Домой Природное земледелие Дорожи тем что есть урок милосердия. Урок на тему " милосердие". Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка

Дорожи тем что есть урок милосердия. Урок на тему " милосердие". Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка

Цель: с пособствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие», дать детям возможность понять, что люди с физическими недостатками имеют право на то, чтобы к ним относились так же, как и ко всем другим людям.
Задачи:
- учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции, создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе мыследеятельности детей на занятии;
- развивать воображение, устную речь детей, умение размышлять, задумываться над поступками людей, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.
- воспитывать уважительное, внимательное отношение к близким людям, развивать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, и адекватному проявлению своих чувств.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация занятия, листочки с ответами тестов, листочки с буквами, фонограмма песен «Если добрый ты», «Дорогою добра», отрывок из произведения Крапивина «Самолёт по имени Сережка», клубок ниток, памятка «Жизненные правила», отрывки из мультфильма «Снежная королева», видеофильм «Паралимпиада», социальный проект «Мы рядом».
Форма занятия: проблемная беседа, тренинг

Ход занятия

1. Организационный момент

Звучит музыка. Дети сидят на стульях полукругом.

Ребята, пожалуйста, встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

2. Определение темы занятия.

Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Послушайте стихотворение и попробуйте отгадать, какое же это качество.

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно важней, чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие! Сердец доброта!

(слайд 2)

Почему стоит многоточие?

Верно, мысль не окончена.

Как вы понимаете «милосердие»? С какими качествами человека или поступками людей ассоциируется у вас это слово?

Упражнение «Мозговой штурм».

На доске записываю ответ каждого ребёнка, который не обсуждается и не критикуется.

3. Основная часть.

А) Работа над смыслом слова « милосердие».

Как получилось слово «милосердие»?

Какая часть слова указывает на его основной смысл?

Корень слова «милосердие».

Молодцы! Итак, корень «мил», корень «серд»

(слайд 3)

Давайте подберем родственные слова с корнем «мил» (Слайд)

Назовите слова с корнем «мил» (милый)

Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)
(слайд 4)

Значит милый - это приятный?

С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй, ласковой, нежной)

Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» (милость)

Что думаете о значении этого слова?

(Помощь, любовь, жалость, добро)

Игра «Да, нет, не всегда»

На доске написаны 3 слова. Встаньте рядом с тем словом, которое является ответом на вопросы:

Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью?

Может ли человек прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную ему помощь?

Тренинг « Связующая нить»

Сейчас вы возьмёте клубок, он покатится по рукам. Пока он у вас в руке, можете пожелать что-то хорошее себе и одноклассникам. Нитку из рук не выпускайте.

Вот клубок оказался снова у меня. Теперь мы все оказались связанными одной нитью. Вот также прочно связаны ваши отношения друг с другом, ваши мысли, чувства, дела. Если спутаете или разорвёте эту нить, вы разорвёте ваш прочный союз.

Добрый человек - это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям.

Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно.

Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? А бабушка?

Итак, родственные слова: милый, милость, помиловать.

Теперь подберем родственные слова с корнем «серд».

(слайд 5)

Давайте вспомним сказку Х. Андерсена «Снежная Королева». (Осколки ледяного зеркала попали в сердце Кая, отчего он и сделался злым и жестоким. Поступки у него тоже были злые и жестокие)

Частенько приходится слышать «Сердце болит». Поясните, пожалуйста.

(слайд 6)

Сердце болит -

Душа болит-

(Когда нам обидно, когда мы переживаем, когда вы кого-то обижаете. Неужели душа не болит и вам все равно?)

Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»?

Доброта, жалость, помощь, прощение.

В) Познавательный блок.

Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре С.И.Ожегова и Д.Н. Ушакова

(слайд 7)

«Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

«Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь)

(Милосердие - это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения)

С) Практический блок.

Сейчас я вам предлагаю задачи, которые вы обсудите в 3 группах. Подумайте: можно ли в данной ситуации оказанную помощь назвать милосердием?

(слайд 8)

Задачи:

  1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути.
  2. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался прейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
  3. Когда старушка-соседка попросила мальчика купить в магазине молока, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.

Игра « Подбор синонимов и антонимов»

(слайд 9)

Подбор синонимов

Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие человечность, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь

Подбор антонимов

Равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

Скажите, кто может быть милосердным? (человек)

А как вы думаете, ребята, нужно ли милосердие в наше время, кто нуждается в милосердии?

Старики и пожилые люди. (слайд 10)

Дети. (слайд 11)

Люди, попавшие в трудные жизненные ситуации (пожар, наводнение, землетрясение, теракт и т.д.) (слайд 12)

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Животные. (слайд 13)

Больные люди, инвалиды. (слайд 14)

Энергизатор «Танец на стульях».

А сейчас предлагаю вам, сидя на стульях, потанцевать, сделать 3 несложных движения под музыку:

— поочередно поднимайте то левую ногу и правую руку, то правую ногу и левую руку;

— закинув правую за голову, повернитесь налево, затем — левую руку, повернитесь направо (поприветствуйте соседа улыбкой);

— легонько стукните ладошками о коленки, повернитесь к правому соседу и стукните ладонями его ладони, затем так же — другому соседу.

Ответьте на вопросы:

Какие чувства у вас возникли, когда вы танцевали? (по кругу отвечают)

У вас поднялось настроение?

В каких ситуациях можно танцевать этот танец?

(подвести к тому, что такой танец в виде зарядки можно предложить людям, прикованным к инвалидному креслу.)

Ребята, сейчас я вам раздам листочки с маленьким тестом. Внимательно прочитайте вопрос и постарайтесь честно ответить на него.

Тест.

Когда вы видите человека в инвалидной коляске, вы:

А. Заводите разговор с ним как ни в чем не бывало.

Б. Не знаете о чем говорить, не поднимаете глаз, стараетесь поскорее уйти.

Кто выбрал ответ А, встаньте под буквой А (на стене), кто выбрал ответ Б, встаньте под буквой Б.(ребята распределяются)

Как вы думаете, почему получилось так, что в группе Б больше детей? (Потому что мы часто не знаем, как себя вести в таких случаях. Мы мало знаем об инвалидах, об их чувствах, не знаем, о чём с ними говорить.)

Может нам поможет в этом анализ отрывка из произведения В. Крапивина «Самолет по имени Сережка».

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Баганская средняя общеобразовательная школа № 2

Баганского района Новосибирской области

Урок по предмету «ОРКиСЭ»

модуль «Основы светской этики»

Урок милосердия

Курганкина Наталья Петровна

Тема урока: «Урок милосердия»

Цель: знакомство с понятием, милосердие как совокупности добрых качеств человека; способствовать воспитанию готовности и способности учащихся к совершению добрых дел и поступков.

Задачи:

    Раскрыть понятие «милосердие»;

    Развивать исследовательские навыки, творческие способности обучающихся;

    Развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией,

используя современные технические средства;

    Формировать универсальные учебные действия (УУД) обучающихся;

Планируемые результаты учебной деятельности

Предметные:

Формирование на базе имеющейся информации правильного представления о милосердии;

Личностные учебные действия:

- осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим,

Формирование убежденности в том, что благотворительность важна во все времена-формирование гражданской идентичности в форме осозна­ния «Я» как гражданина Рос­сии, чувства со­причастности и гордости за свою малую родину, народ и историю страны.

Регулятивные учебные действия:

Умение организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать).

Познавательные учебные действия

- выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, моделирование, построение цепи логических рассуждений;

- развитие рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные учебные действия:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ИКТ-компетентности

Овладение простейшими способами поиска информации по ключевым словам;

Нахождение главного в собранной информации;

Осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы).

Используемые методы :

словесные (диалог, беседа), игра, исследовательский метод, метод презентации.

Формы работы: коллективная, индивидуальная и групповая работа.

Методические комментарии:

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС , предполагает активность обучающегося- знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается самостоятельная работа обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, толковые словари.

Ход урока.

    Орг. момент.

В жизни по – разному можно жить-

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённой солнце достать

И подарить его людям.

Давайте подарим друг другу и нашим сегодняшним гостям наш урок.

    Мотивация учащихся, игра – тренинг.

Доброе утро ребята. Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Улыбнитесь, ведь улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни. Садитесь, пожалуйста. Начинаем наш урок.

    Рефлексия.

Нарисуйте смайлик, настроение которого совпадает с твоим. 3 минуты.

    Введение в тему.

Ребята, я хочу рассказать вам о случае, свидетелем которого я стала. (девушка помогла инвалиду).

Беседа по услышанному:

Как поступила девушка?

Как оценить поступок? Каким словом?

Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей)

5.Выдвижение гипотезы.

Правильно, ребята, поговорим сегодня о МИЛОСЕРДИИ.

А насколько важна эта тема? Заслуживает ли она того, чтобы тратить время на её обсуждение? (ответы детей)

Просмотр видеоролика

Так что же такое «Милосердие»? кто- нибудь может объяснить?

6. Работа с понятием.

Но что написано об этом словаре?

Предлагаю вам обратиться к толковым словарям и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

Читают определения.

Выразите цветом своё отношение к милосердию.

Объясните выбор цвета.

Из ответов учащихся:

«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»

«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра».

«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.

Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Обратите внимание, из каких слов состоит слово МИЛОСЕРДИЕ?

Давайте выделим корни в слове «милосердие»

Как вы понимаете значение словосочетания «Милое сердце»?

Какие еще человеческие качества близки милосердию?
7. Работа в группах.
(Группам дается список качеств, дети должны выбрать, какие качества близки милосердию).
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Задание 1. Выбрать, какие качества близки милосердию.

Милосердие – это одно из главных качеств русского народа. Наши мудрые предки сложили множество пословиц о милосердии и доброте.

Задание 2. Соберите пословицы и объяснить значение одной из них.

(Пословицы и поговорки о милосердии и доброте).

    Добрые вести прибавят чести.

    Доброта без разума пуста.

    Кто добро творит, тому бог отплатит.

Добрый человек в добре живет век.

8. Пауза

На земном шаре столько добрых людей, отзывчивых и сердечных

Ребята, как вы понимаете словосочетание «Будьте добры»? (так говорят, когда просят о чем-то).

Я предлагаю вам проверить, на сколько вы внимательны и терпеливы. Я буду вас просить что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ»!

Будьте добры поднимите руку.

Хлопнете в ладоши.

Повернитесь налево.

Будьте добры улыбнитесь.

Будьте добры присаживайтесь.

Спасибо, ребята вы очень внимательны.

9. Работа над понятиями.

А сейчас послушайте одну притчу:

Если ты такой милосердный, то забирай даром

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный , то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева , как ты.

О чём эта притча?

Каким качеством обладал мальчик?

Кто нуждается в милосердии?

10. Работа в группах.

В каких ещё ситуациях мы можем увидеть проявление милосердия?

У вас на столах задания. Вам нужно найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1.Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка…

2. заболел твой товарищ..

3. Вы увидели на ступеньках магазина маленького котенка…

4. Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка…

5. Ты услышал, что дразнят твоего одноклассника…

6. В соседнем доме случился пожар…

11. Работа над понятиями

Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя ». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

О чем притча?

Ребята, а в наше время есть такие отзывчивые и добрые люди? (слайд)

А себя вы можете отнести к таким людям?

12. Игра «Ромашка Доброты»

Перед вами на парте лепестки ромашки. Подумайте, что вы сделали хорошее, доброе вчера, а может быть уже и сегодня. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к середине нашего цветка. А цветок прикрепите на нашу поляну.

Посмотрите, у нас получился целый цветник добрых дел.

13. Рефлексия.

- Составить синквейн на тему милосердие (если останется время).

Пример:

милосердие

бескорыстный, добрый

помогает, спасает, утешает,

где тяжело, будь там

ответственность

милосердие

добрый, переживающий

проявлять, поддерживать, любить

помогать нуждающимся в помощи

забота

любящий, отзывчивый

сочувствовать, переживать, помогать

мы должны проявлять сострадание

необходимо.

Вот и подошёл к концу наш урок (Дети читают стихотворение).

14. Итог урока

Я очень хотела бы, чтобы вы научились быть милостивыми, научились не озлобляться, а прощать, проявлять милость, проявлять ту любовь к людям, которая живёт в душе каждого из нас.

15. Задание на дом.

Задание на дом: подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.

Задание 1.


Сопереживание Зависть Память Сочувствие Злость Доброта Терпимость
Равнодушие Жалость Безразличие Уважение Эгоизм Чуткость Черствость

Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Задание 1. Выбрать, какие качества близки милосердию.
Сопереживание Зависть Память Сочувствие Злость Доброта Терпимость
Равнодушие Жалость Безразличие Уважение Эгоизм Чуткость Черствость

“Доброе слово лечит, злое калечит”

“Злой не верит, что есть добрый”

“Добрая слава лежит, а худая бежит”

“Доброго чтут, а злого жалуют”

Добрые вести прибавят чести.

Доброта без разума пуста.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Доброе дело питает и душу и тело.

Добрый человек в добре живет век.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают да дела их живут.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Доброе братство лучше богатства.

Живи добрее, будешь всем милее.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрые слова дороже богатства.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло

Добрый человек в добре живет век.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром

Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка…

Заболел твой товарищ..

Вы увидели на ступеньках магазина маленького котенка…

Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка…

Ты услышал, что дразнят твоего одноклассника…

В соседнем доме случился пожар…


Милосердие - чистосердечность, сочувствие, готовность делать добро вся­кому, любовь на деле, способность отозваться на чужую боль. Людям мило­сердным присуще сочувствие по отношению к сироте, инвалиду, тяжело больному человеку, человеку преклонных лет, человеку, который попал в беду. (Толковый словарь В. И. Даля)


Задание. Найдите сначала слова, которые символизируют добро. А теперь слова, которые символизируют зло. Любить, надеяться, почет, ненависть, безразличие, боль, уважение, согласие, хороший, тревога, нежность, грустный, болезнь, справедливость, война, кровь.




Вывод: Добро - это духовная категория, ее нельзя коснуться, понюхать, посмаковать. Добро можно только почувствовать: это ласковое, хорошее отношение, это готовность помочь в трудную минуту, это любовь к окружающему миру. Это то, которое заставляет нас радоваться, любить, сочувствовать.










Вывод: Быть хорошим - это бережливо относиться к более слабым, к инвалидам, понимая, что здоровье - это божий дар и мы не должны хвалиться им перед слабее себя. Здоровая и красивая физическая оболочка не всегда свидетельствует о духовном богатстве и душевной красоте, а в немо щ ном теле может быть богатое внутреннее содержание, любовь к окружающим, милосердное отношение к другим.


Вывод: Человек на то и человек, чтобы оценивать и взвешивать свои действия, и поступки. Часто человеческая легкомысленность и безразличие становится причиной страданий и неустроенности братьев наших младших. Следовательно, не будьте безразличными. Памните, что все мы - деть Космоса и мы рождены для того, чтобы лелеять добро.


Золотое правило: Относиться к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Уважать других, особенно старших и более слабых от себя. Слушать маму, папу. бабушку. Не смеяться над калеками. Любить и беречь природу, животных. Не проходите безразлично мимо человеческой беды, горя, отчаяния. Не оставлять животных в беде. Любить природу и все живет. Бережливо относиться к красоте. Уметь не только посочувствовать в горе, ай порадоваться чужому успеху.

Конспект занятия для учащихся 5-7 классов "Милосердие"


Цель: познакомить учащихся с понятием «милосердие».
Задачи:
- рассмотреть различные позиции по отношению к милосердию;
- развивать познавательную активность, кругозор учащихся;.
- воспитывать стремление совершать добрые дела.
Описание. Данное занятие составлено для учащихся 5-7 классов. Можно рекомендовать классным руководителям 8-9 классов. Занятие призывает учащихся совершать добрые дела, быть милосердными.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, слышали ли вы такое слово – «милосердие»? Оно состоит из двух слов. Каких?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Слово «милосердие» состоит из двух слов – «милое» и «сердце». Милое – значит доброе. В словаре В.И.Даля можно прочитать такое определение:


В наши дни это слово употребляется не очень часто. А жаль! Ведь слово 0 доброе, хорошее. Представьте, вы нашли котёнка со сломанной лапкой. Что с ним делать? Домой нести нельзя, потому что у вас живёт немецкая овчарка, а она не терпит кошек. Бросить его? Пройти мимо, будто и не заметили? Нет! Так поступают только жестокие и равнодушные люди. Человек милосердный возьмёт котёнка, отнесёт его в ветеринарную лечебницу. Оттуда котёнка отправят в приют для бездомных животных. Такой поступок милосердный. Но вы можете возразить, что не знаете, где находится лечебница, как туда проехать или пройти. Как нужно поступить в этом случае?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Да, лучше обратиться к взросым людям, родителям. Они вам помогут найти лечебницу для животных и отнесут туда вместе с вами котёнка. Это и есть «деятельное сострадание». Вы не просто стояли, смотрели на котёнка и жалели его в душе, вы предприняли конкретные действия – помогли страдающему живому существу. Когда доброта не пустые слова, а помощь обездоленным, нуждающимся в ней – вот что такое милосердие!
Милосердные люди были всегда. В старину на свои деньги они строили приюты и больницы для старых, больных, одиноких людей; детские дома для детей, оставшихся без родителей. Здесь детей т кормили, и учили, и давали профессию, чтобы человек потом мог прокормить себя сам. В наши дни содержание детских домов и домов для престарелых взяло на себя наше государство.
Есть среди нас люди с ограниченными возможностями, например, инвалиды. Им нелегко жить в городе, передвигаться на инвалидной коляске, подниматься по ступеням магазинов, аптек, домов. Милосердные люди для них строят специальные пандусы. Дорогие друзья, если вы увидите инвалида на улице, обязательно постарайтесь ему помочь.
Послушайте притчу о милосердном самарянине.
ПРИТЧА О милосердном САМАРЯНИНЕ
Во время своей земной жизни Иисус Христос призывал своих последователей приводить к Нему людей для последующего наследования Его небесного дома. Он призывал всех работать с Ним для спасения ближних.

Такой призыв казался странным многим людям, поэтому Иисус часто повторял его.
Однажды к Христу подошел законник и спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус ответил ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». На это Иисус ему ответил: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но законник не поступал так. Он не любил ближнего, как самого себя и поэтому, желая оправдаться, спросил Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос законника Христос рассказал следующую притчу.
Один человек шел по безлюдной местности из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, избили его, отняли у него всё, что было, и бросили на дороге, думая, что он мёртв. Через некоторое время по этой дороге шёл священник, но не остановился и прошёл мимо. Потом на этом месте был левит, который тоже, взглянув на израненного человека, прошёл мимо. Эти люди служили в храме Божием и должны были быть милосердными. Но на деле оказались холодными и бесчувственными.
Позже тем же путем проезжал самарянин. Иудеи ненавидели самарян и презирали их. Иудей ни за что бы не дал самарянину напиться воды и не подал бы ему куска хлеба. Но самарянин, когда увидел чуть живого человека, даже забыл о собственной безопасности. Ведь разбойники могли убить его. Он видел перед собой лишь незнакомца, истекающего кровью, который нуждался в немедленной помощи.
Самарянин подложил свой плащ под раненого, дал ему вина и возлил на раны масло, после чего перевязал их. Потом посадил незнакомца на своего осла и довёз до гостиницы. Утром самарянин дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботился о больном, пока тот не выздоровеет.


Рассказав это, Иисус обратился к законнику и спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Он ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал: «Иди и ты поступай так же».
Таким образом, Иисус Христос учил, что всякий, нуждающийся в нашей помощи, есть наш ближний. Мы должны поступать с ним так же, как желали бы, чтобы поступали с нами.
Воспитатель: Чему же учит эта притча?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Ребята, продолжите фразу: «Милосердие – это…». Что? Подберите имена существительные, которые определяют понятие «милосердие».
(Учащиеся Называют: доброта, жалость, сопереживание, терпимость, чуткость, сочувствие, человечность)
Воспитатель: А кто назовёт качество человека, противоположное милосердию?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Это – жестокость. Это плохое свойство, в нём нет ни капли доброты! Жестокие люди безразличны к страданиям других, они, наоборот, причиняют другим боль. Но недаром в народе говорят: «Делая зло, на добро не надейся», «Злой всегда мыслит злое», «Злой человек злее волка», «Злой человек, как уголь: если и не жжёт, то чернит». Объясните эти пословицы!.
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Ученик: Я хочу быть милосердным,
Делать доброе усердно,
Всех жалеть и сострадать,
Кому больно – помогать.
Сбегать я могу в аптеку
Для больного человека,
Сук большой убрать с пути,
Сумки маме донести.
Помогу я инвалиду,
Малыша не дам в обиду.
И ко мне добро вернётся,
Доброй феей обернётся.
Воспитатель: Занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии.
1.Из каких двух слов состоит слово «милосердие»?
2.Какие качества свойственны милосердному человеку?
3.Проявляли ли вы милосердие? Расскажите, когда, по отношению к кому?
4.Назовите качество человека, противоположное милосердию.
5.Жестокость – это хорошая черта характера или плохая?
6.Как вы понимаете пословицу «Добра желаешь – добро и делай»?
(Учащиеся отвечают на вопросы)
Воспитатель: Занятие закончено. Благодарю всех за участие.

Тема Урока: Милосердие.

Цель: осмысление великого дара любви через рассмотрение добрых деяний.

1. Определить и понять глубинный смысл социокультурных категорий «милосердие», «сострадание», «равнодушие».

2.Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности до наших времен, работать над развитием навыков проявления милосердия и сострадания.

3. Формирование духовно-нравственных ценностей: потребности в доброжелательном отношении к окружающим; привить школьникам нравственные понятия милосердие, доброты души, искренности, человеколюбия в словах и делах.

Тип урока- изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование: учебник «Истоки», карточки с заданиями для каждой группы, для ответов на вопросы - солнце, мультимедийный проектор,

Ход урока

Слайд 1.

    Настрой на работу.

Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в мир истоков. Я думаю, что наша совместная работа приведёт к успеху. Я желаю вам на уроке научиться раскрывать свои маленькие сердца для добрых дел. Хорошего настроения, приятного общения.

И для начала урока давайте подарим друг другу улыбку. Садимся.

Закройте глаза и представьте себе, что перед вами улица, полна людей. Их так много и вы среди них. Одни из них спешат куда-то,другие идут не торопясь.А тут….

Слайд2

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Пел слепой заученное с детства,

Руку на котомку положив.

И невольно западала в сердце

То ли песня, то ли боль души.

Облаками покрывая небо,

Ветер над деревьями кружил.

Пел слепой, прося немного хлеба,

Хлеб иной прохожим предложив …

(Иеромонах Роман.)

Какие чувства вы испытываете, видя таких людей?

А что чувствует слепой, когда люди равнодушно проходят мимо?

А что такое иной хлеб?

А как понять духовный хлеб?

Обосновывают свои чувства и чувства слепого.

Приводят свои примеры духовного хлеба

(Познавательные :

логические:

выбор обоснований и критериев для сравнения

3.Постановка учебной задачи. Ресурсный круг «Наживать добро или творить добро»)

Слайд 3

Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал

Слайд 4

О чем будет тема сегодняшнего урока?

О милосердии

Слайд 5

Милосердие.

Как образовано слова?

Что вы представили, почувствовали, услышали в нем?

4.создание проблемной ситуации.

Слайд 6

Подчеркните те слова, которые относятся к милосердию - Парная работа. Карточка №1

Сострадание, равнодушие, ложь, бессердечие, жадность, благотворительность, чуткость, отзывчивость добродушие, милостыня,ненависть, нежность

Что получилось, Проверим.

Попытаемся объяснить: Что такое милосердие?

Слайд 7-9

Милосердие отличительная черта русского человека.

Упавшему помоги встать, Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь. Ибо всякое доброе дело есть милосердие.

5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Итак, любое доброе дело, потребность помогать другим и есть МИЛОСЕРДИЕ

Слайд 10

Истоки милосердий начало берут с церквей. Сначала приюты и богодельни были только при церквях. Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст.

«Мы всей природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего»

И есть икона милосердии. Она называется Икона Божией матери «Милостивая»

Давай посмотрим видеофильм об этой иконе.

Слайд11

Просмотр видеофильма об «Иконе Божией Матери «Милостивой»

Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Как рождается милосердия? Ответ ищите на странице 79.

Слайд12

6. Работа с учебником

Милосердие обязательно проявляется в делах, т.к. во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные.

Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни . Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней ). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями.

Откройте учебник на стр 80. Прочитайте главу «Это поучительно»

Почему земляки до сих пор помнят имя купца Токарева?

(дал денег на строительство ремесленной школы)

муз. пауза «Дорогою добра»

7 Проверка домашнего задания Ваше домашнее задание к сегодняшнему уроку было изучить благотворительную деятельность династии Демидовых.

Как вы понимаете слово династия?

Слайд 13

Чем занимались и какую промышленность они развивали в России?

Кто был основоположником рода Демидовых?

Кого из рода Демидовых ещё знаете и запомнили?

Слайд14

Сколько лет род Демидовых занимался благотворительной деятельностью?

Чему отдавали предпочтение Демидовы в благотворительной деятельности? (русской науке и просвещению)

Далеко за пределами России известны имена русских благотворителей –Демидовы. Это были грамотные люди, которые много делали для развития России, образования и науки. Все поколения Демидовых любя науки и почитая просвещение, считали это основой благополучия любого государства и, прежде всего, пеклись о крепости и жизненности этой основы в своем Отечестве, России.

Во имя этого, воистину совершали подвиги благотворительности , подвиги, вызывавшие восхищение не только в России, но и в Европе, подвиги, богатые бесконечными последствиями для современников и далеких будущих поколений русских. Династия Демидовых занималась благотворительной деятельностью на протяжении 300 лет!

А как мы можем участвовать в делах милосердии.

Милосердие включает в себя и благотворительность.

Слайд 15

Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги, а по зову души.

В России орден сестер милосердия организовала Елизавета Федоровна Романовна.

Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи (в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.

Слайд 16

Движение «Сестра милосердия» получил отклик и в мирное время. Сестры милосердии ухаживают за больными и престарелыми.

Слайд17-18

А как мы можем участвовать в делах милосердия?

Вывод.

Слайд 20

8.Работа в группах . 2 задание.

Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).

Два путешественника. (Ушинский К.Д.)

Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих!» Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери. Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом.

Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью?

Вывод. Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Слайд 21

Карточка №3 Задание. Определи, в чем больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Обиженный

Прощение

Провинившийся

Доброе сердце

Целебный сок

Благотворитель

Утешение

Слайд 22 Проверка

Молодцы, вы хорошо справились с предложенным заданием. Чтобы утвердить сказанное, давайте нарисуем руку помощи, пусть это будет символом нашего урока, и протянем тому, кто в этом нуждается.

10. Рефлексия . Итак, что значит быть милосердным? Отвечая на этот вопрос давайте составим правила милосердия.

Слайд 23

Составление правила милосердия.

Слайд24

Слайд 2 5

Домашнее задание.

И заканчивая сегодня наш урок я хочу протянуть руку помощи вам всем.

Один мудрец спросил у народа «Скажите, пожалуйста, а какого цвета милосердие?»

Раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие. И когда вы захотите сделать плохой поступок, за который вам будет потом стыдно посмотрите на этот символ и подумайте – «А стоит ли?»

Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие –это бесценный дар.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро!

Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ!

.Ресурсный круг

Что можно посоветовать младшим, воспитывая в них милосердие.

Познавательные: логические :

Анализ объектов с целью выделения признаков;

Подведение под понятие, выведение следствии

общеучебные:

Постановка и решение проблемы;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные :

Планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные :

Умение работать в группе;

Учитывать разные мнения;

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Первичное закрепление. Активное занятие. Работа в группа

6. Закрепление

7. Рассматривание репродукции иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой» в учебном пособии «Истоки» 3 класс.

8. Самостоятельная работа

9.Практическая работа.

10. Включение в систему знаний и повторение.

Совместное исполнение песни «Дорогою добра»

1. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.

Здоровье

Хлеб больной

Утешение сирота

Приют обиженный

Покаяние нищий

Прощение провинившийся

Целебный сок

2.Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов

Выслушать – закричать

Позавидовать – порадоваться

Поссориться – уступить

Обидеться – простить

Протянуть ладонь – показать кулак

Утешить - промолчать

3 .Расставьте в логическую последовательность следующие ступени духовного возрастания: добрые мысли, доброе имя, добрые слова, добрые дела, добрая память.

4 . Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке:

Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый.

Через какие акции можно оказывать благотворительность?

Занимались ли вы сами когда – нибудь благотворительностью?

А ваши родители занимались благотворительностью?

Людей, занимающихся благотворительностью, называют меценаты .

Кто знает меценатов нашей школы? Их портреты на Доске Почёта на первом этаже. Какие добрые дела они делают для нашей школы?

Зачем нужны сострадательные люди?

    Закон о благотворительности принят август 1995 год. «Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»

    День благотворительности 22 августа . День милосердия и благотворительности (в России). Еще один церковно-общественный праздник в нашей стране. Отмечается с 2004 г. Учрежден в честь 400-летия обретения мощей преподобной Иулиании Лазаревской жившей в XVII веке в г. Муроме, прославившейся редкостным даром творить добро окружавшим ее страдальцам.

По преданию, икона Божьей Матери «Милостивая-Кикская» была написана святым апостолом Лукой. Вместе с двумя другими написанными им образами он отослал ее в Египет. Оттуда образ был переправлен в Царьград (Константинополь), чтобы сохранить святыню от гонителей христианской веры.

Несмотря на многочисленные нападения на корабль, образ достиг берегов Константинополя и хранился там в царских чертогах вплоть до 12 века, после чего был торжественно перевезен на остров Кипр.

Как только корабль с чудотворным образом пристал к берегам Кипра, не только верующие люди, но и деревья, цветы приклонили свои «головы» перед Владычицей. Для нее был воздвигнут храм, что и положило начало жизни мужского Кикского монастыря.

До сих пор к помощи этой иконы прибегают люди, исцеляются от бесплодия, женских болезней, по молитвам к Кикскому образу на землю нисходит дождь в засушливую погоду.

Лики Богоматери и Богомладенца на иконе «Милостивая-Кикская» по установленному в древности обычаю закрыты от взора людей плотным покровом, который никогда не снимается. Даже когда монахи меняют покров по ветхости, они выносят образ из храма, поднимая и обращая его к небу. По сохранившемуся на Кипре преданию, тот, кто осмелится приоткрыть пелену, - может ослепнуть.

Каждый из вас может сейчас совершить небольшой благотворительный поступок. Если вы наберёте на своём сотовом телефоне короткий номер 5541 и отправите на этот номер СМС со словом «Добро», то с вашего сотового телефона будет снято 70 рублей на помощь больным людям. Сумма не очень большая, но когда её посылают много людей, она становится значительной. И, конечно, все деньги, поступившие в этот фонд идут на благотворительные цели.

Ждёшь ли ты похвалы на свои добрые дела?

Способен ли сделать добро даже тому, кто тебе неприятен?

Размышляешь ли прежде – благо ли это?

Легко ли быть добрым человеком?

Что полезного для себя сегодня поняли?

Найдите слова взаимной благодарности за совместный труд на уроке.

На память о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего !» Разберитесь вместе с родителями какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово - оскудеет? Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её во время.

Реквизиты (написаны на ладони) для перечисления денежных средств в помощь больным детям.

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Но, только прошу: не жалуйся

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те неожиданные радости,

Подаренные добротою.

Читают и соединяют пары

Выполняют соответствующие задания, проверяем и доказываем

Добрые мысли, добрые слова, добрые дела, доброе имя, добрая память.

Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, благотворительная распродажа, акция «Помоги собраться в школу», сбор вещей погорельцам.

Благотворительный концерт для детей – инвалидов, участие в благотворительной ярмарке, сбор вещей для погорельцев

Рассматривают репродукцию иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой»

Милость (по Ожегову) - доброе, человеколюбивое отношение

А знаете ли вы, что есть « Икона Божией Матери « Милостивая»

5.Работа в парах

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?

(сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм). Поясните свой выбор.

(Перевести деньги на счет для лечения тяжелобольных детей, собрать игрушки для детей Детского дома, подать милостыню нищему, купить газету благотворительного фонда, приобрести билет на благотворительный концерт и т.д.)

7.Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).

Задание - прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет?

Заметка из газеты.

Одна женщина - замечательная вышивальщица прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из этого же детского дома с просьбой послать такие же майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась, вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Ребята были счастливы.

Как можно охарактеризовать поступок женщины?

Орёл. (Л. Н. Толстой)

Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел птенцов.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл опустился на край гнезда, а орлята подняли свои головы и запищали жалобно, прося корма.

Как поступили люди по отношению к орлу и его птенцам?
Котята. (А. Щелыгин).

Я притащил домой котят, а папа с мамой говорят:

«Нельзя! Неси-ка их назад, здесь не кошачий зоосад!»

Гляжу на крошечных котят: они, наверно, есть хотят!

Они ползут ко мне, скользя, они не знают, что нельзя…

И папа с мамой на котят, присев на корточки, глядят.

Вздыхают разом: «Вот беда… Ну, если так, тогда, тогда…

Пускай живут у нас пока. Налей-ка в блюдце молока!»


Почему родители решили оставить котят?
Персики. (Ушинский К. Д.)

Отец привёз из города 4 персика и отдал их своим сыновьям. Два сына съели свои персики, один - продал, чтобы позже в городе купить целую дюжину, а Эдмунд отнёс свой персик сыну соседа, маленькому Георгу, который лежал в лихорадке. Эдмунд положил персик на постель больного и убежал.

Вечером отец поинтересовался, как распорядились мальчики подарком.

Чей поступок был признан лучшим и почему?

Сестра милосердия. (Камкин А. В.)

«Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт - не дождётся.

Помогла ли сестра милосердия умирающему?

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек или животное действительно в этом нуждается.

Один мудрец спросил у народа «Скажите пожалуйста а какого цвета милосердие?»

Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо.

дей, ведь их никто не любит, и мир кажется им чужим, враждебным и холодным. Они как больные люди, которым необходимо лечение.

-​ А чем их можно вылечить? И возможно ли это? (Добротой, сердечностью, душевностью, вниманием, чуткостью и любовью)

Это было более 100 лет тому назад. Шла война. После боя было много раненных. Одним перевязывали раны, других оперировали, а третьих старались не беспокоить - это были смертельно раненные. Почти все были без сознания.

«Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт - не дождётся.

Слушая эти сердечные слова утешения, солдат снова впал в забытье. Дыхание становилось всё слабее… Вскоре он умер с со спокойным лицом и улыбкой на губах.

Новое на сайте

>

Самое популярное