Причем в делюкс-издании, с тремя новыми треками.
Весь альбом с сегодняшнего дня стримится на сервисе Tidal. Для россиян это, увы, значит, что целиком послушать его легально пока нельзя. Только превью треков.
Но есть возможность бесплатно скачать, оставив адрес своей электронной почты.
1. “Consideration” (feat. SZA)
2. “James Joint”
3. “Kiss It Better”
4. “Work” (feat. Drake)
5. “Desperado”
6. “Woo”
7. “Needed Me”
8. “Yeah, I Said It”
9. “Same Ol’ Mistakes”
10. “Never Ending”
11. “Love on the Brain”
12. “Higher”
13. “Close to You”
Можно послушать совместную песню с Drake "Work" - пока, к сожалению, радиорип. Тем временем сайт журнала Billboard сообщает , что альбом "ANTI" выйдет уже в эту пятницу.
Сама песня доступна к прослушиванию на Apple Music .
ОБНОВЛЕНО (24 декабря): После прошлой "даты релиза" мы с подозрением относимся ко всем слухам касательно выхода альбома "ANTI". Но вот, что случилось: твиттер-аккаунт австралийской телепередачи The Today Show вдруг сообщил , что альбом певицы выйдет аккурат перед Рождеством, то есть 24 декабря. И хотя твит был оперативно удалён, масла в огонь подливает ведущий программы Ричард Уилкинс: "Скрещиваем пальцы: Rihanna может сделать нам особенный подарок к Рождеству, но её лейбл отказывается подтверждать завтрашнюю дату релиза".
Что это означает: либо мы столкнулись с очередной уткой и горе-инсайдером, либо лейбл Rihanna действительно хочет сделать большой сюрприз. И нам хочется верить во второй вариант.
ОБНОВЛЕНО (23 ноября): Новый альбом певицы выйдет уже в пятницу. Правда, тогда "ANTI" станет доступен только подписчикам Tidal. Официальный релиз для остальных платформ состоится на неделю позже - 4 декабря. Вместе с датой релиза стал доступен интерактивный сайт ANTIdiary.com , на котором можно услышать сниппеты песен с альбома. Заходить, правда, нужно с мобильника.
Исполнительным продюсером альбома стал Kanye West, среди гостей стоит ожидать Travi$ Scott, а на самом альбоме уже точно появятся "Bitch Better Have My Money", "FourFiveSeconds" и "American Oxygen".
Вчера Рианна показала обложку своего нового, восьмого по счету альбома - премьера прошла в Лос-Анджелесе, в галерее искусств MAMA.
Пластинка называется "Anti" - на обложке шрифтом Брайля написано стихотворение .
Дата выхода релиза не оглашена, но нужно быть готовым ко всему: сама артистка объявляла, что он выйдет неожиданно. Известно также, что его исполнительный продюсер - Kanye West.
Переслушаем последние песни Рианны.
Executive Producer: Robyn Rihanna Fenty
A&R: Omar Grant, Tyran “TyTy” Smith, Jay Brown
A&R Coordination: Omar Grant and Jennifer Rosales
A&R Administration: Karen Console
Creative Direction: Robyn Rihanna Fenty & Ciarra Pardo
Artwork
:
Roy Nachum
Cover and Back Cover Poetry
:
Chloe Mitchell & Robyn Rihanna Fenty
Fire Painting Poetry
:
Roy Nachum
Legal
for Westbury Road Entertainment:
Edward Shapiro & Tiffany Almy for Reed Smith LLP
Legal for Roc Nation: Christina Suarez
Marketing: Dara Michelle
Management: ROC NATION
℗ + © 2015 Westbury Road Entertainment. Distributed by Roc Nation Records
- “Consideration” Feat . SZA
(S. Rowe, T. Donaldson, R. Fenty)
PRODUCED BY: Scum for Top Dawg Ent.
TDE Music LLC// TDE Music LLC// Monica Fenty Music Publishing /Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp.
RECORDED BY:
Recorded at Jungle City Studios in New York City
ASSISTED BY: Brendan Morawski
VOCAL PRODUCTION BY
KEYBOARDS BY: Shea Taylor
MIXED BY: assisted by Chris Galland
MASTERED BY:
ORGAN BY : Carter Lang
SYNTH BASS BY : Carter Lang
SZA appears courtesy of Top Dawg Ent.
- “James Joint”
(R. Taylor, J. Fauntleroy, R. Fenty)
PRODUCED BY: Robert Shea Taylor for Stadium Productions, LLC
PUBLISHED BY: Stadium Music Publishing// Downtown DLJ Songs (ASCAP)// Almo Music Corp./ Fauntleroy Music (ASCAP)// Monica Fenty Music Publishing /Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp.
RECORDED BY:
Recorded at Westlake Santa Monica in Los Angeles, CA
ASSISTED BY: Blake Mares
VOCAL PRODUCTION BY : Kuk Harrell for Suga Wuga Music, Inc.
KEYBOARDS BY: Shea Taylor
MIXED BY:
MASTERED BY: Chris Gehringer at Sterling Sound, NYC
- “Kiss It Better”
(J. Bhasker, J. Glass, T. Sinclair, R. Fenty,)
PRODUCED BY: Jeff Bhasker
ADDITIONAL PRODUCTION BY: Glass John
PUBLISHED BY: Way Above Music (BMI)/Sony ATV Songs LLC (BMI)// The Glass Is Full/Warner Chappell (ASCAP)// The Kills Effect c/o Songs Of Universal/Warner-Tamerlane Pub Corp (PRS / BMI)// Monica Fenty Music Publishing /Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp.
RECORDED BY: Vocals Recorded by Marcos Tovar for Allfadersup and Kuk Harrell
Recorded at Jungle Studio in New York City
ASSISTED BY: Brendan Morawski
VOCAL PRODUCTION BY : Kuk Harrell for Suga Wuga Music, Inc.
GUITAR PLAYED BY: Nuno Bettencourt at Westlake Beverly Studios in Los Angeles, CA
ASSISTED BY: Blake Mares
MIXED BY: Manny Marroquin at Larrabee Studios (Universal City, CA)
MIX ASSISTANT: Chris Galland & Ike Schultz @ Larabee Studios North Hollywood, CA
MASTERED BY: Chris Gehringer at Sterling Sound, NYC
- “ Work ” Feat. Drake
(J. Braithwaite, M. Samuels, A. Ritter, R. Thomas, A. Graham, R. Fenty, M. Moir)
PRODUCED BY: Produced by Boi-1da for 1da Boi Productions Inc.
PUBLISHED BY: PARTYOMO LTD./Warner-Chappell Music (SOCAN)// 1Damentional Publishing LLC/Sony ATV Tunes LLC (ASCAP)// Ritter Boy LLC / Sony/ATV Tunes (ASCAP)// The Publishing Designee of Rupert Thomas, Jr. (ASCAP)// Sandra Gale / EMI Music Publishing (ASCAP)// Monica Fenty Music Publishing /Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp.// EMI April Music Inc./Flyte Tyme Tunes Inc. (ASCAP)/Universal Music Corp./Avant Garde Music Publishing Inc. (ASCAP)// Songs Of Greensleeves (ASCAP)
RECORDED BY: Rihanna Vocals Recorded by Marcos Tovar for Allfadersup and Kuk Harrell
Drake Vocals Recorded by Noel Cadastre & Noah “40” Shebib at Sandra Gale Studios, CA & SOTA Studios, Toronto, ON
ASSISTED BY: Thomas Warren
ADDITIONAL VOCALS BY: PartyNextDoor
VOCAL PRODUCTION BY : Kuk Harrell for Suga Wuga Music, Inc. and Noah “40” Shebib
MIXED BY: Manny Marroquin at Larrabee Studios (Universal City, CA), Noel “Gadget” Campbell for T.O. Music Group & Noah “40” Shebib for Evdon Music Inc. at Studio 306 & S.O.T.A. Studios, Toronto, Canada
MASTERED BY: Chris Gehringer at Sterling Sound, NYC
Contains an interpolation of “If You Were Here Tonight” (M. Moir). Published by EMI April Music Inc./Flyte Tyme Tunes Inc. (ASCAP)/Universal Music Corp./Avant Garde Music Publishing Inc. (ASCAP). Used by permission. All rights reserved.
Drake appears courtesy of Young Money Entertainment/Cash Money Records
- “Desperado”
(K. “Rook Monroe” Watkins, M. Schultz, R. Fenty, J. Fauntleroy, D. Rachel)
PRODUCED BY: Mick Schultz
PUBLISHED BY: MMRF Ventures Publishing (BMI) for BMG Rights Management (US), LLC // Mick Schultz Publishing/ Spirit One Music (BMI)//// Monica Fenty Music Publishing /Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp.// Almo Music Corp./Fauntleroy Music (ASCAP)// Seven Corners Publishing (ASCAP)
RECORDED BY: Vocals Recorded by Marcos Tovar for Allfadersup and Kuk Harrell
ASSISTED BY: Thomas Warren
VOCAL PRODUCTION BY : Kuk Harrell for Suga Wuga Music, Inc.
ADDITIONAL VOCAL ARRANGEMENT BY: Krystin Watkins p/k/a Rook Monroe and James Fauntleroy
ADDITIONAL BACKGROUND VOCALS BY: James Fauntleroy
GUITAR PLAYED BY: Mick Schultz
BASS GUITAR BY: Brian Schultz
MIXED BY: Manny Marroquin at Larrabee Studios (Universal City, CA)
MIX ASSISTANT:
MASTERED BY: Chris Gehringer at Sterling Sound, NYC
- “Woo”
(C. Hollis, J. Webster, J. Felton, A. Tesfaye, R. Fenty, T. Nash, D. Rachel, J. Baptist)
PRODUCED BY: Produced by Hit-Boy for Hits Since 87
ADDITIONAL PRODUCTION BY: Travi$ Scott
ADDITIONAL VOCALS BY: Travi$ Scott
PUBLISHED BY: Hit-Boy Music / U Can’t Teach Bein’ The Shhh / Songs of Universal (BMI)// Travis Scott Music (BMI)// Ohaji Publishing / Universal Publishing (ASCAP)// Songs Music Publishing, LLC o/b/o Songs of SMP (ASCAP)// Monica Fenty Music Publishing /Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp.// 2082 Music Publishing /WB Music Corp. (ASCAP)// Seven Corners Publishing (ASCAP)// LORD PHARAOH JB MUSIC/Kobalt Music Publishing America Inc.(ASCAP)
RECORDED BY: Vocals Recorded by Marcos Tovar for allfadersup and Kuk Harrell
Recorded at Westlake Beverly Recording Studios Los Angeles, CA
ADDITIONAL ENGINEERING: Nathaniel Alford
ASSISTED BY: Ray C. Brown, Jr.
VOCAL PRODUCTION BY : Kuk Harrell for Suga Wuga Music, Inc.
MIXED BY: Manny Marroquin at Larrabee Studios (Universal City, CA) assisted by Chris Galland
MIX ASSISTANT: Chris Galland & Ike Schultz at Larabee Studios North Hollywood, CA
MASTERED BY: Chris Gehringer at Sterling Sound, NYC
- “Needed Me”
(D. McFarlane, R. Fenty, N. Audino, L. Hughes, K. Rohaim, T. Warbrick, A. Feeney, B. Hazard, C. Hinshaw, D. Rachel)
PRODUCED BY: DJ Mustard
CO PRODUCED BY: Twice As Nice & Frank Dukes
PUBLISHED BY: Mustard On The Beat Publishing/Songs Music Publishing (BMI)// Monica Fenty Music Publishing /Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp.// EMI Blackwood Music Publishing (APRA/BMI)// EMI Blackwood Music Publishing (APRA/BMI)// Primary Wave Beats (BMI); All rights administered by BMG Chrysalis on behalf of Primary Wave Music (APRA)// The Publishing Designee of Te Whiti Te Rangitepaia Mataa Warbrick (APRA/AMCOS)// Nyan King Music Inc. (SOCAN) / EMI Music Publishing Limited//People Over Planes/ These are Songs of Pulse (ASCAP)// Universal Music Publishing (ASCAP)// Seven Corners Publishing (ASCAP)
RECORDED BY: Vocals Recorded by Marcos Tovar for Allfadersup and Kuk Harrell
Recorded at Westlake Beverly Recording Studios in Los Angeles, CA
VOCAL PRODUCTION BY : Kuk Harrell for Suga Wuga Music, Inc.
ADDITIONAL RECORDING BY: Blake Mares
ASSISTED BY: Thomas Warren
MIXED BY: Manny Marroquin at Larrabee Studios (Universal City, CA)
MIX ASSISTANT: Chris Galland & Ike Schultz at Larabee Studios North Hollywood, CA
MASTERED BY: Chris Gehringer at Sterling Sound, NYC
- “Yeah, I Said It”
(T. Mosley, B. Bourelly, E. Barnes, D. Jones, C. Godbey, J. Bourelly, R. Fenty)
PRODUCED BY: Timbaland and Fade Majah for Timbaland Productions, Inc., and Daniel Jones for Side by Side/J-Vu Ent.
PUBLISHED BY: VB Rising Music Publishing/OLE (ASCAP// Circa 13/BMG/Arjouni Publishing (ASCAP)// Publishing Designee of Evon Barnes// Uncle Junior Music (BMI)/ Chrysalis/BMG// Sony/ATV Songs/ Side By Side Entertainment (BMI)// Boronic Productions (BMI)//Monica Fenty Music Publishing /Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp.//
RECORDED BY: Vocals Recorded by Marcos Tovar for Allfadersup and Kuk Harrell
Recorded at Westlake Beverly Recording Studios in Los Angeles, CA
ADDITIONAL RECORDING: Chris Godbey
ASSISTED BY: Ray C. Brown Jr.
VOCAL PRODUCTION BY : Kuk Harrell for Suga Wuga Music, Inc.
MIXED BY: Chris Godbey at Jungle City Studios, NYC
MASTERED BY: Chris Gehringer at Sterling Sound, NYC
- “Same Ol’ Mistakes”
PRODUCED BY: Kevin Parker
PUBLISHED BY: Sony ATV (Australia) / BMG Chrysalis (ROW)
RECORDED BY: Vocals Recorded by Marcos Tovar for Allfadersup and Kuk Harrell
Recorded at Twin Studios in Paris, France
VOCAL PRODUCTION BY : Kuk Harrell for Suga Wuga Music, Inc.
ASSISTED BY: Etienne Macor
MIXED BY: Manny Marroquin at Larrabee Studios (Universal City, CA)
MUSIC MIXED BY : Kevin Parker
ALL INSTRUMENTS PERFORMED BY: Kevin Parker
MIX ASSISTANT: Chris Galland & Ike Schultz at Larabee Studios North Hollywood, CA
MASTERED BY: Chris Gehringer at Sterling Sound, NYC
Kevin Parker appears courtesy of Modular Recordings
- “Never Ending”
(C. Sabo, R. Fenty, P. Herman, D. Armstrong)
PRODUCED BY: Chad Sabo
PUBLISHED BY: Songs of Roc Nation Music (BMI)/ Chad Sabo Publishing (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI) // Monica Fenty Music Publishing /Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp// EMI Blackwood Music Inc./Champion Management and Music Ltd. (BMI)// Warnter/Chappell Music Ltd. (PRS).
RECORDED BY: Vocals Recorded by Marcos Tovar for allfadersup and Kuk Harrell
Recorded at Windmark Recording Studios in Santa Monica, CA
ASSISTED BY: Ray C. Brown Jr.
VOCAL PRODUCTION BY : Kuk Harrell for Suga Wuga Music, Inc.
MIXED BY: Mixed by Phil Tan at The Rick Baker School of Music and Recording, Callanwolde Fine Arts Center, Atlanta, GA
ADDITIONAL ENGINEERING by Daniela Rivera
MIX ASSISTANT: Chris Galland & Ike Schultz at Larabee Studios North Hollywood, CA
MASTERED BY: Chris Gehringer at Sterling Sound, NYC
Contains interpolations from the composition “Thank You” written by Dido Armstrong and Paul Herman. Used by permission. All rights reserved.
All Music and Instruments Recorded and Mixed by: Chad Sabo at Bedroom Studios in Allentown, NJ and Stan Greene at The Green Room in North Hollywood, CA
- “Love On The Brain”
(F. Ball, J. Angel, R. Fenty)
PRODUCED BY: Fred Ball
PUBLISHED BY: Sony/ATV Music Publishing LLC (PRS)// Warner-Tamerlane Publishing Corp. /Songs of Roc Nation Music (BMI)/ Pen Therapy (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI)// Monica Fenty Music Publishing /Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp.
RECORDED BY: Vocals recorded by Marcos Tovar for Allfadersup and Kuk Harrell
Recorded at Windmark Studios in Santa Monica, CA
ASSISTED BY: Chad Wilson
VOCAL PRODUCTION BY : Kuk Harrell for Suga Wuga Music, Inc.
KEYBOARDSBY: Fred Ball and Joseph Angel
ARRANGEMENTS BY: Joseph Angel
DRUMS BY: Joseph Angel and Fred Ball
MIXED BY: Manny Marroquin at Larrabee Studios, North Hollywood, CA
MIX ASSISTANT: Chris Galland, Jeff Jackson & Ike Schultz at Larabee Studios North Hollywood, CA
MASTERED BY: Chris Gehringer at Sterling Sound, NYC
- “Higher”
(E. Wilson, B. Bourelly, R. Fenty, J. Fauntleroy, J. Butler, K. Gamble, L. Huff)
PRODUCED BY: NO I.D for Rich Daily since ‘71
PUBLISHED BY: BMG Monarch/ Let The Story Begin Publishing (ASCAP); All Rights Administered By BMG Rights Management (US) LLC // Circa 13/BMG/Arjouni Publishing (ASCAP)// Monica Fenty Music Publishing /Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp.// Almo Music Corp./ Fauntleroy Music (ASCAP)// Sony/ATV Melody/Downstairs Music (BMI)//Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI)
RECORDED BY: Vocals Recorded by Marcos Tovar for Allfadersup and Kuk Harrell
Recorded at Westlake Santa Monica Studios in Hollywood, CA
ASSISTED BY: Ray C. Brown Jr.
VOCAL PRODUCTION BY : Kuk Harrell for Suga Wuga Music, Inc.
KEYBOARDS BY: No ID
MIXED BY: Manny Marroquin at Larrabee Studios (Universal City, CA)
MIX ASSISTANT: Chris Galland & Ike Schultz at Larabee Studios North Hollywood, CA
MASTERED BY: Chris Gehringer at Sterling Sound, NYC
Contains elements from “Beside You” (J. Butler/K. Gamble/L. Huff) performed by The Soulful Strings. Licensed courtesy of Universal Music Enterprises. Used by permission. All rights reserved.
- “Close To You”
(B. Seals, J. Fauntleroy, R. Fenty)
PRODUCED BY: Brian Kennedy for Team BK, LLC
PUBLISHED BY: Kennedy Klassiks Music (ASCAP), administered by Kobalt Songs Music Publishing (ASCAP)// Almo Music Corp./ Fauntleroy Music (ASCAP)// Monica Fenty Music Publishing /Warner-Tamerlane Publishing Corp. (BMI); All rights administered by Warner-Tamerlane Publishing Corp
RECORDED BY: Vocals Recorded by Marcos Tovar for allfadersup and Kuk Harrell
Recorded at Westlake Beverly Recording Studios in Los Angeles, CA
ASSISTED BY: Ray C. Brown Jr.
VOCAL PRODUCTION BY : Kuk Harrell for Suga Wuga Music, Inc.
KEYS PLAYED BY: Brian Seals
MIXED BY: Manny Marroquin at Larrabee Studios (Universal City, CA)
MIX ASSISTANT: Chris Galland & Ike Schultz at Larabee Studios North Hollywood, CA
MASTERED BY: Chris Gehringer at Sterling Sound, NYC
На просторах современной музыкальной индустрии трудно отыскать исполнителя более противоречивого, чем Рианна. Впервые появившись на сцене в далеком 2005-ом году в образе сладкоголосой прелестницы, девушка за считанные месяцы покорила музыкальный олимп. Последующие 8 лет певица провела в сумасшедшем круговороте сменяющих друг друга стилей и образов: шокирующих, дерзких, порой неудачных, но всегда уникальных и неповторимых! Все это также можно отнести и к музыке исполнительницы. Почти декаду Рианне удавалось выпускать мультиплатиновые альбомы и хитовые синглы, что в какой-то момент помогло девушке получить титул Принцессы поп-музыки. Казалось, что так будет продолжаться вечно. Но даже тут РиРи удалось удивить поклонников, к сожалению, не самым приятным образом. После восьми лет ежегодного выпуска альбомов певица неожиданно пропала. Она стала редко появляться на публике и, казалось, занималась всем, кроме своей непосредственной обязанности, то есть записи новой, успешной музыки. Тем не менее, после двух лет ожидания, Рианна стала проявлять минимальную активность. В конечном итоге это вылилось в три неплохих, но коммерчески провальных сингла. И лишь в тот момент, когда всем стало казаться, что новинка от РиРи уже никогда не увидит свет, девушка в очередной раз поразила всех, без лишней шумихи выпустив свой девятый альбом, пластинку под названием “Anti”.
Выходу многострадального альбома предшествовало неожиданное появление сингла “Work”, записанного при участии Дрейка. Песня получила весьма неоднозначные отзывы, часть поклонников певицы была разочарована результатом длительного ожидания, кто-то потешался над незамысловатым текстом песни, однако нашлись и те, кому композиция пришлась по душе. Последние, к слову, оказались в меньшинстве. К кому отнести себя - решите сразу после прослушивания песни.
Как ни странно, данная песня была объявлена лид-синглом пластинки, что означало лишь одно: “FourFiveSeconds”, “American Oxygen” и “Bitch Better Have My Money” по странному решению певицы остались за бортом. Откровенно говоря, композиция “Work” не произвела на нас особого впечатления и ненадолго заставила усомниться в способности Рианны вернуться на большую сцену с достойным материалом. К счастью, весь скептический настрой улетучился также быстро, как и возник! Альбом открывает трек под названием “Consideration”. Лейтмотив песни отсылает нас в 2009-й год, во времена, когда из каждого радиоприемника можно было услышать супер-хит Jay-Z и Алиши Киз, “Empire State of Mind”. “Consideration” - очередное заигрывание Рианны с давно полюбившимся ей стилем регги. Стоит отметить, что в этот раз девушка как никогда органично вписалась в стилистику жанра.
Следующим примечательным треком пластинки можно назвать композицию “Kiss it Better”, в написании которой приняла участие скандальная британская певица и сонграйтер Наталия Киллс. Её фирменный стиль угадывается с первых секунд, что, впрочем, не помешало Рианне сделать композицию «своей» во всех смыслах.
Также мы не смогли обойти вниманием трек под названием “Needed Me”. Песня обладает совершенно несвойственным для Рианны звучанием, она прекрасно могла бы вписаться в новый альбом певицы BANKS, но, все-таки нашла свое место на новом альбоме РиРи, чему мы несказанно рады.
Приятной неожиданностью стал тот факт, что Рианна вновь поработала со своим давним приятелем, «Царем Мидасом» от мира музыки, Тимом Мосли, более известным под своим сценическим псевдонимом Timbaland. Трек под названием “Yeah I said it”, безусловно, не станет второй “Rehab”, но вполне сгодится для пары-тройки прослушиваний.
Одной из самых неожиданных в плане звучания для нас стала композиция “Same Ol’ Mistakes”. Рианна, несмотря на свой узнаваемый вокал, с трудом угадывается в данном треке. Любопытный эксперимент, определенно заслуживающий внимания.
Одним из наших безусловных фаворитов стала композиция “Love on the Brain”. Эдакий «привет» временам, когда мисс Этта Джеймс заставляла целые стадионы рыдать от первых нот “I’d Rather Go Blind”. Данная композиция лишний раз позволяет убедиться в том, что Рианна проделала колоссальную работу над своими вокальными данными, превратившись из посредственной певички в настоящую диву, которой хочется подражать. Браво!
“Highe” - очень типичный для Рианны трек. И речь, как вы уже догадались, идёт не о жанре, в котором записана композиция, а о несправедливо коротком хронометраже (менее двух минут). Практически в каждом альбоме певицы содержится подобная «дразнилка». И да, мы всё ещё страдаем от того, что “Love without Tragedy” так и не была переделана в полноценную песню, однако пример “Cake” дает нам надежду на то, что однажды мы услышим “Higher” во всем её величии и в полной мере насладимся обновленным вокалом РиРи.
Ну и в завершении нашей рецензии поговорим о композиции “Close to You”. По всей видимости, Рианна не просто так оставила данную песню «на десерт». Трек просто неприлично хорош! Спокойная, размеренная пиано-баллада в стиле “Stay” оказалась «контрольным выстрелом» в наше музыкальное сердце, после которого мы безоговорочно капитулировали, окончательно влюбившись в новое творение исполнительницы.
Вердикт: Как ни странно, но долгожданная пластинка Рианны не только не примирила разношерстную фан-базу исполнительницы, но, возможно, и окончательно расколола её на две части. Одни сетуют на то, что «Рианна уже не та» и “Anti” стал чуть ли ни главным разочарованием их жизни, другие с радостью воспринимают любой музыкальный эксперимент, в который погружается эпатажная певица. Себя мы относим к последним, и в тайне радуемся, что девушка не пошла к успеху проторенной дорожкой, при помощи знаменитых хитмейкеров. К слову, о так называемых хитмейкерах: после невероятного успеха “Diamonds” многие были уверены, что Рианна не устоит перед соблазном воспользоваться еще одним творением австралийки Сии, для того, чтобы заполучить себе очередной №1. Ан-нет! Несмотря на то, что Сия написала для РиРи с десяток демо, ни одна из предложенных композиций не попала в финальную версию “Anti”. Судя по всему, девушка решила полностью довериться собственной интуиции и, возможно, впервые в жизни записать только те песни, которые нравятся ей самой! Отдельно хочется похвалить Рианну за ответственный, неторопливый подход к выпуску пластинки, а также за то, что она нашла время для того, чтобы самостоятельно поработать практически над каждой из композиций своего нового альбома. Ожидание “ANTi” казалось бесконечным, но после прослушивания пластинки так и хочется набрать номер барбадосской красавицы и закричать в трубку: Hell yeah, RiRi, you’re worth the wait!