Домой Виноград Основатель византийской империи константин великий. «Деяния» Аммиана Марцеллина как источник по истории поздней Римской империи Ютуб деяния империи

Основатель византийской империи константин великий. «Деяния» Аммиана Марцеллина как источник по истории поздней Римской империи Ютуб деяния империи

Цель мировой пропаганды, объединенной с "нашей демократической", - достичь негативного восприятия такого понятия, как империя, применительно к нашему Отечеству, по-видимому, увенчалось успехом. Картавая пресса и мыслящие ее категориями граждане продолжают усваивать и развивать броский термин "империя зла".

Вот и у молодого, симпатичного мне автора А.В. Цыганкова появилось философское: "... логическое завершение империи - мировое господство". Между тем, это верно лишь наполовину; полностью применимо к одной единственной стране - США, и звучит абсурдно в контексте о нашей Родине.

Когда изощрялись в обличении СССР, понятие империи приклеивалось, сообразуясь с прошлым истории человечества. "Все империи неминуемо должны погибнуть" - и перечисляли Римскую, Александра Македонского, империю Персов и прочее; по законам логики нам подобрали место в этом же ряду.

Меж тем, причины создания тех империй, их падения - всего лишь страницы в истории человечества и не имеют к настоящему времени никакого отношения. Сейчас и другое определение империи, и иные разновидности империй, и различные цели, преследуемые ими. Два типа империй, как антиподы со строго противоположной сущностью. Как два здоровых мужика: один печется о своей семье, обустраивает свой домашний очаг, приобретает друзей-соседей, трудится; другой - накачал бицепсы и промышляет рэкетом, клеветой, подкупом, угрозами, грабит мир с помощью всеобъятных и ненасытных банков и компаний.

Второй мужик в точности напоминает Америку. Давайте, хотя бы бегло, воскресим в памяти ее имперские черты (правильнее сказать - имперскую морду), дабы убедиться в этом. К такой империи "логическое завершение", как конечный продукт, абсолютно справедливо.

Об участи индейцев во времена колонизации сказано предостаточно. И все-таки: из 2 млн. их к завершению колонизации осталось несколько сотен тысяч. Зверства идентичны фашистским: беспощадное уничтожение, травля собаками, сожжение деревень, уничтожение посевов, надругательства. Гуманность наличествовала только в порядке дискуссии: "убивать всех подряд или все-таки оставлять женщин - пригодятся для увеселений". Сколько было наименований индейских племен! Что с ними стало? И после всего этого Америке хватает наглости изобретать "закон о покоренных народах", живущих в СССР.

США свою территорию с 1776 по 1900 г. увеличили в 10 раз. Особенно поживились за счет Мексики: в 1845 г. присоединили мексиканский штат Техас, в 1848 г. продиктовали чудовищный договор (как результат Американо-мексиканской войны 1846-1848 гг.), по которому к США переходит почти половина территории Мексики. Алчность безгранична: угрожая войной, вновь в 1853 г. (так называемый договор Гадедена) прихватывают 140 тыс. км2 мексиканской земли.

Планы аннексии предусматривали полное покорение Мексики; сценарий обычный: "... на Мексику и мексиканский народ (возлагается) ответственность за все насильственные действия, которые угрожают жизни американцев и наносят ущерб американской собственности или их капиталовложениям ". (Такую же угрозу жизни евреев (родственники!) спустя 150 лет США отыскали почему-то в Ираке.)

Используя стремление латиноамериканских стран к освобождению от колониальной зависимости Испании, американцы стали культивировать тезис о "единстве интересов" всех государств Западного полушария, использовали теорию панамериканизма, и, повоевав с Испанией, установили полную политическую и экономическую гегемонию США в Латинской Америке.

Под надуманным предлогом защиты собственности или ликвидации беспорядков вторгались (1880-1890 гг.) на территории Чили, Колумбии, Бразилии, Аргентины, Мексики, Никарагуа и других стран Южной Америки.

Доктрина Р. Олни предусматривала единоличный и абсолютный контроль над территорией Южной Америки: "В настоящее время Соединенные Штаты практически являются сувереном на этом континенте и их воля - закон ...".

Особенно недружелюбно этот закон обошелся с Колумбией. Возжелали США единолично контролировать и получать мзду с Панамского канала, и колумбийцы не смогли ничего поделать с этим нахалом. США откололи узкую полоску колумбийской земли, создали "независимое" государство Панама, посадили послушную власть и приступили к грабежу .

Спустя три четверти века теперь уже "независимая" Панама пытается заявить о сотворенной несправедливости - пересмотреть договор от 1903 г. И каков результат? "Новые соглашения были выгодны, прежде всего, Соединенным Штатам..., они поставили нас в еще большую, чем раньше, зависимость от Вашингтона. В договоре от 1903 г., по крайней мере, имелось хоть упоминание о суверенитете Панамы. А соглашения 1977 г. фактически предоставляют Соединенным Штатам право вмешиваться во внутренние дела Панамы, даже не спрашивая нашего разрешения " (адвокат Марио Галиндо).

Под предлогом освобождения от Испанского владычества прихватили остров Гуам, Филиппинские острова, Пуэрто-Рико, Кубу. (А на каком основании до сих пор удерживается база Гуантанамо на кубинской земле?)

США не менее 20 раз вторгались на Гаити (Порт-о-Пренс) для "борьбы с беспорядками" и 6 раз осуществляли открытую агрессию. (Сейчас у них идея-фикс - ввести войска в Россию для охраны атомных объектов, некая вариация прежних трюков о беспорядках ).

А 14 островов архипелага Самоа, а Гондурас, а Доминиканская республика, Корея, Япония, Китай, Турция (к последней у США особые симпатии: "Из всех существующих государств, охотнее всего я бы стер с лица земли Испанию и Турцию " (Т. Рузвельт ).

Да и мы, как помнится, не приглашали (в 1918 г.) американцев ни в Мурманск, ни в Архангельск, ни на Дальний Восток . ("Если этот крах... задержать лет на 25, то мы успели бы американизировать Сибирь и это стало бы единственным делом, достойным американских капиталовложений ". (Генри Адамс, из докладной записки в Сенат).

Как видим, факты свидетельствуют о безусловном следовании теориям, составляющим суть американской империи. "Исключительность " американской империи (по Дж. Стронгу) заключается в том, что она, "развив в себе... агрессивные черты, двинется по всей земле ". "Новый Ханаан", "земля обетованная", "новая нация", которой (по Дж. Барджессу) надлежит не только ответить на призыв отсталых народов о помощи и руководстве, но также и заставить эти народы подчиниться, применив, если потребуется, любые средства ".

И эта страна - воистину "исчадие ада" - посмела мою Родину называть "империей зла"! "С больной головы на здоровую" - слишком поверхностное отражение произошедшего.

Деяния этого государства-преступника не уместить в пухлые, многотомные труды.

Гитлеру, чтобы все это натворить, потребовалось бы лет 500-700. Не десятки, а сотни тысяч жизней стоило "вмешательство" ЦРУ в дела Греции и Италии. В Индонезии жертвы исчисляются в три миллиона. По моей скромной щедрости, эту империю "исчадие ада" следует раз 16 судить Нюрнбергским процессом. За один только Вьетнам ее стоит дважды усадить на скамью подсудимых , столько же за атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки. Да только за бесчеловечное убийство 400 детей и женщин в Ираке, за гибель 1,3 млн. иракцев Америка достойна презрения и наказания.

История вопиет! Но несмотря ни на что, злобные хулители моего Отечества продолжают облекать нас в тогу "империи зла". Да листали ли они когда-нибудь историю, не говоря уж о том, изучали ли?

Что же вы, "правдолюбы"-демократы, не скулите об этом чудище , разметавшем военные базы по всей земле и держащем ее под страхом, опутавшем весь мир цэрэушной сетью, грабящем народы с помощью банков, ТНК, займов и валютных фондов, навязывающих народам лукаво-подлые договоры, чтобы диктовать свою волю.

Ткни пальцем в карту, и тотчас услышишь о "национальных интересах" Америки в этой точке планеты. Меж тем, стоит только России заикнуться о ее территориальном ограблении, как тут же: караул! Империя!

Возможно - это крайности, может быть, нам выгодно сгустить краски? Что ж, обратимся к самой цивильной, галантной, этакой невинной девственнице - таков, по крайней мере, имидж современной Франции.

Индокитай, Африка, походы Наполеона по Европе - все сдано в Книгу Забвения. Но давайте хотя бы крупными мазками напомним, с какой целью имперская Франция галопировала по миру, какое варварство ею совершалось, какие экономико-политические цели преследовались.

Речь Жюля Ферри в палате депутатов 28 июля 1885 г.: "... наша колониальная политика колониальной экспансии основана на определенной системе... Для богатых стран колонии являются наиболее выгодным местом помещения капиталов. ... Но, господа, имеется другая, еще более значительная сторона этого вопроса, много важнее той, которой я только что коснулся. Для стран, вынужденных... широко экспортировать свои товары, колониальный вопрос является вопросом о рынках сбыта. ... приобретение колоний означает получение рынка сбыта... Где есть господство политическое, ... там есть господство экономическое (и наоборот - А.Д.). ... политика колониальной экспансии... привела нас в Сайгон, в Кохинхину, ... в Тунис, ... на Мадагаскар - эта политика вдохновляется истиной "".

До чего современные мысли, не правда ли!?

А вот как происходила эта экспансия. Из дневника французского офицера (о штурме города Сикасо в Западной Африке) в 1898 г.: "После осады штурм. ... Отдается приказ грабить . Всех захватывают или убивают... Полковник приступает к дележу добычи. Сначала он сам отмечал в записной книжке, потом отказался... Делили со спорами и дракой. Затем в путь! Каждый европеец получил по женщине на выбор... Обратно шли переходами по 40 км вместе с пленными. Детей и всех тех, кто выбился из сил, прикончили ударами прикладов и штыков. "

И снова тот же вопрос: отыщется ли подобное варварство в истории моей Империи? Наоборот, история ее экспансии полна гуманизма. Сколько ею отдано сил среднеазиатским народам. Из кочевого состояния их за ручку привели в современность: наука, образование, здравоохранение и т.д., современный литературный язык (например, киргизский). Спасибо, отблагодарили.

Жаждущие поставить нас в один ряд со всеми империями наиболее часто упрекают Кавказом. Мол, гуманность имперской политики здесь совершенно сомнительна. Да, война есть война. Сначала причины (одна из многих), но словами авторов "Истории XIX в." Лависса и Рамбо, у которых из всех 8 томов не очень-то выудишь симпатии к России:"... горцы жили тем, что в их обычае было совершать набеги на равнину, причем они забирали скот, хлеб и жителей, за которых требовали выкуп ."

(Убедительная характеристика демократии: мы возвратились назад без малого на пару сотен лет.)

Вражда перерастала в войну, а что потом? А потом естественный процесс цивилизации. Самым недолюбливаемым полководцем на Кавказе является генерал А.П. Ермолов, потому и следует напомнить о его "полководческой" деятельности.

"Одобряю хлебопашество, дабы приохотить жителей к жизни постоянной.. ."

"Представляю об учреждении небольшой военной школы, наподобие наших губернских военных училищ.. .".

С помощью субсидий из казны дает возможность грузинским крестьянам выкупить землю, ранее скупленную кредиторами за бесценок. Появляются новые газеты, новые учебные заведения. А.П. Ермолов самолично следит за ходом учебного процесса, формирует библиотеки, выписывает для них книги из России. Начат перевод огромного "Уложения" царя Вахтанга VI. Упорядочивает судопроизводство, ликвидирует произвол, организует дорожное строительство, перестраивает Тифлис (центр города отстраивается в духе современной европейской архитектуры), разбивает сады и скверы.

"Здесь в ханствах шелковичные заведения начинают быть в хорошем состоянии ", и т.д., и т.п. (Изл. по О.М. Михайлову.)

Такова экспансия Российской Империи и деяния ее наместника; созидательная деятельность забыта , культивируется неуважение, муссируется только негатив.

Конечно же "разложить по полочкам" более-менее исчерпывающую историю всех империй - многотомный труд, но и сказанного достаточно, чтобы видеть нашу непохожесть ни на какую другую империю.

Особый тип империи: "Государство русское существует уже тысячу лет; оно обширно, людно, богато и занимает одно из первых мест в свете по своему могуществу, почему его называют еще Империей ". (Элементарная География. Петроград. 1912 г.) Царские историки формулировали просто, как по энциклопедическому определению: лат. Imperium - власть, государство. Изучение истории государств Европы, знание истинного их "дружелюбия", тайн проводимой ими политики убеждают в справедливости имперских мотивов наших царей ("У России единственные друзья ее Армия и Флот ") и обоснованность строительства империи И.В. Сталиным.

Кстати, им дана прекрасная характеристика империй первого типа. И хотя его высказывания об империализме даны в экономическом плане, тем не менее, они исчерпывающе характеризуют их политическую суть.

"... необходимость получения максимальных прибылей толкает монополистический капитализм (империализм - А.Д.) на такие рискованные шаги, как закабаление и систематическое ограбление колоний и других отсталых стран, организация новых войн , являющихся для воротил современного капитализма лучшим "бизнесом" для извлечения максимальных прибылей, наконец, попытки завоевания мирового экономического (а вместе с ним и политического - А.Д.) господства " (И.В. Сталин. "Экономические проблемы социализма в СССР", 1952, с.39).

Определение на века. (Как видим, ничего не изменилось, только дополнилось. Помните 5 ленинских признаков империализма? Последним, пятым был: вывоз капитала в отличие от вывоза товаров. Современный империализм пополнился многими чертами, самыми губительными из которых для нас являются:

Вывоз высокоточных технологий и уничтожение наукоемких производств,
-вывоз интеллекта и создание условий, приводящих к невозможности воссоздания интеллектуального потенциала нации в будущем .)

Министерство образования РФ

Псковский государственный

педагогический институт имени С.М.Кирова

Кафедра всеобщей истории

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Деяния» Аммиана Марцеллина

как источник по истории

поздней Римской империи

Пикалев Павел Аркадьевич

студент V курса

исторического факультета

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры всеобщей истории

Дмитриев В.А.

Введение

Глава I. Аммиан Марцеллин как последний представитель античной историографии.

Глава II. Аммиан о нравственности в Римской империи.

Глава III. «Деяния» Аммиана как источник сведений о народах древнего мира.

Глава IV. Аммиан Марцеллин как военный историк.

Заключение.

Приложения.

Источники и литература.


Введение.

Аммиан Марцеллин – один из крупнейших писателей поздней античности. Он занимает виднейшее место среди историков Древнего Рима. Им написан большой труд по истории Римского государства, состоящий из 31-й книги. Первые 13 книг, где содержалось писание римской истории, начиная от времени правления Нервы, до нас не дошли. 14-я книга повествует уже о событиях IV века н.э. начиная с 353 года. В последней, 31-й, книге изложение событий доведено до 378 года, т.е до битвы под Адрианаполем. Мы видим, что периоду в 257 лет (96-353 годы) автор посвятил 13 книг своего труда, а периоду в 25 лет (353-378 годы) – остальные 18 книг. Такая неравномерность расположения материала объясняется, видимо, тем, что, начиная с 353 года, Аммиан описывает события, участником или, по крайней мере, современником он был сам; при этом его труд, по сути дела, приближается к мемуарам. Правда, существует и другая точка зрения. Представляется вполне возможным, что изложение периода 96-353 годов находится в каком-либо другом, не дошедшем до нас, труде Аммиана, продолжением которого является известная нам “История”. Так ли это, мы узнаем в ближайшее время, если вообще когда-либо узнаем.

Какова же судьба исторического произведения этого, без сомнения, одного из самых выдающихся историков Рима IV века? При жизни он испытал радость признания его труда в кругах образованного языческого общества Рима. Как свидетельствует его друг Либаний, уже в 391 году Аммиан читал первые книги своего сочинения в Риме.1 Успех книги Аммиана в кружке внешней языческой аристократии Рима объясняется тем, что общая идейно-политическая направленность исторического труда импонировала этой части римской сенаторской знати. Воспевание Рима и древнеримских добродетелей, идеализация деятельности языческого императора Юлиана, критика христианских государей, - всё это импонировало последним представителям старых римских аристократических рядов. Однако после смерти автора судьба его сочинения оказалась достаточно печальной. В средние века Римский патриотизм, а особенно восхваление императора Юлиана Отступника сделали труд недоступным читателю, привели к его забвению. Интерес к Аммиану возродился лишь в эпоху Ренессанса. В середине XV века гуманист Поджо Браччолини обнаружил рукопись «Деяний», уже в XVI произведение многократно переиздавалось. Но всё-таки, он постоянно оставался в тени своих предшестаенников – Тита Ливия, Тацита, Полибия. В это время исследователи более всего ценят чистоту речи и изысканность стиля и, естественно, Аммиан не мог привлечь их внимания. Он казался довольно бледным, тяжеловесным и его язык – грубым. Долгое время считали, что он всего лишь дурно подражает лучшим античным образцам. Изучение Аммиана затруднялось ввиду плохой рукописной традиции его сочинения. Поныне важнейшим манускриптом остаётся найденная Поджо Браччолини Фульдская рукопись. Все остальные рукописи, за исключением Херсфельдской, представляют собой лишь списки с Фульдской и потому не имеют значения для восстановления текста. Предположения, что так называемая рукопись Е (Vatic.Lat.2969) содержит независимую от Фульдской рукописи традицию, оказались необоснованным: эта рукопись была переписана в Риме в 1445 году, целиком следует за Фульдской, а расхождения объясняются правкой переводчика2.

Вопрос о Херсфельской рукописи Аммиана более сложен. О её существовании знал уже Поджо Браччолини, но получить этот манускрипт ему не удалось. В 1533 году Сигизмунд Гелений, ученый, близкий к Эразму Роттердамскому, издал в Базеле текст Аммиана, опираясь частично на предыдущее издание, основанное на Фульдской рукописи, частично – на Херсфельдский манускрипт. Затем рукопись снова исчезла, и лишь в 1875 году были открыты 6 её листов – так называемые Марбургские фрагменты. Судя по этим фрагментам, Херсфельдская рукопись была переписана в IX веке. Существуют разные мнения по поводу её происхождения. Так, Кларк считал, что она восходит к общему с Фульдской архетипу, а Робинсон считал, что она, наоборот, послужила источником для Фульдской рукописи3.

Империя - это территориально обширное, полиэтничное, как правило, монархическое, централизованное государство. Империя обладает следующими признаками:

1. Империя является крупным по территории государством . Империя - это самое большое из всех возможных государственных образований. Империя - это государство - мир. Больше него может быть только одно - совокупное человечество, объединённое в мировое государство. Империя, образно говоря, стремится заполнить собой часть света, стать самодостаточной и независимой. Обычно империя составляется из соединения под одной властью нескольких государств – общин-государств и территориальных государств. Империи являлись грандиозными военными державами.

2. Империя полиэтнúчна , так как в её состав входят множество этносов, народов. Этнос (или этническая общность) - это исторически сложившаяся на определенной территории, природно-географической среде устойчивая совокупность людей, обладающих определенными этническими свойствами: язык, религия, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании. Этнос есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп. Мировая империя объединяет в своём составе территории, населённые разными народами, обеспечивает спокойствие внутри границ и беспрепятственную торговлю между далёкими территориями на протяжённых торговых путях. Всё вместе способствует нормальному экономическому развитию и процветанию государства в виде мировой державы.

Действительно, в древности только на большой территории, подчинявшейся деспотической имперской власти (государство-мир), могла прекратиться вечная война между мелкими государствами, бесконечная цепь возвышений, смены и гибели немногих государств. Империи представляли собой высокоорганизованные государства, сумевшие установить единый и относительно прочный порядок на огромной территории. Задача империи - обеспечение безопасности подданных, предотвращение сговора вассалов, отражение наступления внешних врагов.

Единство империи обеспечивается государственно-образующим этносом, единством правящего класса, обожествлением особы правителя-монарха и централизованным бюрократическим аппаратом управления.

При своей полиэтничности империя всегда опирается на имперский, государственно-образующий этнос. Государственно-образующий этнос - это преобладающий, руководящий этнос, исторически создавший империю и не обязательно составляющий большинство населения империи. Например, персы в Персидской империи, римляне в Римской империи являлись этническим меньшинством.

Создав путём завоеваний империю, имперские этносы со времён римлян считают себя избранным народом, носителями истинной культуры, в распространении которой они видят свою историческую миссию. Идея избранного народа возникает стихийно, подсознательно, но с развитием культуры оформляется в политические учения. Например, наиболее прочная, длительное время существовавшая Римская империя согласно официальной идеологии правила многочисленными провинциями во имя общего блага. Римляне принесли «римский мир», дороги, почты, водопроводы.

3. Империя объединяется централизованной властью, авторитарно управляется из одного центра. Единство империи обеспечивала прежде всего особа правителя-монарха. По убеждению древних языческих народов власть царя как божества является универсальной. Царь властвует не только над подданными, власть его простирается на весь мир. Весь мир принадлежит царю. Отсюда происходит идея универсальной, всемирной монархии.

Империю скреплял централизованный бюрократический аппарат управления. Единство империи обеспечивается единством правящего класса. Правящим классом империи выступала бюрократия государственно-образующего этноса.

Такое обширное государство больше расположено к монархической форме правления. Все империи на древнем Востоке были монархиями.

Но империя может быть и республикой. Например, Римская империя республиканского периода, Французская империя конца XIX в. Республикой является метрополия, а колонии управлялись, как правило, наместниками, назначаемыми из центра. Метрополия – это центральная часть империи, где проживает государственно-образующий этнос. Колония - это территория, резко отличающаяся от метрополии по национальному и религиозному составу населения, принадлежащая к иной культуре, политически управляемая из метрополии и экономически от неё зависимая. Так, в Римской империи метрополией являлась Италия, в которой проживали римляне и родственные им латины, где существовало самоуправление. Провинции – это земли, завоёванные за пределами Италии, управлялись наместниками, назначаемыми из Рима.

Победа империи никогда не бывает окончательной. Рано или поздно очередная империя обязательно разваливается, хотя бы вследствие перенапряжения, ослабления государственнообразующего, имперского этноса.

Возникновение и смена мировых империй на Древнем Востоке

На Древнем Востоке происходила хаотическая борьба мелких государств, возвышение и падение империй. В результате военных завоеваний возникали империи. Эти империи, достигнув расцвета, приходили в упадок, распадались, исчезали, подвергались завоеваниям, уступая место новым империям. На смену одной империи неизменно приходила другая. Мировая история представляет собой соперничество и смену мировых империй.

Первой империей в истории человечества стала Ассирийская империя IX - VII вв. до н.э., а Ассирийское территориальное государство возникло на севере Месопотамии в XIV в до н. э. Ассирийская империя охватывала Переднюю Азию, включая Вавилон и Египет. Затем её сменила Персидская империя, которая была значительно более обширной, чем Ассирийская империя. Она включала в свой состав Египет, Сирию, Малую Азию, Армению, Ассирию, Вавилон, часть Средней Азии и Индии. Эта империя просуществовала около 200 лет в VI-IV вв. до н.э., с 565 г. до н.э. по 330 г. до н.э.

Персидская империя была завоёвана Александром Македонским (334-325 гг. до н.э.). После его смерти империя распалась на несколько царств, так называемые эллинистические монархии, как-то Македония, Египет, Сирия и др. Эллинистические монархии соединяли черты древневосточных обществ и античного (греческого) общества. Эти монархии попали под власть Римской империи. Она просуществовала несколько столетий (I в. до н.э. - V в. до н.э.). Римская империя охватывала не только Древний Восток (кроме Индии, Китая, Парфии (Ирана)), но и античные, средиземноморские территории, почти всю Западную Европу, кроме Германии.

Управление Ассирийской империей

Перед империями, включавшими в свой состав разнородные этносы, стояла непростая задача организации управления завоёванными землями, задача сплочения разных земель и этносов. Первая мировая империя - Ассирúйская была военной державой. Её цари являлись прежде всего военачальниками. Могущество Ассирийской империи основывалось главным образом на сильной военной организации. Покорённые земли превращались в области под начальством царских наместников и с обязательством уплаты определённой дани в царскую казну.

Население завоёванных территорий сотнями тысяч, особенно общинная, служилая и храмовая знать, правящий класс насильственно переселялось в коренную Ассирию и в другие провинции. Тем самым достигалась цель предотвращения восстаний покорённых народов. Этносы в итоге перемешивались, ассимилировались.

Управление Персидской империей

Персидская империя имела более прочную внутреннюю организацию, чем Ассирийская империя. Поэтому она просуществовала около 200 лет с 565 г. до н.э. по 330 г. до н.э. Господствующим этносом империи являлись персы. Они занимали руководящие посты, являлись ядром армии. Персы отличались этнической терпимостью. Они оставляли покорённым народам их язык, религию, обычное право, даже правителей (царей).

Империя разделялась на крупные области - сатрáпии. Во главе их стояли наместники - сатрáпы, назначаемые царём. Для упрочения царской власти и ослабления сатрапов вводилось разделение военной и гражданской власти на местах. Сатрапы обладали только гражданской властью. Они стояли во главе областной администрации, обеспечивали порядок и безопасность, следили за поступлением налогов, осуществляли судебную власть. Военная власть, то есть командование войсками, расположенными в областях, вручалась особым военачальникам. Они не зависели от сатрапов и подчинялись непосредственно царю.

Сатрапы и военачальники были тесно связаны с центральным управлением и находились под постоянным контролем царя и его чиновников. Для контроля за деятельностью сатрапов царь посылал в отдельные сатрапии особых чиновников («уши и око царя»). Они обязывались следить за деятельностью сатрапов и в случае надобности даже могли отстранять их от должности.

Рассмотрим виды преступлений в Древнем Риме , определим особенности каждого из них.

В качестве видов государственных преступлений XII Таблиц и иные источники права называли: измену, выдачу римского гражданина врагу, подстрекательство врага к нападению на римское государство. К тяжким видам преступлениям в Древнем Риме относилось и уклонение от военной службы .

При императоре Сулле реализуется такой состав государственного преступления , как оскорбление его величия. При этом имелось в виду величие римского народа, государства, а вернее самого Суллы.

В период империи начали подстраивать под этот термин самые разные виды деяний против существующего строя: самовольное ведение войны, вооруженные восстания, убийство магистрата, измена, подстрекательство армии к мятежу, подмена государственных документов, заговор с целью убийства членов консистории и сената. Как правило, за подобные виды преступлений в Древнем Риме предусматривалось наказание в виде смертной казни .

Ряд преступлений определялись как преступления против религии . К их числу следует отнести убийство народного трибуна. Оно было нарушением LEX SACRATA, то есть «священного закона ». К этим видам преступлений относили также волшебство и колдовство. Подобным преступлением в Древнем Риме считалось нарушение обета целомудрия весталкой, которое приводило к смертной казни для обоих виновных.

До определенного времени строго наказывалось исповедание христианства . Однако с момента превращения христианства в государственную религию , начали сурово наказывать уже за язычество, вероотступничество и ересь.

К преступлениям против порядка управления в Древнем Риме следует отнести и так называемое AMBITUS , то есть в буквальном смысле происки . Под ними подразумевалось домогательство и занятие определенной должности путем оказания влияния.

Однако получение должности недозволенными способами являлось делом весьма распространенным. Практически ни один магистрат или чиновник не оказывались на своей должности благодаря только дозволенным способам. В Древнем Риме взятка, протекция, угощения и развлечения были привычными средствами для претендентов на различные должности. Законы, которые издавались против подобных явлений, своей цели в большинстве случаев не достигали.

К преступлениям против нравственности , прежде всего, относили прелюбодеяние, под которым понималось нарушение супружеской верности женой. Женщина, которая нарушила верность супругу, теряла путем конфискации половину приданого и треть прочего её имущества, а также отправлялась в ссылку на остров. У её сообщника отбирали половину имущества и также отправляли в ссылку на другой остров.

Заметные качественные изменения в истории уголовного законодательства Древнего Рима связаны с именем Суллы . Его закон 83 года н.э. об убийствах и отравителях предусматривал наказание за изготовление и продажу яда, ношение оружия для убийства или воровства, поджог, а также дачу ложных показаний по делу, которое предполагало смертную казнь. За подобные виды преступлений назначалось наказание в виде ссылки на острова и конфискации имущества .

В Древнем Риме закон предусматривал и такой вид преступления как частное и публичное насилие . Также подлежало наказанию похищение свободных людей либо лишение их свободы .

В 288 году в городе Наиссе на свет появился незаконнорожденный сын Констанция Константин. В детском возрасте он был в качестве заложника отправлен ко двору восточной территории громадной Римской империи.

Константин в 302 году получил ранг первого порядкового трибуна. Спустя три года Максимиан и Диоклетиан отрекаются от престола, Галерий становится цезарем, и по требованию Констанция отправляет к нему его сына.

Но существует и другая историческая версия, что Константин сбежал от Галерия и отыскал в Гезориаке отца, который уже собирался отправиться на битву с шотландцами и пиктами а Британию.

Констанций умирает в Эбораке после одержанной победы. В июле 306 года после этих печальных событий, армия провозглашает Константина августом. Но он обращается к Галерию с просьбой избавить его от этого поста и признать цезарем.

Просьбу Константина удовлетворяют, и он носит титул цезаря в течение года. Будущий император Константин Великий в 310 году участвует в битве против франков.

Когда Максимиан задумал вернуть себе потерянный титул, Константин пленил и казнил его. Чтобы подкрепить законность своего правления на западной территории Римской империи, Константин провозгласил себя потомком императора Клавдия Готика.

После того, как Константин стал полноправным правителем западной и восточной территории Римской империи, было принято решение перенести резиденцию правителей на Восток. Строительство Константинополя началось в 326 году. В 332 году он помогает сарматам в борьбе с готами.

В 335 году император Константин принимает решение о разделении империи между своими тремя сыновьями и двумя племянниками. Аннибалиан, один из племянников, получает во владение царство Понт и титул царя. При всем этом Константин все равно оставляет за собой право верховного правителя. Притязания персидского царя Шапура II на право владения провинциями, завоеванными Диоклетианом, разжигают в 337 году новую войну. В результате того, что Константина неожиданно одолевает болезнь он не в состоянии выйти в поход на неприятеля.

Незадолго до смерти император принимает крещение. Константин скончался 22 мая. Его захоронение находится в Константинополе в церкви Апостолов. Благодаря своим деяниям Константин получил прозвище Великий. Константин, предвидя будущее развития своей империи, большие надежды возлагал на христианство. Он истинно веровал во Христа. Все его сыновья получили христианское образование. Несмотря на это он все же не признал христианство государственной религией и отложил это важное решение то того момента, пока вся власть в империи не перешла бы в его руки.

Новое на сайте

>

Самое популярное