Домой Картофель Обоснование выбора произведения недоросль. Анализ произведения «Недоросль» (Д. Фонвизин). Объявление темы урока, цели, проблемы

Обоснование выбора произведения недоросль. Анализ произведения «Недоросль» (Д. Фонвизин). Объявление темы урока, цели, проблемы

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.
  • Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию
  • Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”, рабочие тетради по литературе, “Словарь литературоведческих терминов” (редакторы –составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев)

Оформление доски: портрет писателя, тема урока, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль”,

А целью - разрешение проблемы “Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”.

3. Эвристическая беседа перед обращением к анализу текста, сообщение заранее подготовленного ученика, учителя.

Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию?

Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.

В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334 театральных пьес, шедших на русской сцене во 2-1 половине 18 века, было 188 комедий, 52 трагедии, 39 драм, 32 комические оперы. Комедий было больше половины.

Комедия была теснее связана с жизнью, могла реальнее отразить общественно- политические проблемы. Живая жизнь все больше проникала в произведения.

Чем характеризуется жизнь русского общества 18 века?

Сообщение подготовленного ученика о бесправном положении крепостных крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе.

Сообщение учащегося:

Фонвизин знал об этих злоупотреблениях и выразил свои политические взгляды в “ Рассуждениях о непременных государственных законах”. Он убежден, что страной должны управлять просвещенные государи, что необходимы законы, которым подчинялись бы и цари, реформы, которые бы ограничили произвол дворян; нужно просвещать и воспитывать дворян. И эти мысли Фонвизина сближали его с просветителями.

В чем были убеждены просветители, во что верили?

Мир можно изменить, исправить при помощи просвещения, образования, воспитания и закона, верили в разум, большую роль отводили слову. Их убеждения легли в основу классицизма- литературного направления.

Каков идеал человека для классицистов?

Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.

Эти идеалы просветительства легли в основу комедии.

4. Анализ комедии.

Каковы же проблемы комедии Фонвизина?

1.Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их..

3. Бесправие крестьян- и произвол помещиков.

Итак, перед нами комедия (жанр).

Докажите это. Каковы задачи комедии?

1. Нравоописательная- описание нравов жизни своего времени.

2. Показ идеала жизни и отклонение от него, и это смешно, но и грустно, поэтому сатира и юмор слиты здесь воедино.

3. Конфликт здесь разрешимый. Все это мы видим в комедии “Недоросль”.

Но это классицистская комедия, а у классицистов каждый жанр подчинятся определенным правилам.

Какие признаки классицизма мы видим в комедии Фонвизина?

1. Соблюдение единства времени и места действия.

2. Деление персонажей на высоких и низких, порочных и добродетельных.

3. Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.

4. Наказывается порок, вознаграждается добродетель (дидактизм).

А от каких канонов классицизма отходит писатель?

1. Герой-схема, носитель одного качества (у Фонвизина - индивидуальные черты, типы). Примеры?

2. Внешний комизм, построенный на фарсовых сценах - комические сцены, вплетающиеся в действие, составляющие его основу, смех имеет силу отрицания. Примеры?

3. Чистота жанра- смешение жанров (сатира и юмор). Примеры?

4. Образы положительных героев- черты реально новых людей. Примеры?

5. Условность места действия, выдуманные картины жизни - конкретное место действия, правдивые картины быта. Примеры?

6. Условнее характеры - обусловленность характеров средой, воспитанием. Примеры?

Как же построена пьеса? (Сюжет).

Обычно в комедиях классицистов была фабула, основанная на любовной коллизии, был любовный треугольник, были претенденты (2) на руку молодой девушки, влюбленные в нее. Один из них одерживал победу, другой терпел поражение. Порой их было 3-4.

Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…”

Есть в пьесе любовная интрига?

Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.

Когда происходит его завязка? (письмо Стародума, которое читает Правдин).

-Кульминация? (похищение Софьи, организованное Простаковой)

Развязка? (соединение Софьи и Милона).

Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.

Но у Фонвизина любовный конфликт не главный. История злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы- общественно- политический.

Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?

Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:

1. Учителя, Тришка

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о Вральмане (д.3,явл.3; д.5 явл.6), о Цифиркине (д.2 явл.5; д.5 явл.6), о Кутейкине (д.2 явл.5, д.5 явл.6), о Тришке.

Какова их роль?

Мы узнаем, кто воспитывает, кто и чему учит дворянских детей. Они придают комедии общественное звучание, дают высветить проблему воспитания, образования, просвещения дворян.

Да! Но он изобличает их, презирает, негодует, еще и сатирически показывая их.

2. Связанные с учителями и Тришкой комические сцены, которые имеют первостепенное значение в пьесе (.1 явл.2,3,4; д.2 явл.4,6; д.4 явл.8).

Комические эпизоды объединяют учителей, Тришку и отрицательных героев, создают бытовой фон, на котором раскрываются характеры отрицательных героев, придают конкретность и живость будничной жизни поместного дворянства. Но уже в этих сценах комическое и трагическое переплетаются, высвечиваются проблемы воспитания и образования дворян.

3.Отрицательные герои.

Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка?

Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”.

Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).

Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?

Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.

А каким изображен двор, придворные? (д.3 явл.1; д.5 явл.1).

И здесь тоже: “Дворянин недостоин быть дворянином!”.

Итак, отрицательные герои - дворяне - одна сторона общественно-политического конфликта (здесь невежество, невоспитанность, отсутствие нравственных понятий, произвол, безграничная власть над крепостными, безнаказанность, бездушие, злонравие).

Когда происходит завязка общественно-политического конфликта?

Кульминация?

Развязка?

Разрешение конфликта происходит извне. Таких, как Простакова, воспитать невозможно, их можно лишь наказать, опираясь на закон, лишить власти - так велико в них искажение нравственных основ.

4. Положительные герои.

Итак, кто пресекает зло в комедии?

Что мы узнаем о Правдине, Стародуме и Милоне, о их убеждениях и взглядах?

Развернутый ответ заранее подготовленного учащегося.

Итак, это люди просвещенные, образованные, благородные, добродетельные, действующие по закону, по велению сердца и разума.

В.Г. Белинский: “В этих честных людях был высказан идеал, к которому должно было стремиться общество…”

Кто же способен исправить дворян, развращенных крепостным правом, разрешить назревший общественно-политический конфликт?

Что говорят об этом Стародум, Правдин?

Оба верят в просвещенного монарха, но Правдин еще не понял истинную суть екатерининского царствования, которому Стародум ставит безнадежный диагноз “больного неизлечимо”.

Комедия «Недоросль» Фонвизина является шедевром русской литературы 18 века. Произведение вошло в фонд классической литературы, затрагивая ряд «вечных проблем» и привлекая современных читателей красотой высокого слога. Название пьесы связано с указом Петра I, в котором правителем было указано, что молодым дворянам-«недорослям» без образования запрещается жениться и поступать на службу.

Замысел комедии появился у писателя еще в 1778 году. А в 1782 она уже была написана и представлена публике. Анализ «Недоросль» Фонвизина был бы не полным без краткого освещения времени создания пьесы. Автор написал ее в эпоху правления Екатерины II. Данный этап в развитии России связан с господством передовых на то время идей просвещенной монархии, заимствованных у французских просветителей. Их распространению и популярности среди образованного дворянства и мещанства во многом способствовала сама императрица, которая состояла в переписке с Вольтером, Дидро, д’Аламбером, открывала школы и библиотеки, всячески поддерживала развитие культуры и искусства в России. Фонвизин, как представитель своего времени, несомненно разделял господствующие в дворянском обществе идеи. Их он и постарался отразить в своем произведении, обнажив перед зрителями и читателями не только их положительные моменты, но и осмеяв недочеты и заблуждения.

Анализ комедии «Недоросль» требует рассмотрения пьесы как части литературной традиции и культурной эпохи, во время которой она была написана. Произведение является одним из лучших примеров классицизма. В «Недоросле» наблюдается единство действия (нет второстепенных сюжетных линий, только борьба за руку и имущество Софьи), места (герои не перемещаются на большие расстояния, события происходят либо в доме Простаковых, либо около их дома), и времени (все события не занимают более суток). Кроме того, Фонвизин использовал традиционные для классицистической пьесы «говорящие» фамилии и четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. Положительные Правдин, Милон, Стародум, Софья противопоставляются отрицательным Простаковым, Скотинину, Митрофану. При этом сами имена героев дают понять читателю о том, какие черты превалируют в образе данного персонажа – например, Правдин является олицетворением правды и морали в пьесе.

На момент своего создания, «Недоросль» стала важным шагом в развитии русской литературы, в частности, русской драматургии. Фонвизин создает новый жанр социально-политической комедии, гармонично совместившей в себе ряд реалистичных сцен, изображенных с иронией, сарказмом, смехом, из жизни заурядных представителей дворянства с просветительскими проповедями о добродетели, морали, необходимости воспитания в себе лучших человеческих качеств. При этом поучительные монологи не отягощают восприятия пьесы, а дополняют произведение, делая его более глубоким.

«Недоросль» поделена на 5 действий. В первом читатель знакомится с Простаковыми, Софьей, Правдиным, Скотининым Митрофаном. Сразу вырисовываются и характеры персонажей, читателю становится ясно, что Простаковы и Скотинин отрицательные герои, а Правдин и Софья положительные. Первое действие включает экспозицию и завязку произведения. Экспозиция – читатель знакомится с героями, узнает, что Софья живет на попечении у Простаковых и ее собираются отдать замуж за Скотинина. Завязка пьесы – прочтение письма от Стародума – Софья теперь богатая наследница, а ее дядя возвращается со дня на день забрать ее к себе.

Второе, третье и четвертое действие – развитие событий произведения. Читатель знакомится с Милоном и Стародумом. Скотинин и Простакова стараются понравиться Стародуму, однако их фальшивость, лесть, чрезмерная жажда наживы и необразованность только отталкивает, выглядит смешно и глупо. Самой смешной сценой пьесы является опрос Митрофана о том, что он знает, где обнажается не только глупость юноши, но и его матери.

Пятое действие – кульминация и развязка действия. Мнения исследователей по поводу того, какой момент пьесы является кульминацией пьесы, разнятся. Так, существует три наиболее распространенных версии: первая – похищение Софьи Простаковой; вторая – прочтение Правдиным письма о том, что имение Простаковой полностью переходит под его опеку; третье – ярость Простаковой, когда она осознает свое бессилие и хочет «отыграться» на слугах. Каждая из версий справедлива, так как рассматривается с разных точек прочтения произведения. Первая – с точки зрения сюжетной линии женитьбы Софьи, вторая – с социально-политической, как момент торжества справедливости в данном поместье, третья – с исторической, Простакова олицетворяет в этот момент обессилевшие, ушедшие в прошлое, но все еще «не верящие в свое поражение» идеалы и принципы старого дворянства, основанного на необразованности, непросвещенности, низких моральных устоях. Развязка пьесы – все бросают Простакову, у которой ничего не осталось. Стародум же, указывая на нее, говорит: «Вот злонравия достойные плоды!».

Говоря о главных персонажах пьесы, то, как уже указывалось выше, они четко делятся на положительных и отрицательных. Отрицательные – Простаковы, Скотинин, Митрофан. Простакова – властная, грубая, необразованная, ищущая везде наживы женщина, которая умеет льстить для получения выгоды, но любящая своего сына. Простаков предстает «тенью» своей жены, безвольным персонажем, слово которого мало что значит. Скотинин – брат Простаковой, такой же глупый и необразованный, достаточно жестокий, падкий на деньги, как и его сестра, для которого нет ничего лучше прогулки на скотный двор к свиньям. Митрофан – сын своей матери, избалованный 16-летний юноша, который от свое дяди унаследовал любовь к свиньям. Вообще в пьесе важное место занимает вопрос наследственности и родственных связей. Так, Простакова только замужем за Простаковым (действительно «простым» человеком, нежелающим многого), на самом деле она Скотинина, под стать своему брату. Митрофан же вобрал в себя качества обоих родителей – глупость и «животные» качества Скотининых («не хочу учиться, хочу жениться», приоритеты – поесть, а не почитать книгу), и безвольность своего отца (за него сначала решала мать, а затем решил Правдин).

Аналогичные родственные связи прослеживаются между Стародумом и Софьей. Оба образованы, добродетельны, честны. Девушка внимательно слушает дядю, «впитывая» его науку, уважает его. Положительные и отрицательные персонажи создают дуальные пары противоположностей. «Дети» – глупый, избалованный Митрофан и умная, кроткая Софья. «Родители» – оба любят детей, но по-разному подходят к воспитанию – Стародуб ведет беседы на темы морали, чести, правды, тогда как Простакова балует Митрофана и утверждает, что образование ему не пригодится. «Женихов» – любящий, видящий в Софье свой идеал и друга Милон и подсчитывающий деньги, которые получит после женитьбы Скотинин (при этом девушка не интересна ему как человек, он даже не планирует обустроить ей удобное жилье). Правдин и Простаков на самом деле оба являются «голосом правды», некими «ревизорами», однако если в лице чиновника выражена активная сила, реальное действие и помощь, то Простаков – пассивный персонаж, который единственное, что смог сказать – это упрекнуть Митрофана в конце пьесы.

Анализируя «Недоросль» Фонвизина становится понятно, что в каждой из этих пар персонажей поднимается и отдельная проблема, раскрываемая в произведении – проблема образования (дополняется еще и примером учителей-недоучек вроде Кутейкина и самозванцев, как Вральман), проблема отцов и детей, воспитания, проблема семейной жизни, отношений мужа и жены, остросоциальная проблема отношения дворян к их слугам. Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото «злонравия», глупости, уподобляя их животным.
Как показал анализ произведения «Недоросль», центральные тема и идея произведения – это необходимость воспитания российского дворянства в соответствии с идеями просвещения, основы которых актуальны и сегодня.

Тест по произведению

Замысел комедии «Недоросль» возник у Дениса Фонвизина в 1778 году, а четыре года спустя он представил пьесу своим друзьям. Но путь произведения на сцену оказался тернистым. В Петербурге и Москве комедию сразу ставить отказались. Цензоры испугались некоторых смелых реплик.

В сентябре 1782 года пьесу рискнул поставить Вольный Российский Театр на Царицыном лугу. Успех был ошеломительный. Правда, эта смелость стоила театру закрытия, но было уже поздно – комедия Фонвизина приобрела огромную популярность. С тех пор пьеса не сходит со сценических площадок.

«Недоросль» вызвал серьезное недовольство Екатерины II. Фонвизину не позволили больше опубликовать ни одного произведения, даже перевод на русский язык трудов римского историка Тацита.

Название комедии связано с указом Петра I, согласно которому дети дворян, не получившие образования, не имеют права служить и вступать в брак. Таких молодых людей и называли «недорослями». Считалось, что они не готовы к взрослой сознательной жизни.

Основные проблемы , которые поднимает в комедии автор: порочное воспитание и разложение дворянства в условиях крепостного строя. Воспитание, по мнению Фонвизина, определяет нравственный облик молодого поколения. Доверяя своих детей неграмотным крепостным нянькам, недоучившимся дьячкам и сомнительным иностранцам, дворянское сословие погружается в пучину невежества, тупости, стяжательства и безнравственности. Скотинины и Простаковы способны воспитывать только Митрофанушек.

Фонвизин на простых примерах показывает, что помещики в большинстве своем забыли не только о дворянской чести, но даже о человеческом достоинстве. Вместо служения интересам страны, они не соблюдают ни нравственные, ни государственные законы.

Особую остроту комедии придает случайная победа сил добра. Если бы Правдин не получил предписание взять имущество Простаковых под опеку, а из Сибири вовремя не вернулся бы Стародум, все могло закончиться далеко не так благополучно.

Комедия «Недоросль» построена по законам классицизма . Здесь только одна сюжетная линия, одно место действия и все события происходят в течение суток. Но в пьесе проявляются и некоторые черты реализма : достоверное изображение быта, далекие от схематичности персонажи, отдельные элементы драмы. Фонвизин создал новый жанр – социально-политическую комедию. В центре сюжета, вопреки канонам классицизма, находится не любовная интрига, а острый социальный конфликт.

Пьеса состоит из пяти действий. В первом автор знакомит нас с основными персонажами, происходит завязка сюжета – письмо от Стародума, в котором Софья названа богатой наследницей. Кульминация наступает в пятом действии, когда Правдин зачитывает письмо о переходе имения Простаковых под его опеку. Развязкой становятся последние слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»

В «Недоросли» показаны практически все сословия Российского государства. Здесь есть крепостные Тришка, Палашка и Еремеевна, помещики Простаковы и Скотинин, офицер Милон и отставной сержант Цыфиркин, чиновник Правдин, священнослужитель Кутейкин. Согласно традициям классицизма, все действующие лица четко разделены на отрицательные и положительные, а их имена указывают на основные черты характера. Правдин олицетворяет справедливость, Стародум – мудрость и мораль, а фамилии Вральман и Скотинин понятны даже ребенку.

Отрицательные и положительные персонажи комедии создают пары-антагонисты: «дети» – Митрофан и Софья, «женихи» – Скотинин и Милон, «главные» – Простакова и Стародум, «помощники главных» – Простаков и Правдин, «учителя» – бескорыстный Цыфиркин и жадный Кутейкин.

Госпожа Простакова – наиболее яркий комедийный образ. Злобная, хитрая, наглая и чрезвычайно деятельная помещица постоянно ругается и бьет слуг. Простакова стремится все прибрать к рукам, единовластно распоряжается не только крепостными, но и родными. Ее муж – бесправное существо, которое не смеет и шагу ступить без приказа жены. Простакова распространяет свою власть на всех, у кого не хватает сил дать ей отпор: Софью, Скотинина, учителей. Главный девиз помещицы: «Что захотела, поставлю на своем» .

Героиня слепо любит единственного сына и на все готова ради его блага. Простакова бросается с кулаками на брата, защищая Митрофанушку, заботится, чтобы «дитятко» хорошо питалось и не утруждало себя науками. Она принимает за сына все решения, оберегает его от малейших неприятностей, калеча судьбу юноши.

При таком воспитании совершенно неудивительно, что сын растет трусом, бездельником, обжорой и хамом. Невежество и тупость Митрофана заставляют сквозь смех ужаснуться: какое будущее у страны, где подрастает такое поколение? При этом «недорослю» хватает ума манипулировать своей деспотичной мамашей и вызывать умиление отца. Он, как и мать, понимает только власть сильного, может прикинуться любезным, воспитанным, любящим, благодарным. Но только Простакова теряет свою власть, любимый сынок грубо ее отталкивает.

На фоне ярких образов отрицательных персонажей положительные Стародум, Правдин, Милон, Софья выглядят бледно и невыразительно. Но они необходимы для развития сюжета, динамики событий. В то же время эти действующие лица говорят от имени самого автора. Их поучительные беседы показывают правильный путь честного человека, объясняют истинные обязанности дворянина и правила семейной морали.

Противопоставление мира Простаковой и Стародума наиболее четко видно в их отношении к образованию. Помещица сама не умеет читать и сыну своему говорит: «Не учись этой дурацкой науке!» Стародум получил прекрасное образование и называет воспитание «залогом благосостояния государства» .

Фонвизин – большой мастер слова. Каждый его герой имеет свою языковую характеристику. Простакова сыплет грубыми и простонародными выражениями. Свободно и красиво говорят Стародум, Софья, Правдин. Речь Митрофана и Скотинина, как и речь крепостных, – бедна, примитивна. Словарный запас Кутейкина богат церковнославянскими словами, а отставной сержант Цыфиркин щеголяет военным жаргоном. Безграмотность немца Вральмана передана его характерным косноязычием.

Рассмотрим комедию "Недоросль" (краткое содержание по действиям). Ее автор - Фонвизин Денис Иванович. Первая постановка этого произведения состоялась в 1782 году.
Действие первое

Явление 1
"Недоросль" (краткое содержание по действиям") начинается тем, что г-жа Простакова осматривает кафтан на Митрофане, ругает портного Тришку, который сшил его не так, и велит Еремеевне позвать его.
Явление 2
Г-жа Простакова продолжает ругать Тришку. Тот, оправдываясь, говорит, что для того, чтобы шить хорошо, нужно сначала научиться этому. Простакова в бешенстве - Тришкины оправдания она называет "скотскими рассуждениями".
Явление 3
Появляется Простаков. Простакова спрашивает мужа, что он думает по поводу сшитого кафтана. Простаков запинается от робости, ничего толком ответить не может - боится гнева супруги. Простакова: "Вот каким муженьком наградил меня Господь..."
Явление 4
Появляется Скотинин. Разговор опять идет о кафтане. Скотинин считает, что кафтан "сшит изряднехонко".
Простакова велит Еремеевне накормить Митрофанушку, на что та отвечает, что Митрофанушка уже "пять булочек скушать изволил". Простакова набрасывается на Еремеевну - неужели няньке жаль для детя шестой булочки. Нянька говорит, что вечером Митрофанушка съел очень много и "протосковал до самого утра". Простакова с тревогой спрашивает сына, что с ним случилось. Тот отвечает, что "ночь всю така дрянь в глаза лезла" - то матушка мерещилас, то батюшка. Митрофанушке снилось, что матушка бьет батюшку, и ему стало жаль Простакову: она себе все руки отбила, пока била мужа. Митрофан с Еремеевной отходят.
Явление 5
Скотинин спрашивает, где его невеста, говорит, что ей пора сказать, что она выходит за него замуж. Речь идет о Софье. Простаков говорит, что они поступили с этой девушкой, как с сироткой. Она была еще маленькой, когда умер ее отец, а затем и мать. Господин Стародум, ее дядюшка, поехал в Сибирь, и о нем уже несколько лет ничего не известно. Он считается покойником. Далее Простаков говорит, что так как эта девушка осталась одна, они решили ее взять в свою деревню, а над имением ее надзирают, как над своим.
Скотинин хвалится тем, как умеет вести хозяйство. Любой убыток этот человек покрывает за счет своих крестьян. Простакова просит научить и ее этому мастерству, так как она уже отобрала у своих крестьян все, что было. Скотинин говорит, что обязательно научит, только вначале пусть женят его на Софье, так как ему нравятся принадлежащие ей деревни. Там, в деревнях Софьи, Скотинин планирует развести свиней, поскольку он их очень любит.
Явление 6
Появляется Софья с письмом в руке. Сообщает, что ее дядюшка Стародум жив, приехал недавно в Москву. Г-жа Простакова не верит, что Стародум жив. Она отбирает у Софьи письмо, при этом возмущается, что "девушки грамоте умеют". Простакова подозревает, что письмо от какого-нибудь офицера. Софья предлагает ей прочесть письмо, но та не умеет читать и говорит, что она "не так воспитана". Простакова говорит, что придет Митрофан и прочтет письмо. Она рассказывает о том, что ее сын уже четыре года учится. Для обучения грамоте к нему ходит дьячок Кутейкин. Цыфиркин, отставной сержант, учит его арифметике. По-французски и различным наукам обучает Митрофана немец Адам Адамыч Вральман. Все они не очень-то нагружают своего ученика.
Явление 7
Появляется Правдин. Читает по просьбе Простаковой письмо. Из письма становится известно, что Стародум решил сделать Софью наследницей своего состояния. Простакова сразу бросается обнимать Софью и говорит, что лучшей невесты для Митрофана, чем она, Софья, и не надо. Уводит Софью для того, чтобы поговорить наедине.
Явление 8
Слуга сообщает Простакову, что в их деревню пришли солдаты. Простаков и Правдин отходит.
Действие второе ("Недоросль", краткое содержание по действиям)

Явление 1
Правдин и Милон встречаются. Они старые знакомые. Правдин говорит, что он "определен членом в здешнем наместничестве". Он восхищается наместником, считает его человеком справедливым, который выполняет "самые человеколюбивые виды вышней власти". Правдин сообщает, что живет здесь уже три дня и характеризует Простакова как дурака, а его жену - фурию с адским нравом. Милон говорит, что уже через несколько часов должен уезжать отсюда. Милон рассказывает, что влюблен и его чувство взаимно, но не знает, где находится в данный момент его любимая, и он ищет ее. Милон видит входящую Софью и говорит, что это и есть его возлюбленная.
Явление 2
Софья и Милон радуются встрече. Софья жалуется, что за время разлуки ей пришлось перенести немало бед, в частности от родственников. Она говорит о том, как подхалимски стала вести себя Простакова, узнав о решении Стародума. Софья говорит, что Простакова хочет выдать ее замуж за Митрофана. Девушка передает Милону те слова, которые сказала Простаковой, - что ее судьба зависит от воли Стародума, что он обещал сам приехать в своем письме.
Явление 3
Приходит Скотинин. Он говорит, что его сестра наскоро отправила его назад, в свою деревню. Сообщает, что Простакова хочет женить его. Скотинин говорит Софье, что она будет жить с ним припеваючи. Он хочет выкупить на деньги девушки всех свиней. Правдин говорит, что Простакова хочет теперь Митрофана на Софье женить. Скотинин грозит при встрече Митрофанушку побить.
Явление 4
Появляются Митрофанушка с Еремеевной. Та уговаривает Митрофана поучиться "хоть немножко". Скотинин подзывает Митрофанушку к себе. Вначале угрожает ему, но тот не может понять, в чем провинился. Затем Скотинин спрашивает племянника, хочет ли тот жениться. Когда Митрофан отвечает, что хочет, Скотинин бросается на него. Еремеевна заступается за сына Простаковой.
Явление 5
Появляются оба Простаковых. Мать Митрофана заводит разговор с Милоном и Правдиным, жалуется, что муж ее - рохля и ей одной приходится вести хозяйство: "то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится". Простакова льстиво говорит о Стародуме. Правдин замечает, что то, что в нем называют грубостью, угрюмостью, - это следствие его прямодушия. Простакова замечает, что вся надежда ее жизни - сын, которого она готовит в люди.
Появляются Кутейкин и Цыфиркин - учителя Митрофанушки. В Цыфиркине Милон узнает отставного солдата своего гарнизона. Цыфиркин говорит Милону, что уже третий год пытается обучить Митрофанушку дробям, но безуспешно. Кутейкин сообщает о себе, что недоучился в семинарии, так как "убоялся бездны премудрости".
Явление 6
Г-жа Простакова просит Митрофана прочитать заданное. Тот не читает, жалуется на дядюшку, говорит, что тот его хотел побить. Простакова ругает Еремеевну за то, что та не заступилась за сына. Еремеевна оправдывается. Простакова и Митрофан уходят. Кутейкин жалеет Еремеевну, спрашивает, как платят ей за ее работу. Еремеевна: "По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день".
Действие третье

Явление 1
Правдин и Стародум сердечно приветствуют друг друга. Стародум говорит, что получил хорошее воспитание, которое ему дал отец. Отец его непрестанно повторял, что нужно иметь душу, сердце, и тогда будешь человеком в любое время. Стародум рассказывает, как он служил и воевал. Он замечает, что чины часто выпрашиваются, а настоящее почтение необходимо заслужить. После отставки Стародума приглашают ко двору. Но придворная жизнь его не устраивает. Он решил, что лучше жить у себя дома, чем "в чужой передней".
Явление 2
Появляется Софья. Стародум объясняет причину своего приезда: он узнал о том, что Софья живет здесь против своей воли. Стародум признается, что только эта девушка - утешение в его старости, и он должен опекать ее. Он говорит, что в Сибири сделал большое состояние и Софья теперь может выбирать жениха даже бедного. Девушка отвечает, что воля Стародума для нее - закон. Тот говорит Правдину, что не наличие денег определяет, хорош ли человек. Слышен шум.
Явление 3
Появляются дерущиеся Простакова со Скотининым и Милон, который разнимает их. Стародум смеется, глядя на дерущихся, говорит, что еще ничего смешнее не видел. Простакова напускается на Стародума. Говорит, что дерется потому, что Скотинин обидел ее сына.
Узнает, что перед ней дядя Софьи, и сразу меняет тон, называет Стародума "отцом родным", что на него вся надежда.
Явление 4
По зову Простаковой является Еремеевна. Простакова говорит, что звала Палашку. Еремеевна отвечает, что та заболела, у нее жар. Простакова в ярости: "Бредит, бестия! Как будто благородная". Она суетится из-за приезда важного гостя.
Явление 5
Простакова, Простаков и Митрофан лезут обниматься к Стародуму. Представляются. Ведут себя раболепно. Стародум говорит Софье, что завтра уезжает с ней в Москву. Простакова обескуражена известием. Стародум говорит, что у него есть на примете жених для Софьи. Милон и Софья поражены. Стародум говорит Софье, что она сама вольна в своем выборе. Скотинин начинает хвалить сам себя в надежде, что девушка выберет его. Простакова же описывает достоинства своего сына. Она говорит, что они не жалеют денег, чтобы его учить, что он целыми сутками не встает из-за книги. Представляет учителей Митрофанушки. Стародум говорит, что не в состоянии оценить достоинства ее сына, и уходит отдыхать после дороги.
Явление 6
Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою жизнь. Жалуются на Митрофана, которому учение не дается. Приходят к выводу, что им мешает заниматься с недорослем Вральман. Решают проучить немца.
Явление 7
Простакова просит Митрофана поучиться хотя бы "для вида". Митрофан произносит знаменитую фразу: "Не хочу учиться, хочу жениться". Цыфиркин пытается вести урок, но Митрофан грубит, а Простакова заступается за сына. Решение задач так и не увенчалось успехом. Урок с Кутейкиным также бесплоден.
Явление 8
Появляется Вральман, который начинает говорить, что ребенка хотят уморить эти учителя. Простакова соглашается с ним и отпускает Цыфиркина и Кутейкина. Вральман всячески убеждает Простакову, что Митрофанушка и без этой учебы молодец. Госпожа благоволит Вральману: он умеет сказать то, что ей будет приятно слышать. Он говорит, что Митрофан сумеет и свет посмотреть, и себя показать и так.
Явление 9
Кутейкин и Цыфиркин подкарауливают Вральмана. Ругаются с ним, а потом набрасываются на него с побоями.
Действие четвертое

Явление 1
Софья ожидает Стародума, читает книгу, размышляет.
Явление 2
Стародум появляется. Он дает Софье советы, что нужно уметь различать людей. Стародум говорит, что люди завидуют не только знатности и богатству, но и добродетели. Он призывает Софью слушать свою совесть, которая остерегает человека прежде чем судья наказывает. Благонравие дает цену уму. Умный человек без него - чудовище.
Явление 3
Приходит камердинер и подает письмо из Москвы Стародуму.
Явление 4
Стародум размышляет, что не знает Милона, но если дядя говорит, что это честный человек, то он может стать женихом Софьи.
Явление 5
Стародум говорит Софье, что письмо, по большей части, для нее - речь идет, возможно, о ее будущем муже.
Явление 6
Появляются Милон и Правдин. Правдин представляет Стародуму Милона. Выясняется, что это тот самый молодой человек, про которого говорилось в письме, адресованном Стародуму. Стародуму Милон нравится, и он рад, что Софья выбрала именно его.
Явление 7
Появляется Скотинин.Он настаивает на том, чтобы Софья вышла за него. Стародум смеется над ним.
Явление 8
Появляются Простакова, Простаков, Митрофан и Еремеевна. Митрофан демонстрирует свои "успехи" в учебе. Он говорит, что "дверь" - имя прилагательное, так как приложена к своему месту. А та дверь, которая стоит у чулана еще не навешена, - еще существительна.
Сама Простакова науки считает занятием пустым и бесполезным - "без наук люди живут и жили".
Явление 9
Г-жа Простакова спрашивает у Стародума, жених ли Митрофан Софье. Тот отвечает, что нет и что она уже сговорена. Простакова решает насильно выдать Софью за Митрофана.
Действие пятое

Явление 1
Правдин показывает Стародуму пакет, пришедший накануне. Стародум отвечает, что у него теперь есть способ прекратить бесчеловечье Простаковой. Правдин и Стародум говорят о том, что государь, достойный престола, должен возвышать души подданных. Слышится шум.
Явление 2
Софья бросается к Стародуму с просьбой о защите - ее пытались насильно увезти. Еремеевна признается, что собирались обвенчать Софью с Митрофанушкой.
Явление 3
Простакова и Митрофан просят прощения у Стародума.
Явление 4
Стародум говорит, что прощает помещицу. Простакова угрожает всем своим слугам расправой - те были нерасторопны в деле похищения. Правдин говорит, что именем правительства приказывает собрать крестьян и людей для объявления приказа о том, что за бесчеловечье помещицы Простаковой правительство повелевает ему принять в опеку деревни и ее дом. Простакова считает, что это гибель для нее.
Явление 5
Г-жа Простакова никак не может прийти в себя - она теперь не хозяйка в собственном доме. Говорит, что у нее много долгов - еще не доплачено учителям. Зовут учителей.
Явление 6
Стародум узнает в учителе географии Вральмане своего бывшего кучер. Отдают долги учителям. Вральман снова нанимается кучером к Стародуму.
Явление 7
Камердинер сообщает, что карета готова.
Явление последнее
Стародум прощается с Правдиным. Собираются уезжать. Г-жа Простакова говорит сыну, что он у нее один остался. Митрофан отвечает: "Да отвяжись, матушка". Затем Простакова падает в обморок.
На этом завершается "Недоросль" (краткое содержание по действиям).

Использованы материалы книги: Зубова Е.Н., Мошенская О.В. и др. Произведения школьной программы в кратком изложении. ООО "Дом Славянской книги", 2015

Урок литературы в 9 классе

Тема: «Мир «Недоросля» и его герои»

(по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Цель урока: развитие самостоятельного мышления учащихся, пробуждение их фантазии, создание на уроке условий для самовыражения каждого школьника, для творческого их развития; работа над содержанием первых трёх действий комедии.

Ход урока

1.Оргмомент

Вступительное слово учителя

«Русская классическая литература всегда ставила проблемы ответственности человека перед Родиной и народом, смысла и цели жизни, добра и зла, верности слову, чести, достоинства, совести и другие. Разве всё это не близко нам, не волнует нас?!

И я очень хочу, чтобы сегодняшний наш урок стал совместным диалогом с произведением и его автором. Денисом Ивановичем Фонвизиным, который посвятил свою «Недоросль» борьбе за человека, ведь человек - понятие многогранное, звание самое высокое из всех, имеющихся на земле.

Наши первые уроки по произведению посвящены работе над содержанием и анализу первых трёх действий комедии.

Итак…. Занавес открывается!!!»

Дети пытаются определить задачи уроков.

3. Начинаем работу по проверке знания текста произведения. По репликам действующих лиц догадайтесь, кому они принадлежат. (Викторина).

6. Вот та, которая владеет моим сердцем. Любезная Софья! (Милону).

7. У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотить. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне. (Скотинину).

8. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. (Простаковой).

Самопроверка (ключ на доске). 1-2 ошибки – «4»; 3-4 ошибки – «3»; 5 и более - «2».

4. Экспресс-опрос

Дома в процессе чтения комедии вы должны были составить по три вопроса к первым трём действиям произведения.

К доске на литературный ринг вызываются два ученика, которым задаются вопросы. Ученик, выступающий в роли арбитра, отмечает правильные ответы обоих учеников и определяет победителя. Отвечающие, в свою очередь, должны определить автора лучшего вопроса. (Победители получают отличные оценки)

5.Конкурс на лучшего толкователя слов.

Слово учителя «Осознанное чтение – основа понимания текста. Насколько вы понимали то, о чём читали, мы сейчас проверим».

Конкурс проводит заранее подготовленный ученик , составивший словарик из слов, вызывающих сомнение.

6. В художественной литературе фамилия и имя персонажа, как правило, глубоко продумываются автором и часто используются для характеристики героев.

Назовите персонажей комедии, чьи поступки и слова находятся в соответствии с их именами и фамилиями (Софья, Вральман, Правдин, Скотинин, Стародум).

Попытайтесь на примерах из первых трёх действий комедии объяснить соответствие поступков и высказываний Простаковой, Вральмана, Скотинина и Правдина их фамилиям (фронтальная работа).

7.Мы с вами познакомились с героями комедии, закрепили основное содержание трёх её действий.

Чем живут персонажи комедии, каков их мир?

Вы попытаетесь определить это самостоятельно, работая в группах.

Рассказать о провинциальном усадебном дворянстве (1 группа).

Что мы узнали о Митрофанушке (2 группа).

Служилое промышленное дворянство (3 группа).

Учителя Митрофана (4 группа).

Образы крепостных слуг (5 группа).

Инсценирование явления 7, действия 3 (7 группа).

(Готовятся к выступлению в течение пяти – шести минут).

8. Выступление бригад (не более полутора минут).

(Выступлениям даёт оценку учитель,

бригадиры оценивают работу членов своей команды).

9. Сейчас все мы будем выступать в роли театральных критиков . Наша задача – проанализировать актёрские работы ребят, которые инсценировали один из эпизодов комедии. Причем, одни будут отмечать положительные стороны, другие – недостатки. Оппонентами будут 1 и 2 варианты. (Чтение по ролям).

10. Итог урока (подводят дети).

Заключительное слово учителя.

« Итак, закончилось первое отделение нашего спектакля.

Сегодня мы попытались войти в мир, в котором живут герои бессмертной комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Занавес закрывается».

11. Домашнее задание:

3) оформить (по желанию) творческую работу (афишу, герб, иллюстрацию, викторину, кроссворд и т.д.).

В помощь учителю.

На карточках с опорой…

1 группа

«Простаковы и Скотинин – провинциальное усадебное дворянство.

Как Простакова, так и Скотинин….

Однако, они отличаются…»

2 группа

«Что мы узнали о Митрофанушке из первых трёх действий комедии?

Митрофан – дитя, достойное своих родителей…»

3 группа

«Образы служилого и промышленного дворянства являются воплощением лучших качеств человека, как понимал их автор.

К этой группе относятся…..

…. является воплощением ….

…. является воплощением ….

…. является воплощением ….»

4 группа

«Образы крепостных слуг (…., ….) не развёрнуты автором. Полная униженность и забитость этих людей – результат бесправного крепостного состояния. Они….»

5 группа

«Учителя Митрофана (…, …) тоже зависимы от Простаковых и Скотининых, хотя и в меньшей мере, чем крепостные.

Покажите, что речь …. и …. находится в соответствии с их воспитанием, профессией и социальным положение.

Речь …. насыщена….

Речь …, учившегося в духовной семинарии, изобилует устаревшими словами, взятыми из церковных книг и богослужения…»

6 группа

« В «Недоросле», по справедливому замечанию биографа Фонвизина, Вяземского, автор «… не смеётся, а негодует на порок и клеймит его без пощады…». Он выступает против….».

Ключи к ответам

3 группа

Милон – благородства;

Стародум – ума, мудрости;

Правдин – справедливости.

6 группа

Проблемы:

Невежество;

Система воспитания;

Законодательство;

Система семейных отношений.

Как оценивать ответ.

1.Богатство фактического материала.

2. Последовательность изложения.

3. Культура речевого оформления.

4. Доступность, эмоциональность.

5. Умение владеть аудиторией.

Алгоритм оценивания чтения в лицах.

1.Умение владеть аудиторией.

2. Эмоциональность.

3. Выразительность (паузы, логическое ударение, темп…).

4. В изображении – взгляд, поза, жест.

Викторина

1. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! (Простаковой).

2. При твоих глазах мои ничего не видят. (Простакову).

3. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение. (Простаковой).

4. Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны. (Правдину).

5. Не могу. Мне велено и солдат вести без замедления… да, сверх того, я сам горю нетерпением быть в Москве. (Милону).

6. Вот та, которая владеет моим сердцем. Любезная Софья! (Милону)

7. У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотить. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне. (Скотинину)

8. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. (Простаковой)

9. Малу толику арихметике маракую. (Цыфиркину).

10. Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность. (Стародуму).

Новое на сайте

>

Самое популярное