Домой Огород на подоконнике Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов.

Лекция 1. Сегментные и суперсегментные единицы речевого потока.

Слог. Просодика.

План .

1. Общая характеристика сегментных и суперсегментных единиц. Их обозначение в фонетической транскрипции.

2. Особое положение слога среди единиц речевого потока. Слоговые теории.

3. Типы слогов. Принципы и правила слогоделения.

4. Ударение как суперсегментная единица: его функции и свойства. Клитики. Формула А. А. Потебни. Логическое ударение.

5. Интонация в просодической роли. Теория интонационных конструкций Е. А. Брызгуновой.

6. Эмфаза. Компоненты эмфазы. Проблема тембральных характеристик и конкретных эмфаз. Эмфаза и ораторское искусство.

7. Просодика в риторической практике. Партитура выступления.

1. Общая характеристика сегментных и суперсегментных единиц. Их обозначение в фонетической транскрипции.

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза - это разные отрезки речевого потока. Такие линейные отрезки называются сегментными единицами. Звук - наименьшая сегментная единица. Каждая следующая во величине сегментная единица состоит из более мелких: слог из звуков, фонетическое слово из слогов, речевой такт из слов, фраза из тактов.

Фраза - это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Например, звуковая цепь Было ветрено, сыро и скверно. // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л.Н. Толстой) членится паузами на три фразы (границы между ними обозначены двумя вертикальными чертами). Фраза соответствует относительно законченному смыслу высказывания. Однако фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза - это фонетическая единица, предложение - грамматическая, они относятся к разным уровням языка и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере две фразы в одном сложном предложении.

Фраза может члениться на речевые такты . Речевой такт также характеризуется особой интонацией и тактовым ударением, но паузы между тактами не обязательны, и они короче межфразовых пауз. Например, фраза Было ветрено,/ сыро / и скверно состоит из трех тактов (границы между ними обозначены одной вертикальной чертой).

Членение речевого потока на фразы и такты обусловлено, значением, которое вкладывает в высказывание говорящий. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов . Фонетическое слово - это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим единицам. Так, во фразе В ту же ночь широкая лодка отчалила от гостиницы (И.С. Тургенев.) три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова. Одно фонетическое слово образует сочетания в ту же , от гостиницы. Фонетическое слово делится на слоги , а слоги на звуки .

Объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или просодическим, единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К таким суперсегментным единицам относятся слог, ударение и интонация . Слог является и сегментной и суперсегментной единицей. Слог как сегментная единица представляет собой линейную последовательность звуков. Слог как суперсегментная единица представляет собой единство слогового и неслоговых звуков (в таком случае лучше говорить о слоговости / неслоговости). Слоги объединяются в фонетическое слово благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в речевые такты благодаря тактовому ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения тактов во фразе.

· Сегментные единицы – линейные, суперсегментные – надстраиваются над сегментными, служат д/их объединения.

сегментные суперсегментные
Звук -
Слог
Последовательность 2 или более зв-в (слогообразующего и неслогообразующего) Единство 2 или более зв-в
Фонетическое слово Словесное ударение – выделение одного из слогов неодносложного слова; ударн слог характеризуется четкостью артикуляции всех звуков; ударн. слог может отлич. силой, длит-ю, тембром; ü Что такое порог ударности? [и][ы][у][э][о][а] Чем ближе ударный слог к началу слова, тем > интенсивность гласного и < его долгота; чем ближе место ударения к концу слова, тем < интенсивность и > долгота.
Такт (группа слогов, объединенная общим ударением; может состоять из нескольких слов (и я не знал ), иногда – 1 слово состоит из нескольких тактов (свежевыкрашенный ); граница тактов, формула Потебни …12311… (зависимость силы слога от ударения) Тактовое ударение
Фраза (ряд тактов, объединенных и выделенных интонацией; 3 части: предценровая, центр (ударный слог в том такте, который несет фразовое ударение), постцентровая; границы фраз определяются по интонационному рисунку… /…\, обозначаются паузами, отмечены также фразовым ударением Фразовое ударение и интонация Фразовое ударение – выделение одного из слов фразы; не связано со смыслом, его функция – объединение нескольких слов в фразу, указание на границы фраз; как правило, фразовое ударение падает на последнее слово во фразе. Интонация – 1-ца, характер-щая ритмико-мелодическую сторону высказывания, служит д/выражения синтаксических значений, эмоционально-экспрессивной окраски

2. Особое положение слога среди единиц речевого потока. Слоговые теории.

Наша речь членится на слова, а слова на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (или слогообразующий), остальные неслоговые (неслогообразующие). Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое определение слога наиболее наглядно. Именно оно дается в начальной школе. Проверить это можно так. Если произнести перед горящей свечой слово дом , пламя дрогнет один раз, слово руно - пламя дрогнет два раза, молоко - три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав , и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! - и пламя прогнет один раз, хотя в слове два слога.

Артикуляционная теория (Панов)

Слог – волна эксплозии – имплозии. Звуки, произносимые при смыкании органов речи – имплозивные, при размыкании – эксплозивные.

ü Могут ли щелевые согласные быть имплозивными или эксплозивными ? (асса)

ü Могут ли гласные различаться по этому признаку? (да – [а] эксплозивный, ах! – имплозивный)

Слогораздел там, где переход от имплозии к эксплозии. (><). Слогообразующий звук тот, что стоит в начале имплозии.

В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога , основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный - слоговой (слогообразующий) звук, остальные звуки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают сонорные согласные, как самые звучные из согласных. Например, в словах рубль, кремль, октябрьский и под.

Можно по степени звучности обозначить: гласные - 4, сонорные согласные - 3, шумные звонкие согласные - 2, глухие - 1. Паузу обозначим 0. Это шкала сонорности . На линейках, соответствующих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получатся волны сонорности, характеризующие слово.

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов.

Слоговые согласные нетипичны для русского языка. Поэтому они часто развивают перед собой гласный. Произносится [каз"ин"], [т"иатър] казнь, театр, [ ъ ржы], [ ъ л"н"инои] ржи, льняной, а в диалектах [аржанои], [ил"н"инби] и т. п. Глухой сонорный плохо воспринимается на слух, поэтому он часто выпадает. С этим связано произношение [руп"] из рубль, [акт"апск"ии] из октябрьский и т. п. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения перестал произноситься и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.

В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, например в сербскохорватском и чешском: серб.-хорв.: рж - "рожь", крв - "кровь", прст - "перст, палец", врба - "верба"; чеш.: vrch - "верх, вершина", vlk - "волк", slza - "слеза".

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские могут подзывать кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш!, и в призыве к молчанию тс! В русской разговорной речи, в южнорусских говорах безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове при этом может сохраняться. Роль слогового звука в этих случаях принимает на себя согласный, в том числе и глухой: [т] пора - топора, вы [с] пано - высыпано. Такой слоговой согласный отличается от соседних звуков большей напряженностью. Таким образом, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом . В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в pycских диалектах, где произносится кор[уо]ва, молок [уо], л [ие]с и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равновесными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длительностью, как, например, встречается в русском диалектном произношении. Если в дифтонге первый гласный слоговой, а второй неслоговой, то это нисходящий дифтонг, например в английском time - "время", table-"стол", go - "идти", в немецком mein - "мой", heute - "сегодня". Если в дифтонге первый согласный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий дифтонг, например в испанском puerta - "дверь", tierra - "земля", nuevo - "новый".

3. Типы слогов. Принципы и правила слогоделения.

Характеристика слогов по структуре такова. Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым : [он], [ил], [а-ист]. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым : [сам], [да-ска]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым : [да-ла], [за-ко-ны], [т"и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым : [стол], [край], [пай-мат"] поймать.

При изучении слога в школе неслоговые гласные и слоговые согласные не рассматриваются. Поэтому гласные определяются как слоговые звуки, а согласные - как неслоговые, открытый слог - как слог, оканчивающийся гласным звуком, а закрытый слог - согласным.

По сонорности (восходящие / нисходящие / восходящее-нисходящие )

Закон: невозможность нисходяще-восходящего слога (ГСГ)(обязателен)

Принцип: восходящей звучности (желателен).

Слогораздел. В потоке речи слова обычно на слоги не делятся, границ между слогами нет, соседние звуки как внутри одного слога, так и между слогами произносятся без перерыва. Звуки перетекают один в другой. Но иногда нам нужно произнести слово или слов громко и отчетливо. Тогда сцепление между звуками ослабевает, слово распадается на слоги. Вы говорите близко стоящему человеку: «Миша, иди сюда». А в лесу, если он далеко от вас, вы кричите: «Ми-ша, и-ди сю-да!» По телефону, чтобы лучше расслышали вашу фамилию, вы диктуете: «И-ва-но-ва». Но никто не станет диктовать так: «Ив-ан-ов-а».

Существуют законы слогоделения. Они неодинаковы в разных языках и даже в разных говорах одного языка. Так, представители севернорусского наречия будут членить слова при скандировании следующим образом: кар-тош-ка, нель-зя, друж-ба, сед-ло, пус-ти. А представители южнорусского наречия эти же слова разделят на слоги так: ка-рто-шка, не-льзя, дру-жба, се-дло, пу-сти.

В русском литературном языке большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности : начальный звук наименее звучный, а конечный - наиболее звучный, т. е. слоговой. Поэтому большинство неконечных слогов открытые.

Принципом восходящей звучности обусловлены следующие особенности слогораздела (правила слогоделения ). 1. Один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш], [на-су-хъ]. 2. Группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из а) шумных согласных: [ку-пцы], [и-зба], б) сонорных согласных: [ва-лна], [су-мрък], в) начинается шумным и заканчивается сонорным согласным: [су-кно], [во-бла]. Во всех этих случаях начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности. 3. В группе неслоговых звуков первый всегда отходит к предшествующему гласному, если это [и]: [таи-га], [ч"аи-н"ик]. 4. Сонорный согласный тоже может отходить к предшествующему гласному: [кан-в"эрт], [в"ор-сты]. В этих двух случаях образуется предыдущий закрытый слог. Место слогораздела обусловлено здесь тем, что первый из группы неслоговых звуков обладает большей звучностью, чем следующий. Наличие слогораздела после первого звука обеспечивает возрастание звучности в следующем слоге. Но у сонорного согласного перед шумным может снижаться звучность до уровня этого шумного, в результате чего сонорный при­мыкает к следующему слогу: [на-рват"], [ко-лба], [ма-ржы], [ха-лсты]. Закрытыми могут быть и конечные слоги: [стол], [л"ист], [пай-май]. Но и в закрытых слогах начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности. Это основной принцип строения слога в русском языке.

Слогораздел и правила переноса слова из одной строки в другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, перенос слова по слогам только один из этих принципов. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра, сес-тра, сест-ра, а слогораздел в этом слове один: [с"и-стра]. Слово разбить можно перенести только так: раз-бить, а слогораздел в нем - [ра-зб"йт"].

2) Г / С ш С ш Г

3) Г / С ш С с Г

4) ГС с / С ш Г

5) Г [р, л, j / н, м] Г

Г / [н,м + люой сонорн.] Г

6) Долгий согл распадается попалам, кроме Г / [ж’][ш’]Г

7) С с С ш в нач. слова / С ш С с в конце слова либо образуют самостоятельный слог, либо отходят к последующему (в начале) или предыдущему (в конце) слогу.

4. Ударение как суперсегментная единица: его функции и свойства. Клитики. Формула А. А. Потебни. Логическое ударение.

Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные безударные. Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

- 47.00 Кб

В ритмике ведется речь об ударном слоге или ударном гласном звуке и ритмической модели целого слова. Для обозначения ритмической модели (ритмической структуры) слова используют математическое обозначение в виде дроби, где числитель обозначает порядковый номер ударного в слове слога, а знаменатель - общее количество слогов в слове, например: для слов напад`ать - нап`адать схемы 3/3 и 2/3.. Наиболее известна модель ритмического строения слова в русском языке, которая получила название формула Потебни. Формула Потебни выглядит следующим образом: ...12311... С ее помощью можно описать особенности ритмической организации любого фонетического слова русского языка. Цифра 3 в формуле Потебни обозначает ударный гласный звук; цифра 2 обозначает гласный звук в первом предударном слоге или в начальном неприкрытом безударном слоге, а также гласный звук конечного безударного открытого слога; цифрой 1 обозначаются гласные звуки во всех других безударных слогах. Многоточием обозначаются слоги в многосложных словах (таким образом, эти слова могут быть любой размерности).

Для русского языка характерно, что слово на письме и слово в звучащей речи очень часто не совпадают, поэтому понятие ритмической структуры применимо только к звучащему слову, которое называется фонетическим словом. Местоположение ударного слога в слове может в разные периоды истории развития языка меняться.

В разных языках для выражения ударения используются различные акустические средства, поэтому понятие "ударения" является достаточно сложным понятием. В русском языке ударный гласный отличается от безударного силовыми, количественными и качественными характеристиками; тонического ударения нет (но высота звука может измениться в момент ударения). В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного. Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (пра́вило, а́збука, буржуази́я); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (нога́ - но́гу, при́нял - приняла́); такими приёмами пользовались многие поэты XIX века. Тем не менее, есть определённые закономерности: так, в русском языке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не может быть ударным окончание «-ый»/«-ий», что приводит к широкому распространению неверного произнесения некоторых монашеских имён, которые в церковном употреблении традиционно произносятся в соответствии с церковнославянской орфоэпией (например, ударение в имени Алекси́й русскоязычный инстинктивно будет склонен смещать на второй слог). Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное - вторым (ближе к концу слова): кля́твопреступле́ние, о́колозе́мный, ви́це-президе́нт.

Также, во всех словах, где присутствует буква ё, ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные и сложные, составные слова (напр., трёхъя́русный).

В фонетике под словом (а точнее - фонетическим словом) подразумевается группа слогов, объединенная одним ударением. Ударный слог объединяет слоги в рамках слова тем, что качество, интенсивность и длительность гласных в безударных слогах зависят от их местоположения по отношению к этому ударному слогу. Именно эти параметры гласных звуков в слове составляют сущность явления, которое называется редукцией звука. Такой механизм образования ударения в русском языке позволяет правильно делить слитную речь на слова: на дор`ожке - н`адо р`ожки - н`а, Дор`ожкин.

Фонетическое слово не всегда совпадает с написанным или "словарным" словом. Сочетания самостоятельных частей речи со служебными считаются одним фонетическим словом, если служебные части речи в этом сочетании не имеют ударения, поэтому в транскрипции эти слова пишутся вместе: на шкаф - [нашк`аф]; под гору - [п`одгъру]; узнать бы - [узн`ат"бы]; жарко ведь [ж`аркъв"ьт"]. Внутри таких фонетических слов действуют те же фонетические законы (ассимиляция или диссимиляция), что и внутри любого слова. Для удобства понимания таких сочетаний в транскрипции иногда используют знак "дефис": [на-ст`ол], [нъ-стал"`е]. Иногда ударение переходит на служебное слово - например, на предлог - тогда все гласные полнозначного слова подчиняются законам редукции, как и в любом фонетическом слове: без толку [б`ес-тълку].

Целостность и универсальность фонетического слова поддерживаются тем, что на реализацию гласных звуков в безударных слогах оказывают влияние некоторые общие тенденции порождения речи в каждом конкретном языке. В целом для русского языка можно утверждать, что в неударных позициях гласные звуки произносятся менее напряженно, менее энергично (с учетом общих тенденций построения фонетического слова). Говорящий как бы экономит на этих гласных свои произносительные усилия, редуцирует (уменьшает) мускульные затраты, необходимые для их производства. При этом одни гласные звуки произносятся короче, чем когда они стоят в ударном слоге (это явление называется количественной редукцией гласных звуков), а другие - не только короче, но и с изменением качества своего звучания (это явление называется качественной редукцией).

Когда гласные звуки произносятся по-другому (меняют качество своего звучания), они могут совпасть по звучанию с каким-либо другим (ударным) гласным или не совпадать ни с одним из гласных звуков, которые встречаются в ударных слогах, т.е. могут подвергнуться и качественной, и количественной редукции в значительной степени. В этих случаях они воспринимаются как некие особые гласные звуки, не такие, как любой из основных гласных звуков русского языка.

Поскольку общий принцип редукции гласных в русском языке заключается в том, что наиболее энергично, наиболее напряженно произносится ударный слог в слове, то на долю остальных гласных выпадает в целом меньше мускульных усилий, поэтому они произносятся более ослабленно. Чем дальше от ударного слога находится гласный звук - тем менее напряженно он произносится. Ближе всего к ударному гласному произнесение гласных звуков в 1-ом предударном слоге: звуки [а], [у], [и], [ы] в этом слоге претерпевают только количественную редукцию. Исключение составляет произнесение гласного звука [а] в 1-ом предударном слоге после мягких согласных: [а] здесь произносится как звук [и]. В остальных слогах в слове энергия произнесения гласных существенно меньше, поэтому все гласные (кроме звука [у]) меняют качество своего звучания. Однако формула Потебни не совсем адекватно отражает степень редукции гласных звуков в безударных слогах, т. к. в ней не учитываются общие ритмические законы строения русского слова. Именно этими законами определяются два дополнительных правила редукции гласных звуков в русском языке. Одно из них распространяется на предударную часть слова и связано с особым положением начала слова. Второе действует применительно к заударной части слова. Оба правила регламентируют степени качественной редукции русских гласных: качественную редукцию 1-ой степени и качественную редукцию 2-ой степени.

Помимо участков речи, произносимых с большей тщательностью (к ним относятся прежде всего ударные слоги), также более энергично, напряженно произносится начало каждого слова - иногда это считается своеобразным пограничным сигналом для слов. Особенно это заметно, если первый слог слова начинается гласным звуком. Такая позиция звука в слове получила специальное обозначение - позиция абсолютного начала слова. В абсолютном начале слова наиболее напряженные и наиболее интенсивные гласные звуки (гласные верхнего и нижнего подъема), также как и в первом предударном слоге, звучат немного короче, чем в ударном слоге, однако сохраняют качество своего звучания, т. е. подвергаются только количественной редукции. Гласные среднего подъема [е] и [о] стремятся приблизиться по своему звучанию к этим гласным, звук [о] теряет свою лабиализованность и совпадает по звучанию с гласным [а], а звук [е] становятся близок к гласному [и]. Почти также они ведут себя и в первом предударном слоге. Во многом близок к абсолютному началу слова и гласный в конечном открытом слоге: здесь гласный [о] также звучит как [а]. После твердых согласных гласный звук [е] в первом предударном слоге и в конечном открытом слоге совпадает по звучанию с гласным [ы] (в беглом стиле произнесения в конце слова он может еще более потерять свое качество). Этот тип качественной редукции называется редукцией гласных 1-ой степени.

Заударная часть слова, так же как и гласные в непервом предударном слоге (кроме позиций абсолютного начала и абсолютного конца слова), в русском языке произносится наименее энергично, на ее долю выпадает меньше всего усилий, особенно, если заударный слог находится далеко от ударного. Именно поэтому заударные многосложные окончания кажутся неразборчивыми на слух, особенно при быстром темпе произнесения. Вне общего контекста речи трудно понять, о каком количестве предметов идет речь, когда мы слышим, как говорят драпов[ъjе] пальто: то ли драповое пальто, то ли драповые пальто. Ослабление тональной составляющей к концу слова косвенно подтверждается также и тем, что согласные звуки на конце слов в русском языке (если только это не сонорные звуки) могут быть только глухими.

В заударной части слова (кроме позиции в конечном открытом слоге) гласные звуки претерпевают наибольшие изменения, как количественные, так и качественные, так что на слух они воспринимаются как очень короткие гласные неопределенного качества. Исключение составляет лабиализованный гласный верхнего подъема [у] , который во всех позициях сохраняет свое качество. Такие же изменения происходят с гласными в предударной части слова в непервом предударном слоге и не в абсолютном начале. Поскольку они претерпевают наибольшие изменения (как количественные, так и качественные), говорят, что они подвергаются качественной редукции гласных 2-ой степени. В этих позициях гласные звуки становятся очень короткими и по своей артикуляции приближаются к гласным звукам среднего ряда и среднего подъема. Для обозначения этих звуков в транскрипции используются специальные знаки: [ъ] (произносится ер) - для гласных звуков после твердых согласных - [ь] (произносится ерь) - для гласных звуков после мягких согласных.

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Институт филологии и искусств

Особенности русской ритмики .

Выполнила:

Студентка группы 1087

Хазова Д.

Проверила:

Кокушкина Э.В.

Описание работы

В ритмике ведется речь об ударном слоге или ударном гласном звуке и ритмической модели целого слова. Для обозначения ритмической модели (ритмической структуры) слова используют математическое обозначение в виде дроби, где числитель обозначает порядковый номер ударного в слове слога, а знаменатель - общее количество слогов в слове, например: для слов напад`ать - нап`адать схемы 3/3 и 2/3..

Ударение – это выделение одного из слогов при произнесении слова. Ударение выполняет ряд важных функций: 1) организующая (конститутивная, ритмическая) – ударный слог организует фонетическое слово, придаёт ему фонетическую целостность; 2) слововыделительная – ударение выделяет в потоке речи отдельные слова, причём предлоги, союзы, частицы не имеют своего ударения, примыкают в потоке речи к самостоятельным словам, имеющим полнозначное ударение. 3)делимитативная, или словоразделительная , функция – между ударными слогами проходит словораздел; 4) смыслоразличительная функция – благодаря ударению мы различаем отдельные слова и формы слов (острота – остро та, за мок – замо к, сло ва – слова ).

Понятия слова в лексике и в фонетике не совпадают. Фонетическое слово (речевой такт) – это группа слогов, объединённых общим ударением. Фонетическое слово может совпадать и не совпадать с лексемой, поскольку ударением обладают лишь слова самостоятельных частей речи. Служебные слова – предлоги, союзы, частицы, как правило, не имеют своего ударения и вынуждены примыкать к знаменательным словам, образуя с ними единое фонослово.: Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях . – [ч’ьмч’ьл ʌв’эк умн’эjь ид ʌбр’эjь / т’и э мбол’шъ он зъм’и э чаjьт д ʌбра вл’уд’ьх] (Л. Толстой). Слова, не имеющие самостоятельного ударения и примыкающие к ударным в потоке речи, называются клитиками (от греч. klino – ‘наклоняю’). Если такое слово предшествует слову с самостоятельным ударением, – это проклитика (на дому , без у стали ), если следует после – энклитика (ви дишь ли, сказа л бы ).

Иногда, особенно в поэтической речи, незнаменательные, служебные слова могут становиться проклитиками и энклитиками: мой дядя [мʌjд’а д’ъ], что он [што ън]. Таким образом, и служебное слово может иметь самостоятельное ударение. В некоторых случаях нормами русского литературного произношения предписана постановка ударения на предлоге: и з лесу, на люди, по д руку. Правда, как свидетельствуют социолингвистические исследования, эта норма в настоящее время разрушается.

Выдающийся учёный-филолог Александр Афанасьевич Потебня сформулировал чёткое правило определения границ фонослова: «Если тоническую силу ударного слога обозначить как 3, то соотношение других слогов в русском слове передаётся формулой …12311…». Формула А.А. Потебни показывает, что, во-первых, во всяком фонослове только один слог ударный – он обозначен цифрой 3. Во-вторых, первый предударный слог слабее ударного, но сильнее всех остальных (он обозначен цифрой 2); в-третьих, все остальные слоги по силе примерно равны (они обозначены единицами). Из этого следует четвёртое: русские слова несимметричны по отношению к ударению. В-пятых, слова с любым количеством слогов подчиняются данной формуле. В-шестых, формула А.А. Потебни позволяет определять границы фонослов. Например, есть такая последовательность: 12313. Сколько здесь фонетических слов? Три, так как три ударных слога. Где проходят границы между фонословами? Ответ может быть только один: 1231 3, поскольку 1 не может предшествовать 3. Соответствуют этой формуле фразы: Золотая рожь. Молодая дочь. Головою вниз. Однако в некоторых случаях возможны варианты членения звуковой последовательности на фонослова. Так, последовательность 123123 позволяет разделить двояким образом: 1231 23 и 123 и 123. Но формула А.А. Потебни как раз объясняет, почему иногда возникают недоразумения: пар не видно или парня видно, вор отсел или ворот сел?

Впоследствии в формулу А.А. Потебни было внесено два уточнения:

1. Неприкрытый слог, где бы он ни стоял, всегда равен 2 (пооткрывали – 12231);

2. Конечный открытый слог может быть равен 2.

В качестве доказательства М.В. Панов предлагает провести небольшой эксперимент. Произнесите подряд несколько раз; мы шка-мышка-мышка ? Что получится? Камы ш ! Формула слова мышка 23, но совпадут слова в произношении, если слово камыш соответствует формуле 32. Осторожная формулировка «может быть» указывает на то, что «тоническая сила» конечного открытого слога зависит от индивидуального произношения. Приняв поправку к формуле А.А. Потебни, мы понимаем причину недоразумения, произошедшего с героями «Хроник Нарнии» К.С. Льюиса. В только что сотворённом мире говорящих зверей Аслан собирает на совет и сообщает им: «Наш мир такой молодой, ему всего лишь несколько часов от роду, но в него уже проникло Зло». Звери, не ведающие, греха, переспрашивают: «Проник Лазло? Кто такой Лазло?». Передадим фонетическую последовательность Проникло Зло формулой –2323. Она допускает двоякое членение: 132 3 и 23 23 (Проник Лазло ).

Следует также принимать во внимание, что многосложные слова (в особенности сложные с двумя корнями и более) развивают, помимо основного, побочное ударение: приб`оростро"ение, челов`екол"юбие, вза`имопосещ"ение.

Однако благодаря чему мы распознаём ударные и безударные гласные, чем ударный слог отличается от безударного? Долгое время принято было считать, что ударение в русском языке силовое (или динамическое , а также экспираторное ), т.е. ударный гласный отличается от безударного громкостью. Но с развитием инструментальной фонетики учёные обнаружили, что безударный гласный может быть «громче» ударного. Действительно, самый громкий гласный – [а], таковы его акустические свойства. Например, в слове мали на, гласный первого предударного слова громче, чем ударный. Чтобы объяснить этот факт, Н.И. Жинкин выдвинул теорию «порога громкости», согласно которой каждый гласный имеет свой порог громкости, достигнув которого он воспринимается как ударный. Самый высокий порог – у гласного [а]. Однако впоследствии, благодаря достижениям инструментальной фонетики, Л.В. Златоустова доказала, что дело обстоит ещё сложнее. Ударный гласный отличается от безударного рядом акустических характеристик: длительностью (количеством, квантитативностью ), тембром (качеством) и силой . Ударный гласный, как правило, длиннее, чем безударный, и более открытый. Эти характеристики сопровождают силовое отличие, но бывает так, что силовых отличий ударного и безударного гласного не наблюдается, тогда на первый план выступают длительность и тембр.

В отличие от других языков, в русском языке ударение свободное , т.е. может падать на любой слог в слове: не бо, земля , холо дный, каранда ш. Русское ударение морфологизированное – оно обычно закреплено за определённой морфемой. Например, в словах свобо да – посвобо днее ударение падает на корень, хотя в слове свобо да это второй слог, в посвобо днее – третий. Однако с изменением формы слова ударение может перемещаться – такое ударение называется подвижным : вода – во ду, сестра – сё стры, бра ли – брала .

В целом место ударения в слове определяется языковой традицией. Поскольку язык развивается, место ударения в слове может изменяться. Сравним с современной акцентологической нормой ударение начала ХIХ в.: Ягнёнка видит он, на до бычу стремится (И.А. Крылов) Молчит музы ка полковая (А.С. Пушкин). Причины, обусловливающие изменение места ударения, могут быть внутренними и внешними . Внешние причины – это влияние диалектов, а для заимствованной лексики – влияние языка-источника. Например, ударение в слове петля переместилось с основы на окончание под влиянием южнорусских говоров (сравните в стихотворении П. Орешина на смерть С. Есенина: «Задушила пе тля в роще соловья »). К внутриязыковым причинам относится тенденция к унификации . Так, в современной разговорной речи по аналогии с формами женского рода брала , начала возникают брало , начало . (В русской речи белорусов, напротив, по аналогии с белорусской нормой ударение в формах глаголов изъявительного наклонения прошедшего времени единственного числа женского рода на основе: бра ла, на чала ). Кроме того, несмотря на то что в русском языке нет фиксированного места ударения, оно стремится к центру слова или второй половине (заударная часть не должна быть слишком длинной) – так проявляется тенденция к ритмическому равновесию.

По характеру ударения и его месту в слове можно определить, из какого языка заимствовано слово. Так, ударение на последнем слоге жалюзи , бюро , кашне – «выдают» пришельцев из французского. В английском языке ударение обычно падает на первый слог: бро кер, бри финг, бу тсы . В польском языке ударение также фиксированное – на предпоследнем слоге: па ни, ко фта, бу лка . При двойном заимствовании возможны колебания в ударении, изменение нормы. Так, слово каталог – греческое по происхождению, и ударение в нём падало на второй слог. Но вторично оно было заимствовано посредством французского, с вариантом ударения на последнем слоге. Этот вариант и стал литературной нормой.

1. Что такое ударение? Перечислите функции ударения.

2. Дайте определение фонослову (такту). Всегда ли фонетическое слово совпадает с представлением о нём в лексике? Что такое клитика? Назовите виды клитик, приведите примеры. Могут ли служебные слова в потоке речи становиться ударными?

3. Приведите формулу А.А. Потебни. В чём её значение? Какие уточнения впоследствии были внесены в формулу?

4. Какими акустическими характеристиками отличается ударный гласный от безударного? В чём суть теории «порога громкости»? Что доказали экспериментальные данные?

5. Поясните характеристики русского ударения: «разноместное», «подвижное», «морфологизированное». Проиллюстрируйте примерами. Сопоставьте характер ударения в русском языке и в известном вам иностранном.

6. Перечислите внешние и внутриязыковые причины изменения места ударения в словах.

Практические задания

№1. Расставьте в словах ударение. Проверьте по словарю.

Августовский, апостроф, алкоголь, баловать, баржа, безудержный, брала, ветла, верба, вестерн, глашатай, договор, дремота, еретик, евнух, жалюзи, иконопись, камбала, каучук, красивее, крапива, кулинария, кухонный, начаться, начал, начала, начали, облегчить, праотцы, приняться, прочла, ржаветь, сажень, средства, столяр, тефтели, тигровый, углубить, фарфор, цемент, черпать, щавель, языковой.

№2 . Выпишите из предыдущего упражнения по 2 слова, имеющих ударение: 1) на первом слоге; 2) на втором слоге; 3) на третьем слоге; 4) на четвёртом слоге. Приведите свои примеры. О чём они свидетельствуют?

№3 . Определите, в каких из данных слов ударение выполняет смыслоразличительную функцию.

Бегом, лавровый, электропроводка, хлеба, стены, засыпать, сорок, соли, вольно.

№4 . От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа и установите, в каких случаях меняется место ударения в слове. Перепишите слова по группам: 1) слова с подвижным ударением; 2) слова с неподвижным ударением.

Доход, столб, бой, размер, воробей, завод, товар, шаг, цветок.

№5. Какие слова из упражнения № 1 отличаются от своих белорусских соответствий ударением?

№6. Поставьте данные существительные в форму винительного падежа единственного числа. Что можно сказать о характере ударения в этих словах? Сформулируйте выявленную закономерность в виде правила (пользуйтесь терминами и сочетаниями: существительные женского рода на –а/-я; основа, флексия). Сопоставьте с данными белорусского языка.

Вода, земля, рука, голова, доска .

№7 . Поставьте данные глаголы в формы: 1) прошедшего времени единственного числа мужского рода; 2) прошедшего времени единственного числа среднего рода; 3) прошедшего времени множественного числа; 4) прошедшего времени единственного числа женского рода. Что происходит с ударением? Сформулируйте правило.

№8 . По характеру ударения определите, из каких языков заимствованы слова. Проверьте себя по словарю иностранных слов.

Модель, паркет, партнёр, парик, кафе, джунгли, лидер, митинг, за мок, мазурка, пани.

№9. Затранскрибируйте текст, обозначая клитики. Запишите при помощи формулы Потебни каждое фонослово.

И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок (И.Бунин).

№10. Найдите в предыдущем упражнении слова, которые соответствуют формулам: …311…, …12311… .

№11 . Д.Н. Ушаков рассказывал, что один мальчик так понял на слух строки из стихотворения «Летучий корабль» М.Ю. Лермонтова: Не видно на нём капитана, На нём флюгеране шумят. Объясните ошибку мальчика, пользуясь формулой А.А. Потебни.

№12. Найдите слова с необычным для современной нормы ударением. Чем это можно объяснить?

1) Умывался ночью на дворе – твердь сияла грубыми звездˈа ми. Звёздный луч как соль на топоре, стынет бочка с полными краями (О. Мандельштам). 2) Я утверждаю, что во мне покой прˈи частницы перед причастьем, что не моя вина, что я с протянутой рукой по площадям стою – за счастьем (М. Цветаева). 3) Придите к нам! От ужасов войны придите в мирные объятья! Пока не поздно – старый меч в ножнˈы , товарищи! Мы станем – братья! (А.Блок)

ИНТОНАЦИЯ. ФРАЗА

Интонацией называется повышение и понижение тона. Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией. Различия в интонации зависят от четырёх акустических компонентов: основного тона голоса, интенсивности звучания, длительности звучания и степени отчётливости тембра, т. е. качества звуков (чем напряжённее артикуляция, тем отчётливее тембр и его изменения, зависящие от эмоционального состояния говорящего).

Группа фонетических слов, объединённых и выделенных интонацией, называется фразой . Пример деления текста на фразы: Гул затих // Я вышел на подмостки // Прислонясь к дверному косяку / я ловлю в далёком отголоск / Что случится на моём веку // (Б. Пастернак).

Неправильное членение текста на фразы искажает смысл. Сравните: Гул затих // Я вышел на подмостки / Прислонясь к дверному косяку // Я ловлю в далёком отголоске / Что случится на моём веку // Фраза обычно соответствует предложению, но может включать несколько коротких предложений. Напротив, предложение может распадаться на несколько фраз. Фраза – это фонетическая единица, а предложение – грамматическая.

Большие фразы делятся на синтагмы. Синтагма – это отрезок фразы, имеющий незаконченную интонацию и ограниченный небольшими паузами. Впрочем, в речевом потоке мы можем не делать пауз между синтагмами, но в другом месте, там, где не проходит граница синтагмы, пауза невозможна. Сравните: Серый воробей / весело чирикал . – но никто не разделит эту фразу на синтагмы так: Серый / воробей весело / чирикал .

Синтагматическое членение – одно из смыслоразличительных средств. Вспомните знаменитую фразу: Казнить нельзя помиловать , где от паузы (а на письме запятой) зависела жизнь человека.

Таким образом, особенностью синтагмы является то, что её границы определяются в каждом конкретном случае высказывания: одно и то же предложение можно разделить на разные синтагмы и на разное количество синтагм: А я здесь живу. – А я / здесь живу. – А я здесь / живу.

Если мы не всегда делаем паузы между синтагмами, то какими фонетическими средствами отмечены их границы? Это более усиленное по сравнению с остальными ударение в последнем слове синтагмы, а также перепад тона. А во фразе самое сильное ударение (фразовое ) падает, как правило, на последнее слово, если на другое слово, в зависимости от коммуникативной цели говорящего, не падает логическое ударение .

В каждой фразе обычно выделяются три части: предцентровая, центральная, постцентровая. Центральная часть фразы – это ударный слог в том слове, которое несёт фразовое ударение. Так, центральной частью фразы Я был счастливейшим из смертных является слово счастливейшим , предцентровой – я был , постцентровой – из смертных. Центральная часть необходима для любой фразы. Фраза может состоять: 1) из одной центральной части (Разве? Да!); 2) из предцентровой и центральной частей (Золотая осень ); 3) из центральной и постцентровой частей (Гул затих ).

Благодаря интонации фразы одинакового синтаксического строения и лексического состава могут выражать различные значения, например: Он здесь? Он здесь!

Оттенки передаваемых при помощи интонации эмоциональных состояний очень разнообразны – от изумления до негодования, от отчаяния до ликования. Первым попытался зафиксировать это многообразие не языковед, а композитор М.П. Мусоргский. В 1878 г. он работал над оперой «Женитьба» и стремился добиться, чтобы его музыка звучала как «художественное воспроизведение человеческой речи во всех тончайших изгибах её». С этой целью композитор посещал Александринский театр и записывает нотами интонацию артистов.

В 1888 г. Ф.Е. Корш пишет письмо А.А. Шахматову и ставит над словами нотные знаки, чтобы передать московскую интонацию. Обобщить факты, выявить определённые типы и закономерности пытаются многие исследователи: тифлисский учитель И.Н. Городенский, театровед и сценический деятель В.Н. Всеволодский-Гернгросс, языковеды А.М. Пешковский, Б.М. Эйхенбаум, В.М. Жирмунский. С конца 40 г.г. ХХ века на помощь учёным пришла звукоанализирующая аппаратура – осциллографы, интонографы. Было накоплено огромное количество фактов, зафиксированы тончайшие оттенки в звучании русской речи. Исследователь Е.А. Брызгунова поставила перед собой задачу: каков необходимый минимум интонационных отличий, достаточный для овладения русской речью? Брызгунова выделила семь интонационных конструкций (ИК).

ИК-1: предцентровая часть произносится на среднем тоне. На центровой части – понижение ниже среднего; этот же пониженный тон продолжается на постцентровой части. ИК-1 – это интонация повествовательного предложения: Гул затих. Я вышел на подмостки.

ИК- 2 отличается от предшествующей наличием во фразе логического ударения: Я знаю правду. – Я знаю правду. – Я знаю правду . Таким образом, ИК-2 – это интонация повествовательного предложения с логическим ударением.

ИК-3: предцентровая часть произносится на среднем тоне. Начало центровой части более высокое, чем предцентровая часть, высота на протяжении ударного слога продолжает повышаться. В постцентровой части тон опускается ниже среднего: Ты хочешь знать правду? ИК-3 – интонация общевопросительного предложения (без вопросительного слова) или интонация запятой.

ИК-4: предцентровая часть – на среднем уровне, центровая часть произносится с понижением, а постцентровая – с равномерным повышением тона. Используется в неполном вопросительном предложении с сопоставительным союзом «а», при перечислении: А девушки? // И цветы, и шмели, и трава, и колосья, и лазурь, и полуденный зной…

ИК-5: два центра; на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра понижается. Это интонация предложений с вопросительным словом (частного вопроса): Какие у них обычаи?

ИК-6: на гласном центра тон повышается, высокий уровень тона держится до конца конструкции. Отличается от ИК-4 более высоким тоном на гласном центра, например, при выражении недоумения или оценки: Какие такие у них обычаи? Какие у них обычаи!

Таким образом, ИК-2 можно считать разновидностью ИК-1, ИК-6 близка ИК-4, ИК-7 – ИК-3. Самый необходимый минимум русских интонационных конструкций составляют ИК-1 и ИК-3. Различия между ними передаёт правило, давно известное русским актёрам: «Смысл не окончен – голос вверх, смысл окончен – голос вниз».

1. Что такое интонация? От каких акустических компонентов зависит интонация?

2. Дайте определение фразы. Приведите примеры неправильного деления текста на разы, приводящее к искажению смысла.

3. Что такое синтагма? Приведите примеры синтагматического членения как смыслоразличительного средства.

4. Как соотносятся фразовое и логическое ударение?

5. Приведите примеры фраз, состоящих только из центровой части, предцентровой и центровой, центровой и постцентровой.

6. Каков необходимый интонационный минимум русского языка? Опишите ИК-1, ИК-3. Приведите примеры. Кто занимался исследованием русской интонации?

Практические задания

№1. Разделите текст на фразы.

Все стихи однажды уже были слоем пепла занесло их слоем пыли замело и постепенно их забыли нам восстановить их предстоит наше дело в том и состоит чтоб восстановить за словом слово и опять расставить по местам так как они некогда стояли это всё равно как воскрешать смутный след оставленный в душе нашими младенческими снами это всё равно как вспоминать музыку забытую давно но когда-то слышанную нами (Ю. Левитанский).

№2. Л.В. Щерба дал такое определение синтагмы: «…Фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли». Что считает Щерба определяющим для синтагмы?

№3. Предложите варианты синтагматического членения следующих фраз:

Конструктор подумал инженер допустил ошибку. Как удивили его слова брата. Приведите собственные примеры фраз, допускающих варианты членения в зависимости от смысла.

№4. Исправьте ошибки в синтагматическом и фразовом членении:

а) Пришла // рассыпалась клоками // повисла на суках дубов// б) Как истинный француз в кармане / Трике привёз куплет Татьяне// в) Выпряг народ лошадей и купчину/с криком «Ура!» по дороге помчал//

№5. Выпишите фразы, соответствующие различным типам ИК.

Иду я по улице. Ты читала это? Почему ты пришла так поздно? Какие там сады! Мы это знаем? Когда он вернётся? А мелодия какая? Они были в саду, а мы в зоопарке. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое! С чем планета наша схожа, наша милая Земля?

В каких случаях возможно отнести фразы к разным типам ИК?

№6.* Подумайте, какие типы ИК совмещаются, а какие несовместимы?

№7. Прочитайте. Определите, какой ИК соответствует выделенная фраза, повторяющаяся в тексте дважды. Какое фонетическое средство выполняет смыслоразличительную функцию?

На международном конкурсе пианистов один музыкант спросил профессора Московской консерватории: – Что Вы думаете о моей игре?

Профессор ответил: – У Вас высокая техника. Но Ваша игра говорит: «Я играю Шопена». А я учу студентов так: «Я играю Шопена ».

№8. Обозначьте, каким типам ИК соответствует выделенная фраза в разных ситуациях. Учитель раздаёт ученикам тетради: «Твоя тетрадь». Один из учеников нечаянно уронил свою тетрадь, сосед по парте поднимает её и протягивает однокласснику: «Твоя тетрадь?». Учитель проверяет домашнее задание, выполненное учениками в тетради. При этом он переходит от парты к парте: «Твоя тетрадь? А твоя тетрадь?».

№9. Что произойдёт, если в предшествующем задании поменять местами ситуации и типы интонационных конструкций? Приведите примеры фраз, которые соответствуют различным типам ИК в зависимости от ситуации.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФОНЕТИКА

Экспериментальная фонетика – это изучение звуков речи с акустической, физиологической, перцептивной стороны с помощью приборов. Часто используют такженазвание инструментальная фонетика. Однако оба названия неточны, так как в изучении звукового строя языка важную роль играет не только эксперимент, предполагающий вмешательство в объект, но и наблюдение.

Первым опытом исследования звукового строя русского языка считается труд Василия Кирилловича Тредиаковского «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии» (1748 г.). В.К. Тредиаковский предложил очень простой и удобный инструмент исследования, который в логопедической практике применяется по сей день: «Зеркало не одним красотам надобно … зеркало надобно физикам и математикам… и нашей братии орфографщикам». Тонкие наблюдения над звучащей речью принадлежат русскому учёному-энциклопедисту Михаилу Васильевичу Ломоносову, который отмечал существование фонетических диалектных особенностей: «Великая Москва в язы ке столь нежна, что А произносить за О велит она».

Систематические экспериментальные исследования в области звукового строя языка начались около полутора столетий назад. Так, в 1884 г. при Казанском университете выдающийся языковед В.А. Богородицкий создал первую в России фонетическую лабораторию. Перу В.А. Богородицкого принадлежит целый ряд научных работ, в которых обобщены экспериментальные данные: «Гласные без ударения в общерусском языке» (1884 г.), «Заметки по экспериментальной фонетике» (1896-1907 г.г.), «Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных» (1930 г.г.).

В 1899 г. открылась фонетическая лаборатория в Петербурге. С 1909 г. её возглавил Лев Владимирович Щерба. Важной вехой на пути становления экспериментальной фонетики как самостоятельной области знания стал труд Л.В. Щербы «Русские гласные в количественном и качественном отношении» (1912 г.).

Интересные наблюдения над фонетическим строем языка отражены в работе «Фонетические этюды» (1905 г.) А.И. Томсона, создавшего лабораторию в Одессе.

Способы изучения артикуляции были разнообразны и сегодня могут показаться странными. Так, в лабораториях Казанского и Петербургского университетов широко применялся метод палятограмм : язык участника эксперимента покрывался слоем туши, после чего произносился тот или иной звук. Язык касался нёба, оставляя на нём след. Место касания (т.е. образования звука) можно было увидеть в зеркальце. В таком эксперименте применяли также искусственное нёбо, изготовленное по форме настоящего из чёрного лёгкого материала. Оно припудривалось, и при артикулировании на нём оставались следы. Изучение артикуляции звуков русского языка исследователи сочетали с тонким слуховым анализом, однако полученная картина всё же была статичной. Позже в искусственное нёбо стали вживлять электроды, которые при касании языком нёба посылают сигналы на датчик. Исследователь получает развёрнутую во времени структуру звуков.

В настоящее время при изучении артикуляции используется рентгенография, часто в сочетании с киносъёмкой. С этой же целью в последние десятилетия применяются аппараты для проведения магнитно-резонансной терапии (МРТ).

Исторически сложилось так, что первым подвергся исследованию артикуляционный аспект звукообразования. С акустической точки зрения звуки речи сначала изучались при помощи камертона – приспособления, служащего эталоном при настройке музыкальных инструментов. Однако при помощи камертона можно определить высоту и тембровые характеристики только гласных и сонорных звуков, а звуки, в состав которых входят шумы, не поддаются такому анализу. Общую акустическую картину звука позволяет получить спектрограф – прибор, регистрирующий спектры колебаний, имеющих разные частоты. Осциллография позволяет определить длительность, высоту и интенсивность звука. С 80-х г.г. в экспериментальной фонетике используют ЭВМ и компьютерные методы исследования.

Благодаря научно-техническому прогрессу методы изучения звукового строя языка достигли совершенства. Крупные центры по исследованию звуковой стороны языка находятся в Петербурге (лаборатория носит имя Л.В. Щербы), при Казанском университете, в Москве – фонетическая лаборатория Института русского языка РАН, лаборатория экспериментальной фонетики МГУ, в Новосибирске при Сибирском отделении АН. Однако это не умаляет роли живого наблюдения над звучащей речью. Например, в 70-е г.г. ХХ столетия Р.И. Аванесов открыл в русском литературном языке новый звук – [η] (например, в словах функция [фуηкцыjъ], пункция [пуηкцыjъ], гонконгцы [гʌнкоηкцы], где носовой [н] находится перед заднеязычным).

III. О Р Ф О Э П И Я

Орфоэпия (греч. ortoépeia, от orthos – правильный, epos – речь). – 1) совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая единообразие его звукового оформления; 2) раздел языкознания, изучающий произносительные нормы.

Орфоэпические нормы регулируют произношение звуков, их сочетаний, отдельных грамматических форм, а также звуковое оформление фонетических единиц (место ударения, наличие проклитик и энклитик). Например, нормами литературного русского языка предписывается произношение взрывного звука [г], ассимиляция по способу образования в сочетании гк: легко [ л"иэхко], произношение [в] в окончании прилагательных в форме родительного падежа: голубого [гълубовъ], доброго [добръвъ], лёгкого [л’охкъвъ].

Орфоэпическая норма предписывает выбор одного из существующих вариантов в тех случаях, когда действие языкового закона расшатано. Так, носители современного русского литературного языка, не задумываясь, произносят на конце слова вместо парных звонких согласных глухие: мороз [мʌрос], поезд [поjьст], озноб [ʌзноп], снов [сноф]. Фонетический закон объективен, непреложен, безысключителен. Но мы встречаем варианты произношения: свет [с"в"эт] и [св"эт], пенсия [п"эн"с"иjъ] и [п"энс"иjъ], гортензия [гʌртэн"з"иjъ] и [гʌртэнз"иjъ]. Какой из них предпочесть? Выбор регулируется орфоэпическим правилом. Таким образом, орфоэпия императивна, имеет практическую направленность, требует выполнения определённых норм, формулирует не законы, а правила, которые адресованы не только специалистам, но всем носителям языка. Соблюдение орфоэпических норм облегчает процесс коммуникации: при общении собеседников не отвлекают отличия в произношении, есть возможность сосредоточиться на содержании разговора.

Произносительные нормы современного русского языка в основных чертах сложились ещё в первой половине ХYII века как нормы московского говора, а в качестве норм национального языка окончательно оформились во второй половине ХIХ века. В своей основе московский говор был окающим, в нём преобладали и другие севернорусские черты: [г] взрывной, твёрдый [т] в формах глагола 3-го лица. Но с начала ХYII века усиливается южнорусское влияние, оканье вытесняется аканьем. Таким образом, московское произношение приобретает наддиалектный характер. М.В. Ломоносов отмечал, что «московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается».

Перевод столицы в Петербург произошёл тогда, когда русский литературный язык в своих основных чертах уже сложился, поэтому изменения, которым подверглись московские нормы, были несущественными. «Петербургское» произношение, в сравнении с «московским», характеризуется усилением «книжного», «буквенного» воздействия под влиянием правописания, а также некоторым усилением севернорусских элементов. Однако «московские» нормы продолжали господствовать повсеместно на русской сцене. Большую роль в сохранении московских норм сыграл Малый академический театр, речь его актёров долго считалась образцовой.

Однако полной унификации литературного произношения не было, поскольку существуют разные стили языка, отличающиеся друг от друга наряду с другими особенностями также произношением. По этой причине существуют произносительные варианты – колебания в произношении, многие из которых имеют разную стилистическую окраску.

Литературный язык существует во многих разновидностях. Значение имеют сферы, ситуации общения, содержание речи. Так, различно в языковом отношении оформляются бытовой диалог и речь на торжественном заседании, научная лекция и лирическое стихотворение. Всё это образует то, что принято считать стилями литературного языка. Отличия между стилями затрагивают не только лексику, грамматику, но и фонетику, произносительную область. Отношения произносительных стилей к стилям лексики не однозначны. В произношении принято выделять: разговорный , а также книжный (высокий) и просторечный стили (существуют и другие классификации).

Разговорный стиль произношения – нейтральный. Он используется не только при повседневном общении, но и в речи дикторов радио и телевидения, при чтении лекций.

Книжный стиль выступает при чтении поэтических произведений, в сценической речи. Этот стиль ориентирован на старые нормы (старомосковское произношение). Для него характерна слабая редукция гласных, в безударном положении может сохраняться [о]: п[о]эт, с[о]нет, З[о]ля. В первом предударном слоге после мягких согласных сохраняется эканье: [п"э и так], [м"э и док], [ р"э и ка].

Наконец, просторечный стиль – это сниженный. Он характеризуется большей редукцией гласных в безударном положении: [мълъко], [дъръгой], [в"ьс"ьл"эй]. Могут «выпадать» не только гласные, но и целые слоги, в результате чего происходит ассимиляция, возникают необычные сочетания: сейчас – [ш":ас], рубль – [руп"], здравствуйте – [здрас"].

Поскольку меняется язык, с течением времени изменяются и нормы литературного произношения. Эти изменения могут быть обусловлены социальными причинами, однако главные изменения вызывает действие внутренних законов развития языка. (Об этом подробнее в разделе «Фонология»).

В настоящее время выделяются следующие тенденции развития русского литературного произношения: 1) нивелирование, стирание различий в произношении носителей разных диалектов, различий между произношением различных социальных слоёв. Это обусловлено ростом образования и влиянием средств массовой информации; 2) сближение произношения с написанием. Графический облик слова влияет на произношение. Например, буквенное сочетание чн , согласно старомосковским нормам, произносилось как [шн], но в словах, недавно появившихся в русском языке, произносится только [ч"н]: ленто[ч"н]ый, пото[ч"н]ый, съёмо[ч"н]ый; 3) освоение иноязычных слов, подчинение их законам русского языка. Например, смягчение согласного перед [э] по мере освоения заимствований: [т"]ермин, паш[т"]ет, ши[н"]ель.

1. Дайте определение орфоэпии. Что регулируется орфоэпическими нормами?

2. Как соотносятся орфоэпическое правило и фонетический закон?

3. Почему нужно соблюдать орфоэпические нормы?

4. Изложите историю формирования русского литературного произношения.

5. Охарактеризуйте стили русского литературного произношения.

6. Почему нормы литературного произношения меняются с течением времени? Какими причинами могут быть обусловлены эти изменения?

7. Назовите тенденции развития русского литературного произношения.

Практические задания

№1. Поставьте в словах ударение. Прочитайте, соблюдая акцентологические нормы русского языка.

Речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки – речевые единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являютсяфраза, сигтагма или речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Единицы членения речевого потока. Фраза, синтагма, фонетическое слово (так) Закон распределения ударности/безударности в такте. Формула А.А.Потебни

Вопрос 2

* Наибольшей единицей, выделяемой при фонетическом членении речи, является фраза – относительно законченный в смысловом и интонационном отношении отрезок речи. Например, звуковая цепь Была осень.// По большой дороге скорой рысью ехали два экипажа.// В передней карете сидели две женщины// (Л.Толстой) членится паузами на три фразы (границы между паузами обозначаются двумя вертикальными чертами). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу предложению. Однако её нельзя отождествлять с предложением. Фраза – это фонетическая единица, а предложение – грамматическая, они относятся к разным уровням языка. Фразы могут и не совпадать с предложениями. Например: Было ветрено, сыро и скверно.// Дверь в сад была открыта,// на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя// (Л.Толстой). В приведённом тексте два предложения и три фразы.

Фразы в свою очередь могут члениться на речевые такты. Речевые такты – более или менее законченные по смыслу части предложения. Например: Было ветрено,/ сыро/ и скверно - фраза состоит из трёх тактов (границы между тактами обозначаются одной вертикальной чертой). Однако следует иметь в виду, что деление это условно, так как в зависимости от темпа речи и желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания членение предложения на речевые такты может иметь варианты. Так, возможны варианты членения фразы на речевые такты; ср.:На другой день весть о пожаре/ разнеслась по всему околотку (А. Пушкин). – На другой день/ весть о пожаре/ разнеслась по всему околотку. – На другой день/ весть о пожаре/ разнеслась/ по всему околотку. В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение. Например, ср.: Надо учиться,/ работать/ и отдыхать. – Надо учиться работать/ и отдыхать.

Речевой такт может состоять из одного или несколькихфонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. Фонетическое слово может состоять из одного или более слов, объединённых одним ударением. Например, во фразе В ту же ночь/ широкая лодка/ отчалила от гостиницы… (И. Тургенев) три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова (сочетания слов в ту же, от гостиницы образуют одно фонетическое слово). В фонетических словах, состоящих из двух и более слов, безударные слова могут стоять впереди или после ударного слова. Например, в фонетическом слове от гостиницы безударный предлог стоит впереди слова с ударением (проклитика), а в фонетическом слове хотел бы безударное слово стоит после ударного (энклитика).



Фонетическое слово делится на слоги , а слоги – на звуки . Разные линейные отрезки речевого потока называются сегментными единицами.Звук – это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог

– из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов, фраза – из тактов.

* Русское ударение количественное (ударный слог отличается от безударного большей длительностью), динамическое (ударный слог артикулируется более напряжённо, чем безударный). Оно свободное (отсутствует закреплённость за определённым слогом, в то время как в некоторых языках ударение ставится на первый, последний, второй от конца и т.д. слог), подвижное (в разных словоформах одного слова способно менять место).

Функции тактового ударения в русском языке (см.: Лингвистический энциклопедический словарь): 1) обеспечение цельности и отдельности слова путём централизации его слого-звуковой структуры (кульминативная функция), 2) различение словоформ и слов (сигнификативная функция), 3) способность служить элементом интонации фразы и выражать прагматические смыслы (экспрессивная функция). В языках со связанным ударением, особенно фиксированным, в отличие от русского языка, оно отмечает ещё и границы слова (выполняет делимитативную функцию).

В русском слове, как правило, одно ударение. А.А. Потебня попытался вывести формулу такта, которая указывает на распределение силы произнесения ударных и безударных слогов. Любое слово, по А.А. Потебне, можно представить следующим образом: 1231, где 3 - сила, затрачиваемая на произнесение ударного слога, 2 - на произнесение слога, непосредственно предшествующего ударному, 1 - сила любого иного слога в слове. Формула оказывается справедливой при анализе отдельно произносимого слова в том случае, когда оно имеет не более одного корня. Однако она не работает в случаях со словами, начинающимися с неприкрытого безударного слога, а также со сложными словами, у которых возможны два и более ударения. Формула также не всегда позволяет безошибочно указать границу между фонетическими словами в речевом потоке.

Слог. Теория слогораздела. Законы русского слогоделения.

*Слог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные - слогообразующие, остальные - неслоговые.

При определении понятия слога с точки зрения науки о языке различаются два подхода. Со стороны образования, или, иначе, в физиологическом отношении, слог интерпретируется как звук или сочетание звуков, при произнесении которых речевой аппарат человека порождает один неразрывный толчок выдыхаемого воздуха. В свою очередь, в акустическом отношении, или со стороны звучности, под слогом может пониматься такой отрезок речи, в рамках которого один звук выделяется в сравнении с другими, находящимися от него в непосредственной близости, наибольшей степенью звучности [

Регулярно совершающиеся в современном языке или в истории языка фонетические (звуковые) изменения. Действующие в языке звуковые законы определяют фонетическую систему языка. Языковые фонетические законы в отличие от математических или природных - абсолютны только для конкретного языка в определенный период его развития. Языковые законы имеют исключения, поскольку последовательность их проявления зависит от условий их осуществления в языке.

Фонетическое слово

Самостоятельное слово языка с примыкающими к нему служебными словами, объединенные одним ударением.

Фонология

- (от греч phone - звук и logos - слово, учение) раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка.

Формула Потебни

Модель редукции гласных русского слова, предложенная А.А. Потебней.

Фраза

Фразеология

1) относительно самостоятельный раздел лексикологии, изучающий устойчивые сочетания слов - фразеологизмы. Значительный вклад в русскую фразеологию внес В.В. Виноградов; 2) совокупность фразеологизмов, входящих в словарный состав языка.

Функция языковой единицы

Предназначение, выполняемое ею в акте коммуникации.

Части речи

Классы слов, объединенные по трем признакам: 1) обобщенным грамматическим значением (предметность, признак, действие); 2) одинаковым составом постоянных и переменных грамматических признаков; 3) общностью основных синтаксических функций. В русском языке традиционно выделяется десять частей речи, образующих две группы: самостоятельные (или знаменательные слова) и служебные части речи (или частицы речи). Кроме того, в русском языке есть слова, которые лингвисты не относят ни к одной из этих групп, называя их отдельной частью речи или словами вне частей речи. Разбиением слов по формальным грамматическим классам на основании формальных показателей занимался Ф.Ф. Фортунатов.

Частица

Служебная часть речи, придающая предложению в целом или его отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки (смысловые частицы), а также служащая для образования грамматических форм слов (формообразующие частицы). Не следует смешивать с приставкой кое - и постфиксами - либо, -нибудь, -то, -ся, иногда традиционно называемых частицами.

Частота основного тона

Частотный (акустический) спектр

Представление сложного колебания в виде суммы гармонических колебаний разных частот.

Чередование

(позиционное) - мена звуков, которая объясняется фактами современного языка и зависит от позиции звука в слове, например, чередования парных глухих и звонких согласных (сады [сады]- сад [сат]) или замена гласного звука [о] звуком [а] в результате редукции (воды [в`оды]- вода [вад`а]). Позиционные чередования, как правило, не отражаются на письме, но встречаются исключения (фонетический принцип написания). Основы теории фонетических чередований были заложены И.А. Бодуэном де Куртенэ в книге "Опыт фонетических чередований". Эти воззрения получили развитие в фонологической теории МФШ.

Число глагола

Переменный морфологический признак. Выражается по-разному в разных формах глагола: 1) с помощью личных окончаний в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (чита/ю/ешь/ет; чита/ем/ете/ют ); 2) окончаниями числа в формах повелительного наклонения (читай; читайте ); 3) окончаниями единственного числа мужского / женского / среднего рода и окончанием множественного числа в формах прошедшего времени изъявительного наклонения и в формах сослагательного наклонения (блестел/а/о; блестел/и ).

Звучание, создаваемое воздушной струей при преодолении препятствий, образуемых артикулирующими органами (органами речи). Шум бывает импульсный (шумовой импульс - взрыв - возникает при резком раскрытии смычки, напр., при произнесении [п]) и турбулентный (шум трения воздушной струи, вызванный сужением артикулирующих органов, образующих на пути воздушной струи узкую щель, например, при образовании [с]).

Новое на сайте

>

Самое популярное