Домой Грибы Армянский парень не любит когда девушка. Секс раз месяц и армянская свекровь: откровения россиянок о браке с армянами. Знакомство, или как понять он или не он

Армянский парень не любит когда девушка. Секс раз месяц и армянская свекровь: откровения россиянок о браке с армянами. Знакомство, или как понять он или не он

Малика вышла замуж рано – в 15 лет, так, что даже сама не успела понять, как это получилось. Во время свадьбы ее двоюродного брата, она приглянулась симпатичному парню из соседнего села, и он пришел на родник повидаться с ней. А подруга ее Марем, позавидовавшая тому, что на Малику обратил внимание такой завидный жених, внимательно наблюдала за парочкой чуть в стороне. Вдруг, совершенно неожиданно для всех, она громко закричала: «Куьг лаьцца! Куьг лаьцца!» (Взял руку! Взял руку!), хотя ничего такого не было. Почему она это сделала – так и осталось загадкой. Вероятно, хотела опозорить Малику, но на деле получилось так, что этот невольный «позор» явился причиной того, что статный красавец Шамиль прислал сватов к Малике в тот же вечер. И «опозоренная» Малика вышла за него, думая, что произошло что-то ужасное.

Мужем своим Малика была довольна. Конечно, сельская жизнь – не сахар, но к труду Малика была приучена с раннего детства – и корову подоить, и хлеб испечь – все делалось ею играючи. А муж… любил ее, несмотря на то, что уже 5 лет в браке, она не могла подарить ему детей. Только хлопоты по дому и двору давали ей забыться и забыть на время о своей беде. Но каждый вечер она засыпала со слезами на глазах и мольбой к Аллаху о ребенке.

В тот вечер она молилась особенно истово. Она решила для себя, что если и на этот раз не получится, то не будет мучить больше Шамиля и уйдет в родительский дом. Она предлагала ему уже не раз жениться на другой, но он успокаивал ее, как мог, даже мысли не допуская о второй жене. «Даже если у нас никогда не будет детей, я не женюсь на другой» - горячо убеждал ее он, - «… у нас род большой, ничего страшного, если лично у меня детей не будет. У других есть – и хватит, род Саламовых не закончится на мне».

Но, несмотря на такие его слова, Малика не могла допустить, чтобы ее любимый, дорогой, родной человек остался бездетным. Поэтому она твердо решила для себя – подождет еще месяц – и все, домой…

Аллаh услышал ее молитвы, и через месяц она понесла… Первое время и поверить не могла, и сказать боялась, и сама себе признаться не могла в том, что это случилось. Все прислушивалась к себе, все боялась сказать об этом вслух. И только, когда Шамиль спросил об этом сам, заметив ее немного округлившийся живот, ответила: «Да, кажется, я беременна». Ах, как он кружил ее, как радовался! Какой заботой и вниманием наполнил ее дни! Категорически запретил заниматься тяжелой работой и с нетерпением ждал появления ребенка…

Что было причиной задержки появления детей – непонятно, но с тех пор дети в семье Шамиля и Малики стали появляться каждый год – как из рога изобилия. Их дом наполнился голосами восьмерых сыновей!

Счастью Шамиля и Малики не было предела. В глубине души Малика мечтала о девочке, но даже наедине с собой посетовать не смела, так как очень была благодарна Аллаху за посланное ей счастье!

Старший сынок – Магомед, был самым шаловливым и шебутным. Вероятно, потому, что родители баловали его больше всех, и всем остальным детям внушали, что он – старший, его надо слушать, его надо уважать и почитать. Он поверил в свою исключительность и важность и то и дело «радовал» родителей своими проказами.

Любимым его фокусом было спрятаться где-нибудь надолго и ждать, когда мама начнет его искать. «Мох1мад, к1орни, мичахь ву хьо? Хьавад мамин! Са гатделла са!» (Магомед, крошка, где ты? Беги к маме! Я соскучилась!) - причитала Малика, бегая по двору, заглядывая во все уголки, но Магомед каждый раз находил новое местечко, и ей никогда не удавалось его обнаружить. Помучив ее какое-то время, он с дикими криками выскакивал из укрытия, и они потом вместе долго смеялись…

… На окраине села Гойское, в огромную яму были свалены трупы погибших во время «антитeррoристической операции по захвату бoeвиков» в селе Комсомольское. В этой яме копались несчастные, выискивая среди обезображенных трупов своих близких и родных, таких дорогих и любимых, с которыми были еще вчера…
… Среди всех выделялась немолодая уже женщина, с обвязанным марлей лицом и скорбными глазами в которых отражалась, казалось, вся печаль мира… Она то и дело вытаскивала из кучи трупов кого-то, и приговаривала: «Хараъ са ву!.. Хараъ са ву!.. Хараъ са ву!» (Этот мой, и этот мой, и этот мой…) Стоявшие поодаль женщины сочувственно качали головами и переговариваясь между собой, не веря, что все семь трупов, которые женщина вытащила из свалки, имеют к ней отношение. По их мнению, женщина просто потеряла рассудок и вытаскивала всех подряд.

«Мох1мад, са к1орни, мичахь ву хьо? Са са гатделла!» (Магомед, крошка моя, где ты? Я соскучилась!) - начала причитать женщина, и наблюдавшие за ней точно уверились в том, что она лишилась ума. Кто-то плакал, кто-то, у кого уже слез не осталось, хотел подойти к ней, чтобы увести ее оттуда, и одна из женщин уже двинулась в ее сторону, но стоявший в сторонке пожилой мужчина остановил ее словами: «Оставьте ее. Это наши семь сыновей. Она ищет восьмого». Он не смог сдержать своих слез. В стеснении, отвернувшись, он тихо плакал. Подойти к яме у него не было моральных сил.

«Мох1мад, к1орни, хьа гуч вал, со къаделла!» (Магомед, крошка, выходи, я устала) - повторяла Малика. На лице ее не было ни слезинки…

… В кровавой бойне в селе Комсомольское погибло около 2000 человек местного населения. В том числе старики, женщины и дети…

Год назад в компании друзей познакомилась с молодым человеком. Сначала просто общались как друзья, а недавно стали встречаться. И вот всё бы ничего, чувства взаимные, он предлагает переехать к нему и вообще он полностью соответствует моим представлениям о том, каким должен быть мой молодой человек, именно о таком я мечтала, такого ждала, да только одно но... он армянин. И моя семья, мягко говоря, не приветствует отношения с ним. Общественное мнение опять же, родственники и подруги говорят одно и то же: "Русских, что ли, тебе мало?" Мои доводы абсолютно не приемлют. Как всем объяснить, что дело ведь в первую очередь в человеке? Какая разница, русский он или нет? (Яна, Москва, 23 года)

Яна , Москва, 23 года / 12.12.05

Мнения наших экспертов

  • АЛЕНА:

    Яна, а разве ты обязана кому-то это объяснять, доказывать? Где, в каких уставах и кодексах написано, что ты должна привести веские аргументы в пользу совместной жизни с человеком иной национальности, чтобы получить право на эту самую совместную жизнь? Брось это неблагодарное занятие! Зачем тратить время и силы на попытки изменить чужие стереотипы? Главное, что у тебя их нет. Если любите, то совет вам да любовь. Но лови один совет. Хочешь - кинь в печку, хочешь - прислушайся. Парень твой не просто другой национальности. Он принадлежит народу иной культуры, с отличными от наших представлениями о месте мужчины и женщины в семейной жизни. Поэтому прежде, чем вы начнете совместную жизнь, обязательно обсуди с ним в деталях, как он эту жизнь видит. Какими будут твои обязанности, по его мнению. Что ты будешь должна делать, и на что будешь иметь право. Это очень важно. Примерно месяц назад был вопрос от девушки, вышедшей замуж за араба. Так вот, ее "современный" парень-араб оказался довольно традиционным мужем-арабом и начал навязывать ей роль мусульманской женщины. Смотри, не попади в похожую ситуацию, когда тебе начнут навязывать стиль поведения, традиционный для армянской жены. В свое время у меня была однокурсница. Русская, но большую часть жизни прожившая в Ереване. Очень интересная личность, вместе с одноклассниками-армянами была в отряде добровольцев, участвовавших в спасательных работах в Ленинакане после чудовищного землетрясения 7-го декабря 1988 года в Армении. Сколько я ни старалась, не смогла сейчас вспомнить ни одного негативного отзыва с ее стороны об армянах. Зато помню много позитивного… Мне кажется, что вот эти стереотипы и отношение к тем же армянам как к "чужим" - они появились в последнее время. Словно кто-то из власть имущих специально потихонечку вбивает клин между людьми разных национальностей… А ведь у нас с армянами даже религия одна…

  • СЕРГЕЙ:

    Решать в любом случае только тебе. Это твоя жизнь, а потому ошибки или победы тоже должны быть только твоими. Что же касается ситуации, то, на мой непросвещенный взгляд, налицо ксенофобия. Происходит от греческих слов "ксенос" (незнакомый, иностранный или иностранец) и "фобия" (боязнь). Ксенофобия - это любая постоянная, иррациональная или чрезмерная боязнь (или ненависть) к иностранцам или незнакомцам. Знаешь, твоя ситуация лишний раз показывает, как все мы недалеко ушли от родового строя и как мало мы знаем о своих же соседях. Мы боимся "чужаков", под которыми понимаем всех, кто с востока. Европейцы, даже мусульмане, но по паспорту французы, такой реакции не получают. Причем сегодня большинство из нас, "масквачей", даже объяснить не сможет природу этого страха. Он просто есть и все. Я не буду разглагольствовать на тему "почему?". Ладно? Это долго. В отношении же армян могу сказать только то, что они гораздо ближе к нам, чем многие народы, к которым обычно их относят. В Москве ведь практически нет разделения по этническим признакам. Есть общее название - лицо кавказской национальности. Это почти приговор. А то, что армяне, как и мы - христиане, что культурные и семейные ценности не просто очень схожи, а те же самые, что были у нас в не очень далеком прошлом - не в счет. Единственное, что, пожалуй, их отличает от нас очень сильно - это большее уважение к старшим. Я, по некоторым причинам, довольно часто и тесно общался с армянскими семьями. И лично мне в них никогда не было неуютно. Да, существует гораздо более выраженная подчиненность главе семейства. Да, жена слушается мужа. Да, слово главы семьи - закон. Однако в их культуре, в отличие, скажем, от арабов или даже от нас, мужчина - это действительно добытчик. На нем обеспечение дома. А дом - это жена и дети. Отдельно (что хорошо) стоят отношения с родителями. Это святое, и слово их всегда самое веское. Но! Они обычно мудро молчат. То есть четко распределены обязанности. И, кстати, ни в одном из армянских домов, в которых мне довелось побывать, я не слышал оскорблений. Хм… Пришла вдруг в голову мысль. Если сравнивать наших предков-русских с нами сегодняшними и армянами, то, наверное, армяне гораздо более "русские", чем мы. В общем, решать тебе. Взвесь еще раз все хорошенько и прими решение сама. Отличия в наших культурах есть, но очень незначительные. Кроме того, не знаю почему, но наши братья армяне, столько раз нами обиженные, продолжают считать нас именно братьями, причем старшими. Поэтому обижать тебя вряд ли будут. А вот сможешь ли ты обеспечить мир, покой и благополучие в доме, как это делают армянские женщины? Одним словом - будь я женщиной, за армянина пошел бы. Невзирая на протесты родни. Но это только мое мнение.

Кому-то удается привлечь внимание армянина легко и непринужденно, а кто-то, несмотря на все усилия и попытки, терпит поражение. Итак, постараемся ответить на вопрос: как завоевать любовь армянского мужчины?

Что представляет собой армянский мужчина?

Характер армянского мужчины

Сначала нужно выяснить, а что именно мы знаем об армянских мужчинах?

В наших мыслях прочно поселился образ рокового красавца, обладающего пылким темпераментом и трепетным отношением к женщине. На самом деле армянские мужчины не сильно выделяются среди мужчин других национальностей. Отличает армян резкая смена настроения, ревность, безусловная харизма, верность традициям, почитание семейных связей, трудолюбие. Это основные характеристики, полученные от женщин, проживающих или общающихся с мужчинами этой национальности. Армяне, проживающие в городах России, более социализированы, чем их соотечественники, проживающие на Родине. Но, необходимо помнить, что каждый человек – это индивидуальность и люди армянской национальности не исключение.

Как обратить на себя внимание армянского мужчины?

Прежде чем выяснять, как завоевывать любовь армянского мужчины, нужно уточнить, как можно привлечь его внимание к своей персоне. Неизвестны факты, что армянские мужчины предпочитают определенный тип женщин. Поэтому не имеет смысла перекрашиваться из блондинки в брюнетку, худеть или поправляться. Армянина может привлечь в женщине загадочность, либо наличие изюминки, которая вроде бы и видна, но не разгадана. Этим вы сможете его заинтриговать и вызвать к себе интерес. Если ваша встреча носит случайный характер, и вы хотели бы завязать отношения с этим человеком, ни в коем случае не навязывайтесь ему, постарайтесь ненавязчиво подтолкнуть его к действиям и затем весьма неохотно уступите его просьбе. Ведите себя, как можно более неприступно, это подтолкнет его к дальнейшим действиям, ведь армянские мужчины по сути своей завоеватели. Загадочность, неприступность и ухоженный внешний вид – ваше основное оружие на первом этапе к цели.

Как же завоевать любовь армянина?

Как влюбить армянина

Итак, теперь необходимо закрепить полученный результат и перейти на новую ступень отношений с предметом вашей мечты. Нужно его постараться привязать к себе. Научитесь готовить его любимые блюда и выучите армянский язык, это ему польстит и вам будет гораздо проще общаться с его семьей при дальнейшем знакомстве с родными и близкими. А такое знакомство обязательно состоится. И чтобы ваши отношения стали как можно прочными и долговечными нужно понравиться родителям вашего армянского мужчины. Именно мнение его семьи сыграет решающую роль в ваших отношениях. Какую бы привязанность молодой человек к вам не испытывал, он сможет разорвать с вами отношения, если так решит семья.

Если вы рассчитываете на долгосрочные отношения со своим партнером, то он, безусловно, будет горд, если вы будете знать его корни и разбираться во всех «ветвях» его огромной семьи.

Вам нужно будет показывать вашему партнеру, что именно он играет главную роль в ваших отношениях, но не давайте ему лишать вас собственного мнения. Это вызовет его уважение к вам, и он будет гордиться тем, что независимая во мнении девушка признает его главой в отношениях.

Не стоит проверять его чувства с помощью ревности. Армяне, как правило, очень ревнивы и вас может ожидать в лучшем случае скандал, в худшем – полный разрыв отношений.

Научитесь уважать вашего армянского парня. Демонстрируйте ему свой ум, понимание и восхищение. Армянский мужчина будет гордиться тем, что у него такая умная и понимающая девушка. И главное… Если ваши отношения переросли в серьезные и вы достигли своей начальной цели, выразите свою любовь к нему. Ведь каждому человеку нужно, чтобы его любили.

И в итоге…

Вы приложили массу усилий к тому, чтобы получить любовь армянского мужчины. А что вы получите взамен? Армянские мужчины, как правило, хорошо воспитаны, с ними интересно общаться, они красиво ухаживают и проявляют заботу. Если вы планируете создать с ним семью, то по статистике армяне хорошие мужья, заботливые отцы, которые семью ставят на первом месте. Они уважают жену и ее мнение.

17.08.2013 15:13

То, что в любой ситуации, любой стране, любом обществе армянин лжет, лукавит, кривит душой, известно всем и каждому. То, что для армянина важнее всего не «быть», а «казаться», тоже известно всем. А вот то, что в армянине - лжеце говорит его лживая, фальсифицированная история, украденная у других народов культура и культивированная веками церковная проституция молоденьких армянок, этого как раз многие не знают. Воспитательная установка армян-хайев, фактически сводится к запрету говорить правду, совершать добрые дела, любить и уважать человека, независимо от его национальности.

Сделаю некоторую оговорку. Церковная проституция, который веками и традиционно занимались молоденькие армяночки, - это не мой вывод и не мой вымысел. В мировой научной и художественной литературе этот факт достаточно полно освещен. Великий ученый, на которого частенько ссылаются армянские последователи, - Страбон рассказывает о передаче в храм Анаит армянских рабов и рабынь, при этом подчеркивая, что «это совсем не удивительно». Удивительным же он считает традиции самых богатых представителей армянского народа до замужества отдавать своих дочерей на долгое время в храмы для занятия пресвятой профессией блудницы (Страбон, XI, 14, 16).

К сведению современных армянских идеологов и политиков, подтверждая эту идею армянский ученый А.Периханян еще в 1959 голу писал о том, что в древней истории армянского народа храмовая проституция была своего рода традиционным мероприятием, в котором участвовали все слои общества, начиная со знати, заканчивая слугами. (Периханян А.Г. Храмовые объединения Малой Азии и Армении. М., 1959, стр. 129)

Как видишь, мой дорогой читатель, это не выдумка азербайджанца Амрали Исмаилова, а национальное лицо, визитная карточка армянского народа. Великий Фридрих Энгельс писал, что иеродулы Анаитис в Армении были первыми проститутками. (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. т.21, стр. 69, М., 1961). Другими словами, армяне подарили человечеству проституцию. Это можно считать их «основным вкладом» в мировую цивилизацию.

Другой армянский ученый Капанцян пишет об армянских женщинах, работавших в армянских церквях, которые регулярно продавали свое тело прохожим, путешественникам, купцам, а вырученные деньги передавали на строительство новых церквей. Как свидетельствует Капанцян, позже проституция превратилась в распространенное занятие армянских женщин. Далее он подтверждает, что в Анаитской церкви услуживали также храмовые проституции - иеродулы. (См. Капанцян Г.А. Хайаса - колыбель армян. Ер., 1947, стр. 86)

Но самую убийственную характеристику нравственного мира армянских женщин дает гениальный Карл Маркс: «Многие женщины мира, - писал Маркс, - пытались там овладеть искусством блуда, практикой измены мужу, как это делали армянские женщины, но не многим это удавалось. Армянские девушки - подростки так рано и с такой радостью отказывались от своей девственности, словно они не охраняют стену чести, а стряхивают с себя пыль» (К.Маркс и Ф.Енгельс. Избранные, т.3, стр.131). Само по себе напрашивается вопрос, дорогой читатель, - могут ли сыновья и потомки женщин, торгующих своим телом в церкви, быть порядочными людьми, уважать и любить человека, человеческие чувства? Однозначно отвечаю - нет.

Армяне лгут, лукавят, воруют, предают и несмотря на то, что они сотканы из омерзительных тканей, в мире есть еще много искренних, честных, порядочных людей, которые верят армянам, которые в армянине также видят человека. Есть «другая категория людей, типа недоброй памяти Г.Старовойтовой, современного российского неофашиста Жириновского и всячески культивирующего смертную казнь иранского моллы, которые поощряют армянский фашизм и делают вид, будто они очень верят армянам. Хотя, по принципу: «рыбак рыбака...» они чувствуют и видят армянина, как говорится, насквозь.

«Честные и порядочные люди верят армянам», не парадокс ли это? И да, и нет. «Да» потому, что тысячелетиями армяне занимались надувательством, обрабатывали мировое общественное мнение, эксплуатировали доверие, оказываемое порядочными, а быть может, наивными людьми армянам. И это дало свои всходы. Притом, здесь просматривается какая-то закономерность. Как в древности, Средневековье, так и в наше время армян уважают и им верят не соседние народы, например, в древности фракийцы, фригийцы, в целом балканские народы, т.е. народы регионов, где проживали и армяне, несколько позднее народы Малой Азии, куда хлынула армяне, наконец, в новое и новейшее время народы Кавказа, а народы, которые никогда не соприкасались с армянами, знают о них только по их собственным рассказам о себе и своей «дыревней» истории и культуре. Об армянах однозначно положительно отзываются канадцы, австралийцы, жители Сахалина и обитатели Тихоокеанских островов. Это еще и потому, что этим чужедальным народам неизвестно нутро армянина. «Нет» потому, что все, кто имел несчастье жить рядом с армянами, вдоволь натерпелись. Спросите у турка, азербайджанца, грузина, грека, курда, всех, кому довелось иметь дел с армянами, и они поведают вам всю правду, расскажут о том, на какие подлости способен армянин. Еще в конце XIX века русская интеллигенция поняла, какую угрозу для России представляют армяне, о которых раньше у нее было лишь поверхностное представление. Узнав армян ближе, русская интеллигенция ужаснулась. Вот что писала газета «Русское знамя», № 18 за 1912 год: «Этот народ (армяне - А.И.), один из самых развращенных, самых лживых, самых злобных и самых преступных ». (РГИА, ф.821, оп.7, д. 870, стр. 293). Виднейший немецкий ученый Адам Метц высказался более определенно: «... армяне не имеют стыда и совести». (Цитирую по «К.Маркс и Ф.Енгельс. Избранные, т.3, стр.131).

Возникает очередной вопрос: - в результате чего армяне потеряли честь, совесть, стыд, превратились в безнравственные существа? Думаю, что здесь сыграли роль многие факторы и цыганско-курдское происхождение армян (точка зрения рядa крупнейших последователей вопросов происхождения армянского народа), и хлеб, заработанный разными видами проституции, и нежелание работать на земле, а стремление захватить чужие земли и законсервировать, и кайф, испытываемый армянином, когда ему удается столкнуть лбами своих соседей, друзей и конкурентов, и конечно же, безнравственность в политической, социальной и семейно-бытовой сфере. По утверждению некоторых историков, у армянской высшей знати существовала традиция, по которой армянский царь женился на своей сестре, дочери, поскольку в их кругах процветал блуд. Армянский ученый Капанцян писал: «Царь Хаяса женился на собственной сестре», (Капанцян Г.А. Хаяса - колыбель армян. Ер.,1947, с.119)

Право, не знаю, что сказать. А может постфактум поздравим эту счастливую армянскую семью с традиционно армянской свадьбой?!!! Шутки шуткой, но с моралью, нравственностью и духовностью у братьев-армян, в целом в Путинском форпосте не так уж густо. Аморальность, безнравственность и бездуховность поразили все поры национального сознания и самосознания армян, питают политическую и социальную жизнь современного армянского общества, углубляют процессы фашизации общественной, государственной, национальной и индивидуальной жизни армян, поголовно заболевших идеей создания государства «Великой Армении», установления армянского господства над всем миром.

В стремлении подчинить армянству весь мир и, по своему усмотрению, уничтожить многие народы, едины все политические силы Армении, так или иначе признающие идеи Нжде, поддерживающие действия фашистской партии «Дашнакцутюн». Консолидирующей разные ветви армянского фашизма является идея полного захвата территорий Турции, Азербайджана и Грузии, идея их последовательного уничтожения.

В методах присвоения армянами чужих территорий, объявления исконно турецких, азербайджанских, грузинских и других земель армянскими есть одна характерная особенность: нанесение пометок на земли, территории, горы, равнины, леса, пастбища, города и села с тем, чтобы в будущем использовать это в качестве вещественного доказательства принадлежности всех помеченных пространств армянам. Фактически, такой способ овладения чужой территорией армяне переняли у некоторых животных, например, львов, тигров и др. известно, что эти и ряд других животных для того, чтобы обосноваться на какой-то новой территории и вытеснить оттуда коренных обитателей, помечают местность и тем самым объявляют данную территорию своей.

Армяне делают тоже самое, но по-хайски. В какую бы страну они не прибывали, тут же, в первую очередь, строят церквушку под старинный вид, а через несколько лет «определяют» ее возраст и делают вывод: - этой церкви 3000 лет. А потому запоминайте - 3000 лет тому назад эти земли принадлежали армянам. И тут же лихорадочно пишутся книги, статьи, организовываются экскурсии. Хочу заметить, животные, оставляющие пометки на чужой территории и делающие их «своими», до этапа «определения возраста» украденной территории еще, слава Богу, не дошли.

Но церковь не единственный вид армянских пометок. Для этого широко используются также хачкары, каменные и железные кресты домашнего изготовления, многочисленные письменные «свидетельства», т.е. различного рода тексты, написанные только что. Как писал в свое время крупнейший религиозный деятель России и Грузии епископ Кирион, чтобы обмануть мир и ввести в заблуждение научную общественность, армяне пишут тексты, затем в сыром подвале и в навозе придают ему вид древности, а уж потом предлагают остальному миру. Таковыми являются большинство материалов, выдаваемых армянами за древние источники. Эти армянские источники нуждаются в международной экспертизе, в экспертизе ученых, специалистов, а не махинаторов - парламентариев и политических демагогов. Ведь никак нельзя считать нормальной ситуацию, когда где-то в европейской стране парламентарии - финансисты, парламентарии-автомобилестроители или парламентарии-фермеры решают вопрос о так называемом «геноциде армян в Турции», не прочитав ни одной книги по этому вопросу, даже ни разу не побывав в Турции. Не парламентарии и политики, решающие такую сложную проблему с подачи армянских нацистов, а ученые, специально занимающиеся изучением этого вопроса - вот кто компетентен принимать единственно верное и справедливое решение. Но, как известно, армян такая постановка вопроса не устраивает. Более 2-х десятков лет тому назад Турция рассекретила все архивные материалы и пригласила всех желающих ознакомиться, всех кому дороги Правда, Истина и Справедливость.

Армяне не только сами не захотели ознакомиться с турецкими архивами, но и всеми доступными средствами и способами отговорили ученых христианского мира не ехать в Турцию, не читать архивные материалы этой страны. Как видим, даже здесь вырисовывается истинное лицо армян - «правда нам не нужна. Наша опора - сфальсифицированная история, наша цель - обмануть человечество, сообщить миру ложные ориентиры, отхватить жирные куски чужих земель. Одним из важнейших средств введения человечества в заблуждение являются армянская выдумка понятий, якобы, выражающих какие-то грани исторической правды, какое-то состояние вещей «неизвестных миру». По этому поводу очень ясно пишет грузинский ученый, кандидат исторических наук Гурам Мархулия. «На протяжении веков, - пишет он, - эмиссары армянского народа убеждали мир в том, что земли армян якобы некогда омывались тремя морями, что территории, на которые они ныне претендуют, мол, исконно армянские. С этой целью в историческую литературу были введены такие ненаучные понятия, как «Великая Армения», «турецкая Армения», «Киликийская Армения», «Западная Армения», «армянский вопрос», «армянское нагорье», «армянское плоскогорье», «Нор Ахалцихе», «Бакуракерт» и др.

Во всем согласен с грузинским ученым Гурамом Мархулия. Для меня, знающего армян не понаслышке, его позиция, его идея в сотни раз сильнее, чем прожекты какого-то французского парламентария или «Нового русского», почерпнувших свои знания об армянах из ложных армянских источников, из рассказов церковных армянских проституток (занятие проституцией в церкви - это особая профессия армянских девушек, органически вписывающаяся в традиции и духовную жизнь этого народа. В одной из статьей мы затрагивали этот вопрос. По всей вероятности, мы еще вернемся к нему) или же торговца трупами во время Карабахской войны Сержика-лилипута, который денно и нощно отрабатывает ногу Наполеона. Кстати, при попытках подражать Наполеону армянскому президенту не мешало бы ознакомиться с одной весьма интересной и весьма ценной мыслью Иосифа Сталина, высказанную по поводу того, что в свое время германский фашист (подчеркиваю: германский, а не армянский) Адольф Гитлер очень хотел быть похожим на Наполеона. Сталин оценил этот факт следующим образом: «Гитлер походит на Наполеона, как котенок - на Льва». Думаю, что мысль Сталина весьма поучительна для армянского президента.

К сожалению, многие политики, журналисты и даже рядовые граждане стран Запада и России нередко довольствуются информацией, полученной от армянских церковных проституток и котенков, изображающих из себя Наполеона, Александра Македонского и Тамерлана, вместе взятых. Для того, чтобы понять, кто такие армяне, необходимо знать их историю и исторические преступления, истоки армянской безнравственности, наконец, многочисленные исторические факты насильственной ассимиляции хайским народов десятков этносов и народностей, принуждения людей отказаться от своего языка, от своих традиций, обычаев и даже веры.

Вернемся к понятиям, введенных и вводимых хайскими учеными и политиками в научную и общественно-политическую литературу. Как отмечалось выше, во-первых, эти понятия является ничем иным, как пометкой в надежде когда-либо оттяпнуть ту или иную территорию, при этом ссылаясь на армянское названия, придуманное в экспансионистских целях. В этих понятиях, названиях, обозначениях территорий других стран и народов содержится идея агрессии против тех, чьи территории, города и села лихорадочно переименовываются армянами. Для этого армяне используют все средства, все грязные методы. Внедрившись в политические и государственные структуры стран христианского мира, она беспардонно используют возможности этих стран в своих авантюристических и аннексионистских целях. Надо сказать, в подобных грязных делах армяне более всего используют русских и Россию. Россия для армян не только донор, не только дойная корова и соучастница кровавых преступлений, но и ближайший партнер по всякого рода политическим махинациям. Вот, вам неопровержимый факт.

Вот передо мной «Атлас мира», изданный Главным Управлением Геодезии и Картографии при Совете Министров СССР, Москва, 1969. Тираж 250000.

Открываем страницу 43 - Турция. Здесь громадная территория Турецкой Республики, суверенного государства, члена ООН названа Арменией. Речь идет о территории Турецкой Республики от Эрзинджана, Дивриги - до границы Армянской ССР. Другими словами, «Арменией» названа турецкая территория.

Мне могут возразить, мол, это был СССР, а не Россия. Возражение не принимается. В этом Государственном Комитете 90-95% работников были русские, остальные украинцы, белорусы и армяне. Все руководство состояло из русских. К печати подписывали русские. Цензура состояла только из русских. Следовательно, русские помогли армянам назвать огромную часть исторической территории Турецкого государства «Арменией». Где гарантия, что завтра по просьбе армян в новых российских атласах вся территория Турции, Азербайджана, Грузии или Греции не будет обозначена «Арменией»?

Люди, не знающие армян, часто задаются вопросом - почему армяне ведут себя так разнузданно? Очевидно, эти люди никогда не слышали давнишнюю песню старой колхозницы:

«Не сама машина ходит,

Тракторист машину водит».

Именно благодаря обезличенному трактористу - России, Франции, Англии, США, Ирану и другим армяне наглеют с каждым днем. Именно благодаря охотнику с ружьем в руке, или благодаря 366-го полка русско-советской армии армяне совершили Ходжалинский геноцид, до сих пор оставшись безнаказанными.

Приведу еще один пример из этой же серии. В 1988 году, когда в Баку и других регионах Азербайджана прокатилась мощная волна протеста армянским планам отторжения Нагорного Карабаха и захвата других территорий республики, кто-то принес на один из первоначальных митингов интеллигенции, проходивших в Круглом зале Академии Наук, учебник по Конституции СССР. В этом учебнике, подготовлено и изданном в Москве было написано: «Нагорно-Карабахская Автономная Область Армянской ССР». Что это - случайность? Конечно же нет. Это - один из фрагментов политики русских, при любой системе поощрявших территориальные притязания армян к Азербайджану, Турции, Грузии и др. По этому поводу из Азербайджана в Москву были отправлены тысячи писем протеста. Но Москва не наказала ни одного виновника. О чем это говорит? Может, я ошибаюсь?

Если армянин когда-то, в какой-то век или тысячелетие хоть одну ночь переночевал в чужой стране, то, по армянской логике, эта страна, ее территория принадлежат армянам. Там, куда когда-то вступила нога армянина, необходимо поставить памятник армянам с соответствующей надписью: «Эта территория принадлежит армянам и называется чуть-чуть малой и чуть-чуть большой Арменией!».

Глубокий исторический анализ этих качеств армян содержится в статье грузинского ученого Гурама Мархулии «Понтийско-Кавказское пространство и идея «Великой Армении». В частности, Г.Мархулия пишет: «Еще ранее арабские завоевания и создание Халифата (VII-X века) содействовали проникновению армян в Сирию, Ливан, Ирак и Египет. Они «освоили» также Центральный и Восточный Иран, а в период процветания Византии стали активно переселяться в Константинополь, Македонию, Болгарию, в дальнейшем - в Румынию, Трансильванию и Крым. Крестовые походы открыли им путь на Кипр и Италию, нашествие армии Тимура в XIV веке - в Казань и Астрахань. Теперь на армянских картах эти земли указаны как части «Великой Армении». К сказанному следует добавить, что в последнее время два громадных пространства Европы на армянских картах обозначены как исторические армянские земли. Думаю, что пройдет немного времени, и часть территорий России и США будут объявлены армянской. Тем более, что уже несколько лет Америку армяне называют Арменикой...

Ни один шаг, ни одно движение армянина нельзя считать странным. Ибо все, что неестественно для человечества, мирового сообщества, вполне вписывается в логику духовной, нравственной и социальной жизни армян. Но мое сознание никак не воспринимает дешевую выдумку армян о том, что якобы когда-то их «притесняли» то турки, то азербайджанцы, то грузины... Впрочем, это уже тема следующих статьей.

Амрали Исмаилов
vesti.az

Новое на сайте

>

Самое популярное