Домой Плодовые деревья Глухая закрепка камней в ювелирных изделиях. Корнеровый каст. Роль закрепки в украшении

Глухая закрепка камней в ювелирных изделиях. Корнеровый каст. Роль закрепки в украшении

В ювелирном деле используются разные виды оправ и закрепок драгоценных камней. На этой странице вы ознакомитесь с популярными способами закрепки и видами оправ.

Выбор вида оправы по большому счету будет определяться вашими личными вкусами. Несмотря на это, неплохо было бы ознакомиться с несколькими наиболее распространенными типами оправ, чтобы знать, что есть что, и иметь представление о том, на что можно рассчитывать при покупке.

При глухой закрепке камень удерживается и полностью окружен ободком. Такие оправы могут иметь прямые или дугообразные края или быть любой другой формы, соответствующей камню. Тыльная сторона может быть закрытой или открытой. Одним из преимуществ глухой закрепки является то, что в ней камень может выглядеть крупнее.

С помощью такой оправы также можно замаскировать трещинки и сколы на рундисте или защитить его от них.

Не забывайте, что, если при гнездовой оправе используется желтое золото, желтый цвет оправы будет отражаться во внутреннюю часть камня, в результате чего белый камень будет выглядеть не таким белым. С другой стороны, гнездовая оправа из желтого золота может способствовать тому, что , такой как рубин, будет выглядеть еще краснее, а - зеленее.

Одной из разновидностей гнездовой оправы является цанговая оправа, которая имеет схожий внешний вид, но дополняется использованием золотой трубочки.

Крапановая закрепка является, пожалуй, самой распространенной оправой. Разнообразие вариантов крапановой закрепки практически бесконечно. Существуют 4- и 6-крапановые закрепки, а также особые стили, такие как Balcher, Fishteil и шестикрапановая Tiffany. Кроме того, крапаны могут быть заостренными, округлыми, плоскими или V-образными. Дополнительные крапаны нужны для более надежного закрепления камня и сделают камень визуально немного крупнее.

Однако если небольшой камень держится излишним количеством крапанов, которые будут подавлять камень, то он будет выглядеть маленьким, а оправа массивной. При закреплении камня огранки "маркиз", "сердце" или "груша" мы рекомендуем, чтобы острие или заострения держались V-образными крапанами, которые наилучшим образом защитят заострения.

Для камней изумрудной огранки с усеченными углами (угол с небольшим диагональным краем, а не в 90°) предпочтительными являются плоские крапаны.

Для этого вида закрепки металлический верх кольца (вокруг камня) намного тяжелее шинки. Камень закрепляется заподлицо с отверстием на верхней части.

При посадке в корнеровую оправу фацетированный камень помещается в отверстие на плоской верхней части металлической заготовки и удерживается небольшими металлическими корнерами, закрепленными у рундиста. Иногда корнеры делаются в виде шариков, поэтому такая оправа иногда называется "бусинкой закрепкой".

Такая оправа получила сегодня широкое распространение, особенно в использовании для свадебных колец. Камни помещаются в специальный канал без разделительных металлических перегородок. В некоторых случаях канал рельсовой закрепки может проходить по всему периметру кольца, так что кольцо превращается в сплошную последовательность камней.

Такая закрепка, чем-то напоминающая рельсовую закрепку, сочетает классический и современный стили. Используется на круглом в сечении кольце, а вместо крапанов каждый камень в кольце удерживается длинным тоненьким штифтом, отделяющим два соседних камня.

Эта закрепка применяется для нескольких небольших камней, уложенных непосредственно друг к другу без каких-либо металлических перегородок. Создается впечатление, что все изделие как бы вымощено камнями. Такая закрепка может быть плоской или куполообразной и может быть выполнена таким образом, что все украшение выглядит практически как один единственный камень. Высококачественная оправа Паве может стоит очень дорого.

Обычно состоит из одного крупного камня, окруженного венком из нескольких камней поменьше. Кармезиновая оправа предназначена для создания красивого крупного украшения из нескольких небольших камней.

Под этим подразумевается усложненный вариант Паве, при котором очень маленькие камни помещаются в хрупкие гнезда, в удерживающие камень корзинки, в передние и боковые секции и даже в сами крапаны.

В наши дни существует много интересных и необычных моделей, способных предложить что-то новое любому покупателю. В прославленных мастерских создаются оправы высочайшего качества, с нетерпением ожидающие, когда в них окажутся драгоценные камни. Некоторые фирмы выпускают полуоправы: укомплектованные боковыми вставками оправы, которые остается дополнить лишь центральным камнем.

Такие варианты могут стать недорогим и простым способом создания нового кольца или перестановки камней из другого изделия.

Кольца с драгоценными и полудрагоценными камнями - яркая нота в образе. Кто-то выбирает минерал-амулет, опираясь на гороскопы, другие влюблены исключительно в бриллианты, или, например, рубины. Но абсолютно всем хочется, чтобы украшение радовало глаз как можно дольше. А выпавший из оправы камешек - та еще неприятность. Эксперты сайт расскажут, как выбрать лучший тип закрепки и быть уверенным, что досадного приключения не произойдет.

В процессе установки камня в кольцо

Закрепка камня: особенности процесса

Закрепка - способ крепления камня, установка его в оправу. Разные закрепки позволяют создавать изделия в разном стиле с оригинальными декоративными задумками и решениями. Качество работы над установкой камня зависит от качества оправы, главная задача которой - удерживать вставку.

Правильная закрепка подчеркивает красоту камня. А вот неудачный каст перечеркнет все преимущества. Особенность закрепки в том, что пока невозможно автоматизировать процесс настолько, чтобы сравнять его надежность с ручной работой. А с такими камнями, как изумруд работать нужно максимально деликатно из-за особой хрупкости.

Виды закрепки камней

Существует три основных типа закрепки : крапановая, глухая и корнеровая. У каждой из них есть подвиды. У больших ювелирных компаний существуют даже собственные запатентованные способы закрепки.


Глухая закрепка (Bezel Settings). Камень закреплен, всажен непосредственно в специальное гнездо в металлической оправе, которая обжимает его. Идеальный тип закрепки для ежедневной носки.

Минусы:

  • Свет падает на камень только сверху, поэтому глухую закрепку чаще используют для непрозрачных камней.
  • Частично проигрывает в эстетике перед другими видами закрепки: свет не проходит сквозь вставку.



Крапановая (Prong Settings). Лапки, крапаны или крючки охватывают камень, делая акцент на нем, а не самом кольце . Лучи света проходят сквозь камень со всех сторон, создавая изумительное сияние и блеск. Такую вставку легко чистить. Также крапановая закрепка дает возможность увидеть наличие дефектов в камне.

Минусы:

  • Надежность закрепки меньше, чем у глухого способа.
  • Камешек может цепляться за одежду, волосы.
  • Края лапок могут затираться, изнашиваться при ежедневной носке или неаккуратной носке.


Корнеровая. Камень помещают не в специальные ниши, а непосредственно в металл между своеобразными столбиками (корнерами). Для этого заранее делают отверстия. Один из самых сложных видов закрепки. Чаще всего используют для мелких камней.

Минусы:

  • Высокая трудоемкость и как результат - стоимость украшения.
  • Практически невозможно изменить размер украшения.


Паве (мостовая). Разновидность корнеровой закрепки. Используют для установки большого количества мелких камней, что создает эффект сверкающей гладкой поверхности. Для этого в металле высверливают маленькие ниши для каждого минерала.

Минусы:

  • Сложная техника, требующая кропотливого подхода и мастерства ювелира-закрепщика. Из-за плохо выполненной работы камни могут выпасть из украшения.
  • Часто практически невозможность изменить размер кольца .

Канальная закрепка (рельсовая). Камни закрепляются в специальный канал (рельсу). По краям металла его запаивают. Способ применяют для прозрачных камней, через которые красиво проходит свет. При этом вставки защищены от ударов и не цепляются за одежду.

Минусы:

  • Из-за тесного контакта на камнях могут возникать сколы.
  • Требует регулярной чистки у ювелира.
  • Сложно менять размер кольца.


Клеевая закрепка. Применяют для камней сложной формы, круглых минералов, янтаря и жемчуга . Для этого во вставке заранее делают отверстие, потом камень насаживают на специальный штифт и закрепляют для надежности клеем.

Минусы:

  • Необходимость аккуратной чистки у ювелира.
  • Нельзя замачивать такие украшения в воде.

Пружинная (Tension Setting). Камень зажимается с двух сторон частями кольца, подогнанными под размер минерала. Вид закрепки обеспечивает хорошую видимость кольца и прохождение лучей света. Кажется, что камешек будто висит в воздухе. Иногда для дополнительной безопасности камень помещают в специальный ободок.

Минусы:

  • Сложный, а поэтому дорогой вид закрепки.
  • Невозможно изменить размер кольца.
  • Маленькие камни выглядят совсем крохотными, если шинка слишком массивная.


Закрепка Хало (Halo Settings). Центральный камень крепят в окружении мелких. Это увеличивает блеск и игру света, подчеркивает красоту центрального камня или создает с ним оригинальный контраст.

Минусы:

  • Сложность в обслуживании и чистке.

Невидимая закрепка (Invisible Settings)

Камни крепят в металлические конструкции-пластинки, которые оказываются скрыты под вставками. Удобный и практичный тип закрепки: камни не цепляются за одежду.

Минус:

  • Из-за удара пластинки могут деформироваться.
  • Большую часть камня не видно, поэтому свет плохо проходит через вставку.

Роль закрепки в украшении

Перед покупкой украшения со вставкой , стоит определиться, как именно будет выглядеть вставка в украшении. Почему это настолько важно и зачем заморачиваться? Эксперты сайт дают веские аргументы в вопросе, что дает правильный вид закрепки .

  • Надежность - хорошая фиксации камня в украшении и меньшая вероятность потерять его.
  • От вида закрепки зависит легкость очистки вставки от грязи и ежедневный уход.
  • Правильно подобранный способ фиксации для камня максимально раскрывает его красоту и делает украшение шедевром.

Закрепка - один из завершающих этапов создания ювелирного шедевра. Ее качество - один из показателей ценности изделия. Чтобы камень не вылетел из украшения и радовал глаз, стоит носить изделия аккуратно и снимать их, делая работу по дому. Если неприятность все же произошла, обратитесь в мастерскую .

Расскажите в комментариях, какой вид закрепки вам понравился больше всего, а какой показался самым неудобным. Если хотите выбрать для любимой идеальное кольцо на помолвку или как подарок без повода - с радостью поможем определиться с выбором ювелирной радости для особенного человека.

Драгоценные и полудрагоценные камни - прекрасное украшение любого ювелирного изделия. Их вставляют в украшения по одному или целой россыпью, нередко дизайнеры комбинируют несколько разных камней в одном изделии. Для того чтобы камень был надежно закреплен в изделии, не вывалился из него в самый неожиданный момент, закрепка драгоценных камней в ювелирных изделиях должна быть сделана очень качественно.

В мастерской «GoldLazer» профессиональные мастера осуществляют закрепку драгоценных камней на самом высоком профессиональном уровне. В зависимости от типа изделия и требований, мы применяем различные методы закрепки, всегда выбирая именно тот, который наиболее уместен в конкретном случае и для конкретного изделия.

Цена за работу по закрепки, вставки камня

Виды закрепки драгоценных камней

В зависимости от поставленных задач может быть выбран один из нижеописанных вариантов закрепки.

В мастерской «GoldLazer» работают высококлассные мастера-ювелиры, обладающие огромным опытом закрепки камней в любые ювелирные украшения всеми известными способами.

В своей работе мы используем лучшее оборудование и материалы, всегда отвечаем за конечный результат и можем гарантировать, что камни будут закреплены в вашем украшении надежно и не потеряются.

Закрепка камней производится в самые короткие сроки и по приемлемым ценам. На сегодняшний день в «GoldLazer» эта услуга оказывается наиболее качественно, быстро и недорого по сравнению с другими ювелирными мастерскими в Москве.

Способы закрепки камней в ювелирных изделиях

В ювелирном производстве закрепка камней представляет собой процесс установки и последующего закрепления в гнездо или оправу, в предварительно отлитое изделие.

Весь смысл этого процесса в том, чтобы тщательно обработать и подготовить место посадки , по его форме и размеру, при этом должен быть не только ровно и аккуратно стоять, но после его закрепки должно быть удобно в эксплуатации. Некачественная работа, всегда даёт о себе знать.

При плохой закрепке камни часто выпадают из изделий и приходится бегать по , чтобы вернуть прежний вид.

Если крепления, которые держат камень будут плохо обработаны, то изделия постоянно будут цепляться за одежду, вытягивая из неё всё новые затяжки, а также торчащие места плохо обработанного постоянно будут царапать и раздражать , которая будет соприкасаться с изделием.

Качественно выполненная закрепка камней , покажет изделие с наилучшей стороны, а будет переливаться ещё ярче и выглядеть чище.

Для закрепки вставок в изделия , ювелирами используются три основных вида. Речь идёт о крапановой, глухой и корнеровой закрепке.

Крапановая представляет собой закрепку камня с помощью специальных стоек, которые и называют крапанами.

Они предусматриваются ещё в процессе моделирования изделия и после его отливки крапаны уже имеются на новом или и любом другом .

Данный вид закрепки придаёт украшению ажурность и лёгкость, а камень вставленный в крапаны хорошо видно со всех сторон, поэтому можно легко разглядеть форму .

Также, лучше играет в лучах света из-за большего его поступления. Ещё один плюс этого способа, это то, что легко моются, они доступны для чистки и снятия налёта, так как при использовании изделия это необходимо для восстановления игры и прозрачности вставок.

Глухая закрепка держит в специальной оправе посредством обжатия тонким пояском металла по всему периметру. При этом как бы завальцован.

Корнеровый метод закрепки представляет собой закрепку камней при помощи корнеров,это такие небольшие из металла, которые накатываются штихелем. Штихель это специальный резец, который очень острый и изготовлен из крепкой калёной стали.

Каждый вид закрепки имеет свои различия. Например, в крапановых кастах, стойки (крапаны) могут быть различной высоты и толщины, а также могут быть разрезными или сдвоёнными.

При использовании глухой закрепке, поясок обжимающий , плотно к нему прилегает со всех его сторон и поэтому он может обрабатываться только с внешней стороны.

Глухая закрепка , в отличие от крапановой и корнеровой, намного крепче и надёжней держит в оправе.

При использовании украшений, в которых закреплены способом глухой закрепки, абсолютно исключена возможность зацепки за одежду или кожу .

Корнеровый способ очень разнообразен. Данный вид используется в тех случаях, когда требуется вставить и надёжно закрепить камень не в готовом касте, а непосредственно в самом .

Отверстия высверливаются самостоятельно, предварительно рассчитав для него место в изделии.

Данный способ закрепки может быть применён как к одному камню, также и к абсолютно любому их количеству.

Они могут быть расположены в любом порядке. Обычно, таким образом вставляются мелкие , диаметр которых примерно от 4-х мм и ниже.

Каждый, из перечисленных видов закрепки, имеет по несколько операций, соответственно требуется различность подходов к ним.

Это напрямую зависит от формы вставляемого , поэтому мастерам — ювелирам необходим очень разнообразный инструмент, без которого невозможно обойтись.

Ювелирные вставки и виды закрепок

Ограненные ювелирные вставки закрепляют в . Закрепкой в ювелирном деле называют процесс закрепления камней в оправу или гнездо готового изделия.

Суть процесса закрепки сводится к тому, чтобы обработать гнездо по форме и размерам ювелирной вставки, надежно закрепить в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красиво, но и удобно в эксплуатации.

Последствия некачественно закрепленного — потеря камня, раздражение участков тела, соприкасающихся с шипом камня, постоянное зацепление оправой за одежду и другие неудобства.

Квалифицированно и качественно закрепленное изделие помогает увидеть камень и все изделие с наилучшей стороны.

Та часть , в которую закрепляют ювелирные вставки, называется оправой (профессионалы ее также называют кастой, шатоном и царгой).

Рассмотрим некоторые основные виды закрепок драгоценных и полудрагоценных камней в изделиях

Глухой каст . Это самый простой вид оправы. Камень расположен в чашечке с плоским дном, стенки которой плотно охватывают и удерживают ювелирную вставку. В глухой каст крепят только с плоским дном.

В связи с тем, что камень освещается только сверху, как правило, этот вид закрепки используют в основном для непрозрачных , типа , , и других.

Если же сюда вставляют прозрачный камень, то усиление его и яркости достигается тем, что под камни подкладывают полированную металлическую фольгу, например в и чешских , ограненных розой.

Недостаток этого крепления в том, что под глухим кастом невозможно проверить качество и наличие дефектов .

Преимущества же здесь очевидны – высокая степень надежности крепления ювелирной вставки и удобство использования в повседневной носке изделий, особенно , с камнями закрепленными таким образом.

Полуглухая закрепка без опоры . Этот вид закрепки ювелирных вставок создает потрясающий и ошеломляющий визуальный эффект - кажется, что камень висит в воздухе без опоры снизу.

Камень держится за небольшие секции рундиста, вставленные в пазы . Ювелирная вставка зажата под большим давлением, а так как такие изготавливаются из специального , который позволяет запоминать форму, то такой вид закрепки по надежности можно сравнить с глухой закрепой.

Ободковый каст (Царговый) . Такой каст применяют для закрепления прозрачных вставок , так как он обеспечивает освещение вставки и сверху и снизу. Здесь камень лежит на опорном пояске.

Для закрепления вставки в верхней внутренней части ободкового каста с помощью специального инструмента вырезается полочка, или посадочное место под .

Ободок металла полностью охватывает по всему периметру или окружности и удерживает его.

Различают цилиндрические и конические ободковые касты. Часто ободковый каст изготавливается с узором или ажурным.

Разновидностью ободкового каста также можно считать оправу венчиками, зеркальную и камейную.

Крапановый каст . Является одним из самых распространенных способов закрепки ювелирных вставок.

Названию он обязан крапанам – лапки-зажимы, выступающие в виде верхней кромки ободка.

Ювелирная вставка находится на опоре, которая обычно исполнена в виде полки.

Их высота, ширина и количество соответствует выбранному дизайну так, чтобы надежно зафиксировать камень и при этом максимально показать его красоту.

В такой оправе ювелирная вставка визуально кажется больше, кроме того на нее попадает больше света, чем при глухом касте.

При таком способе закрепления драгоценный или полудрагоценный выглядит легким и блестящим.

Если говорить о надежности закрепки , то она менее прочна, чем в первых двух видах, и при плохо выполненной работе крапан может цепляться за одежду. Крапановые касты бывают самых разных форм.

Кармезиновый каст – разновидность крапанового каста, где в центре оправы находится крупная ювелирная вставка, а вокруг нее в виде венка – мелкие вставки.

Корнеровый каст . Такая закрепка ювелирных вставок производится маленькими столбиками – корнерами, сформированными из металла, окружающего камень.

Иногда корнерам придают форму шариков. С оборотной стороны эта закрепка делается таким образом, чтобы нижняя часть вставки максимально освобождалась от окружающего для обеспечения доступа света и облегчения .

Чаще всего такой способ закрепки используют в изделиях, когда вся поверхность покрывается мелкими .

К преимуществам данного каста можно отнести то, что зрительно увеличивается ювелирная вставка, такой способ крепления позволяет обсыпать все изделие камнями.

К недостаткам относится то, что при некачественной закрепке корнеры будут цепляться за одежду, царапаться.

Так же в этом случае высока вероятность потери камня при чистке или встряске .

Корнеровые касты бывают открытые и встроенные. Открытый корнеровый каст представляет собой переходную форму от ободкового каста, где вставка удерживается как стенками каста, так и корнерами.

К встроенным корнеровым кастам относятся — каре, фаденовый и тиктовый. Роль встроенного корнерового каста играет гнездо (отверстие), просверленное в металле изделия.

Каст каре представляет собой отдельную металлическую пластину квадратной формы с гнездом в центре, в котором четырьмя корнерами закрепляется вставка.

Длина граней пластины чуть больше диаметра вставки. В фаденовом касте вставки укладываются в гнезда отверстий, просверленных в металлической пластинке, и закрепляются корнерами.

Отличие его от каре в том, что вставки лежат не в отдельных квадратах, а друг за другом в ряд настолько плотно, что почти соприкасаются рундистами.

На металлической основе тиктового каста закреплено столько вставок, что она похожа на брусчатую мостовую.

Под тиктовым кастом чаще подразумевается хаотичное расположение разноразмерных вставок на поверхности .

Существует разновидность тиктовой оправы – оправа «паве» — где вставки располагаются правильными рядами.

Закрепка Паве . Закрепка используется для установки большого количества небольших камней, образующих единое целое, через которое не просматривается .

Создается впечатление, что изделие вымощено камнями. Маленькие отверстия, просверленные в поверхности , служат для того, чтобы держать ювелирные вставки аккуратно, на расстоянии друг от друга.

После того, как поверхность кольца заполнена драгоценными или полудрагоценными камнями, мастер делает крошечные наплывы металла между камнями таким образом, чтобы каждый наплыв удерживал несколько соседних камней. Скопление камней может выглядеть как один крупный камень.

Клеевая закрепка камней . Клеевая закрепка вставок применяется в основном для или вставок круглой формы, а также вставок сложной формы и конфигурации.

В основном это сферической формы чашечка снабженная резьбовым штифтом, на который надевается вставка с предварительно высверленным отверстием, штифт намазывается клеем и соединяется со вставкой. Штифт должен достаточно плотно входить в посадочное отверстие.

Канальная закрепка камней . Это наиболее распространенная закрепка в дизайне обручальных .

Канальная закрепка – очень прочная закрепка. Применяется если нужно расположить ряд ювелирных вставок на поверхности кольца или создать акцент на центральном камне.

Ювелирные вставки аккуратно помещаются внутрь канала в ряд, который некоторых случаях проходит по всей окружности .

Канальная закрепка ювелирных вставок создает эффект цельного кольца - элегантного и красивого, особенно если форма камней прямоугольная. Многих людей интересует вопрос сколько стоит закрепить камень в изделии ? Хочу привести несколько цифр.

Если маленький совсем и чуть больше камушек, то цена на такой ремонт колеблется от 200 до 500 рублей.

А в случаях больших и средних размеров, то там цена вырастает от того, что стоимость самого камня значительно выше.

Однако, если вы принесли своё и камень к нему, то работа будет стоить от 200 до 400 рублей.

Закрепка камней в ювелирных изделиях не менее важна, чем дизайн, качество ковки и/или отливки, проба и лигатуры сплава. Мало кому хочется, чертыхаясь, подыскивать новый камень взамен выпавшего или платить ювелиру за переплавку изделия. Поэтому я распишу сегодня несколько самых популярных и простых видов закрепки, а также обозначу, какие из них наиболее прочные и надежные. Какие-то из них чаще используют для бриллиантов, но в целом - любая может быть использована практически для любого камня. Исключение - жемчуг, о нем напишу отдельно как-нибудь. Я буду, где могу, приводить и английские названия закрепок, вдруг кому-то пригодится. Итак...

1. Закрепка в глухом касте (Bezel)

При ней камень находится словно в "стаканчике" с дном, который охватывает камень со всех сторон. Острые края камня при этом закрыты. Самая надежная закрепка, потерять камень из нее невозможно и он не цепляется за одежду или волосы. Но есть и минусы - света на камень попадает мало, он хуже играет. Зато таким образом часто скрывают дефекты краев бриллианта, скверную огранку и т.п. Раньше в такие касты крепили только камни, ограненные "розой", т.е. с плоским дном. Сейчас так не гранят, так что камни вставляют самые обычные, чаще всего круглые, классической бриллиантовой огранки на 57 (или реже 58) граней. Частенько такую закрепку называют царговой или ободковой. У такой закрепки есть вариация:

2. Полуглухой каст или пружинная закрепка без опоры (Tension)

Камень в нем держится за небольшие секции рундиста, вставленные в пазы кольца. Низ каста полностью открыт. Вставку в таких случаях зажимают под большим давлением, так что этот способ не слишком подходит для хрупких, трещиноватых камней, типа изумрудов. Зато бриллианты такая закрепка подчеркивает, игра намного лучше, когда свет проникает и снизу камня.
Нередко кольца для такой закрепки делают из специальных сплавов, "запоминающих форму".

3. Каст с крапанами/лапками (Prong)

Самый распространенный вид закрепки на данный момент. Позволяет допустить максимум света к камню. Количество крапанов, как их форма может варьироваться. Самое распространенное - 4 или 6 лапок. Лапки могут быть плоские, овальные, скругленные, угловатые, фантазийной формы и т.п. Высота лапок тоже варьируется и зависит от огранки камня и фантазии ювелира.
Безусловно крапанов может быть и 3, и другое число, и они необязательно прямые, могут быть изогнутыми и так далее. На картинке просто самый распространенный вариант. Такие кольца с одиночным крупным камнем в крапанах частенько любят использовать как помолвочные. Если камень вообще гигантский - как коктейльные. У каста с крапанами тоже есть разновидность:

4. Кармезиновый каст.

В этом случае закрепка похожа, только камень не одиночный, а крупная вставка, обрамленная мелкими. Такие кольца в советское время назывались "малинкой".

5. Закрепка паве (Pave)

Pave означает мощеный тротуар и при такой закрепке создается впечатление, что изделие вымощено бриллиантами, под которыми не виден металл. При такой закрепке камни тщательно сортируют, выбирая максимально одинаковые не только по размеру, но и по чистоте/цвету, потому что будет очень заметно, если какой-то из камней будет выбиваться из общего ряда по характеристикам. Для закрепки в поверхности изделия сверлят ряды крошечных отверстий, в которые вставляют камни шипом (нижняя, острая точка). Когда вся поверхность заполнена камнями (которые немного не касаются друг друга), между камнями делают крошечные наплывы сплава. Каждый наплыв должен удерживать три соседних камня, выполняя для них роль крапана. В этой работе чрезвычайно важна аккуратность. Если крепят не круглые камни, а "принцессу", т.е. квадратной огранки, или октагоны, то камни практически касаются друг друга. Иногда паве располагают таким образом, чтобы издалека создавалось впечатление одного крупного камня. Но чаще, конечно, его используют в довольно крупных ювелирных изделиях, как фон для основного камня, который в таком случае часто отличается по цвету от паве.

6. Канальная закрепка (Channel)

Достаточно распространенный вариант закрепки для обручальных колец. Бриллианты располагаются линией по окружности кольца. Их зажимают при помощи рельс. Поскольку бриллианты практически не выступают над поверхностью кольца, то они ни за что не цепляются. Закрепка весьма надежная, повредить камни при ней довольно сложно. Из минусов - вся пыль и грязь, которая летает вокруг нас, набивается внутрь "рельсы" и создает отложения вокруг камней. Кольцо с такой закрепкой надо часто чистить ультразвуком, потому что обычными методами типа чистки нашатырем или зубной пастой с ним не справиться. В последнее время модно ставить в канальную закрепку багетные бриллианты или "принцессу". Они пачкаются меньше, чем круглые, но, тем не менее, пачкаются. При канальной закрепке часто используют недорогие камни, с дефектами, которые в одиночную закрепку не годятся. Если покупаете такое кольцо - пошевелите каждый камень, чтобы убедиться, что они не болтаются внутри канала. Нахалтурить при такой закрепке легче легкого. У канальной закрепки есть разновидность:

7. Закрепка между пластинами (Bar)


Металлические пластины слегка выступают над уровнем камней, но само крепление происходит как в канале. Только он в данном случае очень короткий - на один камень. Популярная закрепка для колец с тремя или пятью бриллиантами. Красиво, но не очень надежно в общем случае, ибо отсутствует запайка, как в случае канальной закрепки.

8. Корнеровый каст (Corner)

Он визуально слегка похож на каст с крапанами. Камень удерживают небольшие столбики металла - корнеры. Иногда они могут выглядеть как шарики или еще какое-нибудь дизайнерское решение. Далеко не всегда так крепят одиночный камень, есть варианты с корнеровым паве - всю поверхность изделия покрывают мелкими камнями, зажатыми между столбиками или шариками. Закрепка эта позволяет свету проходить к камню по максимуму, его легко чистить, однако и нахалтурить при такой закрепке несложно, так что вывалиться из такого каста камень может элементарно. При покупке будьте бдительны.

9. Клеевая закрепка

Клеевая закрепка вставок применяется в основном для жемчуга или вставок круглой формы, а также вставок сложной формы и конфигурации. В основном это сферической формы чашечка снабженная резьбовым штифтом, на который надевается вставка с предварительно высверленным отверстием, штифт намазывается клеем и соединяется со вставкой. Штифт должен достаточно плотно входить в посадочное отверстие. Такое помимо жемчуга делают как правило с непрозрачными и полупрозрачными камнями: кораллом, бирюзой, янтарем, нефритом и т.п. Самая ненадежная из всех видов закрепок. Судите сами, как легко отвалиться с такого штифта.

Новое на сайте

>

Самое популярное