Домой Виноград Стороны семьи лучшая профилактика асоциальности. Неблагополучная семья – неблагополучный ребенок. Влияние семьи на становление ребенка

Стороны семьи лучшая профилактика асоциальности. Неблагополучная семья – неблагополучный ребенок. Влияние семьи на становление ребенка

Социальная работа с асоциальной семьей

По мнению И. В. Гребенникова, сторонника педагогического подхода, основными функциями семьи , являются:

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

Представитель социологического подхода Е.М. Черняк выделяет следующие функции семьи :

духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

психотерапевтическая ;

хозяйственно-экономическая ;

регенеративная ;

сфера первоначального социального контроля ;

рекреативная ;

социально-статусная ;

репродуктивная ;

образовательно-воспитательная .

Функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести функции, которые выявлены у всех трех подходов:

репродуктивная;

воспитательная;

хозяйственно-экономическая;

коммуникативная.

Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и так далее).В зависимости от выполнения или невыполнения своих функций семьи условно можно разделить на два больших блока: нормальная (благополучная) и неблагополучная семья.

Нормальная семья – понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Благополучные семьи также испытывают трудности . Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция и «чрезмерная опека»);

с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Невыполнение семьей части своих функций практически всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья .

В своей работе мы рассмотрим следующие типы неблагополучных семей, представленные С.Г. Шуманом и А.Н. Елизаровым: конфликтные, кризисные, проблемные, асоциальные.

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Асоциальная семья - тип семьи, представляющий собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка. Такая семья опасна для общества своим образом жизни, нормами, правилами, сформированным поведением взрослых и детей. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т. д. Данное определение используется в психологической литературе.

По определению доктора педагогических наук Т.В. Лодкиной, асоциальная семья – это семья, особенностью которой является отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, требованиям, традициям, которые чужды, а порой и враждебны нормальному образу жизни.

С точки зрения социологического подхода асоциальные семьи - это категория семей, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Поведение членов асоциальной семьи может представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам.

Представитель социономического подхода Ю.В. Корчагина дает следующее определение асоциальной семьи – «это семьи с асоциальным и антисоциальным поведением ее членов - алкоголиков, наркоманов, правонарушителей, то есть изначально девиантные семьи с деструктивными взаимоотношениями, в которых нередко на протяжении нескольких поколений наследуются модели нарушенного поведения. Это дезадаптированные семьи , не справляющиеся с возложенными на них функциями; именно в таких семьях проявляются самые тяжелые формы неблагополучия».

В рамках социономического подхода к определению асоциальной семьи мы наблюдаем наличие всех вышеизложенных аспектов: психологического, педагогического и социологического, что в очередной раз указывает намеждисциплинарный характер социальной работы. Определяя асоциальную семью как объект исследования многих наук, следует отметить, что в области социальной работы она занимает одно из первых мест.

Существуют различные группы факторов, влияющих на развитие асоциальности в семье . Например, В.М. Целуйко выделяет три группы причин неблагополучия в семье: во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал; во-вторых, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями; в-третьих, причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

В.Е. Летунова выделяет следующие условия как факторы формирования асоциальной семьи :

медико-биологические факторы:

наследственные причины;

врожденные свойства;

нарушения в психическом и физическом развитии;

условия рождения ребенка;

заболевания матери и ее образ жизни;

социально – экономические:

несовершеннолетние родители;

пример родительской семьи, ведущей аморальный образ жизни;

неприспособленность к жизни в обществе.

Для профессиональной деятельности специалиста социальной работы, наряду с предыдущими классификациями факторов риска, представляет интерес классификация причин асоциальности семей , представленная С.А. Беличевой:

медико-социальные причины : (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);

социально – экономические причины (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);

социально-демографические причины (неполные; многодетные; повторный брак);

социально-психологические причины (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);

криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи).

И. Алексеева выделяет географические факторы , поскольку во многих регионах страны большее количество неблагополучных семей концентрируется в бывших промышленных зонах, для которых характерно наличие общежитий, где проживают люди, не имеющие своего жилья и потерявшие после закрытия предприятия возможность для получения сколько-нибудь оплачиваемой неквалифицированной работы. Значительное место в жизни таких семей занимает злоупотребление алкоголем, которое, снижая ощущение неудовлетворенности своей жизнью, сужает возможности разрешения имеющихся проблем.

Как объект исследования асоциальная семья имеет свои признаки и характеристики . И.А. Кибальченко выделяет основные признаки асоциальной семьи: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; вся жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между ее членами – деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать один или более семейных секретов; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства.

Е.В. Гурова и И.Б. Тимофеева определяют признаки асоциальной семьи , среди которых основными, по их мнению, являются:

пьянство одного или обоих родителей;

асоциальное поведение родителей;

устройство притонов для криминальных и асоциальных элементов;

жестокое обращение с детьми.

Как отмечают исследователи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную и/ или криминальную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.

М.Е. Егорова дополняет характеристики асоциальные семьи следующими признаками :

сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощённостью;

нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в микрорайоне;

проживающие в такой семье дети испытывают различные формы давления :

а) разъединённость и эмоциональное отвержение со стороны родителей;

б) заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например, алкоголизирующейся матери;

в) они соизмеряют своё поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил»;

г) они стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают действенного отпора.

Асоциальные семьи характеризуются дисфункциями практически во всех областях жизнедеятельности. Социально-психологические исследования показывают, что в асоциальных семьях свойственно явное и скрытое отвержение членами семьи друг друга; амбивалентность их взаимного восприятия; априорное отрицание проблем; специфические личностные особенности членов семьи. Ситуация в асоциальной семье всегда нездоровая и нестабильная, вместе с тем, специалисты свидетельствуют о том, что главной особенностью асоциальных семей является насилие, которое окрашивает и предопределяет все характеристики этих семей.

В современном мире кризисы становятся скорее правилом, чем исключением. Каждый день люди узнают о войнах, конфликтах, убийствах и террористических актах. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально не только в отношении взрослых, но и в отношении детей.

Согласно общепринятой точке зрения, условия семейного воспитания в значительной степени предопределяют жизненный путь ребенка. От отношений в семье зависят показатели уровня его развития: умственного, физического, психологического и социального.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное, отмечают, что практически каждую российскую семью по той или иной причине можно отнести к данной категории.

Корчагина Ю.В. выделяет несколько типов неблагополучных семей , в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:

1. Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

2. Аморальные семьи - это семьи, полностью утратившая семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

3. Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Внешне могут быть положительными.

4. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

5. Кризисные семьи - это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).

Что же такое кризис? Кризис определяется в психологии как тяжелое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-нибудь внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни.

В общем, слово «кризис» воспринимается как своего рода предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. (Л.А. Пергаменщик ).

Говоря о кризисных ситуациях, мы обобщаем очень широкий спектр проблем развития ребенка, выделяя в них главное: ребенку плохо, он не справляется с жизненной ситуацией, его эмоциональное состояние неустойчиво, его деятельность мало эффективна, его контакты с другими людьми разрушены или крайне ограничены и так далее...

Кризисная ситуация может быть связана с распадом семьи, резким изменением условий жизни, личной трагедией, пережитым насилием, социальной или природной катастрофой. Ребенок нуждается в помощи!

Психологический кризис может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира.

Кризисы можно условно разделить на три основные группы:

§ Возрастные кризисы (одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис 13-17 лет)

§ Кризисы утраты и разлуки (смерть близкого человека, развод родителей)

§ Травматические кризисы (выделяют травмы, причиненные не другим человеком, а каким-либо стихийным или природным бедствием, и травмы, причиненные людьми, все виды насилия, жестокое обращение, и т.д.)

Проблемы, с которыми сталкиваются российские семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены .

Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений;

Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер.

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, педагог-психолог рассматривает семью как один из основных объектов своей профессиональной деятельности.

Нам часто предлагается выбор одной из двух крайностей: защищать либо «права детей», либо «права родителей». Поиск оптимального соотношения между правами детей и правами родителей представляет собой важнейшую проблему социальной работы, и это соотношение никак не может быть охарактеризовано как две взаимоисключающие крайности.

Система ценностей семейно-ориентированного подхода призвана, по мере возможности, защищать детей от плохого обращения, минимально ограничивая при этом права семей и родителей. Именно этот подход позволяет наиболее эффективно учитывать, поддерживать и сохранять права, как детей, так и их семей .

Ценности семейно-ориентированного подхода к организации работы по защите детей основаны на ценностях социальной работы. К этим ценностям относятся, в частности, следующие: право семьи на самоопределение ; признание и уважение уникальности каждой личности ; а также уважение права членов семьи на то, чтобы жить в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их «корням», их культурному наследию .

Семейно-ориентированный подход педагоги-психологи осуществляют в следующей парадигме:

семья - некая целостность, изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы;

проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений;

циркулярность процессов в семье: если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, но создают видимость стабильности;

проблема в семье обязательно выполняет какую-то функцию.

Куда обратиться за помощью? Где получить квалифицированную консультацию? Смело обращайтесь к школьным психологам по работе с семьёй или по Всероссийскому телефону доверия 8-800-2000-122 Вас услышат и помогут в любое время суток!

По каким же критериям можно определить, что семья благополучна или, точнее, условно адаптирована, к чему специалист, работающий с семьей должен стремиться при выстраивании работы с семьёй?

Существуют признаки здоровой семьи:

Возможность выражать свои чувства.

Каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи.

У каждого члена семьи есть право выбора.

В семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости.

Проявление открытой привязанности членов семьи друг к другу.

Чувство юмора, шутки в общении.

Ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга.

Наличие общих ценностей.

Страница 2

Асоциальная семья. Это семья, где у родителей имеются преступные наклонности. Поэтому рано или поздно ребенок оказывается втянутым в систему преступных манипуляций с их стороны (так как копирует их стереотипы поведения, а в некоторых случаях и мышления). Сначала ребенок учиться оказывать мелкие услуги (например, проникнуть в форточку квартиры, а затем открыть дверь взрослым ворам, постоять в стороне, наблюдая за поведением окружающих, подать сигнал в случае опасности и т.д.). Затем ребенку предлагается самому нарушить закон под присмотром родителей. В случае неподчинения его ждут оскорбления и угрозы лишить возможности ночевать дома.

Привлекая детей к совершению преступлений, родители ограничивают их возможности в получении нормального образования, являются катализаторами нарушений отношений ребенка со сверстниками, в результате чего ребенок попадает в группы с преступной направленностью. Будущее такого ребенка заранее запрограммировано: ничего хорошего в этой жизни его не ждет.

Неблагополучие в перечисленных семьях порождает насилие. Под насилием понимают сознательные или неосознанные деяния, угрожающие благополучию или правам ребенка. Возможно, вам повезет, и вы не увидите, как разъяренный папа отрабатывает силовые приемы на беззащитном ребенке. Возможно, вам повезет, и вы не услышите потоки бранных слов, каких вам и не приходилось слышать из уст женщины, именуемой матерью. Возможно, вам повезет, и вы не почувствуете зловонный запах алкоголя и не увидите "потухшие" от очередной "дозы" глаза. Если вам повезет, то вы этого никогда не увидите. А ребенок годами находится в таком окружении .

Специалисты выделяют следующие формы насилия над детьми:

1) Физическое - это жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию (причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства).

2) Эмоциональное (психическое) - это нарушение психоэмоционального баланса в сторону отрицательных чувств и переживаний. Ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, зато вполне достаточно криков, угроз, насмешек, издевательств, резкой и грубой критики в его адрес, оскорблений и запугиваний, которые приводят к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Подобная жестокость бывает не менее вредной, чем физическая. Такое неуважение родителями чувств, достоинства ребенка названо "душегубством". Оно преднамеренно направлено на подавление у детей чувства радости, любви.

Возникает эмоциональная отчужденность детей, получившая название "синдром аффективной тупости", которая создает основу для хронического психогенного травматизма, нередко вызывающего вторичные аффективные криминальные действия - агрессию, направленную вовне (асоциальное поведение) или на собственную личность (суицид).

Репрессии и давление в любом возрасте имеют 2 последствия: личность либо подавляется, если она слабая, либо у нее рождается протест, который может перерасти в острую форму, если личность сильная. В случае применения к ребенку насилия ему не удается активно защищаться, он испытывает чувство злости, но вынужден его подавлять. Фактически идет аккумуляция злости, которая будет отреагирована позже. Так порождается агрессия детей и другие виды их девиантного (отклоняющегося) поведения.

Став родителями, они тоже будет жестоки к своим детям. Насилие напрямую связано с уровнем правонарушений в детской среде. Это подтверждает увеличение числа преступлений, спряженных с насилием, совершаемых подростками. Специальная же статистика случаев насилия в семье не ведется. О них становится известно тогда, когда ребенок попадает в больницу с тяжелыми травмами или совершает правонарушения.


Другие материалы:

Гендерная социализация в воспитании детей
Проблемы пола вызывали интерес у педагогов и мыслителей прошлого (Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев и др.). Выделяя существенные психические различия представителей мужского и женского пола, они подчеркивали, что пол не есть одна из...

Теории личности – основа практической психологии
Главная цель теории личности – служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету, и для любого человека на пути изменений в сторону психически более здорового поведения. Важность теории в психологическом консульт...

Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста
Конфликт - напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов и стремлений людей и ведущее к борьбе сторон-участников напряжения (28, с.113). Конфликты бывают: между личностями (...


Из книги Н.П. Фетискин, В. В. Козлов «ТРУДНЫЕ ДЕТИ».

Классификация разных типов семей на основании разных признаков, их основные характеристики, необходимые для изучения психолого-педагогических процессов.

Основные характеристики традиционных и девиантных семей.

Молодая семья. Для стабильности молодой семьи опасны два кризисных периода: первичная супружеская адаптация и адаптация к появлению первого ребенка. Приоритетной сферой внимания социаль­ного работника в молодой семье могут быть представления супругов о способах самореализации; репродуктивные установки; круг общения; тип взаимоотношений; лидерство, устройство быта, отдыха и др.

Бездетная или инфертильная семья . В нашей стране около 16% бездетных семей (во всем мире их не более 30%). Обычно без­детными бывают поздние браки (всего 1% всех семей не хотят иметь детей). Социально-психологические опросы показывают, что дело чаще не в нежелании супругов иметь детей, а в невозможности их содержать.

Многодетная семья . Она отличается большой сплоченностью, разводы в таких семьях довольно редки и происходят в основном из-за несостоятельности мужей в материальном обеспечении и воспитании детей, невыполнении семейно-бытовых обязанностей. В этих семьях складывается разновозрастный детский коллектив, берущий на себя многие хозяйственные заботы, во взаимоотношениях проявляется ува­жительное отношение к старшим, их лидерству по возрасту.
Каждая четвертая многодетная семья – неблагополучная. Социологические исследования.

Малодетная семья. К ним относят семьи с 1–2 детьми. Иногда выделяют однодетные семьи. В таких семьях есть благоприятные возможности формирования у детей (и родителей) положительных социально-психологических качеств, адекватных полоролевых типов поведения, ответственности за свои действия и поступки.


Сложная семья. Семей из нескольких поколений (из двух и более брачных пар) становится все меньше. Чаще встречаются такие ее разновидности, как один или оба родителя кого-либо из супругов, супружеская пара и молодая семья. При этом удельный вес молодых пар, проживающих в таких семьях, составляет 75-80%, а число семей среднего возраста в сложных семьях не превышает 20%.
Однако в сложной семье не все так однозначно: много разнообраз­ных проблем таит в себе межпоколенное общение, выбор целесообраз­ных способов воспитания ребенка, ведение домашнего хозяйства и т.п. Нередко проблемы такой этиологии переходят на область супружеских взаимоотношений и создают условия для распада молодой семьи.


Сложная семья – это многоуровневый, многоцелевой и разновоз-растный коллектив близких людей, тем не менее возможны противо­речия во взаимоотношениях кого-либо из супругов и родителей. В такой семье являются нормой высказывания типа: «Мой муж очень хороший», «Моя жена самая лучшая». В благополучных семьях недо­статки обладают свойством обращаться в достоинства: «Он не жадный, а бережливый», «Он не зануда, а заботливый, пунктуальный».


Неблагополучная семья . Такие семьи не способны противостоять воздействию дестабилизирующих вне- и внутрисемейных факторов. К ним относятся: смешанные (как правило) и внебрачные, неполные семьи, проблемные, конфликтные, кризисные, невротические, педаго­гически слабые, дезорганизованные. В таких семьях чаще преобладает культ личных, эгоистичных интересов, сосредоточенность каждого из членов семьи на себе.


Социально-психологические цели неблагополучной семьи обычно сводятся к индивидуальному самоутверждению, достижению соб­ственных эгоистических потребностей, в том числе в избранной сфере деятельности и в будущем своих детей.
Психологическая обстановка в таких семьях способствует по­явлению «трудных» детей (до 90% их имеют отклонения от нормы в поведении).


Проблемы неблагополучных семей самые разнообразные: трудно­сти супружеских взаимоотношений; противоречия во взаимоотношени­ях родителей и детей, подростков; разногласия во взглядах на воспи­тание детей и роли в этом каждого из родителей; гипертрофированные потребности одного или обоих супругов и др. Все это и многое другое создает условия для хронического неблагополучия, семья балансирует на грани распада. Поэтому для социальной работы неблагополучные семьи являются основным объектом.


Смешанная семья или семья повторного брака . Выделяют три типа таких семей:


– женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей, семья состоит из жены, детей жены, мужа и бывшего мужа жены;


– мужчина с детьми женится на женщине без детей: в состав семьи входят муж, дети мужа, жена и бывшая жена мужа;


– оба – и мужчина, и женщина, – заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров: семья состоит из жены, детей жены, бывшего мужа жены, мужа, детей мужа и бывшей жены мужа.


Весьма редко эти люди живут вместе под одной крышей, но в жизни друг друга в той или иной степени присутствуют. Смешанная семья живет и развивается благополучно при условии, если каждый ее член важен и нужен. Многие люди пытаются жить так, будто прежних, разорванных связей не существовало. Но так не бывает: все эти люди в той или иной степени влияют на жизнь семьи. Проблемы возникают тогда, когда они утрачивают общий язык, ссорятся или считают друг друга врагами.


У каждого члена семьи повторного брака была прошлая жизнь, и многое из того, что происходит с ним сегодня, имеет свои корни в прошлом. У них остаются прежние друзья и контакты, в число старых связей входят: свекор и свекровь, тесть и теща, бабушки и дедушки, другие родственники.


Внебрачная семья («конкубинат»). Это существующий длитель­ное время юридически не оформленный союз мужчины и женщины с детьми или без них, а также добрачные устойчивые и продолжительные семейные отношения молодых людей, что может привести к заключе­нию брака или возникновению материнской семьи – внебрачной.
Возраст матерей при внебрачных рождениях имеет два пиковых значения – до 20 и 30–35 лет. Первый отражает снижение возраста начала половой жизни, рост добрачных беременностей, второй – во многом осознанное материнство при отказе от регистрации брачных отношений как со стороны мужчин, так и со стороны женщин.
Социально-психологические цели внебрачной семьи: достижение чувства облегчения и разрешение возникших проблем межличностного общения с противоположным полом; стабильность отношений; стрем­ление «пожить в свое удовольствие» и испытать романтику свободной любви.


Предметно-практическая деятельность такой семьи по содержанию ограниченна, хотя периодически не отличается от обычной семьи. В ней доминируют досуговые формы, а благоустройство носит эпизодический характер, наполнение семейного бюджета нестабильно.


Для семьи присущ замкнутый характер жизнедеятельности. Круг общения ограничен и как бы раздвоен – у каждого свои, устойчивые связи и контакты между их близкими отсутствуют. В этом случае микроокружение «супруга» более открыто для общения. Если решаются основные вопросы жизнедеятельности семьи, то со временем начинает сказываться дискомфорт отношений и статуса каждого из партнеров. Возможен рост общей нервно-эмоциональной напряженности и рас­пад союза.


Неполная семья. Образуется после развода супругов, овдовения, при рождении ребенка женщиной вне брака («материнская» семья) либо при официальном усыновлении (удочерении) ребенка одинокими мужчиной или женщиной.
В подавляющем большинстве (94%) – это материнские семьи без отца; одного ребенка имели в своем составе 69% неполных семей, двух – 25, трех и более – 6%.
Социально-психологические цели неполной семьи: приобретение чувства защищенности и надежности в системе общественных отно­шений; формирование полноценного во всех отношениях ребенка и достижение им жизненных высот, развитого чувства взаимопомощи среди членов семьи; установление взаимопонимания между родителем и ребенком, детьми; оберегание ребенка от воздействия негативных явлений, обусловленных разводом супругов.


«Материнская» семья. Это разновидность неполной семьи, когда женщина рождает (усыновляет) ребенка, не состоя в браке. Основными факторами, оказывающими воздействие на психологию семьи, являют­ся: наличие второго родителя и характер отношений с ним, отношение родителей матери к внебрачному ребенку и самой матери к нему.


Более 78% матерей-одиночек характеризуют свое материальное положение как неудовлетворительное, 20% из них не получают посо­бия, около 60% не имеют отдельного жилья, а 20% вынуждены жить в общежитии. Почти 30% таких женщин испытывают на себе негативное отношение со стороны своих родственников и сотрудников, из-за чего имеют место конфликты на работе. Нередки случаи отказов матерей-одиночек от ребенка. В целом по России 35% женщин-отказниц рожают в результате внебрачных связей (более 50% отказниц в возрасте до 25 лет, около 30% – 30–50 лет и 8% – несовершеннолетние). Причем до 70% отказниц ведут асоциальный образ жизни и злоупотребляют алкоголем, половина из них жестоко обращаются со своими детьми.


Неполная семья как следствие развода. На каждую 1000 заре­гистрированных браков, как свидетельствуют данные Госкомстата, приходится 665,5 развода. В настоящее время 38% браков распадаются еще до истечения первых пяти лет супружеской жизни. На одну разво­дящуюся пару среднее число детей составляет 0,88. В целом по России за год число детей, оставшихся без одного из родителей в результате развода, составляет 588,1 тыс., в то время как число ежегодных рож­дений составляет 1 325 тыс. человек.
Развод и распад семьи травмируют психику ребенка, из-за этого не­редко нарушаются взаимоотношения матери и ребенка. Успеваемость таких детей в школе ниже, чем детей из полных семей, они сравни­тельно мало читают, большую часть времени проводят вне дома. Около половины правонарушителей среди несовершеннолетних живут в не­полных семьях. Многие психологи считают, что разводы передаются по наследству: ребенок, выросший в неполной семье, усваивает нега­тивные черты поведения и манеры отношения к противоположному полу. Впоследствии он не может сохранить свою семью.


Неполная семья, возникшая в результате овдовения. Потеря спутника жизни переживается часто как катастрофа, человек на не­которое время теряет всякий смысл жизни, что болезненно сказывается на ребенке. Его круг общения постепенно ограничивается рамками микроокружения родителя. Абсолютизируется прежняя жизнь, обо­жествляется умерший супруг или супруга, и все живущие надолго блекнут перед этими стереотипами. Восстановление социальной актив­ности членов такой семьи своими силами довольно затруднительно.


Неполная семья при официальном усыновлении (удочерении).
Характерной особенностью такой семьи является повышенный ин­терес к жизни как следствие альтруистской направленности родителя. Среди женщин, длительное время стремившихся приобрести, таким образом, ребенка, может развиться ряд психогенных отклонений типа «чрезмерная опека» или «фобия утраты» ребенка. Однако скоро на смену им приходят устойчивые родительские чувства.


Дистантная семья. Жизнь в ней проходит для каждого из супру­гов отдельно из-за специфики профессии одного или обоих брачных партнеров (моряки, полярники, геологи, нефтяники, военные, артисты, спортсмены, бортпроводники поездов дальнего следования и др.). Число таких семей достигает 4–6% от общего количества.
Социально-психологические цели дистантных семей сосредоточены на обретении чувства стабильности и целостности семьи; устранении тягостного состояния расставания и ожидания встречи; стремлении заняться воспитанием ребенка и поднять свой авторитет в его гла­зах; исключить возможные расхождения жизненных установок и ценностных ориентаций супругов и детей. В таких семьях возникают проблемы воспитания и развития детей, поскольку этим занимается один из супругов (чаще мать). Среди супругов нередки споры о мето­дах воспитания детей и причинах их девиантного поведения, если оно наличествует.


Разнородная семья (социально-гетерогенная). В ней супруги имеют разный уровень образования и профессиональной ориентации. Количество таких семей достигает 38% и имеет тенденцию к увеличе­нию. В таких браках взаимоотношениям супругов присуща конфликт­ность: нет общих интересов, взглядов, установок, нет единства миро­воззрения. Повышенный нервно-эмоциональный фон члены семьи принимают за норму.
Каждый из супругов имеет свое микроокружение, интересы которо­го пересекаются редко. Взаимоотношения родителей и молодых часто натянуты из-за авторитарного типа общения и его педагогической на­правленности. К интегрирующим условиям таких семей можно отнести создание интеллектуально однородного микроокружения; сохранение личного достоинства супругов и равенства их социальных ролей.


Межнациональная семья. Такие семьи возникают преимуще­ственно в нестандартных обстоятельствах, на их формирование значи­тельное влияние оказывают этнографические особенности социума. Это наиболее тревожный тип семей с повышенным нервно-эмоциональным фоном взаимоотношений. Если успешно преодолены первые годы се­мейной жизни, то эти браки обычно становятся устойчивыми, так как создавались по любви.
Социально-психологические цели межнациональной семьи состоят в достижении социально-психологической (национально-психологической) совместимости супругов; интеграции лучших тради­ций, культуры различных наций в личных качествах детей; обретении чувства гармонии и комфортности жизнедеятельности в национальном социуме; развитии способности взаимозащиты супругов в своей на­циональной среде.
Актуальными для социальной работы проблемами межнацио­нальной семьи являются: совместимость национальных, религиозных ценностей и установок; отношение супругов к традициям, нравам и обычаям нации своего избранника (избранницы); приобщение детей к национальной культуре, двуязычие детей; взаимоотношения супругов с национальным микроокружением партнера; выбор детьми нацио­нальной принадлежности одного из родителей и др.


Как видим, разновидность и тип семьи имеют присущую ей психолого-педагогическую характеристику. Причем каждая семья в процессе своей жизнедеятельности неизбежно видоизменяет свое место в классификации семей, а следовательно, изменяются и параметры ее психолого-педагогического обеспечения.


Некоторые авторы семейную дифференциацию увязывают как с функциональными, так и психологическими критериями. В этом слу­чае характеристики семей включают показатели конфликтности или гармоничности отношений родителей к детям, родительской асоциаль­ности, готовности родителей к сохранению семьи, сохранности детей в семье.

С учетом этих критериев выделяются следующие типы семей:

Благополучная семья характеризуется здоровыми взаимоотношениями между родителями и детьми, предполагающими ува­жительное и бережное отношение друг к другу. Благополучная семья определяется не отсутствием в ее жизнеустройстве проблем, а консоли­дацией в их решении. При этом признаются и решаются все имеющиеся проблемы как в целом семьи, так и отдельных ее членов. В благополучной семье поощряется не только свобода мыслей, чувств, творчества, но, что самое важное, – ответственность. Ее членов отличает эмоциональная и физическая близость.

Благополучная семья – это семья, выработавшая свою «персональную среду», позволяющую ей позитивно развиваться и растить детей, вследствие чего имеющие место в такой семье конфликты не приводят к тяжелым последствиям. Благополучную семью отличают собственные традиции, ритуалы, что разнообразит жизнь семьи, улуч­шает психологический климат, настраивает ее членов на «семейное долголетие».

Конфликтная семья определяется тем, что отношения между родителями и детьми нестабильны, вследствие чего члены семьи не способны последовательно, аргументированно противостоять деструк­тивным влияниям социума. В этих семьях есть основание говорить об эгоистичности ее членов по отношению друг к другу и преобладании личных интересов и ориентации перед семейными. Своеобразен стиль общения между членами семьи – невыдержанность, стихийность реак­ций. В отдельных случаях есть основание говорить о психологической несовместимости членов таких семей. Проблемы в этих семьях связаны с разногласиями во взглядах на воспитание детей, с противоречиями в точках зрения на позицию материального обеспечения семьи или ее отдельных членов, получения образования и др.


Кризисная семья находится в ситуации, требующей немедлен­ного и экстренного вмешательства извне (психическое расстройство родителей, аффективное состояние: запой, агрессия и т. д.), так как сама семья, в большинстве случаев пребывая в состоянии стресса, не может стабилизировать создавшееся положение и принять решение.

Круг общения такой семьи ограничен, что затрудняет получение информации о положении дел в семье. Эмоциональная близость членов семей отсутствует, создавшаяся ситуация сопровождается периодическим уходом детей из семьи на непродолжительное время. Следствием этого довольно часто выступает поспешное и потому не всегда оправданное решение о лишении родителей (или одного из них) родительских прав, ребенка – семьи, хотя, как показывает практика, в большинстве случаев есть все основания к принятию действенных мер (лечение родителей, временный вывод ребенка из семьи).

Функционально несостоятельная семья – семья, не выпол­няющая или значительно сократившая выполнение основных своих семейных функций. К ним мы в первую очередь относим те, которые имеют непосредственное отношение к взаимодействию родителей и детей, а именно:


●функция жизнеобеспечения (в т.ч. принятая в большинстве клас­сификаций хозяйственно-бытовая функция) – удовлетворение жизненноважных потребностей членов семьи (в первую очередь не имеющих возможности удовлетворять их самостоятельно) – в пропитании, одежде, в предоставлении крова, обеспечении физи­ческой безопасности, в сохранении здоровья, в создании условий для сна, отдыха и бодрствования и др.


●Воспитательная функция (в т.ч. принятые в большинстве класси­фикаций функции первичного социального контроля и духовного общения) – формирование личности ребенка, развитие его ин­теллекта, способностей, умений, навыков и интересов, передача накопленного обществом социального опыта; нравственное и эстетическое развитие; содействие укреплению здоровья и выра­ботке навыков санитарно-гигиенической культуры; обеспечение выполнения социальных норм; удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, духовном обогащении.


●Эмоциональная функция – удовлетворение потребностей в при­нятии, симпатии, уважении, признании, эмоциональной под­держке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабильность, активно содействует сохранению психического здоровья.


Степень нарушения функционирования семьи может варьировать – от сохранности или незначительных нарушений отдельных сторон жизнедея­тельности семьи до частичного и значительного нарушения.
Вследствие невыполнения взрослыми членами семей своих обязан­ностей в функционально несостоятельной семье назревают конфлик­ты во взаимоотношениях родителей (либо одного родителя) и детей.

Функциональную несостоятельность семьи обусловливает не только отсутствие навыков воспитывать, взаимодействовать с детьми, но и социальная несостоятельность родителей (или одного из них), которая формирует у взрослых членов такой семьи чувство неудовлетворен­ности, нарушающее психологический климат семьи, ослабляющее ее воспитательный потенциал.

Подобная ситуация достаточно часто сопровождается на начальном периоде несистематическими уходами ребенка из семьи (сначала – к друзьям, затем – в приютившие его группы на вокзалах, в подворотнях, подвалах) на краткое время, а за­тем продолжительными. Именно в этих семьях наибольший процент беспризорных детей и детей-беглецов. Практика работы с семьями позволяет отметить, что и в функционально несостоятельных, и в кри­зисных семьях родители могут быть уже лишены или только находятся на стадии лишения их родительских прав.

Асоциальная семья . Пребывание детей в асоциальной семье опасно для их жизни и здоровья. Проблемы этих семей, как показывают исследования, носят хронический характер и связаны с аморальным образом жизни: алкоголизмом, проституцией, психическими расстрой­ствами. Родителей из этих семей отличает низкий образовательный уровень, асоциальные и антиобщественные взгляды.

Характеризуя данную группу, целесообразно отметить, что социально-педагогическая поддержка такой семьи в большей степени относится к детям и свя­зана с организацией защиты прав ребенка, между тем как работа с взрослыми членами семей в основном касается правоохранительных органов, системы исполнения наказаний.

Гражданские или «гостевые» семьи. Для начала XXI века наиболее характерными тенденциями развития семьи являются граж­данские («гостевые») браки, независимость супругов и их автономность, нежелание вступления в брак или нежелание юридического оформле­ния отношений даже при наличии совместных детей, снижение цен­ности ребенка в браке и как следствие – ранние уходы детей из семьи

Новое на сайте

>

Самое популярное