Домой Плодовые деревья Не сдержал клятву. Можно ли христианам клясться

Не сдержал клятву. Можно ли христианам клясться

В наше время многие люди, не задумываясь о страшных последствиях, дают клятвы, а затем, нарушив их, начинают метаться и не знают, что им делать.

Кроме проклятий и «слов-убийц» существуют такие слова, сказав которые, можно нанести непоправимый вред своей судьбе, особенно если произносить их сгоряча, необдуманно. Ими являются «слова-клятвы». Люди клянутся своей жизнью, родителями, здоровьем, детьми, удачей, Богом, накладывая на все эти дорогие понятия незримую печать запрещения, которая работает до тех пор, пока они не выполнят клятву. И не важно, дал ее человек шутя, вовсе не придавая особого значения сказанным им словам, или ее «вырвали» у него окружающие. Как только человек клянется, по словам экстрасенсов, в его кармическом теле безвозвратно нарушается ход событий. Ведь недаром у слова «клятва» и слова «проклятие» один корень.

Люди клянутся, не думая о последствиях. Например, говоря: «пусть у меня не будет денег», они не подозревают, что тем самым убивают собственную финансовую удачу. И до тех пор, пока не снимут с себя эту клятву, данную, скорее всего, по глупости, у них в жизни ничего не изменится к лучшему.

Фраза типа: «больше никогда не выйду замуж», которую может сказать в сердцах измученная в несчастливом браке женщина, сразу же накладывает на эту женщину венец безбрачия.

Страшнее всего, как говорят исследователи, на жизнь человека влияет клятва, в которой он отдает часть своей судьбы какому-нибудь человеку. Так экстрасенсам известно немало примеров того, когда родители, у которых болеют дети, в сердцах просят забрать у них здоровье и отдать его ребенку. Детям от этого, как правило, легче не становится, тогда, как сами родители начинают болеть, порой очень сильно. Как ни хочется помочь близкому человеку, нужно помнить: у каждого своя судьба, и, жертвуя своей судьбой, никому не удавалось приносить благо ни близкому, ни тем более себе.

Когда люди говорят, что отдадут жизнь или душу за кого-то, то они, как правило, долго не живут. А если кто-то клянется здоровьем собственных детей, то за нарушение клятвы расплачиваются дети, причем самым дорогим – здоровьем. Если человек клянется своими родителями и нарушает данный обет, то несчастья наваливаются на самых старших в семье, а значит, через них наказывается и сам дающий клятву.

Слово «клятва», согласно В. Далю, происходит от «клясть», означающего «проклинать» или «бранить». В других словарях клятвой определено обещание или долг, взятый на себя. Но одно очевидно: клятва, будучи нравственной категорией, накладывает на людей конкретно определенные ограничения.

В давние времена, когда человек давал клятву Богу и нарушал ее, то на воротах его дома свечой выжигали огромное распятие. Клятвопреступник целовал крест и произносил специальную молитву. После чего он съедал землю, столько горстей, сколько концов у распятья. Считалось, что если клятвопреступник оставался жив, то это означало, что Бог его простил, а если нет – значит не было ему прощения.

Пословица гласит: «Где клятва, там преступление!». На Руси клятвопреступление или клятвонарушение издавна считалось тяжким преступлением и большим грехом.

В Священном писании говорится о том, что, давая обет Богу своему, нужно немедленно исполнить его, поскольку Бог обязательно взыщет с человека и на нем будет грех. Пророк Экклезиаст же говорил, что лучше не клясться, нежели клясться и нарушать.

Христианина-клятвопреступника, даже покаявшегося, подвергали десятилетнему отлучению от церкви. Кстати, клятвопреступление Православным христианством относится к смертным грехам, за которые несут ответственность даже потомки грешников.

Недавно в одной из московских газет была напечатана история М., которая вызвала у читателей самые разные мнения. М., которому сегодня тридцать, пять лет назад потерял свою любимую девушку, с которой был вместе еще со школы. Девушка страдала эпилепсией. Она скончалась после очередного приступа. Стоя у гроба, М., будучи в состоянии прострации, поклялся умершей девушке, что никого не полюбит как её и что всю жизнь будет один. Однако после двух лет одиночества он понял, что это состояние начинает его тяготить, уходит молодость, а он не женат. Но странным образом он не мог связать свою жизнь ни с одной из понравившихся ему девушек, у него ничего не получалось. Но и это было не все: М., к которому каждую ночь во сне приходила его первая любовь, стал чахнуть, потерял блеск в глазах, стал слаб и потерян. Однажды, когда он дома был один, ему послышался стук в дверь. Открыв ее, М. увидел свою девушку – бледную, с локонами ниже пояса, она уверенным голосом попросила оставлять на ночь открытой дверь на балкон, чтобы ей легче было к нему приходить. М. отчетливо помнил, как держал ее за руку, а утром, проснувшись, увидел, что дверь на балкон открыта, а на столе стоят две чашки с чаем и фантики от любимых конфет его девушки. Постепенно состояние молодого человека настолько усугубилось, что родители его насильно отвели к психологу. Специалист провел с ним несколько сеансов и посоветовал мысленно отпустить свою любимую. Однако ничего не помогало. Сколько бы М. не старался, у него ничего не получалось. А однажды девушка во сне пригрозила ему отомстить, если он нарушит свою клятву. Видя гаснущее состояние сына, мама М. отвела его к экстрасенсу. Та провела какой-то обряд и наказала каждый день в течение определенного времени молиться и произносить определенные слова. Постепенно М. стало намного легче. У него все начало налаживаться. А однажды девушка во сне попросила принести ей на кладбище кольцо и несколько ее вещей, которые остались у возлюбленного. Через год М. женился. Перед свадьбой он в последний раз видел во сне свою бывшую девушку, которая пожелала ему счастья. Через газету, в которой был напечатан его рассказ, М. настоятельно советовал и просил всех читателей не давать клятвы, не клясться ничем дорогим, особенно у гроба, поскольку выполнить ее удается не всегда, и тогда жизнь превращается в мучение.

Клятву многие дают и сегодня. Правда, клятвопреступникам на дверях крест не выжигают, зато сами клятвопреступники, осознавая, что нарушили клятву, обращаются за помощью к знахаркам, ведуньям и гадалкам, чтобы те помогли бы им и освободили от клятвы.

«Клянусь своими детьми», «клянусь Господом», «клянусь здоровьем»…

Подобные обеты часто играют роль своего рода ударного козыря при выяснении отношений с супругом, возлюбленным и т.д. С их помощью некоторые пытаются произвести желаемое впечатление на человека и выиграть спор. Спор, может, и выигрывают, но войну с судьбой проиграют однозначно. Ведь такие клятвы всегда оборачиваются против того, кто их произносит, а также против его близких.

No related links found



Количество записей: 45

Вечер добрый! Имя моё Татьяна. И терзаюсь я по поводу одного вопроса. Замужем я уже почти 11 лет. Семейная жизнь складывалась тяжело: муж то пил, то с друзьями много времени проводил, и вообще, много чего было нехорошего. На фоне всего этого и у меня было увлечение мужчиной в течение нескольких лет. Муж об этом ничего не знает. Сейчас всё позади. Семья, слава Богу, сохранилась. У меня затеплилась надежда, что всё может быть хорошо. Но немногим больше года назад, когда у нас с мужем снова был разлад, мне вдруг показалось, что я беременна. А поскольку с мужем отношения были, мягко говоря, напряженные, мне стало страшно, что и второй ребёнок будет расти в такой семье, и видеть то пьяного папу, а то папа и вовсе будет где-то проводить свое время. И тогда я сказала, обращаясь к Богу, пусть тихо, но всё же произнесла вслух, что я уйду от мужа, если я не беременна. Позже оказалось, что в положении я не была. А это обещание камнем повисло на душе. До сих пор мы вместе, а мысли о том, что я не сдержала слово, меня не покидают. Я была совсем "неумной", давая такое обещание. Но как быть теперь? Кроме покаяния, что я должна сделать? Что в данном случае правильнее: разрушить семью и выполнить обещание, или остаться, но нарушить слово? Помогите! Эти мысли меня уже замучили! Сама виновата, но всё же...

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Неразумные обеты Богу не угодны. Он их не принимает. Покаяться надо, но не в том, что Вы не исполнили обещания, а в том, что Вам вообще пришло в голову его давать.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли мужчине клясться своими детьми?

Павел

Павел, Священное Писание нам прямо и категорично говорит: «не клянись вовсе» - это грех, там более клясться своими родными детьми – кто так делает, тот не любит своих детей. Мы не в силах исправить хот событий, это под силу одному Богу.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Прошу Вашего духовного наставления, так как сама уже не знаю, как поступить в моей ситуации. Мы с мужем живем больше 10 лет. У нас две дочки, младшей 3,5 месяца. Муж у меня очень хороший, никогда не поднял на меня руки, не обидел словом. Но он много пьёт, каждый день, возвращаясь с работы, он или пьяный, или выпивший, это длится уже довольно долго. Он много раз мне обещал, что всё, последний раз, но все равно это продолжается. Хоть бокал пива, но все равно выпьет. Если не пьет, так это 1-4 дня. Понимаете, многие говорят: "Чего тебе надо, на работу ходит, деньги приносит"... Мои дети каждый день в доме слышат запах алкоголя, мне это неприятно, сколько раз я умоляла его слезами и скандалами, не получалось, просила по-хорошему, умоляла - ничего. Вот, позавчера села с ним, поговорила, сказала, что ему нужна помощь врача, а он: "Я сам, всё, это последний раз", и снова вчера - запах алкоголя. Я не выдержала и сказала, что иду в ЗАГС подавать заявление на развод. Батюшка, проблема ещё в том, что я в порыве гневе сказала, что клянусь, что иду в ЗАГС, а сама не могу этого сделать, как представлю - так тяжело. Что Вы можете мне посоветовать, подсказать? Заранее Вам очень благодарна.

Марина

Дорогая Марина, нехорошо, конечно, что Ваш супруг регулярно употребляет алкоголь, но поводом для развода может быть лишь настоящий алкоголизм, медицински засвидетельствованный. Поэтому, прежде чем подавать на развод, подумайте, будет ли лучше для Вас и для детей, если вы останетесь одни. Одна беда уйдет, но на ее место может прийти другая, горше первой. Призываю Вас к усердной молитве, регулярному посещению храма и участию в таинствах Церкви. Господь поможет Вам и вразумит, как лучше поступить.

протоиерей Андрей Ефанов

Я поругался с девушкой и поклялся, что не буду больше с ней встречаться, но мы хотим помирится, как мне быть с клятвой?

Виктор

Дорогой Виктор! Вам нужно сходить на исповедь, покаяться в этом грехе, и больше никогда не давать глупых клятв (и даже умных не нужно)! Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

В юности я совершила большой грех - поклялась ребёнком перед иконами в церкви в том, что я якобы невиновна перед мужем, но обстоятельства сложились так, что мне пришлось соврать и сделать эту клятву. Брак был сохранён (мужа два года как не стало), я сейчас в зрелом возрасте, но всю жизнь меня мучает этот грешный поступок! Помогите! Подскажите, как снять камень с души? Да и с дочерью я давно уже не в ладах (её как подменили - ни уважения ко мне, ни сочувствия, ни ласки). Может, всё исходит от этого?

Ирина

Ответ один – идите в храм на исповедь. Молитесь о упокоении мужа и о здравии, взаимной любви с дочерью. Пусть это Вас примирит с собственной совестью.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Я поклялась своими близкими и не выполнила клятву (в отношении курения). Мой парень говорит, что мы скоро умрем оттого, что я поклялась и не выполнила. Мне очень страшно, я не хочу терять близких, но и не могу бросить курить.

Мария

Здравствуйте, Мария! В Священном Писании сказано: «Не клянитесь ни небом, ни землею, ни какою иною клятвой» (Мф, 5; 33-37). В том, что Вы клялись и в том, что нарушили клятву, нужно принести покаяние на исповеди. А курить все-таки бросайте: ведь здоровье, этот драгоценный дар, данный Богом, так легко растерять.

иерей Владимир Шлыков

Я поклялась ребенком, что не буду больше курить, и систематически нарушаю это обещание.

Анастасия

Анастасия, давать клятвы вообще нельзя, тем более в отношении своих детей и близких. Вам нужно обязательно покаяться в церкви в своих грехах, в том числе и этом, и причаститься. В дальнейшем больше так не делайте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте,мой муж заставляет меня поклясться ребенком, что была ему верна. Грозится наши отношения порвать, если я этого не сделаю. Подскажите, как мне его переубедить, что это все серьезно?

Динара

Динара, напомните супругу, что клясться христианин не должен: "А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф. 5, 34-38) . Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Мы хотим с женой поклясться друг другу, что не будем изменять, как это сделать?

Андрей

Не нравится мне ваша идея! Если есть основание не доверять друг другу, то надо идти на исповедь в храм и просить Бога о даровании сил быть верными. А поклянетесь - не надолго вас хватит.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Поклялся здоровьем дочери не играть в карты на деньги, и нарушил клятву, теперь чувствую себя ужасно.

Виктор

Виктор, давать клятвы запрещено, а тем более, клясться своими родными. Вам необходимо покаяться в церкви на исповеди в этом и других своих грехах. Господь простит. И бросайте играть в карты - азартны игры до добра еще никого не доводили.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! У меня такая ситуация: я поклялась своему мужчине, что не встречалась с другим мужчиной, я поклялась своей мамой, но при этом скрестила пальцы рук. Я презираю себя за то, что я так сделала! Я очень не хотела с ним расставаться, и мне пришлось так сделать, я надеялась, что если я скрещу пальцы, то клятва будет недействительной. Как мне искупить этот грех перед Богом? Что теперь будет?

Александра

Александра, все грехи прощаются на исповеди в храме. И ваша клятва, и «скрещенные пальцы» - суеверие, одного поля ягоды. И божба, и ложь во время божбы говорит о Вашем слабом представлении о вере, о Боге, да и о любви тоже. Надо разобраться в своих чувствах, в отношениях с сильным полом – вот, думаю, где зарыта проблема. Вера и верность – слова однокоренные. Из нашей веры проистекает и супружеская верность, и отсутствие легкомысленных связей, и молитва за любимых. Вот о чем надо подумать перед исповедью.

протоиерей Максим Хижий

Батюшка, помогите. Я поклялась детьми в том, чего я действительно не совершала (но меня в этом обвинили). Что мне делать, очень переживаю за своих детей.

Евгения

Здравствуйте, Евгения! «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению» - учит нас Священное Писание (Иак., 5;2). Нужно покаяться на исповеди в этом грехе и молиться за детей.

иерей Владимир Шлыков

Я поклялась здоровьем своего ребенка, и очень об этом жалею и каюсь, что мне сделать чтобы загладить свою вину?

Наталия

Наталия, мы не имеем права давать клятвы, тем более давать клятвы в отношении своих детей и близких родственников. Немедленно нужно идти в церковь, и на исповеди каяться у священника в этом, и во всех других грехах. А на будущее нужно быть очень осмотрительной по отношению к своим словам.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Я женат 5 месяцев, брак венчанный. У меня такая проблема, после женитьбы жена стала меня во сем контролировать и не разрешала общаться с женщинами из прошлого, на этой почве у нас было много ссор, но я украдкой от нее продолжал это общения, я же не изменял. Но на днях жена увидела этот звонок к женщине из прошлого, я поклялся, что не звонил, обманул. Но она узнала правду и сказала, что не сможет жить с лгуном. Разве это грех, общение с женщинами просто так, и что, из-за этого надо разводится? В общем, жена ушла от меня и подала на развод. Кто же виноват из нас, может, ее нетерпение и ревность по пустякам? Она у меня воцерковленная. И что мне делать?

Алексей

Алексей, если «женщины из прошлого» состояли с Вами в интимной связи, то Вашу жену можно понять. Не думаю, что контакты с барышнями останутся безобидными. Поставьте себя на место жены: она встречается невинно с бывшими сожителями… Вам будет все равно? Советую Вам ограничить отношения с противоположным полом и помириться с женой.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, мой муж загулял (брак венчанный), сегодня на иконе Богородицы поклялся, и соврал. Что будет с ним, или с нашими детьми, или со мной, его женой? И как с ним жить дальше? А ведь у нас 4 детей.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! Ложная клятва – грех, в котором нужно каяться. Каждый человек сам отвечает за свои грехи. Если Вам доподлинно известно, что муж изменяет, то нужно поговорить с ним серьезно, чтобы он сделал выбор. Потворствовать явному греху, конечно, нельзя. Принимая окончательное решение, нужно обязательно посоветоваться со священником на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Моя тетя вынудила поклясться ее здоровьем, что я не буду оформлять кредитную карту, но она мне нужна, а я поклялась, хотя наперед знала, что возьму ее, что делать?

Инна

Здравствуйте, Инна! Потому-то говорит нам апостол: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5;12). Покайтесь в этом грехе на исповеди и впредь не клянитесь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Я грешная. Как снять грех? Я клялась ребёнком.

Наталья

Наталия, в Церкви нет такого понятия, как «снятие» греха. Мы каемся в грехе в таинстве исповеди. То, что Вы клялись своим ребенком – это, конечно, грех. А следовательно, Вам необходимо прийти в церковь на исповедь к священнику, и все ему рассказать (и желательно не только об этом, но и обо всех своих грехах). И если Вы дадите Богу обещание исправиться и искренне покаетесь в своих грехах, то Господь простит. После исповеди, если священник разрешит, нужно причаститься, а перед причастием необходимо поститься читать молитвы ко Святому причащению. Только так Вы сможете обрести мир в душе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, подскажите как объяснить своей девушке что не могу клясться её здоровьем, она когда касается чего-то важного очень часто просит меня об этом, а я не могу.. ну просто не могу и всё, и даже если не соврал, я всё равно думаю что это может как-то сказаться на её здоровье, и не клянусь и она обязательно думает что я вру как бы ей обратное не доказывал, и это приводит к очень печальным последствиям, ссорам, становится холодней ко мне, из-за этого недоверия, я просто не знаю как ей обьяснить уже что никогда не при каких условиях не поклянусь её здоровьем, даже если это и закончиться расставанием, и она сразу говорит что ты любишь меня и я тебе дорога и поэтому ты не хочешь клясться им потому что врёшь.. у меня уже слов нет на это. она никак не понимает, но в Бога она верит и ведёт очень правильный образ жизни и не верит в Бога по своему прикрывая и оправдывая свои грехи чем-то.. нет, она так не делает и всегда очень самокритична и всегда так сказать занимается самопознанием и познанием Бога, ну вот а этом не понимает меня и всё, подскажите прошу как ей это обьяснить я и сам не понимаю.. я это выразить в словах могу почему я не буду клясться здоровьем её, пожалуйста подскажите как сделать как ей объяснить это

Энрико

Здравствуйте, Энрико. Нам дозволено клясться только своим честным словом. «Да будет слово ваше «да» - «да», «нет» - «нет», а все, что сверх того, то от лукавого». Т.е., мы ответственны только за свое решение, которое можем по воле своей исполнить. Чье-то здоровье от наших легкомысленных слов не зависит, но, намеренно произнося их, мы согрешаем, присваивая себе то, что нам не принадлежит. Даже наше собственное здоровье и жизнь в руках Божиих. Мы можем только создать условия для промысла Божия. И вот в этом мы полностью ответственны. Например, мы полностью ответственны за то, что зная заповедь Божию о святости брака, «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое плоть едина», избегаем ее исполнения по эгоизму. Срываем цветы, не заботясь о корнях. Вот на это и обратите свое внимание.

иерей Александр Белослюдов Татьяна

Татьяна, в семье должно быть доверие друг ко другу. Вам нужно покаяться в церкви на исповеди в своем грехе. Сами чаще в церковь ходите, исповедуйтесь и причащайтесь. Если Вы не имеете за собой тяжких грехов, то будьте спокойны. Не нужно слишком сильно доказывать. Нужно строить отношения на доверии. Должно быть достаточно одного слова, что Вы ему верны, и, конечно, не нужно давать клятв.

иеромонах Викторин (Асеев)

1

К некоторому старцу пришел незнакомый человек и сказал: «Я и брат мой, друг с другом поссорились: но, к несчастью, он не хочет примириться, хотя я всеми силами стараюсь о том. Человек Божий, сделай милость, уговори его!» Старец с радостью принял на себя дело пришельца и, призвав к себе брата его начал говорить о любви и согласии… Сначала казалось, что ожесточенный брат умягчился, но вдруг он сказал: «Не могу примириться, ибо крестом поклялся вечно враждовать на него». Тогда старец, улыбаясь, сказал ему: «Клятва твоя имеет такую силу: сладчайший Иисусе! Заклинаю себя крестом Твоим, что не буду исполнять Твоих заповедей, и хочу повиноваться воле врага Твоего диавола. Друг мой! Не только должно отвергнуть то, на что мы в злой час решились, но должно раскаяться в этом: должно сокрушаться о том, в чем против души своей согрешили. Если бы Ирод раскаялся, а не поступил по своей клятве, не сделал бы величайшего в свете злодеяния: не умертвил бы Предтечу Христова». Выслушав эти слова из уст старца, незнакомец в тот же час примирился.

(Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской надежды )

Один еврей имел друга христианина. Однажды, уезжая в отдаленную страну, он отдал своему другу на сохранение ящичек с тысячью золотых. Когда он замедлил в той стране, то христианин задумал не отдавать золота еврею по его возвращении, но взять его себе, что и исполнил. Еврей, вернувшись, пришел к христианину и просил возвратить его золото, которое он отдал ему на сохранение. Но тот отказался, говоря:

Не знаю, что ты спрашиваешь у меня? Ты мне ничего не давал и я ничего не брал от тебя.

Услыхав такой ответь своего друга, еврей опечалился и, считая свое золото пропавшим, стал говорить христианину:

Брат, никто не знает сего, кроме одного Бога, и если ты отказываешься возвратить мне данное тебе на хранение золото, утверждая, что не брал его у меня, то подтверди это клятвою. Пойдем в церковь святого Мины и там ты поклянись мне, что не брал у меня ящика с тысячью золотых.

Христианин согласился, и они оба вместе пошли в церковь святого, где христианин поклялся еврею пред Богом, что не брал у него золота на сохранение. По совершении клятвы, они вышли вместе из церкви, и лишь только сели на своих коней, как конь христианина стал приходить в бешенство, так что его почти невозможно было сдержать; он, разорвав свою узду, поднялся на задние ноги и сбросил своего господина на землю. Во время падения христианина с коня, с руки его спал перстень, а из кармана выпал ключ. Христианин, поднявшись, взял коня, усмирил его и севши на него, поехал вместе с евреем. Проехав немного времени, христианин сказал еврею:

Друг, вот удобное место, слезем с коней, чтобы поесть хлеба.

Сойдя с коней, они пустили их пастись, а сами стали есть. Спустя немного времени христианин, взглянув, увидел своего раба стоящего пред ними и держащего в одной руке ящик еврея, а в другой, упавший с его руки, перстень. Увидев сие, христианин пришел в ужас и спросил раба:

Что это значит?

Раб ответил ему:

Некий грозный воин на коне приехал к моей госпоже, и дав ей ключ с перстнем, сказал: пошли, как можно скорее ящик еврея, дабы с твоим мужем не случилось большой беды. И мне было отдано сие отнести к тебе, как ты и приказал.

Видя это, еврей удивился сему чуду и обрадовавшись вернулся вместе с своим другом к храму святого мученика Мины. Поклонившись в храме до земли, еврей просил святого крещения, уверовав ради сего чуда, свидетелем коего он был, а христианин молился святому Мине дать ему прощение, поелику он нарушил божественную заповедь. Оба они получили по своему прошению - один святое крещение, другой прощение своего греха, и пошли каждый к себе, радуясь и прославляя Бога и величая Его святого угодника Мину.

(Страдание святого великомученика Мины )

Два человека - Иоанн и Сергий - из великого города Киева дружили между собой. Однажды пришли они в Печерскую церковь, Богом нареченную, и увидели свет, ярче солнечного, на чудной иконе Богородицы и вступили в духовное братство. Спустя много лет разболелся Иоанн, а у него оставался пятилетний сын Захария. Вот больной призвал игумена и отдал ему все свое имущество для раздачи малоимущим, а сыновнюю часть, тысячу гривен серебра и сто гривен золота, дал Сергию, да и самого малолетнего сына своего, Захарию, отдал на попечение другу, как верному брату, и завещал: “Когда сын возмужает, отдай ему золото и серебро”. Когда исполнилось Захарии 15 лет, захотел он взять у Сергия отцовское наследство. Сергий же, уязвленный диаволом, задумал придержать богатство и жизнь с душой погубить. Он сказал юноше: “Отец твой все имение отдал Богу. У Него проси своего золота и серебра: Он тебе должен, может быть, и помилует. А я ни твоему отцу, ни тебе не должен ни одной златницы. Вот что сделал с тобой отец своим безумием! Все свое имущество он раздал в милостыню, а тебя оставил нищим и убогим”. Выслушав это, юноша затужил о своем лишении и стал молить Сергия, чтобы тот хотя бы половину отдал ему, а другую оставил бы себе. Сергий же жестокими словами укорял его отца и его самого. Захария просил третьей части, даже десятой. Наконец, видя, что он лишен всего, сказал Сергию: “Приди поклянись мне в Печерской церкви перед чудотворной иконой Богородицы, возле которой вы с отцом побратались”. Тот поклялся, что не брал тысячи гривен серебра и ста гривен золота, хотел поцеловать икону, но не мог приблизиться к ней. Пошел к двери и вдруг стал кричать: “Святые Антоний и Феодосий! Не велите убивать меня этому немилостивому и молитесь Госпоже Пресвятой Богородице, чтобы Она отогнала от меня это множество бесов, которым я предан. Пусть берут золото и серебро: оно запечатано в моей клети”. И страх напал на всех. С тех пор никому не разрешали клясться перед той иконой. Послали в дом к Сергию, взяли запечатанный сосуд и нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести - золота: так удвоил Господь милостивым подателям. Захария же отдал все деньги игумену Иоанну, чтобы употребил их по своему усмотрению, сам же постригся в Печерском монастыре, где и закончил жизнь.

(М. Викторова. Киево-Печерский патерик )

Святитель Василий Великий:

"Кто связал себя клятвою на злое дело, тот пусть принесет покаяние за опрометчивость в клятве, но да не поддерживает своего лукавства под видом благоговения. Сохранение клятвы не принесло пользы Ироду, который чтобы не нарушить клятвы сделался убийцею Пророка. Клятва вообще запрещается, тем более достойна осуждения клятва, данная в злом деле”.

(Творения, том 7, правило 29 )

Святитель Григорий Палама:

Клятвопреступление есть отречение от Бога. Потому не спеши божиться, но всячески избегай божбы, боясь как бы ради ее не впасть в клятвопреступление, от Бога отчуждающее и к беззаконным причисляющее. Но будь истинен во всех словах своих и доставишь им чрез то твердость клятвы. Если же когда случится тебе без нужды связать себя клятвою, то, когда это будет в чем-либо сообразном с Божественным законом, делай то, поскольку оно законно; а вину свою, что так неосмотрительно поступил, очисти милостынею, молитвою, плачем и тела озлоблением, умилостивляя тем Христа, рекшего: «не клянись»... Когда же то будет в чем-либо беззаконном, то смотри, из-за божбы своей (неразумной) отнюдь не делай дела беззаконного, чтоб не быть сопричастну к пророкоубийце Ироду. Но оставь эту беззаконную клятву не исполненною, положи потом себе законом не божиться и не клясться без разбора, спеша умилостивить Бога, приболезненнейше пользуясь вышеуказанными врачевствами.

(Св. Григорий Палама. Десятословие по христианскому законоположению )

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


В наше время некоторые, не задумываясь о последствиях, произносят клятвы, а потом, нарушив их, не знают, что делать. Это и послужило причиной для написания этой статьи.

Никакая другая клятва кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается. Например, клянусь Господом миров, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа. Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, клянусь Милостивым, клянусь Хозяином. Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел ввиду Аллаха. Если человек скажет «клянусь Кораном, Торой или Евангелием», то это считается клятвой. Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха), категорически запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит» (Джамиуль-ахадис 7352).

إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت (جامع الأحادث 7352)

Если человек непроизвольно произносит клятву в разговоре, то это не считается клятвой. Ибо Всевышний говорит: «Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» (сура «аль-Бакара», аят 225).

لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ (سورة البقرة225)

В Исламе клятва нежелательна. Однако есть и исключения - клятва присяги, клятва побуждения к чему-либо хорошему, клятва, произносимая в судебном процессе и др…. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) говорил, что он никогда в жизни не произносил ни истинной, ни ложной клятвы.

Ложная клятва считается харамом (запретной) во всех четырёх мазхабах. Такие выдающиеся учёные, как ибн Хаджар аль-Хайтами, имам аз-Захаби, имам ан-Навави и другие вынесли фетву, что ложная клятва относится к категории больших (тяжких) грехов.

За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием.

Если кто-нибудь клялся оставить что-либо обязательное, например, намаз, либо совершить запретное, например, выпить спиртное, то он впадает в грех и считается нарушившим клятву, так как совершение этих поступков по Шариату категорически запрещается. А если поклялся оставить желательное, например, ратибаты - добровольные, желательные молитвы, совершаемые до и (или) после обязательных молитв, либо совершить нежелательное, например, совершение молитвы в коротких рукавах, то ему желательно нарушить клятву. В случае, если он поклялся оставить дозволенное, либо совершить его, и это касается лишь его, то ему будет предпочтительнее сдержать клятву. Если же его клятва наносит вред кому–либо, к примеру, если он поклялся не навещать своих родителей, родственников или друзей, то ему лучше нарушить свою клятву. Так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто поклялся чем-либо, а затем посчитал лучшим другое, то пусть он совершит другое и выплатит каффарат (штраф) за нарушенную клятву» (Муслим 4360).

مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيَأْتِهَا وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ(صحيح مسلم 4360)

Да остережёт нас Всевышний от напрасных и ложных клятв! Амин.

Решение по какому-либо мусульманскому вопросу, выносимое муфтием либо специалистом в области исламского права.

В наше время многие люди, не задумываясь о страшных последствиях, дают клятвы, а затем, нарушив их, начинают метаться и не знают, что им делать.

Кроме проклятий и «слов-убийц» существуют такие слова, сказав которые, можно нанести непоправимый вред своей судьбе, особенно если произносить их сгоряча, необдуманно. Ими являются «слова-клятвы».

Люди клянутся своей жизнью, родителями, здоровьем, детьми, удачей, Богом, накладывая на все эти дорогие понятия незримую печать запрещения, которая работает до тех пор, пока они не выполнят клятву.

И не важно, дал ее человек шутя, вовсе не придавая особого значения сказанным им словам, или ее «вырвали» у него окружающие. Как только человек клянется, по словам экстрасенсов, в его кармическом теле безвозвратно нарушается ход событий. Ведь недаром у слова «клятва» и слова «проклятие» один корень.

Люди клянутся, не думая о последствиях. Например, говоря: «пусть у меня не будет денег», они не подозревают, что тем самым убивают собственную финансовую удачу. И до тех пор, пока не снимут с себя эту клятву, данную, скорее всего, по глупости, у них в жизни ничего не изменится к лучшему.

Фраза типа: «больше никогда не выйду замуж», которую может сказать в сердцах измученная в несчастливом браке женщина, сразу же накладывает на эту женщину венец безбрачия.

Страшнее всего, как говорят исследователи, на жизнь человека влияет клятва, в которой он отдает часть своей судьбы какому-нибудь человеку. Так экстрасенсам известно немало примеров того, когда родители, у которых болеют дети, в сердцах просят забрать у них здоровье и отдать его ребенку. Детям от этого, как правило, легче не становится, тогда, как сами родители начинают болеть, порой очень сильно. Как ни хочется помочь близкому человеку, нужно помнить: у каждого своя судьба, и, жертвуя своей судьбой, никому не удавалось приносить благо ни близкому, ни тем более себе.

Когда люди говорят, что отдадут жизнь или душу за кого-то, то они, как правило, долго не живут. А если кто-то клянется здоровьем собственных детей, то за нарушение клятвы расплачиваются дети, причем самым дорогим – здоровьем. Если человек клянется своими родителями и нарушает данный обет, то несчастья наваливаются на самых старших в семье, а значит, через них наказывается и сам дающий клятву.

Слово «клятва», согласно В. Далю, происходит от «клясть», означающего «проклинать» или «бранить». В других словарях клятвой определено обещание или долг, взятый на себя. Но одно очевидно: клятва, будучи нравственной категорией, накладывает на людей конкретно определенные ограничения.

В давние времена, когда человек давал клятву Богу и нарушал ее, то на воротах его дома свечой выжигали огромное распятие. Клятвопреступник целовал крест и произносил специальную молитву. После чего он съедал землю, столько горстей, сколько концов у распятья. Считалось, что если клятвопреступник оставался жив, то это означало, что Бог его простил, а если нет – значит не было ему прощения.

Пословица гласит: «Где клятва, там преступление!». На Руси клятвопреступление или клятвонарушение издавна считалось тяжким преступлением и большим грехом.

В Священном писании говорится о том, что, давая обет Богу своему, нужно немедленно исполнить его, поскольку Бог обязательно взыщет с человека и на нем будет грех. Пророк Экклезиаст же говорил, что лучше не клясться, нежели клясться и нарушать.

Христианина-клятвопреступника, даже покаявшегося, подвергали десятилетнему отлучению от церкви. Кстати, клятвопреступление Православным христианством относится к смертным грехам, за которые несут ответственность даже потомки грешников.

Клятву многие дают и сегодня. Правда, клятвопреступникам на дверях крест не выжигают, зато сами клятвопреступники, осознавая, что нарушили клятву, обращаются за помощью к знахаркам, ведуньям и гадалкам, чтобы те помогли бы им и освободили от клятвы.

«Клянусь своими детьми», «клянусь Господом», «клянусь здоровьем»…

Подобные обеты часто играют роль своего рода ударного козыря при выяснении отношений с супругом, возлюбленным и т.д. С их помощью некоторые пытаются произвести желаемое впечатление на человека и выиграть спор. Спор, может, и выигрывают, но войну с судьбой проиграют однозначно. Ведь такие клятвы всегда оборачиваются против того, кто их произносит, а также против его близких.

Новое на сайте

>

Самое популярное