Домой Природное земледелие Если мусульманин не совершает намаз. Чего будет лишен и что получит человек, не совершающий намаз? Что случится с теми, кто не совершает намаз

Если мусульманин не совершает намаз. Чего будет лишен и что получит человек, не совершающий намаз? Что случится с теми, кто не совершает намаз

Ваххабиты считают мусульман, не совершающих Намаз (Молитву), - неверующими.

· Идеолог ваххабизма из Кавказа Багаутдин Мухаммад в одной из своих книг писал: «Человек может носить традиционно мусульманскую одежду, мусульманское имя, но при этом не делать Намаз, это означает, что его нельзя относить к мусульманам. Сознательное невыполнение Намаза необходимо рассматривать как отступление от веры», и далее автор приводит Х адис Пророка Мухаммада, мир Ему, переданный Имамом Муслимом:

بين العبد والشرك ترك الصلاة رواه مسلم

и дает ему такое толкование: «Человека от куфра (неверия) отделяет Намаз».

Большинство мусульман в наше время не совершают намаз и, если следовать словам ваххабитов, то все эти люди – кяфиры (неверующие). Да защитит нас Аллаh от подобных воззрений! Молодые люди, последовавшие лжеучению ваххабитов, называли своих родителей кяфирами, потому что они не совершали намаз.

Опровержение. Вышеуказанный х адис толкуется иначе. В нем не говорится о том, что тот, кто не выполняет намаз, становится неверующим. Значение данного х адис а следующее: «Тот из мусульман, кто не выполняет Намаз - близок к отступлению от Веры».

Мусульманин, который признает обязанность намаза, но не выполняет ее по каким-либо причинам, не отступает от Ислама. Это доказывают слова Пророка Мух аммада, мир Ему, переданные Имамом Ах мадом:

خمس صلوات كتبهن الله على العباد من أتى بهن بتمامهن كان له عهد عند الله أن يدخله الجنة ومن لم يأت بهن لم يكن له عهد أن يدخله الجنة إن شاء عذبه وإن شاء أدخله الجنة رواه أحمد

«Аллаh повелел Своим рабам совершать пять Намазов в день. Тот, кто совершает их, соблюдая все условия - тому обещан Рай. А кто не совершает их, тому нет Обещания от Аллаhа, что он войдет в Рай вместе с первыми: если Аллаh простит его, то он сразу войдет в Рай без мучений, а если нет, то сначала накажет в Аду, а потом введет в Рай».

Из этого хадиса становится ясным, что Аллаh простит часть из мусульман, не выполнявших намаз и введет их в Рай. Также слова Мух аммада Багаутдина противоречат также Аяту из К ур`ана:(Сура «Мух аммад», Аят 34)

﴿إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا وَصَدُّوا عَن سَبِيلِ اللهِ ثُمَّ مَاتُوا وَهُمْ كُفَّارٌ

فَلَن يَغْفِرَ اللهُ لَهُمْ﴾

«Аллаh не простит неверующих».

Достоверные хадисы не противоречат Аятам из Кор`ана. И если автор считает, что человек, не выполняющий намаз, – кяфир (неверующий), то мы спросим: разве Аллаh простит неверующих? Все это доказывает неверность взгляда ваххабитов.

Когда ваххабиты утверждают, что не выполняющий yамаз является кяфиром, они ссылаются на Имама Ахмада Ибн Ханбаля (основатель мазhаба-школы ханбали). Однако именно этим ученым был передан рассмотренный выше хадис о прощении Аллаhом части из мусульман, не совершавших намаза. У Имама Ахмада Ибн Ханбаля было раннее мнение, согласно которому невыполнение намаза он посчитал вероотступничеством, но, узнав о том, что единогласное заключение ученых опровергает это воззрение, он отказался от сказанных ранее слов.

Позиция Ислама по поводу не совершающего. Если мусульманин без уважительной религиозной причины не молится, то он является грешником. Кто же отрицает обязанность совершения Намаза, тот является неверующим.

Указанное нами ошибочное убеждение ваххабитов является безосновательным обвинением мусульман в неверии. Такое обвинение ясно изложено в брошюре Мухаммада Махмуда Ас-Саввафа под названием «МУСУЛЬМАНСКАЯ МОЛИТВА» , в которой всех мусульман, не совершающих Намаз, автор относит к неверным, коих, как написано на стр. 8, «можно безнаказанно убить».

Намаз – это второй столп Ислама после шаhады, то есть после того, как человек уверовал, что нет бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад –посланник Аллаhа, он обязательно должен совершать намаз пять раз в день.

У намаза много достоинств. Всевышний Аллаh говорит в Кур"ане: «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» . Священный Коран 29:45

А неисполнение намаза является пренебрежением приказом Аллаhа и великим грехом.

К сожалению, этот великий грех сейчас получил широкое распространение среди людей. Люди носят мусульманские имена, считают себя мусульманами, но не совершают намаз пять раз в день. Они думают, что делают какое-то мелкое прегрешение, однако они совершают великий грех, подобный воровству, прелюбодеянию, убийству. Этот грех пренебрежение намазом может привести их в Ад. Аллаh говорит о том, как обитатели Рая будут спрашивать у тех, кто испытывает мучения в Аду: «Что привело вас в Преисподнюю?» Они ответят: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз» . Священный Коран 74:42-43

Однажды мы совершали призыв к Исламу среди мусульманского населения в одном из посёлков Беларуси. И когда мы спрашивали группу людей: «Почему вы не совершаете намаз? Почему не молитесь?» Ответ был поразительный: «Мы не грешим, поэтому нам не надо молиться». Абсурдность этого выражения состоит в том, что если человек не делает намаз, то он уже является большим грешником. После этого мы пытались объяснить ошибку этих людей, и, может быть, Аллаh выведет их на Прямой путь.

Кроме того, надо знать, что если человек не делает намаз, то вообще является сомнительным мусульманин он или нет. «Передают со слов Бурайды, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В основе договора между нами и ими лежит молитва, а тот, кто отказывается от неё, впадает в неверие» . (Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис»)

«Сообщается, что последователь сподвижников пророка Шакик ибн «Абдуллаh (Да помилует его Аллаh!), сказал: «Сподвижники Мухаммада не считали проявлением неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы». (Этот хадис с достоверным иснадом приводит ат-Тирмизи) »

Учёные разошлись во мнениях, считается ли неверующим человек, не совершающий пять раз в день намаз. Одни считают, что он кяфир (неверующий), другие считают, что он фасик (грешник). Поэтому я обращаюсь к каждому присутствующему: если вы пренебрегаете выполнением намаза 5 раз в день, то есть сомнение – являетесь ли Вы мусульманином! ««Абдуллаh ибн «Умар (Да будет доволен Аллаh им и его отцом!) передаёт слова посланника Аллаhа (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «У человека, не берегущего свой намаз, не остаётся ни света, ни доказательств, ни спасения. В Судный день такой человек будет рядом с Каруном, Фир«аўном, Хаманом и Убай бин Халяфом».» (Этот хадис приводят Ахмад и Ад-Дарими) »»

Человек, не совершающий намаз, лишается милости и награды Аллаhа. «Передают со слов Бурайды, что Посланник Аллаhа (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тщетными окажутся дела того, кто не совершает намаз Аль-«Аср» .» (Этот хадис приводит Аль-Бухари)

И первым делом, которое будет спрошено у людей в Судный день – это их молитва. «Передают со слов Абу hурайры, что посланник Аллаhа (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в День воскресения расчёт с рабом Аллаhа прежде всего будет произведён за его молитвы, и если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в том, что касается выполнения этой его обязанности обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет: «Посмотрите, есть ли у раба Моего что-нибудь, сделанное им добровольно, чтобы за счёт этого восполнить недостатки в обязательном», - а затем и со всеми остальными его делами поступят так же» . (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)

Невозможно представить себе разочарование, стыд и отчаяние тех, кто придёт в Судный день без совершения намаза. Не дай Аллаh кому-нибудь оказаться в подобной ситуации.

Поэтому намаз надо делать постоянно, ради Аллаhа, быть смиренным в намазе. Не думать о мирских делах, не спешить. Надо молиться так, как будто видишь перед собой Аллаhа, ведь даже если ты не видишь Его, Он видит тебя. Всевышний Аллаh строго предупреждает тех, кто небрежен в своих молитвах: «Горе же молящимся, которые небрежны к своим намазам» . Священный Коран (107:4,5)

И очень важно вовремя совершать намаз. Даже если человек работает или занят другими делами, надо искать возможность уделить 5-10 минут своего времени выполнению этого важнейшего предписания Аллаhа, каковым является намаз.

) и выплачивайте закят… » (Коран) (сура Аль-Бакара, аят 43)

Аллах сотворил всё. Великий и Всезнающий Аллах ничего не сотворил просто так, без мудрости и обязательств. Когда Всевышний завершил Своё предопределение, Он создал самое красивое и лучшее творение – это человек.

Каждый раз, когда народ забывал Творца и сбивался от истинного пути, Аллах посылал увещевателя. И вот наконец появился Мухаммад (мир ему и благословение). Мухаммад (мир ему и благословение) – самый любимый из Посланников Всевышнего, обладавший особой степенью: ему был ниспослан в откровениях Коран. Творец возложил на Мухаммада (мир ему и благословение) и его общину пятикратную молитву (намаз ) как подарок и милость со Своей стороны, ибо Его раб пять раз в день имеет возможность предстать перед Могущественным Творцом.

Все пророки (мир им и благословение) приходили к разным народам с единобожием, с разными формами и временем поклонений, предписанных Аллахом для каждого из этих народов. Мухаммад (мир ему и благословение) же был послан ко всем людям, джинам и ангелам, а значит, за ним должен следовать каждый.

Однако человек со временем начал слабеть верой и забывать Творца, оставлять предписания религии, обязательную молитву (намаз )… А ведь Намаз (ас-салят) – эта опора религии ».

Нередко человек готов чем угодно оправдать оставление намаза. Некоторые говорят: «Я никому не делаю плохое! » Но такого рода слова – всего лишь самообман. И этому есть несколько причин…

Во-первых : Всевышний создал человека для поклонения Ему, ибо в Коране сказано: «И не создал Я джинов и людей кроме как для поклонения Мне ».

Во-вторых : разве нельзя совместить несовершение греха и совершение молитвы? Стены без фундамента разве имеют нужную силу? Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, – это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то он опечалится и будет в убытке » (имам Ахмад, Тирмизи, ибн Маджах, Абу Давуд, Насаи). Если хорошенько подумать, то каждый мусульманин осознаёт в глубине души, что все благие деяния совершает ради Всевышнего, боясь Его наказания и надеясь на милость Его. А Тот, ради Которого мы делаем наши благие деяния, повелел нам поклоняться Ему, совершая пятикратную молитву.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставил умышленно один намаз, встретит Всевышнего в гневе на него » (Баззар, Табарани). Ещё Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет греха тяжелее после многобожия, чем откладывание намаза… » (Табарани от Анаса, да будет доволен ими Аллах).

В одном селе жил очень праведный человек, которого сатана никак не мог сбить. Однажды сатана пришёл в облике путника в гости к этому человеку. И вот когда наступало время намаза , сатана отвлекал этого праведника. В итоге получилось, что праведник, не совершив за день ни одного намаза, лёг в постель. В это время путник начал быстро собираться, чтобы уйти. Праведник спросил: «Куда же ты, друг? » Дьявол ответил ему: «Из-за одного ослушания Аллаха сатана был изгнан из Рая, а ты за целый день ослушался Аллаха пять раз, не совершив ни одного намаза, и я боюсь, что наказание, которое обрушится на тебя, коснётся и меня тоже » (из книги «Дуррату Насыхин»). Мы видим, насколько тяжким грехом является оставление намаза, что даже проклятый сатана убежал от того, кто пропускает молитву. Представить тяжело, что же будет с тем человеком, который всю свою жизнь не совершал намаз, хотя знал про обязательность его совершения.

Умар сын Хаттаба (да будет доволен им Аллах) после смертельного удара саблей идолопоклонником, когда немного пришёл в себя, сказал: «…нет доли из Ислама тому, кто не совершает намаз… » (имам Малик).

Имам Аз-Захаби, да будет доволен им Аллах, сказал:

«1. Если человека от намаза отвлекло имущество, то он будет воскрешён с Каруном (которому имущество вскружило голову и сбило с истины).

2. Если человека от намаза отвлекло его правление, то он будет воскрешён с Фирауном (фараоном, который объявил себя богом).

3. Если человека от намаза отвлекла ответственная работа и высокие должностные полномочия, то он будет воскрешён с Хаманом (подчинённый Фараона и надсмотрщик над рабочими, которые обжигали кирпичи).

4. Если человека отвлекла от намаза торговля, то он будет воскрешён вместе с Убаю ибн Хальфом (торговцем и главой многобожников)» (Аль-Кабаир, 35 стр).

Передаётся, что женщина из народа Бану Исраиль (Израильтяне) пришла к Мусе (мир ему) и сказала: «О Посланник Аллаха! Я совершила очень тяжкий грех, и я каюсь перед Аллахом. Попроси у Аллаха, чтобы Он простил меня и смилостивился ». Тогда Муса (мир ему) спросил: «Какой грех? » – и она ответила: «О Пророк Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, у меня родился ребёнок, которого я убила ». Пророк Муса (мир ему) крикнул: «Выходи отсюда, грешница, пока не обвалился огонь ада с небес и не сжёг нас из-за тебя! » Она в отчаянии ушла. В это время спустился ангел Джабраил (мир ему) и сказал: «О Муса! Господь спрашивает тебя: почему ты выгнал покаявшуюся?! Разве ты не знаешь того, кто хуже неё?!» Муса (мир ему) сказал: «О Джабраил, кто же это?!» Ангел ответил: «Оставляющий молитву » (имам Аз-Захаби).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда ребёнку исполнится семь лет, повелевайте ему совершать намаз, а когда исполнится десять лет, наказывайте ребёнка за пропуск намаза » (имам Ахмад, Абу Давуд и др.). Конечно, под наказанием не имеется в виду рукоприкладство, наносящее травмы и раны ребёнку. В чём же мудрость такого повеления Пророка (мир ему и благословение)? В том, чтобы ребёнок уже с детства, до наступления полового зрелости, понимал серьёзность и обязательность совершения намаза и привык к её совершению.

Некоторые взрослые порой говорят: «Мои дети маленькие, мне жалко» или «они ещё не способны понять», – однако, когда нужно отправить того же ребёнка в магазин за хлебом или даже за сигаретами, родителям не бывает жалко и они не думают, что дети маленькие. Или когда дети ходят в компьютерные залы, разговаривают нецензурными словами, – оказывается, они даже очень понятливые. Не нужно обманывать самих себя!

Ребёнок – это чистый подарок Аллаха, которого Он дал на сохранение и воспитание родителям, ещё один маленький раб Аллаха, за которого отвечают родители.

Намаз является тем, что отличает мусульманина от немусульманина. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Разница между нами (мусульманами) и неверными – это намаз. Кто оставил намаз – стал неверным » (имам Ахмад, Тирмизи, Абу Давуд, Насаи, ибн Маджах). Есть хадис: «Разница между рабом (Аллаха) и неверным – оставление намаза » (имам Ахмад, имам Муслим и др.).

Из-за большого количества таких хадисов у учёных появились разные мнения по вопросу впадания того, кто не совершает намаз, в куфр (неверие). Однако великие учёные, основатели мазхабов – имам Малик, имам Аш-Шафи, имам Абу Ханифа, а так же, по одному из более весомых мнений имама Ахмада – считают, что человек, не совершающий намаз, не впадает в куфр, но совершает тяжкий грех. Однако долгое время оставление намаза может привести человека в куфр.

Как известно, на территории Российской Федерации в основном проживают последователи мазхабов имама Аш-Шафии и имама Абу Ханифы. Согласно их мазхабам, человек, не отрицающий обязательности намаза, но не совершающий его, не впадает в неверие, а становится грешником.

Аллах милостив ко всем в этом мире, и к тем, кто по халатности не совершал молитву. Пусть обратятся они к Аллаху с просьбой о прощении и начнут совершать все намазы.

Да поможет нам Аллах. Амин!

Мы говорили об ошибках и халатности, свойственной многим молящимся, которые могут сделать намаз недействительным. Проанализировав отклики и комментарии к ней, мы решили посвятить этой теме ещё одну статью. Сегодня мы поговорим об обязательности совершения намаза в формате ответов на самые распространённые отговорки, которые придумывают для себя люди, рассмотрев некоторые тексты Корана и Сунны, касающиеся данной темы.

Сразу хотелось бы отметить, что данная публикация обращена к людям, считающим себя мусульманами, верящим во Всевышнего Аллаха и , в который каждый человек предстанет перед Ним и будет отвечать за то, как провёл отведённый ему на земле срок, после чего отправится . Она обращена к людям, которые желают и надеются заслужить довольство Аллаха и Его награду и будут рады получить информацию, которая, возможно, поможет им в этом.

1. «Я верю в душе и не делаю ничего плохого, этого достаточно»

Эта, наверное, самая популярная отговорка не совершающих намаз содержит два, мягко говоря, спорных тезиса: 1. , не проявляющаяся внешне, является достаточной. 2. Не совершающий намаз не совершает ничего плохого.

1. Достаточной для чего? Возможно, какие-то идеологии или религии утверждают достаточность одних лишь убеждений, чтобы человек мог к ним относиться. Но только не ислам. Ислам – это не религия взглядов или умозаключений, это не философия, не информация в голове. , охватывающий все её сферы. Это убеждения, слова и дела – модель поведения: одно без другого обнуляет всё. Мусульманин, так, что эта вера никогда не выходит наружу, это всё равно что законопослушный гражданин страны, который свято чтит в душе её конституцию и уголовный кодекс и при этом занимается убийствами, хищениями и вымогательством. За примерами за границу республики можно не ходить.

Вообще, навскидку могу вспомнить только одну мировоззренческую тенденцию, соответствующую принципам « » и «борода должна расти на сердце» – это призывы некоторых деятелей к мусульманкам о том, что «наши бабушки так не ходили», которым их благородные порывы не мешают одеваться так, как их бабушки не смогли бы себе и представить.

На самом деле вера в душе – это основа ислама, но если она не проявляется в делах, значит, в душе веры нет. Поэтому, упоминая верующих, Всевышний Аллах десятки раз повторяет в Коране обязательные составляющие этой веры – дела. Аллах говорит в Коране (смысл): «Клянусь временем: все люди находятся в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (сура «Время»). Таким образом, все люди находятся в убытке и не обретут успех, кроме тех, кто соответствует перечисленным условиям.

А лучшим и самым важным из дел является намаз. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первое, за что раб будет отчитан в Судный день из своих деяний, – это намаз, если он будет в порядке, то он обретёт успех, если же нет, то он потерпит убыток» (Ат-Тирмизи). В другой передаче говорится: «…если его намаз будет принят, то будут приняты и остальные его дела, если же его намаз будет отвергнут, то будут отвергнуты и остальные его дела» . Как видно из этих хадисов, нет никакого сомнения, что веры в душе, которой не хватает даже на обязательный намаз, мусульманину недостаточно.

2. Утверждение человека, относящего себя к исламу и не совершающего намаз, о том, что он не совершает ничего плохого, неверно. Во-первых, понятия «хорошо» и «плохо» – вещи среди людей довольно относительные. Для кого-то почётно быть вором, а кому-то стыдно быть целомудренным. Мировоззрение мусульманина в этом отношении полностью строится на Коране и Сунне. Скверным является то, что скверно согласно шариату, так же как благим является то, что является благом согласно шариату. Наихудшим делом, согласно исламу, является неверие и . Только после них идут такие грехи и преступления, как и т. д. И это ни в коем случае не оправдание подобных преступлений, поскольку предусмотренные за них шариатом наказания известны и говорят сами за себя. Это показатель тяжести неверия и многобожия, которые являются основой всех остальных дел.

Посланник Аллаха (солля Ллаху алейхи ва саллям) сказал: «Между человеком и неверием с многобожием стоит оставление намаза» (Муслим). Учёные разошлись в вопросе о том, идёт ли в данном хадисе речь о простом несовершении намаза, или же в нём имеется в виду полное оставление намаза человеком, не считающим его обязательным. Однако в любом случае формулировка слов посланника Аллаха (солля Ллаху алейхи ва саллям) говорит сама за себя.

Также Всевышний Аллах упоминает в Коране диалог обитателей Рая с обитателями Ада: «Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: “Мы не были в числе тех, которые совершали намаз…”» (сура «Завернувшийся», аяты 42, 43). Оставление намаза упоминается в аяте как причина, которая приведёт людей в адский Огонь.

Можно привести большое количество других подобных шариатских текстов, однако приведённого вполне достаточно, чтобы понять, что, согласно Словам Всевышнего Аллаха и словам Его посланника, оставление намаза – это большое преступление и грех, совершая который, мусульманин никак не может сказать, что он не делает ничего плохого.

2. «Начну совершать намаз в старости»

Некоторые люди ошибочно полагают, что намаз – это . Если они считают так, думая, что старикам нечем заняться в старости и надо как-то разбавить свою скуку, то подобные убеждения несовместимы с исламом, поскольку обязательность намаза для каждого совершеннолетнего мусульманина – вещь предельно известная. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Повелевайте ребёнку (или учите его) совершать намаз, если он достиг семилетнего возраста, и наказывайте ребёнка с десяти лет за его [оставление]» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи). Данный хадис касается воспитательных аспектов. Юридически же обязательность совершения намаза связана с совершеннолетием (примерно, 12–15 лет).

Однако многие, понимая, что намаз является обязательным для них и в молодости, откладывают его на старость. Первое, что приходит на ум в этом случае: а кто дал тебе гарантию, что ты доживёшь до старости? Никто никому такую гарантию дать не может, и человек просто рискует умереть, не совершив ни одного земного поклона своему Создателю. Однако, предположим, что он доживёт… до старости.
Во-первых, всё то время, которое человек не совершает намаз, он совершает один из самых больших грехов перед Аллахом и находится под Его гневом, зарабатывая тем самым тяжёлый груз на Судный день. Во-вторых, он может окончательно сбиться с прямого пути и потерять намерение начать совершать намаз, окончательно отвернувшись от ислама.

В-третьих, если человек доживёт до старости и на самом деле начнёт совершать намаз, то будут возможны два варианта: 1) он за то, что не совершал его в молодости, и будет сильно сожалеть об этом; 2) он не покается за это и будет рад, что добился желаемого «малой кровью», продолжая полагать, что намаз – это удел стариков, не обязательный для молодых. К первому случаю мы вернёмся в одной из следующих «отговорок», а во втором – намаз в старости не принесёт человеку никакой пользы, поскольку подобные убеждения и суждения несовместимы с исламом.

3. «Я слишком грешен, чтобы совершать намаз, начну, когда дойду до соответствующего духовного уровня»

Многие полагают, что совершение намаза – удел высоконравственных людей. В принципе, это правильно. Так должно быть. Неправильно другое – думать, что менее нравственные мусульмане не обязаны совершать намаз. Как уже было сказано выше, намаз обязан совершать каждый совершеннолетний мусульманин. И эта обязанность не снимается с человека из-за его грешности. Напротив, оставление намаза будет самым большим грехом, добавляемым человеком к тем, из-за которых он его не совершает.

Более того, одна из главных целей намаза – очищение человека и прощение его грехов. «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Сура «Паук», аят 45). А в известном хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сравнил мусульманина, совершающего пятикратный намаз, с человеком, который пять раз в день купается в реке: намаз стирает грехи, как вода смывает грязь. И если человек не будет пользоваться установленными шариатом причинами улучшения нрава, то он рискует умереть, не совершив ни одной молитвы Создателю, оправдывая себя низкой духовностью.

4. «Я понимаю, что обязан совершать намаз, но у меня нет времени»

Говоря экономической терминологией, поведение человека, знающего всё, о чём было сказано выше, и не совершающего при этом намаз, можно назвать нерациональным. Но если в экономике речь идёт о потерях благ этого мира, то в нашем случае – на кону вечность. Вечность, которую каждый человек будет проводить либо в блаженстве, либо в наказании. Стоят ли дела, из-за которых у тебя нет времени на намаз, потери довольства Создателя и Его награды? Не говоря уже о том, что совершение намаза занимает лишь малую часть дня, способствуя лучшей организации дневного графика.

В самом начале суры «Верующие» Аллах описывает их такими качествами, как совершение намаза, оставление пустословия и праздности, (обязательного налога в пользу нуждающихся), избегание разврата, соблюдение договоров и обязательств… В конце перечисления вновь упоминается намаз, с которого оно началось. Это и есть вера. . Она не заперта в душе и проявляется в делах. Важнейшим из которых является молитва Создателю.

Новое на сайте

>

Самое популярное