Домой Плодовые деревья Как в г ф гегель понимал нравственность. Учение Г.Гегеля о свободе и нравственности. Предмет и функции этики

Как в г ф гегель понимал нравственность. Учение Г.Гегеля о свободе и нравственности. Предмет и функции этики

Выходные данные сборника:

ФИЛОСОФИЯ СОВЕСТИ В ВОЗЗРЕНИЯХ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Егоров Александр Владимирович

канд. филос. наук, доцент Иркутского Государственного университета путей сообщения, РФ, г. Иркутск

THE PHILOSOPHY OF CONSCIENCE IN BELIEFS, C.F. HEGEL AS THE ACTUAL PROBLEM OF MODERNITY

Alexander Egorov

candidate of philosophical Sciences, associate Professor of Irkutsk State University of railway engineering, Russia, Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Гегель определяет место и роль совести в системе развития идеи, духа и понятий. Совесть как самосознание и самопознание объективного духа находит своё проявление в семье, обществе и государстве. Актуальность работы заключается в выявлении соотношения понятий совести, добра, государства.

ABSTRACT

Hegel defines the place and role of conscience in the development of ideas, spirit, and concepts. Conscience as self-awareness and self-knowledge of objective spirit finds its manifestation in the family, society and state. The relevance of this work is to identify the relationship between the concepts of conscience, good state.

Ключевые слова: Идея; объективный дух; философия совести; мышление и воление добра; диалектика понятий; феноменология духа.

Keywords: The idea; of objective spirit; the philosophy of conscience; thinking and willing of the good; the dialectic of concepts; the phenomenology of spirit.

Философия совести как структурный элемент совестологии просматривается в воззрениях Г.В.Ф. Гегеля, в его труде «Философия права». Проблему совести Гегель излагает в

«Философии права». Логическое суждение Гегеля ведется от абстрактного к конкретному содержанию, где абстрактные формы как чисто логические «снимаются» более конкретными понятиями, где кажущийся первоначально нейтральным понятийный аппарат все более наполняется конкретным смыслом, выявляя определенную философско-нравственную позицию. Структурно-логическое исследование ведется в следующем порядке: вначале абстрактное право, затем моральность и далее нравственность. В свою очередь, нравственность включает: семью, гражданское общество и государство. Семья, общество, государство - это не только последовательность предметов исследования Гегелем, но и шкала их реальной ценности и объективной значимости.

Раскрывая структуру и функциональную сущность субъективного духа, в разделе «Моральность», Гегель показывает соотношение совести и добра, анализирует диалектическую взаимосвязь понятий права, нравственности и государства, разграничивая категории «мораль» и «нравственность». К морали Гегель относит внутренний, частный мир личности, она характеризует личную позицию индивида «В моральности все дело именно в собственном интересе человек… . Если моральность Гегель рассматривает как субъективную свободу воли, то «нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания» . Нравственность есть нечто субстанциональное, существующее на уровне объективного.

Что это за явление, объективный дух? По системе Гегеля объективный дух - это определенный этап развития сознания, самопознания, выявляя себя как мышление. Объективный дух есть особая сфера со своим смыслом и содержанием. Со ступени объективного духа начинается проблематика семьи, гражданского общества и государства, в частности, и философии совести.

Философия совести, имеет своим предметом идею в образе объективного духа, способного развертываться в мире человеческих правовых отношений. Сфера объективного духа предстает как идеальная социальная картина. Право, добро и совесть находят свое реальное проявление в семье, в гражданском обществе и государстве, выявляя себя в должных общественных отношениях.

Субстанцией, по Гегелю, является дух, с его способностью мышления. Начальной формой духа является субъективный дух. Субъективный дух - это индивидуальный человеческий дух, обладающий душой, сознанием и волей. Субъективный дух свободен лишь в отношении к себе, в отношении же к некоему другому он еще не свободен. Субъективный дух свободен в себе, но не для себя. Когда же дух свободен в себе и для себя - это уже объективный дух, здесь свобода приобретает впервые форму объективной реальности, форму наличного бытия. Здесь дух выходит из формы своей субъективности, познает внешнюю реальность благодаря свободе, развиваясь далее, дух поднимается на ступень объективного духа.

В работе «Феноменология духа» Гегель показывает путь развития духа и его постижение своего содержания, раскрывая диалектическое развитие понятий. Предметом духа является описание поступательного шествия идеи и её мышления от самой низшей его формы - чувственной достоверности и до абсолютного знания.

Исходным пунктом этого движения является обычное сознание индивидуума. На первоначальной ступени своего развития сознание находится вместе с реальными предметами, то есть Гегель различает наличие субъекта и противостоящих ему объектов. На последней ступени, в абсолютном знании уже исчезает различие субъекта и объекта, уступая место их тождеству, образуя их синтез. Все понятия рассматриваются в становлении и во взаимосвязях. Гегель излагает идею как нечто исторически развивающееся в своей целостности, ей свойственна внутренняя свобода.

Все явления, по Гегелю, это стадии развития изначально-целостной идеи, которой свойственно неотъемлемое мышление. Дух, как идея начинает свое развитие с субъективного духа, далее переходит в объективный дух и заканчивает свою эволюцию в абсолютном духе. Дух, наделенный сознанием, способный мыслить, есть форма проявления идеи. Идея оживает в духе, которому свойственно мышление.

Мышление, по Гегелю, - это способ существования идеи. В феноменологии духа Гегель показывает ступени развития сознания: от субъективной, чувственной непосредственности к самосознанию и от него к абсолютному знанию. Процесс развития сознания протекает таким образом. Вначале сознание противостоит предмету, или миру как нечто отличительное от него. Здесь сознание движется от исходного пункта - естественного своего состояния, оно воспринимает всю прошедшую историю в зеркале индивидуального развития. Затем сознание постигает свою общественную природу и поднимается до осмысления сущности истории. Гегель подчеркивает, что история представляет собой результат совместной деятельности индивидов. Здесь сознание начинает осознавать себя как участника исторических событий. Но как участник этих событий, сознание еще не поднимается до понимания прошедшей истории, до научного знания. Далее, сознание, поднимаясь до научного обобщения, должно дать оценку и изложить научно все пройденные этапы истории, все фазы исторического развития. Отдельными этапами на этом пути являются искусство, религия и философия.

На первом этапе идея, еще не обладающая самосознанием и не знающая себя, представлена в её логических определениях - предикатах. На данном уровне идея не имеет никакого содержания, кроме того, что принадлежит самому мышлению и им порождается. Находясь в лоне чистой мысли, идея порождает категории. Идея, по своей сущности, представляет единство понятия и реальности, это мыслящая субстанция, она находится в единстве с действительным миром, и которая в абсолютном духе завершает самопознание. Сознание, пребывая на ступени субъективного духа, осмысливает понятие «добро» и «совесть». На ступени абсолютной идеи происходит самопознание идеи в форме абсолютного духа.

Добро и совесть - это один из разделов моральности. Совесть раскрывается через понятия «добро» и «свободы». «Добро, по Гегелю, - это реализованная свобода, абсолютная конечная цель мира» . Через развитие понятия «добро» Гегель подводит нас к понятию совести. Что есть добро? «Добро есть для меня как волящего особенная воля, и я знаю его, … особенность добра как бесконечной для себя сущей субъективности. Это внутреннее определение добра есть совесть» . Гегель рассматривает совесть как святое, данное человеку, как сущая субъективность, как суд. «Совесть как это единство субъективного знания и того, что есть в себе и для себя, - святыня, посягать на которую было бы святотатством» .

Совесть - уникальное свойство человека, в моральном сознании она есть мышление и знание добра. Она находит своё проявление в семье, обществе и государстве. В мышлении совесть - это морально-разумное понятие добра, которое должно найти своё воплощение в нравственности. «Единство субъективного и объективного в себе и для себя сущего добра есть нравственность» . Совесть как субстанциональное нравственное явление Гегель отсылает к объективному духу.

Нравственность как воплощение единства идеи и воления находит свою защиту в праве и выступает как живое добро. Гегель рассматривает совесть в подтексте добра. Добро, как субстанция права и государства есть свобода субъекта. «Добро - здесь субстанция, т. е. наполнение объективного субъективным» . На этой ступени дух находит свое проявление в морально-нравственной сфере, познает себя в форме совести.

«Совесть - это глубочайшее внутреннее одиночество, пребывание с самим собой, в котором исчезает все внешнее и всякая ограниченность, полное уединение в себе самом. Человек в качестве совести уже не скован целями особенности, и совесть его тем самым - высокая точка зрения, точка зрения современного мира, который впервые дошел до этого сознания, до этого погружения в себя» . Если религия и право есть, по Гегелю, нечто внешнее, добровольно навязывающее, то «… совесть знает саму себя как мышление и то, что это мое мышление единственно обязательное для меня» . Совесть - это проявление свободы мышления, свободы добра и долга.

Гегель различает истинную и формальную совесть. Истинная совесть есть тождество субъективного знания и воления, когда знания и субъективная воля согласуются с истинным добром и только при таком условии утверждается и признается совесть святыней. Спрашивается, а что есть истинное добро? Добро, по Гегелю, - это то, что поддерживает и укрепляет основы государства. Философские взгляды Гегеля на государство и право свидетельствуют о едином звене таких понятий как государство, долг и совесть. Гегель подчеркивает, что «… совесть в качестве истинной есть определение самой себя к тому, чтобы волить то, что в себе и для себя есть добро и долг» , она способна из себя самой, и своей сущности определить, что есть добро.

Формальная совесть есть такая совесть вообще, где отсутствует согласие между знанием и волей человека, поэтому такая субъективность готова перейти во зло, и она чужда государству. Она не знает и не мыслит, что есть право и долг, что есть моральное сознание и добро. По Гегелю, формальная совесть разрывает гармонию долга и добра, государства и совести. В то время как истинная совесть соединяет в единое целое добро и долг, совесть и государство.

Истинная совесть - это мышление добра, воплощенное в понятие семьи, общества и государства. Государство для людей есть всеобщая свобода и воля, есть высшее добро, где субъективная воля и объективный дух (нравственность) образуют нечто единое абсолютное есть проявление истинной, несомненной нравственности, а следовательно высочайшей, идеальной совести. Здесь добро как идея (мышление) находит свое проявление в неотъемлемой свободе государства. Гегель олицетворяет государство с нравственностью. Он подчеркивает, что все, что связано с нравственностью, порождает деятельностью духа. Свобода, добро, долг и совесть в себе и для себя - это основа проявления объективного духа. Добро есть идея, находящая свое проявление в соответствующей свободе государства. Поэтому совесть и долг, совесть и право, совесть и свобода мышления, рассматриваются в рамках развивающихся буржуазных отношений и буржуазной государственности. Гегель утверждает, что «существенное в воле есть для меня долг: если я не знаю ничего, кроме того, что добро есть для меня долг, то я не иду дальше абстрактного в добре. Я должен исполнять долг ради его самого, …исполняя долг, я нахожусь у самого себя и свободен» . Гегель не называет конкретно, какой это долг, он у него абстрактен. Это, по-видимому, еще дань политической осторожности.

Быть нравственным означает творить добро, противостоять злу. Государство - это воплощение добра, и оно должно совершаться, но следует знать, что цель добра не будет достигнута в полной мере, потому как это - идеальная цель мира. Если бы она была реализована, если бы субъект стал нравствен, то субъективность бы отпала, если добро имело бы силу от природы, то отпала бы также свобода субъекта; а «субъект свободен только в борьбе» . По всей вероятности в таких условиях отпала бы и совесть.

Совесть как внутренний и нравственный регулятор поведения может проявляться только в развертывании свободы, только в свободе индивида, в его свободном волении. Совесть как форма самосознания объективного духа распространяется на семью, общество и государство, но она ограничена только рамками процесса мышления. Если дух есть мышление добра, есть проявление совести, то дух по своему содержанию позитивен. Дух постоянно стремится к самопознанию, имея способность перевоплощаться в разные по значимости стадии.

Но совесть не может существовать без индивидов, без их действий, и в этом Гегель видит активную, деятельную природу самого духа. Сам индивид есть мыслящее существо, устремления которого должны быть пронизаны содержанием добра и долга. Объективный дух не может проявляться без субъективного духа, и путь его идет ко все более глубокому осознанию понятия свободы. Совесть приобретает в объективном духе форму объективной реальности, форму наличного бытия.

Совесть, по Гегелю, - это объективно-нравственный акт, связанный с государственным мышлением добра и ведущий к знанию абсолютного добра. Добро и совесть у Гегеля совпадают в абсолютном духе и являются регулятивной идеей для человека, общества и государства.

Сегодня актуально, чтобы мышление добра было дополнено волением и его творением. Добро и совесть должны быть действенными. Необходимость и настоятельность времени - это освоение не только общечеловеческой культуры, но и профессиональных знаний. Проявление совести нуждается не только во внутренней, но и во внешней свободе, и в их гармонии. Гегель заключает совесть и свободу в рамки семьи, общества и государства, это субъекты и носители свободы, культуры совести. Субъект, по Гегелю, может быть свободен только в борьбе. Но в какой борьбе? Гегель определяет место совести в борьбе за знания. Гегель ограничивается мышлением добра, он не оставляет объективному духу места для предметно-практической общественной деятельности.

Гегель придает большое значение государству как определенной форме объективного духа. Оно воплощает в себе жизнь родового разума. Государство должно выражать духовные интересы индивидуума, оно есть закономерный этап в развитии и самовыражении идеи. Государство, по Гегелю, должно быть разумным и действенным, правовым и нравственным.

Гегель государству придает божественное значение, оно выразитель интересов всех и в отдельности каждого. Идея государства, по Гегелю, должна мыслить лишь добро в масштабе рода, она должна быть связана с судьбой народа.

По Гегелю, мышление и творение добра должно составлять основное содержание мировой истории. Объективизация духа в форме государства важна для самого Гегеля. «Государство есть действительность нравственной идеи» . Государство - это культурно-родовой порядок, одна из форм развития и становления объективного духа, в нем все должно быть как в искусстве. Поскольку государство примиряет все противоречия, то оно как закон, порядок есть высшая форма пребывания объективного духа.

«Государство - это шествие Бога в мире» , эта сфера подлинной свободы духа, это шествие идеи справедливости и добра, истины и красоты. Оно связано с жизненно-историческими вехами народов, с их миссией свободы.

Объективный дух есть звено, выражение определенной исторической культуры семьи, общества и государства. Сегодня можно сказать, что объективный дух культуры вступил в сферу цивилизации. Цивилизация как форма проявления культуры, она нуждается в художественно-поэтических и языческо-мифологических образах. Цивилизация просматривается как определенный этап в развитии культуры. Культура не умирает в цивилизации в противовес взглядам О. Шпенглера . В связи с этим меняется система ценностей культуры, но синтезирующим основанием современной цивилизованной культуры должно быть реальное добро, совесть, истина и справедливость.

Добро как сущность нравственности должно быть возведено в культ почитания, а нравственность, соответственно - в категорический императив, человеческое повеление. Сегодня все большее место в обществе начинает занимать информационно-массовая культура, но и она должна отвечать требованиям нравственного духа. Совесть как форма объективного духа должна быть культом почитания, духовно-нравственным регулятором каждого из нас. Дух совести должен пронизывать государство, общество и семью.

Итак, в философии совести Гегель видит ключ спасения человека и человечества в его самосознании, которое связано с самопознанием человека как активного носителя духа. Дух - это жизнь в ее многообразном проявлении. Дух - это развертывание идеи, воплощающее в себе субъект и объект, есть тайна и загадка мира. А мир есть такой процесс, который каждый раз показывает нам все новую грань своего неустанного развития, перевоплощения и все новую связь переходов.

Совесть находит свое существование и сущность в философии духа. Важным содержательным и решающим её моментом должно быть единство правового содержания и морального убеждения. Это единство, по Гегелю, наиболее полно должно проявляться в государстве.

Философия совести сводится к большим обобщениям, она как связующее звено таких понятий у Гегеля, как свобода, добро, долг и высшая справедливость. Её содержание развертывается через понятия «идея». Идея в своем развитии превращается в наиболее обобщенное понятия «дух». Дух, по Гегелю, способен мыслить, и рассматривается он на основе нравственности. Нравственность у Гегеля - это духовный пласт, который служит духовной базой для функционирования семьи, гражданского общества и государства. Проявление духа осуществляется в субъективной, объективной и абсолютной формах. Дух способен мыслить добро и совесть. Понятия «добро» и «совесть» сливаются в способности мыслить и волеть. Совесть выступает обобщенным фактором добра. Добро мыслимое и волевое не может быть без совести как воплощенного объективного духа. На уровне объективного духа происходит реализация и проявление совести в семье, гражданском обществе и государстве. Гегель рассматривает проявление совести через активность субъективного духа. Происходит соединение объективного духа, носителя нравственных понятий добра и совести с субъективным духом, через такие объективные формы как семья, гражданское общество и государство.

Совесть стала объективным субстанциональным фактором жизнедеятельности человека, это объективный повелитель, принадлежащий обществу, это важнейший регулятор нравственности. Но в то же время, этот элемент объективного духа действует через субъективную волю людей.

Сегодня необходимо обратить особое внимание на редчайшее явление человеческого духа, наделенного сознанием и свободой, способного познавать себя, видеть себя со стороны и выполнять свой долг - жить и трудиться по совести.

Список литературы:

  1. Гегель Г.В.Ф. Философия права/ Пер. с немец.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. - 524 с.
  2. Гегель Г.В.Ф. Философия права/ Пер. с немец. Б.Г. Столпнера: Примеч. В.С. Нерсесянца. М.: Мир книги, Литература, 2007. - 464 с.
  3. Егоров А.В. Совестология как научная область знаний (о культуре совести) «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» / Сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 1 (44). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. - 120 с.
  4. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность/ Пер. с немец. М.: Мысль, 1998. - 663 с.

Принцип историзма, который последовательно проводил Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально «озабоченной» теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений. В соответствии с этим, в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает достаточно скромное место (см. схему №3). Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизирование изложены в его трудах «Философия права», «Феноменология духа».

Принципиальным для Гегеля было различение понятий «мораль» и «нравственность», которое зафиксировало создавшуюся в европейской этической рефлексии ситуацию противостояния двух подходов к морали: мораль как область духа, представленная исключительно личностными смыслами; мораль как сфера социально детерминированного поведения. Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции.

Нужно заметить, что этика Гегеля явилась результатом сложной творческой эволюции, в процессе которой постепенно преодолевался пафос ранних работ, связанный с идеями моральной суверенности личности. В итоге личность как бы приносится в жертву философии абсолютного идеализма, настроенной на созидание социальной гармонии.

Учение о свободе воли предваряет исследование Гегелем природы морали и нравственности (см. схему №3). Полагая свободу «необходимым условием и основой нравственности», философ раскрывает диалектический характер связи свободы и необходимости. На этом основании предлагается концепция развития свободной воли, в процессе которого воля проходит три стадии (природная воля, произвол, разумная воля), интерпретирующиеся впоследствии в учении об абстрактном праве, о морали, о нравственности.
В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например, подчеркивая, что «ряд поступков субъекта, это и есть он», Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку «лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели». Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля преимущественно сферой духа, по сама постановка данной проблемы вполне конструктивна, как и пожелание ставить перед собой великие цели («хотеть чего-то великого») при определении своих намерений.

Интересно понимание Гегелем морального долга субъекта, состоящего в том, чтобы «иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности». Здесь, по существу, описывается механизм реализации морали, ставится проблема интериоризации* моральной необходимости. Множество ценных идей можно найти и в гегелевской диалектике добра и зла.

Учение о нравственности . Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Гремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, в принципе, подчи- нсние индивидуальности государственным интересам, т.к. «вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству».

Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества, показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. вписать мораль в социальный контекст. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась достаточно сомнительной. Философия «объективного духа», которая «разглядела» многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нес сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагал «считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т.е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность» (Л.Л.Гусейнов).

Этика: конспект лекций Аникин Даниил Александрович

2. Гегель и метафизические основания этики

Принцип историзма, которого придерживался Г. В. Ф. Ге–гель (1770-1831 гг.), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентирован–ной теории морали. Гегель, в отличие от Канта, обратился не к выявлению сущности морали, а к определению ее роли в си–стеме общественных отношений. Поэтому в философии абсо–лютного идеализма Гегеля этика заняла довольно скромное место. Этические взгляды немецкого философа наиболее пол–но были изложены в двух его произведениях: «Феноменология духа» и «Философия права». Актуальной темой для Гегеля бы–ло различение самих понятий «мораль» и «нравственность».

Следует отметить, что в это время существовало два подхо–да к морали: мораль как область духа, обозначенная только лишь личностными смыслами, а также мораль как сфера со–циально определенного поведения. Подчеркивая оригиналь–ность личностного и социального смысла морали, Гегель по–старался объединить обе эти этические традиции. Необходимо отметить, что учение о морали Гегеля явилось ре–зультатом сложного творческого развития, в процессе которо–го философом постепенно преодолевалась патетика ранних работ, связанная с идеями активности, моральной самостоя–тельности личности.

В результате личность как бы приносилась Гегелем в жертву философии абсолютного идеализма, направленной на дости–жение социальной гармонии. Учение Гегеля о свободе воли предопределило исследование философом природы нравствен–ности и морали. Считая свободу «необходимым условием и ос–новой нравственности», Гегель обнаруживает развивающийся характер отношения свободы и необходимости.

В результате чего им была предложена концепция развития свободной воли. Воля должна пройти при этом три стадии. Это природная воля, произвол, разумная воля. Впоследствии Гегель использовал данные положения в учении об абстракт–ном праве, нравственности морали.

В учении о морали, представляющем собой область лич–ностных убеждений, философ диалектически проанализиро–вал следующие понятия: умысел и вина, добро и совесть, на–мерение и благо. Он высказал при этом значительное количество весьма продуктивных идей. Так, в частности, от–мечая, что «ряд поступков субъекта это и есть он», Гегель по–ставил задачу обязательного осуществления внутренней мо–ральной убежденности человека в действиях, так как «лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели».

Конечно же, следует помнить, что активная деятельность человека ограничивается у философа сферой духа, хотя даже сама постановка данной проблемы вызывает положительный отклик, как и рекомендация ставить перед собой великие це–ли («хотеть чего-то великого») при определении намерений. Особенно интересным является определение Гегелем понятия морального долга человека. Философ считал, что он состоит в том, чтобы «иметь понимание добра, сделать его своим на–мерением и осуществлять в деятельности».

Так, по существу, определяется сам механизм осуществле–ния морали, ставится задача моральной необходимости Очень много ценных идей содержится также в гегелевской ди–алектике добра и зла. Что же Гегель понимал под нравствен–ностью? В своем учении по этому вопросу философ делает следующие выводы. Нравственность – это вторая (обществен–ная) природа человека, которая возвышается над первой (лич–ностной).

Существуют также три последовательные формы ее разви–тия: семья, гражданское общество и государство. Процесс ста–новления нравственности является, в принципе, подчинени–ем личности государственным интересам, потому что «вся ценность человека, вся его духовная действительность суще–ствует благодаря государству».

Руководствуясь принципом историзма, Гегель выявил многие черты исторического развития нравственности, про–анализировал связь морали с другими сторонами обществен–ной жизни, таким образом, вписав понятие морали в социаль–ный контекст.

Хотя принято считать, что предложенная им модель гар–монизации личного и общественного блага является несо–стоятельной. Учение об «объективном духе», которое «раз–глядело» основные черты морали, противостоит самой действительности, находится над ней.

Поэтому мораль не в состоянии оказать на реальный мир сколько-нибудь существенное влияние. Философ предлагал также «считать недействительной всю дисгармоничную, разла–женную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действи–тельность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индиви–ды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т. е. от–крываемую философией и в самой только философии суще–ствующую разумную действительность».

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

2. Методологические основания социологии культуры Методологические основания социологии культуры составляют: 1) парадигма – определенная классическая научная разработка, которая воспринимается представителями данной дисциплины в качестве образца и становится

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав,

Из книги Этика автора Зубанова Светлана Геннадиевна

21. Гегель и метафизические основания этики Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали. Гегель обратился к определению

Из книги Искусство и коммунистический идеал автора Ильенков Эвальд Васильевич

Гегель и герменевтика (Проблема отношения языка к мышлению в концепции Гегеля)Герменевтика, о которой тут пойдет речь, - это вовсе не старинное, разработанное в рамках классической филологии применительно к ее специальным целям искусство перевода и «толкования»

Из книги Открытый научный семинар:Феномен человека в его эволюции и динамике. 2005-2011 автора Хоружий Сергей Сергеевич

18.10.06 А.В.Ахутин - С.С.Хоружий. Диалоги об опыте. иалог 2. Гегель: опыт как развивающийся процесс Ахутин А. В.ОПЫТ-ИСПЫТАНИЕ И ОПЫТ-ПЕРЕЖИВАНИЕ(Интермедия в философско-богословском диалоге об опыте бытия).Еккл. 1, 13 «…И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать

Из книги Год быка--MMIX автора Романов Роман Романович

B1. Основания Истории

Из книги Истина мифа автора Хюбнер Курт

2. Онтологические основания психологии Во второй главе был дан набросок условий возникновения естественно-научной онтологии. Если бы мы пытались поступить таким же образом по отношению к психологии и другим рассматриваемым здесь наукам, это увело бы нас слишком далеко.

Из книги Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина ХХ – начало XXI вв. автора Демшина Анна Юрьевна

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

1.2.Теоретические основания изучения моды Исторически изучение моды начиналось в рамках истории ремесел, когда мастера хранили и передавали своим ученикам (сначала устно, а потом и письменно) профессиональные секреты. До наших дней дошли тайны античных ремесленников, в

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) философ, сформулировал законы диалектики... Дурной человек следует своим склонностям и из-за них забывает свои обязанности. ... Внешний поступок не отличается от внутреннего. В злом деле и намерение, по существу, тоже бывает злым, а не

Из книги Мир современных медиа автора Черных Алла Ивановна

Из книги Сравнительная культурология. Том 1 автора Борзова Елена Петровна

4. Основания власти современных медиа Традиционно – на протяжении последних двухсот-трехсот лет (со времени существования старейшего из СМИ – газет) право на коммуникацию, как отмечает известный английский социолог Энтони Гидденс, было организовано репрезентативно,

Из книги Метафизика Петербурга. Историко-культурологические очерки автора Спивак Дмитрий Леонидович

2.2.4. Г.В.Ф. Гегель о мировой культуре как формах самоопределения духа В XIX веке немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель написал, вероятно, первый собственно культурологический труд «феноменология духа», в котором он представил типологию культур в форме

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

Шеллинг и Гегель «В начале XIX века Шеллинг был тем же, чем Христофор Коломб в XV: он открыл человеку неизвестную часть его мира, о которой существовали только какие-то баснословные предания – его душу! Как Христофор Коломб, он нашел не то, что искал; как Христофор Коломб, он

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги автора

Гегель Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – немецкий философ. Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет. Человек есть не что иное, как ряд его

Г.В.Ф.Гегелем (1770-1831), В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, a на установление ее значения в системе общественных отношений . В соответствии с этим, в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает достаточно скромное место. Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизировано изложены в его трудах "Философия права", "Феноменология духа".

Принципиальным для Гегеля было различение понятий "мораль" и "нравственность" , которое зафиксировало создавшуюся в европейской этической рефлексии ситуацию противостояния двух подходов к морали: мораль как область духа, представленная исключительно личностными смыслами; мораль как сфера социально детерминированного поведения. Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции.

В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например, подчеркивая, что "ряд поступков субъекта, это и есть он", Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку "лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели. Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика, как и совет ставить перед собой великие идеи ("хотеть чего-то великого") при определении своих намерений.

Интересно понимание Гегелем морального долга субъекта, состоящего в том, чтобы "иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности". Здесь, по существу, описывается механизм реализации морали, ставится проблема интериоризации моральной необходимости. Множество ценных идей можно найти и в гегелевской диалектике добра и зла.

Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству". Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. вписать мораль в социальный контекст. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия "объективного духа", которая "разглядела" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность".

Мораль и нравственность рассматриваются как элементы в развитии объективного духа от абстрактного права, выраженного в формальной свободе индивида, к государству как всеобщей и объективной свободе. Если мораль - это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя также и как объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть, то нравственность - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - реально существующие законы и учреждения.

Многие исследователи философии Гегеля видят в так выстроенной системе философии духа осуществленный им переход от формальной этики внутренней убежденности Канта к социально содержательной социальной этике.


Гeopг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) принадлежит к числу тех немногих в Новое время философов, кто приобрел широкую известность как университетский профессор. Он преподавал в университетах в Йене, Гейдельберге, Берлине, был ректором привилегированной гимназии в Нюрнберге, его перу принадлежат специальные работы, посвященные преподаванию философии в университетах и в гимназиях. Это наложило определенный отпечаток на тематику его произведений, в особенности тех, что были подготовлены учениками по его рукописям и конспектам лекций его студентов и опубликованы посмертно. Это - лекции по философии истории, философии религии, эстетике, истории философии. В конце XVIII - первой трети XIX вв., т.е. в период наивысшей творческой активности Гегеля и, может быть, во многом благодаря ему происходит та дифференциация философского знания, которая была обусловлена задачами университетского образования и предопределила характер и структуру профильного преподавания философии вплоть до нашего времени.

При том, что Гегель читал курсы по различным областям философского знания, проблемы этики рассматривались им не в курсе моральной философии, традиционном для европейских университетов, а в более широком курсе философии права. Однако, этические вопросы так или иначе затрагиваются им во всех курсах лекций и произведениях, обращенных к философии духа.

Гегель практически не употребляет термины "этика", "этический". Поскольку понятия "мораль" и "нравственность" наполнены у Гегеля особенным содержанием, в данном параграфе термин "этический" используется для обобщенного обозначения того, что в обычной философской лексике выражается понятием "мораль" ("нравственность").

Место этической проблематики в системе Гегеля. Система Гегеля складывается из трех основных частей - логики (которая включает в себя онтологию и гносеологию), философии природы и философии духа. В философии духа Гегель рассматривает заключительный этап в цикле развертывания абсолютного духа, который отчуждается от себя как от чистой идеи (являющейся предметом логики), обнаруживает себя в отчужденном физическом мире (предмет философии природы) и возвращается к себе в истории человечества. В философии духа абсолют обретает конкретность и самосознание и становится истинным духом. Мораль, по Гегелю, является одним из этапов восхождения абсолютного духа к самому себе.

Предметность этики в философии Гегеля дифференцируется. Уже в ранних своих произведениях он стремится понять эту сторону человеческого духа как реально содержащую абстрактные и конкретные определения. Так появляется различие между моралью и нравственностью. Это различие проводится уже в произведении, завершающем ранний период гегелевского творчества - в "Феноменологии духа", а также в "Лекциях по истории философии", где нравственность трактуется как форма духа, предшествующая морали.

Мораль и нравственность рассматриваются как элементы в развитии объективного духа от абстрактного права, выраженного в формальной свободе индивида, к государству как всеобщей и объективной свободе. Если мораль - это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя также и как объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть, то нравственность - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - реально существующие законы и учреждения.

Многие исследователи философии Гегеля видят в так выстроенной системе философии духа осуществленный им переход от формальной этики внутренней убежденности Канта к социально содержательной социальной этике. Действительно, наиболее важная заслуга Гегеля в истории моральной философии состоит в теоретически обоснованном представлении "морально-нравственной" сферы как не только проблемно, но и предметно дифференцированной. Мораль как определенность личности в отношении самой себя и нравственность как определенность личности в отношении общества и как форма организации самого общества рассматриваются Гегелем как различные этапы в развитии духа, но не как рядоположенные, сопряженные и взаимоопосредствованные сферы духовного опыта. Тем не менее соотнесение этих феноменов в рамках единой теоретической системы стало важным шагом в преодолении антитезы этики личности и этики общества в моральной философии.

В сфере нравственности приобретают значение такие понятия, как обязанность, справедливость, добродетель, ибо все они предполагают соединение единичного существа с социальным целым. Объективными формами нравственности являются семья, гражданское общество и государство, в котором свобода достигает своей максимальной мыслимой полноты - как свобода абсолютного духа.

В широком контексте произведений разворачивается масштабная, хотя не умещающаяся в логическую схему самого Гегеля, картина восходящего этического развития от нравов к моральному самосознанию, затем к нравственности сообщества частных индивидов и, наконец, к морали всеобщей любви, действительно возможной лишь в предположении Царства Божьего.

Новое на сайте

>

Самое популярное