Домой Плодовые деревья Как развить в себе способность фотографической памяти. Можно ли развить эйдетическую память? Чем фотографическая память отличается от обычной

Как развить в себе способность фотографической памяти. Можно ли развить эйдетическую память? Чем фотографическая память отличается от обычной

— Фотографическая память. Первые исследования
— Зрительная память: 3 мощных упражнения
— Мнемоника или «искусство запоминания». Пример
— Простые упражнения на развитие фотографической памяти
— Заключение

Фотографическая память – способность человека запоминать зрительный образ в мельчайших деталях и воспроизводить его через некоторое время при помощи рисунка или рассказа.

Ее научное название – эйдетизм (от греческого слова, что переводится на русский язык, как «образ»).

Люди, обладающие уникальной фотографической памятью, встречаются нечасто.

Среди наиболее известных фотографистов:

1) американский президент Рональд Рейган, которому достаточно было посмотреть в течение нескольких секунд на страницу, чтобы запомнить ее;

2) писатель, журналист и артист Шерешевский Соломон – один из первых объектов исследования академиков, занимавшихся проблемами фотографической памяти;

3) итальянский библиотекарь, живший в XVII веке, что знал наизусть свыше 40 000 прочитанных им книг.

Серьезные исследования фотографической памяти начались лишь в начале ХХ века. Первым ученым, описавшим эйдетизм, как явление, был серб В. Урбанчич. Его труды появились в далеком 1907 году.

Немецкому психологу Э. Йеншему удалось продвинуться еще дальше и провести ряд исследований, которые доказали ее существование и сумели продемонстрировать ее отличие от зрительной и других видов памяти.

Но дальше всех в исследовании эйдетизма продвинулся советский академик А.Р. Лурия. Его труд «Маленькая книжка о большой памяти» посвящен исследованию уникальных способностей запоминать все, что угодно, С.В. Шерешовского.

Неудавшийся музыкант вынужден был искать работы в газете. Именно там впервые заметили его феноменальную память и посоветовали обратиться к психотерапевту. Шерешовский попал в руки академика Лурии, который открыл его способности всему миру.

Из репортера Соломон Вениаминович переквалифицировался в циркача, поражая зрителей своей способностью молниеносно запоминать фразы, цифры, образы и т.д.

— Зрительная память: 3 мощных упражнения

Если вы решили всерьез улучшить свои показатели, то наверняка вам пригодится несколько простых упражнений:

1) Найдите несколько изображений формул (математических, химических, физических – любых).

Внимательно смотрите на формулу 10−20 секунд и мысленно воображайте, как формула прописывается на вашем внутреннем «экране». Затем закройте глаза и воспроизведите то, что запомнили. Начните с простых формул, постепенно усложняя себе задание.

2) Смотрите на какой-то абзац текста, но, не читая его, как обычно, а будто бы фотографируя, пытаясь охватить весь абзац сразу. Закройте текст и напишите на бумаге то, что запомнили. Выполняйте упражнение столько раз, сколько потребуется для воспроизведения абзаца текста в полном объеме.

3) Старайтесь «сфотографировать» как можно больше цифр, записанных в столбик или в ряд. Постепенно увеличивайте количество цифр.

— Мнемоника или «искусство запоминания». Пример

Тем не менее, существуют специальные техники, которые позволяют значительно улучшить память за очень короткое время и практически навсегда запомнить большой объем информации: несвязанных данных, цифр, текстов, иностранных слов. Это возможно благодаря методам мнемоники (слово «mneumonica» происходит из греческого языка и означает «искусство запоминания»).

Практически все мнемонические методы основаны на создании для запоминаемой информации ассоциаций с очень яркими, гротескными образами, которые сложно стереть из памяти.

4 шага для запоминания ассоциативным методом:

1) Кодировать информацию в яркие образы.

2) Создавать гротескные ассоциативные связи между образами.
3) Запоминать последовательность связей через гротескный сюжет или сцену.
4) Мысленно визуализировать сюжет или сцену для закрепления последовательности связей.

Этот метод используется для запоминания такой информации как не связанные между собой данные, длинные номера, исторические даты. Освоив эту технику, вы можете запомнить все эти данные в считанные секунды и практически навсегда сохраните их в памяти. Чудо? Нет, это просто еще одна врожденная способность нашего мозга – возможность создавать ассоциативные связи между воспоминаниями.

Память запоминает простые образы, которые используются в качестве точек опоры, чтобы воссоздать более сложные изображения или сцены. Говоря на языке информатики, такие образы являются корневым каталогом для нашей памяти.

Предположим, вы потратите немалое время для того, чтобы выучить последовательность телефонных звонков, но уже на следующий день не сможете точно вспомнить всю информацию, а через неделю забудете даже последовательность из четырех клиентов. Если же вы проявите креативность и создадите яркие образы, которые ассоциируются с каждым из клиентов, а затем придумаете ассоциативную связь, то без труда вспомните все спустя месяц и даже год.

Предположим, в списке телефонных звонков клиенты находятся в такой последовательности: Мария (домохозяйка), Петр (адвокат в юридической фирме), Люсия (продавец цветов), Андрес (пилот самолета), Моника (секретарь консалтингового холдинга), Николас (инженер), Изабель (водитель автобуса), Кармен (профессор психологии).

Шаг первый: кодируем информацию в образы.

Мария (домохозяйка): можно представить себе девушку в купальнике с огромной МАРкой на спине (начальные буквы слова помогают запомнить имя), летящую на метле вдоль берега (метла ассоциируется с ведением домашнего хозяйства). Редко можно увидеть на море девушку с метлой, не так ли? Это и есть гротескный образ, который воспринимается нашим сознанием очень легко. Его не спутать с реальным изображением из жизни.

Теперь нужно построить гротескный образ для следующего клиента, Петра. Можно представить одетого в старинную мантию мужчину с ПЕТухом в руке (ассоциация по начальным буквам имени). Одежда, в которой мы представляем Петра, сразу ассоциирует его с профессией адвоката. Чтобы еще лучше запомнить образ, можно добавить больше деталей (например, необычная прическа или выражение лица).

Шаг второй: создаем ассоциативную связь между созданными образами.

Например, Петр хочет поймать и защитить Марию, так как ее разыскивает инквизиция по подозрению в колдовстве. Это гротескная связь, которая вряд ли бы была возможна в реальном мире, поэтому наша память не сможет спутать ее с реальным событием.

Шаг третий: запоминаем последовательность связей путем построения сюжета.

Теперь нужно придумать конкретное действие, которое свяжет персонажей в определенной последовательности. Это должно быть именно действие, а не статичное изображение, если мы хотим надолго запомнить всю цепочку клиентов в определенной последовательности. Например, мы можем представить, что Петр бежит вдоль береговой линии, выпустив впереди себя петуха, чтобы догнать Марию, которая летит впереди на метле.

Шаг четвертый: мысленно визуализируем сцену.

Представляем придуманный сюжет как кино на экране. Получившаяся сцена должна быть яркой, со всеми деталями, которые мы придумали для персонажей. Это позволит запомнить всю цепочку на очень долгое время, если не навсегда.

Метод может показаться сложным, но если каждый раз, когда необходимо запомнить не связанную информацию с разными параметрами (как в описанном примере), вместо зубрежки использовать образы и связи, вы сможете развить свою креативность настолько, что на продумывание сюжета будет уходить несколько минут. Кроме улучшения памяти, это еще и развивает творческие способности, что высоко ценится сегодня в любой профессии.

— Простые упражнения на развитие фотографической памяти

В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.

Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит.

Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.

1) Упражнение «непрерывное наблюдение».
Этот метод заключается в непрерывном сосредоточении внимания на предмете в течение 5 минут. Вы можете моргать, но нельзя отводить взгляд. Рассмотрите детали в мельчайших подробностях, стремитесь удерживать внимание на нужном объекте.

2) Упражнение «ритмичное наблюдение».
Посмотрите внимательно на предмет или текст в течение нескольких секунд, сохраняя ровное дыхание. Закройте глаза, сделайте глубокий выдох и отдалите образ предмета из сознания. Затем сделайте вдох и снова внимательно изучайте предмет. Повторить это упражнение 50 раз.

3) Упражнение «мысленное видение».
Посмотрите внимательно на предмет (текст) в течение нескольких минут, стремясь запомнить каждую мелкую деталь. Закройте глаза и пробуйте воспроизвести картинку перед собой с мельчайшими подробностями. Поначалу образ будет мутный, и части предмета утеряны, но со временем восприятие станет четче и более приближенным к реальности. Когда вы научитесь запоминать предметы – пробуйте проделывать тоже с картинами и текстами, каждый раз усложняя задачу. Этот метод еще называют-метод Айвазовского. Данная эйдотехника в том числе и тренировка внимания.

4) Упражнение «видеоскоп».
Сосредоточенно посмотрите на предмет или текст в течение минуты. Затем переведите взгляд на другой предмет и так же изучите его. Закройте глаза и в воображении соедините эти два предмета. Эффективность упражнения повышается при повторении 5-7 раз с разными предметами, формируется так называемая видеопамять.

5) Упражнение «Таблица Шульте».
Суть этого упражнения – быстро и последовательно находить числа в таблице, где они изначально расположены хаотичным образом. Этот метод-тренировка внимания, наблюдательности, задействована зрительная память, так как происходит запоминание не только места нужной ячейки, но и других ячеек. Такое упражнение еще и интересное-можно играть наперегонки и помимо сосредоточения внимания формируется скорость реакции.

6) Упражнение «Игра в спички».
Бросьте хаотично на стол несколько спичек, затем посмотрите внимательно на них и запомните в мельчайших подробностях как они расположены. Затем отвернитесь и с помощью других спичек и в другом месте воспроизведите их положение.

7) Упражнение «мгновение, остановись».
Этот метод можно делать в любое время – на учебе, работе или прогулке. Выберете предмет, посмотрите на него внимательно и, закрыв глаза, нарисуйте его в своем воображении.

8) Упражнение «пустое сознание».
Нарисуйте точку, расположите перед собой. Смотрите на нее до тех пор, пока не начнут возникать мысли. Когда вы почувствовали их приближение–закройте глаза и сконцентрируйтесь на предмете, стараясь его представить наиболее полно, не допуская себе возникновения мыслей. Идея этого упражнения в том, что наличие мыслей (или «шумов», как их называют психологи), приводит к ухудшению качества запоминания и яркость изображения стирается.

Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.

— Заключение

Думаю, никто не будет спорить с тем, что чем быстрее мы воспринимаем поступающую информацию, тем легче нам живется. К счастью, мы можем тренировать нашу память и научится запоминать данные мгновенно.

Сегодня мы говорили о том, как развить у себя фотографическую память. Зачем это нужно? Поверьте, подобное умение не раз пригодится в вашей жизни. К тому же, развитие подобного вида памяти дает вам огромное преимущество перед теми, кто такими способностями не обладает.

Фотографическая память открывает перед нами новые возможности. Успехи практически в любой сфере нашей жизни напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно мы способны запоминать новую информацию.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Наверное, каждому человеку приходилось в его жизни сталкиваться с ситуациями, когда он забывал что-то очень важное. Некоторые люди плохо других людей. Они помнят их лица, но не могут вспомнить, при каких обстоятельствах им довелось . Другие бесконечно теряют свои часы, кошельки, мобильные телефоны, просто забыв, куда они их положили. Существует ли решение проблемы забывчивости? Оказывается да!
Ученые не зря едят свой хлеб. Ими, специально для решения данной проблемы и для тренировки памяти были разработаны целые , призванные раз и навсегда решить эту проблему.

Перед тем, как ответить на вопрос: "Как развить фотографическую память" , необходимо определиться с тем, что же скрывается за этими словами. Ученые утверждают, что под понятием фотографической памяти следует понимать способность человека при помощи зрительных образов запоминать необходимую для него информацию, при этом даже не пытаясь осмыслить ее. При этом процесс запоминания, базирующийся на наборе мнемонических техник, занимает всего лишь несколько секунд. Информация, которую видит человек, будто проецируется на некий внутренний экран, с которого он сможет ее считать в любой момент.

Использование фотографической памяти позволяет человеку открыть для себя новые горизонты. Всего за несколько секунд он сможет запоминать информацию, такую как тексты, лица, расположения вещей. К сожалению, для того, чтобы развить в себе эту способность, необходимо долго и упорно .

Время, которое вам понадобиться для того, чтобы развить в себе фотографическую память индивидуально для каждого человека и зависит только от его личных особенностей. К примеру, если человек имеет хорошо развитую зрительную память, то можно говорить о том, что фотографическую память ос сможет развить в себе намного быстрее, чем тот, у кого лучше развита память зрительная. Для того, чтобы ваши занятия начали приносить хоть какие-нибудь плоды, вы должны посвящать занятиям не менее пятнадцати минут в день на протяжении месяца.

Предлагаем вам ознакомиться с упражнениями, способными помочь вам в вопросе о том, как развить фотографическую память .

Упражнение 1. Непрерывное наблюдение.

Первое упражнение заключается в непрерывном наблюдении на протяжении пяти минут какого либо предмета. В должны тщательно и всесторонне рассмотреть его. При этом абсолютно не важно, что именно за предмет это будет. Вам не запрещается моргать, однако нельзя отводить от предмета ваш взгляд.

Осматривайте предмет, тщательно останавливаясь на каждой его детали. Вы должны продолжать выполнение до тех пор, пока не научитесь без труда концентрировать свое внимание и удерживать его на необходимом объекте.

Упражнение 2. Ритмичное наблюдение.

Сфокусируйте свой взгляд на каком-либо предмете. Ваше дыхание должно оставаться ровным. Во время выдоха - закрывайте глаза и пытайтесь удалить образ созерцаемого предмета из своего воображения. Делая вдох - вновь концентрируйтесь на объекте наблюдения. Для того, чтобы упражнение было эффективным, необходимо выполнение не менее 50 повторений. После этого его необходимо выполнить еще раз, но наблюдать теперь следует на выдохе, а стирать - на вдохе.

Упражнение 3. Мысленное видение.

Понаблюдайте за каким-нибудь предметом в течение нескольких минут, стараясь запомнить каждую его подробность. После этого закройте глаза и постарайтесь воспроизвести увиденное во всех мелочах на вашем внутреннем экране. Когда у вас это получится - откройте глаза и сравните то, что вы представили с тем, что находится в поле вашего зрения. Сделайте около десяти повторений. Во время первых повторений объект будет представляться вам ч не очень четко, но с каждым разом картинка в вашем сознании будет становиться все более реалистичной. Научившись запоминать предметы таким образом, переходите к работе с текстами и большими картинами.

Упражнение 4. Видеоскоп.

На протяжении минуты внимательно посмотрите на какой-то один предмет. После этого еще минуту посмотрите на другой. Закройте и попробуйте совместить в вашем воображении оба увиденных предмета. При этом вы можете получить эффект двойного или даже тройного наложения.

На самом деле у большинства из нас, хотя и далеко не в самом ярком проявлении, эйдетическая память уже была — в детстве, — но с годами уходят даже эти «зачатки». По данным некоторых ученых, мы обмениваем эту способность на развитие вербальных навыков и меняем фотообразы на эмоциональные. К сожалению, развить эйдетическую память в том виде, в каком она свойственна истинным эйдетикам, практически невозможно, однако благодаря тренировкам можно значительно улучшить зрительную память и способность воспроизводить запоминаемое , что позволит хотя бы немного приблизиться к обладателям «супервидеопамяти».

Для того чтобы развить эйдетическую память, прежде всего надо приложить усилия (хотим предупредить сразу — значительные усилия) по развитию зрительной памяти, причем очень важное условие — не только видеть, но и замечать , как завещал нам великий Шерлок Холмс.

Этот навык пригождается не только для выстраивания логических цепочек, но и для развития навыков запоминания. Смотря на картинки, предметы, пейзажи за окном и вообще на все, что вас окружает, старайтесь замечать каждую мелочь, каждую деталь. Сначала это будет происходить только на сознательном уровне и требовать с вашей стороны определенных мыслительных усилий, но по мере развития навыков перейдет на «бессознательный» — будет происходить как бы на автомате (собственно, именно так легендарный сыщик и обрел свои навыки).

Тренируем воспроизведение информации

Однако эйдетическая память — это не только запоминание, но и воспроизведение того, что вы запомнили. Следовательно, надо научиться вызывать в памяти не только то,
что произошло час назад или накануне, но и «дела давно минувших дней».

Одно из упражнений — уцепитесь за какое-нибудь яркое событие и старайтесь раскрутить цепочку: что было до этого, что во время, что после . Старайтесь вспомнить детали, восстановить картинку и последовательность событий так, как будто вы снова оказались именно там. Чем дальше вы будете продолжать тренировки, тем менее значительной для вас может быть «исходная» точка.

Попробуйте для себя различные мнемотехники (например, представленные нами мнемотехники по запоминанию цифр), — перешедшие на тот же автоматический уровень, они помогут вам надолго закрепить ту или иную информацию.

Также весьма полезными окажутся общее развитие памяти (не только зрительной), а также общая тренировка мозговой деятельности — нейробика , изучение языков, решение логических задачек и даже кроссвордов: не давайте мозгу простаивать, и он покажет вам, на что вы способны.

Развитие фотографической памяти позволит значительно повысить продуктивность в учебе и на работе. Данный вид памяти поддается тренировке, но для этого нужно систематически заниматься и продолжать развивать свои навыки. Возможность быстро воспринимать и в точности запоминать увиденную информацию очень пригодится в дальнейшем. Для начала выясним, что такое фотографическая память.

Фотографическая память или эйдетизм - это способность запоминать зрительный образ, который затем воспроизводится при помощи слов или рисунка.


Люди, обладающие фотографической памятью, способны запоминать в тончайших деталях рисунки или картины, затем в подробностях описывать их. Интересным является то , что люди, обладающие подобными способностями, могут быстро запоминать целые страницы текста, затем дословно пересказывать его. В их памяти страница текста откладывается в виде отсканированного документа или фотографии.

Как развить в себе фотографическую память?

Развить в себе подобный дар станет крайне полезным делом. Это поможет добиться успеха в различных аспектах жизни. А тем, кто обладает кратковременной фотографической памятью, рекомендуется дальше развивать ее. При этом не нужно уделять тренировкам много времени и сил. Заниматься саморазвитием можно по пути домой, ожидая свой транспорт на остановке.

Тренировать фотографическую память можно во время поездки в метро, внимательно рассмотрев пассажира напротив, после отвести взгляд и попытаться максимально восстановить его образ. Также можно проделывать подобное на рекламных объявлениях или плакатах.

Для улучшения долговременного запоминания нужно пробовать воспроизводить в мельчайших деталях предметы, увиденные ранее.

Существует множество тренингов, которые помогут узнать, как развить фотографическую память.

Упражнения с таблицами Шульте

Наиболее популярными являются таблицы Шульте размером 5×5 клеток , внутри которых нарисованы цифры. Цель упражнения заключается в быстром поиске цифр в нужной последовательности. Для лучшего результата можно дважды проходить одну таблицу, первый раз по возрастанию цифр, а второй - по убыванию. Если обычные таблицы выполняются легко, можно поискать более сложный вариант, где цифры записаны в различных фигурах, отличающихся размерами.

При помощи таких тренировок улучшается , периферическое зрение, запоминание мелких деталей.

Для выполнения данного задания нужен коробок спичек и ровный гладкий пол. В первую очередь нужно взять от трех до пяти спичек и бросить их на пол, на протяжении короткого периода времени рассмотреть их и запомнить расположение. Затем отвернуться в другую сторону и разложить другие пять спичек в том же положении. На первый взгляд задача кажется простой, но если пытаться выложить спички учитывая все детали - первые попытки могут быть неудачными. Если данное упражнение выполняется слишком легко, стоит постепенно увеличивать количество спичек.

Упражнение «Римская комната»

Использовалось древними римлянами для лучшего запоминания списка дел. Они запоминали наиболее яркие и выдающиеся вещи в своем доме или комнате, и присваивали им определенный образ , связанный с каким-либо делом. Например, если нужно было пойти с другом в баню, римлян представлял его в луже возле своего фонтана или пруда во дворе, если нужно было что-нибудь купить, он мог представить данный предмет в руках у своей любимой статуи.

Для развития фотографической памяти данный метод будет очень полезным. С его помощью образы грядущих дел можно привязать к различным деталям какого-либо предмета (его форме, цвета, узору), а не к вещи в целом. Таким образом, с каждым разом при необходимости вспомнить нужное дело, можно возвращаться в свою воображаемую комнату, вспоминая не только сами предметы, но и их детали.

Данная методика названа в честь знаменитого художника , который также развивал в себе дар эйдетизма.


По рассказам, Айвазовский приходил на берег моря, где тщательно всматривался в волны, пытался максимально детализировано запечатлеть их у себя в памяти.Он множество раз воспроизводил картинку волн у себя в уме, а потом переносил на полотно.

Используя метод Айвазовского можно развить фотографическую память, ведя обычный образ жизни. Так, при выпавшей возможности следует рассмотреть какой-либо предмет, статую, человека, плакат. Потом, отведя взгляд, воспроизвести запоминающийся образ в малейших деталях. Сначала это может показаться неэффективным и скучным, но систематические ежедневные тренировки в итоге покажут свой впечатляющий результат.

Подобные упражнения хорошо подойдут для детей . Ведь в их возрасте любая информация лучше воспринимается и запоминается в игровой форме.

Наиболее популярными играми являются:

  • «Что пропало» . Для ее проведения необходимо набрать несколько предметов. Расположить их на полу, попросить ребенка запомнить все игрушки. Затем, когда малыш отвернется спрятать одну игрушку и попросить его назвать что пропало. Для усложнения задания, можно менять последовательности предметов, увеличивать их количество.
  • «Что в ящике» . Для данной игры нужно несколько мелких игрушек и непрозрачная емкость. В емкость положить все предметы и накрыть тканью или крышкой. Затем на мгновенье показать ребенку, что внутри, и попросить назвать все запомнившиеся предметы. С улучшением памяти количество предметов увеличивают.
  • «Одинаковые карты» . Для этой игры нужна колода обычных или детских карт. Разложить от 3-5 карт, и по мере запоминания ребенок должен перевернуть их лицевой стороной вниз. Затем дать ему такие же карты с другой колоды, и попросить положить их на соответствующие. Таким образом тренируется длительная фотографическая память.

Фотографическая память улучшится только при постоянных ежедневных тренировках. Не нужно надеяться на быстрый результат, лучше всего запастись терпением и продолжать улучшать работоспособность своего мозга.

Каждый день человек сталкивается с множеством образов, информацией, эмоциями и впечатлениями. О том, чтобы это оставалось без напряжения в памяти мечтают многие. Память – это кладезь и богатство, и ее значение в нашей жизни невозможно переоценить.

Многие считают, что способность запоминать без лишних усилий – врожденный дар, ген, который мы имеем как данность. Однако, это не совсем так.

Описание феномена

В психологии есть понятие, как фотографическая память (или эйдетическая память) – что означает способность человека запоминать информацию посредством визуальных образов, не осмысливая ее.

Информация остается в сознании как «картинка», при возникновении ассоциаций или осознанном желании вспомнить, она оживает.

В чем разница между обычной и фотографической памятью?

  • Обычная память действует по принципу «наполнения» свободных ресурсов, поэтому события нашей жизни мы помним с каждым годом хуже, т.к со временем сознание наполняется новыми впечатлениями и старые вытесняются. Также, специфика обычной памяти в том, что она фиксирует значимые события, или эмоционально окрашенные.
  • Эйдетическая память – фиксирует образ и, соответственно, он не смешивается с новыми событиями. Образ не зависит от настроения или ассоциаций-когда вы пытаетесь что-то вспомнить, вы видите перед собой образ целиком и можете воспроизвести в памяти даже мелочи.

Исследование феномена

Первым в психологии о понятии «эйдетизм» рассказал ученый из Сербии В. Урбанчич, а в 20-х г. прошлого столетия Э.Йеншем проведены первые экспериментальные исследования. Им была разработана классификация по степени выраженности феномена. Затем, эйдетика изучалась российскими и зарубежными психологами - М. П. Кононовой, м, С. Л. Рубинштейном, В. А. Артёмовым, А.Р. Лурией. В частности, А. Р. Лурия и совместно работающие с ним ученые, доказал, что образы из памяти могут быть сильнее реальных образов восприятия, а иногда даже влиять на физиологию человека и менять его состояние.

Упражнения

В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.

Как развить фотографическую память? Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит .

Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.

  1. Упражнение «непрерывное наблюдение». Этот метод заключается в непрерывном сосредоточении внимания на предмете в течение 5 минут. Вы можете моргать, но нельзя отводить взгляд. Рассмотрите детали в мельчайших подробностях, стремитесь удерживать внимание на нужном объекте. Такое упражнение доступно онлайн.
  2. Упражнение «ритмичное наблюдение». Посмотрите внимательно на предмет или текст в течение нескольких секунд, сохраняя ровное дыхание. Закройте глаза, сделайте глубокий выдох и отдалите образ предмета из сознания. Затем сделайте вдох и снова внимательно изучайте предмет. Повторить это упражнение 50 раз. В сети есть похожие упражнения онлайн.
  3. Упражнение «мысленное видение». Посмотрите внимательно на предмет (текст) в течение нескольких минут, стремясь запомнить каждую мелкую деталь. Закройте глаза и пробуйте воспроизвести картинку перед собой с мельчайшими подробностями. Поначалу образ будет мутный, и части предмета утеряны, но со временем восприятие станет четче и более приближенным к реальности. Когда вы научитесь запоминать предметы – пробуйте проделывать тоже с картинами и текстами, каждый раз усложняя задачу. Этот метод еще называют-метод Айвазовского. Данная эйдотехника в том числе и тренировка внимания.
  4. Упражнение «видеоскоп». Сосредоточенно посмотрите на предмет или текст в течение минуты. Затем переведите взгляд на другой предмет и так же изучите его. Закройте глаза и в воображении соедините эти два предмета. Эффективность упражнения повышается при повторении 5-7 раз с разными предметами, формируется так называемая видеопамять.

  1. Упражнение «Таблица Шульте». Суть этого упражнения – быстро и последовательно находить числа в таблице, где они изначально расположены хаотичным образом. Этот метод-тренировка внимания, наблюдательности, задействована зрительная память, так как происходит запоминание не только места нужной ячейки, но и других ячеек. Такое упражнение еще и интересное-можно играть наперегонки и помимо сосредоточения внимания формируется скорость реакции.
  2. Упражнение «Игра в спички». Бросьте хаотично на стол несколько спичек, затем посмотрите внимательно на них и запомните в мельчайших подробностях как они расположены. Затем отвернитесь и с помощью других спичек и в другом месте воспроизведите их положение.
  3. Упражнение «мгновение, остановись». Этот метод можно делать в любое время – на учебе, работе или прогулке. Выберете предмет, посмотрите на него внимательно и, закрыв глаза, нарисуйте его в своем воображении.
  4. Упражнение «пустое сознание». Нарисуйте точку, расположите перед собой. Смотрите на нее до тех пор, пока не начнут возникать мысли. Когда вы почувствовали их приближение–закройте глаза и сконцентрируйтесь на предмете, стараясь его представить наиболее полно, не допуская себе возникновения мыслей. Идея этого упражнения в том, что наличие мыслей (или «шумов», как их называют психологи), приводит к ухудшению качества запоминания и яркость изображения стирается.

Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.

Возможности эйдетизма

Фотографическая память дает множество возможностей для человека – стоит вспомнить людей, обладавших этим талантом:

  • Максим Горький – обладал навыком скорочтения и запоминал прочитанные книги на долгие годы;
  • Алексей Толстой – прежде чем написал свои книги, «видел» их содержание и текст образно;
  • Лев Вершинин – со студенческих лет знал наизусть текст Советской Исторической Энциклопедии;
  • Рональд Рейган – с одного взгляда мог запомнить целиком какой-либо текст.

Развитая эйдетическая память открывает перед человеком новые возможности – успехи в учебе, профессии, хобби напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно вы запоминаете новую информацию.

Однако, в своем стремлении развить фотографическую память и стать эффективнее, умнее и лучше не забывайте, что важно не навредить себе. Чрезмерное увлечение эйдетизмом в конечном итоге может грозить «затмеванием» внутренними образами реальности.

Новое на сайте

>

Самое популярное