Домой Многолетние цветы Детям про крестный путь иисуса христа. Крестный путь

Детям про крестный путь иисуса христа. Крестный путь

Немецкий городок Прюм располагается вокруг древнего христианского монастыря. История монастыря тесно связана с династией Каролингов: в 8-м веке король Пипин Короткий привез из Рима в сбор Прюма сандалию Христа, так это место стало на многие века местом особого почитания – сотни тысяч паломников на пути к мощам св. ап. Иакова в Сантьяго де Компостелла обязательно приходили поклониться сандалии Христовой. И сегодня в этот католический собор, освященный во имя Христа Спасителя, приезжают большие православные паломнические группы, чтобы поклониться святыне. Не стало исключением и паломничество корреспондентов Правмира вместе с паломническим центром св. апостола Фомы в Германии – на несколько часов мы прибыли в Прюмо.

Особенно поражает в соборе серия рельефов Крестного пути Христова. Специально для читателей Правмира мы сделали снимки каждого рельефа. Всмотримся в эти лица, вспомним Страстные Евангельские чтения, и оживим в сердце знание о великой Жертве Спасителя за нас.

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.



От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.

И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

ЕВАНГЕЛИЕ от Матфея

Крестный путь - составная часть Страстей Господних, включающая в себя Несение креста, с кульминацией - Распятием. В католицизме - богослужение, воссоздающее в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа.

Евангельское повествование

О крестном пути повествуют все четыре евангелиста, причем Матфей и Марк совершенно одинаково:

«встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его».

Иоанн описывает этот эпизод очень кратко, ничего не сообщая о Симоне Киринейском, но говоря про Иисуса что он

«неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски » (Ин.19:17).

Наиболее подробно о крестном пути рассказывает Лука:

«И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк.23:26-31).

Описание богослужения

Богослужение состоит из 14 стояний, представляющих собой различные моменты Страстей Христа, а также вступления и заключения.

Традиционно на стенах католических храмов помещаются по периметру четырнадцать картин или скульптурных композиций, соответствующих четырнадцати стояниям крестного пути.

Таким образом, молящиеся во время богослужения обходят весь храм.

Стояния крестного пути

  • VIII:
  • XIII:

Каждое стояние состоит из следующих элементов:

  • Возглашение названия стояния.
  • Молитва крестного пути. В качестве молитвы крестного пути могут использоваться различные тексты схожего содержания:

«Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир». «Поклоняемся Тебе, Христос, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Твоим мир искупил» «Поклоняемся Тебе, Господи Иисусе Христе, здесь и во всех церквях Твоих, какие есть во всём мире, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир» и др.

  • Чтение размышления. Размышление представляет собой текст произвольной формы, побуждающий участников богослужения глубже задуматься над тем или иным моментом Страстей Господних.
  • Молитва (Отче наш, Радуйся, Мария или другая).
  • Процессия к следующему стоянию.

Традиции

Обычно богослужения крестного пути проводятся во время Великого поста, особенно по пятницам. Обязательно проводится крестный путь в Великую пятницу - день распятия и смерти Христа.

Во многих католических странах, где есть монастыри или почитаемые храмы, расположенные в горах или удалённых местах, вдоль дороги ведущей к святилищу устанавливаются скульптурные или живописные изображения стояний крестного пути. Богослужение крестного пути, таким образом, может быть совмещено с паломничеством.

Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу

После того, как Иисус Христос был осужден на распятие, Он отдан был воинам. Воины, взявши Его, опять били с поруганиями и издевательствами. Когда же насмеялись над Ним, они сняли с Него багряницу и одели в собственные Его одежды. Осужденным на распятие полагалось нести крест свой, поэтому воины возложили на плечи Спасителю крест Его и повели на место, назначенное для распятия. Место это был холм, который назывался Голгофою , или лобным местом , т. е. возвышенным. Голгофа находилась к западу от Иерусалима недалеко от городских ворот, называвшихся Судными.

За Иисусом Христом шло великое множество народа. Дорога была гористая. Измученный побоями и бичеваниями, истомленный душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая под тяжестью креста. Когда дошли до городских ворот, где дорога поднималась в гору, Иисус Христос совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа. Это был Симон Киринеянин , возвращавшийся после работы с поля. Воины схватили его и заставили нести крест Христов.

Несение креста Спасителем

Среди народа, который шел за Христом было много и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

Иисус Христос, обратившись к ним, сказал: "дочери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Потому что скоро придут дни, когда будут говорить: счастливы те жены, у которых нет детей. Тогда скажут люди горам: обрушьтесь на нас, и холмам: покройте нас".

Так Господь предсказал те ужасные бедствия, которые должны были скоро после Его земной жизни разразиться над Иерусалимом и народом еврейским.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.: от Матф., гл. 27, 27-32; от Марка, гл. 15, 16-21; от Луки, гл. 23, 26-32; от Иоанна, гл. 19, 16-17.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Крестный путь на Голгофу. Мф. 27: 31-34; Мк. 15: 20-23; Лк. 23: 26-33; Ин. 19: 16-17 После суда Христос был отдан в руки палачей, которые должны были привести страшный и беззаконный приговор в исполнение. Воины сняли с Иисуса багряницу, одели Узника в Его собственные одежды и возложили на Него

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Иисус, еврей из Галилеи автора Абрамович Марк

Глава 10. Крестный путь Есть в синоптических Евангелиях место, которое можно назвать стержневым и кульминационным - это последнее посещение Иисусом святого города и так называемая «тайная вечеря». Именно в иерусалимский период окончательно сложилось то, что христиане

Из книги Тайная вечеря Понтия Пилата автора Коликов Кирилл

ЧАСТЬ 1. ПУТЬ НА ГОЛГОФУ. Фарисей и саддукей - братья навек! Экономика древнего мира была немногим проще сегодняшней. Но для того, чтобы понять тайные пружины, приведшие к гибели одного из множества бродячих иудейских проповедников, вошедшего в легенды и даже

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Крестный путь на Голгофу (Матф. 27:31-32; Марк 15:20-21; Лук. 23:26-32; Иоан. 19:16-17). О крестном пути Господа повествуют все четыре Евангелиста. Первые два - св. Матфей и св. Марк - говорят о нем совершенно одинаково. «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого

Из книги Статьи разных лет автора Острецов Виктор Митрофанович

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1-6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7-12). Избрание 12-ти учеников (13-19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20-30). Истинные родственники Иисуса Христа (31-85) 1 Об исцелении

Из книги История Угреши. Выпуск 1 автора Егорова Елена Николаевна

Глава XV. Христос на суде у Пилата (1-16). Насмешки над Христом, отведение Его на Голгофу, распятие (16-25а). При Кресте. Смерть Христа (25б-41). Погребение Христа (42-47) 1 (См. Матф. XXVII, 1-2). - Евангелист Марк во всем этом отделе (1-15 ст.) опять говорить только о самом выдающемся в

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Путь на голгофу Мало кто понимает, что официальная, тиражированная миллионами экземпляров, история России есть всего лишь грубая фальсификация. Русский народ обрёл по Божией благодати Православие, а затем, в длительной борьбе, утвердил выстраданное им самодержавие.

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Крестный путь России Кремнист России крестный путь и тяжек крест - ни уронить, ни отдохнуть нельзя ей не на миг. Прочь, прочь отыди, бес! В кресте – души живая суть, Безмолвный сердца крик. Нельзя России без Небес, без истинных начал. Пасхальный гимн: «Христос воскрес!» - в

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Крестный путь С Господа Иисуса Христа сняли багряницу и одели снова в собственную Его одежду. Потом, вместе с двумя приговоренными к распятию разбойниками, Он был отведен на Голгофу – место около города, где казнили преступников. Несмотря на то что Господь был измучен

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

ГЛАВА 44. Шествие на Голгофу. Распятие. Иисуса и двух разбойников. Смерть Иисуса. Снятие тела Иисуса со креста и погребение Его. Приставление стражи ко гробу Когда Пилат решил быть по прошению первосвященников и Иисуса предал в их волю (Лк. 23, 24–25), воины взяли Иисуса, сняли с

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Крестный путь на Голгофу После суда Христос опять отдан был в руки воинов для исполнения приговора. Воины сняли с Иисуса багряницу, одели в Его собственные одежды и возложили на Него крест – два бревна, сколоченные в виде буквы «Т». По жестокому обычаю, приговоренный к

Из книги Путешествие ко святым местам в 1830 году автора Муравьев Андрей Николаевич

Поучение 1-е. Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности) I. Праздник обновления, т. е. освящения, храма Воскресения Христова, который совершается ныне, установлен следующим образом. Место, где

Из книги автора

Путь на Голгофу Тогда воины взяли Иисуса в судилище, раздели Его, надели на Него багряницу - одежду багряного цвета, какую носили вельможи. Потом сплели венец из терна и надели Ему на голову. В правую руку Иисусу дали тростник и, издевательски становясь перед Ним на колени,

Из книги автора

Крестный путь Следуя по той же улице и пройдя под сводами обрушенной башни, воздвигнутой Иродом в честь Марка Антония, видишь с левой стороны, во внешней стене мусселимова дома, нижнюю широкую ступень полукруглого крыльца; остальные ступени перенесены были в Рим вместе с

Виа Долороза начинается в мусульманском квартале возле ворот святого Стефана, или Львиных ворот в Старом городе Иерусалима у ворот мусульманской религиозной школы Эль-Омария.

Первая станция - здесь Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом.

(Мф.27:22-23,26: Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.)

В былые времена тут на территории башни Антония, находилась резиденция римского прокуратора (преториум), где проводились суды над обвиняемыми.

Сейчас от башни Антония ничего не осталось. На ее месте находится женский католический монастырь Сестер Сиона. Во дворе его находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа. Плиты пола сохранились с тех времен.2

Вторая станция

Вторым стоянием считается церковь Бичевания.

Здесь Иисус подвергся бичеванию, его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь же он принял крест.

(Мф.27:27-31: Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие...)

Купол часовни Бичевания символично украшает мозаичный терновый венец. От монастыря через улицу Виа Долороса перекинута арка Ecce homo. Сюда Понтий Пилат вывел осужденного Иисуса и показал толпе со словами "Се человек!"

Третья станция

Место первого падения Христа считается третьим стоянием.

Это место отмечено небольшой часовней, с 1856 года она принадлежала Армянскому Католическому Патриархату, однако в первой половине ХХ века она находилась под польским патронатом. В 1947-48 годах была реставрирована на пожертвования польских военных. Рельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью своей ноши.

Четвертая станция

Двигаясь чуть дальше по улице Виа Долороза, мы подходим к четвертой остановке - здесь Иисус встретился с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией.
(Стояние не упоминается в Библии.)
Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученницы.

Над входом барельеф, изображающий встречу.


Пятая станция

На углу улицы Виа Долороза и Эль-Вад - пятая остановка Крестного пути.

Здесь дорога к Голгофе начинает подниматься. Вполне вероятно, что римские солдаты, видя, насколько изможден Иисус, стали опасаться, что у Него не хватит сил дойти до места казни. В это время на пути им встречается некий прохожий Симон Киренянин, которого заставляют нести крест Христа.

(Мф.27:32: Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.)

Иудей Симон происходил из ливийского города Кирены, а его сыновья были известными и уважаемыми в Иерусалиме людьми.

По некоторым преданиям, после всего увиденного по пути на Голгофу Симон стал последователям Иисуса.



Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.


Этот камень отполирован руками и губами паломников. На самом же деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.

Шестая станция

Шестое стояние Скорбного пути - это встреча с Вероникой.
(Стояние не упоминается в Библии.)
По церковным преданиям, она вышла из своего дома ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде.

На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса. Сейчас он находится в Соборе Святого Петра в Риме.

Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники.


Седьмая станция

Седьмая остановка - второе падение Иисуса Христа.
(Стояние не упоминается в Библии.)
Здесь по преданию, изможденный Иисус вновь упал на пути к Голгофе. Это место отмечено на перекрестке Via Dolorosa и шумной базарной улицы Сук-хан эс-Зейт, что означает «Масличный рынок».

На место второго падения находится остаток колонны, а рядом располагается францисканская часовня. Предполагается, что, выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь.

Судными они назывались по тому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию.

Кстати, вблизи порога Судных врат был найден участок стены с узким, расширяющимся кверху отверстием. Его было достаточно, чтобы человек мог пройти в него согнувшись. Этот проход использовался для прохода в город в ночное время, когда городские ворота запирались.

Из-за своей формы эта калитка носила название «игольное ушко». Именно она упоминается Спасителем в известной притче: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лук. 18:25)

Восьмая станция

Обращение Иисуса Христа к дщерям Иерусалима считается восьмой остановкой.

За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его: "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима.

Лк.23:28-31: Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.


Девятая станция

Девятая станция - место третьего падения Христа.
(Стояние в Библии не упоминается)
У входа в эфиопский монастырь в неглубокой нише находится колонна, обозначающая место, где в третий раз упал Христос. Отсюда он и увидел Голгофу.

Десятая станция

Остальные пять станций Виа Долороса находятся в Храме Гроба Господня.


Десятая станция - снятие одежд.

На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.


(Мф.27:33-36: И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там.)

Первое что поражает, пишут очевидцы, когда оказываешься перед Храмом Господня - это размеры площади.

Наблюдая в Великую Субботу схождение Благодатного Огня, создается впечатление, что тут огромные пространства.

На самом деле постройки христианского квартала очень плотно обступили Храм, из-за этого сложно составить полное представление о его архитектурных формах.

Одиннадцатая станция

Место, где Иисус был пригвожден к Кресту.

(Мф.27:37-42: и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него...)

Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.

Двенадцатая станция

Двенадцатая станция - смерть Иисуса Христа на кресте.

(Мф.27:45-50,54: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.)

Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.


Тринадцатая станция

Снятие с креста.

(Ин.19:38: После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.)

Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением.



Камень Помазания накрыт плоской мраморной плитой, источающей миро и несказанно благоухающей. Над Камнем горит восемь больших лампад. Всякий входящий в храм в первую очередь прикладывается к Камню Помазания.



Справа от Камня Помазания справа видны ступени, ведущие на Голгофу.
Следуя влево под арку колонн, оказываемся в большой круглой ротонде, посреди которой высится пещера. Это последняя остановка...

Четырнадцатая остановка

Четырнадцатая остановка - положение во гроб.

(Мф.27:59-61: И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.) Над Гробом Господним установлена кувуклия.

Тут Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение.

Кстати, кувуклией в наше время называется мраморная часовня. Она перекрывает пещеру Гроба Господня (где был похоронен Иисус) и делится на две части: придел Ангела и собственно Гроб Господень.

Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой.

По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в кувуклию.

Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств.

Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей, по количеству лет земной жизни Христа), затем оба священнослужителя выходят к верующим.

Разумеется, это чисто символический маршрут. Потому что Иисус, сгибающийся под весом своего пыточного столба и жестоко подгоняемый римскими легионерами, шел по улицам Иерусалима, существовавшего до первой Иудейской войны. Виа Долороса же - улочка совсем иного города, названного в честь его римского строителя - Элия. И в честь главного римского божества - Капитолийская. Элий — родовое имя императора Адриана, построившего на месте иерусалимских руин город для римских солдат. Где недолго, но все же можно было проживать и иудеям.

Однако христианская традиция прочно связала названные в Евангелиях и преданиях остановки Иисуса Христа на крестном пути с 14 пунктами. 9 из которых находятся на самой улице, 5 - на земле . Число этих остановок (или «стояний») менялось, пока не определилось окончательно как 14. И пусть Иисус шел на самом деле вовсе и не этой дорогой. Какая разница, где остановятся верующие, чтоб помянуть в молитвах и о дикой жестокости к иноверцам. И о милосердии женщины, вытершей приговоренному лицо. И о скорби Его матери, увидевшей издевательство над Ним, и о финале пути.

И поныне идут и идут по этой улице не только молящиеся монахи, но и многочисленные и разноплеменные паломники.

Кто эти монахи?

Эти коротко остриженные святые отцы в подпоясанных веревками рясах с капюшонами - из францисканской Кустодии Святой Земли. Одного из старейших христианских учреждений на земле Палестины. В 2017 г. Кустодия отмечает юбилей 800-летнего присутствия ордена св. Франциска на Святой Земле. Братья Кустодии - хранители христианских традиций и памятников. Их еженедельное шествие с молитвами напоминает верующим о крестном пути Христа. А также о том, что именно францисканцы еще в XIV веке стали организовывать подобные шествия.

Паломникам.

Некоторые христианские церкви, находящиеся на Via Dolorosa, обычно бывают закрыты, и посетить их можно только присоединившись к процессии францисканцев.

Если вы хотите пройти Дорогу Скорби самостоятельно - обращайте внимание на стены. Места всех «стояний» обозначены темными бронзовыми дисками с цифрами на них.

Вдоль по Виа Долороса: следуя крестным путем Христа.

Почему начало - от мусульманской школы, что возле ?

Школа тут ни при чем. Важно место, на котором она стоит. Под ней - остатки крепости, построенной Иродом Великим во славу Марка Антония. Марк Антоний один из трех правителей Рима. Благодаря Антонию Ирод и получил царскую власть в Иудее. Крепость смотрела прямо на Храм, что было удобно для контроля за иудейскими настроениями.

Остановка I: осуждение Христа.

В крепости Антония находился римский гарнизон и преторий - резиденция префекта Иудеи. Здесь римский всадник Понтий Пилат впервые увидел «смутьяна и лжепророка». Здесь он приговорил его к смерти.

Как добраться?

С центральной автобусной станции - тахана мерказит - к Львиным воротам ходит экскурсионный автобус №99.

На автобусе №1 можно доехать до Шхемских ворот и уже от них дойти к Львиным. Слева от школы Умария начинается Виа Долороса. Тут чуть позже 15.00 по пятницам можно увидеть шествие францисканцев. Францисканцы попадают на Via Dolorosa через проход под лестницей школы Умария из Западного туннеля под Открытый для них в 1996 г. по требованию премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Мусульмане восприняли как акт агрессии и попытку захвата земли. Из-за этого случились несколько стычек, которые унесли жизни 80 человек.

Остановка II: бич, венец и крест.

Место, где римские солдаты истязали Христа перед казнью, где Он, уже увенчанный колючим терном, поднял на плечи орудие собственной казни, отмечено католическими часовнями Бичевания и Осуждения. Из женского монастыря Сестер Сиона тянется над улицей каменная арка. Остатки римских каменных плит, найденные здесь, долгое время считались двором претория Пилата, а арка - частью крепости Антония, якобы именно под нее вывел Пилат Христа показать народу. На самом деле и плиты, и арка - остатки построек времени Адриана.

В часовне Бичевания - очень красивые витражи.

В здании монастыря Бичевания работает музей «Студиум», где можно посмотреть археологические находки византийских времен и фрески из Гефсимании.

Часы работы:

Часовня Бичевания:

  • Без выходных, с 08:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00.

Музей «Студиум»: понедельник - суббота, с 9:00 до 11:30.

Базилика св. Анны:

  • Понедельник - суббота: с 07:30 до 11:45 и с 14:00 до 18:00.
  • Зимой - закрытие на час раньше.
  • В воскресенье - закрыта.

Православный монастырь для посещений закрыт.

Остановка III: первое падение.

Место, где Иисус в первый раз не выдержал тяжести креста, обозначено маленькой часовней, поставленной армянами в 1856 г. и перестроенной во время II Мировой войны на пожертвования польской армии. Внутри ее - экспозиция находок времен Второго Храма и очень пронзительное скульптурное изображение упавшего Иисуса.

Как добраться?

Угол улиц Виа Долороса и Аль-Вад.

Остановка IV: встреча с Матерью.

Здесь Богоматерь, стоящая у дороги, увидела Сына. В память об этом построен армянский католический храм «Скорбящая мать»- на месте прежнего византийского храма. Сохранился мозаичный пол того периода со «следами» башмаков Богоматери.

Остановка V: помощь.

Здесь Виа Долороса сворачивает налево и стоит францисканская капелла в память о помощи, которую оказал Иисусу Симон из Киринеи - римляне, возможно, раздраженные слишком медленным продвижением к месту казни, заставили случайного человека оказать помощь выбившемуся из сил осужденному. Разумеется, в христианской традиции фигура Симона трактуется по-иному - в частности, есть мнение, что он был последователем Христа, ибо ни римлянин, ни иудей не согласился бы тащить крест. Отец Александр Мень видел в этом символический смысл: Симон, волей или неволей, стал был первым, кто исполнил слова Иисуса: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» (так и мы должны нести свой труд, любое свое бремя не одни, но разделив его с Господом).

Как найти?

Над дверью капеллы - надпись на латыни: «Simoni Cyrenaeo Crux Imponitur» («Симон Киринейский крест на себя возложил»). Слева от дверей над бронзовым диском - рельеф с изображением францисканского креста и скрещенных рук.

Остановка VI: платок Вероники.

Здесь вышедшая из дома женщина пожалела осужденного, взглянув на его лицо, залитое кровью, потом и грязью, и вытерла его своим платком. А затем увидела, что на ткани появился нерукотворный «портрет» Иисуса.

Капелла Младших Сестер Иисуса стоит теперь там, где был дом милосердной женщины, св. Вероники.

Как найти?

Вделанная в каменную стену полуколонна обозначает место, где Вероника отерла лицо Христа. Прямо над ней - бронзовый диск с номером VI.

Остановка VII: и снова падение.

Должно быть, римские легионеры не могли допустить, чтоб крестный путь был для «преступника» слишком легок, и вскоре отказались от помощи Симона Кириниянина, снова взвалив на Иисуса крест. И он не смог перешагнуть порог Судных ворот - через них вели прочь из города тех, кого ждала казнь, чтоб не осквернять город мучениями и кровью несчастных.

Где находится?

Здесь Виа Долороса пересекается с улицей Сукхан зэ Зайн, на которой расположен арабский рынок.

Остановка VIII: обращение к женщинам.

За стайкой римских солдат, пинками и ударами подгонявших Христа, шли плачущие женщины. Вовсе факт, что они рыдали о судьбе именно Сына Человеческого и каждая из них знала, кто этот замученный человек. Возможно, лить слезы их заставляла печаль о судьбе своего народа вообще: не раз и не два они видели на улицах своего города это изуверское зрелище: римские легионеры, избивающие и мучающие сынов Иерусалима. И Иисус нашел силы обернуться к дочерям Иерусалима и попросить их плакать не об Его участи, а об уделе собственном и своих детей. Это было пророчество: стоять Иерусалиму оставалось недолго, и уже новые солдаты в точно таких же римских лориках вскоре выбьют на здешнем столбе: «Здесь стоит X легион. Евреев здесь нет и больше не будет».

Как найти?

По отметке на стене греческого монастыря - там изображен латинский крест в круге и начертано: «NIKA».

Остановка IX: последнее падение.

В третий раз Иисус упал там, где сейчас стоит у ворот коптской церкви обломок римской колонны с нарисованным крестом. Это бывшая церковь св. Елены, ныне - монастырь коптской патриархии.

Как добраться?

Чтобы увидеть это место, нужно с Сукхан зэ Зайн пройти к лестнице на крышу Храма Гроба Господня.

Храм Гроба Господня: завершение Пути Скорби.

Последующие пять остановок находятся в Храме.

  • X – в Пределе Деления Риз (на входе в Храм, где Христа раздели перед казнью).
  • XI – у алтаря. Здесь Иисуса прибивали к кресту. Над алтарем фреска с изображением лежащего креста с пригвожденным Иисусом.
  • XII – под алтарем. Серебряный диск отмечает, где входил в землю крест. Сквозь специальное отверстие можно коснуться верхушки Голгофы.
  • XIII – снятие с креста. Здесь тело Христа ожидало обряда миропомазания. Обозначено алтарем с нарядной скульптурой Богоматери, выточенной из дерева.
  • XIV – положения во гроб. Здесь тело Христа было отнесено в склеп, и римляне завалили вход. Словно камень мог остановить воскресшего Сына Человеческого. В память об этом над Гробом возвышается мраморная часовня.

Часы посещения:

  • Весна и лето: с 05:00 до 20:00.
  • Осень и зима: с 04:30 до 19:00.

Порядок богослужений в Храме:

Армянская церковь — ночная литургия: с 03:00 до 06:00.

Католическая церковь — литургия: с 06:00 до 09:00.

Греческая Церковь (Православная).

7.00 - Утреня (Зимой).
8.00 - Утреня (Лето). 11.00 - Обедня (Зимой).
12.00 - Обедня (Лето)23:00 - 03:00 Ночная Литургия (служат Греки).

Новое на сайте

>

Самое популярное