чтобы мы были подлинно благодарны Ему, жили так, как это Ему угодно. А если попустил еще пострадать - важно, чтобы изменилось наше отношение к болезни, чтобы мы перестали воспринимать болезнь как стихийную, неизвестно откуда обрушившуюся на нас беду и увидели бы в ней средство, поданное нам Господом для уврачевания наших душевных недугов, епитимию за наши грехи.

Нужно ли соборовать детей, тем более младенцев, которые еще не исповедуются, не имеют «забытых грехов» и, в принципе, здоровы? Слышала о случаях, когда дети, наоборот, заболевали после того, как над ними было совершено Таинство соборования.

Детей в возрасте до семи лет соборовать, безусловно, не надо. Однако о случаях, когда маленькие дети после совершения над ними Таинства соборования заболевали бы, мне неизвестно.

Несколько лет назад умирала наша бабушка. Она не была воцерковленным человеком и не выражала желания собороваться, но, когда она уже была без сознания, мы пригласили священника, и он соборовал ее. Недавно ситуация повторилась с другой нашей родственницей. Но священник (из другого храма) отказался ее, уже бессознательную, соборовать, узнав, что она не ходила в церковь. Кто из этих батюшек прав?

Отношение к возможности соборования людей, находящихся без сознания, у различных пастырей мы можем видеть различное, это вопрос до известной степени дискуссионный. В «Настольной книге священнослужителя» мы читаем, что совершение этого Таинства над людьми в бессознательном состоянии невозможно. Но есть, например, практика Болгарской Церкви, допускающая соборование даже заочное. То же самое мы находим и в практике Греческой Церкви. В жизнеописании известного афонского старца иеросхимонаха Ефрема Катунакского рассказывается о том, как он именно заочно несколько раз соборовал одного из старцев своей келлии, удалившегося для операции со Святой Горы в Салоники. Лично мне близка позиция пастырей, которые допускают соборование людей, впавших в бессознательное состояние, но прежде того живших сознательной церковной жизнью, а тем паче - выражавших свое желание, чтобы над ними было совершено Таинство елеосвящения. И не допускают это в отношении тех, кто церковной жизни был чужд, поскольку в данном случае действительно имело бы место некое насилие над волей человека.

Я проходил соборование от своей болезни еще до Великого поста. Можно ли повторить соборование? Если да, то через какой срок это можно сделать? Во время соборования я забыл записать свое имя. Важно ли это?

Препятствий к тому, чтобы повторить соборование, нет. Однако нет нужды приступать к этому Таинству и слишком часто, раз за разом. Имя свое, конечно же, обязательно нужно записать, чтобы священник мог помянуть его, произнося соответствующие молитвословия.

Я читал недавно книгу убитого священника Даниила Сысоева («Инструкция для бессмертных, или Что делать, если вы все-таки умерли...») - очень рекомендую ее всем! Отец Даниил говорит о соборовании то, что мне, как и вам, не поднимет настроения. Ссылаясь на святых отцов, он утверждает, что соборование разрешает только от болезней разного рода (духовных, душевных, телесных), но не от забытых грехов. Во время соборования молятся о даровании воспоминания о забытых грехах, но «автоматического» оставления этих грехов Церковь не обещает...

В Церкви вообще ничего не совершается «автоматически», в неком одностороннем порядке. Все требует участия самого человека, его труда, сознательного очищения сердца. Что касается забытых грехов... Это вообще сложный вопрос. Мы грешим не только ежедневно, но и ежечасно, порой - ежесекундно. Можем ли мы упомнить решительно все свои грехи - и делом, и словом, и помышлением содеянные? Разумеется, нет. Мы должны жить внимательно, испытывать свою совесть, просить у Бога зрения своих грехов, каяться в них с сокрушением сердечным, ничего не утаивая и не скрывая. А самое главное - приносить плоды, достойные покаяния, уклоняясь от зла и творя благо (см.: Пс. 33 , 15). В этом суть покаяния, в этом залог нашего прощения и оправдания на Страшном суде. Но не в том, чтобы с математической точностью высчитывать и определять, сколько раз и как мы согрешили, не упустив при этом ни дела, ни слова, ни мысли греховных.

Грех уродует человека, удаляет от Бога, вырастает в стену между нами и Господом. И мы не можем сами эту стену зачастую преодолеть. А в Таинстве соборования мы как раз и просим, чтобы преклонился Господь к нашей немощи, исцелил изъязвленную страстями душу, уврачевал ее раны Своей благодатью, восполнил то, на что недостает сил, разума, решимости нам самим. Никто никогда не скажет Вам: «Вы соборовались (покаялись, причастились) и потому точно спасены». Спасение наше всегда будет совершаться, по слову преподобного Петра Дамаскина, между страхом и надеждой.

По мнению моего духовника, соборование для молодых незамужних девушек не рекомендуется, если ты в будущем собираешься выходить замуж, а если не собираешься, то можно.

Поверьте: абсолютно никакой связи между соборованием и семейным положением девушки или молодого человека нет и быть не может. Думаю, Вы просто не совсем правильно поняли своего духовника.

Мне посоветовали собороваться, потому что не все ладится у меня - и в личной жизни, и в материальном смысле, одним словом, не везет...

Нельзя относиться к Таинству так утилитарно. Чего мы ищем - в Церкви, в Таинствах ее? Или, точнее, чего должны искать? Царствия Божия и правды его (см.: Мф. 6 , 33). А все остальное, по-настоящему необходимое, приложился, как свидетельствует Евангелие, а вернее сказать - Сам Господь.

Игумен Нектарий (Морозов)
Газета «Православная вера» № 5 (457)

На вопрос кома, священники отказываются Соборовать... заданный автором Искатель лучший ответ это дать попу денежку, что вы как дитя малое.

Ответ от Просолить [гуру]
Мнения священников часто отличаются от учения Христа.
Христос учил не совершать подобные обряды. Эти мероприятия являются языческой традицией.
Христос учил другому.


Ответ от Просыпаться [гуру]
Обратитесь к Католикам.


Ответ от Невролог [гуру]
А что за спешка?


Ответ от Џ лишь гость в этом мире [гуру]
Сейчас атеисты подскажут))


Ответ от Вождь ёноэнэ [гуру]
Знаю одну пожилую женщину. Очень скромный человек. В той церквушке где она молилась с ней обходились некорректно. Её сторонились. А я наоборот, потому как видел её внутреннее состояние. Однажды она мне проговорилась. -"Сколько раз было, смотрю на свою мамочку, а жизнь из неё ушла. Я давай Бога просить, верни мне мою любимую, единственную, мамочку пожалуйста! Гляжу, опять начинает дышать, и ворчит на меня, зачем мол меня тянешь обратно. " Знаю пример, когда коллективно и долго о мальчике молились более10 человек. Родился и выздоровел. А врачи его мать так долбали по поводу аборта. Знаю, как один мужчина, самоубийцу - женщину возвратил, а она потом ему мозг по частям выносила несколько лет. Если в вашем случае нет больших органических повреждений, то тогда есть смысл тащить его назад. На радость и любовь в вашем сердце он притянется обязательно.


Ответ от Артем Великий [гуру]
Вы мне написали что к вам придет священник Завтра. как священники отказываются Соборовать. может вы не правильно поняли или вас не правильно поняли Возможно священики сылаются Таинство предполагает вольное согласие человека и его сознательное (молитвенное) участие в священнодействиях. Если человек, ведущий здоровый церковный образ жизни, который подразумевает регулярную исповедь и причастие, участие в делах прихода, заболеет или травмируется, и будет пребывать в бессознательном состоянии, такого можно и пособоровать, Основанием для приведённого мною мнения служат факты ошибочного диагноза, когда врачи полагают, что больной без сознания, а дело обстоит так, что больной просто хорошенько парализован, и внимает звукам.
Тем паче, что в чине таинства соборования не предусмотрено никаких действий, которые мог бы совершать соборуемый, кроме, разве что, просьбы о благословении и прощении после отпуста. Так что в данном случае сознательное молитвенное участие - вполне субъективное понятие.


Ответ от Андрей Пяртман [гуру]
если человек находится в коме, священник только соборует его - ведь это таинство не требует от соборуемого никаких действий. Найдите номер телефона епархии и позвоните с объяснением ситуации помощнику Правящего Архирея и указанием Священника, кто отказался. Думаю, что через полчаса он сам приедет к Вам и еще будет Ваш упрашивать. чтобы Вы сами разрешили Соборование. А так Ваши молитвы.


Ответ от Єантахтера Юродивый [мастер]
Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление - это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление: в таинстве исцеляется, в первую очередь, наша душа.


Ответ от Андрей [гуру]
Так и должно быть в Русской Православной Церкви.
Это Таинство без исповеди невозможно! Если человек в таком тяжком состоянии, как кома, то как узнать, какие он имеет грехи в сердце своём! Покаяние же для такого тяжко болящего возможно только по его собственной воле. И как узнать, постился ли и молился ли этот человек до наступления комы. А именно пост и молитва очень необходимы для Таинства Елеосвящения.


Ответ от WOLF [гуру]
только ваша молитва


Ответ от Ѐедиска [гуру]
Молитесь, заказывайте молебны о здравии, литургию, сорокоусты, а как только в себя прийдет сразу и священника можно пригласить!


Ответ от Денис ильиных [гуру]
иван грозный тож соборовался, сильно сумневаюсь, что это пошло ему на пользу, а коли ваш близкий ещё жив но не раскаян, молитесь это верней может помочь


Ответ от Іерковный сторож. [гуру]
Соборование напрямую не связано с исповедью и причастием.


Ответ от светлана растовская [гуру]
молитесь сами, жаль, что время упустили


Вопросы и ответы / Церковное окормление болящего человека. Как поступать болящему человеку в болезни, при лечении в больнице, перед операцией

    Священника можно пригласить домой из любой церкви. Священники соглашаются или не соглашаются идти домой в зависимости от своей занятости на приходе. К тяжелобольному не откажется прийти не один батюшка. Лучше приглашать священника из ближайшего храма. Для этого надо подойти к батюшке, на которого пал ваш выбор, после службы и договориться на конкретный день и время. Накануне прихода батюшки следует навести порядок в квартире, сделать уборку в комнате, где находится больной, переодеть его в чистую одежду и постелить чистое постельное белье. Около святого уголка (если он есть) расчистить стол, приготовить чистую скатерть, свечи, т.е. сделать все, чтобы священник, прийдя домой, имел возможность благоговейно разместить святые предметы, церковную утварь и Святые Дары, принесенные для причащения больного. Накануне, посоветовавшись с батюшкой, следует приготовить своего родственника к исповеди, прочитать ему “Правило ко святому причащению”.

    После того, как таинство совершится, будет уместно благодарно пожертвовать что-либо на храм, где служит батюшка, и какие-либо средства ему самому, попросив его помолиться за больного.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница», 2003.)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    В этом случае родственники больного должны молиться Богу о вразумлении своего тяжело страждущего, умирающего родственника, о том, чтобы Господь открыл ему свет истины и дал возможность подойти к таинствам исповеди и причастия. Необходим разговор, терпеливая беседа со своим родственником, терпеливые молитвы за него. В таких случаях лучше всего помолиться святому апостолу Иоанну Богослову, или родственники могут читать Псалтирь о вразумлении своего страждущего близкого.
    (Опубликовано в Журнале «Народный лекарь», 2003.)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Таинство соборования проводится сегодня в больницах, причем как индивидуально, так и в группах. Таинство соборования (по-другому в богослужебных книгах оно называется елеосвящением) установлено Господом Иисусом Христом. Соборование – это таинство исцеления, также это и таинство покаяния, потому что во время соборования человеку прощаются грехи, совершенные по неведению или грехи забытые, но не сокрытые сознательно.

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Можно, но только в том случае, если человек до того момента, как он потерял сознание, изъявлял желание, чтобы над ним было совершено это таинство.

    Психическое расстройство не является противопоказанием для таинства соборования.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Как любящие родственники, вы сделали по-человечески все, что могли. Однако с духовной точки зрения, конечно же, поступили эгоистично. Вы сделали не как лучше маме, а как лучше себе. Надо помнить, что христианин должен уходить из этого мира, если позволяют обстоятельства, в ясном разуме и сознании, молясь Богу. «Загрузить» его нейролептиками – значит лишить этого важного момента «непостыдной, мирной, христианской кончины». Некоторые христиане умирают без сознания или в коме – но это другое, это результат болезни, а не «творчество» родственников. То, что на вашей душе лежит тяжесть, ясно свидетельствует, что вы поступили неправильно. Надо было сперва посоветоваться со священником и испросить волю Божию. Поэтому вам следует прийти в храм и покаяться, поисповедоваться в этом грехе и больше так не поступать.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    "В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в таинстве покаяния и в совести своей примириться с Богом" (св. Феофан Затворник).

    Меня часто спрашивают, какие книги и иконы лучше всего взять с собой в больницу. Из книг лучше всего взять с собой святое Евангелие, а также одну из книг святых отцов – ту, которая больше всего в данный момент по душе и которую хотелось бы изучить за время болезни. А из икон лучше всего взять складень с изображением Спасителя, Божией матери, икону своего Ангела-хранителя и своего небесного покровителя. Если есть какой-либо избранный святой, который покровительствует вашему роду, семье или непосредственно вам, то возьмите с собой и его икону для того, чтобы просить его святых молитв.

    Особого молитвенного правила для больных людей, находящихся в больнице, не существует. Если есть возможность прочитать утренние и вечерние молитвы, то их следует прочитать. Если состояние здоровья не позволяет (например, в послеоперационный период), то надо прочесть столько молитв, сколько можете. Если вы не помните на память, то можете восполнить это чтением молитвы Господней или молитвы Пресвятой Богородице.

    Если, попав в больницу, вы хотите очистить свою душу и совесть таинством покаяния, то можете воспользоваться для этого такими простыми книгами, как «В помощь кающемуся» святителя Игнатия Брянчанинова или «Первая исповедь в больнице». Для того чтобы разобраться, как правильно исповедоваться и очищать свою душу, можете прибегнуть за помощью к священнику, окормляющему больницу, в которой вы находитесь.

    Иногда меня спрашивают, можно ли осенять крестным знамением лекарства, которые мы принимаем. Ответ на этот вопрос краток: не только можно, но и нужно.

    Если вам предстоит операция, то надо понимать, что страх перед операцией является естественной реакцией самосохранения человека. Душа каждого человека перед операцией томится и страждет. Как же уменьшить это чувство страха? Начните с того, что помолитесь Господу, чтобы Он благословил операцию, если Ему это угодно; если же не угодно – чтобы отвел ее или перенес на другое время, когда операция пройдет без осложнений и послужит во благо и во исцеление. Помолившись и положившись на волю Божию, далее воспринимайте все безропотно, ибо нет молитвы, Господом не услышанной.

    Вечером накануне операции, следует помолиться за всех медиков, которые примут в ней участие, затем прочитать вечернее молитвенное правило и лечь спать. С утра следует прочитать утренние молитвы и далее до самого момента операции молиться непрестанными короткими молитвами: «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!»

    Многих волнует вопрос, можно ли снимать с себя крестик на время операции, если на этом настаивает хирург. Если врач требует, чтобы вы сняли крестик на время операции, то постарайтесь убедить его, чтобы он не заставлял вас как человека православной веры это делать. Однако если вы видите, что разгорается спор, скандал, то в этом случае лучше снять крестик или перевесить его на кисть руки, либо на палец, также в этом случае можно попросить анестезиолога положить ваш крестик во время операции рядом с вами на анестезиологическом столе.

    Как быть человеку, которому поставили диагноз «рак» и после выписки из больницы направили к онкологу? Прежде всего, посоветую такому человеку сохранять спокойствие, так как только в 30% случаев злокачественность образования подтверждается в дальнейшем лабораторно. Поставленный в общепрофильной больнице предварительный диагноз в дальнейшем следует подтвердить в онкологическом учреждении. Также посоветую такому человеку не затягивать с визитом к онкологу (даже при хорошем самочувствии), так как, если действительно имеет место онкологическое заболевание, может быть упущено время для эффективного лечения болезни.

    В заключение хочу сказать, что польза от обращения к Богу во время болезни несомненна, однако получать ее нередко мешают лень и атеистическое воспитание.

    Молитва Господня
    Отче наш, Иже еси на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Молитва Пресвятой Богородице
    Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

    Более подробно о том, как правильно вести себя в больнице, накануне операции и прочее Вы можете узнать из книги
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Согласно учению святых отцов, болезнь подается человеку вместо поста. Целью поста является обуздание и смирение тела. Болезнь же сама вменяется в пост, поэтому во время болезни пост человеку послабляется. Если по медицинским показаниям человеку необходимы мясные продукты или скоромное, то их следует вкушать во время болезни, несмотря на пост. Попав в больницу, человек должен спокойно вкушать все, что ему подается и благодарить Бога за посланную ему болезнь.

    Следует понимать, что смыслом любого поста является не слепое утеснение в пище, а сострадание со Христом и за Христа. Если болезнь переносится с благодарением Богу, то принимается Им равнозначно посту.

    Святой Феофан Затворник говорил, что Бог ни от кого не требует трудов сверх силы и что болезнь вменяется вместо поста и ценится даже более его. Таким образом, самое правильное и разумное для болящего не творить свою волю, а исполнять заветы святых отцов, наставления своих духовников и есть все, что дают в больничной столовой, а также приносят, посоветовавшись с лечащим врачом, близкие.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Действительно, ни с каким таинством не связано столько предрассудков, как с соборованием. Чего только не услышишь иной раз от прихожанок, мнящих себя знатоками Церковного Устава! Говорят, что после соборования нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное – что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда.

    Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом Иисусом Христом. В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их. Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он содеял грехи, простятся ему» (Иак. 5, 15-15).

    Елеосвящение – таинство исцеления. В нем невидимой благодатью прощаются грехи и облегчаются и исцеляются болезни души и тела. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал: «Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегнуть к соборованию».

    Но и в телесной болезни человеку также необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Святой елей – освященное масло (растительное). Освященный елей многомощен. Разъясняя это, Симеон Солунский говорит: «Я узнал, сколько величайших и Божественных даров заключает в себе святой елей: в нем избавление от болезней, оставление грехов; он податель освящения, Божественного укрепления и, наконец, приводит в Царство Небесное… Хотя он и простой, но исполнен благодати чрез призывание на него имени Божия: ибо где призываете Бога, там все Божественно и все имеет силу Божию. Иереи суть лица Божественные, получившие в рукоположении силу Божию; посему елей, нам благословленный иереями посредством призывания Бога, Божественен и свят, и исполнен Божественной благодати Св. Духа».

    Елей освящается во время разных треб, но для больного важен тот, который освящен во время соборования. Им можно помазываться и добавлять в пищу.

    Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых, чудотворных икон. Ими желательно только помазываться (чело и больные места – крестообразно).

    Причем, чем острее и выраженнее симптомы заболевания, тем чаще нужно прибегать к святыням с верою и упованием на Бога.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Святыня в виде ваточки или кусочка ткани, пропитанного елеем, может прикладываться к больному месту. Когда ткань испачкается и станет негодной к употреблению, ее положено сжечь. В мусор выбрасывать нельзя.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Обычно соборование совершается на дому, у постели болящего, но Великом посту оно бывает в храмах. В ходе таинства, которое совершают несколько священников («собор»), освящается елей, прочитывается 7 отрывков из Посланий Апостолов и Евангелий, 7 пространных молитв. После каждого чтения батюшка помазует соборующимся голову, грудь, руки и ноги. Елей – образ милости Божией, любви и сострадания.

    Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи память человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Соборование в больнице совершается и часто носит индивидуальный характер. Степень тяжести состояния пациента и возможность удерживать свое сознание адекватным накладывает свой отпечаток на совершение этого таинства – у постели больного, в отделении реанимации, палате интенсивной терапии или общей палате. Над пациентом, находящимся в безсознательном состоянии таинство соборования можно совершать только в том случае, если он ранее выражал сознательное желание собороваться. То есть если больной хотел принять таинство тогда, когда мог отдавать отчет в своих поступках.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Физически здоровые люди могут прибегать к этому таинству только с благословения священника.

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов:

    Если началась серьезная болезнь, в первую очередь следует молиться, просить помощи у Господа, как этому учил преподобный Нил Синайский: «Прежде всякого лекарства и врача прибегай к молитве». Потом следует помолиться, чтобы Господь послал врача, который бы разобрался в болезни, смог поставить правильный диагноз; о том, чтобы Господь сделал врача своими руками, и о том, чтобы не от себя творил, а так, как благословлено свыше. Молиться нужно и во время болезни; прибегать к святыням: вкушать святую просфору, помазываться святым елеем, принимать внутрь и кропиться святой водой, читать молитвы святым угодникам Божиим, помогающим в болезни, особенно святому великомученику Пантелеимону, и положиться всецело на Промысел Божий.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

    Отвечает председатель ОПВ СПб доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоиерей Сергий Филимонов:

    Следует стараться благодушно переносить болезнь, терпеть приходящие страдания и помнить о том, что Господь не возложит на человека креста, который тот не сможет понести. Поэтому следует терпеть, молиться и просить у Господа укрепления души для перенесения имеющегося недуга.
    (Опубликовано в Журнале «Народная здравница».)

Новое на сайте

>

Самое популярное