Домой Грибы Церемониальная магия. Теория и практика черной магии

Церемониальная магия. Теория и практика черной магии

Церемониальная магия , также известная как Высшая магия , является широким термином, используемым в контексте герметизма или Западного эзотеризма для описания различных длительных, тщательно продуманных и сложных магических ритуалов. Церемониальная магия называется так по той причине, что включает в себя церемонии и разнообразные магические инструменты, призванные способствовать практику в его работе. Церемониальную магию можно рассматривать как расширение ритуальной магии, а в большинстве случаев они являются синонимами. Будучи развитой на основе гримуаров и тайных инструкций Ордена Избранных Коэнов Мартинеса де Паскуалли Орденом Мартинистов Папюса , она была популяризирована Герметическим Орденом Золотой Зари . Церемониальная Магия имеет отношение к таким школам философской и оккультной мысли, как Христианская каббала , Герметическая каббала, Енохианская магия , а также к различным магическим гримуарам , Эзотерическому христианству , Таро .

Магия эпохи Ренессанса

Термин церемониальная магия ведет своё происхождение от Магии эпохи Ренессанса XVI века , и относится к практикам, описанным в различных гримуарах периодов Средневековья и Ренессанса , а также сборниках, подобных сборнику Йоханнеса Гартлиба. Георг Пикториус использует данный термин как синоним Гоетии .

В переводе Джеймса Сэнфорда от 1569 года сочинения Агриппы «О недостоверности и тщетности всех наук » (De incertitudine et vanitate scientiarum ) () говорится: «Частями Церемониальной Магии являются Гоетия и Теургия ». Для Агриппы Церемониальная магия была противоположной естественной магии. Несмотря на свои опасения по поводу естественной магии, которая включала в себя астрологию , алхимию , а также то, что мы рассматриваем теперь как области естествознания, такие как ботаника, он был готов тем не менее признать её «высшей точкой естественной философии». С другой стороны, Церемониальную Магию, включающую в себя все виды общения с духами, в том числе некромантию и колдовство, он всецело осудил как нечестивое неповиновение Богу .

Возрождение

С момента появления движения Романтизма в XIX веке множество отдельных личностей, а также групп осуществили возрождение Церемониальной Магии.

Фрэнсис Барретт

Среди различных источников по Церемониальной Магии «Маг» (The Magus ) Френсиса Барретта объединяет в себе глубокие знания по алхимии, астрологии, а также Каббале , и является трудом, использовавшимся в Герметическом Ордене Золотой Зари , а также рассматривается некоторыми как наиболее важный источник по данному вопросу.

Элифас Леви

Идея о написании трактата по магии возникла у Элифаса Леви совместно с его другом Бульвером-Литтоном . Данный трактат появился в 1855 году под названием Dogme et Rituel de la Haute Magie , и был переведен на английский Артуром Эдвардом Уэйтом под названием «Трансцендентальная магия, её Доктрина и Ритуал».

В 1861 он издал продолжение, «Ключ к Великим Мистериям» (La Clef des Grands Mystères ). Дальнейшие работы по магии Леви включают в себя «Легенды и Символы» (Fables et Symboles ) (1862), а также «Наука о Духах» (La Science des Esprits ) (1865). В 1868 он написал «Великий Аркан, или Разоблаченный Оккультизм» (Le Grand Arcane, ou l’Occultisme Dévoilé ); однако, этот труд был издан только после его смерти, в 1898 году.

Тексты по магии Леви пользовались большим успехом, в особенности после его смерти. Его представления о магии были популярны по обе стороны Атлантики начиная с 1850-х годов. Его магическое учение было свободно от явного фанатизма, несмотря на свою туманность; он не собирался ничего продавать, и не претендовал на титул посвященного в некое древнее или вымышленное тайное общество. Элифас Леви сделал частью своей магической системы карты Таро , и в результате они стали важной частью инструментария приверженцев Западной Магической Традиции. Он оказал глубокое влияние на магию Герметического Ордена Золотой Зари, и по большей части в связи с этим воздействием Элифаса Леви считают одним из ключевых основателей возрождения магии в двадцатом веке.

Папюс

Свой псевдоним «Папюс» («Врач») доктор Жерар Анкосс заимствовал из «Нуктемерона Аполлония Тианского» Элифаса Леви, почитаемого им автора. Папюс является автором более, чем 400 статей и 25 книг по магии, Каббале и Таро. Будучи прекрасным компилятором, он составил материалы, включающие в себя ценные сведения по Церемониальной Магии, а также написанные им руководства для приготовления к данным операциям.

По утверждениям Папюса, он имел на руках рукописи Мартинеса де Паскуалли , основателя Ордена Рыцарей-Масонов, Избранных Коэнов Вселенной (Ordre des Chevaliers-Macons Elus-Cohen de L’Univers ), члены которого практиковали Теургические операции , а также экзорцизм , индивидуальный и всеобщий, имеющие целью Всеобщую Реинтеграцию . Кроме того, он являлся преемником одной из линий Мартинизма , исходивших от Луи Клода де Сен-Мартена , и в 1891 совместно с Огюстом Шабосо, с которым они «обменялись преемственностями», создал Орден Мартинистов (Ordre Martiniste ), который, благодаря своему устройству, благополучно пережил Первую и Вторую Мировую Войну.

Герметический Орден Золотой Зари - магический орден, существовавший в конце XIX - начале XX века , члены которого практиковали магические и теургические церемонии, а также духовное развитие. Вероятно, данный Орден можно считать оказавшим крупнейшее влияние на популярный и общедоступный западный оккультизм XX века . Благодаря членам Золотой Зари стало возможным просвещение англо-говорящего общества в отношении теории и практики магии, так как, в частности, ими был произведен обширный труд по переводу на английский язык множества значимых трактатов.

Магические инструменты

Практика Церемониальной Магии требует использования изготовленных, а также освященных специально для данной цели инструментов для отдельного ритуала, или же для ряда ритуалов. Подробно сами инструменты, и ритуалы их освящения описывались сначала в разных средневековых руководствах, затем в книге «Учение и Ритуал Высшей Магии » Элифаса Леви , и после этого - уже у Папюса , Станисласа де Гуайты (книга «Змей Книги Бытия») и в инструкциях ордена Золотой Зари С. Л. МакГрегором Мазерсом .

В книге «Трактат Практической Магии» Папюса (Жерара Анкосса) описывается оборудование для магической лаборатории, которое включает в себя жертвенник, покрытый тонким белым полотном, на котором должен быть изображен Вселенский Пантакль в трех его планах: человеческом, природном и божественном, а также магическое вогнутое зеркало на черном фоне, прислонённые над жертвенником к стене. На жертвеннике размещаются курильница и магическая лампа. Жертвенник представляет собой новый глиняный очаг, а магическая лампа составляется из семи цветных стекол, соответствующих цветам семи древних планет.

Для сохранения различных магических инструментов Папюс предлагает использовать маленький шкаф, покрытый внутри белой материей, установленный по левую сторону от алтаря, «всегда закрытый от нескромных взглядов ».

Гримуары

Зачастую маги подвергались преследованию христианской церкви, и потому их записи хранились в тайне, чтобы их владелец не был сожжен на костре. Такие книги содержат астрологические соответствия, классификации ангелов и демонов , указания по использованию магических формул и заклинаний, сведения по изготовлению микстур, вызову астральных сущностей, а также изготовлению талисманов . Магические книги в любом контексте, а в особенности книги магических заклинаний, также называются гримуарами.

Енохианская Магия

Организации

См. также

Напишите отзыв о статье "Церемониальная магия"

Примечания

Ссылки

  • в России

Отрывок, характеризующий Церемониальная магия

Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата.
– Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу.
Он невольно оглянулся на адъютанта.
– Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную.
Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
«Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
– Ну, что, князь? – спросил Козловский.
– Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
– А почему?
Князь Андрей пожал плечами.
– Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
– Нет.
– Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
– Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
– Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
– Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
– Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.
– Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
– Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
– Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.
– Ваше превосходительство, – сказал он по немецки, выдвигаясь вперед и обращаясь к австрийскому генералу. – Имею честь поздравить.
Он наклонил голову и неловко, как дети, которые учатся танцовать, стал расшаркиваться то одной, то другой ногой.
Генерал, член гофкригсрата, строго оглянулся на него; не заметив серьезность глупой улыбки, не мог отказать в минутном внимании. Он прищурился, показывая, что слушает.
– Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
– Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l"ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C"est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.
Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора.

Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.

Основные составляющие Учения Направления оккультной практики Мартинисты

Список:

Мартинес де Паскуалли · Луи Клод де Сен-Мартен · Жан-Батист Виллермоз · Папюс · Станислас де Гуайта · Амбелен, Робер · Освальд Вирт · Жозеф-Мари, граф де Местр · Антуан Кур де Жебелен · Сент-Ив Д’Альвейдр · Низье, Филипп Антельм · Жозеф Пеладан · Артур Эдвард Уэйт · Элифас Леви · Клод Дебюсси · Николай Николаевич Младший · Новиков, Николай Иванович · Рындина, Лидия Дмитриевна · Лопухин, Иван Владимирович · Трояновский, Александр Валерьянович · Антошевский, Иван Казимирович · Жак Казот · Чинский, Чеслав Иосифович · Григорий Оттонович Мебес · Казначеев, Петр Михайлович · Огюст Шабосо · Жан Брико · Херасков, Михаил Матвеевич · Фабр де Оливье

Деятели, оказавшие влияние Мартинистские организации † Основные символы и понятия † Связанные с мартинизмом организации Книги Издательства

Магия эпохи Ренессанса

Термин церемониальная магия ведет свое происхождение от Магии эпохи Ренессанса XVI века , и относится к практикам, описанным в различных гримуарах периодов Средневековья и Ренессанса , а также сборниках, подобных сборнику Йоханнеса Гартлиба. Георг Пикториус использует данный термин как синоним Гоетии .

В переводе Джеймса Сэнфорда от 1569 года сочинения Агриппы «О недостоверности и тщетности всех наук » (De incertitudine et vanitate scientiarum ) () говорится: «Частями Церемониальной Магии являются Гоетия и Теургия ». Для Агриппы Церемониальная магия была противоположной естественной магии. Несмотря на свои опасения по поводу естественной магии, которая включала в себя астрологию , алхимию , а также то, что мы рассматриваем теперь как области естествознания, такие как ботаника, он был готов тем не менее признать ее «высшей точкой естественной философии». С другой стороны, Церемониальную Магию, включающую в себя все виды общения с духами, в том числе некромантию и колдовство, он всецело осудил как нечестивое неповиновение Богу .

Возрождение

С момента появления движения Романтизма в XIX веке множество отдельных личностей, а также групп осуществили возрождение Церемониальной Магии.

Фрэнсис Барретт

Среди различных источников по Церемониальной Магии «Маг» (The Magus ) Френсиса Барретта объединяет в себе глубокие знания по алхимии, астрологии, а также Каббале , и является трудом, использовавшимся в Герметическом Ордене Золотой Зари , а также рассматривается некоторыми как наиболее важный источник по данному вопросу.

Элифас Леви

Идея о написании трактата по магии возникла у Элифаса Леви совместно с его другом Бульвером-Литтоном . Данный трактат появился в 1855 году под названием Dogme et Rituel de la Haute Magie , и был переведен на английский Артуром Эдвардом Уэйтом под названием «Трансцендентальная магия, ее Доктрина и Ритуал».

В 1861 он издал продолжение, «Ключ к Великим Мистериям» (La Clef des Grands Mystères ). Дальнейшие работы по магии Леви включают в себя «Легенды и Символы» (Fables et Symboles ) (1862), а также «Наука о Духах» (La Science des Esprits ) (1865). В 1868 он написал «Великий Аркан, или Разоблаченный Оккультизм» (Le Grand Arcane, ou l’Occultisme Dévoilé ); однако, этот труд был издан только после его смерти, в 1898 году.

Тексты по магии Леви пользовались большим успехом, в особенности после его смерти. Его представления о магии были популярны по обе стороны Атлантики начиная с 1850-х годов. Его магическое учение было свободно от явного фанатизма, несмотря на свою туманность; он не собирался ничего продавать, и не претендовал на титул посвященного в некое древнее или вымышленное тайное общество. Элифас Леви сделал частью своей магической системы карты Таро , и в результате они стали важной частью инструментария приверженцев Западной Магической Традиции. Он оказал глубокое влияние на магию Герметического Ордена Золотой Зари, и по большей части в связи с этим воздействием Элифаса Леви считают одним из ключевых основателей возрождения магии в двадцатом веке.

Папюс

Свой псевдоним «Папюс» («Врач») доктор Жерар Анкосс заимствовал из «Нуктемерона Аполлония Тианского» Элифаса Леви, почитаемого им автора. Папюс является автором более, чем 400 статей и 25 книг по магии, Каббале и Таро. Будучи прекрасным компилятором, он составил материалы, включающие в себя ценные сведения по Церемониальной Магии, а также написанные им руководства для приготовления к данным операциям.

По утверждениям Папюса, он имел на руках рукописи Мартинеса де Паскуалли, основателя Ордена Рыцарей-Масонов, Избранных Коэнов Вселенной (Ordre des Chevaliers-Macons Elus-Cohen de L’Univers ), члены которого практиковали Теургические операции , а также экзорцизм , индивидуальный и всеобщий, имеющие целью Всеобщую Реинтеграцию . Кроме того, он являлся преемником одной из линий Мартинизма , исходивших от Луи Клода де Сен-Мартена , и в 1891 совместно с Огюстом Шабосо, с которым они «обменялись преемственностями», создал Орден Мартинистов (Ordre Martiniste ), который, благодаря своему устройству, благополучно пережил Первую и Вторую Мировую Войну.

Герметический Орден Золотой Зари - магический орден, существовавший в конце XIX - начале XX века , члены которого практиковали магические и теургические церемонии, а также духовное развитие. Вероятно, данный Орден можно считать оказавшим крупнейшее влияние на популярный и общедоступный западный оккультизм XX века . Благодаря членам Золотой Зари стало возможным просвещение англо-говорящего общества в отношении теории и практики магии, так как, в частности, ими был произведен обширный труд по переводу на английский язык множества значимых трактатов.

Магические инструменты

Практика Церемониальной Магии требует использования изготовленных, а также освященных специально для данной цели инструментов для отдельного ритуала, или же для ряда ритуалов. Подробно сами инструменты, и ритуалы их освящения описывались сначала в разных средневековых руководствах, затем в книге «Учение и Ритуал Высшей Магии » Элифаса Леви , и после этого - уже у Папюса , Станисласа де Гуайты (книга «Змей Книги Бытия») и в инструкциях ордена Золотой Зари С. Л. МакГрегором Мазерсом.

В книге «Трактат Практической Магии» Папюса (Жерара Анкосса) описывается оборудование для магической лаборатории, которое включает в себя жертвенник, покрытый тонким белым полотном, на котором должен быть изображен Вселенский Пантакль в трех его планах: человеческом, природном и божественном, а также магическое вогнутое зеркало на черном фоне, прислонённые над жертвенником к стене. На жертвеннике размещаются курильница и магическая лампа. Жертвенник представляет собой новый глиняный очаг, а магическая лампа составляется из семи цветных стекол, соответствующих цветам семи древних планет.

Для сохранения различных магических инструментов Папюс предлагает использовать маленький шкаф, покрытый внутри белой материей, установленный по левую сторону от алтаря, «всегда закрытый от нескромных взглядов ».

Гримуары

Зачастую маги подвергались преследованию христианской церкви, и потому их записи хранились в тайне, чтобы их владелец не был сожжен на костре. Такие книги содержат астрологические соответствия, классификации ангелов и демонов , указания по использованию магических формул и заклинаний, сведения по изготовлению микстур, вызову астральных сущностей, а также изготовлению талисманов . Магические книги в любом контексте, а в особенности книги магических заклинаний, также называются гримуарами.

Енохианская Магия

Организации

См. также

  • Мартинес де Паскуалли
  • Луи Клод де Сен-Мартен

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Церемониальная магия , также известная как Высшая магия , является широким термином, используемым в контексте герметизма или Западного эзотеризма для описания различных длительных, тщательно продуманных и сложных магических ритуалов. Церемониальная магия называется так по той причине, что включает в себя церемонии и разнообразные необходимые магические инструменты, призванные способствовать практику в его работе. Церемониальную магию можно рассматривать как расширение ритуальной магии, а в большинстве случаев они являются синонимами. Будучи развитой на основе гримуаров и тайных инструкций Ордена Избранных Коэнов Мартинеса де Паскуалли Орденом Мартинистов Папюса , она была популяризирована Герметическим Орденом Золотой Зари . Церемониальная Магия имеет отношение к таким школам философской и оккультной мысли, как Христианская каббала , Герметическая каббала, Енохианская магия , а также к различным магическим гримуарам , Эзотерическому христианству , Таро .

Магия эпохи Ренессанса

Термин церемониальная магия ведет свое происхождение от Магии эпохи Ренессанса XVI века , и относится к практикам, описанным в различных гримуарах периодов Средневековья и Ренессанса , а также сборниках, подобных сборнику Йоханнеса Гартлиба. Георг Пикториус использует данный термин как синоним Гоетии .

В переводе Джеймса Сэнфорда от 1569 года сочинения Агриппы «О недостоверности и тщетности всех наук » (De incertitudine et vanitate scientiarum ) () говорится: «Частями Церемониальной Магии являются Гоетия и Теургия ». Для Агриппы Церемониальная магия была противоположной естественной магии. Несмотря на свои опасения по поводу естественной магии, которая включала в себя астрологию , алхимию , а также то, что мы рассматриваем теперь как области естествознания, такие как ботаника, он был готов тем не менее признать ее «высшей точкой естественной философии». С другой стороны, Церемониальную Магию, включающую в себя все виды общения с духами, в том числе некромантию и колдовство, он всецело осудил как нечестивое неповиновение Богу .

Возрождение

С момента появления движения Романтизма в XIX веке множество отдельных личностей, а также групп осуществили возрождение Церемониальной Магии.

Фрэнсис Барретт

Среди различных источников по Церемониальной Магии «Маг» (The Magus ) Френсиса Барретта объединяет в себе глубокие знания по алхимии, астрологии, а также Каббале , и является трудом, использовавшимся в Герметическом Ордене Золотой Зари , а также рассматривается некоторыми как наиболее важный источник по данному вопросу.

Идея о написании трактата по магии возникла у Элифаса Леви совместно с его другом Бульвером-Литтоном . Данный трактат появился в 1855 году под названием Dogme et Rituel de la Haute Magie , и был переведен на английский Артуром Эдвардом Уэйтом под названием «Трансцендентальная магия, ее Доктрина и Ритуал».

В 1861 он издал продолжение, «Ключ к Великим Мистериям» (La Clef des Grands Mystères ). Дальнейшие работы по магии Леви включают в себя «Легенды и Символы» (Fables et Symboles ) (1862), а также «Наука о Духах» (La Science des Esprits ) (1865). В 1868 он написал «Великий Аркан, или Разоблаченный Оккультизм» (Le Grand Arcane, ou l’Occultisme Dévoilé ); однако, этот труд был издан только после его смерти, в 1898 году.

Тексты по магии Леви пользовались большим успехом, в особенности после его смерти. Его представления о магии были популярны по обе стороны Атлантики начиная с 1850-х годов. Его магическое учение было свободно от явного фанатизма, несмотря на свою туманность; он не собирался ничего продавать, и не претендовал на титул посвященного в некое древнее или вымышленное тайное общество. Элифас Леви сделал частью своей магической системы карты Таро , и в результате они стали важной частью инструментария приверженцев Западной Магической Традиции. Он оказал глубокое влияние на магию Герметического Ордена Золотой Зари, и по большей части в связи с этим воздействием Элифаса Леви считают одним из ключевых основателей возрождения магии в двадцатом веке.

Свой псевдоним «Папюс» («Врач») доктор Жерар Анкосс заимствовал из «Нуктемерона Аполлония Тианского» Элифаса Леви, почитаемого им автора. Папюс является автором более, чем 400 статей и 25 книг по магии, Каббале и Таро. Будучи прекрасным компилятором, он составил материалы, включающие в себя ценные сведения по Церемониальной Магии, а также написанные им руководства для приготовления к данным операциям.

По утверждениям Папюса, он имел на руках рукописи Мартинеса де Паскуалли , основателя Ордена Рыцарей-Масонов, Избранных Коэнов Вселенной (Ordre des Chevaliers-Macons Elus-Cohen de L’Univers ), члены которого практиковали Теургические операции , а также экзорцизм , индивидуальный и всеобщий, имеющие целью Всеобщую Реинтеграцию . Кроме того, он являлся преемником одной из линий Мартинизма , исходивших от Луи Клода де Сен-Мартена , и в 1891 совместно с Огюстом Шабосо, с которым они «обменялись преемственностями», создал Орден Мартинистов (Ordre Martiniste ), который, благодаря своему устройству, благополучно пережил Первую и Вторую Мировую Войну.

Герметический Орден Золотой Зари - магический орден, существовавший в конце XIX - начале XX века , члены которого практиковали магические и теургические церемонии, а также духовное развитие. Вероятно, данный Орден можно считать оказавшим крупнейшее влияние на популярный и общедоступный западный оккультизм XX века . Благодаря членам Золотой Зари стало возможным просвещение англо-говорящего общества в отношении теории и практики магии, так как, в частности, ими был произведен обширный труд по переводу на английский язык множества значимых трактатов.

Магические инструменты

Практика Церемониальной Магии требует использования изготовленных, а также освященных специально для данной цели инструментов для отдельного ритуала, или же для ряда ритуалов. Подробно сами инструменты, и ритуалы их освящения описывались сначала в разных средневековых руководствах, затем в книге «Учение и Ритуал Высшей Магии » Элифаса Леви , и после этого - уже у Папюса , Станисласа де Гуайты (книга «Змей Книги Бытия») и в инструкциях ордена Золотой Зари С. Л. МакГрегором Мазерсом .

В книге «Трактат Практической Магии» Папюса (Жерара Анкосса) описывается оборудование для магической лаборатории, которое включает в себя жертвенник, покрытый тонким белым полотном, на котором должен быть изображен Вселенский Пантакль в трех его планах: человеческом, природном и божественном, а также магическое вогнутое зеркало на черном фоне, прислонённые над жертвенником к стене. На

Церемониальная магия

Смысл церемониальной магии заключается в принуждении астральной сущности, которая при иных условиях, быть может, легко бы победила оператора. Для такого принуждения необходимы: подготовка действующего лица (мага), наличие магических инструментов и совершение самого акта принуждения (магической операции).

Духи природы. Объектами принуждения при операциях церемониальной магии обычно бывают так называемые духи природы, характеризуемые планетным септенером. Они являются в следующих видах:

Духи Сатурна являются обыкновенно в теле длинном и тонком, с лицом, выражающим бешенство. У них четыре физиономии: первая сзади головы, вторая - спереди, а третья и четвертая на каждом колене. Цвет их черный, матовый. Движения подобны порывам ветра; при их появлении получается впечатление колебания почвы. Признак - земля кажется белее всякого снега. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Бородатый король, едущий верхом на драконе. Бородатый старик. Старуха, опирающаяся на палку. Боров. Дракон. Сова. Темная одежда. Коса. Можжевельник.

Духи Юпитера являются в теле полнокровном и желчном, среднего роста, в ужасном волнении, взгляд очень кроткий, речь приветлива, цвет напоминает железо. Их способ передвижения подобен молнии при громе. Признак - появляются у самого круга люди, имеющие вид пожираемых львами. Образы в исключительных случаях: Король с обнаженным мечом, едущий на олене. Человек в митре и длинной одежде. Девушка в лавровом венке и украшенная цветами. Бык. Олень. Павлин. Лазоревое платье. Меч. Буксус.

Духи Марса появляются длинные и желчные. Вид очень безобразный, цвета смуглого и несколько красноватого, с оленьими рогами и когтями грифа. Они ревут, как взбесившиеся быки. Их порывы подобны огню, который ничего не щадит. Признак - можно подумать, что около круга сверкает молния и гремит гром. Исключительные образы: Вооруженный король, едущий верхом на волке. Красная одежда. Вооруженный человек. Женщина со щитом при бедре. Козел. Лошадь. Олень. Руно шерсти.

Духи Солнца являются обыкновенно в теле широком и большом, полные и полнокровные. Их цвет подобен золоту, окрашенному в кровь. Появление сходно с заревом на небе. Признак - вызывающий чувствует себя покрытым потом. В исключительных случаях: Король со скипетром, верхом на льве. Царь в короне. Королева со скипетром. Птица. Лев. Одежда цвета золота или шафрана. Скипетр. Колесо.

Духи Венеры появляются в красивом теле, среднего роста, их вид очарователен и приятен. Цвет белый или зеленый с позолотой сверху. Походка подобна яркой звезде. Признак - резвящиеся у круга девушки, приглашающие к себе вызывающего. В исключительных случаях: Король со скипетром, едущий верхом на верблюде. Девушка, восхитительно одетая. Обнаженная девушка. Коза. Верблюд. Голубка. Одежда белая или зеленая. Цветы, трава. Казацкий можжевельник.

Духи Меркурия появляются в теле среднего роста, холодны, влажны, прекрасны, приветливо красноречивы. С человеческой внешностью, они походят на вооруженного солдата, который сделался прозрачным. Они приближаются, как серебристое облако. Признак - вызывающего охватывает ужас. Исключительные образы: Король, едущий верхом на медведе. Прекрасный юноша. Женщина, держащая прялку. Собака. Медведь. Сфинкс. Пестрое платье. Розга. Палка.

Духи Луны обыкновенно появляются в теле большом, широком, вялом и флегматичном. Цветом они напоминают мрачную и темную тучу. Их физиономия одутловата, глаза красные и слезящиеся. Плешивая голова украшена выдающимися кабаньими клыками. Они движутся с быстротой сильнейшей бури в море. Признак - проливной дождь у самого круга. В исключительных случаях: Король с луком, сидящий на лани. Маленький ребенок. Охотница с луком и стрелами. Корова. Маленькая лань. Гусь. Зеленое или серебристое одеяние. Дротик. Человек с несколькими ногами.

Эти духи имеют свою иерархию, которая обычно описывается в магических сборниках (гримуарах) применительно к феодальному строю.


Подготовка мага

Помимо общей подготовленности для занятий магией (Психургия), каждая магическая операция требует своей специальной подготовки, длящейся, смотря по важности операции, от трех до сорока дней.

В состав такой подготовки входят следующие части:

  • Теургия , выражающаяся в специальных ежедневных молитвах, носящих мистический характер.
  • Медитация тем, относящихся к операции, и утверждение сознания пентаграмматической свободы мага (монондеизм).
  • Гармонизация астрала , направленная к исправлению недостатков, сдерживанию дурных и неподходящих операций желаний и настройка на соответствующий планете лад.
  • Дисциплина - наведение порядка в физическом теле: пост, омовения, окуривания, сбережение сил ко дню операции и т. д.

Магические инструменты
Для занятий магией, прежде всего, нужно помещение - большая комната, обычно называ­емая ораторией. Лучше иметь две комнаты - одну для заня­тий теургией, другую - ораторию - исключительно для занятий магией.

Все предметы, находящиеся в оратории, должны быть куплены новыми без торговли и освящены согласно ритуалу.

Помимо помещения необходима специальная одежда: колпак, хитон и чулки. Идеальной одеждой для магических операций считается надетая на голос тело льняная или шерстяная тонкая, длинная рубашка (туника). Рубашка может быть и шелковой. Некоторые авторы предлагают надевать и панталоны. Древние гримуары требуют льняную одежду без шва. По примеру Аполлония некоторые операторы одевают поверх туники шелковый плащ. Цвет плаща в таких случаях должен соответствовать цвету планеты, духам которой посвящается операция. Иногда пользуются для плаща цветами эгрегора, покровительствующего оператору. (Например R+C, золотисто-оранжевый на зеленой подкладке).

Голова накрывается или специальным колпаком, сделанным из изолирующей материи (лен, шерсть, шелк), или ка­пюшоном плаща, или специальной повязкой - косынкой соответствующего операции цвета.

На ногах не должно быть обуви, а только шерстяные чулки. Вообще на маге не должно быть ни металла, ни кожи.

Туника под плащом подпоясывается широким поясом, за который маг закладывает ритуальные инструменты во время операции. Так он входит в круг с мечом за поясом; когда тушится свеча, она также закладывается за пояс, туда же отправляется и книга. Жезл обычно держится в рукаве.

Четыре главных инструмента мага соответствуют кватернеру и располагаются в следующем порядке:

  • Жезл - служит для сгущения рассеянных флюидов.
  • Чаша - служит опорой воображения в чистых, заранее выработанных образах.
  • Меч - служит для рассеивания нежелательных ма­териализации.
  • Пентаграмма - служит для напоминания свободы воли оператора.

Из второстепенных предметов следует упомянуть четыре элемента: воду, землю (соль + зола), огонь (угли в курильнице) и воздух (в собственном дыхании мага). Далее необходим мел для начертания круга, восковая свеча, книга для записи заклинаний, нож, кропильница и т. п.

Две трети средневековых гримуаров наполнены самыми пунктуальными и подробными описаниями того, как нужно приготовлять магические инструменты. Трудности, которые при этом необходимо преодолевать, как будто созданы с целью испытать терпение готовящегося и требуют больших усилий, умения и времени. Отбросив все лишние мелочи, можно вынести два основных положения для правильного и тщательного приготовления магических инструментов:

1. Они должны быть нафлюидированы самим магом. Это достигается тем, что маг их сам делает.2. Они должны быть изготовляемы с появлением максимума волевого импульса.


Магическая операция

Теоретическое представление о процессе магического делания дает ознакомление с операцией магического вызова. Магическую церемонию обычно разделяют на ряд магических действий, которые мы делаем в порядке их совершения.

  • Ритуальное омовение. Оно символизирует всю предшествующую подготовку к операции.
  • Покаяние является завершением теургической подготовки. Маг как бы уподобляется 12 аркану, т. е. приносит се­бя в жертву, отказывается от своей воли во имя того, чтобы быть проводником Высшей Воли, которая реализуется на зем­ле. Покаянием маг находит свою точку подвеса в высших планах.
  • Благословение помощников. Маг производит чин благо­словения помощников для спайки с ними и образования эгрегора данной операции.
  • Переход к месту операции. Этот момент символизирует разницу между Теургией и Магией.
  • Начертание и освящение круга.
  • Вхождение в круг.
  • Молитва. Молитвой маг, будучи уже внутри круга, подчеркивает свою связь с высшими планетами и этим устанавливает свое превосходство над астрологами, что дает ему возможность действовать на него сверху.
  • Заклинание четырех и семи.
  • Заклинание сильфов.
  • Великий зов . Это есть проектирование воли мага, формирующего астральный турбильон, т. е. сама магия, центральный ее пункт.
  • Заклинание дня тонализирует турбильон по вторичным причинностям (т. е. по планете вызова). В это время выписываются соответствующие знаки и гасится свеча.
  • Заклинание Соломона.
  • Вопрошание духов (через созданный турбильон).
  • Борьба с астральными противодействиями.
  • Заключительные слова.
  • Отпуск духов.

Вся магическая операция содержит все или часть перечисленных действий.

  • Папюс. Практическая Магия, изд. Трояновского.
  • Элифас Леви. Догма и ритуал высшей магии. Пер. А. Александрова. СПБ. 901 г.
  • Седир. Заклинания или мага слова, изд. Трояновского.
  • Нитибюс. Черный дракон или сборник магических рецептов. С рисунк. талисманов. СПБ. 909 г.
  • Агриппа. Магия Арбателя. Пер. с франц. Трояновского, изд. журнала "Изида". СПБ. 912 г. 46 стр.
  • Авраамий Вормский. Книга истинной практики в древнейшей Божественной Магии.
  • Галле. Магия или волшебные силы природы. М. 784-802 г. 9 томов.
  • Буржа. Магия. Эзотеризм и экзотеризм. Человек -- Бог -- Вселенная. Демон. Астр, план и т. п. СПБ. 911 г. 157 стр.
  • Пиоб. Древняя высшая магия. Теория и практические формулы. Пер. с фр. И. Антошсвского под ред. И. К. Свешотна. 912 г. СПБ.

«Истоки тайноведения» Русский Оккультный Центр

Зародилась в Древнем Египте. Здесь каста жрецов занималась магическими экспериментами, чтобы приблизиться к пониманию материи Вселенной, управлению духами и демонами. Жрецы, по сути, узурпировали власть над Египтом, сделав фараонов марионетками. При этом они вывели ряд формул и магических действий, ставших основой более поздней церемониальной магии.

Египетские маги веками накапливали знания, бережно фиксируя и сохраняя опыт своих предшественников. Они проводили сложные ритуалы Мистерий, в ходе которых вызывали духов и демонов. Египетскими магами были созданы универсальные символы и фигуры, которые до сих пор используются современными в тонкой работе.

Существенная проблема возникла, когда римляне пришли в Египет, в те времена главным Мистериям была дана ложная интерпретация, что отбросило церемониальную магию на много веков назад. В это время появилось множество суеверий и примет, некоторые из которых существуют до сих пор. Можно сказать, что черная магия в современном понимании возникла именно тогда.

В Средневековье именно на основе египетской магической системы, которую римляне пусть и в искаженном виде принесли в Европу, была создана новая магическая система. Немалый вклад в нее сделали каббалисты, которые посвятили свою жизнь церемониальной магии, основываясь на убеждении, что Священные книги прямо поощряют занятия оккультизмом.

Ритуальная магия не требует какого-то серьезного обучения, она основана на личном опыте.

Все это привело к чрезвычайному усложнению этого вида магии. Считается, что маг, который хочет обратиться к подобным силам, должен делать это в конкретное время (это зависит от цели обращения), в строго определенных одеждах, используя веками отточенные формулировки, используя сакральные предметы, которые могут передаваться из поколения в поколения. Малейшая ошибка во время церемонии может привести к ужасным последствиям и даже гибели мага.

Считается, что Гитлер собрал огромное количество магов, посвященных в тайны церемониальной магии.

Ритуальная магия

Ритуальная, «низкая» магия основывается на интуитивных магических действиях. В такой магии основной движущей силой являются эмоции мага. Это могут быть, как вынашиваемые, выстраданные эмоции, так и внезапный эмоциональный всплеск. Ритуальная магия требует определенных действий в рамках довольно свободных канонов. Иными словами, маг приблизительно знает, какого рода действия ему нужно совершить для достижения результата, но конкретный набор слов и движений зависит только от него. Ритуальная магия нацелена на решение условно бытовых проблем в отличие от церемониальной.

Новое на сайте

>

Самое популярное