Домой Картофель Кто из руководителей правительства рф был первым. Деятельность военных министров россии, ссср и российской федерации. Деятельность военных министров Российской империи

Кто из руководителей правительства рф был первым. Деятельность военных министров россии, ссср и российской федерации. Деятельность военных министров Российской империи

Российская империя в XIX в.

Охарактеризуйте основные направления внутренней политики Российской империи в первой половине XIX в.

Первая половина XIX в. – это время правления двух императоров Александра I и Николая I.

Александр I (1801-1825)

Первый период царствования Александра ознаменован проведением либеральных реформ. Началом своего правления он подтвердил либеральную настроенность будущих преобразований: была уничтожена «Тайная канцелярия», дарована свобода политическим заключенным и ссыльным, были запрещены пытки, ставшие непременной частью судопроизводства. Особенно большое внимание император уделял вопросам отмены крепостного права и ограничения самодержавия. Решение этих вопросов и других обсуждалось Александром среди его единомышленников, входящих в «Негласный комитет» (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.Д. Чарторыйский).

Уже в 1802 г. была осуществлена административная реформа, которая заключалась в замене коллегий 8-ю министерствами: военным, морским, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Сенат провозглашался «верховным местом империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем.

Но все же Александра не переставало волновать решение крестьянского вопроса, во-первых, он прекратил практику раздачи государственных крестьян в крепостные дворянам, во-вторых, 20 февраля 1803 г. вышел Указа о свободных (вольных) хлебопашцах, который устанавливал правила освобождения крепостных и наделения их землей, однако предоставление свободы он относил к решению самих владельцев имений. Этот Указ формировал особую социальную категорию свободных хлебопашцев, владеющих землей по праву частной собственности с отличие от государственных крестьян. Что касается практических результатов этого Указа, то они были невелики. Общее количество крепостных, освобожденных после его публикации, составило около 50 000 человек.

В 1803 г. была проведена еще одна немаловажная реформа – реформа в сфере народного образования. 24 января 1803 г. Александр утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Последние должны были представлять собой высшую ступень образования. Если до этого времени в России существовал лишь один университет – Московский, основанный в 1755 г., то теперь были восстановлены многие старые университеты и созданы новые. Хотя образование по-прежнему оставалось недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян, новая система образования отвечала потребностям общества в грамотных, квалифицированных специалистах.

Новый этап реформ, начавшийся в 1803 г. требовал новых людей, этими новыми людьми стали А.А. Аракчеев и М.М. Сперанский. Первый занимался преимущественно вопросами, связанными с реорганизацией армии, второй – разработкой планов новых реформ.

Реформы Сперанского.

План реформ, предложенный Сперанским, представлял собой мысли самого императора.

Во-первых, он предлагал реформировать систему государственного управления путем осуществления разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Во-вторых, в плане реформ рассматривался вопрос о гражданских правах, которыми предполагалось наделить все население страны, включая крепостных. К числу таких прав он отнес невозможность наказания кого-либо без решения суда. Правом же участия в выборах предполагалось наделить лишь два первых сословия государства – дворянство и купечество.

Реализация плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархи, где власть монарха была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.

Претворение плана Сперанского в жизнь началось в 1809 - 1810 гг. 1 января 1810 г. был создан Государственный совет (законосовещательный орган), который должен был координировать деятельность всех трех отраслей управления. Осуществление следующих этапов реформы затянулось, летом 1810 г. началось преобразование министерств: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообщения, а также ряд новых Главных управлений. Государственная дума так и не была создана. Предложенный Сперанским проект реорганизации Сената, суть которого состояла в разделении его на два – правительствующий и судебный, был отвергнут членами Государственного совета. После целого ряда неудач Сперанский попросил об отставке.

Причины неудачи новых реформ:

сама личность Сперанского, который поднялся из низов, вызывала зависть и злобу в придворных кругах.

во-вторых, реформы Сперанского посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок.

Реформы Аракчеева.

Реформы Аракчеева – стали переходом от либерализма к реакции, отличительным признаком которого стало проведение военной реформы, которая заключалась в создании военных поселений. Осознав, что любая попытка отмены крепостного права вызовет недовольство со стороны помещиков, Александр решил сделать своей главной опорой армию. Однако армия сама зависела в значительной степени зависела от дворянства: половина рекрутов бралась из крепостных, большинство съестных припасов также шло из дворянских имений. Первоочередной задачей было создание самообеспеченной армии. Отсюда и возникла идея военных поселений. В военных поселениях военное обучение сочеталось с производительной работой. Ожидалось, что: 1) армия станет самообеспеченной в экономическом и финансовом отношениях; 2) солдаты будут наделены землей и средствами к существованию; 3) военные поселения избавят население от необходимости уплаты налогов, идущих на содержание армии.

Однако благополучных военных поселений было не много, в основном солдаты не одобряли эту идею, поскольку здесь они столкнулись с новыми притеснениями со стороны администрации, что повлекло за собой череду восстаний, жестоко подавляемых помощниками Аракчеева.

К концу своего правления Александр и вовсе забыл о реформах, проводя реакционную политику и действуя в угоду помещикам. Была запрещена деятельность масонских лож, помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на поселение в Сибирь.

Все историки говорят о том, что причиной неудачи проводимых и планируемых реформ стала слабость Александра перед дворянством, не желавшим менять те устои, которые им были удобны. Кроме того отмечается непоследовательность в проводимых реформах: «император и его сотрудники решили вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы подходящие гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве».

Николай I (1825-1855)

Николай I был полной противоположностью своего брата, в его действиях не было и тени либерализма. Уже первыми мерами он подтвердил реакционную настроенность своей политики: была ограничена печать, университеты поставлены под строгий контроль, было создано Специальное Третье отделение императорской канцелярии, орган секретной полиции.

Начало правления Николая было ознаменовано исторически примечательным событием – восстанием декабристов, предложивших проекты реформ, которые способствовали укреплению России. Идеи декабристов не исчезли бесследно, а были взяты на вооружения Николаем, придерживавшимся их в своих действиях. Николай предпринимает ряд мер по ограничению крепостного права. Декабристы обращали внимание на необходимость отмены крепостного права. Цель издаваемых законов сводилась к идее регулирования эксплуатации крестьянского труда помещиками. Однако никакого практического значения они не имели.

Прокатившаяся по России череда крестьянских волнений, в ходе которых присутствовало требование вернуть общинное самоуправление. Для удовлетворения этого требования была проведена попечительная реформа. Суть ее состояла в разделении губерний на округа, а те с свою очередь делились на волости и сельские общества. Управление округами возлагалось на окружных начальников их дворян. А в волостях и сельских обществах вводилось крестьянское самоуправление. Эта реформа способствовала улучшению благосостоянию государственных крестьян.

Другим злом, на которое указывали декабристы, был беспорядок в финансах. Это стало основой для проведения финансовой реформы, под руководством министра финансов Канкрина. В результате нее был увеличен золотой запас России, за счет него поддерживался новый курс, по которому введенные в 1839 г. стабилизированные бумажные деньги были в 3,5 раза дороже прежних. Был введен серебряный рубль как «главная монета», а также выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебро.

Канкрин был инициатором еще одной реформы, которая, по его замыслу, способствовала созданию бездефицитного бюджета. Это торговая, или гильдейская, реформа, которая ограничила возможности монополизации торговли купцами I гильдии и расширила права среднего купечества, что способствовало появлению еще одного источника пополнения бюджета.

Судьбы Александра I и Николая I схожи в том смысле, сто и первый, и второй пытались провести необходимые обществу реформы, но оказались бессильны перед лицом непреодолимых трудностей, связанных с консервативным общественным мнением, отсутствием в обществе тех политических сил, которые могли бы поддержать реформаторские усилия императора.

Проанализируйте развитие финансово-денежной системы России в царствование Александра I и Николая I . Какова роль министерства финансов и его главы Е.Ф. Канкрина в создании бездефицитного бюджета?

В 1802 г. было создано Министерство финансов, которое выполняло общегосударственные функции – составление бюджета, определение источников пополнения казны, выработка экономической политики и таможенных тарифов.

Поскольку на долю России в первой половине XIX в. выпало множество испытаний – Россия участвовала в ряде международных конфликтов, ее территория подверглась нашествию армий Наполеона, в середине века произошла разрушительная Крымская война – государственный долг возрастал год за годом, создавая дефицит бюджета.

Деятельность первых министров финансов (А.И. Васильева, Ф.А. Голубцова) нисколько не улучшала создавшейся ситуации, напротив, в их бытность финансовое положение резко ухудшилось: увеличился выпуск бумажных денег – ассигнаций, что вызвало падение их курса, даже увеличенные налогов, введение добавок к податям и пошлинам не улучшило положения.

В 1810 г. Министерство финансов возглавил Д.А. Гурьев, его назначению способствовал М.М. Сперанский. Гурьев не поддерживал финансовые проекты Сперанского, а действовал собственными методами. В 1810 г. он вводит монетную систему на принципе денежного монометаллизма, не сокращая при этом выпуск ассигнаций. Гурьев добился манифеста, вводившего единообразное обращение банковских ассигнаций. Все платежи, в первую очередь подати и пошлины, разрешалось выплачивать ассигнациями по курсу того дня, когда они производились. Это привело денежное обращение в стране почти к полному беспорядку.

Реформы Сперанского были более последовательными и в большей степени способствовали стабилизации финансовой сферы. Сперанский составил «План финансов», целью которого была ликвидация бюджетного дефицита, этого предполагалось достичь при помощи увеличения налогов, в том числе на дворянские имения, введения новых таможенных тарифов (политика протекционизма), сокращения государственных расходов. Часть предусматриваемых Сперанским мер была реализована: был введен новых таможенный тариф, введены новые налоги на винокурение, дворянские имения расширилась сфера кредита. Однако предложение Сперанского повысить налоги, во многом способствовало отстранению его от дел, поскольку породило массовое недовольство этой мерой.

Гурьев продержался в кресле министра финансов до 1823 г., а сменил его на этом посту Е.Ф. Канкрин. В отличие от своих предшественников, он имел профессиональное образование и большой практический опыт управления. Как и предшественники Канкрин пытался обеспечить бездефицитный бюджет. Для этого была проведена торговая, или гильдейская реформа, которая ограничила возможности монополизации торговли купцами I гильдии и расширила права среднего купечества. Реформа дала еще один источник пополнения бюджета, т. к. были введены платежи для торговавших мещан, ремесленников и крестьян, ранее не вносивших в казну гильдейских платежей.

Важным этапом для достижения поставленной цели стала денежная реформа на рубеже 30-40-х гг., необходимость этой реформы зрела давно, поскольку совместное обращение металлических и бумажных рублей привело к тому, что бумажный рубль стал в 3,5 – 4 раза дешевле металлического. Первым шагом в подготовке денежной реформы стало увеличение золотого запаса России. Следующим этапом стал выпуск в 1831-1839 гг. казначейских билетов (вспомогательное средство в денежном обращении). Они сочетали в себе характер кредитного срочного обязательства и государственного денежного знака. В 1839 г. Министерство финансов учредило депозитные кассы, выпускавшие депозитные билеты, обеспеченные серебром рубль за рубль.

Манифест Николая I от 1 июля 1839 г. объявил серебряный рубль главной законной монетной единицей России, а ассигнации допускались в качестве второстепенного знака – начался переход от ассигнационного обращения к кредитному. К 1843 г. процесс изъятия ассигнаций из обращения и обмена их не кредитные билеты шел успешно. В конце деятельности Канкрина Россия имела бездефицитный бюджет. Однако Крымская война вновь повергла русские финансы в глубокий кризис, преодоление которого растянулось на вторую половину XIX в.

Покажите взаимосвязь крестьянской реформы 1861 г. и либеральных реформ 1860-1870-х гг.

Крестьянская реформа 1861 г. была самым крупным социально-экономическим и политическим преобразованием в истории России, повлекшим за собой другие либеральные реформы. Связь этой реформы с последующими подчеркивается ввиду того, что предоставление крестьянам личной свободы требовало создания условий ее осуществления с в социальной, культурной и экономической областях. Эти условия были предоставлены проводимыми либеральными реформами, осуществление которых облегчилось изменением природы Российского государства.

В основе взаимозависимости крестьянской реформы с реформами 60-70-х гг. лежит то, что они осуществлялись в едином русле либеральных настроений, необходимость которых назрела после господства политического режима Николая I. Либерализму свойственно подчеркивать отсутствие классовых, групповых и национальных предрассудков, индивидуализм, самоценность личности. Поэтому все реформы были нацелены на преодоление классовой дискриминации по отношению к крестьянству.

Земская реформа 1864 г. создала первое подлинно местное самоуправление для всех классов, которые существовали еще с допетровских времен. Крестьянам предоставлялись политические права: избирательное право предполагало участие крестьян в выборах членов земских собраний (выборные от крестьян входили в состав третьей курии). В первую курию входили землевладельцы, а во вторую - городские избиратели. Созданные органы местного самоуправления в губерниях (губернские собрания и губернские управы) и уездах (уездные собрания и уездные управы) должны были осуществлять контроль над школами, больницами, почтой, путями сообщения, торговлей, страховой службой, статистикой и др.

Городская реформа 1870 г. предполагала проведение мер, похожих по духу на земскую реформу, направленных на усовершенствование городского управления. Избиратели также делились на три курии.

Роль земств во второй половине XIX в. велика. Развитие крестьянского хозяйства поддерживалось и стимулировалось земским ссудно-сберегательными товариществами и различными формами кооперации.

Судебная реформа 1864 г., проведение которой возглавил С.И. Зарудный, была направлена на улучшение судебной процедуры. В ходе нее были созданы коронный и мировой суды. Специально для крестьян были созданы волостные суды. Хотя судебная реформа и сохраняла некоторые черты сословность, она способствовала обретению крестьянами права на справедливое судейство, поскольку раньше суд над крестьянами вершили сами помещики, следуя своим интересам, а не букве закона.

Военная реформа 1874 г. вводила всеобщую воинскую повинность. Этот закон по своему духу был глубоко демократическим, поскольку до этого времени введенную Петром I рекрутскую повинность несли лишь податные сословия (крестьяне, мещане и др.). сословные различия в армии и особенно на флоте сохранялись, хотя по заслугам любой солдат мог стать офицером.

Финансовая реформа, возглавленная министром финансов либералом М.Х. Рейтерном, в ходе которой были проведены следующие меры:

отменены винные откупа, откупа на соль, сахар, нефть, введена акцизная система;

провозглашены принципы гласности, законности и контроля за администрацией;

увеличены налоги и уменьшены расходы;

1859 г. – ликвидирована система казенных билетов;

создана разветвленная сеть кредитных учреждений, состоящая из Государственного банка (1860 г.) и частных коммерческих банков.

В результате этих действий в 70-х гг. в России начался финансовый и промышленный подъем. Железнодорожная сеть связала южные и северные районы страны и выросла в 11 раз. Получило толчок дальнейшее освоение залежных земель на юге России, уменьшилось малоземелье крестьянства.

Реформа народного просвещения предоставляла университетам широкую автономию: они могли сами решать научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Крестьяне, получившие личную свободу, должны были пользоваться правом получения образования, однако финансовые трудности не позволяли им этого делать. Поэтому Министерство народного просвещения выделяло гимназиям особые фонды для обучения одаренных детей за казенный счет. Поскольку все реформы проводились с целью предоставления всем гражданам равных прав, необходимо было предоставить женщинам возможность получать образование, начало которому было положено в 70-х гг.

Итоги либеральных реформ 60-70-х гг.:

реформы обозначили курс государства на создание третьего сословия – сословия мелких собственников.

формирование в России гражданского общества и правового государства.

Дайте характеристику деятельности министров финансов Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского.

Н.Х. Бунге (1881-1886)

Назначение на пост министра финансов Н.Х. Бунге положило начало подготовке новой денежной реформы и изменения в системе налогообложения. Бунге провел следующие преобразования в налоговой системе: ввел налогообложение на неподатные сословия, акцизные сборы с алкогольной продукции, налогом облагались доходы от ренты и зарплаты.

Для преодоления дефицита бюджета Бунге начал накопление валюты из таможенных сборов, проводя политику протекционизма. В результате в 1887 г. золотой запас в Государственном банке составил 84,3 млн. руб. В 1887 г. Бунге отменил подушную подать.

Большое внимание Николай Христофорович уделял вопросам расширения внутреннего рынка, способствовал увеличению финансирования промышленности.

Немаловажное значение в деятельности Бунге занимал крестьянский вопрос, решением которого он пытался ликвидировать негативные последствия крестьянской реформы 1861 г. Он занимался переселением малоземельных крестьян.

Последней мерой, за которую Бунге ратовал, было введение подоходного налога, но это ему не удалось и стало одной из причин его отставки.

И.А. Вышнеградский (1887-1892)

Деятельность нового министра финансов была направлена на активизацию платежного баланса. Его карьера началась с форсирования хлебной торговли с Западом. Вывоз пшеницы с 1887 г. по 1895 г. увеличился в 1,5 раза. Для поощрения хлебной торговли государство подсинило себе железнодорожную тарифную систему, подняло пошлины. Вышнеградского обвиняли в выдвижении лозунга: «Не доедим, но вывезем!». В неурожайные годы 1891, 1892 хлебные губернии поразил голод, на борьбу с которым были брошены казенные средства, которых недоставало и общественные силы. В урожайные годы Вышнеградскому удавалось составлять бездефицитные бюджеты. Он провел смелую операцию по конверсии старых займов (понижение процента или изменение срока погашения).

В 1887 г. из-за осложнения отношений между петербургским и берлинским кабинетами канцлер Германии Бисмарк пытался вызвать финансовый крах Российской империи, размещавшей свои госзаймы на берлинской бирже, во избежание этого Министерство финансов России договорилось с представителями французских банков о скупке русских ценных бумаг. В 1888-1890 гг. на парижском денежном рынке было размещено несколько крупных займов и проведена конверсия старых. В результате деятельности Вышнеградского в течение 80-х гг. долго казны Государственному банку уменьшился на 300 млн., а 1901 г. казна не имела задолженности. Вместе с тем сумма задолженности государства в результате конверсии в мелом увеличилась и проценты по долгам оставались высокими.

Проанализируйте сущность, механизм реализации и итоги крестьянской реформы 1861г.

Необходимость отмены крепостного права зрела давно, политический режим, существовавший при Николае I, еще больше подтвердил необходимость претворения этой меры в жизнь, поскольку главным его недостатком был институт крепостного права: наблюдался глубочайший спад в сельском хозяйстве, снизились показатели экспорта основных сельскохозяйственных культур.

Хотя необходимость в проведении этой реформы зрела давно и даже делались конкретные шаги к ее осуществлению, проведена она была при Александре II. Проведению этой реформы во многом способствовало осознание ее необходимости даже консерваторами и готовность Александра II поступиться интересами крепостников-помещиков. Однако сохранялось еще одно препятствие на пути осуществления крестьянской реформы, им была неприспособленность государственных органов к ее проведению. В январе 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянской реформе, позже переименованный в Главный комитет по крестьянскому делу, в нем состояли несколько высших чиновников, которые, страшась решительных действий тормозили работу. В ноябре 1857 г. были подписаны рескрипты на имя виленского и петербургского генерал-губернаторов о создании губернских комитетов из местных помещиков «по улучшению быта помещичьих крестьян», этот решительный шаг сделал отступление от осуществления реформы невозможным. В 1858 г. такие комитеты были созданы в 46 губерниях. Александр в речи перед московским дворянством отмечал: «Лучше, чтобы реформа произошла сверху, чем ожидать, чтобы крепостное право было отменено снизу».

Выработка общего плана реформы и уточнение состояния губерний для его осуществления заняли три года. Деятельность губернских комитетов проверялась учрежденными в 1859 г. редакционными комиссиями, которые были возглавлены Яковом Ростовцевым, либерально настроенным сановником, сыгравшим немаловажную роль в проведении реформы. Также большое влияние на ход реформы оказали Н.А. Милютин, Ю.Ф. Самарин, М.Х. Рейтерн и др.

Результатом деятельности созданных организаций стало подписанное императором 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянстве» и «Манифест», возвещавший об освобождении крестьянства.

Основные принципы реформы:

дворовые должны быть освобождены в течение двух лет без выкупа, но ничего, кроме свободы, не получали;

крепостные крестьяне получали не только личную свободу, но и участки земли, которые составляли примерно половину того, что оставлялось владельцу. при определении нормы надела учитывались и природные, и экономические условия, и та земля, которая оставалась у помещика. Закон предусматривал прирезать или отрезать участки земли от крестьянского надела в случае отклонения от нормы. Как правило, в «отрезки» попадали луга, выгоны, водопои, без которых было затруднено ведение хозяйства;

по условиям освобождения, земля не переходила в и частную собственность крестьян, а рассматривалась как собственность помещика, которому они должны были платить за пользование землей. Государства решило поспособствовать ускорению процесса выкупа земли у помещика, предоставляя дополнительный кредит для выкупа земли. Оплата земли производилась на основе долгосрочных обязательств. Сумму, которую правительство выплачивало за землю крестьянина, последний должен был выплатить в течение 49 лет. Но даже после того как земля выкупалась правительством, крестьяне не поучали ее в частную собственность, поскольку она поступала в общую собственность крестьянского объединения или деревни с коллективной ответственностью за выкупные платежи ее членов.

Итоги крестьянской реформы:

крестьяне больше потеряли земли, чем приобрели;

предоставляемая правительством процентная ссуда для выкупа крестьянских земель, выплата которой растягивалась на 49 лет, вынуждала выплачивать заем в трехкратном размере;

в деревне появились два типа хозяйства – помещичье и надельное крестьянское. Это привело в возможности развития с/х по двум путям – помещичьего хозяйства на основе дворянского землевладения и мелкотоварного крестьянского производства;

крестьянская реформа предоставила возможность проведения целого ряда либеральных реформ.

Дайте краткую характеристику трех основных направлений в общественно-политической мысли России второй половины XIX века: охранительства, либерализма и революционного демократизма.

Охранительство – это официальная идеология самодержавия, выраженная в формуле «православие – самодержавие – народность» и призванная обосновать и защитить устои самодержавного строя. Эта идеология начала разрабатываться министром просвещения С.С. Уваровым в 40-е гг. XIX в. в противовес революционной идеологии в обществе.

В 60-80-е гг. идеология охранительства получает более глубокое развитие благодаря таким мыслителям, как К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, К.П. Победоносцев. Их объединяла убежденность в том, что европеизация и политизация народа губительны для России. В частности, Победоносцев считал преступлением возбуждение политических страстей в крестьянстве, которые вели к жадности, своекорыстию, зарождению темных инстинктов. Он был убежденным противником демократии в России, считая, что русское крестьянство не готово к самоуправлению. идеальной формой государственного правления, по его мнению, является монархия, где монарх являет собой единство разумной воли.

Сторонники идеологии охранительства были против революции, ведущей к духовному и неизбежно за ним следующему материальному разрушению. Основной их целью было сохранение важнейших национальных основ – православной веры, самобытной политической и социально-экономической системы. Представители высказывали интересные идеи о развитии событий в XX в. Так Леонтьев создал собственную историософскую концепцию, в соответствии с которой развитие либеральных и социалистических идей явится причиной появления «рабства в новой форме», в виде жесточайшего подчинения лиц мелким и крупным общинам, а общин государству, его пророчество оправдалось.

Либерализм, получивший развитие еще в первой половине XIX в., в конце 50-х гг. вступил в новый этап, который продлился до 90-х гг. За это время либералы обрели единство в стремлении оказывать реальное влияние на внутреннюю политику, в частности, либерально настроенные политические деятели руководили проведением «великих реформ» 60-70-х гг. Их практическая деятельность выявила важную закономерность либеральной политики – постепенные экономические и социальные преобразования должны значительно опережать преобразования политической системы.

В выработке и проведении реформ участвовало новое поколение либералов: Н.А. и Д.А. Милютины, А.В. Головнин, М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге. В результате своих преобразованиях они пришли к выводу, что Россия должна избрать путь постоянных и осторожных преобразований для предотвращения в стране революционного взрыва, который они считали абсолютным злом. Осуществление земской, городской и судебной реформ в России привело к распространению идеалов либерализма в провинции. На их основе возникло широкое земско-либеральное движение.

К началу 90-х гг. в либеральном движении намечаются новые тенденции. Среди русских либералов выделяется два течения: радикальное (конституционное) и умеренное. Либералы конца XIX – начала XX выступали против российского абсолютизма и осуждали произвол и насилие, процветавшие в стране, они стремились к введению в Росси буржуазно-демократических свобод, расширению функций местного самоуправления, привлечению буржуазной общественности к решению вопросов общегосударственного плана и др.

Революционный демократизм. Первыми представителями революционного демократизма в России были декабристы, создавшие революционную организацию и выступившие против самодержавно-крепостнического строя. Второй период этого движения начался в 1861 г., большое влияние на него оказывал Н. Г. Чернышевский. К 1861 г. складываются два центра революционного движения: один в Лондоне, другой – в России. Народники 1870-х гг. восприняли демократические, антилиберальные традиции революционных демократов 60-х гг.

Народничеству 60-80-х гг. были свойственны неприятие буржуазности; стремление защищать интересы крестьянства, в частности, главный теоретик революционного народничества 70-х гг. М.А. Бакунин считал основной целью движения завоевание свободы (экономической, политической, духовной), т. е. освобождение народа во всех областях; нежелание признавать наличие капитализма в России. Средством к достижению этой цели являлась революция, главной движущей силой которой должен стать народ. Другими яркими представителями народничества были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский. После нескольких неудачных попыток поднять народ на восстание, происходит своеобразное возвращение к тактике декабристов: революция силами небольшой группы революционеров, объединенных в революционную организацию. В 1876 г. было создано тайное революционное общество «Земля и воля». В 1879 г. в связи с появлением разногласий появляется две организации «Черный передел» и «Народная воля». После разгрома «Народной воли», в результате объединения народовольческих организаций, действовавших за границей и в России образуется «Северный союз социалистов-революционеров», «Партия социалистов-революционеров» и др. К концу 70-х – началу 80-х гг. XIX в. революционное народничество преобразуется в либеральное, которое не ставит своей целью организацию революционной борьбы.

Какая система государственных органов власти была сформирована при Александре I ?

В результате административной реформы, проведенной под руководством М.М. Сперанского, при Александре была сформирована система государственных органов власти, основанная на принципах разделения властей на законодательную (Государственный совет), исполнительную (министерства) и судебную (Сенат). Все ветви власти замыкались на государя.

Каково значение Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии для русской истории?

Российская империя, добившись в Отечественной войне 1812 г. блестящей победы над Наполеоном, стала ведущей державой мира.

Отечественная война 1812 г. в значительной степени способствовала зарождению в обществе идей об отмене крепостного права как необходимого условия дальнейшего развития России. Этому способствовали начавшиеся в самом начале войны крестьянские волнения. Если бы Наполеон в такой ситуации объявил об отмене крепостного права, сопротивление крестьянства, возмущенного произволом и грабежами наполеоновской армии, было бы подавлено, Россия была бы покорена. Но крестьянское сопротивление не только не было ликвидировано, напротив, война 1812 г. является редким примером, когда все сословия выступили единым фронтом против врага. «…этот мощный национальный порыв … значил куда как больше, нежели десятилетия мирного обыденного существования... Без национального начала нет ни самого 1812 года, ни всей последующей духовной жизни русского общества…»

Кроме того, заграничные походы являются источником декабризма. Движение декабристов – это проявление антифеодальной, буржуазной борьбы. Эти идеи будущие декабристы почерпнули во время заграничных походов, убедившись в том, что крепостное право – явление не повсеместное, а его отмена улучшает положение крестьянства и способствует развитию страны в целом.

Что вы знаете о причинах и последствиях восстания декабристов?

Причины восстания декабристов:

феодально-крепостнический строй в Росси в начале XIX в. являлся тормозом для развития производительных сил, исторического прогресса страны. Лучшие умы России понимали, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы России;

внутренняя реакция, направленная на насаждение палочной дисциплины в армии и жестокое подавление любых проявлений свободомыслия, и реакционный внешнеполитический курс (создание «Священного союза», целью которого было объединить реакционные монархические державы для борьбы с революционным и национально-освободительным движением);

общее ухудшение положения народных масс, усилившееся после войны 1812 г.: многие деревни были разорены, дворяне усиливали гнет, пытаясь за счет крестьян улучшить финансовое положение;

формированию революционного мировоззрения немало способствовали заграничные походы. Будущие декабристы, побывав во время них за границей, убедились, что крепостничество _явление не повсеместное и только позорит Россию;

кроме причин внутреннего характера имели место и факторы международного значения. Начало XIX в. ознаменовано ростом революционного движения во многих странах мира, которые способствовали ломке феодально-абсолютических учреждений и порядков.

Последствия восстания декабристов:

Россия на долгий период времени лишилась незаурядных людей, блестящих умов, загубленных в ссылках. На долгие годы общественная жизнь страны была заморожена;

власть, напуганная смелым выступлением декабристов, с крайней подозрительностью относилась ко всяким предложениям модернизации и перемен;

реакция властей на восстание декабристов убедила образованное общество России в том, что народ безразличен к западным идеалам свободы и политическому движению вообще. Революционные действия не могут привести Россию к свободе;

еще одним последствием восстания можно назвать то, что оно ускорило проведение реформ в России, своим выступлением подчеркнув их необходимость. Рассмотрение путей развития политической жизни России началось в 30-х гг. и только в 60-х гг. начали осуществляться либеральные реформы.

Что вы знаете о Крымской войне? Как ее итоги сказались на внутренней политике России?

КРЫМСКАЯ ВОЙНА (1853 – 1856)

Причины войны:

обострение противоречий России с Турцией и западноевропейскими странами. Россия, неудовлетворенная политической гарантией режима черноморских проливов, зафиксированной в Лондонских конвенциях, вновь вернулась к политике «свободных рук» на Ближнем Востоке. Это обстоятельство стало источником конфликта между царизмом, Турцией и западноевропейскими странами;

Россия стремилась приумножить свои завоевания в Османской империи;

западноевропейские страны (Англия, Франция), выступавшие на стороне Турции, вынашивали план войны против Росси с целью низведения ее до второстепенной державы.

Поводом к началу войны стала миссия князя А.С. Меншикова в Константинополе, во время которой он требовал восстановить права православной церкви в Палестине и подтвердить их специальной конвенцией, вызывающие поведение князя закрывали дорогу для разрешения конфликта мирным путем. Немаловажную провокационную роль в развязывании войны сыграла Великобритания, посол которой сделал все для развязывания войны.

Крымская война, в ходе которой выделяют два этапа. Первый (ноябрь 1853 – апрель 1854 гг.) – это собственно русско-турецкая кампания. Второй (апрель 1854 – февраль 1856 гг.) был связан с англо-французской интервенцией в Крым и широкими боевыми операциями на Кавказском фронте.

Итоги войны:

Россия потерпела поражение в Крымской войне;

главная задача Англии и Франции, состоявшая в подрыве русского военного могущества в Черноморском бассейне, была достигнута;

18 марта состоялось подписание Парижского мирного трактата, который знаменовал собой образование Крымской системы, базировавшейся на принципе нейтрализации Черного моря. Россия лишалась прав иметь военный флот на Черном море, Россия также теряла южную часть Бессарабии, однако ей удалось отстоять права молдавского, валашского и сербского народов, дунайские княжества не попали под австрийское иго.

Крымская война оказала исключительное влияние на внутреннее положение страны. Она способствовала развитию массовых крестьянских выступлений, а следовательно ускорила складывание первой революционной ситуации в России.

Что вы знаете о деятельности народнических организаций «Земля и воля» и «Народная воля»?

Первая крупная революционно-демократическая тайная организация «Земля и воля» была создана в 1861 г. Ее идейным руководителем был Н.Г. Чернышевский. Своим программным документом землевольцы считали статью Огарева «Что нужно народу», которая предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений.

Землевольцы развернули активную нелегальную издательскую деятельность в своей типографии. Они вели широкую устную пропаганду и агитацию, объясняя необходимость ликвидации самодержавия, справедливого решения аграрного вопроса и установления в России демократических свобод.

Ориентируясь на подъем крестьянского и национально-освободительного движения в России, землевольцы надеялись поднять революцию. Однако в 1863 г. крестьянское движение пошло на спад, многие революционеры, в том числе Чернышевский, были арестованы. В результате к весне 1864 г. «Земля и воля» перестала существовать. Деятельность этой организации имела большое историческое значение: она была центром сплочения наиболее активных демократически сил и оказала серьезное влияние на последующее развитие освободительного движения, формирование революционно-демократической идеологии в России.

В 1876 г. организация «Земля и воля» возродилась сначала в форме организации «Северно-революционной народнической группы». В ее состав входили участники «хождения в народ» во главе с А.Д. Михайловым, Г.В. Плехановым, С.М. Кравчинским, Н.А. Морозовым, В.Н. Фингером и др.

Программа «Земли и воли» предусматривала осуществление социалистической революции путем перехода всей земли к крестьянам и организации «мирского самоуправления» при опоре на крестьянские общины. Главным средством к достижению цели они считали бунты, стачки и демонстрации. «Земля и воля» имела тесные связи со студенческими организациями. Практика деревенских поселений и агитации землевольцев ожидаемых результатов не принесли. Народное восстание поднять не удалось. Разочаровавшись в выбранных методах, не принесших существенных результатов, некоторые землевольцы стали склоняться к тактике террора. В результате споров о выборе тактики в организации произошел раскол. «Земля и воля» разделилась на «Черный передел» и «Народную волю».

«Народная воля» (1879 – 1881) была возглавлена А.Д. Михайловым, С.Л. Перовской, В.Н. Фингером и др. Народовольцы считали, что народ задавлен и доведен до рабства правительством. Их цель – произвести политический переворот и установить в стране демократический строй, передать землю крестьянам, а фабрики - рабочим. Для достижения своих целей народовольцы привлекали всех недовольных. Большое внимание уделялось террору и подготовке цареубийства. Задуманное им удалось осуществить - 1 марта 1881 г. был убит Александр II, однако это не вызвало восстания как ожидалось. При Александре III, усилившем репрессии, почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы.

Каковы были предпосылки и результаты золотой реформы С.Ю. Витте?

Предпосылки золотой реформы:

деятельность предыдущих министров финансов Бунге и Вышнеградского, принимавших все возможные меры на пути создания бездефицитного бюджета;

Крымская война значительно ухудшило финансовое развитие России, для того чтобы вывести страну из ситуации постоянного дефицита бюджета, необходимо было «поставить нашу валюту на прочное основание»;

было необходимо улучшить состояние государственного хозяйства страны, особенно обеспечить возможность промышленного развития.

Результаты золотой реформы:

Денежная реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля;

денежное хозяйство было поставлено на один уровень с хозяйством западноевропейских государств;

золотая реформа улучшила государственное хозяйство вообще и дала значительный толчок развитию промышленности России;

стабилизация курса рубля способствовала расширению внешнеторговых связей России;

денежная реформа дала Росси возможность сравнительно благополучно перенести японскую войну.

Даты

Когда был издан «Указ о вольных хлебопашцах»?

Когда произошло сражение при Бородино?

Когда был учрежден Государственный банк Российской империи?

Июнь 1860 г.

Когда была отменена подушная подать в России?

Когда произошла отмена крепостного права в России?

«Манифест» был издан в 1861 г., однако фактически освобождение крестьян началось в 1863 г.

Когда началось распространение марксизма в России?

В период 80-х гг. началось распространение марксизма в России.

Персоналии

Каково историческое значение деятельности М.М. Сперанского?

Сперанский, будучи либерально настроенным реформатором, способствовал становлению основ конституционной монархии в России, вводя принцип разделения властей, гражданские права для всех слоев населения. Деятельность Сперанского стала предвестником либеральных реформ 60-70-х гг.

Кого вы знаете из западников и славянофилов?

Западники: Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, С.М. Соловьев, В.Г. Белинский, П.В. Анненков, И.И. Панаев, молодые А.И. Герцен и Н.П. Огарев.

Славянофилы: А.С. Хомяков, братья Аксаковы, братья Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев, князь В.А. Черкасский.

Кого вы знаете из либеральных деятелей, которые готовили и проводили реформы 60-70-х гг. XIX в.?

С.С. Ланской, Я.И. Ростовцев, братья Милютины, М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге, А.В. Головнин.

Что вы знаете о политической деятельности М.Т. Лорис-Меликова?

М.Т. Лорис-Меликов – министр внутренних дел, герой русско-турецкой войны, генерал-губернатор Харькова.

Имя этого министра финансов связывают с созданием «конституции». Основная мысль ее состояла в том, что революционная деятельность интеллигенции не может быть прекращена одними принудительными мерами. По его мнению, революционеры пользовались моральной поддержкой умеренных классов общества из-за их недовольства самовластием правительства. Он полагал, что правительство должно удовлетворить умеренных, даровав конституцию. Лорис-Меликов считал, что необходимо удовлетворить стремление представителей общества к участию в государственной жизни через привлечение выборных представителей от земств к работе над законопроектами. Однако воплотить этот план в жизнь не удалось из-за убийства Александра II.

Каково значение деятельности М.Х. Рейтерна на посту министра финансов?

Во время деятельности Рейтерна на посту министра финансов был создан первый Государственный банк, была расширена сеть кредитных учреждений, значительно способствовавшая развитию торговли. Были проведены меры по ликвидации системы казенных билетов.

В результате деятельности Рейтерна в середине 70-х гг. в Росси начался финансовый и промышленный подъем, были заложены основы финансовой и

экономической политики.

Кого вы знаете из первых русских марксистов?

Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов.

Термины:

Охранительство

Это официальная идеология самодержавия, выраженная в формуле «православие – самодержавие – народность» и призванная обосновать и защитить устои самодержавного строя. Эта идеология начала разрабатываться министром просвещения С.С. Уваровым в 40-е гг. XIX в. в противовес революционной идеологии в обществе. Представители: К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, К.П. Победоносцев.

Либерализм

– во-первых, образ мышления и деятельности, умонастроение, для которых характерны независимость по отношению к традициям, догмам, во-вторых, совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного или общественного принуждения по отношению к личности.

Радикализм

– революционное движение, главной идеей которого является бунт и разрушение старой России.

Монометаллизм

– денежная система,при которой один металл (золото или серебро) выступает как всеобщий эквивалент и основа денежного обращения. Например такая система была создана при министре финансов Д.А. Гурьеве.

Разночинцы

– это дети крестьян и торговцев, получившие начальное или высшее образование; лети из среды духовенства, которые отказались быть священниками; дети мелких чиновников, не желавшие следовать примеру своих отцов, и дети обедневших дворян. Разночинцы быстро сформировали новый социальный класс – интеллигенцию, в которую вошло много дворян.

Надельное землевладение

– это вид земельной собственности, в соответствии в которой после отмены крепостного права участки земли (наделы) находились в подворной или общинной собственности, община должна была нести повинности за получение этой земли.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html


    военно-сухопутных дел,

  • иностранных,

  • МВД (первый министр – Кочубей) – как новое министерство руководило:

    • местными полицейскими структурами;

подчинялись

      сословные органы дворянства и горожан,

      благотворительные учреждения,

      управления иностранных поселенцев,

      медицинская коллегия,

    финансов,

    коммерции,

    народного просвещения:

    • Библиотеки

      Академии наук

      Типографии и пр.

Место каждого министерство не было определено четко; предполагалось, что будет определено после.

С 1803 года начинается процесс упразднения коллегий. Коллегии становятся различными подразделениями министерств – департаментами и канцеляриями.

В 1811 году – продолжение министерской реформы; был принят нормативно-правовой акт «Общее учреждение министерств», где более подробно определялись вопросы, первоначально не определённые министерским актом.

Дальнейшие преобразования связаны с именем Сперанского. В 1809 году – проект Сперанского «Введение к Уложению государственных законов», в котором предусматривается основная цель – «сохранение самодержавия с преданием ему законной формы».

Сперанский предлагает произвести реорганизацию госаппарата:

    Придать российскому самодержавию внешние формы русской монархии

    Придерживаясь принципу разделения властей, Сперанский считает, что законодательная, исполнительная и судебная – проявление единой державной власти. Но законодательная власть должна осуществляться выборной Госдумой; исполнительная – министерствами; судебная – Сенатом. Над тремя властями – Госсовет под председательством императором. Сперанский был далек от классической теории Монтескье. Сперанский делает акцент на то, что царь – верховное начало; Поэтому теория разделения властей носит относительный характер. Идея Сперанского была реализована только в 1906 году. При жизни его идея казалась крайне революционной и смелой.

Реализация проекта должна была ускорить буржуазное развитие России; приспособить госстрой к изменениям, которые в экономике и социальной сфере происходили. Реализацию проектов Сперанский возложил на царя; но Александр I отозвался достаточно негодующе. Царь наложил на проект царя резолюцию: «Я вижу, что он подкапывается под самодержавие, которое я вполне должен передать детям своим». Идея Екатерины о том, что при ограничении монархии приведет к устранению монархии как таковой, укоренилась в менталитете как Александра, так и последующих правителей.

Тайные и явные враги Сперанского ликовали: в марте 1812 г. накануне войны с Францией Сперанского ссылают из Петербурга в Пермь; роль Сперанского при дворе значительно пала. Причины неудачи реформ - формальное ограничение власти монарха не стало потребностью русского общества. Дворянство было настроено в большинстве своем консервативно. Реализацию проектов Сперанский возложил на царя; но Александр отозвался достаточно негодующе.

1 января 1810 году создается Госсовет; просуществовал до 1918 года. То есть часть программы Сперанского была реализована. Однако по мысли Сперанского после создания Совета должна была быть создана Госдума. Сперанский придавал Госсовету большое значение.

Все другие идеи не были реализованы + принципы и идеи Сперанского были искажены. Создание Госсовета многие сравнивали с «фасадом недостроенного здания» - т.е. частичная реализация идеи Сперанского.

Сперанский полагал, что создание Госдумы и Госсовета приблизит Россию к европейским государствам. Так, частичная реализация говорит о том, что главная идея Сперанского – перевод госаппарата на буржуазные рельсы – не была реализована.

Государственный совет – законосовещательный орган; состоял из представителей дворянства. Решения принимались большинством; решение представлялось императору. Члены совета, которые имели особое мнение, оформляли его документально и прилагали его ко мнению большинства. Фактически, однако, никакого значения конкретные мнения не имели. Но любопытные примеры имеются, когда царю были симпатичны мнения меньшинства, которые он утвердил.

Все решения Госсовета начинались с «Вняв мнению Государственного совета…», что указывало на то, что мнение членов Госсовета важно помимо мнения царя. Но позже решения не содержали такой формулировки.

В 1811 году при обсуждении реформы Сената Александр I дважды утверждает мнение меньшинства.

Программа-минимум для Госсовета: законосовещательный орган; программа-максимум: создание и Госсовета и Госдумы, которые будут ограничивать власть царя. В реальности - предварительное обсуждение законов проходило не столько в Госсовете, сколько в совещании с императором, в комитете министров. Законопроекты обсуждались на различных совещаниях. Так монополия Госсовета с первых дней создания была утрачена.

Госсовет состоял из департаментов экономики, торговли, науки и департаментов гражданских, военных и духовных дел. Вводилась должность стат-секретаря Госсовета (госсекретаря). Госсовету подчинялись министерства, как и хотел Сперанский.

Комитет министров – создан в 1802. В 1812 году был принят нормативный акт «Учреждение комитета министров». Министерская реформа не стояла на месте; последующие 104 года непрерывно шла реформа министерств. В комитет входили министры, губернатор Петербурга и председатели департаментов Госсовета. Комитет министров был создан с целью объединения и направления деятельности всех министерств. Фактически, высший орган исполнительной центральной власти. Но на практике комитет министров превратился в орган, где царь проводил заседания с наиболее доверенными чиновниками.

Важный институт – Институт всеподданнейшего доклада , минуя комитет министров. Это деформировало министерскую систему и, несмотря на проведенную реформу, в госаппарате России наблюдалось смешение функций различных госучреждений.

В комитете министров иногда рассматривались проекты законов, минуя Госсовет. Наряду с этим рассматривались и судебные вопросы. То есть вмешивались и в судебную и в законодательную власти. Но данная практика не имела никакого правового регулирования.

По указу 27 января 1805 Сенат был поделен на 9 департаментов. Со 2 по 9 – департаменты формально были высшими апелляционными инстанциями для гражданских и уголовных дел. На деле – не являлись, поскольку их решения не были окончательными. Так как, если при рассмотрении апелляции возникали противоречия, сомнения со стороны сенаторов, то дело выносилось на общее собрание всех департаментов, а затем это решение утверждал император.

С 1812 высшей инстанцией по отношению к общему собранию Сената становится Госсовет. Наибольшее значение – 1 департамент, который имел широкие административные функции; в частности, проведение сенатских ревизий. Также подлежали проверки губернии, губернаторы. То есть 1 департамент фактически контролировал всю госмашину России. Часто заканчивались ревизии судами, снятиями с должностей.

1 департамент также определял чиновников в должности. Контролировал проведение рекрутских наборов. Ревизия крепостных душ. В 1802 году генерал-прокурор Сената становится министром юстиции: получается так, что высшее судебное учреждение – Сенат – становится подчиненным министерству юстиции.

Губернаторов назначали исключительно именными указами императора, но с другой стороны губернатор был чиновником МВД, подчинялся министру внутренних дел.

Во главе госмашины стоял император . В своде законов 1835 года был зафиксирован правовой статус императора: «император России есть монарх самодержавный и неограниченный; повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Это означает, что сохранялись исключительные прерогативы монарха: законодательная, судебная, финансовая. Царь по сути дела командовал армией и флотом; внешнеполитическая функция. Указывается, что, действительно, подчеркивая статус императора, проводится идея не только божественного происхождения; но и проводится идея легитимности.

Судебная система в начале 19 века . Действовали суды, созданные в 1775 году Екатериной II. Упраздненные частично Павлом I. То есть от системы Екатерины оставались уездный суд, городской магистрат (суд из горожан); нижняя расправа (для госкрестьян). Все учреждения стали подчиняться напрямую губернским судебным палатам. Были ликвидированы верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа; а все уездные суды сразу подчинялись губернским палатам. Екатерина создала судебные места в уезде и губернском городе. Недостаток – слишком низкий уровень знаний и образования чиновников.

Сперанский боролся за то, чтобы каждый чин предполагал наличие образование; поэтому в 1809 году был принят закон, где содержалась важнейшая идея Сперанского: «обязательность образования для продвижения по службе, в т.ч. и юридического образования». По инициативе Сперанского было создано училище правоведения для подготовки прокурорских работников. Спустя 25 лет – в 1834 году – в силу объективных причин: закон есть, а чиновники занимают кабинеты без образования, закон был отменен.

Вторая причина проблемы судебной системы – нехватка юридических кадров (ежегодный выпуск училищ – 400 человек в год; требовалось – 3000). Свидетельствовало о том, что закон не может действовать, т.к. приходилось брать на службу лиц без юридического образования.

Таким образом, несмотря на проведенные реформы, госаппарат России сохранил ряд негативных черт:

    совмещение функций и дублирование функций различных госорганов;

    разрыв между законов и исполнением;

    отсутствие контроля за выполнением распоряжений, указов, нормативных актов

    низкий профессиональный уровень чиновников; процветание взятничества, коррупции и пр. «везде, где замешан интерес, кто мог – тот грабил; кто не смел – тот крал».

Все передовые люди понимали, что самодержавие должно быть преобразовано. Однако усилия были реализованы лишь отчасти.

Николай I вступает на престол в исключительно сложных политических условиях: неожиданно от болезней почек в возрасте 48 лет умирает Александр I. По закону Павла I 5 апреля 1797 года женское правление отменялось навсегда, поэтому власть должна была перейти к Константину Павловичу, который не желал царствовать. Также личная жизнь Константина была препятствием для вступления на престол: в 1803 году развелся со своей супругой и женился на полячке; их дети лишались права на престол.

Поэтому реальным претендентом является следующий брат – Николай Павлович. Но Николай не знал об официальном решении Александра о передачи власти ему, поскольку Александр получил при жизни ещё официальный отказ от Константина. Николай присягнул Константину и заставил присягнуть войска; Константин ответил частным письмом без опубликования манифеста публично. Переписка затянулась на 2 недели; Николай просил публично официально отречься; затем Николай решил самостоятельно оповестить население, что он вступает на престол. Был составлен манифест Сперанским и Карамзиным.

14 декабря 1825 года манифест был напечатан; в этот же день было восстание декабристов на Сенатской площади.

Николай, когда убили его отца, Павла I, воспитывался матерью. Получает частное воспитание в отличие от брата – Александра I. Многие отмечали его недостатки: грубость, невоспитанность. Его наставник также прибегал часто к телесным наказаниям. Вступает в брак с Шарлоттой – в Православии Александрой Федоровной.

Николай не готовился к управлению страной; вступив на престол, не имел сведений о состоянии империи. У него не было опыта, навыков управления. Но, как отмечают исследователи, усидчивость и упорство компенсировали недостаток знаний и воспитания. Обладая прекрасным здоровьем, Николай в течение 30 лет вставал в 6 утра; спал мало; занимался весь день госделами. Первый год правления – 1826 был посвящен расследованию дела декабристов и суду над ними.

13 июля 1826 года закончилось следствие; последовал манифест о совершении суда над участниками заговора 25 декабря. Манифест оповещал об очищении государства от «следствия заразы столько лет среди него таившегося; умысел, составленный горстью извергов, не в свойствах, не в нравах русских». Содержалось указание не то, что восстание не соответствует национальным особенностям, нравам русского общества. Намечалась программа действий правительства в будущем: содержался призыв соединиться в доверии к правительству. В манифесте сообщалось о проведении реформ сверху; определялась сфера сотрудничества общества и правительства. Манифест тонко уловил ноту, которая должна была последовать за событиями; ставка делалась на то, что царь и общество – единое целое; должны сотрудничать.

Факт обращения Николая I к материалам следствия по делу декабристов. Поручил главе комиссии Бородкову составить свод показаний декабристов по внутреннему состоянию страны. Вся критика была объединена в своде показаний. Что интересно, свод показаний все годы правления находился на столе у императора. В основном использовались Пестеля, Бестужева и пр. Эти замечания показались наиболее интересными.

Николай воспринял смелые критические замечания декабристов.

Недостатки по декабристам:

    Неясность и нетвердость законов

    Чрезмерная сложность судопроизводства

    Обширная власть губернаторов и пр.

Таким образом, Полиедков пишет, что идеи декабристов – своеобразный конвой, далеко не всегда заполненный узором, царствования Николая.

6 декабря 1826 года для выработки общего плана реформ был учрежден особый комитет под председательством Кочубея «для пересмотра госуправления». Вошел туда и Сперанский, который после смерти Александра I был возвращен из ссылки. Компетенция: анализ архивов Александра I с целью поиска идей; пересмотр основ госуправления. Перед комитетом стояла конкретная задача – ревизия госаппарата страны с целью укрепления стабильности страны.

Если сравнивать этот особый комитет с негласным комитетом; то перед негласным комитетом задача – реформы; перед особым комитетом – крестьянский вопрос. Было создано 10 комиссий для разработки крестьянской реформы. Основная задача, которая волновала царя – изучить положение крестьян. Заключения комитета:

1) рост крестьянского населения в стране;

2) увеличение численности дворовых крестьян. Дворовые крестьяне – крестьяне, которые были отчуждены от своей земли. Жили при дворе помещика; не могли себя содержать. Около 1 млн. дворовых безземельных крестьян;

3) рост задолженности помещичьих хозяйств государству (54% к 1843 году всех имений помещиков находились в залоге у государства, в сохранных казнах – кредитных учреждениях, которые выдавали помещикам кредит под недвижимость). Явление указывало на то, что помещичья система хозяйства изживает; объективно крепостничество становится обременительным. Если душу крестьянину оценить условно в 100 рублей; то 69%– уже были государственными. Конечно, помещичье хозяйство не приносило дохода.

Поэтому часть помещиков высказывалась в отношении отмены крепостного права при одном условии: собственниками земель по-прежнему будут помещики. Правительство Николая I пыталось законодательным путем бороться с ростом дворовых крестьян: в 1827 году выходит закон, который запрещает продавать крестьян без земли. Ранее вышел закон, который запрещал продавать землю без крестьян. Устанавливалась такая норма: при имениях должно оставаться земли не менее 4,5 десятин на одного крестьянина. Если помещик нарушает закон и продает земли больше, чем по закону – то его имение может быть конфисковано в казну. В результате деятельности различных комитетов, комиссий Николай убедился в необходимости усиления режима личной власти, усиления личной безопасности государства, усиления политической безопасности в государстве и необходимости систематизации законодательства.

Реформа царской канцелярии. Реформа собственной его императорского величия канцелярии РСЕИВК привела к созданию тайной полиции в России: наиболее важные дела выделялись из компетенции обычных госучреждений и передавались в СЕИВК. Личная канцелярия существовала с конца 18 века. При Николае происходит канцелярии царской, она была поставлена над другими сферами и позволила управлять сферами общественной жизни.

2 отделение было создано для систематизации законодательства. Также в 1826 году было создано 3 отделение с целью политического сыска и борьбой с революционерами. 4 отделение ведало благотворительными, учебным и медицинскими учреждениями. 5 отделение – в 1836 году – было создано для преобразования управления госкрестьянами. Наконец, в 1842-45 существовало 6 отделение для разработки новой формы управления Кавказом.

Особую известность приобретает 3 отделение, которое было создано по проекту Бенкендорфа, который был личным другом Александра I. Бенкендорф – человек, «сочетающий манеры ловкого дипломата и полицейского инквизитора».

Бенкендорф предлагал создать политическую полицию на принципах строгой централизации, охватывающей всю империю: создать в центре распорядительный орган и его исполнительные органы на местах. Речь идет в отличие от общей полиции о создании тайной полиции с целью надзора за всеми тайными обществами.

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 мая 2018 года состоялось вступление в должность избранного президента РФ Владимира Путина . В связи с его инаугурацией правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым складывает свои полномочия, в соответствии с требованием российского законодательства.

12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете российской республики. 15 июня 1990 года на первой сессии Верховного совета (ВС) РСФСР (постоянно действующий парламент, формировался на Съезде народных депутатов) была утверждена процедура назначения председателя Совета министров республики. Премьера избирали депутаты ВС, а затем его кандидатуру утверждал высший орган власти РСФСР - Съезд народных депутатов.

В тот же день спикер ВС Борис Ельцин предложил три кандидатуры на пост председателя Совмина: Михаила Бочарова , секретаря комитета ВС СССР по вопросам строительства и архитектуры; Юрия Рыжова , председателя комитета ВС СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию; Ивана Силаева, заместителя председателя Совета министров СССР. Однако еще до начала выборов Рыжов снял свою кандидатуру. По итогам голосования 15 июня ни один из двух оставшихся кандидатов не получил поддержки большинства депутатов.

В ходе повторного голосования председателем правительства был избран Силаев, которого поддержал Ельцин. За Силаева проголосовали 163 парламентария из 252. 18 июня 1990 года кандидатуру нового премьер-министра своим постановлением утвердил I Съезд народных депутатов РСФСР (согласно конституции, высший орган власти в стране).

24 мая 1991 голда в основной закон РСФСР были внесены изменения, согласно которым премьера стал назначать президент РСФСР с согласия Верховного совета. Процедура утверждения главы правительства Съездом народных депутатов осталась неизменной.

10 июля 1991 года после вступления в должность избранного 12 июня 1991 года президента РСФСР Бориса Ельцина Совет министров в соответствии с конституцией сложил свои полномочия. 12 июля 1991 года глава государства вновь назначил председателем Совмина Силаева. В тот же день его кандидатура была утверждена Верховным советом, а 13 июля - Съездом народных депутатов РСФСР.

После августовского путча 1991 года между Силаевым и Ельциным обострились противоречия по вопросу сохранения СССР. Премьер выступал против политики президента, направленной на выход из состава Советского Союза и провозглашение полного суверенитета РСФСР. 26 сентября 1991 года Силаев подал в отставку с поста российского премьера и перешел на работу в правительство СССР. В общей сложности в 1990-1991 годах он возглавлял правительство РСФСР 468 дней. После отставки Силаева врио премьер-министра стал его первый заместитель Олег Лобов . Правительство было расформировано 15 ноября 1991 года.

1 ноября 1991 года Ельцин получил от V (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР чрезвычайные полномочия сроком на один год для проведения экономических реформ. Постановлением Съезда было установлено, что президент до принятия нового закона о Совете министров РСФСР «самостоятельно решает вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти». 6 ноября Ельцин подписал указ о реорганизации правительства, согласно которому «на период экономической реформы» кабинет министров возглавил президент.

Часть премьерских полномочий была передана первому вице-премьеру Геннадию Бурбулису . После его отставки в апреле 1992 года руководство кабинетом было возложено на другого первого вице-премьера - Егора Гайдара, курировавшего проведение экономических реформ. 15 июня 1992 года он был официально назначен и. о. председателя правительства. Ельцин был главой кабинета 222 дня, Гайдар занимал должность и. о. премьера 182 дня, до 14 декабря 1992 года.

Виктор Черномырдин (1992-1998)

В ноябре 1992 года завершился срок чрезвычайных полномочий, предоставленных ранее президенту Съездом. 1 декабря 1992 года начал свою работу VII Съезд народных депутатов, который должен был утвердить нового премьера. Парламентарии оценили работу правительства Гайдара как неудовлетворительную. 9 декабря 1992 года Съезд отказался утвердить его кандидатуру на посту премьер-министра. Против проголосовали 486 депутатов, за - 467, пятеро воздержались (из общего числа в 1040 народных депутатов обладавших на тот момент полномочиями).

14 декабря Ельцин вынес на рейтинговое голосование пять кандидатур на должность главы правительства. В итоге секретарь Совбеза РФ Юрий Скоков получил 637 голосов; вице-премьер РФ Виктор Черномырдин - 621; Егор Гайдар - 400; генеральный директор "АвтоВАЗ" Владимир Каданников - 399; вице-премьер Владимир Шумейко - 283. В тот же день по предложению президента Съезд утвердил Черномырдина председателем Совета министров РФ (за - 721, против - 172, воздержались - 48). В тот же день был подписан президентский указ о его назначении.

Первое правительство Черномырдина стало единственным в новейшей российской истории, которому парламент вынес частичный вотум недоверия (его инициатором стал Сергей Глазьев , представлявший фракцию Демократической партии России). Это произошло после теракта чеченских сепаратистов во главе с Шамилем Басаевым 14-20 июня 1995 года в Буденновске (Ставропольский край). 21 июня 1995 года Госдума РФ I созыва возложила вину за безнаказанные действия террористов на министров силового блока.

За отставку правительства проголосовал 241 депутат (при необходимых 226), против - 72, воздержались - 20. Ельцин не согласился с мнением парламентариев и отказался распустить кабинет министров. 22 июня 1995 года Черномырдин поставил перед парламентом встречный вопрос о доверии правительству. При повторном голосовании 1 июля сторонникам отставки кабинета не удалось собрать необходимое число голосов (117 депутатов за, 193 - против, 48 - воздержались). Однако по итогам переговоров с депутатами глава государства отправил в отставку вице-премьера и министра по делам национальностей Николая Егорова , главу МВД Виктора Ерина , директора ФСБ Сергея Степашина и др.

9 августа 1996 года первое правительство Черномырдина сложило свои полномочия в связи с вступлением в должность президента Ельцина (избран на второй срок во втором туре выборов 3 июля). Глава государства внес в Госдуму кандидатуру Черномырдина на пост премьера. 10 августа 1996 года 314 депутатов из 449 дали согласие на его назначение, против проголосовали 85 парламентариев, трое воздержались. В тот же день глава государства издал указ о назначении руководителя кабинета, который занимал свой пост до 23 марта 1998 года.

В общей сложности Черномырдин находился на посту председателя правительства 1 тыс. 925 дней.

23 марта 1998 года Ельцин подписал указ об отставке кабинета министров Черномырдина. Официальной причиной президент назвал стремление сформировать более энергичную и работоспособную команду для обеспечения экономического подъема и решения социальных проблем. Одновременно он возложил обязанности премьера на себя. Однако такое решение было юридически неправомочным, поскольку по закону о правительстве от 17 декабря 1997 года исполнять обязанности главы кабинета мог только один из вице-премьеров уходящего в отставку правительства.

Для решения возникшей правовой коллизии президент подписал два новых указа. Первый из них отменил пункт об исполнении главой государства обязанностей премьера. Вторым документом министр топлива и энергетики РФ Сергей Кириенко был назначен первым вице-премьером и и. о. председателя правительства. 10 апреля 1998 года Госдума отклонила внесенную президентом кандидатуру Кириенко: из 445 депутатов против высказались 186, за - 143, пятеро воздержались. 17 апреля при повторном голосовании депутаты вновь выступили против назначения Кириенко (115 - за, 271 - против, 11 - воздержались).

Однако президент внес эту же кандидатуру в третий раз. Согласно конституции РФ, в этом случае отказ парламентариев одобрить кандидатуру премьера повлек бы за собой роспуск Госдумы. Поэтому под давлением президента 24 апреля депутаты дали согласие на назначение Кириенко председателем правительства (251 - за, 25 - против, 39 - воздержались). В тот же день глава государства издал соответствующий указ.

23 августа 1998 года глава государства объявил об отставке Сергея Кириенко вместе со всем составом правительства. Это решение было принято после того, как кабинет министров и Центробанк РФ объявили 17 августа о техническом дефолте по своим долговым обязательствам и перестали поддерживать курс национальной валюты. Исполнение обязанностей председателя кабинета министров, в нарушение закона о правительстве, было возложено не на одного из вице-премьеров, а на экс-премьера Черномырдина, который на тот момент возглавлял движение «Наш дом - Россия».

Президент аргументировал свое решение тем, что для разрешения кризиса нужны «политические тяжеловесы». Госдума дважды отказалась утверждать Черномырдина на посту главы правительства: 31 августа из 444 депутатов против проголосовали 253, за - 94; 7 сентября против были 273, за - 138, один воздержался. 10 сентября 1998 года Ельцин внес в Думу на третье голосование кандидатуру нового претендента - главы МИД РФ Евгения Примакова. 11 сентября нижняя палата дала свое согласие на его назначение (за - 317, против - 63, воздержались - 15). В тот же день глава государства подписал соответствующий указ.

Сергей Степашин (1999)

12 мая 1999 года президент отправил в отставку правительство Примакова. В своем телеобращении к гражданам страны Ельцин объяснил свое решение необходимостью исправления кризисной ситуации в экономике и социальной сфере. Глава государства возложил временное исполнение обязанностей руководителя кабинета на первого вице-премьера, министра внутренних дел Сергея Степашина.

19 мая его кандидатура была одобрена большинством депутатов с первого раза (за - 301 из 440 парламентариев, против - 55, воздержались - 14). В тот же день Ельцин подписал указ о назначении Степашина председателем правительства. Свои обязанности новый премьер исполнял 82 дня, до 9 августа 1999 года.

Владимир Путин (1999-2000)

9 августа 1999 года в своем телеобращении Ельцин заявил, что принял решение об отставке правительства Степашина, и обратился в Госдуму с предложением утвердить на посту главы кабинета директора Федеральной службы безопасности, секретаря Совбеза РФ Владимира Путина. Ельцин сообщил, что видит его своим преемником и рассчитывает, что Путину удастся «консолидировать общество». В тот же день директор ФСБ был назначен первым вице-премьером РФ и одновременно врио главы кабинета министров.

16 августа президент назначил Путина премьер-министром после одобрения Госдумой его кандидатуры (за - 233 из 439 депутатов, против - 84, воздержались - 17). 31 декабря 1999 года Ельцин досрочно ушел в отставку с поста президента, возложив исполнение обязанностей главы государства на Путина. В связи с этим с 10 января 2000 года непосредственное руководство деятельностью кабинета министров осуществлял первый вице-премьер. По словам Путина, решение не было связано «с оценкой итогов деятельности прежнего состава правительства» и было «продиктовано желанием еще раз обозначить свою позицию в вопросе о том, каков будет курс развития страны» после очередных президентских выборов, назначенных на 14 марта 2004 года.

1 марта глава государства внес в Думу кандидатуру полпреда РФ при Европейских сообществах в Брюсселе Михаила Фрадкова для назначения на пост председателя правительства. 5 марта парламентарии поддержали это решение: за - 352 из 447 депутатов, против - 58, воздержались - 24. В тот же день указом главы государства Фрадков был назначен председателем правительства.

7 мая 2004 года первое правительство Фрадкова сложило свои полномочия в связи с инаугурацией Путина, избранного 14 марта на второй президентский срок. 12 мая Госдума вновь дала согласие на назначение Фрадкова премьер-министром. Его кандидатуру одобрили 356 из 447 депутатов, против проголосовали 82 человека, воздержались - 8. В тот же день президент подписал указ о назначении.

В целом Фрадков занимал пост главы правительства на протяжении 1 тыс. 286 дней.

12 сентября 2007 года Фрадков заявил о своей добровольной отставке. Свое решение он объяснил желанием обеспечить главе государства «свободу в выборе решений, включая кадровые» накануне думских и президентских выборов. В тот же день Путин принял отставку кабинета и внес в Госдуму кандидатуру Виктора Зубкова для утверждения в должности премьер-министра. 14 сентября нижняя палата одобрила это назначение. Из 445 депутатов за нового премьера проголосовал 381, против - 47, воздержались - 8. В тот же день президент подписал указ о назначении Виктора Зубкова председателем правительства. Во главе кабинета он находился 236 дней.

Владимир Путин (2008-2012)

7 мая 2008 года состоялась инаугурация президента РФ Дмитрия Медведева, избранного 2 марта того же года. Кабинет министров Зубкова, согласно закону о правительстве, сложил свои полномочия. В тот же день Медведев внес на рассмотрение Госдумы кандидатуру Путина для утверждения на посту премьер-министра. 8 мая нижняя палата дала свое согласие: из 448 депутатов за проголосовали 392, против - 56. Сразу же был подписан указ президента о назначении нового премьер-министра.

Во второй раз Путин находился на посту главы правительства 1 тыс. 460 дней.

Дмитрий Медведев (2012-2018)

7 мая 2012 года состоялась инаугурация Путина (выборы прошли 4 марта того же года). В тот же день кабинет министров ушел в отставку. В соответствии с договоренностью, достигнутой 24 сентября 2011 года на XII съезде партии «Единая Россия» , Путин предложил Госдуме поддержать кандидатуру Медведева для назначения на должность премьер-министра. 8 мая 2012 года нижняя палата дала свое согласие: из 450 депутатов за - 299, против - 144. В тот же день президент назначил Медведева председателем правительства.

Косвенно вспомнить об этой дате помог Президент России. Во вторник, 18 сентября, Владимир Путин встречался с министрами российского Правительства и сделал им ряд серьезных замечаний. А двум предложил объявить выговоры.

Пока соответствующие приказы подготовятся в канцелярии премьера, пока опубликуются, пройдет, думаю, день-другой. Вполне возможно, что наказания обрушатся на двух руководителей ведомств именно в тот день, когда все российские федеральные министры - как бывшие, так и нынешние, а также министры республиканские, региональные, областные - получат повод поднять скромный лафитничек.

20 сентября исполнится 210 лет с момента, когда стараниями императора Александра I в России появилась новая профессия - министр. Да-да, в начале осени 1802 года молодой царь, преисполненный желания реформировать всё и вся, преобразовал существовавшие ещё со времён Петра коллегии в министерства. Надо заметить, что и сам государь, и его ближайшее окружение - Строганов, Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей - слыли за англофилов. Вероятно, по этой причине был выбран именно британский термин.

Первоначально министерств оказалось восемь. Это - министерства внутренних дел, иностранных дел, военно-сухопутное, военно-морское, народного просвещения, юстиции, коммерции, финансов. Нынче, кстати, имеется 20 министерств. Правда, есть ещё федеральные агентства и федеральные службы, а также несчётное число правительственных комиссий. Но к нашей дате это прямого отношения не имеет.

Что любопытного и полезного по части первых министерств сделал Александр Павлович? Самое неожиданное таилось не в структуре исполнительных органов, не в подборе кандидатов на должности, не в функционале. Самое интересное касалось идеологии процесса. Государь решил покончить с коллегиальной ответственностью и ввести ответственность индивидуальную. «Личную и персональную», как отметил на том самом упомянутом выше совещании в Сочи президент Путин. Министра наделили не только индивидуальной ответственностью за всё, происходившее в его ведомстве, но и большой личной властью. Это было прописано в императорских «Наказах», адресованных восьми первым русским министрам.

Координировать действия разных министерств решили через орган с названием Комитет министров. По сути, прообраз совета министров или правительства в нынешнем смысле слова. Правда, появился ещё один орган с названием куда более загадочным - Непременный совет. В него входили 12 человек, лично отобранных царём. Если продолжать аналогии, то это уже была администрация президента.

Нельзя сказать, что министрам оказалось довольно вчитаться в «Наказы», прийти на Непременный совет - и всё заработало, как надо. На самом деле реформа шла довольно долго и туго.

В 1806 году министр внутренних дел граф Кочубей докладывал государю о том, что новая система государственного управления работает, мягко говоря, неважно, и нужно укрепить кадры единомышленниками, усилить ответственность министров за порученное направление, наделить руководителей правом решать вопросы по существу. Много чего ещё предложил тогда Виктор Кочубей. Однако не хватило, видимо, авторитета у верного друга царской молодости. Или наполеоновские страсти-мордасти помешали. Но критика в адрес министерств продолжилась.

Далее за дело взялся главный реформатор царя Александра Михаил Сперанский. Около года понадобилось ему, чтобы вычислить болевые точки новой системы госуправления. И вот в 1809 году Сперанский объяснил, что одна из главных бед - это… недостаток ответственности министров.

В 1811 году царём был подписан заключительный документ, связанный с реформой управления государством, - «Общее учреждение министерств».

Нормативную базу под министерства подвели. Осталось дожидаться практического результата.

Но видно, министр - это такая загадочная профессия, что результатами редко когда довольны. Что - наверху, что - внизу.

Так вот: если «министр» - существительное, то это означает - «министр» и… «священник». А если глагол, то - служить, помогать, способствовать.

Всё в этом мире начинается с совести.

Михаил Быков

Он не занимал официально пост премьера и руководил кабинетом министров в качестве Президента России.

С 16 июня 1992 года по 13 декабря 1992 года Правительство России возглавлял Егор Тимурович Гайдар. Официально он был не Премьер-министром, а лишь исполняющим обязанности. С именем Гайдара традиционно связывают экономические реформы начала 90-х годов в России. В частности, под руководством Гайдара была осуществлена либерализация розничных цен и начат процесс приватизации. Проведенная либерализация цен породила гиперинфляцию 1992-1993 годов. В то же время был устранен дефицит на товары широкого потребления.

На следующий день после отставки Гайдара, 14 декабря 1992 года, на пост Премьер-министра был назначен Виктор Степанович Черномырдин. В марте 1998 года он был отправлен в отставку.

С 24 апреля по 23 августа 1998 года Премьер-министром России был Сергей Владиленович Кириенко. Премьерство Кириенко, считающегося одним из виновников дефолта 1998 года, было недолгим. 23 августа его правительство в полном составе было отправлено в отставку.

C 24 августа 1998 года обязанности Премьер-министра повторно исполнял Виктор Черномырдин, однако он дважды не был утвержден Государственной Думой. На третий раз Ельцин внес кандидатуру Евгения Примакова, с утверждением которого на посту премьера завершилось кратковременное возвращение Черномырдина к власти. Один раз, пребывая на посту Премьер-министра, Виктор Черномырдин в течение нескольких часов специальным указом одновременно исполнял обязанности Президента РФ.

С 11 сентября 1998 года по 12 мая 1999 года на посту Премьер-министра России находился Евгений Максимович Примаков. Одним из наиболее ярких событий его премьерства стал несостоявшийся визит в США. 24 марта 1999 года Примаков направлялся в Вашингтон. Когда самолет находился над Атлантикой, премьеру сообщили, что НАТО начало бомбардировки Югославии. Из-за этого Примаков решил отменить визит, распорядился развернуть самолет прямо над океаном и вернулся в Москву.

С 12 мая 1999 года по 9 августа 1999 года Премьер-министром РФ был Сергей Вадимович Степашин. Состав правительства, сформированного Степашиным, остался без кадровых изменений при следующем Председателе Правительства Владимире Путине (интересно, что и значительную часть премьерства Михаила Касьянова состав правительства Степашина также не менялся).

С 9 августа 1999 года по 7 мая 2000 года пост Премьер-министра занимал Владимир Владимирович Путин. 31 декабря 1999 Президент России Борис Ельцин ушел в отставку, и Владимир Путин стал исполняющим обязанности Президента РФ. До 7 мая 2000 года он формально продолжал быть Премьер-министром, но фактически кабинетом тогда руководил его заместитель Михаил Касьянов.

С 17 мая 2000 года по 24 февраля 2004 года пост Премьер-министра занимал Михаил Михайлович Касьянов. Он находился на этом посту дольше других постсоветских премьеров, за исключением Виктора Черномырдина. В феврале 2004 года, незадолго до президентских выборов, по решению Президента РФ Владимира Путина кабинет Касьянова был отправлен в отставку.

С 24 февраля 2004 года по 5 марта 2004 года исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ был Виктор Борисович Христенко .

С 5 марта 2004 года по 12 сентября 2007 года на посту Премьер-министра России находился Михаил Ефимович Фрадков. Основными моментами, которыми запомнилась работа правительства Фрадкова, были монетизация социальных льгот, вызвавшая массовые протесты населения России, а также начало реализации четырех национальных проектов..

14 сентября 2007 года в должности Премьер-министра Российской Федерации был утвержден Виктор Алексеевич Зубков. 7 мая 2008 года Правительство России перед избранным Президентом России Дмитрием Медведевым.

Правительство Виктора Зубкова - в пять раз меньше, чем предыдущий кабинет министров. 237 дней работы запомнились появлением в правительстве после длительного перерыва двух представительниц прекрасного пола - Татьяны Голиковой и Эльвиры Набиуллиной.

8 мая 2008 года Госдума . В поддержку его кандидатуры при необходимых 226 голосах проголосовали 392 депутата, против - 56, воздержавшихся не было. Госдума голосовала в открытом режиме. "Это рекордный результат по поддержке парламентом кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ", - сказал по итогам голосования спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Новое на сайте

>

Самое популярное