Домой Многолетние цветы Балет нуриев в большом театре. Нуреев. "Тангейзер" против системы

Балет нуриев в большом театре. Нуреев. "Тангейзер" против системы

Стала ли главная театральная премьера года в России главным скандалом 2017-го?

Большой театр в минувший уик-энд представил публике балет «Нуреев» питерского композитора Ильи Демуцкого в постановке режиссера Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова. «Запрещенный спектакль», билеты на премьерные показы которого разлетелись в считаные часы, прошел при большом скоплении VIP"ов — друзей и знакомых спонсоров постановки — Романа Абрамовича и Андрея Костина. «Нуреева» специально для «БИЗНЕС Online» рецензирует балетный критик Екатерина Беляева.

«БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК»

В Москве на исторической сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета петербургского композитора Ильи Демуцкого «Нуреев» . Его поставили худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников , который сейчас находится под домашним арестом в связи с так называемым театральным делом, и хореограф Юрий Посохов , постоянно проживающий и работающий в Сан-Франциско. Напомню, что эта премьера должна была состояться еще в июле 2017 года и завершить прошлый театральный сезон в Большом, но после одного из прогонов ее внезапно отменили. На самом деле балет не отменили, а отправили на доработку. Спектакль перенесли сначала на май-2018, так как раньше у постановщиков не было общего времени для того, чтобы встретиться в Москве вторым дублем.

В качестве причин отмены выдвигались разные версии. Официальной считалась такая: спектакль не готов к сдаче, плохо отрепетирован, имеет много постановочных нестыковок и требует дополнительного времени на доработку. Другая версия строилась из догадок, касающихся непристойности изобразительного материала, использованного постановщиком Серебренниковым (режиссер выступил в «Нурееве» и как сценограф). Неприличным могло показаться мелькание на заднике гигантских размеров фотографии полностью обнаженного Рудольфа Нуреева авторства знаменитого американского фотохудожника Ричарда Аведона . Карточки той «естественной», то есть «обнаженной» фотосессии не являются запретными, они опубликованы, по ним в академиях учатся историки искусства и молодые фотографы.

В первую причину можно легко поверить, так как в сегодняшней гонке большинство спектаклей во всем мире делается наспех, выпускается в короткие сроки, а технологически трудные спектакли могут прирастать качеством конкретно на самых последних репетициях за счет профессионализма постановщиков и отдачи актеров. Такое случиться с балетом «Нуреев» летом запросто могло. Относительно второй догадки сказать нечего, журналистов на рабочие репетиции не пускают, и судить, «был ли мальчик» (была ли задействована такая фотография, как именно фотография и в каком формате ее демонстрировали, была ли другая «порнография»), мы не можем. И третья гипотеза «недопуска» балета к публике летом — наличие в спектакле намеренной пропаганды ЛГБТ или страх, что лирические сцены фактически супружеских отношений Рудольфа и датского танцовщика Эрика Бруна , включенных в балет как факт биографии Нуреева, какой-то важной персоне сверху покажутся таковой.

Как бы там ни было, после рокового дня, когда прозвучал приговор об отмене готового балета, состоялся еще один генеральный прогон «Нуреева», его записали для того, чтобы в любой момент можно было вспомнить порядок. Дальше разворачивался самый плохой сценарий. В августе Серебренникова посадили под домашний арест, начатые им спектакли — в Москве и Штутгарте — вышли без окончательного «досмотра» режиссера, запертого в своей московской квартире и лишенного загранпаспорта. Вышли они в самом высоком «разрешении», так как мозговая концентрация коллег-артистов и ответственность за общее дело после ареста Кирилла оказалась завидным образом накалена. В это же время в декабрьской афише Большого театра внезапно «открылось» окно и в него «влетели» два «Нуреева». Все постановщики, кроме Серебренникова, смогли приехать на экстренные репетиции.

«Парады «белых пачек» в Вагановке и круженье казенных портретов складываются в «день сурка» по-советски (Нуреев – Владислав Лантратов)» Фото: Павел Рычков / Большой театр

«ШВОВ ОТ СРОЧНОГО ВЫРЕЗАНИЯ ФРИВОЛЬНЫХ СЦЕН НЕ ЗАМЕЧЕНО»

Прежде чем приступить к описанию того, что зрители (из них лишь 500 человек купили билеты в кассе предварительной продажи, а остальные были представителями СМИ, гостями театра или приглашенными лицами двух спонсоров спектакля — Романа Абрамовича и Андрея Костина ) увидели на премьере 9 декабря, надо рассказать, что представляет собой в общих чертах театр Серебренникова.

«Нуреев» — его третья работа в Большом после оперы «Золотой петушок» и балета «Герой нашего времени». Режиссеры драмы и либреттисты-драматурги в балете появлялись и до него, история зафиксировала опыт Немировича-Данченко, Радлова, Пиотровского и др... Но Кирилл особенный. В любой чистый жанр он приходит, чтобы экспериментировать, взрывать рутину и обманывать ожидания зрителей с конвенциональным мышлением. Его драматические спектакли походят на мюзиклы и балеты, в операх есть серьезные пластические вставки, а в балете — элементы вербатима и мелодекламации.

Таким образом, заказывая «Нуреева» команде Серебренникова, гендиректор Большого Владимир Урин брал не кота в мешке, а вполне конкретный синтетический театр, который он хотел показать на исторической сцене Большого театра — балет с приметами оперы, оратории, телешоу, драматического спектакля и кино. И публика, пришедшая 9 и 10 декабря в Большой, — это в какой-то степени обычная «паства» Серебренникова, поклонники его творчества и неофиты современного искусства. Эти люди едва ли бы стали наводить лорнет на неприкрытые фиговым листом гениталии Нуреева на известной фотографии. Сразу оговорюсь, никакой подобной фотографии в балете нет, как нет пропаганды ЛГБТ и порнографии. Швов от срочного вырезания фривольных сцен тоже не замечено. Балет выполнен в нежных пастельных тонах и полон лирики.

«Фотографии полностью обнаженного Нуреева в балете нет, как нет пропаганды ЛГБТ и порнографии» Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

Спектакль о самом ярком балетном артисте второй половины XX века этой команде постановщиков заказал Большой театр в лице Урина. Гендиректор главного театра страны рассчитывал с новым блокбастером, в данном случае байопиком (биографией), повторить успех балета «Герой нашего времени», поставленного Серебренниковым и Посоховым на музыку Демуцкого в 2014 году по мотивам одноименного романа Михаила Лермонтова. Переговоры с востребованным в мире Посоховым проходили давно, хореограф заранее «озвучил» несколько названий балетов, постановки которых он мог осуществить в расчете на историческую сцену Большого, но выбор пал на «Нуреева». Урин рассудил, что Большому театру нужны, кроме сюжетов русской литературы (в сезоне 2017/2018 гамбургский хореограф Джон Ноймайер ставит балет «Анна Каренина», это будет копродукция двух балетных трупп) истории о больших художниках, чья жизнь и творчество изменили мир. Нуреев идеально подошел.

Что касается написания имени танцовщика, известного у нас больше как Нуриев, то здесь выбор делал либреттист, то есть Серебренников. Фамилия отца Рудольфа была придумана им самим и возводилась к имени Нурис, а всю родню в момент получения паспортов записали Нуреевыми. По паспорту Рудольф был Нуреевым, как Нуреев он поехал с труппой Кировского (сейчас Мариинского) театра в Париж, как Нуреев «прыгнул в свободу» в 1961 году в аэропорту Ле-Бурже, и на Нуреева в СССР завели дело изменника родины.

«Через совместные занятия с Эриком Бруном (Денис Савин) Нуреев познает тонкости и нюансы датской школы танца, а заодно соединяется с ним на короткое время в настоящую семью» Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

«ЗА КАЖДЫМ ЛОТОМ ПРЯЧЕТСЯ ФЛЕШБЭК»

Начинается балет с выкриков аукциониста на английском и французском языках (артист МХТ Игорь Верник ). Сразу в двух аукционных домах в Париже и Нью-Йорке распродаются предметы искусства и личные вещи, принадлежащие недавно скончавшемуся (1993) великому танцовщику, богу танца Нурееву. За каждым лотом прячется флешбэк — мини-путешествие в прошлое Нуреева, его встречи с людьми, участие в постановках и просто важные жизненные эпизоды. Какие-то эпизоды инкрустированы танцами, какие-то снабжены пением (поют меццо-сопрано Светлана Шилова , тенор Марат Гали , контратенор Вадим Волков ), некоторые представляют собой пластические этюды под монотонное чтение отрывка письма (большинство писем имеют вымышленное содержание).

Первый флешбэк уводит в Ленинград в хореографическое училище имени Вагановой, куда Нуреев поступил, когда ему было 17 лет. Строгие академические стены, скрипучие деревянные полы, марлевые занавески, усердные ученики и ученицы тянут подъемы, скачут в жете. Спустя время на сцену вальяжно выходит Нуреев (Владислав Лантратов ) в нахальных белых трико и танцуя, оттесняет с середины, а потом просто грубо толкает изящную девочку, как бы предвосхищая свою будущую «революционную» деятельность в области развития сольного мужского танца.

В картине «Улица Росси» Серебренников начинает посмеиваться над «снулой» жизнью, какую вели люди в СССР, и тихо демонстрировать свою и, видимо, Нуреева ненависть к режимам. На стене висят два портрета, на одном — стационарном — изображена Ваганова, на втором — сначала Николай II, а затем Ленин, Сталин, Хрущев. Парады «белых пачек» в Вагановке и круженье казенных портретов складываются в «день сурка» по-советски.

«Марго Фонтейн (Мария Александрова) вводит Руди в романтический репертуар» Фото: Павел Рычков / Большой театр

Вот уже на юного Нуреева сыплются доносы коллег (их зачитывает тот же Верник), а действие незаметно переносится во Францию, в закрытую зону аэропорта Ле-Бурже — и далее в Булонский лес, «сверкающий» длинноногими трансвеститами, так потрясшими Нуреева после диетического Ленинграда. Сцена перехода из советского Ада в западный Рай строится колоритно. В центре сцены вырастает трибуна, на ней стоят корпулентные хористки и три солиста — они поют «Песню о родине». Танцовщицы-колхозницы в тесноте, но не в обиде танцуют про «хорошо в стране советской жить». И за ними финальная сцена первого акта с роскошными парижскими вечеринками.

«ВТОРОЙ АКТ РАССКАЗЫВАЕТ ПРО ТВОРЧЕСТВО НУРЕЕВА»

Второй акт рассказывает про творчество Нуреева, и он более танцевальный. Через лоты-флешбэки на сцену по очереди выходят именитые партнерши Нуреева. Марго Фонтейн (Мария Александрова ) вводит Руди в романтический репертуар, Наталья Макарова (Светлана Захарова ) танцует вместе с ним dance modern. Через совместные занятия с Бруном (Денис Савин ) Нуреев познает тонкости и нюансы датской школы танца, а заодно соединяется с ним на короткое время в настоящую семью. Верник между тем продает с торгов интимную записку Нуреева умирающему от рака Бруну, которую Руди так и не передал партнеру.

Наталья Макарова (Светлана Захарова) танцует с Нуреевым dance modern Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

Безудержная страсть Нуреева к сцене, классическому балету реализована в виде сменяющих друг друга кордебалетных сцен, идущих под ловко оркестрованную, но узнаваемую музыку Чайковского, Минкуса, Глазунова. Самой красивой находкой Посохова можно счесть танцевальную сцену, где хореограф вводит в строго женский (как в женском монастыре) коллектив теней из «Баядерки» энергичных партнеров, которые не только «подкручивают» балерин и делают обводки, но самодостаточно танцуют. Это такой лобовой намек на кощунственные акты Нуреева-хореографа, который мог в своем балете лишить балерину вариации, написанной Петипа, и передать ее музыку солисту-мужчине.

В финале обыгрывается еще одна любовь Нуреева — к дирижированию. Герой Лантратова в костюме Солора из «Баядерки» берет палочку из рук настоящего дирижера (Антон Гришанин ) и встает за пульт оркестра Большого театра.

Длится балет два с половиной часа с антрактом, в нем еще есть эпизоды «Короля-солнце», где Рудольф — Луи XIV, натанцевавшись, наслаждается обществом полураздетых янычар, составляющих его мужской гарем.

«Театр приготовил трех Нуреевых (на фото — Артем Овчаренко)» Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

Картины, размещаясь в рамках одной декорации-трансформера (класс в Вагановке, парижское метро, зал в парижской опере, стены плебейских кварталов с красочными граффити), быстро сменяют одна другую, и, если что-то рождается подозрительное, оно исчезает так стремительно, что выглядит обманом зрения.

Театр приготовил трех Нуреевых. Артем Овчаренко станцевал 10 декабря, Игорь Цвирко прошел прогон, а спектакль у него будет в мае. Надо ждать.

Екатерина Беляева

На анонсе: Нуреев – Артем Овчаренко. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.

Илья Демуцкий

Балет в двух действиях

Спектакль идет с одним антрактом.

Продолжительность - 2 часа 30 минут.

При поддержке и содействии Р.А. Абрамовича и А.Л. Костина

Композитор — Илья Демуцкий

Хореограф-постановщик — Юрий Посохов

Художник по костюмам — Елена Зайцева

Дирижер-постановщик — Антон Гришанин

Художник по свету — Александр Сиваев

Художник по видеопроекциям — Сергей Рылко

Ассистенты хореографа-постановщика — Куинн Уортон, Никита Дмитриевский

В спектакле принимают участие хор и мимический ансамбль.

Рудольф Нуреев: талантливый танцор и неординарная личность

Рудольф Нуреев - гений балетного искусства 20 столетия, незаурядная личность с эпатажными наклонностями. Он оставил немеркнущий след в истории мирового балета и в душах тех, кто его знал и любил. У него не было спектаклей без аншлагов. Билеты на них раскупали задолго до афишной даты.

Жизнь, полная испытаний и нищеты

Будущей величайшему танцору пришлось много пережить. Даже появился на свет он в известном «Транссибирском экспрессе», шедшим на Дальний Восток, близ станции Раздольное Приморского края, неподалеку от Иркутска. Рудольф, а именно так назвали мальчика, был младшим сыном в семье политрука Хамита Фазлеевича Нуреева, уроженца башкирской деревни, и татарки Фариды Аглиулловны Нуреевой.

До войны мальчик практически жил только с матерью и тремя старшими сестрами, потому что отец был на службе. Сначала это был Владивосток, затем Москва. После ухода отца на фронт семья переехала в Башкирию, где и прошло детство Рудольфа.

Жили они крайне бедно, голодали. В школу Рудольф ходил, но отношения с одноклассниками из-за самолюбивого характера мальчика не складывались. Отрадой в его жизни были танцы, которые он полюбил с детства.

  • С 7 лет он посещал танцевальные кружки, был участником детского фольклорного ансамбля в Уфе.
  • В 11 лет увлекся классическим балетом.
  • С учителями ему повезло. Первой была прима балета Дягилева А. Удальцова, давшая ему основы хореографии. Позже Рудольф будет учиться у солистки Кировского театра Е. Войтович.

Сцена и карьера в СССР

Мечта о сцене осуществилась в начале 1954, когда Нуреева приняли в балетную труппу Башкирского театра. Впрочем, пробыл он на его сцене недолго. В следующем году танцор поступил на учебу в хореографическое училище Северной столицы России. В Питере он попал к опытному балетному преподавателю А. Пушкину, наполнявшего душу Рудольфа танцем.

В 1958 одаренный юноша стал солистом Кировского театра. Еще со времен его ученических спектаклей у Рудольфа появились многочисленные поклонники.

  • Триумфальный дебют вместе с прославленной танцовщицей Н. Дудинской в «Лауренсии» А. Крейна не стал неожиданностью, а лишь добавил популярности артисту.
  • Огромный успех сопутствовал Нурееву на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в 1959 в Вене, где танцор получил главную премию.
  • В течение четырехлетней работы в Кировском театре исполнил 15 партий, включая ведущие в спектаклях: «Баядерка», «Жизель», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лебединое озеро».

Нуреев действительно стал «революционером» балета не только благодаря великолепной хореографической технике и сценическим приемам, но и своей личности. Каждое движение несло отпечаток внутреннего неугасимого огня танцора. А его выразительная экспрессивная пластика, неординарная восточная внешность добавляли эффекта. Однако вне сцены это был своенравный, бестактный человек, с которым приходилось нелегко.

Эмиграция и балетная карьера за рубежом

1961 год стал переломным в судьбе Рудольфа. Будучи летом вместе с труппой на гастролях в Париже, он отказался от возвращения на родину, став первым «невозвращенцем» в артистической среде. На Западе танцора без промедления приняли в труппу Балета Маркиса де Куэваса.

  • После непродолжительной работы в Grand Ballet Нуреев выехал в Копенгаген, а в конце года уже блистательно выступал вместе с именитой танцовщицей Марго Фонтейн в ее бенефисном спектакле.
  • Рудольф произвел на публику потрясающее впечатление своей виртуозностью, невероятной энергией и драматизмом.
  • С Марго он работал вплоть до смерти балерины.

В Дании Нуреев познакомился и с прославленным танцором Э. Бруном, которого ценил и как профессионала, и как мужчину. Впоследствии Рудольф и Эрик стали друзьями и сексуальными партнерами, каковыми были на протяжении четверти века.

  • В 1975 количество его выступлений достигло 300 в год. Великий танцор практически ежедневно выходил на сцену.
  • При таком насыщенном танцевальном графике он успевал делать и постановочную работу.
  • В 1964 в первый раз испробовал себя, создав авторские редакции балетов А. Глазунова «Раймонда» и П. Чайковского «Лебединое озеро» для разных театров.
  • Его первый оригинальный спектакль «Танкреди» Х. Хейнца был поставлен в столице Австрии.
  • В 80-х Нуреев возглавил балетный коллектив Гранд Опера в Париже, став и здесь новатором в продвижении талантливой молодежи, игнорируя маститых премьеров и солистов.

Неравнодушен был артист и к кинематографическому искусству. Он снимался в фильмах-балетах «Я - танцовщик», «Ромео и Джульетта», «Юноша и смерть». Были в судьбе Нуреева и художественные кинороли: в драме «Валентино» и в мелодраме «На виду».

Под занавес творческого полета

В последние годы, испытывая серьезные проблемы со здоровьем, Рудольф Нуреев продолжал творческую работу в качестве дирижера. Он выступал во многих городах мира, в том числе в 1992 - в Казани. «Перестроечная» Россия приняла своего «блудного сына» с восторгом.

Последней работой мастера балета стала «Баядерка» в Гранд Опера, поставившая заключительную точку творчества великого мастера балета Рудольфа Нуреева. Скончался танцор шестого января 1993 в Париже, где и погребен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Жизнь Нуреева - это бесконечный танец. Купить билеты на его спектакли свободно было невозможно нигде. Все они - аншлаговые. Вместе с ведущими труппами Рудольф Нуреев ездил по всему миру, исполняя и классические, и современные партии. Он легко возводил мосты между классикой и модерном балетного искусства. В этом танцору помогала его вечная жажда независимости, смелость и эпатажность.

Премьера «Нуреева» должна была состояться еще минувшим летом. Но за несколько дней до первого показа ее отменили. Директор ГАБТа Владимир Урин тогда заявил, что причиной стала «неготовность» спектакля к показу. Такой была официальная версия. Но отмена «Нуреева» происходила на фоне уголовного дела, заведенного против «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова по обвинению в растрате средств.

Новую дату премьеры — 9-10 декабря — назвали в конце сентября. Перед началом продажи билетов к кассам Большого с ночи выстроилась очередь из желающих попасть на нашумевшую постановку. Правда, на каждый показ в наличии было всего по 500 билетов. Оба премьерных показа «Нуреева» собрали почти всю светскую Москву, политиков и представителей бизнеса. Не было в зале лишь Кирилла Серебренникова, находящегося под домашним арестом. Не разрешили режиссеру постановки и посетить репетицию. Некоторые участники труппы в день премьеры вышли на поклон в майках с изображением Серебренникова.

«РБК Стиль» собрал мнения тех, кому первым удалось увидеть новую работу режиссера.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков посетил первый показ «Нуреева» . После премьеры чиновник отметил, что не увидел «ничего провокационного» в постановке.

«Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие», — ответил Песков на вопрос ТАСС .

Александр Щербак / ТАСС

Ксения Собчак, журналист, кандидат в президенты России

«Премьера запрещенного Нуреева в Большом . Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, артисты и постановщики выходят в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо, но безумно грустно. Потому что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью.... А в балете, я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под черным граффити? :((((», — написала Ксения Собчак на своей странице в Instagram .

Шон Уокер, журналист The Guardian

«"Нуреев" в Большом театре . Поразительные таланты на сцене, половина элиты в зале, а режиссер — под домашним арестом. Россия как она есть», — отметил журналист в своем Instagram .

Илья Демуцкий, композитор балета «Нуреев»

«У меня самолет в Чикаго через несколько минут. Я не умею говорить. Но не сказать не могу. Спасибо вам, прекрасные, что подарили нам это выстраданное чудо. Всем без исключения. От потрясающих людей в яме, натерпевшихся моих нот, настоящих героев, не сходящих со сцены, до каждого-каждого, работающего для спектакля за кулисами. Мы очень вас любим, искренне восхищаемся, счастливы творить с вами. Я пишу эти слова не только от себя... Пожелаю долгой счастливой жизни спектаклю! Вдохновляйте, друзья! Вы — красота и счастье! Ура!», — написал композитор в Instagram .

Алексей Кудрин, руководитель Центра стратегических разработок

«В @BolshoiOfficial долгожданная премьера о Нурееве. Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере», — подчеркнул экс-министр финансов на своей странице в Twitter .

Константин Ремчуков, главный редактор «Независимой газеты»

«Посмотрел прекрасную постановку Кирилла Серебренникова "Нуреев" в Большом театре . Триумф русского искусства: композитор, режиссер, хореограф и артисты-русские. И мировая премьера! Все атрибуты величия русского балета в ХХI веке. Тем более хотелось бы,чтобы спектакль шел постоянно!», —

МОСКВА, 9 декабря. /ТАСС/. Государственный академический Большой театр покажет в субботу и воскресенье премьеру балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова и хореографии Юрия Посохова. Билеты на спектакли были раскуплены задолго до этих дат, следующий блок показов состоится в мае 2018 года.

Над созданием балета "Нуреев" в прошлом сезоне работали композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, автор либретто, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников, находящийся под домашним арестом по обвинению в организации мошенничества. Премьера должна была состояться на исторической сцене Большого театра 11 июля 2017 года, но, согласно решению руководства театра, была перенесена из-за неготовности спектакля.

Урин и артисты о спектакле

Как сообщил генеральный директор Большого театра Владимир Урин на предварившем премьерные показы брифинге, он надеется, что "зрители с интересом воспримут премьеру". Также, по словам гендиректора, на репетициях балета "никаких изменений (по сравнению с летней версией спектакля - прим. ТАСС) не увидел". Урин добавил, что "если какие-то изменения и были, то они были согласованы с хореографом и режиссером", но руководство в изменения не вмешивалось.

Ранее Урин заявлял, что, выбирая для постановки фигуру Рудольфа Нуреева, он понимал, что личность танцовщика была "неоднозначная, со сложной судьбой, рассказать о нем было достаточно непросто". Генеральный директор "прекрасно понимал, что там будет соответствующая тема, которая вызовет неприятие целого ряда людей".

Юрий Посохов приступил к репетициям спектакля 15 ноября, как замечают артисты, Серебренников дистанционно контролировал подготовку к премьере. В работе над спектаклем принимали участие солисты, которые первоначально трудились над постановкой. В их числе - Владислав Лантратов, Игорь Цвирко, Артем Овчаренко, Денис Савин. Среди исполнительниц женских партий - Светлана Захарова, Екатерина Шипулина, Нина Капцова и другие. Также в "Нурееве" задействованы, согласно сценарию, хор, солисты оперы и драматические артисты.

По словам примы-балерины Марии Александровой, которая также занята в спектакле, в постановке есть только один главный герой - Нуреев. Она добавила, что Серебренников во время подготовки спектакля дал ей только один совет: "Ты все сама знаешь, просто сделай". Александрова добавила, что пока не может предсказать, как публика примет постановку. "Что бы ни случилось, спектакль будет продолжаться", - убеждена она.

"Нуреев" на сцене

Балет "Нуреев" начинается с аукциона, ведущий торгов в исполнении Игоря Верника среди других лотов представляет дирижерскую палочку Нуреева, с которой он дебютировал в Вене. Аукционист будет появляться весь спектакль, объявляя лоты, касающиеся разных периодов жизни танцовщика: это и костюмы, в которых он танцевал в России и на Западе, и личные письма его коллег и друзей. Отрывки из последних Верник зачитывает со сцены.

Спектакль идет 2,5 часа с антрактом. За это время зрители видят весь жизненный путь Нуреева - от занятий в балетном классе до эмиграции и болезни. В конце спектакля уже изможденный недугом танцовщик облачается во фрак и спускается в оркестровую яму, чтобы дирижировать оркестром Большого театра.

Рудольф Нуреев (1939-1993) работал в труппе Театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр). В 1961 году танцор решил не возвращаться в СССР с гастролей в Париже, став одним из первых артистов, эмигрировавших из страны.

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Премьерные показы балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова и хореографии Юрия Посохова пройдут в Большом театре 9 и 10 декабря, а в пятницу журналисты смогли побывать на репетиции спектакля. Большинству представителей СМИ, опрошенных ТАСС, балет понравился.

"Здесь нет ничего такого, что могло бы шокировать", - сказал ТАСС журналист, телеведущий, обозреватель телеканала "Россия - Культура" Владислав Флярковский. Он отметил, что в спектакле появляются фотографии Ричарда Аведона, который запечатлел полуобнаженного Нуреева. "Великий фотограф снимал великого танцора, так это и надо воспринимать", - пояснил Флярковский.

В целом, отметил журналист, балет "Нуреев" - это "чудесное зрелище с прекрасной музыкой". По его словам, новая постановка - "классический спектакль ХХI века, красивый, изящный, со сложно устроенными декорациями". "Единственное, чего можно было опасаться - пошлости, я посмотрел, пошлости не обнаружил", - добавил Флярковский.

Журналист, кино- и театральный критик Валерий Кичин сказал ТАСС, что, на его взгляд, спектакль пока "слегка сыроват". "Как зритель я получил сильное впечатление, - сказал критик. - Спектакль неровный, противоречивый, но он удивляет. На мой взгляд, первый акт - слишком иллюстративный, он выглядит как иллюстрация к статье про Нуреева в Wikipedia.

Второй акт, продолжил Кичин, целиком посвященный творчеству Нуреева, ему понравился больше. "Впечатлила работа композитора, аранжировки сочинений Чайковского и Малера", - сказал он. Также, по его мнению, в спектакле слишком много текста. "Изобилие чтения разрушило общее впечатление, возможно, просто с акустикой в театре не очень", - пояснил Кичин. В целом же, отметил критик, постановка "сделана на высоком уровне, спектакль был нужен Большому театру, чтобы он смог выйти из золоченной клетки классического балета".

Артисты и генеральный директор ГАБТа о постановке

По словам одного из исполнителей роли Нуреева Игоря Цвирко, его партия "очень сложная". На пресс-брифинге, предварившей репетицию, артист заметил, что балет получился очень кинематографичным. "Нам было важно показать характер Нуреева, те качества, которые позволили ему достичь величия", - пояснил Цвирко.

Генеральный директор ГАБТа Владимир Урин призвал журналистов и критиков объективно оценивать постановку. "Театр прекрасно понимает, что вокруг спектакля есть обстоятельства, связанные с "Седьмой студией", - сказал Урин. - Просьба обратить внимание на то, что называется самим спектаклем. В этом спектакле есть режиссерское решение, есть хореография, есть артисты".

О спектакле

Балет "Нуреев" начинается с аукциона, ведущий торгов в исполнении Игоря Верника среди других лотов называет дирижерскую палочку Рудольфа Нуреева, с которой он дебютировал в Вене. Аукционист будет появляться на сцене весь спектакль, объявляя лоты, касающиеся разных периодов жизни танцовщика, - это и костюмы, в которых он танцевал в России и на Западе, и его личные письма. Отрывки из последних Верник также зачитывает со сцены.

Спектакль идет 2,5 часа с антрактом. За это время зрители видят весь жизненный путь Рудольфа Нуреева - от занятий в балетном классе до болезни. В конце спектакля уже изможденный недугом танцовщик облачается во фрак и спускается в оркестровую яму, чтобы дирижировать оркестром Большого театра.

Над созданием балета "Нуреев" в прошлом сезоне работали композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, автор либретто, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников, находящийся под домашним арестом по обвинению в организации мошенничества. Премьера должна была состояться на исторической сцене Большого театра 11 июля 2017 года, но, согласно решению руководства театра, была перенесена на более поздний срок из-за неготовности спектакля.

Генеральный директор ГАБТа Владимир Урин в сентябре сообщал ТАСС, что получил разрешение от следователя, ведущего дело Кирилла Серебренникова, о встрече с ним и договорился с режиссером о возможности выпуска спектакля "Нуреев" в декабре.

Новое на сайте

>

Самое популярное