Домой Плодовые деревья Самый большой в мире авианесущий корабль. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и характеристики

Самый большой в мире авианесущий корабль. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история и характеристики

На сегодняшний день существует большое количество гигантских авианосцев. Основное требование к современной армии - мобильность. Именно по этой простой причине нет ничего эффективней авианосцев, которые на своем борту могут перевозить десятки и большое количество людей. Давайте рассмотрим с вами самые большие авианосцы в мире. Некоторые из них выполняют свою функцию и сегодня, другие же уже давно выведены из эксплуатации и служат в качестве музейных экспонатов.

Самый большой авианосец типа Nimitz

Можно с уверенностью говорить о том, что авианосцы класса «Нимиц» считаются самыми большими в мире. При длине в 333 метра и ширине полетной палубы более 76 метров, эти гиганты вмещают порядка 90 единиц воздушной техники. Среди них 64 истребителя и 26 вертолетов. Полный экипаж авианосцев «Нимиц» - 3 200 человек. Отсюда можно выделить 2 800 человек летного состава и 70 человек командного. Практически все корабли имеют одинаковые технические характеристики, конструкторские решения и вооружение на своем борту. Нельзя не отметить тот факт, что авианосцы «Нимиц» могут работать порядка 20 лет без замены энергоносителя силовой установки. Попросту говоря, его можно отправить на 20 лет в дальнее плавание. Первый корабль линейки был спущен на воду в 1975 году и имел одноименное название «Нимиц».

Более подробное описание авианосцев класса «Нимиц»

Отдельные несколько слов нужно сказать об энергоустановке корабля. Она состоит из основной и вспомогательной систем. Основная включает в себя два водяных реактора, каждый из которых питает по 2 турбины. Особенность водяного реактора заключается в том, что в качестве теплоносителя и замедлителя он использует обычную воду под давлением. Сегодня в мире такой вид на авианосцах является самым популярным и эффективным. Если сложить мощность четырех турбин, то в результате получится устройство на 280 000 лошадиных сил. Вспомогательная установка - это 4 дизельных двигателя общей мощностью 10 700 лошадиных сил. Данные самые большие авианосцы в мире оснащаются оружием для защиты от воздушных противников и подводных угроз. В первом случае устанавливают 3 зенитно-ракетных комплекса, а также 4 зенитки калибра 20 мм. Для защиты от торпед есть два торпедных аппарата калибра 324 мм. В настоящее время построено 10 авианосцев «Нимиц», последний из них - «Джордж Буш», его мы сейчас и рассмотрим.

Авианосец «Джордж Буш» - самый мощный боевой корабль в мире

Данный корабль является последней разработкой проекта «Нимиц». Он имеет ряд отличительных усовершенствований, которые делают его действительно уникальным. Как можно понять, назвали данный авианосец в честь 41-го президента Соединенных Штатов Америки - Джорджа началось в 2003 году и обошлось казне США почти в 6,5 миллиардов долларов. В 2009 году «Джордж Буш» официально был принят на вооружение. На сегодняшний день это один из самых больших и мощных авианосцев в мире. Длина гиганта составляет 332,8 метра при водоизмещении 110 тысяч тонн. Он может развивать скорость до 60 километров в час и перевозить на своем борту 90 единиц боевой техники. Многие называют его современным «Ноевым ковчегом». Благодаря тому что конструкторам удалось сместить рубку и антенны к краю палубы, получилось несколько расширить взлетную полосу, что очень важно для корабля такого назначения. Ну а сейчас давайте рассмотрим другие самые большие авианосцы в мире, ведь их довольно много.

Об «Энтерпрайз» в подробностях

Конечно, нельзя не упомянуть о самом длинном корабле в мире, который был спущен на воду более полувека назад. Это первый в мире атомный авианосец с экипажем почти в 5 000 человек и длиной 342 метра. Правительство планировало выпустить 6 кораблей «Энтерпрайз», но после того, как первый обошелся в 450 миллионов долларов и существенно повлиял на казну США, от остальных отказались. В течение многих лет говорилось о том, что «Энтерпрайз» - это вершина военного развития армии. За время службы авианосец побывал во многих конфликтах, начиная от Вьетнама и заканчивая Северной Кореей. За 52 года эксплуатации на «Энтерпрайз» служило более 100 000 человек, поэтому можно смело говорить о том, что данный корабль достоин внимания. В 2012 году его списали и до сих пор разбирают на металлолом, процесс планируют закончить к началу 2015 года.

Печальная история «Синано»

Если данное японское судно и нельзя назвать чем-то гениальным с конструкторской точки зрения, то к гигантам можно отнести без зазрения совести. Во время выполнения своего первого задания данный крейсер затонул, случилось это еще в 1944 году. Длина корабля составляла порядка 266 метров, а водоизмещение почти 70 тысяч тонн. Но активное ведение боевых действий не позволило конструктам на 100% достроить корабль, поэтому он был выпущен на воду и затонул уже через 17 часов после выхода из порта. Его торпедировала а так как водонепроницаемые перегородки изначально были установлены неправильно, и у команды отсутствовал опыт, то уже через 7 часов после попадания торпеды корабль был на дне.

Великий «Адмирал Кузнецов»

Среди Европы и Азии, существует корабль, названный в честь адмирала морского флота Адмирала Кузнецова, который является одним из самых больших и мощных. Разрабатывать этого гиганта начали еще в 1982 году в городе Николаеве. Судя по техническим характеристикам, «Адмирал Кузнецов» должен был стать передовым авианосцем. Палуба корабля была несколько удлиненной для возможности взлета истребителей Су-25 и Су-27. Примечательно то, что именно на данном крейсере впервые была применена оптическая система «Луна» и боковые подъемники истребителей. Длина корабля - 302 метра, а на его борту помещается 25 вертолетов и столько же самолетов. Если называть самые грандиозные авианосцы мира с точки зрения вооружения и радиолокационного оборудования, то «Адмирал Кузнецов» будет среди лидеров. На его палубах установлено 12 пусковых установок «Гранит», 8 установок «Кортик», 6 артиллерийских установок АК-630М и 4 установки «Кинжал». Такое большое количество вооружения, а также огромный боезапас позволяет кораблю вести непрерывный огонь в течение длительного времени. На сегодняшний день на этом действующем корабле происходит полная замена истребителей Су-33 на МиГ-29К, в 2015 планируется капитальный ремонт.

История крейсера «Варяг»

Мы уже перечислили многие самые большие авианосцы в мире, однако стоит упомянуть еще о корабле под названием «Варяг», или же «Ляонин». Его начали строить в Николаеве в 1986 году, а закончили в 1988 году. После распада Советского Союза крейсер достался Украине. До 1998 года его лишь поддерживали на плаву и не вкладывали средств в развитие, ремонты и т. п. Позднее было принято решение продать авианосец всего за 20 миллионов долларов, что являлось просто смешной ценой. Длина его составляет 304 метра при водоизмещении в 60 тысяч тонн. Китайская частная фирма, выкупившая «Варяг», достроила и модернизировала его, так что он до сих пор плавает и успешно выполняет поставленные задачи.

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами самые известные авианосцы во всем мире. Конечно, то, о чем было сказано, это лишь «капля в море». Существуют еще такие известные корабли, как «Теодор Рузвельт» длиной 317 метров, «Рональд Рейган» - 332 метра и другие. Практически каждая современная страна пытается построить как можно более мощный флот. Многие действующие авианосцы мира могут вмещать на своем борту небольшую армию из самолетов и вертолетов, которые в любую минуту готовы к взлету.

Человек готов оберегать свой покой любыми путями. Просторы океана, например, хранят в себе невероятных размеров агрегаты, призванные служить на благо мира и спокойствия. Самые большие авианосцы будут рассмотрены ниже.

1 место

Энтерпрайз. Невероятных размеров авианосец, стоимостью 451 млн долларов. Оснащенный ядерной установкой, в длину он занимает 342 метра. Проект предполагал выпуск еще пяти подобных сооружений, однако, стоимость постройки Энтерпрайза показала, что такие планы слишком дорого обойдутся вооруженным силам США. Впервые спущен на воду в 1961 году. Полное водоизмещение корабля – 93 400 тонн.

2 место

Нимиц. Еще одно детище Америки, спущенное на воду в 1975 году. По проекту Нимица был построен еще десяток кораблей, последний из который введен в строй уже в 2009 году. Себестоимость этого типа авианосцев оказалась меньше, чем Энтерпрайза, потому был налажен серийный выпуск. Длина агрегата составляет 333 метра. Полное водоизмещение – 106 тыс. тонн.

3 место

Линкольн . Авианосец типа «Нимиц», спущен на воду в 1988 году, пятый корабль в проекте. Известен тем, что был использован во время боевых действий в Ираке, а так же был снят в нескольких фильмах. Длина судна составляет 332,8 м, водоизмещение корабля 97 тыс. тонн. Авиационная группа корабля являет собой 90 самолётов и вертолётов.

4 место

Китти Хоук . И снова США лидирует в списке производителей мощнейших авианосцев мира. Китти Хоук достигает в длину 327 метров, оснащен современными системами электроники и гидролокации. Корабль не имеет атомной артиллерии, как его последователи. Спущен на воду в 1955 году. Водоизмещение корабля составляет 93 тыс. тонн.

5 место

Форрестол . Назван в честь первого минобороны Штатов, Форрестол стал также первым проектом после Второй мировой войны. Весь опыт, полученный в результате ведения боевых действий, был собран лучшими военными инженерами и воплощен в этом авианосце. Его длина составляет 325 метров, водоизмещение – 81 тыс. тонн. Применялся с 1955 года. Один из примечательных случаев, связанных с этим авианосцем, это пожар, произошедший в 1967 году. Официальная версия гласит, что пожар стал следствием самостоятельного пуска ракеты под действием скачка напряжения.

6 место

Джон Кеннеди . Авианосец длиной в 320 метров и снова производства США. Четвертый последователь Китти Хоук, названный в честь 35-го президента Америки. Изначально было запланировано оснастить его ядерной установкой, но позже проект пересмотрели, приняв решение в пользу газотурбинных генераторов. Эксплуатировался с 1968 года. Водоизмещение судна – 82 тыс. тонн.

7 место

Мидуэй . Первооткрыватель тяжелых американских авианосцев, длиной 306 метров. Корабль имеет богатую историю, так как активно использовался во время бомбардировок Вьетнама и операции «Буря в пустыне». Сегодня он уже выведен из состава флота, но продолжает функционировать в другом ключе – как корабль-музей.

8 место

Адмирал Кузнецов . Построен в СССР, выходец Черноморского завода судостроительства. Назван в честь Адмирала Флота СССР, предназначался для атак против крупных целей и защиты морского пространства. На авианосце располагаются истребители и вертолёты во время походов. Длина корабля составляет 302 метра, выпущен в 1990 году. Водоизмещение – 59 тыс.тонн.

9 место

Лексингтон . Авианесущий корабль длиной 271 метр является одним из исторических в США. Выпущен на воду в 1929 году, был оснащен надстройкой и атомными установками, а также бронированным корпусом. Полное водоизмещение – 47 700 тонн.

10 место

Шинано . Представитель Японии в числе крупнейших авианосцев мира, имеет длину 266 м. Выпущен на воду в 1944 году. Примечательно, что к началу войны корабль был готов только на половину и строился по проекту линкора. Однако, после поражения японской армии у Мидуэй, было решено перестроить корабль в авианосец. Толщина брони новоиспеченного авианосца составляла 178 мм, оснащен резервуарами для хранения авиатоплива объемом 718 тонн. Полное водоизмещение корабля – 71 890 тонн.

В мире. Они поражают своими размерами и функционалом. На палубе такого корабля способно разместиться несколько десятков единиц летательной техники, среди которых могут находиться штурмовики, истребители, противолодочные самолёты, вертолёты и т.д. Помимо этого все современные морские сооружения имеют мощную энергетическую установку и могут совершать плавание без заправки на протяжении нескольких лет.

На сегодняшний момент только 10 стран мира имеют в своём составе авианесущие морские судна. Большая их часть принадлежит ВМС США.

В ТОП-10 вошли самые большие авианосцы в мире, находящиеся на вооружении.

183 метра

» (Тайланд) – лёгкий авианосец открывает десятку самых больших кораблей в мире, состоящих на вооружении. Он же является самым малым современным авианосцем. Основными задачами тайландского судна являются поисково-спасательные операции и обеспечение воздушной поддержки. Низкая боеспособность корабля связана с недостатком финансирования и нечастыми выходами в море. Длина «Чакри Нарубет» составляет 183 метра. На корабле способно разместиться более 600 членов экипажа. Так как авианосец большую часть времени неактивен, его могут посетить приезжие туристы. Помимо этого, «Чакри Нарубет» прозван как самая большая в мире королевская яхта, так как во время выходов в море, на нём очень часто присутствует королевская семья.

244 метра

» (Италия) – самый большой авианосец итальянских ВМС. Своё название получил в честь государственного деятеля Италии графа К. Кавура. Был введён в состав флота в 2009 году. Длина судна составляет 244 метра. На палубе разместились 8 самолётов AV-8B «Харриер» и 12 вертолётов. Кроме летательных машин здесь могут разместиться более 500 человек, 24 танка или 50 единиц тяжёлых боевых машин.

261 метр

» (Франция) – крупный авианосец, входящий в состав ВМС Франции. «Шарль де Голь» пришёл на замену устаревшим авианосцам типа «Клемансо» и является самым боеспособным авеанесущим кораблем в мире, после американского «Нимица» и российского «Адмирала Кузнецова». Судно с протяженностью в 261,5 метров, предназначено для 40 воздушных единиц и более 1500 членов экипажа, включая авиагруппу. Кораблю активно участвовал в военных операциях по всему миру, включая Афганскую войну против талибов в 90-х годах 20 века.

265 метров

» (Бразилия) – единственный авианосец ВМС Бразилии. До 2000 года принадлежал Франции и относился к типу кораблей «Клемансо». Его прежнее название – «Фош». Длина судна составляет 265 метров. На борту «Сан-Паулу» способно разместиться свыше 1500 человек, включая лётно-технический состав, а также более 30 воздушных суден. Будучи ещё в составе ВМС Франции авианосец участвовал в военных операциях, проходивших в Боснии, Персидском заливе, Ливане и других.

283 метра

» (Индия) – крупный авианосец Индии, входящий в состав ВМС. Ранее тяжёлый авеанесущий крейсер принадлежал России и носил название «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Корабль был полностью модернизирован и передан индийским ВМС. Длина судна составляет 283,4метров. На своей палубе «Викрамадитья» может перевозить до 40 летательных единиц и более 1500 членов экипажа.

284 метра

Авианосцы типа «» (Англия) известны под кодовым названием CVF. Английские морские судна строятся на замену авианосцам типа «Инвисибл». Два корабля являются самыми крупнейшими из всех, что были построены для Королевского флота. Планируется, что один из них вступит в строй уже в этом году, другой будет введён в состав флота лишь в 2018 году. На палубе «Куин Элизабет», площадь которой составляет 13 000 кв.м., сможет разместиться свыше 40 самолётов и вертолётов. Воздушные машины смогут одновременно взлетать и совершать посадку на палубу. Вместительность для экипажа составляет 1500 человек, включая авиагруппу. Длина морского судна равна 284 метрам.

304 метр

» (Китай) – китайский авианосец, который является первым и единственным в составе Военно-Морского Флота НОАК. Был построен в СССР и относился к авианосцам типа «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В 2012 году был выкуплен Китаем и реконструирован. Размер модернизированного судна составляет 304,5 метров в длину. На палубе «Ляонина» могут разместиться 40 единиц воздушной техники и более 2000 человек. ВМФ использует авианосец в основном с целью обучения пилотов для последующей службы на корабле.

305 метров

» (Россия) – единственный авианесущий крейсер в составе ВМФ России. Своё название получил в честь Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. В отличие от своих отечественных предшественников крейсер способен обеспечивать взлёт и посадку летательных аппаратов. Площадь полётной палубы составляет более 14 000 кв.м. Авиационная группа корабля может включать до 30 самолётов и 10 вертолётов. Состав экипажа рассчитан на 2000 человек. Протяжённость авианосца составляет 305,1 метров.

332 метра

Авианосцы типа «» (США) – самые крупные военные корабли в мире, находящиеся на вооружении Военно-Морских Сил США. Всего было построено 10 таких авианосцев. Также это самые дорогие морские судна: стоимость каждого составляет порядка 4,5 млрд. долларов. На своей палубе «Нимиц» готов принять до 90 самолётов и вертолётов – это максимальный показатель вместительности среди существующего морского транспорта. Помимо этого, на борту могут разместиться более, чем 5000 членов экипажа, включая авиагруппу. Длина одного такого морского сооружения составляет 332,8 метров. Авианосцы активно участвуют в военных операциях (Югославия, Ирак), а также оказывают гуманитарную поддержку пострадавшим странам от природных катастроф (цунами в Индонезии — 2004; землетрясение на Гаити — 2010). Средний срок эксплуатации такого судна – 50 лет.

337 метров

» (США) – самый огромный современный авианосец, строительство которого ведётся с 2009 года. Размер махины составляет 337 метров в длину. Планировалось, что «Джеральд Форд» придёт на смену гиганту «Энтерпрайз». Но последний был уже выведен из состава в 2012 году. Эксплуатация нового судна по прогнозам должна обойтись на 4миллиарда дешевле, чем «Энтерпрайза» из-за сокращения числа экипажа. Современный авианосец способен будет вмещать порядка 4660 человек. В 2013 году состоялась церемония спуска судна на воду. Введение в состав американского флота планируется в ноябре этого года. Авиационная группа составит более 75 самолётов, вертолётов и «беспилотников» (БПЛА).

Военно-морской флот – один из самых эффективных инструментов геополитики. Американский адмирал Альфред Мэхэн в своей книге «Влияние морской мощи на историю» заявил, что флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. С этим трудно спорить. Более двух столетий границы Британской империи определялись вымпелами ее военных кораблей, а в прошлом веке гегемония в Мировом океане перешла к ВМФ США . Основной ударной силой американского флота являются авианосцы – огромные плавучие аэродромы, с помощью которых США жестко и уверенно навязывают свои интересы всему миру.

А что же Россия? В настоящее время ВМФ России имеет на вооружении один корабль, способный обеспечивать взлет и посадку самолетов классической аэродинамической схемы – это тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР или ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» был спроектирован и построен еще в Советском Союзе, он стал первым настоящим советским авианосцем и дальнейшим развитием тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет». Основным отличием ТАКР «Адмирала Кузнецова» от большинства авианосцев является наличие ракетного вооружения (ПКР «Гранит»).

Многие годы не утихают споры относительно того, необходим ли такой корабль российскому ВМФ, нужны ли вообще России авианесущие корабли?

После спуска на воду в 1989 году этот тяжелый авианесущий крейсер едва ли не большую часть времени провел не в походах, а у причальных стенок ремонтных доков. Из-за низкой надежности судовых механизмов единственный российский авианосец в походах всегда сопровождает буксир, который в случае чего может прийти на помощь. Военная промышленность России так и не смогла обеспечить этот корабль достаточным количеством боевых самолетов, еще меньше подготовлено пилотов, способных взлетать и садиться на корабельную палубу.

Военные моряки называют этот корабль «Кузя», и весьма непросто сказать, ласковое это прозвище или презрительное.

История создания ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Первые авианосцы появились еще на заре XX века, почти сразу после возникновения военной авиации. Поначалу они рассматривались как вспомогательные корабли, которые должны обеспечивать эффективные действия основной ударной силы военно-морских сил того времени – линкоров.

Однако все радикально изменилось 7 декабря 1941 года. В этот день японская авиация утопила большую часть американских линкоров в гавани базы Перл-Харборе. Почти сразу после этого США заложили 24 авианосца типа «Эссекс». Именно эти корабли, по сути, позволили американцам выиграть войну на Тихом океане.

Самый мощный линкор ВМФ Японии «Ямато» был уничтожен американской авиацией, так и не причинив противнику никакого серьезного ущерба.

После окончания Второй мировой войны стало понятно, что авианосцы – это новые властелины Мирового океана, и ведущие морские державы активно занялись постройкой подобных кораблей. В 1961 году в США был спущен на воду первый авианосец с ядерной силовой установкой.

В СССР авианесущим кораблям уделялось относительно мало внимания. Сталину больше нравились огромные, мощные линкоры, и мало кто отваживался спорить с ним. Горячим сторонником постройки авианосцев в Советском Союзе был адмирал Николай Герасимович Кузнецов. Во многом благодаря его стараниям первые проекты авианесущих кораблей появились еще в предвоенные годы, но дальше эскизов и чертежей тогда не пошло. Разрабатывались проекты сразу двух авианосцев: большого (на 72 самолета) и малого (на 32 летательных аппарата), но из послевоенных планов развития флота они были вычеркнуты. Окончательно закрыл проекты советский авианосцев адмирал Горшков.

Советская пропаганда рисовала авианосцы в виде орудия агрессивной войны, присущей империализму. Эффективность и боевая мощь этих кораблей занижалась, а возможности советских ракетных крейсеров, наоборот, превозносились и завышались. Хрущев был ярым поклонником ракетного оружия и подводного флота, поэтому при нем основные ресурсы Советского Союза были брошены на создание стратегических подлодок.

После прихода к власти Брежнева СССР возобновил разработку авианесущих кораблей. В конце 60-х КБ Яковлева сконструировало самолет вертикального взлета и посадки Як-38, который Яковлев хотел поставить на флот. Специально под эту машину в 1972 был построен авианесущий крейсер «Киев», который кроме самолетов был вооружен еще и ПКР П-500 «Базальт».

Всего на воду было спущено четыре корабля проекта 1143: «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Однако советский ВМФ ждало серьезное разочарование: Як-38 оказался очень неудачной машиной, она не могла взлетать с полной заправкой и вооружением, а в тропиках двигатели самолета и вовсе отказывались запускаться. Несмотря на многочисленные доработки, превратить этот самолет в надежную и эффективную боевую машину так и не удалось.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», по сути, является продолжением проекта 1143. Планировали изготовить три корабля, основным отличием которых являлось возможность взлета и посадки на палубу самолетов с традиционной схемой. «Адмирал Кузнецов» был заложен в 1981 году, крейсер «Варяг» - в 1985 году, а «Ульяновск» - в 1988 году.

Новый корабль рождался очень непросто, разработчикам мешали противоречивые требования к облику авианосца, поступающие из министерства обороны и со стороны руководства ВМФ. Разработкой проекта занималось Ленинградское ПКБ, конструкторы предложили заказчикам пять проектов нового корабля, один из которых предусматривал оснащение его ядерной силовой установкой. Только в 1982 году проект был официально утвержден, и на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) началось строительство.

При строительстве использовалась прогрессивная технология, которая заключалась в формировании корпуса корабля из готовых крупных блоков. В это же время в Крыму (г. Саки) был создан наземный комплекс «Нитка», на котором пилоты отрабатывали навыки взлета и посадки на корабельную палубу. Изначально авианесущий крейсер носил имя «Рига», но уже в ноябре 1982 года (после смерти генсека) он был переименован в «Леонида Брежнева». В 1987 году корабль получил новое имя – «Тбилиси», а в 1990 – «Адмирал Кузнецов».

Вместо ПКР «Базальт» крейсер получил на вооружение более современные ракеты «Гранит» , длина полетной палубы была значительно увеличена, вместо паровой катапульты корабль получил трамплин в носовой части.

В 1989 году начались ходовые испытания корабля, в то же время были произведены первые успешные посадки и взлеты самолетов с корабельной палубы. Авианесущий крейсер показал хорошие ходовые характеристики. 20 января 1991 года «Адмирал Кузнецов» был принят в состав Северного флота России.

Конструкция крейсера «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является продолжением кораблей проекта 1143, но по ряду своих характеристик он существенно от них отличается. Своим внешним видом крейсер более похож на классические авианосцы, он имеет так называемую сквозную взлетную палубу и трамплин в носовой части судна. Угол его наклона составляет 14,3°. Площадь палубы — 14 800 м2. Крейсер оборудован авиафинишером и аварийным барьером.

На «Адмирале Кузнецове» впервые применена подводная кон­ст­рук­тив­ная за­щи­та (ПКЗ).

Для подъема летательных аппаратов из ангаров на «Адмирале Кузнецове» установлены два подъемника, способных поднять вес до 40 тонн. Корабельная надстройка («остров») имеет 13 ярусов, она смещена вправо, что позволило увеличить ширину взлетной полосы. Палуба имеет специальное термостойкое покрытие «Омега», которое может выдерживать температуру до 450°С.

Корпус сварной, он имеет семь палуб и две платформы. Дно двойное по всей длине. Ангар для летательных аппаратов (ЛА) занимает 50% длины и 70% ширины авианосца. Кроме ЛА, в нем размещены тягачи, пожарные автомобили, а также техника для ремонта и обслуживания самолетов и вертолетов. Кроме того, ангар оборудован системой транспортировки летательных аппаратов, так что тягачи необходимы только для работы на верхней палубе. Самолеты размещаются в ангаре со сложенными крыльями, а вертолеты – со снятыми несущими винтами.

Пусковые установки ПКР «Гранит» расположены у основания трамплина, сверху они прикрыты бронированными крышками. Комплексы ЗРК «Кинжал» находятся в спонсонах на носу и корме корабля.

Авиафинишер «Светлана-2» – это система из нескольких тросов, натянутых поверх палубы. Они связаны с гидравлической системой, которая гасит энергию садящихся на палубу самолетов.

На авианесущем крейсере есть несколько навигационных систем, которые помогают пилотам совершать посадку на корабль. Установлена также уникальная оптическая система «Луна», позволяющая пилотам визуально определить правильность захода на посадку.

Кроме боевых самолетов, основным вооружением тяжелого крейсера являются ПКР «Гранит». Двенадцать ракет размещаются в пусковых установках шахтного типа, расположенных в носовой части корабля. Для защиты корабля с воздуха может быть использованы ЗРК «Кинжал» (24 ПУ, 192 ракеты) и ЗКБР «Кортик» (8 ПУ, 256 ракет) и шесть скорострельных установок АК-630М. Также авианосец вооружен двумя РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб).

Однако основным вооружением корабля являются боевые самолеты, которые находятся на его борту. Это 50 летательных аппаратов: 26 палубных истребителей и 24 вертолета.

Радиоэлектронное оборудование «Адмирала Кузнецова» весьма многообразно и включает в себя 58 различных наименований. Среди них:

  • БИ­УС «Ле­со­руб»;
  • Ком­плекс «Мар­с-Пас­сат» с ФАР;
  • Трех­ко­ор­ди­нат­ную РЛС «Фре­га­т-МА»;
  • РЛС об­на­ру­же­ния низ­ко­ле­тя­щих це­лей «Под­кат»;
  • Ком­плекс свя­зи «Буран-2»;
  • Ком­плекс РЭБ «Со­звез­дие-БР».

Энергетическая установка практически полностью повторяет схему, использованную на других кораблях проекта 1143. Она паротурбинная, четырехвальная, с мощностью 20 тыс. л. с. Главная энергетическая установка позволяет кораблю развивать полный ход в 29 узлов и преодолевать 18-узловым ходом 8 тыс. миль.

Установка состоит из восьми котлов, вспомогательной энергетической установки нет.

Движение осуществляется за счет вращения четырех бронзовых винтов.

Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»

До 1994 года на корабле проводились различные испытания, он получал новые самолеты. В начале 1995 года был проведен ремонт корабельных котлов. В конце 1995 года в составе корабельной группы «Адмирал Кузнецов» отправился в поход в Средиземное море. Корабль посетил Тунис, Крит, Сирию и Мальту. В конце похода крейсер участвовал в масштабных учениях. Отрабатывались отражение воздушных атак, обнаружение подводных лодок противника, проводились ракетные и артиллерийские стрельбы.

С 1996 по 1998 год корабль находился в ремонте. В 2000 году «Адмирал Кузнецов» принимал участие в учениях, в ходе которых потерпела катастрофу подлодка «Курск» . С 2001 по 2004 год корабль находился в ремонте.

В 2018 году авианосец отправился в Средиземное море, чтобы возглавить там группировку ВМФ России.

Оценка проекта авианосца «Адмирал Кузнецов»

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» с полной уверенностью можно назвать полноценным авианосцем. Однако отказ от паровых катапульт существенно усложнил использование палубной авиации. Трамплин казался разработчикам хорошей (и дешевой) альтернативой катапульт, но полностью заменить их он не смог. Самолеты Су-33 способны решать только задачи противовоздушной обороны, но эффективно наносить удары по наземным целям или кораблям противника они не могут. Более того, взлет с помощью трамплина налагает ограничения по взлетной массе самолетов, что означает уменьшение их запасов топлива и массы вооружения.

По неофициальной информации взлеты самолетов проводятся только против ветра в ветреную погоду. Летчики предпочитают не использовать навигационные системы корабля, а проводить полеты только при хорошей видимости. Из всего авиаотряда для полетов обычно готовы всего лишь 6-7 самолетов.

Много нареканий вызывает энергетическая система корабля. Практически каждый выход в море сопровождается более или менее серьезной внештатной ситуацией, связанной с работой ГЭУ. Следует отметить, что в каждом дальнем походе «Адмирала Кузнецова» сопровождает буксир. Описаны несколько случаев полной потери кораблем хода, едва не закончившихся катастрофами. На крейсере произошло несколько серьезных пожаров, которые привели к человеческим жертвам.

Часть экспертов считает, что «Адмирал Кузнецов» не представляет серьезной ценности в качестве боевой единицы. Более того, его эксплуатация опасна и очень дорого обходится российскому бюджету. Корабль предлагают законсервировать.

Если Россия планирует развивать свой ВМФ, то ей не обойтись без авианесущих кораблей. «Адмирал Кузнецов», как и другие корабли проекта 1143, можно назвать одним из этапов развития в этом направлении. Авианесущие крейсера проекта 1143 позволили российскому флоту накопить необходимый опыт, научиться управлять и правильно использовать эти огромные и очень сложные корабли.

Не так давно появилась информация о том, что планируется масштабная модернизация «Адмирала Кузнецова», в ходе которой будет заменено устаревшее радиоэлектронное оборудование корабля, силовая установка и некоторые системы вооружения.

Технические характеристики ТАКР «Адмирал Кузнецов»

(в том числе Ка-27ПС)
Основные характеристики
Водоизмещение, т:
стандартное 43000
полное 55000
наибольшее 61390
Основные размеры, м:
длина наибольшая (по конструктивной ватерлинии) 306,45 (270)
ширина наибольшая (по КВЛ) 71,96 (33,41)
осадка средняя (Dст/Dнорм/Dполн) 8,05/8,97/9,76
осадка наибольшая 10,4
Главная энергетическая установка котлотурбинная, 8 котлов КВГ-4 в 4-х автономных группах
Мощность, л.с. (кВт):
суммарная 4 ГТЗА ТВ-4 200000
турбогенераторы ТД-1500 6х1500
Дизель-генераторы ДГР-1500 4х1500
Количество валов, шт 4
Количество винтов, шт 4
Винты Четырехлопастные
Скорость хода, уз: 18 (2)
Ударное ПКРП «Гранит-НК»
Ракет П-700, шт 12
Установок вертикального пуска СМ-233, шт 12
Зенитное ракетное ЗРК «Кинжал»
Установок вертикального пуска СМ-9, шт 24х8
ЗУР 9М330-2, шт 192
Зенитное ракетно-артиллерийское ЗРАК «Кортик»
Количество установок, шт 8
ЗУР 9М311-1, шт 256
30-мм снарядов, шт 48000
Артиллерийское ЗАК АК-630М
Количество установок, шт 6
Противолодочное/противоторпедное РБУ-12000 «Удав-1»
Радиоэлектронное вооружение
БИУС «Лесоруб»
РЛС общего обнаружения ПЛК «Марс-Пассат», 4 ФАР
РЛС обнаружения НЛЦ 2хМР-360 «Подкат»
РЛС обнаружения НЦ 3хМП-212 «Вайгач»
ГАС ГАК МГК-355 «Полином-Т», ГАС МГК-365 «Звезда-М1», противодиверсионная ГАС МГ-717 «Амулет», ГАС «Алтын», ЗПС МГ-35 «Штиль», ГАС МГ-355ТА
Средства РЭБ «Созвездие-РБ»
Коплексы выстреливаемых помех 2х2 ПУ ПК-2 (ЗиФ-121), 4х10 ПУ ПК-10 «Смелый»
РЛС управления огнём 2х«Коралл-БН», 4 РЛС управления ЗРК «Кинжал» 3Р95, 4 подуля управления ЗРАК «Кортик» 3Р86
Навигационный копмлекс «Бейсур»
Средства радионавигации «Резистор К-4», «Газон»
Средства связи комплекс «Буран-2», комплекс космической связи «Кристалл-БК»

Видео об авианосце «Адмирал Кузнецов»

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Новое на сайте

>

Самое популярное