Домой Грибы Любовная и гражданская лирика Маяковского. Поэтические решения темы творческого труда и вдохновения. Особенности композиции и лирический пафос поэмы «Про это», «Хорошо». Гражданско-патриотическая лирика В. Маяковского Патриотическая лирика маяковского

Любовная и гражданская лирика Маяковского. Поэтические решения темы творческого труда и вдохновения. Особенности композиции и лирический пафос поэмы «Про это», «Хорошо». Гражданско-патриотическая лирика В. Маяковского Патриотическая лирика маяковского

Пока на оружии рук не разжали,

повелевается воля иная.

Новые несем земле скрижали

с нашего серого Синая.

В. Маяковский

В. Маяковский — основоположник поэзии нового типа, соединившей социально-историческое, нравственное и фи-лософское направление с лирически откровенным расска-зом человека «о времени и о себе». Его творчество оказы-вало и оказывает огромное влияние на развитие всей поэзии, являясь действенным оружием против безыдейности и формализма в литературе.

Многие произведения Маяковского глубоко патриотич-ны. Неумение и нежелание копить какие бы то ни было ценности, стремление к активной и результативной духов-ной жизни, жертвенность и самоотдача, лежащие в основе его человеческой и поэтической сущности, и вели Маяков-ского к мыслям о народе, о мире «без болей, бед и обид», к приятию революции, заставляя жить «удесятеренной жиз-нью». Для этого поэта не существовало укоренившейся в сознании многих (в том числе и очень талантливых) ху-дожников идеи о непреодолимом противоречии между ис-кусством и жизнью, искусством и революцией.

Патриотизм был главной чертой, направлением твор-чества Маяковского, потому что основой духовного суще-ствования он считал личную ответственность за все, что происходит вокруг. Многочисленные революционные про-изведения поэта явились результатом именно такого мировидения.

Пробеги планет, держав бытие подвластны нашим волям. Наша земля. Воздух — наш. Наши звезд алмазные копи. И мы никогда, Никогда! никому никому не позволим! землю нашу ядрами рвать, воздух наш раздирать остриями отточенных копий.

«Левый марш» В. Маяковского — это призыв к ору-жию, к мужественной, активной борьбе против старого мира. Слово Маяковского — взрывной заряд, способный потряс-ти самое косное сознание, — призывает мысль тут же обратить в действие:

Глаз ли померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи У мира на горле пролетариата пальцы! Грудью вперед бравой! Флагами небо оклеивай!

Никакие заветы прошлого не обременяли поэта, он шел к революции без каких-либо внутренних борений: «При-нимать или не принимать? Такого вопроса для меня... не было. Моя революция».

Маяковский — это прежде всего человек решительных поступков, позволивших ему стать первым поэтом рево-люции. Стихи поэта были реакцией на происходящее в окружающем мире и внутри него самого.

Что угодно, только не созерцательность — вот ключ к философско-этической природе таланта Маяковского. Дей-ственность всегда и во всем — отличительное качество поэта. Материал с сайта

Ненавижу всякую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!

Маяковский сознательно превратил искусство поэзии в трудное, рискованное восхождение на вершину, с которой, как ему казалось, открывались горизонты новой невидан-ной жизни. Он всегда писал только то, что интересовало людей, тревожило их или было непонятно, ведь поэт, по мысли Маяковского, — народный слуга.

А что, если я народа водитель и одновременно — народный слуга?

Наследие Маяковского огромно. Он обогатил русскую и мировую поэзию бессмертными художественными произ-ведениями, которые никогда не утратят ощущение новиз-ны, уверенности и силы, поскольку сердце его навсегда было отдано народу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • sochineniya mayakovskogo
  • патриотизм в творчестве маяковского
  • Маяковский, Владимир Владимирович патриотизм
  • реферат на тему патриотизм в творчестве маяковского

Оригинальность, новаторство, мощная энергетика, уникальность лирического героя, вера в то, что он всеми силами отстаивает, – вот что отличает поэзию Владимира Маяковского. На мой взгляд, это один из самых талантливых русских поэтов.
Безусловно, одной из ведущих тем творчества этого художника слова является тема патриотическая. Больше того, все, о чем писал этот поэт, так или иначе было связано с заботой о судьбе его Родины, с глобальными переменами, происходящими в ней, с утверждением нового строя.
Лирика Маяковского четко делится на два периода. Произведения, написанные до революции 1917 года, наполнены одиночеством, тоской героя по любви и пониманию, по родственной душе, которой он не видит в окружающей его действительности. Отсюда – протест, бунт, эпатаж, желание лирического героя переустроить весь мир, всю Вселенную. Но начать он хочет со свой родной страны.
В стихотворении “Нате!” (1913) герой противостоит бездушной и пошлой публике. Он, как подачку, швыряет этой публике свои стихи, не надеясь уже на ее понимание, а тем более достойную оценку творчества.
Лирический герой говорит с людьми о самом наболевшем, о том, что он отрывает от сердца, о своем самом сокровенном: “я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир”. Но что же публика? Ей все равно:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Эти люди погрязли в мелочных заботах из “мира вещей”. Они намертво спрятали свою душу в раковине и теперь не способны понимать что-либо, не касающееся их желудка. Но лирический герой считает себя свободным от мнения толпы. Он может открыто сказать этим людям все, что он о них думает. Его герой позволяет себе любой эпатаж, чтобы как-то “расшевелить” толпу, заставить ее чувствовать.
В поэме “Облако в штанах” лирический герой разоблачает буржуазное общество, в котором он, как и миллионы других людей, вынужден жить. Это общество “жирных, “желудков в панаме”, которое не имеет ничего святого, не имеет души и сердца.
Поэма состоит из четырех частей, каждая из которых представляет собой крик лирического героя: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!”
Лирический герой “крушит” все основы, на которые опирался общественный строй России. В реальности же со старым миром должна покончить революция. Только она, по мнению поэта, может раз и навсегда изменить жизнь людей и страны.
Интересно, что герой видит в революции не только способ социального преобразования мира. Для него это еще и нравственное очищение. Вот где истинное горнило для души, а не та религия, которую предлагает людям старый строй.
После революции 1917 года патриотическая тема в творчестве Маяковского теснейшим образом была связана с борьбой за новый строй, с недостатками, мешающими наступлению коммунизма:
Граждане, за ружья!
К оружию, граждане…
В “Оде революции” поэт видит все отрицательные моменты переворота (он называет революцию “двуликой”). Сегодня она дает освобождение шахтеру, возвращает ему человеческое достоинство и радость жизни. А завтра – “твоих шестидюймовок тупорылые боровы взрывают тысячелетия Кремля”.
Маяковский так характеризует революцию, подчеркивая ее противоречивость:
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
И все-таки “великая” – для него самый главный эпитет! По мнению Маяковского, все недостатки с лихвой перекрываются революционной идеей – полным обновлением, освобождением миллионов людей, новой жизнью, новой верой. Именно поэтому поэт в финале стихотворения шлет революции свое благословение:
Тебе обывательское
– о, будь ты проклята трижды!
и мое,
поэтово
– о, четырежды славься, благословенная!
Поэтому вполне логичном выглядит прославление поэтом советского паспорта как символа советского строя, идеи коммунизма, революции. В “Стихах о советском паспорте” герой так и заявляет:
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту…
Поэт описывает, какую реакцию вызывает эта “красная книжица” у иностранцев. Ведь и для них советский паспорт – символ СССР, страны, представляющей угрозу капиталистическому миру. Маяковский показывает, что любое упоминание о молодой советской стране пугает иностранцев:
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею
двухметроворостую.
И этот факт вызывает у лирического героя гордость: враги боятся его, его документа, его принадлежности к великой Стране Советов.
В свое творчество Владимир Маяковский вкладывал всего себя. Он искренне верил в революцию, в то, что защищает правое дело. Именно поэтому, может быть, поэт не смог пережить разочарования в том, за что боролся. Именно поэтому, как мне кажется, 1930 год оборвал жизнь Владимира Маяковского.

Патриотизм в творчестве Маяковского

С началом первой империалистической войны Маяковский некоторое время переживает общий, поддерживаемый официальной пропагандой патриотический настрой, просится даже добровольцем в действующую армию (его не взяли из-за политической неблагонадежности), но уже в начале 1915 года его позиция по отношению к войне решительно меняется, трагедию войны он по-настоящему выразил в стихотворении «Я и Наполеон», а стихотворение «Вам!», впервые прочитанное в артистическом кабачке «Бродячая собака» 11 февраля 1915 года, вызвало настоящую бурю негодования у буржуазной публики:

Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?!

Стихотворение «Вам!» и его премьера в «Бродячей собаке», вызвавшая лицемерные сетования газет, знаменует критический момент, внутренний поворот в понимании войны Маяковским. В это время он вернулся к позме «Облако в штанах», которую начал еще в первой половине 1914 года, после посещения во время турне Одессы.

В Одессе Маяковский влюбился. Влюбился с первого взгляда в юную Марию Александровну Денисову, девушку необыкновенного обаяния и, судя по ее дальнейшей судьбе, сильного характера. Влюбился безответно, страдал от этого и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы...

Затем был большой перерыв, война отодвинула этот замысел. И когда наступило прозрение относительно войны, когда поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в ином понимании жизни. вообще. Любовная драма перерастала в драму жизни. Сам поэт так определил смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей».

Тема любви не исчезла из поэмы, первоначальный импульс был настолько мощен, настолько внутренне испепеляющ, что своим нервным током пронизал всю поэму, каждую ее часть. Но это чувство уже не автономно, оно приобретает характер социальной драмы. Моля о любви чистой, не испоганенной никакой корыстью, всю страсть отрицания поэт переносит на буржуазное мироустройство. В нем он видит зло, искажающее мораль, искажающее искусство. Он бросает вызов самому богу, он - «тринадцатый апостол» - могучий образ отрицания, бунта (так сперва называлась поэма).

Богохульство, агрессивная лексика, уличная грубость и нарочитый антиэстетизм выявляют анархические тенденции, бунтарскую стихию поэмы. И хотя Маяковский, богохульствуя, возвышает человека, но стихия захлестывает его: «Выньте, гулящие, руки из брюк,- берите камень, нож или бомбу...»

Страдание и отчаяние толкают героя поэмы к бунту, и страдания его выплескиваются на такой мощной лирической волне, которая способна затопить человека, увлекая его в поток невиданных страстей. Именно тут рождаются парадоксальные метафоры: «Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца!»; «Глаза наслезненные бочками выкачу. Дайте о ребра опереться».

Антибуржуазный бунт Маяковского в этой поэме был также и бунтом против салонного, обескровленного голым эстетством искусства. Косвенно, инстинктом здорового, социально запрограммированного человека Маяковский таким образом выступает и против футуризма с его в сущности эстетской концепцией искусства. Поэт исходит из потребности глубоко демократической: «... улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать». Искусство в его концепции, вытекающей из смысла поэмы, приобретает общественный, нравственный характер.

Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важное событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа.

Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Нами было выделено 2 способа реализации патриотических мотивов. Первый способ реализации - это прославление и восхваление Советского Союза, лидера пролетариата и русского народа, эти патриотические мотивы мы рассмотрим в параграфе 2.1. Второй способ реализации, который мы рассмотрим в параграфе 2.2., это противопоставление СССР, советской жизни и народа в целом капиталистическим странам.

Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных СССР

Первая разновидность патриотических мотивов у В. Маяковского связана с прославлением Советского Союза. Искусство для Маяковского неразрывно связано с идеей партии и пропагандой ее идей. Главная функция искусства - направленность на коммунизм и реализация идей партии.

Например, стихотворение «Товарищу Нетте» - пароходу и человеку» и «Стихи о советском паспорте» наиболее ярко реализуют патриотические мотивы. Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!

(Маяковский,2009,С.55).

Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника».

Пьяные, смешанные с полицией, солдаты

стреляли в народ (Маяковский, 2001, С.34).

Последние пушки грохочут в кровавых спорах,

последний штык заводы гранят.

Мы всех заставим рассыпать порох.

Мы детям раздарим мячи гранат

(Маяковский, 2001, С.34).

И все же поэт не был до конца уверен в правильности революционных методов, Маяковский так характеризует революцию, подчеркивая ее противоречивость:

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

(Маяковский, 1998, С.39).

Маяковский стремится быть оригинальным даже в жанровом определении произведения. Бесспорно, имеются многочисленные историко-документальные хроники, скрупулезно описывающие события 1917 года, повествующие о них существующим языком цифр и дат. Маяковский же ставит иную задачу. Лишь художественная (а в особенности поэтическая хроника) может наполнить повествование жизненной силой. Маяковский показывает, как растет и ширится народное движение («Шире и шире крыл оружие»). В тексте произведения часто встречаются лозунги и призывы, призванные усилить динамику развития сюжета. Победа революции также связана в авторском сознании с окончанием международных войн:

И мы никогда, никогда!

никому, никому не позволим!

землю нашу ядрами рвать,

воздух наш раздирать остриями отточенных копий

(Маяковский, 1999,С.178)

Многочисленные повторы, патриотический пафос призваны подчеркнуть важнейшую мысль о борьбе за землю, единстве, всеобщей вере в положительном исходе революционного движения. Для поэта крайне важно верить и призывать советских граждан совершать благое дело, ради благополучного будущего всего Советского Союза.

Эти же мотивы слышны также в стихотворении «Наш марш», походный ритм которого символизирует триумфальное шествие победителей.

Есть ли наших золот небесней?

Нас ли сжалит пули оса?

Наше оружие - наши песни.

(Маяковский,1997,С.45)

Сделав пропаганду коммунистических идей и идеалов патриотизма одной из основных задач своего творчества, Маяковский не мог не писать о руководителе большевиков. В.И Ленину посвящены стихи «Владимир Ильич!», «Ленин с нами!», «Разговор с товарищем Лениным» и ряд других произведений.

будем нести,

Ильичево, знамя

(Маяковский,2005,С.33)

Автор пытался прославить, пропагандировать, осветить не биографию вождя, а ленинское дело. «Центральным произведением, посвященными руководителю государства рабочих и крестьян, является поэма «Владимир Ильич Ленин». Через все произведение проходит мысль о том, что рождение Ленина в России является исторической закономерностью» (Дядичев В.Н, 2006, С.128).

Антивоенные мотивы - еще одна важная грань патриотической лирики Маяковского, возникшая в связи с началом Первой мировой войны. В стихотворении «Война объявлена» уже само известие о начале войны уподобляется «струе крови». Первая и последняя строфы произведения образуют благодаря повторам кольцевую композицию «багровой крови лилась и лилась струя». Образный ряд стихотворения разделен на две части, к первой можно отнести образы, энергично и позитивно откликнувшиеся на начало войны. Маяковский подчеркивает бравурные плакатные лозунги, гиперболизированный подъем человеческого духа, «когда даже бронзовые генералы готовы ринутся на фронт». Ко второй части относятся образы и явления противоположного порядка, люди, отрицающие и не принимающие насилие: «небо, изодранное о штыков жала», «красный снег», «падающий сочными клочьями человеческого мяса».

Стихотворение «Великолепные нелепости» развенчивает убеждения тех, кто сморит на войну бравурно-парадными взглядами.

Все они встанут

вернутся

и, улыбаясь, расскажут жене,

какой хозяин весельчак и чудак.

Скажут: не было ни ядр, ни фугасов

и, конечно же, не было крепости!

Просто именинник выдумал массу

каких-то великолепных нелепостей!

(Маяковский, 1996. С.277).

Патриотическая направленность поэзии Маяковского устремлена в будущее. В стихотворениях «Красная зависть» и «Секрет молодости» поэт обращается к детям. Ради них, ради будущих масштабных экономических свершений старшее поколение идет на жертвы и лишения.

В первый раз

малышам-ка я

барабанящим

позавидую.

в грядущее рваться,

оббивать

его порог,

грядущее это

в двадцать

расшагаете

громом ног

(Маяковский, 1993. С.44).

Молодые -

кто бойцовым

рядам поределым

всех детей:

земную жизнь переделаем!»

(Маяковский, 2001. С.38).

Посвящать лучшие строки родной земле - глубокая традиция как русской классической поэзии, так и литературы в целом со времен ее древнейшей истории. Особенно актуальны размышления о судьбе родины, прославлении ее величия и переломные моменты, когда определяется выбор дальнейшего пути развития державы на долгие годы.

Патриотическая лирика Маяковского многогранна. Большинство стихотворений патриотической направленности славят новую советскую страну. Но есть и стихотворения о малой родине:

Только нога ступила в Кавказ,

я вспомнил, что я - грузин

Эльбрус, Казбек. И еще - как вас?!

На гору горы грузи!

(Маяковский, 2001. С.55).

глупость - эдемы и рай!

пелось про это,

должно быть,

радостный край,

подразумевали поэты…

(Маяковский, 2001. С.79).

В стихотворении «Владикавказ-Тифлис» лирический герой путешествует по родным местам, свободно перемещаясь в пространстве и во времени. Для создания национального колорита Маяковский использует грузинские фразы. Он жаждет прогрессивных перемен в жизни родной страны, размаха строительства, развития промышленности, Маяковскому хотелось бы видеть, как процветает и преображается его Грузия.

Во всю трудовую прыть, для стройки не жаль ломаний!

Если даже

Казбек помешает - срыть!

Все равно не видать в тумане.

Подводя итог параграфа, нужно отметить, что патриотические мотивы в стихотворениях В.В. Маяковского реализованы в образах отдельных граждан (Теодоре Нетте, В.И. Ленин), так и народа в целом: русских солдат, обычных советских граждан, земляков, молодежи («Владимир Ильич!», «Ленин с нами!» «Товарищу Нетте», поэма «Владимир Ильич Ленин» «Стихи о советском паспорте»). Поэт подчеркивает свою преданность народному вождю, благодарит и любит его, а также призывает весь советский народ идти за лидером навстречу светлому будущему.

Поэт ратует за всеобщее единение, борется за свою Родину, прославляет революцию, как способ изменить жизнь людей в лучшую сторону, («Революция», «Война объявлена», «Шире и шире крыл оружие», «Великолепные нелепости», «Наш марш»).

Патриотизм и любовь Маяковского также реализуется с помощью образа малой Родины, в таких произведениях, как «Владикавказ-Тифлис», «Юбилейное». Автор заботится и переживает за будущее своего родного края, мечтает увидеть Грузию прогрессивной и процветающей страной с утверждением нового строя.

Владимир Маяковский беспокоится за молодое советское поколение («Красная зависть», «Секрет молодости»), призывает их беречь и заботиться о благе Советского Союза. Оригинальность, новаторство, мощная энергетика, уникальность лирического героя, вера в то, что он всеми силами отстаивает и неиссякаемый патриотизм - вот что отличает поэзию Владимира Маяковского.

Оригинальность, новаторство, мощная энергетика, уникальность лирического героя, вера в то, что он всеми силами отстаивает, - вот что отличает поэзию Владимира Маяковского. На мой взгляд, это один из самых талантливых русских поэтов.

Безусловно, одной из ведущих тем творчества этого художника слова является тема патриотическая. Больше того, все, о чем писал этот поэт, так или иначе было связано с заботой о судьбе его Родины, с глобальными переменами, происходящими в ней, с утверждением нового строя.

Лирика Маяковского четко делится на два периода. Произведения, написанные до революции 1917 года, наполнены одиночеством, тоской героя по любви и пониманию, по родственной душе, которой он не видит в окружающей его действительности. Отсюда – протест, бунт, эпатаж, желание лирического героя переустроить весь мир, всю Вселенную. Но начать он хочет со свой родной страны.

В стихотворении «Нате!» (1913) герой противостоит бездушной и пошлой публике. Он, как подачку, швыряет этой публике свои стихи, не надеясь уже на ее понимание, а тем более достойную оценку творчества.

Лирический герой говорит с людьми о самом наболевшем, о том, что он отрывает от сердца, о своем самом сокровенном: «я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир». Но что же публика? Ей все равно:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Эти люди погрязли в мелочных заботах из «мира вещей». Они намертво спрятали свою душу в раковине и теперь не способны понимать что-либо, не касающееся их желудка. Но лирический герой считает себя свободным от мнения толпы. Он может открыто сказать этим людям все, что он о них думает. Его герой позволяет себе любой эпатаж, чтобы как-то «расшевелить» толпу, заставить ее чувствовать.

В поэме «Облако в штанах» лирический герой разоблачает буржуазное общество, в котором он, как и миллионы других людей, вынужден жить. Это общество «жирных, «желудков в панаме», которое не имеет ничего святого, не имеет души и сердца.

Поэма состоит из четырех частей, каждая из которых представляет собой крик лирического героя: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!»

Лирический герой «крушит» все основы, на которые опирался общественный строй России. В реальности же со старым миром должна покончить революция. Только она, по мнению поэта, может раз и навсегда изменить жизнь людей и страны.

Интересно, что герой видит в революции не только способ социального преобразования мира. Для него это еще и нравственное очищение. Вот где истинное горнило для души, а не та религия, которую предлагает людям старый строй.

После революции 1917 года патриотическая тема в творчестве Маяковского теснейшим образом была связана с борьбой за новый строй, с недостатками, мешающими наступлению коммунизма:

Граждане, за ружья!

К оружию, граждане…

В «Оде революции» поэт видит все отрицательные моменты переворота (он называет революцию «двуликой»). Сегодня она дает освобождение шахтеру, возвращает ему человеческое достоинство и радость жизни. А завтра – «твоих шестидюймовок тупорылые боровы взрывают тысячелетия Кремля».

Маяковский так характеризует революцию, подчеркивая ее противоречивость:

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

И все-таки «великая» - для него самый главный эпитет! По мнению Маяковского, все недостатки с лихвой перекрываются революционной идеей – полным обновлением, освобождением миллионов людей, новой жизнью, новой верой. Именно поэтому поэт в финале стихотворения шлет революции свое благословение:

Тебе обывательское

О, будь ты проклята трижды!-

О, четырежды славься, благословенная! -

Поэтому вполне логичном выглядит прославление поэтом советского паспорта как символа советского строя, идеи коммунизма, революции. В «Стихах о советском паспорте» герой так и заявляет:

Чертям с матерями

любая бумажка.

Но эту...

Поэт описывает, какую реакцию вызывает эта «красная книжица» у иностранцев. Ведь и для них советский паспорт – символ СССР, страны, представляющей угрозу капиталистическому миру. Маяковский показывает, что любое упоминание о молодой советской стране пугает иностранцев:

Как гремучую

Двухметроворостую.

И этот факт вызывает у лирического героя гордость: враги боятся его, его документа, его принадлежности к великой Стране Советов.

В свое творчество Владимир Маяковский вкладывал всего себя. Он искренне верил в революцию, в то, что защищает правое дело. Именно поэтому, может быть, поэт не смог пережить разочарования в том, за что боролся. Именно поэтому, как мне кажется, 1930 год оборвал жизнь Владимира Маяковского.

Новое на сайте

>

Самое популярное