Домой Природное земледелие Фифа 18 обзор игры. Манеры — лицо мужчины

Фифа 18 обзор игры. Манеры — лицо мужчины

Хороша ли новая FIFA 18? Короткий ответ - да. Новая часть ежегодного футбольного обновления не принесла революционных изменений в формулу, однако довела до совершенства игровой процесс. Это вероятно лучший футбольный симулятор на сегодняшний день. В этой статье мы сделаем подробный обзор FIFA 18 для PlayStation 4.

Искусство паса

Главное заметное улучшение в новой части - больший уровень отзывчивости. Серия FIFA, конечно, не относится к файтингам, и скорость ввода не имеет настолько большого значения. Однако в новой итерации футбольной серии вы можете передавать мяч по полю быстрее, точнее и с большей вариативностью. Разработчики также добавили больше анимаций движений для футболистов, отчего игровой процесс сделался более плавным.

EA Sports также переиначили баланс характеристик игроков для всех команд. Если раньше для них было достаточно повысить или понизить скорость игроков, чтобы добиться другого ощущения от игры, то теперь более важными стали другие параметры. Эффективность мощного паса (R1 + X) и паса в одно касание возросла. Мощный пас - отличный способ быстро доставить мяч на небольшое расстояние. Ваш футболист сильным тычком а-ля Стивен Джеррард отправит мяч в ноги товарища.

Простой угловой в FIFA 18 легко может привести к голу

Новым видом передачи в этой части стал также навесной пас. Таким образом мяч можно отправить к штрафной соперника со своей половины по широкой воздушной дуге. Пускай полузащитник отвлечет оборону в борьбе за воздух, а в то время брешь спереди заполнит ваш форвард. Навесы хороши, как для пробы защиты, так и для быстрых прорывов в стиле Гари Линекера. Пас на ход также часто ставит защитников в тупик. Сделайте точную передачу между двух столпов обороны на ход набегающему форварду, и тот легко выйдет один на один с вратарем.

Именно упор на разнообразие передач отличает игру от прошлых частей. Когда вы приноровитесь к новому балансу и освоите управление, распасовка будет происходить быстро и естественно. Происходящее на поле иногда напоминает машину для пинбола, но это и к лучшему. Если в прошлых частях можно было обыгрывать всех «Реалом» (связка Роналду-Бэйл была просто неостановима), то теперь от вас потребуется плести на поле целую сеть из комбинаций. Впрочем, это не так сложно как кажется. Все пасы задействуют две кнопки, и с игрой легко освоятся даже новички.

«Гол! Еще гол!»

В ответ на негативную критику чрезвычайно действенного ИИ обороны FIFA 17, разработчики скорректировали алгоритмы игроков защиты так, чтобы у вас появилось больше шансов для голевых моментов. Впрочем, ваша защита, если отдать ее на откуп компьютеру, также стала менее эффективной. В этой части лучше поберечь нервы и взять контроль за сохранностью ворот лично.


Усовершенствованная система паса, больше видов навесов и более проходимая оборона - неудивительно, что в FIFA 18 голы сыплются в каждом матче. В новой части мяч может залететь в сетку даже после дальнего удара, как говорится, «на пробу» вратаря. Кому-то наверняка не придется по вкусу такое обилие голов, но игра точно стала более увлекательной. А возможно все так и есть - достаточно посмотреть последние матчи английской Премьер-лиги, чтобы оценить дырявую оборону большинства клубов.

Эстетика футбола

За красоты игры отвечает движок Frostbite

С точки зрения графики, игра стала заметно краше. Речь даже не о полигонах - стадионы выглядят более детализированно. Болельщики вовсю размахивают атрибутикой, поют гимн любимого клуба и больше не похожи на размазанные кляксы. Днем матчи выглядят чуть лучше, чем ночью. Толпа выглядит более разнообразной в это время суток, везде развеваются флаги, а движок Frostbite показывает в новом свете всю красоты графики. Не знакомый с видеоиграми серии человек легко может спутать игровой матч с кадрами реальной трансляции.

Возвращение сюжета

За пределами футбольного поля вас ждут новые режимы. FIFA Ultimate Team на сегодня является одним из самых популярных видов игры в FIFA 18. Режим Squad Battles столкнет вас с командами сообщества FUT. Разработчики поддерживают интерес к сетевым соревнованиям на постоянной основе - добавляют дневные и месячные цели игрокам, а также выдают награды. Если любите играть по сети, обязательно стоит попробовать.

В сюжетном режиме вам не раз потребуется сделать выбор

Поклонники сюжетной кампании, которая неожиданно появилась в FIFA 17, с нетерпением ожидают продолжения приключений Алекса Хантера. «История. Хантер возвращается» расскажет вам, как сложилась карьера подающего надежды футболиста в английской Премьер-лиге. Во втором эпизоде Хантер покидает чемпионат Англии и уходит... Нет, не скажем, а то спойлер. Скажем лишь, что ушел он в неожиданное и интересное место, и новая локация рассчитана на привлечение внимания к игре большей аудитории игроков. Заставки и развитие сюжета проработаны чуть ли не на уровне Mass Effect. Стильные ролики на основе motion capture, профессиональная озвучка и умные диалоги - такого вряд ли ожидаешь от футбольного симулятора.

Вердикт

Изменения в FIFA 18 не были революционными. Тут подтянули пасы, там доработали графику. Дали игрокам больше интересных режимов для сетевой и одиночной игры. И это замечательно. Если FIFA 17 можно было однозначно покритиковать за доработки, то FIFA 18 - великолепный футбольный симулятор, который исправляет все ошибки предшественника.

Купить вы можете в магазине PiterPlay.

С нумерацией серии Hitman сегодня нетрудно запутаться. Hitman 2, вышедший совсем недавно, следует отличать от игры 2002 года. Новая часть является продолжением «сезонного» Хитмэна, вышедшего в 2016 году. Читайте обзор Hitman 2 от магазина PiterPlay, чтобы узнать, что изменилось в известной серии.

Часто нет возможности выйти на улицу поиграть в любимый вид спорта. Обладатели консолей современного поколения могут не расстраиваться, если в реальности поиграть не получится - к их услугам симуляторы практически всех видов спорта, доступных в реальности. Если вы владеете приставкой PlayStation 4, то можете поиграть почти в любой спорт. В этой статье мы перечислим лучшие игры жанра Sports для PlayStation 4.

Показатель сыгранности в FIFA важен. Важен настолько, что идеальное сочетание Индивидуальной сыгранности, Командной сыгранности и Стилей сыгранности может хорошо повысить атрибуты ваших футболистов. Итак, многие слышали о сыгранности в «ФИФА 18», но как же она работает и как правильно объединить Командную и Индивидуальную сыгранности в идеальном сочетании? Мы провели множество часов в игре, экспериментируя с разнообразными вариантами, и в этой статье объясним вам, как повысить сыгранность в FIFA 18.

Все эти недоработки и отсутствие реальных инноваций, включая набивший оскомину сериал про Зиту и Гиту Хантеров, приводят к тому, что старые фанаты, скорее всего, не будут “залипать” за игрой как раньше, а лишь включат FIFA 18 на 2-3 матча вечером перед сном. А кто-то по привычке продолжит открывать бустеры в FUT , чтобы собрать идеальный коллектив или заработать на дорогих игроках. Даже несмотря на потрясающую графику, звук, атмосферу и локализацию игра уже не вызывает тех эмоций, как в прошлые годы. Осталось только дождаться расширения с Чемпионатом Мира 2018 в России. Всё-таки нас в этом году особенно волнует именно эта часть игры… Возможно, к его появлению разработчики поправят самые очевидные просчеты.

Также стоит отметить версию FIFA 18 для Nintendo Switch . Графически она выглядит несколько слабее, чем игра на PS4 , но при этом значительно лучше, чем версия для PS3 . По сути перед нами отдельная версия c графикой, которая совмещает элементы с разных поколений и некоторые собственные ассеты.

Художники использовали наработки версии для PS4 , вроде характерного - объемного - газона с прорисованными травинками. Но при этом модели персонажей и анимация были позаимствованы с версии для PS3 . Разработчики все же заменили текстуры на более детальные версии с увеличенным разрешением и добавили некоторые современные эффекты, из-за чего футболисты на Switch выглядят ощутимо реалистичнее и объемнее, чем на консолях прошлого поколения.

То же самое относится к системе освещения, которая использует физически корректный рендеринг, из-за чего поле и стадионы смотрятся реалистично. Жаль только, что Switch не потянула объемных зрителей, но это очевидная жертва, на которую пошли разработчики для достижения честных 1080p и 60FPS в стационарном режиме.

Также важно отметить, что во время заставок фреймрейт падает до 30 FPS с ощутимыми подлагиваниями в особо нагруженных местах. К счастью, это касается только скриптовых сцен и не распространяется на игровой процесс.

В портативном режиме игра работает в 720p / 60FPS и смотрится шикарно по меркам формата. Разницы в детализации между портативным режимом и стационарным мы так и не обнаружили.

Из-за разных движков версия FIFA 18 на Switch не получила некоторые режимы и возможности аналога с PS4. The Journey был вырезан, но он по большому счету не нужен, а вот отсутствие удобной системы приглашений по сети - явное упущение. В результате вы не можете играть против друзей в онлайне и вам лишь остается играть с незнакомцами. Либо приглашать друзей в матч по локальному мультиплееру...

Кроме того, из версии игры для Switch пропало множество деталей типа трансферных переговоров и командных испытаний. Тем не менее, все основные режимы, вроде карьеры, быстрого матча, турниров, FUT и сезонов, на месте, но отсутствие дополнительных возможностей, доступных пользователям версий для PS4 и Xbox One , негативно сказывается на итоговом впечатлении. А если вы покупаете FIFA только ради онлайнового мультиплеера с друзьями, то и вовсе будете разочарованы. Возможно, некоторые моменты будут исправлены в дальнейшем. На данный момент, однако, это лучшая портативная версия FIFA в истории. И если вы готовы жертвовать всем перечисленным выше ради возможности поиграть в дороге, то можете покупать. В противном случае лучше взять игру на PS4 или Xbox One .

На осваивание управления у вас может уйти от 30 минут до, без преувеличения, нескольких недель. Дело в том, что сотрудники EA Canada нашли, как мне кажется, идеальную схему, при которой комфортно играть смогут как новички, используя комбинацию из удара, навеса, паса и ускорения, так и опытные геймеры, которые будут выделывать различные финты, активно дриблинговать, давать пасы в разрез, выдумывать сложные схемы с розыгрышем мяча, обманные маневры и массу чего еще. На всего 12-ти кнопках геймпада разработчики умудрились уместить такое количество наворотов и комбинаций, которым позавидовал бы какой-нибудь файтинг. Причем путаницы в управлении не происходит, а ошибки, которые случаются во время матча, остаются исключительно на совести игрока.

Очень грамотно ведет себя искусственный интеллект. Причем он не читерит, а такое ощущение, что «видит» поле так же, как и игрок. Если раньше можно было наблюдать такую картину, что, подбегая к вражеской штрафной, противник встречал вас во всеоружии, сейчас бывают ситуации, когда ИИ «ошибается», оставляя брешь и резко перебрасывая своего игрока с одной бровки на другую. Все это касается низких уровней сложности. С их повышением меняется ситуация на поле: защита действует более грамотно, ваши и чужие сокомандники начинают играть более слаженно, да и в целом ИИ стал умнее. Количество моментов, когда его можно было подлавливать на одних и тех же ошибках раз за разом, сократилось до минимума, а точность передач стала еще более реалистичной.

Что касается визуальной части, то она еще в прошлом году была на высоте. Анимация выглядит крайне правдоподобно, а лица некоторых игроков сложно отличить от настоящих. Живее стали и болельщики, которые начинают уворачиваться от летящего в них мяча и в целом ведут себя как настоящие люди, а не как декорации. Из-под ног футболистов вылетают куски травы, которые не пропадают до конца матча. А в некоторые моменты игра и вовсе выглядит как обычная футбольная трансляция.

Игра не страдает от недостатков игровых режимов: помимо упомянутого уже сюжета и обязательных для такого рода игр быстрых матчей, есть режим тренерской карьеры, сезонов за определенные футбольные клубы, невероятный режим тренировки, что-то похожее на футбольный менеджер и еще куча всего и на любой вкус. Но главное блюдо — это, конечно же, онлайн-режим под названием FIFA Ultimate Team (сокращенно FUT). Эта фича уже стала целым явлением. При регистрации каждый игрок получает карточки FUT, которые очень ценятся фанатами игры. В этом режиме вы можете сражаться с виртуальными игроками, участвовать в серии турниров и… тратить деньги на микротранзакции. Меня всегда расстраивает наличие микротранзакций в игре, за которую игрок уже заплатил. Функция эта хорошо подойдет бесплатным онлайн-проектам, но никак не полноценным играм ценой в 60 долларов.

В обновленной версии FIFA появилось то, чего я лично ждал еще со времен FIFA 2005 — настоящие легенды футбола. Они были и в прошлых частях серии в составе «золотых» сборных, но тут этот момент раскрыт с новой стороны. В FUT вы можете заполучить карточку с легендой и сыграть со звездой в одной команде! В игре есть не только зарубежные Роналдо (не путать с Криштиану), Марадонна, Пеле, но и гордость отечественного футбола легендарный вратарь Лев Яшин!

Что касается музыкального и звукового сопровождения, то оно серии FIFA удавалось практически всегда. Я удивляюсь, как из года в год саунд-продюсеры умудряются находить настолько органичные песни для главного меню. Они совсем не раздражают и звучат всегда свежо и по-летнему. Не отстает и остальной звук. Трибуны шумят, болельщики выкрикивают кричалки и в целом создают звук настоящего матча. На высоте также российская озвучка комментаторов. Георгий Черданцев и Константин Генич отлично справились со своей задачей. Их реплики всегда четко описывают происходящее, а иногда между коллегами даже завязываются небольшие диалоги. Все смотрится (хотя в данном случае слышится) вполне реалистично и не наигранно.

Плюсы

  • Красивая графика.
  • Отличная физическая модель.
  • Управление просто освоить.
  • Наличие настоящих футбольных легенд.
  • Хорошая музыка и озвучка.

Минусы

  • Упор на онлайн-составляющую не всем придется по вкусу.
  • Сюжетный режим все еще наивен и прост.
  • Наличие микротранзакций.

FIFA 18 — настоящий тяжеловес в мире футбольных симуляторов. Я намеренно не упоминал в своем обзоре главного конкурента в лице Pro Evolution Soccer от Konami, так как если раньше японский симулятор еще как-то мог конкурировать с детищем канадцев, то теперь игры пошли разными дорогами. PES стал развлечением исключительно для фанатов серии, а FIFA превратилась в настоящую субкультуру, доступную самым широким массам. В английском языке есть такое выражение «Easy to learn, hard to master», и его, как правило, применяют к играм от Blizzard, подчеркивая, что начать играть легко, а вот достичь высот — не так-то просто. Я бы в полной мере применил этот слоган и к FIFA 18. Игра действительно получилась достойной. Достойной оценки в 9 баллов из 10 .

), PlayStation 3/4,
Xbox 360/One, Nintendo Switch

Локализация Текст + частично звук Дата выхода 29 сентября 2017 года

Вступление

реклама

FIFA давно превратилась из простого футбольного симулятора в важное явление в игровой индустрии, спорте и киберспорте. Победителей чемпионатов по ней награждают легендарные Роналдо и Рууд Гуллит, ежегодные продажи вызывают зависть у большинства топовых проектов, внутриигровые покупки генерируют сотни миллионов долларов и обеспечивают Electronic Arts безбедное существование.

Впрочем, пафос и регалии не гарантируют качественный продукт, и растущее недовольство покупателей (ищите #FixFIFA в соцсетях) свидетельствует о проблемах. Давайте разбираться!

Show must go on

Несмотря на громкие заявления в пресс-релизах, FIFA никогда реально не претендовала на лавры достоверного слепка с настоящего футбола. До недавних пор «физика» мяча вгоняла в уныние недостоверными отскоками, обмены передачами напоминали пинг-понг, комичные столкновения атлетов становились хитами видеохостингов. Вопиющие недочеты канадцы побороли, но от аркадности далеко уйти не удалось – ее уши торчат повсюду.

Нас сходу бросают в жаркую рубку мадридского дерби, дабы оценить подготовку.

Неправдоподобность матчей во многом вытекает из того, что игра хочет быть зрелищным шоу и не гнушается грязных методов. Слухи о скриптах, на лету смещающих баланс в разные стороны, бродят по форумам с десяток лет.

И даже если их подтверждение вас не убеждает, достаточно несколько раз кряду не реализовать выгодные моменты либо обстучать штанги и перекладины вражеских ворот, а затем в концовке пропустить шальную «пулю» с 20 метров – волна негодования захлестнет с головой.

После гола на 90-й минуте Бэйл смотрит на вас слегка сочувственно.

В битвах с ИИ фальшь видна четче, нежели в сетевых дуэлях. Пускай вратари имеют парочку слабых мест (к примеру, нынче крайне опасны удары издали), на высших уровнях сложности они частенько вытворяют настоящие чудеса.

Компьютер может 85 минут прикидываться мальчиком для битья и внезапно выдать голевую комбинацию калибра «Барселоны» Гвардиолы. Судье ничего не стоит выдумать пенальти или не указать «на точку» за грубый фол. Буквально не знаешь, чего ожидать, выходя на поле, и искусственная драматичность вместо украшения проекта его дискредитирует.
Последняя десятиминутка: ИИ начинает действовать.

При этом выдающихся тактических способностей у ИИ нет. Он беспомощен против некоторых видов атак сразу после розыгрыша мяча в центральном круге, порой апатично взирает на разрезающие передачи и чудовищно «косячит», когда управляет свободными футболистами нашей команды: без спроса пробует перехватывать пасы, теряет позицию.

Причем экстренное переключение на нужного подопечного во избежание фокусов компьютера – та еще задачка. Как и в Pro Evolution Soccer 2018 , курсор скачет по окружающим, огибая цель, и к моменту, когда вы доберетесь до защитника, тот уже может плестись позади нападающего.

Фланги худо-бедно перекрыты, зато «стеночка» с центральным форвардом прямо напрашивается.

К счастью, хотя бы акцент атак сместился с кавалерийских наскоков по флангам к более комбинационной манере, поэтому мгновенное переключение необходимо чуть реже. Время от времени ловишь края обороны на чрезмерном высовывании вперед или опрометчивом смещении к центру, но игра чаще, чем FIFA 17, заставляет самому отодвинуться от краев и немножко покатать мяч в середине поля.

Искусство передач оттачивается на тренировках.

Это дает пару мгновений полюбоваться отличной анимацией спортсменов, поразглядывать классные газоны, легко затыкающие за пояс бедную синтетическую растительность из PES 2018, оценить освещение – увы, не всегда достаточно контрастное.

По внешнему виду сразу и не скажешь, парни гол отмечают или идут домой из паба.

реклама

На крупных планах картинка не так приятна из-за шокирующей пропасти между проработанными лицами суперзвезд и бледными заготовками для простых смертных. Последние мало того, что не впечатляют детализацией, так еще и на прототипы похожи весьма отдаленно.

В остальном FIFA 18 удачно изображает футбол. Она красиво снята и охотно жонглирует сочными ракурсами, болельщики задорно шумят на трибунах, и в турнирах выступает не загадочный набор букв в стиле Meraszilho или Pailamundoveli (японский вариант Moreirense и Pro Vercelli), а настоящие клубы с полноценной атрибутикой.

Когда EA Canada старалась, лица получались на ура.

реклама

Для полной гармонии не хватает адекватных людей у микрофона. Вместо них – Георгий Черданцев да Константин Генич, фонтанирующие глупыми шутками, многократно повторяющимися метафорами, нелепыми ошибками и несуразностями.

Досадно, что EA не позволяет ни сменить язык комментариев, ни приобрести английскую версию с действительно великолепными дикторами.

А еще в FIFA 18 есть женский футбол.

Деньги вперед:
главные игры октября 2017 года


Forza Motorsport 7, Middle-Earth: Shadow of War, The Evil Within 2, ELEX, South Park: The Fractured But Whole, Asassin’s Creed: Origins, Wolfenstein 2: The New Colossus, Battle Chasers: Nightwar, Road Redemption, Deadbeat Heroes, Gran Turismo Sport, WWE 2K18, Age of Empires: Definitive Edition, Road Rage, Hidden Agenda…
Деньги вперед:
главные игры ноября 2017 года


Call of Duty: WWII, Hand of Fate 2, Need for Speed: Payback, Outcast – Second Contact, Star Wars: Battlefront 2, Space Pirates and Zombies 2, Football Manager 2018, Ben 10, Tartarus, Black Mirror…
Деньги вперед:
главные игры декабря 2017 года


Seven: The Days Long Gone, SpellForce 3, Hello Neighbor, Finding Paradise, Steep: Road to the Olympics, The Surge: A Walk in the Park, Yakuza: Kiwami 2, Okami…
TOP

Отдельно отмечу голкиперов. Частенько наделяла их немыслимыми рефлексами, и забить было ох как непросто. В нынешней версии, с одной стороны, удары низом и на точность слишком круты, с другой — сами вратари гораздо охотнее пропускают в ближний угол, особенно в результате дальних атак. Не раз и не два тычок из-за пределов штрафной становился полной неожиданностью для моего Доннарумы , хотя защита обзору не мешала.

Оборона вообще ведет себя странно. Она скверно «прочитывает» разрезающие пасы и не спешит прерывать атаку сразу после возобновления игры из центрального круга, зато уверенно накрывает удары и внимательнее прежнего наблюдает за флангами. Последнее привело к реинкарнации комбинационной возни в средней линии: мы теперь не просто забрасываем мяч вингерам и предвкушаем опасный момент, а порой подолгу катаем его поперечными передачами и переводами с края на край.

Хороший метод обострить события — заработать стандарт. После подач с углового наступающие футболисты почему-то активнее играют головой, а рефери постоянно подмечает за защитниками сомнительные нарушения и назначает пенальти. Поразить же ворота «с точки» проще, нежели в : нет нужды самостоятельно управлять разбегом, знай себе кати чуть вбок от центра и любуйся празднованием гола.

Со штрафными ситуация сложнее. Второй год мы лицезреем генератор случайных чисел, и стало лишь хуже. На тренировке я виртуозно забиваю с разных углов и дистанций, четко зная технику, но по ходу матча даже у двух одинаковых ударов кардинально противоположный итог. Гол — настоящая редкость; мяч то уходит выше ворот, то, чрезмерно закрученный, резко ускользает в сторону. Безусловно, нельзя реализовывать каждую попытку, но какая-то стабильность или понятная система обязаны быть, иначе смысла мало.

Неприятных нюансов хватает везде. Переключение между футболистами равняется на , спортсмены самовольно заменяют навесы прострелами, а выносы из вратарской — передачами партнеру, игра иногда с ощутимой задержкой реагирует на нажатие кнопок. Аркадный геймплей FIFA трещит по швам, когда мы лишены контроля над ситуацией.

Компенсировать недостатки постановкой постепенно становится труднее. Взбодренная анимация контрастирует с искаженными лицами многих «звезд» и рыбешки помельче, крепкий саундтрек и шум фанатов меркнут на фоне безобразно неточных и бесконечно повторяющихся комментариев Черданцева и Генича , отличные газоны на некоторых стадионах заливает ужасно бледный свет. Куда подевалось былое превосходство над вечным конкурентом?

Звезда Голливуда

Зато в режимах оно, страшно сказать, усилилось. Прежде всего — благодаря продолжению «Истории» с Алексом Хантером в главной роли. Кинематографическое приключение англичанина выросло в без пяти минут руководство для всех, кто захочет сделать нечто подобное, и в прозрачный намек для , что тот вовремя свернул к иному формату.

Структура изменилась слабо, однако канадцы навели лоск, почти вычистили «левых» партнеров по команде, избавили от постоянных препираний с бывшим другом. Вместо них — совместная телепередача с Рио Фердинандом , обмен любезностями с Джеймсом Харденом и плотное общение с действующими футбольными «звездами» мирового и локального масштаба.

Выход на следующий уровень диктует сюжет. Алекс Хантер в результате интриг и скандалов улетает в США выручать тонущий «Лос-Анджелес Гэлэкси», а там ждут Голливуд, красивая жизнь в солнечной Калифорнии, крутые знакомства и бизнес-перспективы. Плевать, что Гьяси Зардеc ворчит из-за ночных гуляний юного британца, — пора примерить пеструю майку, набить на шее татуировку, сделать модную прическу и рвануть на вечеринку к Тьерри Анри!

А завтра выйти на поле против «Сиэтл Саундерз» и показать, как ошиблись на родных островах, отпустив перспективного парня. Цель на сезон — место в плей-офф и, желательно, победа в турнире, ведь только так в футбольном плане можно оправдать отбытие из Старого Света.

Первые полгода вполне привычные: тренировки, выступления, общение с родственниками (в том числе внезапно объявившимися), вращение диалогового колеса в послематчевых интервью. Из принципиальных добавок — лишь принятие решений в парочке ситуаций, определяющих дальнейшее присутствие второстепенных героев в сценарии. К счастью, без титра «Дэнни Уильямс запомнил это».

Заключительная половина сезона встречает радостной новостью: «ПСЖ», «Бавария» либо «Атлетико» отстегивает миллионы долларов и ждет плодотворного сотрудничества Алекса со звездой клуба в нападении. Причем шейхи еще предлагают купить кого-то в пару: Антуана Гризманна , Томаса Мюллера или Деле Алли , дабы скучно не было.

Здесь всплывает свежая концепция – тесные отношения между партнерами и влияющие на них индивидуальные задания. Забивайте с передач англичанина, аккомпанируйте французу, покоряйте статистический протокол с немцем — градус партнерства будет расти вплоть до «телепатических» способностей. Проигнорируете одноклубника — он в личных беседах начнет напоминать, что вы должны работать тандемом, или пожалуется тренеру. Каких-то критических последствий вражда не несет, однако ей непрестанно тычут в лицо. Дескать, не положено лидерам ругаться!

Вот только достойно подогнать геймплей под эту «химию» не удалось. Шкала товарищества неадекватно реагирует на события, словно случайным образом поощряя/наказывая за одни и те же действия или вовсе их игнорируя. Ладно, проваленная «стеночка» заслуживает негативной оценки, но с какой стати показатели падают, когда Гризманн неудачно замыкает мой гениальный пас? И почему за это такой же штраф, как за прерванный в зародыше навес в направлении штрафной? Бессистемность и отсутствие логики изрядно бесят.

Сюжет также слегка оторван от реальности. Как вам мысль, что «ПСЖ» грядущей зимой покупает двух форвардов и смещает Неймара на левый фланг полузащиты? Боюсь представить, какой взрыв ждет раздевалку. А что насчет пролета «Баварии» мимо еврокубковой весны и приобретения из MLS неопытного форварда со странным досье на роль спасителя сезона? Сюр, честное слово.

Впрочем, перегибы не отменяют завоеваний. Режим здорово срежиссирован, выглядит дорого, холено и периодически удивляет необычными элементами или сменой повествовательного ракурса. Награда за прохождение глав и завершение кампании пригодится в FIFA Ultimate Team. Жаль, рейтинг призовой карточки Алекса Хантера ниже того значения, которого вы достигнете к финалу «Истории». Меня обманули на 5 очков!

Толстый кошелек

FUT новшества тоже не обошли стороной. В Squad Battles ваш состав противостоит дружине, подобранной другими игроками либо профессиональными спортсменами. Хватило силенок побить колоду Васи Пупкина из Урюпинска? Сразитесь с коллекцией Дэниэла Старриджа или Петера Шмейхеля . И так – по 45 матчей за неделю. Причем ИИ сопротивляется крайне агрессивно, да и в честность лидеров рейтинга на PC веры мало (награда зависит именно от занятой позиции).

В широком смысле Squad Battles – офлайновый аналог садистской Weekend League, требующей за выходные 40 раз выступить на консолях или 25 на компьютере. К владельцам PS4/Xbox One график тут гораздо милосерднее, плюс, ощутимо сдавшее качество связи не портит настроение – ведь обидно упустить элитную статистику побед/поражений из-за разрыва соединения или жутких «лагов». Разумеется, награды отстают от призов в WL, но все равно приличные.

Также разработчики добавили легенд вроде Роналдиньо , Льва Яшина , Роналдо и Марадоны , новые карты и анимацию распаковки колод, более разнообразные испытания по строительству состава. FUT занимает надолго, и каждый найдет для себя интересные «фишки», если нестабильный сервер не закроет дверь в сетевые дуэли.

Для любителей менеджмента в на случай хромающего соединения есть замечательный одиночный MyGM с динамичным сводом правил. крыть нечем. «Карьеру» мы знаем назубок, и единственная находка — переговоры по контрактам и трансферам в реальном времени — быстро утомляет однообразием.

Новое на сайте

>

Самое популярное