Домой Виноград Формы и методы внеклассных занятий по предмету «Окружающий мир. Конспект и презентация внеурочного занятия "Работа с природным материалом. Опилки" Внеурочные занятия с природным материалом

Формы и методы внеклассных занятий по предмету «Окружающий мир. Конспект и презентация внеурочного занятия "Работа с природным материалом. Опилки" Внеурочные занятия с природным материалом

Муниципальное учреждение дополнительного образования -

Центр внешкольной работы

г. Маркса Саратовской области

План - конспект занятия

объединение «Фантазёры»

Руководитель : педагог дополнительного образования

Тема занятия: «Природа и фантазия».

Составитель: педагог

дополнительного образования I квалификационной категории

Гриценко Галина Анатольевна

Тема занятия: «Природа и фантазия».

Цель занятия: развитие и сохранение интереса у детей к изготовлению поделок из природного материала, развитие творческих и индивидуальных способностей, приобретение практических навыков ручного труда, использование их в жизни.

Задачи занятия:

-образовательные: сообщение познавательных сведений; продемонстрировать знания и умения обучающихся; приобретение и закрепление навыков по изготовлению аппликации из природного материала; научить оформлять готовые работы;

-развивающие: развивать творческие способности детей, упорство в достижении цели, мелкую моторику рук, внимание, умение контролировать свои движения, фантазию, эстетический вкус, воображение, память, сообразительность;

-воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство коллективизма, желание принимать участие в коллективном творчестве, взаимопонимание, уважительное отношение к товарищам, экономное и бережное отношение к материалам, аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение познавательных сведений, повторение и закрепление имеющихся знаний, применение знаний, умений и навыков на практике, урок- упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные, наглядные, практические; занятие с использованием фантазии, занятие-путешествие, метод игры.

Оборудование : образцы аппликаций, природный материал, картон, клей, ножницы, простые карандаши.

План занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие;

Подготовка учащихся к работе на занятие;

Настрой на работу.

2. Основная часть:

Сообщение познавательных сведений.

- повторение пройденного материала, необходимого для работы.

3. Практическая часть:

Практическая работа: выполнение занимательного задания – изготовление аппликации из природного материала;

- физминутка для глаз и рук.

4. Заключительная часть:

- подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент: приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к занятию, правила поведения на занятие, подготовка необходимого материала для работы.

2. Основная часть:

- сообщение познавательных сведений:

Здравствуйте, ребята и гости!

Наше занятие, сегодня, будет не простое. Мы с вами сегодня будем путешествовать. А после путешествия цель нашей работы – изготовление аппликации из природного материала. Тема нашего занятия: «Природа и фантазия».

Вереницею недель, как велит природа,

Кружит время-карусель временами года.

По листкам календаря ходят друг за другом

С января до декабря месяцы по кругу.

Вслед за осенью – зима, за весною – лето.

Там уж осень, чтоб опять зимушка настала…

Карусель свою вращать время не устало.

В календарном том ряду сменит братец братца.

Сколько месяцев в году? Правильно, двенадцать.

Ребята, мы все знаем, что существует четыре времени года. И каждое время года отличается друг от друга, каждое имеет свои приметы, свои особенности. Сегодня мы будем путешествовать по временам года.

Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Зима.

Наступили холода. Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю

Белю поля, дома зовут меня… (зима).

Ребята, расскажите об основных приметах зимы (обучающиеся отвечают, педагог помогает с ответами).

Стали дни короче, солнце светит мало,

Вот пришли морозы, и зима настала.

Ребята, послушайте стихотворение, в котором отражены все приметы зимы, о которых мы сейчас говорили.

Зима приходит ненароком, по всем статьям беря свое.

Она должна уж быть по срокам, а вот, поди ж ты, – нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку, взглянув в оконное стекло

И видишь «скатерть-самобранку» – везде, вокруг, белым-бело…

Льдом закована река в крепкие оковы,

И пришел издалека к нам мороз суровый.

Почернели до весны ветки дубов, кленов,

Лишь у ели и сосны цвет зимой зеленый.

Спят еноты и медведи, спят ежи, а их соседи -

Волк, зайчишка и лиса ищут пищу по лесам.

Земля окутана хрустальной пеленою,

В сугробы белые ныряет детвора,

Коньки наточены, и лыжи предо мною,

Метель закончилась, и в лес давно пора.

Полно на улице веселого народу!

Зима-проказница зовет в снежки играть!

Ну, как не совестно в морозную погоду

Уроков школьникам так много задавать?!

Весна.

Я раскрываю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна. Зовут меня… (весна).

Мы сегодня рано встали, нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла… (весна)!

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Ребята, расскажите об основных приметах весны (обучающиеся отвечают, педагог помогает с ответами).

Ребята, послушайте стихотворение, в котором отражены все приметы весны, о которых мы сейчас говорили.

Вот пришла весна неспешно, не до сна теперь, конечно,

Мишке, ежику, еноту - нужно браться за работу.

И готовить к лету норки, на прогревшемся пригорке.

За окном звенят капели, первоцветы зацвели.

С юга прибыли в апреле утки, гуси, журавли.

Оживился дом – пенек посреди лесной опушки -

Вылез из него жучок, муравей, паук, две мушки.

Появляется трава, распускается листва.

Оживает вся природа, прыгает лягушка в воду,

Начинает громко квакать: «Ква-ква-ква-квакая слякоть!»

Прилетел скворец в скворечник, обживается успешно

И вполне уже готов к маю вывести птенцов.

Ближе к середине года, лета ждет уже природа!

Лучи весенние всю землю отогрели, повсюду буйствует зеленая трава.

И разливаются над нами птичьи трели, и светит солнце, и кружится голова!

Манит в объятия волшебница-природа! Гляжу на улицу, и хочется гулять…

Ну, как не совестно в хорошую погоду уроки нам, несчастным детям, задавать?!

Лето.

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, купаться приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я… (лето).

Солнце печет, липа цветёт

Рожь колосится, золотая пшеница.

Кто знает, кто знает, когда это бывает?

Ребята, расскажите об основных приметах лета (обучающиеся отвечают, педагог помогает с ответами).

Ребята, послушайте стихотворение, в котором отражены все приметы лета, о которых мы сейчас говорили.

Вот и лето подоспело, зеленью леса одело.

Выросли грибы в бору, вон - лисичек россыпь!

Комары звенят в жару и летают осы.

В лесу - звериный детский сад: в семье ежей найдем ежат,

В берлоге - бурых медвежат, под елкой - сереньких зайчат.

У птичек - птичий детский сад, у них птенцы в гнезде пищат,

И полон клюв забот у птиц - у дятлов, зябликов, синиц.

Несет зайчишка две морковки, и много травки у коровки.

А в тине у пруда кишат семейки шустрых лягушат.

Ой, выросли в лесу - гляди-ка! Смородина и ежевика!

Мы в лес ведем в июле деток, чтоб собирать малинку с веток.

На градуснике двадцать восемь, но все ж не за горами осень!

Осень.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я… (осень).

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

Что там шепчут листья? Подойдем и спросим.

Листья отвечают: осень, осень, осень.

Ребята, расскажите об основных приметах осени (обучающиеся отвечают, педагог помогает с ответами).

Ребята, послушайте стихотворение, в котором отражены все приметы осени, о которых мы сейчас говорили.

Вот и наступила осень, яблок у нее попросим.

Повезло нам с урожаем - три корзины набираем!

Летом был зеленый двор, посмотри-ка, в октябре

Стал цветным, как светофор! Очень много во дворе

Листьев тополя и клена, красных, желтых и зеленых.

Птичьи стаи в октябре полетели к югу,

Там тепло, там, в декабре не закружит вьюга.

А жучок и паучок присмотрели дом-пенек,

Или выбрали сосну, приготовились ко сну.

Кушает мишутка много, чтобы толстым лечь в берлогу.

И еще зверек енот зиму в спячке проведет.

Белке не страшны морозы - у нее пушистый мех.

Белочка в дупле березы припасет лесной орех.

В ноябре снежинки-мушки с неба полетели.

Всем понятно на опушке - на носу метели!

Осенний дождик барабанит мне в окошко, у школы лужи и опавшая листва.

И тучи серые, и мокрая дорожка, и всюду грязь, и заболела голова…

Льет слезы горести печальная природа. Тоскливо на сердце, и хочется поспать.

Ну, как не совестно в ненастную погоду уроков школьникам так много задавать?!

Вот такое путешествие совершили мы по временам года.

- повторение пройденного материала, необходимого для работы.

Но прежде чем приступить к изготовлению аппликации из природного материала, давайте вспомним, что мы уже узнали на наших занятиях.

1.Правила безопасной работы с инструментами, которые используем на занятиях.

Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.

И в каждом деле соблюдать законы безопасности.

Для ножниц есть закон простой: ты для начала их закрой.

И лезвиями от себя всегда клади, себя щадя.

Подруге захочешь ты их передать, колечки вперед не забудь ей подать.

2. Повторение теоретического материала, необходимого для работы.

3. Практическая часть:

Практическая работа: выполнение занимательного задания – изготовление аппликации из природного материала.

Ребята, берем необходимый материал и инструменты, приступаем к работе. Обучающиеся выполняют практическое задание, педагог помогает индивидуально.

- физминутка для глаз и рук.

Упражнения для рук, двигательного аппарата: круговые вращения кистей рук, «Моя семья», «Замок», «Гости».

Физминутка для глаз:

1. Расслабляем глаза – частое моргание без всякого напряжения.

2. Движения зрачков вниз - вверх, влево - вправо, из угла в угол, по кругу.

3. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, открыть глаза

4. Сосредоточение на кончике носа. Это считается в йоге одним из самых полезных для глаз.

5. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение).

После физминутки продолжение практической работы.

4. Заключительная часть:

- подведение итогов занятия.

В конце занятия подводятся итоги работы. Отметить хорошо работающих, общие замечания по занятию.

Ребята, как вы думаете, справились вы со своей задачей? А что вам больше всего понравилось на занятие?

Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.

До свидание! Всем удачи и хорошего настроения!

План – конспект занятия

внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Королевство творчества».

Класс 1 «А»

Учитель Дмитриева М.В.

Тема: «Красота вокруг нас (сбор природного материала)».

Форма занятия: экскурсия.

Цели:

1.Создать условия для закрепления знаний природного материала для поделок, формирования знаний правил сбора природного материала -листьев, умений собирать осенние листья для поделок, пополнения и активизации словаря.

2.Способствовать развитию слухового восприятия, наблюдательности, внимания, мышления, восприятия,

Развитию устной речи на основе умения отвечать на вопросы, составления простых предложений.

3. Способствовать формированию мотивации к учению, воспитывать бережное отношение к природе.

Формируемые УУД:

Личностные: мотивация учебной деятельности (чебно – познавательный интерес к деятельности), рефлексивно само оценивать свою деятельность, успешность на уроке; настроиться на работу.

Регулятивные: определять цель деятельности (с помощью учителя), принимать, сохранять и решать учебную задачу, осуществлять контроль, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, классифицировать предметы по заданным параметрам, уметь определять практическое значение выполненной деятельности, уметь определять внешние признаки предметов и соотносить их с необходимыми параметрами, развивать эстетический вкус.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; осмысленно воспринимать устную речь; при восприятии заданий – выполнять их.

Оборудование:

1. Карточки для индивидуальной и дифференцированной работы.

2. Муляжи овощей в мешочке.

3. Таблички со словарём по темам: овощи и фрукты, цвета, геометрические фигуры, размер, названия уроков, что будем делать, что делали.

4. Мультимедийная презентация с заданиями, зарядкой для глаз, физ. минуткой.

5.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер.

СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный

1)Организация внимания.

2)Эмоциональный настрой.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Организационные фразы на слух.

Что будем делать?

Спросите меня.

Будем заниматься, внимательно слушать, выполнять задания, играть.

Повторение правил поведения во время экскурсии.

* по улице надо идти спокойно, не толкаться;

* во время наблюдения становиться так, чтобы всем было видно;

* слушать внимательно;

* беречь природу;

* выбираем контролёра. Он будет следить за охраной природы.

П/п приём - упражнение ««Солнышко»:».

Посмотрите, как хорошо на улице!

Вдохните. Какой воздух! (Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вздохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальчиков рук и заканчивая пальцами ног без напряжения. Задержали дыхание – «тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.)

Как светит солнышко зимой?

(Пальцы собираются в щепотку).

Как светит солнышко весной?

(Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты).

Как светит солнышко летом?

(Широко растопырить пальцы, хорошо растягивая все мышцы

Ладони).

Улыбнитесь солнышку, а теперь друг другу.

Дети выходят на пришкольный участок, взяв с собой тетради для сбора листьев.

Воспринимают фразы на слух и слухо-зрительно, повторяют их, дают ответы на вопросы.

Личностные: настроиться на работу, организация деятельности.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, отвечать на поставленный вопрос;

Регулятивные: принимать и решать учебную задачу,

2. Актуализация знаний.

- Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц?

Назовите осенние месяцы.

Осенью можно собрать много природного материала для поделок.

Задание: выбрать на картинке из различных материалов для поделок природный материал и назвать его.

Отвечают на вопросы (слабые

уч- ся с опорой на словарь).

Все выбирают природный материал. Олег называет его, остальные повторяют 9проговаривают с дактилем)

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, отвечать на поставленные вопросы. Регулятивные: принимать и решать учебную задачу.

Познавательные: уметь классифи-цировать предметы по заданным параметрам.

3. Подготовительный.

Постановка темы и цели урока.

Упражнение на развитие внимания.

Найдите на рисунке все листья и сосчитайте их.

Сообщение темы.

- Как вы думаете, какая тема урока?

Что будем делать на уроке?

Тема урока «Осенние листья для поделок».

Будем собирать листья для поделок.

Выполняют задание.

Олег называет, с какого дерева листья.

Высказывают предположение темы урока. Отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

4. Основной этап.

1) Формирова-ние знаний.

    Физ. минутка

2)Практичес-кая часть.

Ознакомление детей с правилами сбора осенних листьев.

Прежде чем собирать листья, познакомьтесь с правилами их сбора.

1. Собирать только опавшие листья.

2.Проверить качество листьев:

    Целые

    Без тёмных пятен

    Красивые по форме и цвету.

3. Листья надо положить между страницами тетради.

4.Дома листья нужно переложить газетами и поставить под пресс.

Учитель показывает примеры качественных и некачественных листьев.

Подвижная игра «Лес». Учитель предлагает детям изобразить движениями, как реагирует дерево на:

* лёгкий тёплый ветерок;

* ураган;

* мощные холодные порывы ветра;

* ливень;

* палящее солнце;

* мороз.

1.Учитель предлагает детям собрать красивые опавшие листья для поделок.

2.Осуществление контроля качества собираемых листьев.

Воспринимают объяснения учителя.

Участвуют в игре.

Дети расходятся участку, собираю листья, проверяют друг у друга качество собранных листьев.

Коммуникативные:

Личностные: учебно – познавательный интерес к заданию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: принимать, сохранять и решать учебную задачу,

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: уметь определять внешние признаки предметов и соотносить их с необходимыми параметрами, развивать эстетический вкус.

5. Этап подведения итогов.

1.Опрос - итог ».

Что делали на уроке?

Практическое использование:

Для чего собирали листья?

2.Оценка деятельности.

Вы справились с заданием?

Как работали на уроке: хорошо или плохо?

3.Рефлексия .

Вам понравилось занятие?

Учащиеся встают в круг. Выполняют упражнение «Цвет моего настроения»

Окончание занятия: организационные фразы на слух.

Учитель благодарит детей:

Спасибо за урок .

С помощью учителя осуществляют оценку деятельности на уроке.

Соотносят своё отношение к уроку с условными обозначениями и изображают их.

Воспринимают фразы на слух, осмысливают их. При необходимости отвечают.

Коммуникативные: уметь отвечать на вопросы, оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: уметь определять практическое значение выполненной деятельности.

Личностные: подведение итога урока, самооценка деятельности и успешности на уроке.

Цель : Формирование бережного отношения к природе.

Развитие творческих способностей детей.

Расширение знаний о природных материалах.

Оборудование : Музыкальный цент, диск «Звуки леса», природные материалы, пластилин, перышки, клей.

Ход занятия

Ребята, давайте представим, что перед нами раскинулось таинственное Лесное царство. Сколько здесь всего! Чувствуешь себя крохотной частицей огромного, вечно изменяющегося мира. Прекрасны не только живые растения. Вглядитесь: вот старый сучок, напоминающий птицу, а из пня, кажется, выглядывает чудище. Попадая в Лесное царство, мы всегда надеемся встретить что-то необыкновенное, загадочное.

Обитатели этого мира самые разные: одни - веселые, смешливые, с удовольствием подставляющие солнышку свои бока, другие – нелюдимые, скрывающиеся под кронами деревьев в самой чаще темного леса. Давайте познакомимся со всеми и внимательно их рассмотрим.

Шишки и желуди – дружные соседи, очень похожие на маленьких человечков. В самой чаще скрываются невероятные, фантастические силуэты корней и коряг, а на земле – множество самых разных веточек, травинок, коры, различных иголочек – хвоинок и других материалов, так необходимых для создания лесной скульптуры. Кажется, будто заколдованные герои живут в каждом причудливо изогнутом корне, сучке или ветке. Нужно только научиться узнавать их. Лес раскрывает перед нами свои секреты, и мы можем продлить при желании жизнь его сказочных жителей. Давайте познакомимся поближе с жителями Лесного царства, пригласим их в нашу мастерскую.

Круглый, зрелый, загорелый

Раз попался на зубок,

Расколоться все не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз – и треснул бок.

При изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки – каждый для работы очень ценен. Заготавливают их путем сбора в лесу и покупая в магазине.

Вот ящик почтовый,

В нем писем не счесть,

И в каждом пушистая елочка есть.

Шишки – плоды хвойных деревьев – прекрасный материал – для объемных игрушек. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Для изделий лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Летом листочками мы зеленеем,

Осенью листья слетят – опустеем.

Знают ответ на вопрос этот детки.

Что под листочками прячется?..

Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей изделий (рук, ног, шеи и т.д.) и для оформления букетов и объемных композиций. Для этого лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Они упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Физминутка : «Ветер дует нам в лицо…».

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с пластилином.

1) Выбери нужный для работы цвет пластилина.

2) Отрежь стекой нужное количество.

3) Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он был мягким.

4) После работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только затем вымой руки с мылом.

Дайте волю своей фантазии и приступайте к созданию лесной скульптуры.

(можно использовать образцы).

Наши работы готовы и мы можем устроить маленькую выставку наших лесных скульптур.

Не торопитесь, пройдет немного времени, и достаточно будет одного взгляда, одного прикосновения, чтобы ожила сказка леса.

Формы и методы внеклассных занятий по предмету «Окружающий мир»

У учителей начальной школы существует определенная методика проведения внеклассных занятий по тематике предмета «Окружающий мир».

Существует три вида внеклассной работы:

индивидуальная,

групповая,

массовая.

При индивидуальной форме работы с отдельными учащимися, интересующимися изучением и познанием природы, учитель проводит беседы, дает советы. Отдельным ребятам рекомендует литературу, привлекает их к проведению опытов, помогает оформлять дневники наблюдений, вести первые записи в рабочих тетрадях.

Групповая форма - это работа с постоянной группой учащихся (кружки, клубы), интересующихся природоведением в течение определенного времени (год - два).

Массовые формы работы - это привлечение ребят на праздники, сборы, устные журналы; беседы, работа с природоведческой литературой и др.

Их характерной особенностью является общественно полезная направленность, огромное воспитательное воздействие, участие большого числа учащихся.

Примером тому может служить ежегодно проводимый в Подмосковье «Праздник леса», в котором принимают участие десятки тысяч жителей Москвы и Подмосковья. В эти дни высажено уже более миллиона деревьев, восстановлены десятки гектаров подмосковных лесов. На этот праздник приходят семьями. Человек, посадивший дерево, чувствует свою ответственность за него, уже не поднимется рука повредить или сломать дерево.

Перечисленные формы внеклассной работы тесно связаны между собой, они дополняют и совершенствуют друг друга.

Интерес к работе часто возникает при выполнении индивидуальной работы по заданию или рекомендации учителя. Выполнив одно - два задания, учащиеся просят дать им еще работы. И если в классе окажется несколько таких ребят, то они объединятся в кружки или клубы, работают при станциях юннатов.

В свою очередь кружки или клубы могут стать организационными центрами массовых внеклассных мероприятий, так как для их успешного проведения необходимо разнообразная подготовительная работы, вовлечение большого количества учащихся.

Часто бывает так, что после проведения массовых внеклассных мероприятий у учащихся появляется желание продолжить начатую работу, подробней изучить то, что вызвало интерес, то есть массовые мероприятия могут служить толчком для начала групповой или индивидуальной работы.

Выбор конкретной формы внеклассной работы зависит от особенностей класса, общего развития детей, интересов учителя и местных условий.

Внеклассная работа разнообразна не только по организационным формам, по содержанию, методам проведения. Это прежде всего, связано с тем, что содержание внеклассной работы не является постоянным из года в год, так как обязательных единых программ занятий нет, они могут меняться в зависимости от класса, интересов и запросов учащихся, природного окружения школы, условий сезона, наличия помещения и оборудования.

Вот примерный перечень работ, которые выборочно могут быть использованы начальных классов во внеклассной работе:

проведение наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, вызвавшими повышенный интерес учащихся и направленными на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;

экскурсии на природу, краеведческие музеи, ближайшие города, к местам добычи полезных ископаемых, на поля, фермы и др. с последующим оформление собранных материалов;

внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;

проведение опытов и наблюдений за растениями и животными (активно могут проводиться в зимний период), а также наблюдений и опытов на пришкольном участке;

просмотр видеофильмов, доступных в интернете;

проведение праздников, утренников, КВН, устных журналов на природоведческую тематику;

посещение и ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами или зверофермами;

беседы по охране природы, о пользе и значении в жизни человека растений и животных;

обзоры детской научно - популярной литературы;

посильная работа по оборудованию и оформлению классов- кабинетов окружающего мира, краеведческих уголков, музея школы, экспозиций, выставок;

изготовление простейших наглядных пособий из природных материалов, организация выставок работ учащихся;

работа по сбору материалов для выпуска презентаций, альбомов;

обсуждение популярных научных видеопрограмм о природе BBC и других каналов.

Успех внеклассной работы, её результативность будет зависеть от подбора материала к каждому занятию, плана его построения и методики проведения, активного участия учащихся и от того положения, какое будет занимать каждое отдельное занятие в общей системе внеклассной природоведческой работы.

Индивидуальная внеклассная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Она включает в себя конкретные задания отдельным учащимся, проявляющими особый интерес к природе. Это могут быть задания по уходу за растениями в классе или на учебно-опытном участке, работа в кружке «Юный астроном», советов по кормлению птиц зимой, подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов, проведение индивидуальных наблюдений вне школьной программы, постановка простейших опытов дома.

Интерес к внеклассной работе возникает у детей на уроке. Интересный, эмоциональный урок формирует стремление к более глубокому изучению предмета. Возникают многочисленные вопросы, ответы на которые ученики могут получить на различных внеклассных занятиях.

С этой целью учитель даёт задания: провести наблюдения, собрать разнообразный природный материал, подобрать открытки, марки, рисунки по определённым темам, оформить альбомы, а из природных элементов - коллекции, гербарии. С большим увлечением дети занимаются сбором пословиц. Загадок, поговорок, стихов для яр кой характеристики природных явлений.

Важным видом индивидуальной внеклассной работы является чтение дома о природе. Задача учителя - приучить школьников к самостоятельному чтению такой литературы. Ответы на многие вопросы, связанные с жизнью природы, дети находят в замечательных произведениях В. Бианки, Г. Скребницкого, Е. Чарушина, И. Соколова - Никитина, М. Пришвина и многих других детских писателей. Эти авторы раскроют перед учащимися увлекательный мир живой природы, будут способствовать воспитанию бережного отношения и любви к растениям и животным. В этом виде работы организующая роль учителя бесспорна.

Таким образом, в индивидуальной внеклассной работе по окружающему миру необходимо учитывать интересы школьников, объединять их в соответствии с интересами в группе, а затем организовывать групповые и массовые виды вне классной работы.

Индивидуальная работа позволяет каждому найти свое место в общем, деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Групповая внеклассная работа по предмету «Окружающий мир» объединяет в себя учащихся со сходными интересами и склонностями.

Самым распространенным видом групповой внеклассной работы по окружающему миру является организация кружков юных любителей природы (юных натуралистов).

Кружковая работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки. В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми.

В процессе проведенной индивидуальной и массовой внеклассной работы создаются группы учащихся, которые с большим удовольствие выполняют отдельные поручения, например, осуществляют уход за комнатными растениями, ведут работу в живом уголке, ухаживают за растениями на пришкольном участке, де лают наглядные пособия, кормушки для птиц, птичьи домики, оформляют гербарии, коллекции и прочее.

В процессе работы выявляются интересы, определенные склонности детей. Из состава этой группы формируется актив, на который учитель может опираться в своей многогранной работе. Боле прочные группы с едиными задачами могут перерасти в кружки.

Кружок - добровольная организация. Желательно, чтобы кружки юннатов были организованы по параллелям классов: отдельно для учащихся 2-4 классов. Количество членов кружка не должно превышать 15-20 человек, в противном случае ими трудно управлять.

Кружок должен работать по плану, в котором необходимо предусмотреть как общие темы по календарным срокам, так и вытекающие из них групповые и индивидуальные задания членам кружка. В организации работы кружка должны быть учтены индивидуальные возможности и склонности учащихся.

Учитель должен предусмотреть форму отчетности по общей теме, индивидуальным и групповым заданиям.

Исходя из общей темы занятий кружка, можно сформировать следующие темы: «Осень золотая», «Мы готовимся к зиме», «Где зимуют птицы», «Жизнь зимой», «Весна - утро года» и т.п.

Учитель может организовывать внеклассное чтение соответствующей литературы по темам, проведение наблюдений в природе и ведение фенологических дневников, экскурсии, конкурс детского рисунка, весенние посадки растений на территории школы, охрану определенных природных участков, выпуск радиогазет и др.

Заключительная тема работы кружка «Охрана природы», на занятиях которого школьники знакомятся с целым рядом мероприятий по охране природы, а также подводят итоги всей природоохранительной деятельности за год.

В работе кружков можно использовать различные формы и методы наблюдения, опыты, беседы, тематические просмотры кинофильмов, экскурсий, практические работы, обсуждение прочитанных книг, просмотренных мультимедийных материалов и др.

Собранный в ходе работы материал должен быть соответственно оформлен и использоваться в учебном процессе.

Члены кружка обычно являются организаторами и активными участника ми массовых внеклассных мероприятий.

Формы массовой внеклассной работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственно красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей.

Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. К массовым мероприятиям относятся: День леса, День птиц, День Земли, проводы зимы (Масленица,) экскурсии, различного рода утренники, вечера, посещение музеев, зоопарка, ботанического сада, тематические просмотры научно-популярных и художественных фильмов о природе и их обсуждение на читательских конференциях, круглых столах.

Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по предмету «Окружающий мир» занимают натуралистические кампании:

«Неделя леса», «Охрана воды», «Праздник цветов», «Экологическая неделя» и др.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувства приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу.

Вся такого рода подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором необходимо подвести итоги проделанной работы школьников. Все натуралистические кампании должны иметь природоохранительную направленность. Значение массовых мероприятий трудно переоценить.

Во-первых, во время их проведения решаются многочисленные познавательные, воспитательные и развивающие задачи.

Во-вторых, они осуществляются коллективно, а все лучшие черты детей формируются в школьном коллективе. Воспитание через коллектив, воздействие коллектива на отдельных учеников исключительно велико. Оно обеспечивает разнообразные формы воздействия, особенно сильно влияет на эмоциональный подъем всего коллектива. У детей появляется желание принять участие в том или ином мероприятии, например, походе за грибами в начале осени.

В-третьих, каждое массовое мероприятие - это привитие навыков норм по ведения, которые трудно развиваются в обыденной жизни.

Во время массовых мероприятий недисциплинированный ученик считает выполнение правил естественным, не подлежащим обсуждению и сомнению, так как от выполнения задания зависит успех коллективного дела. Таким образом, важнейшее значение массовых внеклассных мероприятий состоит в том, что они являются мощным средством организации детей, способствующим воспитанию ответственности за порученное дело.

Однако в проведении массовых мероприятий имеется много «подводных камней», которые необходимо учесть при их подготовке. Прежде всего, успех массовых мероприятий зависит от глубокой продуманности и умелой организации.

Массовые мероприятия должны быть спланированы на весь четырехлетний срок обучения детей в начальных классах. В плане необходимо указать доли участия класса в каждом мероприятии. Каждое из мероприятий - сложный и многообразный вид работы. Перед ним ставятся определенные учебно-воспитательные задачи.

Много ярких примеров обращения к природе с целью умственного и нравственно-эстетического воспитания дал В.А. Сухомлинский. Его оригинальные уроки в природе с младшими школьниками, являются образными примерами использования природы в целях нравственного обогащения и умственного раз вития учащихся, прекрасно показывают, что, действительно, природа - вечный источник мысли и добрых чувств детей. Для развития у школьников интереса к природному миру, для сопереживания и размышления, В.А. Сухомлинский использовал сказки, которые писал сам, а также приобщал детей к этой деятельности. Он писал: «Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок по знает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

Поскольку экскурсия является составной часть системы занятий на воздухе, проводят их в группах продленного дня один раз в неделю продолжительностью 2-2,5 часа и протяженность маршрута 2-3 км.

На экскурсиях преобладает двигательная и игровая деятельность учащихся, а в некоторых случаях используется и их трудовая деятельность.

Каждая экскурсия складывается из трех основных этапов: подготовка, ведение и закрепление.

Успех любой экскурсии в значительной мере зависит от организационной подготовки учителя и учащихся. Заранее необходимо сделать следующее:

Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально проблемно, что позволит сразу заинтересовать учащихся. Напри мер, «Что в лесу растет и кто в лесу живет?», «Аптека в лесу», «Дары леса», «Зимний лес полон чудес», «Путешествие письма» и др.

Определить цель, задачи и составить предварительный план.

Выбрав место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности учащихся.

Спланировать организационный формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения, сбор природного материала), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

Продумать, к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как ценить их воспитанность и дисциплинированность.

Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.

Предварительно с детьми проводится беседа, на которой сообщается тема и цель экскурсии. Оговаривается, что надо с собой взять, как одеться, полезно познакомить учащихся с памяткой поведения в природе. Отдельные учащиеся готовят задания: приготовить сообщение, выучить загадки, стихи, организовать историку, провести игру и пр.

Каждая экскурсия начинается с построения - это хорошо дисциплинирует детей. Проверив по списку общее количество учащихся, обратить внимание на их одежду и обувь. К месту экскурсии дети идут колонной по два человека с направляющим впереди и замыкающим позади.

При проведении природоведческих экскурсий ведущим методом становится наблюдение объектов, предметов, явлений и руководящее слово учителя.

В ходе экскурсии необходимо постоянно обогащать внимание детей на красоту окружающей природы, подчеркивать необходимость бережного от ношения к ней. Все явления природы рассматриваются в тесной взаимосвязи и развитии, что помогает заложить у учащихся ростки экологического воспитания. Более эмоциональному восприятию способствует чтение стихов.

Подведение итогов экскурсии проводится обычно в виде обобщающей беседы. Это необходимо для того, чтобы ребята правильно истолковали отдельные явления природы. Поэтому при закреплении материала учитель отвечает на все вопросы детей, выясняет, все ли дети правильно восприняли материал. Закрепление экскурсии будет продолжаться на следующих внеклассных занятиях в виде небольших сообщений, демонстрации рисунков, поделок, коллекций, альбомов викторин.

Новое на сайте

>

Самое популярное