Домой Многолетние цветы Габриэль шанель и ее тайные символы. Знак качества от Chanel История логотипа шанель

Габриэль шанель и ее тайные символы. Знак качества от Chanel История логотипа шанель

Кому из современных женщин не знакомы основные символы Коко Шанель, размещаемые на каждой оригинальной вещице? Две буквы «С» (первые буквы её псевдонима и фамилии Coco Chanel) узнаваемы даже теми, в чьем гардеробе отсутствуют вещи от этого дизайнера. Но отличительными чертами стиля Шанель является не только данный логотип, но и некоторые другие легко узнаваемые нюансы. Какие именно – вы узнаете в этом материале.

Очевидно, что личность и сама жизнь художника влияет самым непосредственным образом на создаваемые шедевры, и нам интересны только такие произведения. Имена великих художников-модельеров вписаны в культурную историю человечества, но такой долгой жизни, как у исключительной Габриель нет ни у кого! Шанель — это энциклопедия стиля но и стиль также нуждается в моде, только с помощью новых тенденций он может выразить и утвердить себя.

А что представляет собой сегодня ею созданный модный дом Chanel? Карл Лагерфельд отвечает: «Я жонглирую тем, что знаю, и тем, чего не знаю о ней. Я не хотел верить ничему из того, во что верила она, но я верил в нее саму!»

Самое ценное, сохраненное Лагерфельдом в марке, — это стиль. То есть Карл Лагерфельд развил идею Шанель, которая считала, что «моды проходят, лишь стиль остается». И пришел к логическому выводу, проверенному временем: только в новой системе координат, устанавливаемой современной модой, стиль получает возможность для развития.

Сегодня, благодаря таланту главного художника и, конечно же, умелым «золотым» рукам мастеров дома Chanel, элегантность возводится в превосходную степень. Они, как ангелы-хранители, берегут и совершенствуют секреты мастерства создания чистого стиля и модных шедевров. Строгость контуров подчеркивает роскошь материи и безупречное качество исполнения.

Эти фото вещей в стиле Шанель наглядно демонстрируют, как узнаваемы символы великой Коко:

Красивая вещь, как редкий цветок, ее красота создается изнутри. Мадемуазель Шанель оказалась первой, кто это доказал. Она в совершенстве владела искусством иллюзии — и любила только «шубы наоборот», драгоценный мех которых при желании владелицы становился изнанкой, и придумала знаменитую сумку 2.55 на красной подкладке. С роскошным смирением она придала ремеслу благородные черты искусства, балансируя на грани совершенства и тщательно продуманного беспорядка. Она любила размах, но верила только в могущество деталей. «Все эти скрытые от глаз усилия мастера необходимы для того, чтобы платье хорошо сидело и хорошо двигалось. Это и есть мода — то, что происходит с изнанки».

В мире Chanel скрытое и видимое поддерживают между собой загадочные тайные связи с помощью неких знаков и символов. Вот и мы рассмотрим основы стиля Chanel — чтобы всегда узнавать его по этим таинственным символам.

Символы Коко Шанель (с фото)

Главные символы Шанель – это цифра «5», «19», трилистник, пшеничный колос, лев, черепаха, солнце и комета. Это спутники успеха Габриель. С их помощью Мадемуазель приручала удачу, которой ей так не хватало в детстве: она заселяла волшебными символами свою квартиру на улице Камбон, 31, а также номер в отеле «Ритц» в Париже. В 2003 году Жак Польж создал аромат в честь счастливой звезды, приносящей удачу, — чувственную композицию «Chance». Суеверная Шанель защищала свои ароматы «счастливыми» цифрами. Так появились на свет духи «Chanel № 19», в названии которых фигурирует дата рождения Габриель, и, конечно, духи «Chanel № 5».

Посмотрите фото символов Шанель – в наши дни талисман «№ 5» превратился в кулон из 380 бриллиантов, украсивший Николь Кидман в рекламном ролике этого аромата:

Семьдесят лет спустя на небосклоне удачи засверкало колье Comete 2002 из золота и бриллиантов. Амулеты Шанель очень быстро стали символами, талисманами ее моды, а с 1983 года они прочно заняли свое место в роскошном арсенале бижутерии Карла Лагерфельда. С тех пор эти амулеты используются в виде брелоков, которые дарят своему владельцу волшебный солнечный свет, благополучие и процветание.

Здесь вы можете увидеть ещё один символ Коко Шанель – её зодиакальный знак «Лев», который символизирует Солнце и удачу:

Грезы Шанель о созвездиях нашли отражение в ее первой коллекции ювелирных изделий 1932 года.

Золотые украшения от Шанель и фото цепочек

В свое время Габриель Шанель изобрела сумочку с ремешком через плечо, освободившую женщинам руки. А потом заменила ремешок на позолоченную цепочку в сумке 2.55. Оплетенная кожаным шнуром на дневных моделях или сияющая чистым золотым блеском на моделях вечерних, эта длинная «перевязь» с фирменными звеньями легко узнаваема. Металлическая позолоченная цепь, несомненно, самый «блестящий» символ стиля Chanel. Даже скрытая от глаз, она творит чудеса — твидовый жакет великолепно облегает фигуру благодаря пришитой изнутри легкой цепочке из позолоченной латуни.

Как видно на фото, плетение этой цепочки от Шанель узнаваемо и в браслете часов:

К примеру, такие часы «Премьер» были созданы для Греты Гарбо.

Источники вдохновения для своих украшений Коко Шанель находила повсюду — в искусстве Византии или сокровищах русского императорского двора: барочный жемчуг, кресты и, конечно, цепочки. А идея длинных цепей-ожерелий словно позаимствована с портретов кисти Рубенса или Гольбейна-младшего. Золотой блеск цепочек Chanel — еще один признак стиля, самостоятельный цвет на равных правах с черным и белым. Длинные цепочки, прежде всего, подчеркивали стройность Коко Шанель. Она любила только длинные цепочки и носила их либо как пояс, либо как ожерелье — вроде тех, что на одном из ее знаменитых «цыганских» платьев 1938 года. «Поверьте, я знаю женщин. Дайте им цепи, женщины обожают цепи».

Цепочка — одно из воплощений стиля и личности Шанель, строгая элегантность которой допускает лишь одну прихоть: изобилие украшений и ожерелий. В коллекции от кутюр 2005 года эти украшения в стиле Шанель многоярусным каскадом обвивали шею, ниспадали на грудь россыпью золотых хлебных колосьев.

Колье из этой коллекции золотых украшений Шанель сделано мастерами из Maison Desruers, старинной фирмы, которая также создает все пуговицы и цепочки Chanel. Здесь ремесло возведено в ранг искусства, а главный источник вдохновения и новых неожиданных идей — коллекция личных ювелирных изделий Габриель Шанель. К слову, несравненную Коко писатель Поль Моран называл «прекрасной дамой, не знающей пощады».

Посмотрите, как изысканны на этих фото украшения Шанель, подаренные ей герцогом Вестминстерским и великим князем Дмитрием Романовым:

Ювелирные украшения в стиле Коко Шанель и фото бус из жемчуга

Украшения из жемчуга от Шанель – ещё один узнаваемый символ ей стиля. «Надев черный свитер и десять рядов жемчуга, она произвела настоящий переворот в моде», — говорил о Габриель Кристиан Диор. Настоящие и искусственные, круглые и причудливой формы, на византийском кресте или на ремешке вечерних туфель-лодочек, белые жемчужины символизируют стиль Chanel.

В 1926-м Коко дополнила ими маленькое черное платье, которое они «согрели» своим мягким и чувственным блеском. Со своими длинными бусами из жемчуга Шанель не расставалась нигде и никогда, украшая ими не только вечерние наряды, но и повседневную одежду, она не забывала о них, даже отправляясь на пляж.

В 1983 году Карл Лагерфельд подарил новую жизнь бижутерии Chanel, появившейся еще в 1924-м. Благодаря технологии придания жемчугу перламутрового блеска — «полировке жемчуга», которую использовала еще сама Мадемуазель, легендарные нити вновь обрели свое сияние.

Как видно на фото, жемчуг от Шанель играет первую скрипку в оркестре аксессуаров – кольцо на большой палец ноги, затканные жемчугом вечерние сумочки, перчатки с браслетом из коллекции прет-а-порте:

Жемчуг совершает несколько эффектных появлений и на одежде, как, например, на платье из коллекции от кутюр 1990 года, полностью расшитом жемчугом в мастерских Лесажа. И совершенно естественно, что дом Chanel использует этот символ в украшениях. Так появились часы Mademoiselle на браслете из жемчуга, ожерелье Collerette, напоминающее тканевый воротничок в форме звезды, на котором переплетения золота и жемчуга создают эффект кружева, усыпанного бриллиантами и украшенного ими по краям.

Посмотрите фото ювелирных украшений от Шанель, выполненных из жемчуга:

Цветок от Коко Шанель и фото броши-камелии

Брошь-камелия от Шанель появляется вновь из сезона в сезон, всегда оставаясь верной духу Мадемуазель. Почему Габриель остановила свой выбор именно на этом цветке, отдав ему навсегда свое расположение? Никто не знает ответа на этот вопрос. Может быть, из-за первого букета, который ей подарил Бой Кейпел. А может быть, потому, что камелия обладает неким двусмысленным шармом цветка, одинаково украшающего и женщин, и мужчин, цветка рафинированно запретного и прекрасного в своей безупречной простоте.

Строгость и геометрическая округлость цветка от Коко Шанель прекрасно сочетаются с модой и духом дизайнера. Камелии можно обнаружить в китайском декоре лакированных Коромандельских ширм, которые так любила Шанель.

Обратите внимание на фото – камелия от Шанель изначально была создана из белой ткани:

Такой цветок украшает «простейшее» черное платье Chanel, оттеняет пояс или подчеркивает ворот. Камелия воплощается в самых неожиданных цветах и материалах: в атласе, бархате, коже, пластмассе и даже в фарфоре (коллекция от кутюр «Весна-лето — 2005»), становится главной темой в создании драгоценных украшений, в которых соседствуют оникс, кахолонг, черные и белые бриллианты.

Дом Лемаре поставляет для Chanel ежегодно до 40000 таких цветков, а ведь изготовление камелии требует особой техники и мастерства: лепестки по одному вырезаются в форме сердечка с помощью особого резака, затем гофрируются и прикрепляются один за другим к стебельку.

До двух часов, в зависимости от используемого материала, нужно потратить на ручное изготовление одной камелии Chanel.

Для платья невесты из коллекции от кутюр 2005 года потребовалось 320 белых камелий из хлопкового тюля, на создание которых ушло 180 часов работы. Отсутствие у этого цветка запаха также способствовало созданию легенды. Аромат «Гардения», запущенный Коко Шанель в 1925 году, должен был воссоздать воображаемый запах камелии таким, каким представляла его себе сама Габриель. Камелия стала ее наваждением и постоянной спутницей.

На этих фото вы можете увидеть фото цветков от Шанель в сочетании с самыми разными нарядами:

Черное и белое в стиле Шанель (с фото)

Дух Chanel — в искусстве сочетать противоположности, в игре контрастов фактур и цвета: маленькое черное платье, оттененное жемчужинами или камелиями, флакон аромата Chanel № 5 в белой коробке с черным контуром, черный логотип на белом фоне.

Не поддающийся влиянию моды, этот дуэт и сегодня воплощает в себе тот смысл, который Мадемуазель вложила в понятие роскоши и простоты. Когда черное и белое образуют гигантскую шахматную доску, оба цвета начинают звучать мягче. В крапчатом твидовом костюме один подчеркивает силуэт, а другой оттеняет воротничок. «Неразлучные цвета» украшают собой как традиционные, так и высокотехнологичные материалы. Созданные в 2000 году часы J12 стали первыми часами Chanel, изготовленными из черной керамики. Три года спустя появились и белоснежные часы. «Это второй цвет Chanel, абсолютно самодостаточный», — комментирует создатель часов Жак Элле.

Обратите внимание на фото – черный и белый цвета в косметике «Шанель» крайне популярны, они делают лицо более выразительным, придают взгляду больше драматизма:

«Тени на лице прекрасны так же, как само лицо», — утверждала Габриель Шанель.

Сумки от Шанель «2.55» и их фото

В 2005 году сумке от Шанель «2.55» исполнилось 50 лет! Но она по-прежнему сохраняет гибкость молодости и мягкость, свойственную мудрецам. Меняется мода, а она все так же пользуется успехом — сумка-хамелеон, перекинутая через плечо, — символ марки Chanel.

Февраль 1955 года: сумка, названая «2.55» по дате своего рождения, появляется на свет в мастерских Chanel.

Больше чем просто чистота линии — прямоугольник из кожи или джерси с металлической защелкой, покрытой слоем золота. «Мне просто надоело держать свои сумочки в руках и терять их, поэтому я прицепила к ним ремешок и стала носить через плечо», — рассказывала Габриель Шанель своей подруге.

До этого времени ремнем через плечо пользовались только военные и почтальоны. Женский ремень через плечо, однако, быстро вошел в моду, а вскоре появилась и уже упоминаемая его вариация — изящная золоченая цепочка с вплетениями кожаных шнуров. Знаменитая «2.55» обязана своим наполненным объемом и прочностью стеганым ромбикам, ставшим фирменными знаками марки Chanel.

Как видно на фото, у сумки «2.55» от Шанель подкладка проработана с той же тщательностью, что и при изготовлении одежды, она такая же качественная, как и внешняя отделка, выполнена из плотного бежевого сукна или из гранатового базана:

Презирая все бесполезное, Шанель культивирует функциональные детали: такими стали три растягивающихся кармашка и многие другие потайные штучки, скрытые от посторонних взглядов и превращающие сумочку в хранилище женских секретов.

Для производства одной «2.55» необходимо, чтобы 6 человек трудились в течение 10 часов и выполнили 180 операции. Легендарная сумочка стала верной спутницей Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор, Роми Шнайдер, многие знаменитые модницы начинают коллекционировать ее вариации из твида и денима, люрекса и замши, фланели и кожи аллигатора, а также вязаные модели. Столько лет прошло с ее первого «выхода в свет», а сумка «2.55» продолжает серию превращений, оставаясь узнаваемой с первого взгляда и сохраняя свое место в списке культовых символов дома Chanel.

Как пахнут духи «Шанель № 5»?

Главный «нос» дома Chanel Жак Польж называет духи «Шанель № 5» «душистой симфонией». «Главное, чтобы аромат походил на человека, который будет его носить», — говорила Габриель. Роскошь аромата «Шанель №5», по-разному звучащая на каждой женщине, — роскошь доступная всем.

Производство этих духов — незыблемый ритуал. В Chanel бережно хранят традицию их создания, марка сохраняет за собой эксклюзивное право на поля жасмина и незаменимой майской розы, ежегодно 30 тонн нежнейших цветков превращаются в «золото» — в абсолют. На изготовление двух унций аромата от Шанель требуется 3000 цветков. Секрет производства этого чистого эликсира счастья ревностно оберегается, каждый флакон хранит тепло рук, преданные работницы говорят «плечи флакона», «первый узелок», «второй узелок вокруг горловины». Создателю аромата под № 5 Эрнесту Бо (русскому эмигранту, бывшему парфюмеру русского императорского двора) Шанель сказала: «Включите сюда все лучшее, что у вас есть. А на сам флакон мне наплевать!». Бо добавил и от себя: синтетические соединения, молекулы которых заставили искриться отдельные нотки аромата, во много раз усилили и активизировали его. И композиция № 5 приобрела невиданную ранее в ароматах мощь — женщины пришли в восторг, так и не сумев разгадать, на что же похожи эти духи! «Шанель №5» пахнет так, как должна пахнуть Женщина в понимании несравненной Габриель.

А вот описание флакона «Шанель №5» можно дать в двух словах: строго и просто. В своем желании привлечь внимание к драгоценному содержимому Габриель Шанель выбрала простейший сосуд, который парфюмеры обычно использовали для хранения опытных образцов, — в пику флаконам, символично повторяющим женские формы и принятым в то время. Это была гениальная идея — пренебречь флаконом, затушевать его форму, чтобы подчеркнуть аромат-загадку, доверить этому строгому, почти абстрактному вместилищу тайну пульсирующей женственности. С привлечением в 60-х годах великолепной актрисы-интеллектуалки Катрин Денёв к рекламной кампании аромата Chanel добивается особого успеха. Все это и сделало № 5 ароматом на все времена.

Когда царствует мода на натуральные ароматы, Габриель Шанель выпускает первые в мире «абстрактные» духи. В 1932-м, в разгар экономического кризиса, она удивляет мир коллекцией украшений с бриллиантами, хотя ранее предпочитала недорогие, но оригинальные аксессуары. «Мода — забавная идея. Поиграть -и сжечь!» — говорила она, однако никогда не изменяла приверженности элегантному стилю и совершенству линий. Она безошибочно определяла — «сейчас» или «надолго», и это чувство времени, это безупречное чутье вновь и вновь возрождает дом Chanel, помогая избежать двух ловушек одновременно: риска создать никчемную безделушку и повторить самих себя. «Поменьше почтительности и щепотка юмора — вот рецепт выживания легенды в эпоху подражаний. Дух Chanel всегда останется частью современной жизни», — утверждает Карл Лагерфельд.


Каждый раз, бросив взгляд на очередную модную сумочку, понимаешь, что многие покупают их не только из-за красивого дизайна, но иногда только потому, что на них изображен столь узнаваемый знак бренда. Большинство обладательниц модных вещей, иногда, действительно, не задумываются над тем, нравится им вещь или нет, главное – она показывает всем, что ее владелица купила себе дорогой аксессуар и следит за модой.

Но что же означают логотипы известных брендов? Ведь это не просто красиво выгравированные буквы на золотых украшениях. Каждый из них когда-то кем-то был создан и уж тем более, не просто так.

Начнем с самого узнаваемого – Chanel. Как известно, логотипом данного модного дома служит две переплетенные между собой буквы «C». В действительности они представляют собой инициалы Коко Шанель, которая когда-то создала самый успешный и процветающий бренд одежды. Она сама нарисовала этот знак, готовясь к открытию своего первого магазина.

Но в мире есть еще и друга версия. Некоторые люди говорят, что данный символ представляет собой всего лишь две подковы. А они, как известно, приносят счастье и успех.


Бренд Louis Vuitton известен тем, что уже много лет подряд выпускает качественные сумки. И надо признать, что их подделки начали появляться еще в те года, когда был жив сам Луи Виттон. Он, как основатель бренда очень переживал по этому поводу, а потому в 1876-м году решил создать свой собственный логотип – две буквы LV на коричневом фоне. В то время этот знак был гарантом того, что чемодан был настоящим, а не поддельным.
А сейчас уже -давно это не так.


Более интересную историю можно рассказать о логотипе Versace. Если хорошо к нему присмотреться, то становится ясно, что женщина, изображенная над его названием – это ни кто иная, как сама Медуза Горгона (страшноватый конечно символ). Он начал использоваться, начиная с 1978-го года, и главный дизайнер дома сказал, что тот символизирует настолько сильное очарование всех выпускаемых им вещей, что все, кто на них смотрит, просто замирает в немом изумлении.


А знак Givenchy вообще покрыт тайной за семью печатями. С одной стороны он вполне понятен – это четыре буквы G, расположение которых напоминает лист клевера. Но с другой стороны есть мнение, что истинное значение этого логотипа знает только тот, кто его создал. Ведь подобный символ использовался еще в Древней Греции и там он расценивался как знак гармонии.


Еще один довольно известный знак с использованием букв. Тут изображено две буквы F, одна из которых перевернута вверх. Интересно то, что его создателем стал Карл Лагерфельд в 1965-м году. Этим символом он хотел показать, что создателей и владельцев марки, большую семью Фенди, объединяют не только деловые отношения, но и крепкие семейные узы.

Кроме букв, на логотипах часто можно увидеть и другие изображения. К примеру:

Практически каждый человек знаком с рубашками-поло от Lacoste. История не скрывает, что создателем этой модной империи был известный теннисист Жан Рене Лакост. Он славился тем, что часто побеждал и во время игры не оставлял своим противникам ни единого шанса на победу. И вот однажды, он поспорил со своим другом, что если выиграет очередную игру, то тот подарит ему чемодан из кожи крокодила. В итоге он получил, то, что хотел. После этого случая другой его знакомый, Роберт Джордж, нарисовал занимательную картинку с аллигатором, желая этим показать норов своего товарища. Последняя нисколько не обидела Лакоста, а, наоборот, стала символом его бренда.

Burberry – марка, которую принято считать истинно английской. В каждой ее вещи прослеживаются нотки английского стиля. Ее эмблема – это всадник на коне, который в одной руке держит флаг с надписью «Prorsum», а в другой – длинное копье. В переводе с латинского странное слово означает «движение вперед» (компания всегда успевает следовать за новинками моды и сама постоянно развивается), а копье символизирует то, что дизайнеры данного бренда всегда придерживаются своих традиций (оно и правда, как бы не изменялись вещи от Барберри, они никогда не теряют своего стиля).


Модный дом Hermes известен во всем мире как производитель дорогой и качественной одежды. Однако если присмотреться к его символу – надпись, поверх которой изображена лошадь в упряжке, – можно удивиться, не поняв, причем тут одно к другому. И правда, на первый взгляд трудно понять мотивы того, кто придумал такой логотип. Но, любой, кто знает всю историю марки, быстро поймет, в чем тут дело. Ведь первым товаром, что стал выпускать данный бренд, были уздечки да седла для лошадей. Запечатлев такой рисунок на века, основатели компании, таким образом, хотели, чтобы все их последователи навсегда запомнили то, откуда они начали свое дело и куда пришли в итоге.

Всем известный факт - Коко Шанель была очень суеверна. Она верила в нумерологию, астрологию, знаки, сны.

Возможно, это просто связано с тем, что маленькая французская девочка Габриель, лишившаяся в детстве семьи и материнской любви и отданная отцом в монастырский приют, подсознательно искала защиту и покровительство в чем-то невидимом, необъяснимом и таинственном.

До конца своих дней Шанель верила (и постоянно об этом говорила), что своему успеху она обязана не только таланту и кропотливому труду, но и покровительству высших сил и "ее величеству" госпоже Удаче.

Мадмуазель Габриель была девушкой одновременно очень суеверной и очень амбициозной. Любила интриговать и создавать вокруг себя ауру загадочную, но в то же время скандальную. Сама запускала слухи о своих якобы романах с влиятельными персонами, а затем загадочно отмалчивалась и ничего не опровергала, подливая этим еще больше масла в огонь. Ей нравилось ощущать себя покорительницей мужских сердец, и одновременно очень льстила такая репутация в свете.

Также известно, что Шанель любила привирать по поводу своего возраста. И не факт, что та дата рождения Шанель, которая считается официальной, на самом деле верная. Сложно сейчас сказать, что за этим всем стояло. Возможно, просто амбиции Габриель и ее пробивной авантюрный характер. А может действительно сказалось ее серьезное и искреннее увлечение эзотерикой (а эзотерическим практикам как-раз свойственно менять имена, даты рождения - тем самым внося путаницу в помыслы злых сил и становясь для этих сил неуязвимыми).


Шанель и ее №5

Итак, наша мадмуазель всерьез увлекалась мистикой. Особенно ее манил мир нумерологии - самое сильное впечатление на Шанель производили цифры. Она верила всем знакам в своей жизни, которые хоть как-то были связаны с номерами. Самым счастливым и знаковым для себя числом Коко считала пятерку. Именно число 5 стало ее талисманом, а потом и символом ее модного Дома.

Первый аромат, выпущенный Домом Chanel, получил очень странное для того времени название - (имя основательницы Дома под каким-то странным, одной ей понятным номером).

Но Коко более чем знала, что делает: этот первый ее парфюм - она сама под защитой своего числа - талисмана.

Кстати, согласно официальной версии создания этого первого в мире альдегидного аромата, парфюмер Эрнест Бо принес Коко несколько вариантов пронумерованных бутылочек, но требовательная перфекционистка Шанель, не нюхая, выбрала флакон под номером 5 и не ошиблась.


Позже Дом Chanel выпустил еще несколько ароматов со знаковыми для Коко цифрами. Например, - аромат, символизирующий дату ее рождения (19 августа 1889г).

5 оттенков страсти: любимые цвета Шанель

У Габриель было 5 любимых цветов. Еще одна "великолепная Пятерка", получившая название The Colors of Chanel и ставшая классикой модного Дома.

Черный - цвет, напоминавший Коко о монашеской строгости приюта в Обазине. Благодаря Шанель черный перестал быть цветом прислуги и символом скорби. В 1926 году он превратился в цвет элегантности самого знаменитого маленького платья. "Я ввела в моду черный. И он господствует, потому что черный затмевает все", - любила повторять Коко.

Белый - цвет, предшествующий всем остальным и способный отражать свет. Это цвет абсолютной ясности и чистоты. Он напоминает головные уборы монахинь из детства Коко и платье для первого причастия, подаренное ей отцом.

Бежевый - теплый цвет родной земли Коко - Оверни. Цвет пляжей Довиля, Биарицца и венецианского острова Лидо. А также цвет природы, человеческого тела и кожи, которой нежно коснулись первые лучи солнца.


Золотой - цвет, объединивший естественность и искусственность. Цвет настоящих золотых украшений, которые дарил Габриэль герцог Вестминстерский, цвет имитации золота для бижутерии, которую она так любила создавать. Цвет золотых церковных реликвий и расшитых одежд священников, окружавших ее в детстве. Золото из сокровищницы венецианского собора Святого Марка, золото Византийской Империи и стиля барокко, которые так вдохновляли Шанель.

Красный - Шанель называла его "цвет жизни и цвет крови". Красная подкладка сумки позволяла быстро найти нужную вещь. Красный цвет губной помады стал визитной карточкой Габриель.

"Если вам грустно, подкрасьте губы красной помадой - и в бой. Мужчины ненавидят женские слезы", - говорила великая Мадемуазель.


И опять пять! Легендарная ювелирная "пятерка" Шанель

В первой ювелирной коллекции Коко Шанель, выпущенной в 1932 году, снова было 5 основных тем: комета, лента, бант, бахрома и перо. Шанель верила, что именно ее любимое число - талисман помогло иметь этой дебютной коллекции ошеломительный успех.

А коллекция на самом деле была по тем временам революционной: Шанель отменила застежки на ожерельях, обвила драгоценные кометы по шеям женщин, рассыпала блестящие звезды у них в волосах.


Эти пять символов ювелирных произведений Шанель и по сей день остаются основными темами для создания украшений великого модного Дома.

В 1932 году Коко создает знаменитое бриллиантовое колье Chanel в виде кометы, которое впоследствии становится культовым для ювелирных коллекций Дома.


Амбициозная и яркая Габриель Шанель сама была звездой и поэтому обожала космос. Ее влекли и вдохновляли кометы и звезды. Она восхищалась их удивительной силой сиять в бесконечной тьме. Шанель верила и всей своей жизнью доказывала, что женщина создана для того, чтобы быть звездой или кометой, которая оставит после себя яркий, долгий след. И будет сиять на жизненном небосводе независимо от обстоятельств и проблем. Но при всем этом в своем единственном интервью для телевидения Шанель призналась, что боится узнать, что же находится «там, в темной бездне».

Загадочная, непредсказуемая Коко...


Культовая сумочка 2.55

И здесь не обошлось без нумерологии! Очаровательная стеганая сумочка на цепочке через плечо (предмет желаний и мечта всех модниц мира), которая является одной из знаковых вещей модного Дома, также получила название 2.55 как вы думаете почему? Все очень просто: эти таинственные цифры заключают в себе всего лишь дату ее создания - февраль 1955 года.


Девушка и Лев: Шанель и ее мистический покровитель

Коко родилась под пятым (!) знаком Зодиака - Львом. И именно Лев стал главным мистическим покровителем на протяжении всей жизни Шанель. Коко обожала свой знак гороскопа и полностью отождествляла себя с ним. Лев для Шанель был настоящим защитником. Его нрав полностью олицетворял природу самой Коко: такую же отважную, яркую и бесстрашную. Именно статуэтка Льва стояла на ее рабочем столике рядом с письмами, сигаретами, выкройками и любимыми ножницами.


На первых твидовых костюмах, подаривших вторую жизнь Дому Шанель и ее имени, на удачу были нашиты пуговицы с изображением льва (Шанель была уверена, что верный покровитель не оставит ее и поможет вернуть былую славу ее Дому).

И Лев как всегда не подвел свою переданную Габриель!


Шанель и ее магический кристалл

Как же непреодолимо тянуло Коко к себе таинственное Зазеркалье!

Как мы помним - Великая Мадемуазель славилась своей суеверностью и поэтому любыми способами пыталась защитить себя от сглаза и дурного влияния. Одним из ее верных помощников в этом был горный хрусталь – камень, очень известный и популярный в магии.

Ее друзья вспоминали, что Коко могла часами смотреть в свой хрустальный шар, который находился в ее комнате в отеле Ritz. Этот шар завораживал Шанель, привлекал (при всей своей прозрачности и ясности) некой мистической причастностью к иному миру.

Хрусталь вообще завораживал Шанель. При оформлении интерьера она была очень категорична и хотела видеть только хрустальную люстру и ничего другого (кстати, эта люстра до сих пор находится в отеле Ritz).

Ну, уже все, наверное, догадались, почему один из самых известных ароматов Chanel был назван ?

Шанель и ее хрустальная лестница

Веря, что все тайны потустороннего Зазеркалья прекрасно скрыты для простого обывателя под хрусталем (который, на первый взгляд, обманчиво создает впечатления полной видимости), Шанель заказала хрустальную лестницу, соединяющей ее кабинет с основным магазином и главной площадкой показов мод Дома Шанель на Rue de Cambon 31 в Париже.


Благодаря зеркальным граням этой необычной конструкции, во время показов Шанель спокойно могла наблюдать за всем происходящем внизу, оставаясь при этом никем не замеченной.

Уж в чем-чем, а в находчивости и креативности Шанель точно было не отказать!

Последний приют Шанель

Ничто не вечно под луной...


И теперь любимый покровитель - Лев и любимое число-талисман охраняют Шанель уже в загробном мире.

На надгробье Великой Мадмуазель в Швейцарии возвышаются пять львиных голов, как символ неутомимой жажды жизни и веры в свою Звезду и свою удачу.

«Мода - это то, что носишь сам. Все, что носят другие, - немодно». Знаменитый афоризм Оскара Уайльда опровергла Коко Шанель в середине 20-х годов прошлого века, заявив, что мода - это «маленькое черное платье». Ее авторитет был столь велик, что женщины различных сословий и достатка нераздумывая надели «траурный» наряд и сделались сразу одинаково привлекательными. Этот решительный шаг принес Коко всемирную известность и сделал ее находку символом элегантности, роскоши и хорошего вкуса. Понятие «стиль Шанель» прочно утвердилось в терминологии моды. Сама она говорила: «Прежде всего - это стиль. Мода выходит из моды. Стиль - никогда!».

Но если покрой ее моделей отличался предельной простотой («Нужно безжалостно убирать все, что чрезмерно»), то собственную биографию Великая Мадемуазель, как называли ее французы, приукрашивала и перекраивала до неузнаваемости.

О ее детстве мы знаем довольно мало. Габриель родилась 19 августа 1883 года в городе Сомюре на западе Франции. Отцом ее был ярмарочный торговец Альбер Шанель, матерью - его подружка Жанна Деволь. Всю жизнь легендарная Мадемуазель боялась, что журналисты могут узнать о ее внебрачном происхождении, о том, что ее мать умерла от астмы и истощения, и о том, что отец ее попросту бросил, сдав в 12-летнем возрасте в католический приют в Обазине. Когда девушке исполнилось 20 лет, монахини подыскали ей работу в трикотажном магазине в городе Мулен. Габриель быстро заслужила уважение новых хозяев и заказчиков - она мастерски шила женскую и детскую одежду. Свободное от работы время она посвящала пению в кафе - шантане и часто исполняла модный шлягер: «Кто видал Коко у Трокадеро?» Отсюда и берет свое начало легендарное имя - Коко Шанель. Правда, Мадемуазель не любила вспоминать о своей певческой карьере и объясняла происхождение этого прозвища иначе: «Мой отец обожал меня и называл цыпленочком [по-французски - коко]».

Вообще мотив презрения к собственному происхождению, к нищете, окружавшей ее в детстве, преследовал Шанель на протяжении всей жизни. Этот комплекс стал одним из основополагающих в ее бурной деятельности, в стремлении любыми путями добиться успеха и признания. Ей хотелось спастись от унижений и забыть нищее детство без ласки и любви, пустоту и одиночество. И поэтому, когда в 1905 году в ее жизни появился молодой буржуа Этьены Бальсан, олицетворявший собой праздность и роскошь, она решила, что этот мужчина создан для нее. Поселившись в его замке, Коко пользовалась всеми преимуществами нового положения: валялась в постели до полудня и читала дешевые романы. Но Этьены не считал ее той женщиной, с которой следует связать жизнь. Спустя три года Коко познакомилась с его другом - молодым англичанином Артуром Кейпелом, по прозвищу Бой. Именно ему Шанель обязана началом своей карьеры: он посоветовал приглянувшейся ему девушке открыть шляпный магазин и обещал оказать финансовую поддержку. Коко сменила замок на холостяцкую квартиру Артура в Париже. Здесь она стала делать и продавать свои шляпки всем бывшим любовницам Боя и их многочисленным подружкам. Дело Шанель быстро пошло в гору, и в конце 1910 года, взяв деньги у друга, она перебралась на улицу Камбон и открыла там свое ателье со смелой вывеской «Моды Шанель». Совсем скоро эта улица станет известна всему миру и в течение полувека будет связана с ее именем.

В 1913 году Коко открыла процветающий бутик шляпок в Довиле. Но она мечтала разработать свою линию женской одежды. Права изготавливать «настоящее» женское платье Шанель не имела: поскольку она не была профессиональной портнихой, ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию. Коко нашла выход: стала шить платья из джерси - ткани, которая до этого использовалась только для пошива мужского нижнего белья, и сделала на этом состояние. Подобным образом рождались все ее наряды-открытия. Созидая, Коко не изощрялась, а упрощала. Она не рисовала свои модели и не шила их, а просто брала ножницы, накидывала ткань на манекенщицу и резала и закалывала бесформенную массу материи до тех пор, пока не проявлялся нужный силуэт. Коко стремительно вошла в мир моды, обратив на себя всеобщее внимание: она создала стиль, ранее немыслимый для женщин, - спортивные костюмы; она осмеливалась появляться на пляжах приморских курортов в «матроске» и обтягивающей юбке. А через пару лет Коко покажет редингот без пояса и украшений, убрав бюст и изгибы почти с мужской строгостью. Она создаст заниженную талию, платье-рубашку, женские брюки и пляжную пижаму. Так родился стиль от Шанель - просто, практично и элегантно.

Несмотря на то, что Коко ввела моду на женские брюки, сама она их носила редко, так как считала, что женщина никогда не будет выглядеть в брюках так же хорошо, как мужчина. Однако короткая мужская прическа ей нравилась. Причина проста - за короткими волосами легче ухаживать. Однажды она отрезала косы и гордо вышла «в люди», объясняя всем, что у нее в доме загорелась газовая колонка и опалила ей локоны. Так в 1917 году возникла мода на короткую женскую стрижку. Сейчас трудно и представить, что до Шанель дамы просто обязаны были быть длинноволосыми.

А потом пришла беда: в 1919 году Артур Кейпел погиб в автомобильной катастрофе. «Женская жизнь» Коко расстроилась. Возможно, не случись этой трагедии в ее жизни, не было бы и знаменитых экспериментов с черной тканью. Острословы утверждают, что Шанель ввела в моду черный цвет, чтобы одеть в траур по своему возлюбленному всех женщин Франции, потому что сама не имела права официально носить траур: они с Артуром не были женаты.

Первые модели такого платья шились из забытого сейчас текучего креп-марокена, были они длиной до колен, прямого покроя с узкими рукавами до запястий. Их отличали невероятно точный, выверенный крой и революционная длина юбки. Кстати, Шанель считала, что низ платья нельзя поднимать выше колена, поскольку редко какая женщина может похвастаться безупречной красотой этой части тела. У более дорогих платьев для коктейля был U-образный вырез, а у вечерних - глубокое декольте на спине. С такими платьями полагалось носить длинные нитки жемчуга или цветной бижутерии, боа, маленькие жакетики и крошечные шляпки.

«Маленькое черное платье» быстро стало культовой одеждой и обрело статус символа. Популярность бессмертного произведения Коко Шанель и по сей день неимоверна: появляются все новые и новые интерпретации, так что можно с уверенностью сказать, что это платье не выйдет из моды никогда.

Летом 1920 года, когда Коко открыла в Биаритце большой Дом моделей, она познакомилась с русским эмигрантом - великим князем Дмитрием Павловичем. Роман их был коротким, но плодотворным: в творчестве Шанель начался «русский период». Коко почерпнула множество новых идей от своего экзотического любовника, и в ее коллекции появились детали русского народного костюма, косоворотки с оригинальными вышивками. Но главное - князь познакомил Коко с выходцем из России, выдающимся химиком-парфюмером Эрнестом Бо, отец которого многие годы работал при Императорском дворе. Эта встреча оказалась счастливой для обоих. Через год кропотливой работы и длительных экспериментов Эрнест изготовил «духи для женщины, которые пахнут, как женщина» - первый синтезированный парфюм из 80 компонентов, не повторяющий запах какого-либо конкретного цветка, как было принято ранее. Дизайнеры заключили золотистую жидкость в хрустальный прямоугольный флакон со скромной этикеткой, что было своеобразной находкой - до этого флаконы всегда имели замысловатую форму. Их успех пережил своих создателей - до сих пор духи «Шанель № 5» являются самыми продаваемыми на планете.

В начале 1920-х годов Шанель занялась дизайном ювелирных украшений. Мысль смешивать в одном изделии стразы и натуральные камни посетила не ее одну, но она была первой, кто дал этой идее жизнь. В это время Коко активно общалась с миром парижской богемы: посещала балетные спектакли, была знакома с художником Пабло Пикассо, известным балетным импресарио Сергеем Дягилевым, композитором Игорем Стравинским, поэтом Пьером Реверди, драматургом Жаном Кокто. Многие искали встречи с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением поняли, что Коко - неглупая, остроумная, оригинально мыслящая женщина; недаром Пикассо назвал ее «самой рассудительной женщиной на свете».

Мужчин в ней привлекала не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Окружающим она казалась целеустремленной, уверенной в себе, довольной собой и своими успехами женщиной. К середине 20-х годов «русский период» постепенно сошел на нет. Женился и уехал в Америку великий князь Дмитрий, стал затворником П. Реверди, с которым у Коко были близкие отношения, умер С. Дягилев, в США перебрался И. Стравинский, одно время очень увлекавшийся Шанель. В жизни Коко появился герцог Вестминстерский, роман с которым длился целых 14 лет. Эта непривычно долгая для Мадемуазель любовная связь ввела ее в иную среду - мир английской аристократии. В каждом из домов, куда возил ее герцог, она видела долгожданный окончательный приют, часто пропадала в Англии, путешествовала на его яхтах. На уик-энды в его поместье обычно собиралось около шестидесяти приглашенных, среди которых часто бывали У. Черчилль и его жена, самые близкие друзья герцога.

Шанель всем своим существом перевоплотилась в англичанку. И главное отражение это нашло в ее моделях того времени: «Я взяла английскую мужественность и сделала ее женственной». Газеты писали, что никогда еще не было в ее коллекциях столько твида, блуз и жилетов в полоску, столько костюмов жокеев и яхтсменов, спортивных пальто и непромокаемых плащей. Габриель переняла английскую любовь к свитерам. Законодатели мод пришли в изумление от ее новой выходки: поверх облегающего свитера надевать настоящие драгоценности.

Если бы Шанель смогла родить наследника герцогу, то стала бы его женой. До 1928 года, пока страсть в нем была сильна, он желал этого. Коко было 46 лет, когда она стала ходить на консультации к врачам, но было слишком поздно: природа воспротивилась ее мечте. Герцог Вестминстерский страдал не меньше своей любимой, но был вынужден жениться на другой. «Английский период» закончился, и Мадемуазель опять с головой ушла в работу. Успех сопутствовал ей во всех начинаниях. Она находилась в зените славы и, несмотря на возраст (ей уже было за 50), продолжала пользоваться завидным успехом у мужчин. В 1940 году Коко увлеклась атташе германского посольства Гансом Гюнтером фон Динклаге. Они поселились в доме над ее магазином - единственным уцелевшим кусочком империи мод, насчитывавшей до войны 6 тыс. сотрудников. Все предприятия Коко закрыла осенью 1939 года - ей не хотелось работать. Незадолго до этого сотрудницы Дома Шанель вышли на забастовку, требуя «какого-то профсоюза». Так что война стала для нее случаем поквитаться - Мадемуазель уволила всех. Поначалу Шанель заняла вполне патриотичную позицию - показав свою коллекцию одежды в сине-бело-красных тонах (цветах государственного флага Франции), она сильно рисковала. А затем решила взять реванш за вынужденное безделье: приняла участие в эпопее, связанной с попытками заключения мира между западными союзниками и Германией, используя личные связи с У. Черчилем. Однако успеха эта миссия не имела.

После освобождения Парижа Шанель, чье сотрудничество с оккупантами было очевидным, сразу же задержали сотрудники «Комитета по чистке». Но вечером того же дня ее выпустили. Коко легко отделалась: и за более невинные вещи, чем роман с нацистом, тогда можно было лишиться всего. А о ней словно забыли. Ходили слухи, что генерала де Голля о такой забывчивости попросил лично У. Черчилль. Единственное, чего потребовали от Мадмуазель новые власти в обмен на свободу - немедленного отьезда из Франции. И ей пришлось на добрый десяток лет залечь на дно, без борьбы оставив профессиональное поле во владение всем желающим.

Коко жила в Швейцарии до 1953 года, а затем вернулась в Париж, к новому поколению модниц, давно уверенных, что «Шанель» - это только марка духов. Когда Марлен Дитрих спросила у Коко, зачем ей это нужно, она объяснила свое возвращение к главному занятию просто: «Потому что я умирала от тоски». Правда, было и еще одно объяснение: «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Бальмен. Эти господа свихнулись! Дамы в их платьях, стоит только им сесть, делаются похожими на старые кресла!» Первой реакцией знатоков и прессы на показ новой коллекции Шанель были шок и возмущение - она не смогла предложить ничего нового! Увы, критики не сумели понять, что в этом-то как раз и состоит ее секрет - ничего нового, только вечная, нестареющая элегантность. Коко взяла реванш в немыслимо короткий срок - за год. То, что с треском провалилось в Париже, было слегка переработано и показано за океаном. Американцы устроили ей овацию - в США состоялся триумф «маленького черного платья», символа эпохи. Новое поколение модниц стало считать за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным Домом в мировой индустрии моды.

Мир признал ее единственной законодательницей самой утонченной элегантности. Понятие «стиль Шанель» прочно утвердилось в терминологии моды. Этот стиль предполагал, что костюм должен быть функциональным и удобным. Если на костюме Шанель были пуговицы, то они обязательно застегивались. Костюм обычно дополняли туфли на низком каблуке, носок которых отделывался поперечной полоской, что зрительно уменьшало ногу. Юбки Шанель закрывали колени и имели карманы, куда деловая женщина могла положить сигареты. Ей также принадлежала идея носить сумку через плечо.

Несмотря на великое множество людей, которые окружали ее на протяжении всей жизни, Мадемуазель так и осталась одинокой. В день ее смерти, 10 января 1971 года, когда ей было 87 лет, рядом оказалась только горничная. Доходы империи Шанель составляли 160 миллионов долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но «очень стильных наряда», как сказала бы Великая Мадемуазель. Похоронили Коко Шанель, согласно ее завещанию, не в Париже, а в швейцарской Лозанне, где, по ее словам, у нее возникало чувство защищенности.

Логотипы ведущих модных брендов - любимая игрушка всевозможных экспериментаторов, которые сами пока еще до уровня брендов не «доросли», но считают себя очень креативными дизайнерами и мечтают о глобальной славе. Надписи типа «Prada» и «Hermes» можно встретить на оружейных прикладах, автомобильных капотах, столярных инструментах и пакетиках с леденцами.

Мода на нестандартное обыгрывание культовых логотипов возникла еще в девяностые годы XX века и порой принимала довольно эксцентричные формы. Так, англичанка Лаура Кибли в 2007 году установила на одном из кладбищ в Эссексе «надгробия» маркам «Шанель», «Найк» и «Макдоналдс». По какому принципу она отбирала логотипы для реализации своего художественного замысла и что хотела сказать этой акцией, так никто толком и не понял. Зато миллионы модников планеты хорошо знают, какой стиль и концепция стоит за тем или иным логотипом.

Логотип известного итальянского бренда, специализирующегося на меховых изделиях, парфюме и предметах роскоши, в 1965 году придумал Карл Лагерфельд. Он зеркально расположил две буквы F, причем одну из них перевернул «вверх тормашками». Логотип символизирует крепкий семейный и деловой союз Эдуардо и Аделе Фенди, которые основали марку. Его часто называют пазлом, и он присутствует на пряжках, сумках, очках или на одежде в виде принтов.

Логотип Chanel разработан по тому же принципу, что и у Fendi, только полукруги двух букв С в нем переплетаются наподобие обручальных колец . Впервые он появился на упаковке с духами Chanel №5 в 1925 году, а впоследствии значок ставили уже и на всех остальных модных «штучках» от мадемуазель Коко. Официальная версия гласит, что в логотипе увековечены ее инициалы - Coco Chanel. А пересмешники приписывают авторство русскому художнику Михаилу Врубелю, еще в 1886 году изобразившему две скрещенные подковы - знак несомненного успеха и удачи. Как бы там ни было, с выбором логотипа дом Chanel явно не прогадал.

С 1978 года все коллекции итальянского дизайнера Джанни Версаче стали выходить с фирменным значком - головой медузы Горгоны. Маэстро трактовал свой выбор так: медуза в античной культуре символизирует красоту и роковые чары, она была способна загипнотизировать и парализовать. Гипноз одежды от Versace в комментариях никогда не нуждался, а знак превратился в один из самых узнаваемых.

Givenchy

Еще одна разновидность буквенного логотипа-перевертыша - эмблема дома Givenchy: в ней соединены четыре буквы G. Появилось даже клише «код Живанши». Некоторые исследователи утверждали, что расположение букв притягательного ребуса соответствует античным правилам гармони и несет в себе скрытый смысл. Аэрокомпания Singapore Airlines однажды украсила логотипом Живанши все сервисные принадлежности в первом классе: одеяла, постельное белье, посуду и так далее. Язвительные комментарии журналистов по этому поводу не утихали очень долго.

Calvin Klein

Кельвин Кляйн стал использовать первые буквы собственного имени и фамилии как логотип бренда в начале семидесятых годов XX века. К тому времени его одежда успела покорить модные подиумы и мировые рынки, но вот узнаваемости ей явно не хватало. И дизайнер отметил логотипом из букв С и К задние карманы джинсов из очередной коллекции. В настоящее время по цвету логотипа фирмы Calvin Klein можно легко ориентироваться в классах выпускаемой ею одежды. Черный логотип ассоциируется с высшим уровнем, серый - с регулярными линиями одежды, а белый ставят на спортивных сериях.

Burberry

Рыцарь в доспехах, скачущий на коне, напоминает о старинных традициях графства Хемпшир, где Томас Барберри еще в 1856 году открыл магазин по продаже готовых изделий и разработал технологию изготовления непромокаемого материала - габардина. На первых порах он шил одежду для армии, а затем уже и для массового покупателя. В 1901 году Барберри получил невероятно крупный заказ и решил выбрать торговым знаком стремительного всадника. На его флаге красуется надпись «Prorsum», что означает «идти вперед». Под названием Burberry Prorsum до сих пор продается одна из традиционных коллекций.

Светлана Усанкова

Новое на сайте

>

Самое популярное