Домой Картофель Жизнь хари. Настоящая история Маты Хари . Взрослые годы Маргарет

Жизнь хари. Настоящая история Маты Хари . Взрослые годы Маргарет

Это творческий псевдоним известной европейской танцовщицы. В годы Первой Мировой войны французские власти предъявили ей обвинение в шпионаже в пользу немецкой разведки и расстреляли по решению военного суда. Но всё по-порядку.

Настоящее имя этой женщины - Маргарета Гертруда Зелле. Родилась она 7 августа 1876 года в городе Леувардене (Нидерланды). Город известный. В 1612 году в нём родилась жена Рембрандта Саския ван Эйленбурх. Её образ запечатлён на многих картинах великого художника. Родились в Леувардене также известный художник Мауриц Корнелис Эшер и поэт Ян Якоб Слауэрхоф.

Отец девушки был обеспеченным человеком. Он занимался торговлей и имел отношение к нефтяному бизнесу. Безоблачная жизнь закончилась в 1889 году, когда Маргарете исполнилось 13 лет. У её родителя наступила чёрная полоса в финансовых делах. Кончилось же всё тем, что он разорился.

Девочка переехала жить к своему крёстному отцу в город Снек. Тот устроил её воспитанницей в школу в городе Лейдене. Маргарета отличалась безукоризненным телосложением, характер имела весёлый и игривый. Очень скоро на неё «положил глаз» директор учебного заведения. Неясно, что там в действительности имело место быть, но очень скоро крёстный отец забрал девушку из школы и в срочном порядке отправил к дяде в Гаагу.

Тот отличался строгим нравом, являлся истинным католиком, и юное легкомысленное создание оказалось в «ежовых рукавицах». Такое положение вещей девушке очень быстро наскучило, и она начала искать выход из сложившейся ситуации. Впрочем, годы уже стали заявлять о себе. Девушке пора было замуж. Связывать себя узами Гименея с кем-либо из местных юношей Маргарета не хотела. Она стремилась к свободе и независимости. В Нидерландах всего этого ей дать никто не мог.

Изощрённый женский ум стал искать выход из создавшейся ситуации, и очень скоро он представился. Заневестившаяся девушка нашла себе суженого по объявлению в газете. Счастливчиком оказался некий Рудольф Мак-Леод - 38-летний господин в чине капитана. Он был на 20 лет старше невесты, годился ей в отцы, но в то время подобные браки считались нормой. Свадьба состоялась в июле 1895 года в городе Амстердаме.

Рудольф Мак-Леод нёс все тяготы военной службы на Яве, и поэтому, обвенчавшись, молодые уехали из Европы в голландскую Ост-Индию - в нынешние времена Индонезия. В удалённом уголке мира молодая жена родила двух детей. Старшим оказался мальчик, младшей - девочка. Мальчик умер в 2-х летнем возрасте. Ходили слухи, что его отравили недоброжелатели капитана. Но данная версия никакими доказательствами не подтверждается.

В целом семейная жизнь у Маргареты не удалась. Кто из супругов виноват в этом - по прошествию стольких лет судить трудно. Муж обвинял жену во всех смертных грехах, та же, в свою очередь, винила во всём супруга. Скорее всего в неудавшемся браке виноваты оба. Но как бы там ни было, молодая женщина времени зря не теряла. В Индонезии она занялась танцами. Получалось у неё это совсем неплохо. Вскоре Маргарет придумала себе даже творческий псевдоним - Мата Хари. В переводе с местного наречия это означало «солнце».

Брак распался в 1903 году сразу после возвращения в Голландию. Дочь осталась с отцом, а мать оказалась практически без средств к существованию. На жизнь Маргарет решила зарабатывать себе танцами. Но начинать карьеру танцовщицы почти в 30-летнем возрасте дело безнадёжное. Это каждый понимает. Но молодая женщина проявила в этом деле незаурядную изощрённость ума. Они придумала совсем иной стиль, который ещё не знала пресытившаяся Европа.

Маргарет приехала в Париж и решила покорить местную публику малайской экзотикой. Она изобрела танец «малайской баядерки». Впервые он был продемонстрирован зрителям в 1905 году. - именно под этим псевдонимом Маргарет и начала своё восхождение как профессиональная танцовщица - танцевала на сцене, усыпанной лепестками роз. Во время танца женщина медленно раздевалась. То есть демонстрировала публике стриптиз.

Успех от «малайской баядерки» был ошеломляющим. Буквально за неделю о дебютантке узнал весь Париж. Затем настала очередь других европейских городов. Танцовщица стала знаменитостью. Вместе со славой к ней потянулись и мужчины. В любовниках бывшей жены голландского капитана ходило немало знатных людей. Солидные гонорары, дорогие подарки могли сделать Маргарет обеспеченной женщиной, но она постоянно испытывала нужду в деньгах. Виной этому была страсть к азартным играм.

Женщина бездумно проигрывала очень большие суммы денег. Её постоянно осаждали кредиторы. Маргарет то купалась в роскоши, то оказывалась на грани нищеты. Такие резкие финансовые перепады следовали один за другим в её жизни. Неизвестно, что бы с ней стало в конце концов, но какая-то невидимая рука поддерживала женщину на плаву.

Этим загадочным спасителем являлась германская разведка . Существует устойчивое мнение, что знаменитая танцовщица стала немецким агентом в 1903 году, когда вернулась из Индонезии на родину. Она попала под пристально внимание Вальтера Николаи (1873-1947), только начинавшего делать свою карьеру разведчика. Именно этот человек впоследствии сделал ставку на Владимира Ульянова, и именно, благодаря ему, большевики захватили власть в России.

С 1901 по 1904 год Вальтер Николаи учился в Военной академии при Генеральном штабе немецкой армии. В это время он довольно часто совершал многочисленные поездки по европейским странам, бывал и в Российской империи. В Маргарет немец разглядел жажду к деньгам и славе. Это и сыграло определяющую роль в его выборе.

Молодая женщина была завербована. Ей создали благоприятные условия, и она очень быстро стала популярной танцовщицей. В её постель начали заглядывать видные военные и политические деятели. Их отдельные высказывания, реплики «шпион в юбке» немедленно сообщал своим шефам из германской разведки. Естественно, танцовщица была не одна такая. Осведомителей насчитывалось много. Информация собиралась по крупицам и постепенно превращалась в ясную картину.

Начало Первой мировой войны Маргарет встретила в Берлине. Будучи подданной Нидерландов, являвшихся нейтральной страной, женщина вскоре оказалась в Париже, где продолжила свою деятельность танцовщицы. Во время войны жизнь не остановилась: люди также хотели зрелищ и развлечений. «Малайская баядерка» на время отвлекала их от суровой прозы жестокой реальности.

Женщина регулярно ездила к себе на родину. С учётом военных действий её путь лежал через Испанию и Великобританию. Именно представители английской разведки установили связь танцовщицы с немецким резидентом в Мадриде. Об этом было сообщено французской разведке.

За подозреваемой установили скрытое наблюдение, но Маргарет заметила слежку. Она понимала, чем ей грозит обвинение в шпионаже, поэтому сама явилась к представителю французской разведки майору Ладу. Но явилась вовсе не для того, чтобы покаяться. Она потребовала объяснений. Майор Лад всё категорически отрицал. Тогда Маргарет предложила свои услуги Франции, ссылаясь на то, что имеет очень серьёзные связи среди германских военных. Женщина заявила, что согласна работать на французов за соответствующее вознаграждение.

Таким образом, в 1916 году Маргарет Гертруда Зелле стала двойным агентом. Ей было поручено выехать в Испанию и заняться там разведывательной деятельностью. Вскоре, однако, французы перехватили шифрованную телеграмму от немецкого резидента в Мадриде. Её расшифровали и выяснили, что Мата Хари сообщила о своей вербовке немецкому командованию.

Танцовщицу вызвали в Париж и арестовали. Случилось это 13 февраля 1917 года. Шпионской деятельностью Маргарет занялась французская контрразведка. Ей понадобилось несколько месяцев, чтобы доказать причастность танцовщицы к разгрому нескольких французских дивизий. Военный суд приступил к рассмотрению этого дела 24 июля 1917 года. Маргарет Гертруду Зелле признали виновной по всем пунктам обвинения и приговорили к смертной казни .

Приговор привели в исполнение 15 октября 1917 года на военном полигоне рядом с Венсенном (пригород Парижа). Женщину поставили перед шеренгой солдат из 12 человек. Она отказалась от чёрной повязки, которой всегда завязывали глаза приговорённым к смерти. По команде офицера раздался ружейный залп. В тело танцовщицы попало 11 пуль.

Один из солдат не стрелял. Совсем молодой, он потерял сознание сразу же после команды офицера. Присутствующий при казни сотрудник контрразведки подошёл к упавшему телу, увидел, что женщина ещё дышит и, чтобы облегчить её страдания, произвёл контрольный выстрел в голову.

Так закончилась жизнь немецкой разведчицы Мата Хари. Она не являлась идейным борцом в отличии от многих своих коллег, а работала за деньги. Но сути это не меняет. Деятельность этой женщины принесла немалый вред французской армии. В то же время разведывательные сведения танцовщица добывала, вступая в интимные контакты с представителями власти. Именно болтливость сильных мира сего и давала ей информацию, имевшую стратегическое значение.

Никто из родственников не появился, чтобы забрать тело Маргарет Гертруды Зелле. Поэтому его передали в анатомический театр. Голову отрезали и забальзамировали. До 1954 года она хранилась в музее анатомии города Парижа. Затем непонятным образом исчезла. До настоящего времени её местонахождение не установлено.

Шпионы и разведчики

Шпионская деятельность во все времена считалась делом опасным и рискованным. Пойманных лазутчиков, пробравшихся в стан противника, безжалостно казнили. Людей, долгие годы занимавшихся разведывательной деятельностью и арестованных силами контрразведки, расстреливали не задумываясь. Таких примеров в истории тысячи, а известных на весь мир имён - десятки. Для кого-то эти люди герои, для кого-то враги. Если шпион - то значит враг, а вот если разведчик - то герой.

Между шпионом и разведчиком разницы никакой нет - это одно и то же. Просто того, кто работает на противника - называют шпионом, а разведчик выполняет задание в тылу врага и по всем законам заслуживает высших государственных наград и всеобщего уважения.

Занимаются разведывательной деятельностью самые разные люди. Это могут быть и аристократы, и крупные коммерсанты, и офицеры, и мелкие торговцы. К примеру, Ким Филби, известный советский разведчик, работал в британских разведывательных органах 30 лет. Он был выходцем из старинного английского рода, но это не помешало ему заниматься шпионской деятельностью.

Можно назвать также Рихарда Зорге. Это выходец из обеспеченной семьи немецкого инженера нефтяника. Шпионской деятельностью он занимался 15 лет. В отличии от своего британского коллеги, умершего в постели, был повешен по решению японского суда в 1944 году.

Но не только мужчины занимались подобными делами. Шпионажем увлекались и женщины. Можно назвать такое имя как Жанна Лябурб. Это француженка, работавшая на большевиков. Вела агитационную работу среди французских солдат и офицеров. Призывала их отказаться от войны с Советской Россией. Её расстреляли в 1919 году.

Нельзя не упомянуть и Цзян Цин - последнюю жену Мао Цзэдуна. После смерти вождя в 1976 году её обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к пожизненному заключению. Женщина покончила с собой, предотвратив, таким образом, мучительную смерть от рака горла.

Американская журналистка Агнес Смедли долгие годы являлась китайской шпионкой. В конце концов, агенты ФБР её разоблачили, но умерла дама своей смертью. В отличии от неё Сенеш Хана, выполнявшая задание британской разведки в тылу немецких войск, была расстреляна в 1944 году по решению Особого трибунала в Будапеште.

Список этот можно продолжать до бесконечности. Представительницы прекрасного пола, проявляя удивительное мужество и стойкость, добывали секретную информацию, а когда их задерживали и приговаривали к смертной казни, встречали смерть с гордо поднятыми головами. Они бесстрашно смотрели в глаза своим палачам и умирали за идею, которой посвящали свои жизни.

Так что Мата Хари далеко не одинока в своей разведывательной или шпионской деятельности. Просто её имя более известно, чем имена других женщин, так как танцовщица общалась среди представителей высшего света. Но это вовсе не означает, что она была самой успешной и дерзкой разведчицей. Также следует заметить, что шефы разведки никогда не довольствуются информацией от одного агента. У них много источников. Они анализируют, сопоставляют данные и только тогда получают правдивую картину. Именно на этом и основывается тяжёлая и часто неблагодарная разведывательная работа.

Красивая и обожаемая мужчинами, но глубоко несчастная в любви женщина, неумелая, но обворожительная танцовщица, легко обнажавшая тело и оставившая историкам так и неразгаданные загадки своей души и биографии. Судьба то бросала к ее ногам несметные богатства и славу, то забирала последние гроши, обрекая на забвение и предательство. «Да какая из нее танцовщица! У нее врожденное плоскостопие, и вообще никакая она не Мата Хари и все про себя придумала!» - возмущался ее бывший супруг, но никто его не слушал, несмотря на то, что это была чистая правда.

В истории жизни Мата Хари сложно отличить правду от вымыслов, начиная с того, что многое про себя она действительно придумала сама. Ее биографию невозможно рассказать кратко, потому что самое важное в ней обнаруживается в деталях, случайностях и неприметных на первый взгляд персонажах, которым было суждено сыграть в ее яркой жизни роковую роль.

Детство

Начать стоит с того, что звали прелестницу совсем иначе - Маргарета Гертруда Зелле. Ее родным городом был Леуварден (Нидерланды). Когда она родилась, семья далеко не бедствовала. Отец занимался изготовлением шляп, а затем стал совладельцем компании в области нефтепереработки. Дата ее рождения - 7 августа 1876 г. До 13 лет девочка посещала элитную школу, но в 1889 г. отец неудачно инвестировал средства и разорился. Последовал развод с матерью, которая в скором времени умерла. Жить стало не на что, и отец пристроил детей к родственникам. Маргарета была отправлена к крестному в городишко Снек. Рано оформившаяся, высокая и хорошо развитая девочка нашла своих первых слушателей среди одноклассников. Она добавила себе возраст и придумала шокирующие небылицы о том, как младенцем была похищена разбойниками из родительского замка.

Некоторое время подросшая Маргарета осваивала профессию детской воспитательницы. Но скоро ее выгнали из учебного заведения за фривольное поведение и интрижку с немолодым директором. Последовал переезд в Гаагу к дяде, но жизнь в провинциальном городе показалась честолюбивой и своевольной Маргарете скучной, что усугублялось отсутствием средств для развлечений.

Замужество

Самым легким способом получения средств к существованию 18-летняя Маргарета посчитала замужество. Она штудирует газету объявлений и находит вариант, который считает для себя подходящим, несмотря на то, что потенциальный жених годится ей в отцы. Им становится Рудольф МакЛеод, справивший к тому времени 39-летие и служивший в голландской армии в чине капитана. Спустя 6 дней после первой встречи они обручились, через 3 месяца поженились, а через год переехали по новому назначению МакЛеода в г. Маланг на острове Ява (в то время голландская провинция).

Здесь у четы родился сначала сын, а спустя 1,5 года дочь. Но семейная идиллия длилась недолго, и трудно понять, кто из супругов был виноват в этом больше. Рудольф крутит романы с другими женщинами, много пьет и играет в карты, не отстает от него и Маргарет. Здесь она впервые раздевается под музыку в счет карточного долга, который не может погасить из-за нехватки средств. Ей предлагают станцевать эротический танец, и она с готовностью соглашается. Позднее она скажет, что и сама получила от этого танца большое удовольствие.

Именно здесь, а вовсе не в кулуарах антрепренёра Габриэля Астрюка, как пишут некоторые источники, Маргарета берет себе псевдоним Мата Хари, который переводится как «дитя (или око) рассвета» и под которым тайно выступает в местных борделях. Впоследствии, в Париже, он станет одним из ярких элементов имиджа танцовщицы на пике интереса богемы того времени ко всему восточному и мистическому.

Несмотря на другое имя, вскоре ее узнают сослуживцы мужа, но не спешат разоблачать, а используют для интимных встреч. Дело доходит до сожительства с непосредственным начальником супруга, связь становится явной, и МакЛеода переводят подальше, на Суматру.

Дети

На Суматре в семье происходит страшная трагедия - оба ребенка четы были тяжело отравлены. Девочка чудом выжила, спасти же старшего сына не удалось. Подозрение падает на няньку, которую незадолго до этого обидел или наказал МакЛеод. Взяла ли она в руки яд сама или, по другим источникам, за нее отомстил супруг, но в еду детям был подмешан яд. В ярости офицер зарубил виновницу парадной саблей во дворе собственного дома и закопал на его задворках.

После таинственного исчезновения работницы дома по городу поползли нехорошие слухи, и МакЛеод, не дослужившись до подполковника, подал в отставку, после которой решил остаться на острове из-за более дешевой, чем в метрополии, жизни. Такое решение вызвало бурный протест супруги, которая все это время рвалась обратно в Европу. Следует развод, и Гертруда уезжает в Париж одна, несмотря на решение суда оставить дочь матери и назначение ей алиментов от отца. Ежемесячно он отправляет жене 100 гульденов на ребенка, который при этом живет с ним. Следует сказать, что из этих денег на еду и жилье хватило бы меньше половины, но у Маргареты совершенно другие аппетиты. Больше свою дочь Мата Хари не видела никогда, вспомнив о ней лишь раз, много позже, когда скучала без работы в Гааге. Но возникшая между ними переписка резко прервалась после того, как девочка попросила купить ей пианино.

Париж

По приезду в Париж Маргарет пытается найти работу, позируя натурщицей. Но получает отказ, мотивированный тем, что у нее слишком маленькая грудь. Женщине удается устроиться наездницей в цирк Энеста Молье, где она параллельно дает уроки верховой езды. Именно Эрнесту, которому Гертруда однажды продемонстрировала, чем она занималась в злачных заведениях Явы, первому пришла мысль, что это тело куда более пригодно для танцев, нежели для верховой езды.

Дебют

Молье лично представил свою подопечную мадам Киреевской, содержащей салон и имевшей потенциальных заказчиков на исполнительниц восточного танца. Надо сказать, что восточным танцам Маргарета нигде не училась, а лишь подсматривала некоторые движения храмовых танцовщиц, когда жила на островах. Видеозаписи в то время не существовало, и сегодня нам трудно оценить технику и пластику ее танца, но остались фотографии, на которых запечатлено чувственное и очень соблазнительное тело. Дебют состоялся в 1905 г. и был более чем успешным. Особенно ошеломляющим был финал экзотического танца, в котором танцовщица легко и непринужденно сбросила с себя одежду. По сути, это был первый в истории стриптиз на европейской сцене.


Успех

Вслед за первым успехом пришла настоящая слава. Ее имя в короткий срок облетело всю Европу. Ей рукоплескали в Испании, Германии, Италии и, конечно же, во Франции, ее звали на лучшие сцены. Для придания образу большей таинственности и экзотичности Маргарета не только окончательно сменила имя на псевдоним, но и придумала красивую и загадочную историю о папе радже и матери танцовщице из буддийского храма, которая умерла в 14 лет при родах, после чего маленькая Мата воспитывалась при храме, где и научилась танцевать.

В деньгах она более не нуждалась, имея оглушительный успех у мужчин, которые с готовностью бросали к ее ногам золото, меха и бриллианты. Она купалась в любви, славе и роскоши, меняя одного богатого любовника за другим. Выходя на сцену, она чувственным голосом она объявляла публике, что танцы ее сакральны и наполнены смысла, что они передают священные буддийские тексты, и каждое движение в них - это зашифрованное в танце слово божественного писания. Позже она признается, что никогда не умела танцевать, к тому же страдала плоскостопием, а люди шли на нее смотреть единственно из-за того, что она обнажала свое тело.

При этом она никогда не забывала пережитый когда-то отказ в профессии натурщицы из-за маленькой груди и никогда не обнажалась полностью, обычно оставаясь в бюстгальтере, представляющем собой тонкие инкрустированные металлические пластины. Кроме него, на ней оставались лишь массивные браслеты на ногах, запястьях и предплечьях. Справедливости ради надо сказать, что с годами Мата Хари все же научилась очень неплохо двигаться, что позволило ей уже не раздеваться на сцене на четвертом десятке жизни, когда показывать публике было уже особо нечего.

Вербовка

Международная обстановка тем временем накалялась, и вскоре грянула война. Красивая и мало разборчивая в любовных связях куртизанка попала в поле зрения немецкой службы безопасности и была признала превосходным объектом для получения полезных Германии сведений. Как произошла сама вербовка, мнения разнятся, как и в том, была ли ее разведывательная деятельность полезной для Германии. Но источники, заслуживающие доверия, утверждают, что секретному агенту Н-21 (женщине было присвоено это кодовое название) не однажды удавалось передавать командованию ценную информацию.

Война

Начало военных действий застало танцовщицу в Берлине, где она готовилась к сентябрьским гастролям, за которые ей было обещано 48000 марок (эквивалент 17,2 кг золота) и которые из-за войны были отменены. Она пытается выехать со всем своим золотом и шикарным гардеробом в Швейцарию, но при пересечении границы оказывается в тяжелейшем положении. Из-за закона, по которому из Германии в военное время было запрещено вывозить золото, у нее конфискуют все, в том числе и сценические наряды. Мата остается нищей в воюющей стране. Некий сердобольный постоялец отеля покупает ей билет до родной Голландии, и танцовщица перебирается на нейтральную территорию, где ее в долг пускают пожить в пустующий отель.

Здесь Маргарета быстро находит нового богатого любовника-банкира, которому представляется русской подданной, говорящей по-французски, и который оплачивает ее счета и дает неограниченный кредит на покупку новых костюмов для сцены и билет до Гааги. Через неделю он узнает ее изображение на папиросной пачке «Мата-Хари» и разрывает связь, но костюмы уже пошиты, а железнодорожный билет оплачен. В Гааге Мата подписывает контрактный договор с голландским руководителем Французской оперы.

И снова Париж

В Голландии у танцовщицы вновь появляются и деньги, и новые влиятельные любовники. Но доходы несравнимы с парижскими, а нравы протестантской страны в отношении развратных танцев куда более строги. Да и тратить заработанное в стране, зажатой фронтами и испытывающей нехватку даже в продовольствии, особо не на что. Маргарета снова грезит о Париже, но попасть туда через линию фронта по суше не представляется возможным. Выправив новый голландский паспорт на имя Маргареты ванн Зеле, стриптизерша с большим трудом попадает во Францию на датском теплоходе через Испанию. Идет 1916 год.

Вадим Маслов

Едва ступив на французскую землю и обосновавшись в столице моды, Мата Хари знакомится с русским военным, которому суждено сыграть в ее жизни роковую роль. Капитан экспедиционного корпуса (по другим сведениям, поручик) Вадим Маслов был, пожалуй, единственным человеком в жизни этой желанной для тысяч мужчин женщины, которого любила она сама. И, если другие мужчины всю жизнь содержали ее, то в случае с Масловым ситуация впервые в ее жизни была иная - он беззастенчиво тянул средства у нее, и притом в очень немалых размерах. Ему было всего 21, ей уже 40. В августе он отбывает на фронт, и любящая женщина полна решимости ехать к нему. Но поездка в прифронтовую полосу требует особого разрешения из военного министерства.

Ляду

Не дослужившись к 45 годам до чина майора, капитан военного министерства Джордж Ляду (Ладу) рисковал остаться по французским законам без пенсии. У французов к тому времени было много вопросов к военному министерству, в частности, почему, вопреки обещаниям генералов, Германия не была разгромлена за месяц, и как было допущено, что немцы едва не вошли в Париж. Военное руководство требует от контрразведки разгромного разоблачения какой-нибудь шпионской особы, не имеющей отношения к французской верхушке и способной стать «козлом отпущения». Раскрытие подобного громкого дела дало бы Джорджу Ляду шанс на получение чина майора и обеспеченную старость. И на пороге кабинета этого неприметного коротышки с черными усиками возникает Мата Хари. Он узнает ее и выправляет пропуск на фронт в обмен на согласие работать на французскую разведку. Судьба дарит ей 2 недели счастья с любимым человеком, а по возвращении она снова появляется в кабинете Ляду, заявив, что теперь ей необходимо вернуться в Гаагу для продажи дома и получения утраченной справки о разводе, чтобы иметь возможность выйти замуж за Маслова. Но выехать из воюющей Франции еще сложнее, чем попасть в нее, полномочий Ляду для этого недостаточно. Единственным выходом из ситуации становится выполнение агентского задания разведки за пределами Франции, но Мата Хари ради любимого готова на все.

Контрвербовка

Многие факты говорят о том, что эта вербовка была фиктивной и лишь давала возможность выехать из страны. Другие свидетельства указывают на тот факт, что работать против Германии Мата Хари согласилась всерьез из мести, памятуя о том, как когда-то осталась нищей на немецкой границе. Более того, запросила за услуги у капитана Ляду баснословную сумму, которая должна была обеспечить ее спокойное замужество с Масловым. Как бы то ни было, 6 ноября 1916 года она уже была в Испании, откуда пересела на пароход, следующий в Нидерланды.

Во время проверки документов британскими спецслужбами в проливе Ла-Манш произошла ошибка, Мата была принята за германскую шпионку Бенедикс, снята с судна и взята под арест. Маргарета не выдержала допроса, расплакавшись и сознавшись, что она действительно шпионка, но работающая на Францию, а не на Германию. Для подтверждения этого факта она попросила англичан связаться со своим вербовщиком, который, разумеется, ничего не подтвердил. Но недоразумение с Бенедикс вскоре выяснилось, танцовщица оказалась на свободе и была препровождена обратно в Мадрид. Однако найти работу ей не удалось. Никто не захотел подписать с ней контракт из-за пристального надзора полиции и дурной славы шпионки непонятно какого государства.

И снова Ляду

Капитал поначалу тяжело переживал свой провал вербовки негодного агента, расколовшегося на первом же допросе, но быстро придумал, как превратить его в триумф. Французская разведка якобы перехватило шифровку о прибытии немецкого агента Х-21 (впоследствии не найденного в архивах). Зашифрованное сообщение было составлено таким образом, что все указывало на Мату Хари, представляя ее как опаснейшего агента Германии. Ее арестовали, а Ляду получил долгожданного майора, после чего тут же был отправлен руководством министерства в отставку из-за подозрения в подлоге и двойной игре. Впоследствии он написал и выгодно пристроил две книги с описанием разоблачения опасной шпионки, в которых навесил на нее все эпизоды и обвинения, прозвучавшие на следствии, немало добавив и лично от себя. Он так гордился своим профессиональным успехом и долгожданным майорским чином, что подписал бестселлер Сommandant Ladoux.

Арест и казнь

Арестовывать ее пришли 13 февраля 1917г. До последнего момента она верила в своих богатых покровителей и их заступничество, но на следствии никто не выступил в ее защиту. А когда ей зачитали показания Маслова, высказавшегося коротко и ясно о том, что «интрижка с танцовщицей не имела для него значения, и он уже думал бросить ее», она лишь прошептала, что ей больше нечего сказать. Перед казнью она добавила, что обвинители не могут сделать ей ничего более страшного, чем сделала с ней любовь.

Ранним утром 15 октября того же года Мата Хари была выведена на казнь. Отказавшись от повязки на глаза, она смотрела в лицо 12 стрелкам, а затем послала им воздушный поцелуй со словами «Я готова, господа». Говорят, в ее сердце попала лишь одна пуля, остальные полетели в воздух. Тело, обладать которым мечтали сотни мужчин, оказалось никем не востребованным и было отдано в анатомичку.


Правосудие еще не поставило точку в обвинении или оправдании этой женщины. Возможно, оно еще поднимет архивы и, наконец, расставит все по местам в истории жизни Маты Хари - двойной шпионки или просто неординарной красивой женщины и чувственной исполнительницы восточных танцев.

5 / 5 ( 2 votes )

А. Кузнецов: Громкая слава Маты Хари начинается с 1905 года. Нет, пока она еще не шпионка и не разведчица, а танцовщица «восточного стиля», очаровавшая всю собравшуюся в салоне госпожи Киреевской публику своими экзотическими движениями.

На самом деле наша героиня не была выдающейся танцовщицей, что признавала и она сама. Просто ей удалось оказаться в нужном месте в нужное время, поймав, к тому же, тайные желания зрителей. В это время в Европе первые шаги делал стриптиз, и Мата Хари использовала его элементы в своих выступлениях. В конце номера она оказывалась почти полностью обнаженной, что сражало мужчин наповал.

Мата Хари умело создавала вокруг себя легенду, рассказывая, что является дочерью индийской принцессы, умершей при родах. Ее юность, согласно этой легенде, прошла в отдаленных храмах Востока, где ее обучали самым таинственным и мистическим танцам.

Вскоре вся Европа была у ее ног. Экзотическую диву приглашали в лучшие театры, сильные мира сего считали необходимым посетить ее выступления.

С. Бунтман : Но ведь были и те, кто критиковал Мату Хари, обвинял ее в отсутствии таланта?

А. Кузнецов : Конечно. Главными недостатками нашей героини (это к вопросу о том, почему она не годилась в разведчицы) были непостоянство, расточительность, страсть к азартным играм. Желание жить на содержании у мужчин заставляло ее впутываться в сомнительные связи, что, естественно, совершенно не нравилось обществу.

С. Бунтман : Да, кстати, нашу прекрасную нимфу на самом деле звали Маргарета Гертруда Зелле.

А. Кузнецов : Да. Она родилась в 1876 году и была единственной девочкой в семье. До 13 лет Маргарета ходила в школу высшего сословия: ее отец был преуспевающим шляпником, а также делал успешные вложения в нефтедобывающую отрасль, что позволяло ему не скупиться на любимую дочурку. Но в 1889 году он разорился, затем развелся с женой. В итоге обедневший родитель был вынужден отправить юную дочь к ее крестному отцу в город Снек. Там наша героиня попала в училище южнонидерландского города Лейден, где начала учиться на воспитательницу детского сада. Однако долго ее обучение не продолжилось: по объявлению через газету она познакомилась с 38-летним офицером Рудольфом МакЛеодом и вскоре вышла за него замуж.

С. Бунтман : Но брак, насколько мне известно, не продлился долго.

А. Кузнецов : Да. Спустя некоторое время после бракосочетания и переезда на остров Ява Маргарета разочаровалась в своем избраннике: голландец шотландского происхождения МакЛеод страдал от алкоголизма, вымещал всю свою злобу и нереализованность в военном деле на супруге и двух детях, а также содержал любовниц. Впрочем, и наша героиня крутила романы с другими голландскими офицерами.

Маргарета Гертруда Зелле. (wikipedia.org)

В 1899 году у пары умер сын, по одной версии, от болезни, по другой — в результате отравления, организованного слугами, обиженными на родителей.

С. Бунтман : То есть брак, который и без того трещал по швам, омрачает еще и такая страшная трагедия.

А. Кузнецов : Да. И Маргарета решает сконцентрироваться на изучении индонезийских традиций, в частности, местных национальных танцев. Она даже придумывает себе псевдоним — «Мата Хари», что в переводе с малайского означает «глаз дня».

С. Бунтман : Короткое, но при этом звучное, запоминающееся имя. Одним словом, удачный псевдоним.

А. Кузнецов : Согласен. В марте 1902 года Маргарета с мужем возвращаются в Нидерланды, а в августе того же года суд официально регистрирует их развод. При этом уже отставной на тот момент майор МакЛеод отказывается платить алименты нашей героине, оставшейся с ребенком на руках, а впоследствии делает все для того, чтобы разлучить мать и дочь навсегда.

Ну, а дальше начинается совершенно феерическая карьера Маргареты Зелле, точнее Маты Хари. На одном из выступлений ее замечает самый знаменитый импресарио Парижа Габриэль Астрюк, тот самый, который несколькими годами позже привезет во Францию на гастроли певца Федора Шаляпина и русский балет Сергея Дягилева. Астрюк устраивает для нашей героини выступления в лучших театрах, ей рукоплещет самая искушенная публика в мире. Мату Хари даже сравнивали с восходящей звездой Айседорой Дункан, и муза Есенина, по мнению современников, явно проигрывала.

С. Бунтман : Наверное, в тот период у Маты Хари была масса поклонников?

А. Кузнецов : Еще бы. Ей приписывали романы с целым рядом высокопоставленных лиц Франции и Германии — военными (офицеров она любила всегда), политиками, банкирами.

Мата Хари не была разборчива в связях. Так, перед войной она связалась с германским офицером, ездила с ним на маневры. Кто-то считает, что именно тогда немцы «положили глаз» на смазливую танцовщицу и решили использовать ее для слежки.

С. Бунтман : Но точных доказательств нет?

А. Кузнецов : Нет.

Во время Первой мировой войны Нидерланды оставались нейтральными, и, будучи голландской подданной, Мата Хари могла ездить из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога нашей героини пролегала через Испанию и Великобританию. Частые перемещения известной танцовщицы заинтересовали французскую контрразведку, поскольку в военные годы в Испании активно действовала немецкая шпионская резидентура…


Мата Хари, 1900-е годы. (wikipedia.org)

С. Бунтман : Возможно, немного забегая вперед, правда ли, что у Маты Хари был роман с пленным русским офицером?

А. Кузнецов : Был, но не с пленным. Вадим Маслов — вполне себе действующий офицер, который проходил реабилитацию на водах в Виттеле (ослеп после газовой атаки). Это была не мимолетная связь. Наша героиня влюбилась, стала мечтать о семье. Но для этого нужны были деньги.

Так, чтобы навестить любимого (напомним, что Мата Хари — голландская подданная), она отправляется за пропуском к главе Второго бюро (разведка и контрразведка) Жоржу Ладу. Все их разговоры известны лишь по его мемуарам. Оттуда появилась версия, что Мата Хари попросила миллион франков в ответ на предложение послужить Франции.

Ладу, естественно, был потрясен названной суммой, но наша героиня заверила его, что ее услуги будут этого стоить. В любом случае, она знает множество разных людей, в том числе в Бельгии, в Брюсселе, например.

С. Бунтман : И капитан Ладу посчитал это хорошей идеей?

А. Кузнецов : Да, но денег не дал (только пообещал). В ноябре 1916 года Мата Хари покинула Париж. Она поехала в Мадрид и Виго, где хотела сесть на борт голландского парохода «Голландия». Однако осуществить задуманное ей не удалось. Сотрудники британской разведки, обвинив ее в том, что на самом деле она — Клара Бенедикс, немка из Гамбурга, подозреваемая в , сняли ее с корабля и посадили под арест.

Потом, конечно, ее отпустят (только не в Голландию, а обратно в Испанию), но до этого она успеет побеседовать с одним из руководителей английской контрразведки сэром Бэзилом Томпсоном. На вопрос: «Что вы делали на корабле и почему едете в Голландию?», Мата Хари выпалит (почему бы и нет, разве Великобритания не союзница Франции?), что она спешит в Нидерланды со специальным заданием, которое ей поручили французы.

Полученным ответом сэр Бэзил Томсон был просто ошарашен. А когда капитан Ладу, в свою очередь, узнал, что сэр Бэзил все знает, то тоже понял, что оказался в довольно глупой ситуации. Он, видимо, здорово рассердился. Потому можно предположить, что его глубокая злоба к Мате Хари зародилась именно в тот день. Узнав, что в глазах сэра Бэзила Томсона он оказался полным дураком, капитан Ладу не мог показать никакого послабления в уличении нашей героини. Именно с того момента он жаждал мести. И его месть будет ужасной.

С. Бунтман : Да уж. Но вернемся к Мате Хари. Итак, она возвращается в Испанию.

А. Кузнецов : Да. Прибыв в Мадрид, она снимает номер в отеле «Палас». Кстати, интересный факт, здесь ее соседкой по ремеслу была настоящая шпионка Марта Рише. Молодая француженка, потеряв мужа в самом начале войны, она согласилась работать на капитана Ладу. По его указанию она отправилась в Испанию, где успешно внедрилась в немецкие круги, за короткое время став любовницей немецкого военно-морского атташе — главы одной из шпионских сетей.


Мата Хари в день своего ареста. (wikipedia.org)

С. Бунтман : То есть буквально летит как мотылек на огонь?

А. Кузнецов : Да. Несколько недель она слоняется по Парижу, пытается встретиться с капитаном Ладу, но тот ее не принимает.

А. Кузнецов : …ее арестовывают.

Секретное досье, которое военный совет собрал на Мату Хари, было выдано на руки членам военного суда 24 июля 1917 года. Это была большая папка толщиной 15 сантиметров. Под подписью «Дело Зелле — Маты Хари» содержалось много документов, телеграмм, слов — но никаких улик. Досье было продуктом деятельности одного человека — капитана Пьера Бушардона, военного судебного следователя. На длившихся более четырех месяцев допросах Маты Хари и разных свидетелей он и построил это дело. Тонкий слой реальных фактов был сконструирован из слухов, сплетен и бесконечных монологов нашей героини. Можно справедливо сказать, что Мата Хари сама своей болтовней привела себя к смерти.

Сам по себе судебный процесс против Маты Хари не имел большого значения, кроме того, что он закончился приговором и казнью. 15 октября 1917 года знаменитая танцовщица была расстреляна.

Была ли она шпионкой века? Нет.

Василиса Иванова


Время на чтение: 10 минут

А А

Мата Хари жила более сотни лет назад, но ее имя до сих пор будоражит умы. Кем она была: очаровательной танцовщицей-обольстительницей — или гением международного шпионажа? Сложно ответить на этот вопрос однозначно: отзывы современников и биографические очерки слишком разнятся; кажется, что речь идет о разных женщинах.

Как Мата Хари повлияла на международные отношения, почему она навечно вошла в историю, и чему стоит у нее поучиться?

Пара слов о детстве и настоящем имени

Имя Мата Хари кажется весьма нестандартным для Нидерландов начала XX века. И неудивительно, ведь настоящее имя Мата, данное при рождении - Маргарета Гертруда Зелле.

Она родилась 7 августа 1876 в небольшом городке Леувардене, что находится в провинции Фрисландии в Нидерландах.

Ее отец владел небольшим магазином, и в свое время хорошо поднялся на инвестициях, поэтому Маргарета росла в обеспеченной семье. Она ходила в школы для высшего сословия и считалась одной из лучших учениц, а родители старались, чтобы дочь ни в чем не нуждалась.

Но период семейного благополучия закончился, когда отец стал банкротом. Это произошло в 1889 году, а вскоре после этого родители подали на развод. Не выдержав моральных напряжений, мать Маргареты заболела — и скончалась в 1891 году.

Дочь была отправлена в город Снек, где жил ее крестный, а немного позже, когда встал вопрос о получении дальнейшего образования, девушка переехала в город Лейден. Там она поступила в заведение, где обучались будущие воспитатели детских садов.

Видео: Мата Хари. Шпионка, которую предали


Как не сковывать себя пуританскими правилами: инструкция от Мата

Период жизни в Лейдене можно считать отправной точкой в карьере Маргареты, как коварной (или не очень) соблазнительницы. Она сумела применить свои женские чары, чтобы влюбить в себя директора училища. Заметив открытый флирт между юной Гретой и взрослым мужчиной, крестный отец посчитал нужным не допустить скандала — и увезти девушку подальше от эпицентра событий.

Но спокойная и чинная жизнь Маргарету уже не устраивала, в доме крестного ей не хватало воздуха и свободы. Поэтому она сбежала в Гаагу к дяде — но он тоже был чрезмерно строг по ее меркам.

Идеальным, как на тот момент ей казалось, решением всех проблем было удачное замужество. Однажды ей попалась газета, на страницах которой одинокие мужчины сетовали на отсутствие женского тепла — и надеялись на знакомство с прелестными барышнями.

«Жертвой» чар Маргареты стал капитан Рудольф Мак-Леод, который был старше на 20 лет. Между знакомством и бракосочетанием не прошло много времени, Рудольф и Грета отправились к алтарю, едва зная друг друга. Естественно, никакой любви со стороны девушки не было, исключительно — расче

Инструкция не сработала, или нерайская жизнь на райском острове

Неизвестно, тешила ли себя Маргарета надеждами на спокойную жизнь с мужем, но он не дал ей возможности почувствовать себя счастливой женой. Супруги переехали на остров Яву, который, на тот момент, относится к голландской Ост-Индии, где пытались построить крепкую семью.

Но брак разочаровал обоих. Рудольф в большей мере интересовался крепкими спиртными напитками, нежели молодой красавицей-женой, которую с успехом заменяли многочисленные любовницы.

Он любил периодически упрекнуть супругу — дескать, это она виновата в том, что он — полный неудачник, и не продвигается по службе. Несмотря на это, Маргарета родила Рудольфу двоих детей: сына Нормана-Джона и дочь Жанну-Луизу.

Даже дети не смогли удержать Грету. Не выдержав домашних скандалов, она переехала к своему любовнику Ван Редесу. Ходили слухи, что она изменяла мужу и с другими голландскими офицерами, и вообще пустилась во все тяжкие, пытаясь побольнее отомстить супругу.

В этот же период она начала посещать танцевальные занятия, особенно ее заинтересовали национальные индонезийские танцы.

Муж уговорил Маргарету вернуться — она согласилась, но Рудольф не остепенился.

Избавиться от гнетущей депрессии помогали только танцы и погружение в местную культуру. Именно там Маргарета придумала себе псевдоним — и впервые им назвалась в письме к родственникам.

Мата Хари - словосочетание, которое на малайском языке означает «солнце». Дословно: «мата» - глаз, а «хари» - день.

В 1899 году в возрасте двух лет умирает сын Греты. Причина доподлинно неизвестна — но, скорее всего, это были осложнения сифилиса, которым ребенка наградили родители. Они же отрицали факт наличия «неприличного» заболевания, утверждая, что малыша отравила прислуга.

Дочь прожила намного дольше сына, но в возрасте 21 года умерла со схожими симптомами.

Как правильно сыграть на мужском естестве? Спросите Мата!

В 1903 году супруги вернулись обратно в Голландию, после чего Маргарета немедленно подала на развод. Рудольф отобрал у матери права на воспитание дочери, поэтому Жанна-Луиза осталась жить с отцом.

Бывший муж наотрез отказался платить алименты и обеспечивать жену, поэтому Грета осталась на пороге бедности.

Осознав, что в Голландии заработать достаточное количество денег она не сможет, Маргарета отправилась в Париж. Оживленный город манил ее сверкающими огнями, женщине казалось, что это — то место, где она смогла бы решить все проблемы. Когда ее позже спросили, почему именно столица Франции, она ответила — мол, ей всегда казалось, что все женщины, которые сбежали от опостылевших мужей, отправляются именно в Париж.

Сначала Грета хотела стать натурщицей у художников, но ее кандидатуру отбраковали. Дескать, бюст маловат и невнушителен. Отчаиваться Маргарета не стала, и устроилась в цирк, где работала наездницей на лошадях, выступая под псевдонимом Леди Греша Мак-Леод.

Но подобная карьера ее не прельщала, да и заработок не радовал. Поэтому пришлось вспомнить навыки танца и соблазнения мужского пола.

Комбинация этих двух умений обеспечила Грете дорогу в богемную среду Парижа, где она раскрыла весь потенциал — и стала Мата Хари окончательно. Танцы женщины производили неизгладимое впечатление на неискушенных экзотикой французов: откровенные наряды и умелая балансировка на грани приличия и откровенного стриптиза приводила мужчин в экстаз.

Тот факт, что на танцовщице в конце выступления оказывался самый минимум одежды, едва прикрывавший постыдные места, Мата умело обосновывала. Стриптиз оправдывался тем, что танец был религиозным и посвящался Шиве, поэтому полиция нравов не могла придраться. Танцы были экзотическими, а значит — в них присутствовал элемент иноземных традиций. А кто их разберет, этих туземцев, вместе с их поверьями?

Триумф Мата произошел в марте 1905 года. Она выступала в музее восточного искусства «Мюзэ Гимэ», который принадлежал богатому промышленнику месье Гимэ. Гибкая и грациозная Маргарета настолько пришлась ему по душе, что он решил всеми способами обеспечить ей карьеру. На выступлении присутствовали послы Японии и Германии, а также известнейшие жители Парижа. На Мата были роскошные одежды и драгоценности, от которых в конце танца остались только браслеты и ожерелье. Результат - фурор среди парижской богемы, долгие обсуждения таланта Мата и стремительный взлет карьеры.

Немалое значение сыграла любовь Мата к мистификациям. Она утверждала, что прибыла из далеких краев и была дочерью загадочного короля, иногда говорила, что воспитывалась в восточном монастыре.

На фоне общей увлеченности Востоком подобные легенды позволили Мата стремительно подняться на вершины популярности. Она превращается в настоящий бренд, ее именем называют конфеты, сигареты, изящная Грета изображается на почтовых открытках.

Женщину приглашают выступать в особняке Ротшильда, а после успешного шоу на сцене театра «Олимпия» Мата Хари признают идеалом красоты и пластики. В газетах по всему миру пишут об очаровательной танцовщице, которая способна свести с ума мужчину одним движением грациозной ножки.

Попутно Маргарета не гнушалась профессией куртизанки, и пользовалась всеми благами своего положения. Она была знакома с политиками, банкирами, промышленниками, которые дарили ей дорогие украшения и финансово обеспечивали.

Ходили слухи, что могущественные покровители у нее есть чуть ли не в каждом крупном европейском городе. Но, тем не менее, у Мата возникали финансовые затруднения, и ей приходилось периодически брать в долг.

Очаровательная шпионка

Неизвестно, когда именно, и при каких обстоятельствах, была завербована Маргарета. Ее причастность к шпионажу была раскрыта во время Первой Мировой войны, но есть основания полагать, что вербовка произошла задолго до военного конфликта.

Первые подозрения вызвали слишком частые путешествия из Франции в Нидерланды. Родное государство Мата сохраняло военный нейтралитет, поэтому разрешался свободный въезд нидерландским гражданам. Но между двумя государствами пролегала линия фронта, поэтому приходилось ехать через Испанию и Британию, где ее теоретически могли завербовать немецкие резиденты.

Когда в 1916 году французская контрразведка предположила, что Мата причастна к шпионажу, женщина сама пришла к ним и предложила свои услуги. В разговоре она случайно упомянула имя своего любовника, которого французы знали, как немецкого агента. Для проверки Мата была отправлена в Мадрид для выполнения простой миссии. Убедиться в том, что Маргарет - двойной агент, помог радиоперехват сообщения от немецкой разведки о том, что перевербованному Францией агенту немедленно необходимо вернуться из Мадрида в Париж.

Красивый миф о большой любви

Есть легенда о том, что настоящая причина обратиться во французскую разведку была до тошноты прозаической: Мата повстречала русского летчика Вадима Маслова. Он жил во Франции и служил в авиации, был молод и красив. Он годился Мата в сыновья — но, несмотря на огромную разницу в возрасте, Маргарета полюбила молодого русского, и была готова ради него на все.

Согласно слухам, молодого летчика отправили на фронт, где он был ранен и потерял глаз. Обезумевшая от переживаний за любимого, Мата рвалась к нему в госпиталь — но ее не пускали.

Якобы, именно для того, чтобы попасть к Вадиму, женщина обратилась к французским военным, но они поставили ультиматум: пока женщина не достанет данные от вражеских немецких солдат — не видать ей Вадима. Именно поэтому Мата отправили в Мадрид, где и рассекретили.

Правда ли это, или красивый миф? Доказать невозможно, поскольку все данные о Мата до сих пор не раскрыты. Другая версия гласит, что Германия сама позволила перехватить радиоканал, чтобы тем самым избавиться от двойного агента.

Так или иначе, последствия были плачевными.

Стремительная развязка

Мата арестовали в январе 1917 года. Около четырех месяцев ее допрашивали, она же отрицала все факты причастности к немецким агентам. Но французы сумели расшифровать несколько радиосообщений, которые доказывали деятельность Мата, как агента.

На суде ее обвинили в передаче данных, которые привели к гибели нескольких французских дивизий. Это послужило поводом вынести приговор о смертной казни без права на помилование.

Она до последнего момента сохраняла невероятное спокойствие. Адвокат предложил ей сказать, что она беременна, тем самым отсрочив казнь — но Маргарет отказалась.

Утром, когда ей сказали о том, что немедленно приведут приговор в исполнение, она возмутилась, что ее даже не накормят завтраком. Мата оделась с привычным тщанием, после чего ее вывезли на военный полигон. Она попросила не надевать на глаза маску и не связывать руки. Перед расстрелом Мата послала воздушный поцелуй расстрельной команде — и сказала, что готова. Даже в последний миг она выглядела спокойной. Произошло это 15 октября 1917 года.

Мата Хари и современность: почему мы ее помним?

История куртизанки и родоначальницы стриптиза, которая попала в разведку и проявила себя, как умнейшая женщина со стальными нервами, до сих пор будоражит умы людей. До сих пор у биографов не получается доказать — была ли она просто распутницей, которая мечтала только о мужских кошельках, или же она просчитывала каждый шаг наперед, и фатально ошиблась лишь один раз.

Некоторые считают, что она была обычной женщиной, на нее роковой фатум обрушил тяжелейшие жизненные невзгоды, с которыми пришлось справляться хрупкой Маргарете Зеллер.

Первый фильм о Мата Хари появился уже через 3 года после ее смерти. Главную роль в разные годы играли Аста Нильсен, Грета Гарбо, Жанна Моро. О великой искусительнице писали книги, ее жизнь привлекала сценаристов и режиссеров.

В 1992 году была издана книга «Жизнь и смерть Мата Хари», а в 2009 году режиссером Е. Гинзбургом был поставлен спектакль по мотивам жизни великой танцовщицы, а через год была показана пьеса другого российского режиссера - С. Проханова. В 2016 году был снят сериал, в котором роль Мата досталась Ваине Джоканте.

С момента ухода из жизни Маргареты Зеллер прошло более 100 лет, но память о величайшей шпионке всех времен и народов жива до сих пор.

Можно гарантировать, что идея о куртизанке-искусительнице, замешанной в межполитические интриги, будет востребована еще долгие годы.

Сайт сайт благодарит вас, что нашли время познакомиться с нашими материалами!

Antje van der Meulen ) (21 апреля 1842 - 9 мая 1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек . Затем она продолжила своё обучение в Лейдене , получая профессию воспитательницы детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу .

Индонезия

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание. Расстрел произошёл на военном полигоне в Венсене 15 октября . После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!» Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа». По приказу одиннадцать солдат выстрелили в Мату Хари, одиннадцать пуль попало в её тело. Двенадцатый солдат, совсем еще юнец, только призванный на службу, упал в обморок в унисон с безжизненным телом двойного агента, прекрасной Маты Хари. Сразу после казни, её тело забрали, впоследствии оно было передано в анатомический театр.

Реакция на казнь

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр . Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал . Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Оценка деятельности

Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её, как разведчицы) был сильно преувеличен - едва ли сведения, реально добытые ей (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны.

Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней » .

Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Мата Хари с представителями французской военной и политической элиты , опасность огласки которых могла повлиять на вынесение ей смертного приговора.

В культуре и искусстве

Роль великосветской шпионки, сыгранная ею с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам XX века .

  • Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари » с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько ремейков
  • Марк Алданов в 1932 г. напечатал очерк «Мата Хари»
  • Лейла Вертенбейкер . роман «Жизнь и смерть Мата Хари» (Москва, Издательство «Пресса» ,1992, тираж 100 000 экз., перевод с англ. В. В. Кузнецова)
  • Елена Гремина . пьеса «Глаза дня »
  • В 1982 немецкая группа Dschinghis Khan альбом Helden, schurken und der dudelmoser
  • В 1982 году в лондонском Lyric Theatre, Hammersmith состоялась премьера мюзикла Лейны Лович , Криса Джадж Смита и Леса Чаппелла «Мата Хари» («Mata Hari»)
  • В 2009 году режиссёром Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» на музыку А.Киселева (либретто А.Киселев, А.Вулых), главные роли в котором исполнили Т. Дольникова , В. Ланская , Н. Громушкина ,О. Акулич , Э. Виторган и певец Александр Фадеев
  • В 2010 году в Москве стартовал мюзикл «Любовь и Шпионаж » на музыку М. Дунаевского , поставленный по пьесе Е. Греминой «Глаза дня» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях
  • 16.09.2010 г. в Москве, на большой сцене театра «Театр Луны » (художественный руководитель Сергей Борисович Проханов), состоялась премьера спектакля «Мата Хари: „глаза дня“» (реж. Д. Попова)
  • Выпущена компьютерная игра «Секретные миссии. Мата Хари и подводные лодки кайзера»
  • Также образ Маты Хари присутствует в серии книг «Мы, боги» (2004), «Дыхание богов» (2005), «Тайна богов» (2007) французского писателя и философа Бернара Вербера
  • Мата Хари является одним из героев книг «Охотники» и «Охотники-2» литературного проекта «Этногенез » издательств «Популярная Литература» и «АСТ», начавшегося весной 2009 года
  • Песня «» была исполнена на польском языке известной эстрадной певицей 60-80-х годов XX века Анной Герман
  • В 8 эпизоде 2 сезона сериала Хранилище 13 чулки Маты Хари были артефактом, имеющим свойство соблазнять мужчин, к ним прикасавшихся
  • Упоминается в романе Д. Х. Чейза «Дело лишь во времени»
  • Была в трилогии «Мы Боги» Бернара Вербера

Киновоплощения

  • Аста Нильсен - «Мата Хари » (Германия, 1920), «Шпионка» (1921)
  • Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927)
  • Грета Гарбо - «Мата Хари » (1931)
  • Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937)
  • Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957)
  • Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961)
  • Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962)
  • Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964)
  • Жанна Моро - «Мата Хари » / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964)
  • Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966)
  • Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968)
  • Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970)
  • Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972)
  • Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974)
  • Жозин ван Далсум - «Мата Хари » (телесериал, Нидерланды, 1981)
  • Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982)
  • Сильвия Кристель - «Мата Хари » (США, 1985)
  • Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса » / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993)
  • Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес » / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997)
  • Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002)
  • Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003)
  • Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006)
  • Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (англ. Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006)
  • Ваина Джоканте - «Мата Хари » (телесериал, Россия, 2016)

См. также

Напишите отзыв о статье "Мата Хари"

Литература

  • Ваагенаар С. (нем.) русск. / Пер. с нем. В.Крюков . «Военная литература», // Waagenaar, Sam . Sie nannte sich Mata Hari. West-Berlin: Ullstein Verlag, .
    • Первое издание: Sam Waagenaar , Mata Hari; ; Mata Hari. Vollständig überarbeite und erweiterte Fassung, Lübbe, Bergisch Gladbach, . - ISBN 3-404-61071-7 .
  • Всемирная история шпионажа / Авт.-сост. М. И. Умнов . - М.: АСТ , . - ISBN 5-237-05178-2
  • Лейла Вертенбейкер «Жизнь и смерть Мата Хари». Роман./Пер. с англ. В. Кузнецова. - М.:Пресса, 1993. - ISBN 5-253-00696-6

Ссылки

  • сайте peoples.ru
  • на IMDB
  • на IMDB
  • на IMDB

Примечания

Отрывок, характеризующий Мата Хари

Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

Новое на сайте

>

Самое популярное